Метод «зелёной ручки» (или «зелёных чернил») сформулировал ещё в 80-е годы известный педагог Шалва Александрович Амонашвили. Он предложил учителям отказаться от красной ручки, которой они исправляют ошибки в работах учеников, а вместо этого использовать зелёную ручку и выделять ей наиболее удачные фрагменты в тетради (красиво написанную букву, интересный способ решения и т.п.).
Если посмотреть на эту идею шире, то станет понятна фундаментальная разница подходов. «Красная ручка» концентрирует внимание на ошибках. Глядя на исправления, школьник снова и снова переживает опыт неудачи, теряет веру в собственные силы. «Зелёная ручка» выделяет лучшие моменты, поднимает самооценку, мотивирует к дальнейшему развитию.
Что же делать с ошибками? Неужели оставлять их без внимания? Конечно, нет.
Ошибки нужно исправлять, но результат будет гораздо лучше, если ученик сделает это самостоятельно. От учителя требуется лишь указать на наличие ошибок.
В тетради сильного ученика можно написать комментарий: «В работе две ошибки». Для ребят послабее требуется больше конкретики. Можно указать номер задания, в котором допущена ошибка, или даже подчеркнуть её карандашом, но не исправлять.
При таком подходе во время работы над ошибками школьник не бездумно переписывает верный вариант, а сознательно ищет ошибку и способ её исправить. Это не даёт гарантию, что ученик никогда не повторит ошибку, но заметно уменьшает такую возможность.
А что вы думаете о методе «зелёной ручки» и самостоятельном исправлении ошибок школьниками? Поделитесь в комментариях своим мнением!
#советы_просвещение
Количество постов 10 709
Частота постов 10 часов 58 минут
ER
43.82
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Многим учителям знаком методический приём «кубик Блума». На каждой грани кубика пишутся слова: «назови», «объясни», «предложи», «почему», «придумай», «поделись». Эти слова становятся отправной точкой для ответа ученика по той или иной теме.
Однако не многие понимают, почему американский психолог Бенджамин Блум предлагал использовать именно эти слова и какой смысл вкладывал в каждое.
Ответ на этот вопрос мы найдём в так называемой «таксономии педагогических целей», которую Блум предложил в 1956 году. Эта технология помогает ставить образовательные цели и, исходя из них, формулировать задания. Например, если наша цель — дать знания по определенной теме, то в заданиях для учеников должны использоваться глаголы «назови», «расскажи», «покажи» и т.п.
Более подробно педагогические цели и задания для их достижения показаны на схеме.
Система целей строится от простого к сложному.
1. Знания включают в себя распознавание или запоминание фактов и терминов.
«Назови три распространённых сорта яблока».
2. Понимание означает, что ученик может осознать имеющиеся знания, сформулировать их иначе, чем в учебнике.
«Расскажи, чем похожи эти два сорта яблок».
3. Применение предполагает использование приобретённых знаний, решение практических проблем.
«Предотвратят ли яблоки цингу — болезнь, вызванную дефицитом витамина С?»
4. Анализ включает в себя разделение информации на составные части, определение того, как эти части соотносятся друг с другом, выявление закономерностей.
«Сравни разные способы приготовления яблок. Какие из них наиболее полезны для здоровья?»
5. Синтез предполагает систематизацию новых знаний, включение их в структуру уже имеющихся представлений и формулирование новых выводов.
«Преврати «нездоровый» рецепт яблочного пирога в «полезный». Объясни, почему ты решил изменить рецепт именно так».
6. Оценка — это формулирование своего мнения по той или иной проблеме и аргументированная защита этого мнения.
«Какие яблоки лучше всего подходят для выпечки пирога и почему?»
Надеемся, что этот пост поможет вам в будущем более эффективно использовать приём «кубик Блума» и формулировать задания для учеников исходя из поставленных целей.
#самообразование_просвещение
Однако не многие понимают, почему американский психолог Бенджамин Блум предлагал использовать именно эти слова и какой смысл вкладывал в каждое.
Ответ на этот вопрос мы найдём в так называемой «таксономии педагогических целей», которую Блум предложил в 1956 году. Эта технология помогает ставить образовательные цели и, исходя из них, формулировать задания. Например, если наша цель — дать знания по определенной теме, то в заданиях для учеников должны использоваться глаголы «назови», «расскажи», «покажи» и т.п.
Более подробно педагогические цели и задания для их достижения показаны на схеме.
Система целей строится от простого к сложному.
1. Знания включают в себя распознавание или запоминание фактов и терминов.
«Назови три распространённых сорта яблока».
2. Понимание означает, что ученик может осознать имеющиеся знания, сформулировать их иначе, чем в учебнике.
«Расскажи, чем похожи эти два сорта яблок».
3. Применение предполагает использование приобретённых знаний, решение практических проблем.
«Предотвратят ли яблоки цингу — болезнь, вызванную дефицитом витамина С?»
4. Анализ включает в себя разделение информации на составные части, определение того, как эти части соотносятся друг с другом, выявление закономерностей.
«Сравни разные способы приготовления яблок. Какие из них наиболее полезны для здоровья?»
5. Синтез предполагает систематизацию новых знаний, включение их в структуру уже имеющихся представлений и формулирование новых выводов.
«Преврати «нездоровый» рецепт яблочного пирога в «полезный». Объясни, почему ты решил изменить рецепт именно так».
6. Оценка — это формулирование своего мнения по той или иной проблеме и аргументированная защита этого мнения.
«Какие яблоки лучше всего подходят для выпечки пирога и почему?»
Надеемся, что этот пост поможет вам в будущем более эффективно использовать приём «кубик Блума» и формулировать задания для учеников исходя из поставленных целей.
#самообразование_просвещение
Сегодня мы отмечаем День российской науки и хотели бы рассказать о российских учёных, которые в школе по разным причинам были хулиганами или двоечниками. Наверняка и среди ваших учеников есть ребята, не отличающиеся особым усердием или дисциплиной. Конечно, нет никаких гарантий, что они блеснут в будущем, но присмотритесь на всякий случай.
Математик Николай Лобачевский
Николай постоянно хулиганил. Однажды он на спор перепрыгнул через голову профессора. В другой раз приехал во двор университета на корове. В 1811 году ему дали «первое место по худому поведению». Позже Лобачевский публично раскаялся и пообещал исправиться. В 1814 году он стал профессором университета, а потом поразил всех исследованиями по неевклидовой геометрии.
Историк Николай Костомаров
Костомаров критиковал учителей за слабую подготовку. Однажды он запустил книгу в лицо гувернёру. После двух лет обучения Николая отчислили из воронежского пансиона. Позже он стал студентом Харьковского университета, а затем — автором одной из самых известных книг по истории России.
Географ Николай Пржевальский
В гимназии Пржевальский был «первым учеником», но дисциплина хромала. Однажды шестиклассники решили уничтожить журнал с отметками. Жребий выпал Коле — и он утопил журнал в Днепре. Тем не менее Пржевальский окончил гимназию с отличием, а потом стал крупнейшим исследователем Центральной Азии.
Химик Дмитрий Менделеев
Дмитрию не давалась латынь. Из-за этого предмета его могли бы много раз оставить на второй год и даже исключить. А ещё юный Менделеев часто дрался, однажды участвовал в дуэли на самопалах. После смерти отца Менделеев стал ответственнее, поступил в Главный педагогический институт в Петербурге, а в 1869-м составил периодическую систему химических элементов.
Основоположник космонавтики Константин Циолковский
В 10–11 лет после скарлатины юный Костя стал терять слух. Глухота мешала его обучению — Циолковский не слышал учителей. После второго класса в Вятской мужской гимназии он остался на второй год, а в третьем его отчислили. С тех пор он стал самоучкой и сделал открытия, позволившие советским учёным отправить человека в космос.
Источник: «Культура.РФ»
#ретроспектива_просвещение
Математик Николай Лобачевский
Николай постоянно хулиганил. Однажды он на спор перепрыгнул через голову профессора. В другой раз приехал во двор университета на корове. В 1811 году ему дали «первое место по худому поведению». Позже Лобачевский публично раскаялся и пообещал исправиться. В 1814 году он стал профессором университета, а потом поразил всех исследованиями по неевклидовой геометрии.
Историк Николай Костомаров
Костомаров критиковал учителей за слабую подготовку. Однажды он запустил книгу в лицо гувернёру. После двух лет обучения Николая отчислили из воронежского пансиона. Позже он стал студентом Харьковского университета, а затем — автором одной из самых известных книг по истории России.
Географ Николай Пржевальский
В гимназии Пржевальский был «первым учеником», но дисциплина хромала. Однажды шестиклассники решили уничтожить журнал с отметками. Жребий выпал Коле — и он утопил журнал в Днепре. Тем не менее Пржевальский окончил гимназию с отличием, а потом стал крупнейшим исследователем Центральной Азии.
Химик Дмитрий Менделеев
Дмитрию не давалась латынь. Из-за этого предмета его могли бы много раз оставить на второй год и даже исключить. А ещё юный Менделеев часто дрался, однажды участвовал в дуэли на самопалах. После смерти отца Менделеев стал ответственнее, поступил в Главный педагогический институт в Петербурге, а в 1869-м составил периодическую систему химических элементов.
Основоположник космонавтики Константин Циолковский
В 10–11 лет после скарлатины юный Костя стал терять слух. Глухота мешала его обучению — Циолковский не слышал учителей. После второго класса в Вятской мужской гимназии он остался на второй год, а в третьем его отчислили. С тех пор он стал самоучкой и сделал открытия, позволившие советским учёным отправить человека в космос.
Источник: «Культура.РФ»
#ретроспектива_просвещение
Как обидно: работать над документом полдня — и на вопрос «сохранить или нет?» нажать «нет». Ещё иногда может отключиться электричество — и все усилия пропадают в одно мгновение. Или нет?
Обрадуем: существует способ восстановить несохранённый документ. Он работает не в 100% случаев, но довольно часто может выручить.
1. Открываем программу MS Word (начиная с версии 2010 года).
2. Заходим во вкладку «Файл».
3. Выбираем «Сведения» —> «Управление версиями» —> «Восстановить несохраненные документы».
4. С замиранием сердца смотрим в открывшуюся папку с автосохранёнными документами — и в большинстве случаев видим там нужный нам файл.
5. Выбираем документ, открываем его, просматриваем, сохраняем.
Этот же способ поможет восстановить несохранённые таблицы и презентации в MS Excel и в MS Power Point.
#компьютерные_хитрости_просвещение
Обрадуем: существует способ восстановить несохранённый документ. Он работает не в 100% случаев, но довольно часто может выручить.
1. Открываем программу MS Word (начиная с версии 2010 года).
2. Заходим во вкладку «Файл».
3. Выбираем «Сведения» —> «Управление версиями» —> «Восстановить несохраненные документы».
4. С замиранием сердца смотрим в открывшуюся папку с автосохранёнными документами — и в большинстве случаев видим там нужный нам файл.
5. Выбираем документ, открываем его, просматриваем, сохраняем.
Этот же способ поможет восстановить несохранённые таблицы и презентации в MS Excel и в MS Power Point.
#компьютерные_хитрости_просвещение
Хамзат Магомедович Сагов — учитель английского языка из Ингушетии и победитель регионального конкурса «Учитель года – 2021».
Как и большинство жителей Кавказа, помимо своего родного языка он знает русский, а ещё прекрасно владеет английским, понимает чеченский, умеет читать на арабском.
Методика преподавания английского у Хамзата Магомедовича тоже построена на знании ингушского. Обучаясь иностранному языку, дети параллельно изучают и родной. Причём, по словам педагога, значение многих английских слов проще объяснить с позиции ингушского языка, чем русского. Есть множество лексических единиц, похожих по звучанию и там и тут: «мыло», «сахар», «есть» и т.п.
На финал конкурса Хамзат Сагов приехал с игровой, развивающей и здоровьесберегающей технологиями. На протяжении урока дети не сидели на месте, а постоянно двигались. По словам педагога, он вообще любит размещать задания в разных уголках класса: под столом, у доски, на полу и даже в коридоре. Ещё ему нравится придумывать разные игры и головоломки. Например, он разделил класс на три команды и предложил детям собрать генеалогическое древо персонажей разных мультфильмов. После этого было легко подвести ребят к мысли, что такое же древо есть у каждого человека.
Игровую методику Хамзат Магомедович перенял у своей первой учительницы английского, которая привила ему любовь к языку. На уроки она приносила игрушки и часто подавала материал от лица того или иного персонажа. Это было очень весело, а потому запоминалось легко и надолго.
Конечно, жизнь Хамзата Сагова не ограничивается работой в школе. В ней есть место многим другим занятиям: он снимает разнообразные видео и пробует себя в предпринимательской деятельности. А ещё со студенческих лет является донором. Сдаёт кровь сам и рассказывает другим, почему важно это делать. Однажды Хамзат Магомедович снял на эту тему социальный ролик, который принёс свои плоды: количество желающих сдавать кровь (причём не разово, а на регулярной основе) в республике заметно увеличилось.
На этом добрые дела педагога не заканчиваются. На Форуме молодых предпринимателей в Москве он выиграл грант, который потратил на оплату репетиторов пяти детям из малоимущей семьи Назрани. Они занимались с преподавателями по четырём предметам в течение полугода и смогли затем поступить в вузы и колледжи.
От души поддерживаем коллегу в его прекрасных начинаниях и желаем удачи!
Источник: «Учительская газета»
#истории_просвещение
Как и большинство жителей Кавказа, помимо своего родного языка он знает русский, а ещё прекрасно владеет английским, понимает чеченский, умеет читать на арабском.
Методика преподавания английского у Хамзата Магомедовича тоже построена на знании ингушского. Обучаясь иностранному языку, дети параллельно изучают и родной. Причём, по словам педагога, значение многих английских слов проще объяснить с позиции ингушского языка, чем русского. Есть множество лексических единиц, похожих по звучанию и там и тут: «мыло», «сахар», «есть» и т.п.
На финал конкурса Хамзат Сагов приехал с игровой, развивающей и здоровьесберегающей технологиями. На протяжении урока дети не сидели на месте, а постоянно двигались. По словам педагога, он вообще любит размещать задания в разных уголках класса: под столом, у доски, на полу и даже в коридоре. Ещё ему нравится придумывать разные игры и головоломки. Например, он разделил класс на три команды и предложил детям собрать генеалогическое древо персонажей разных мультфильмов. После этого было легко подвести ребят к мысли, что такое же древо есть у каждого человека.
Игровую методику Хамзат Магомедович перенял у своей первой учительницы английского, которая привила ему любовь к языку. На уроки она приносила игрушки и часто подавала материал от лица того или иного персонажа. Это было очень весело, а потому запоминалось легко и надолго.
Конечно, жизнь Хамзата Сагова не ограничивается работой в школе. В ней есть место многим другим занятиям: он снимает разнообразные видео и пробует себя в предпринимательской деятельности. А ещё со студенческих лет является донором. Сдаёт кровь сам и рассказывает другим, почему важно это делать. Однажды Хамзат Магомедович снял на эту тему социальный ролик, который принёс свои плоды: количество желающих сдавать кровь (причём не разово, а на регулярной основе) в республике заметно увеличилось.
На этом добрые дела педагога не заканчиваются. На Форуме молодых предпринимателей в Москве он выиграл грант, который потратил на оплату репетиторов пяти детям из малоимущей семьи Назрани. Они занимались с преподавателями по четырём предметам в течение полугода и смогли затем поступить в вузы и колледжи.
От души поддерживаем коллегу в его прекрасных начинаниях и желаем удачи!
Источник: «Учительская газета»
#истории_просвещение
Как построить урок, чтобы ученики не просто запомнили материал, но и научились оперировать новыми знаниями? В этом помогут приёмы активизации мыслительной деятельности.
В этом посте мы делимся примерами использования таких приёмов на уроках математики, но их можно адаптировать для любых учебных предметов.
1. Кластер
Кластер — это карта понятий, способ графической организации материала, который позволяет ученикам размышлять над темой.
1-й этап: посередине листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание.
2-й этап: школьники называют то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Записывается всё, ничего не отсеивается. В результате вокруг «разбрасываются» слова, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3-й этап: проводится систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя ученики начинают анализировать и систематизировать материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы. Ненужное, ошибочное зачёркивается.
4-й этап: слова соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь, появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления учеников. В иллюстрации к посту мы показали кластер на тему «квадратные уравнения».
2. Синквейн
Многие педагоги знакомы с принципом составления синквейнов, но на всякий случай напомним их.
Первая строка — одно ключевое слово (понятие).
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих понятие.
Третья строка — три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка — короткое предложение, связанное с понятием.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, которое подводит итог всему синквейну, обобщает, является выводом.
Конечно, на уроках математики синквейны получаются не такие изящные, как на уроках литературы, но от этого они не менее ценны.
Например:
1. Прямые
2. Пересекающиеся, параллельные.
3. Строим, проектируем, совмещаем.
4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца.
5. Это бесконечность!
Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах или группах. Это даёт ученикам возможность рассуждать и критически рассматривать ту или иную тему.
3. Пинг-понг
Короткая устная разминка с классом. В ней используются вопросы, требующие однозначного быстрого ответа. Отвечать ученики могут по цепочке, по выбору учителя или хором. Главное правило — делать это быстро и чётко, без раздумий и долгих вступлений.
Например, вопросы для 6-го класса:
Число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.
Самое маленькое целое положительное число.
Самое большое целое отрицательное число.
Дробь, равная 50%.
Числа, имеющие не более двух делителей.
Одна сотая часть числа.
Назовите дробь 3/4 в процентах.
Наименьшее положительное двузначное число.
Число, не являющееся делителем ни одного из чисел.
Треть от трети.
Половина четверти.
Сумма противоположных чисел.
Наибольшее отрицательное двузначное число.
Источники: разработка Евгении Владимировны Блажиной, учителя математики из Московской области; разработка Анны Петровны Гридневской, учителя математики из Казахстана.
#советы_просвещение
В этом посте мы делимся примерами использования таких приёмов на уроках математики, но их можно адаптировать для любых учебных предметов.
1. Кластер
Кластер — это карта понятий, способ графической организации материала, который позволяет ученикам размышлять над темой.
1-й этап: посередине листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание.
2-й этап: школьники называют то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Записывается всё, ничего не отсеивается. В результате вокруг «разбрасываются» слова, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3-й этап: проводится систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя ученики начинают анализировать и систематизировать материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы. Ненужное, ошибочное зачёркивается.
4-й этап: слова соединяются линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников», в свою очередь, появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления учеников. В иллюстрации к посту мы показали кластер на тему «квадратные уравнения».
2. Синквейн
Многие педагоги знакомы с принципом составления синквейнов, но на всякий случай напомним их.
Первая строка — одно ключевое слово (понятие).
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих понятие.
Третья строка — три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка — короткое предложение, связанное с понятием.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, которое подводит итог всему синквейну, обобщает, является выводом.
Конечно, на уроках математики синквейны получаются не такие изящные, как на уроках литературы, но от этого они не менее ценны.
Например:
1. Прямые
2. Пересекающиеся, параллельные.
3. Строим, проектируем, совмещаем.
4. Все прямые не имеют ни начала, ни конца.
5. Это бесконечность!
Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах или группах. Это даёт ученикам возможность рассуждать и критически рассматривать ту или иную тему.
3. Пинг-понг
Короткая устная разминка с классом. В ней используются вопросы, требующие однозначного быстрого ответа. Отвечать ученики могут по цепочке, по выбору учителя или хором. Главное правило — делать это быстро и чётко, без раздумий и долгих вступлений.
Например, вопросы для 6-го класса:
Число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.
Самое маленькое целое положительное число.
Самое большое целое отрицательное число.
Дробь, равная 50%.
Числа, имеющие не более двух делителей.
Одна сотая часть числа.
Назовите дробь 3/4 в процентах.
Наименьшее положительное двузначное число.
Число, не являющееся делителем ни одного из чисел.
Треть от трети.
Половина четверти.
Сумма противоположных чисел.
Наибольшее отрицательное двузначное число.
Источники: разработка Евгении Владимировны Блажиной, учителя математики из Московской области; разработка Анны Петровны Гридневской, учителя математики из Казахстана.
#советы_просвещение
Продолжаем совершенствовать свою речь! Сегодня в нашей подборке слова с неочевидными ударениями и стишки для их запоминания.
#самообразование_просвещение
#самообразование_просвещение
Мы знаем, что вы не очень любите читать длинные статьи. Но сделайте исключение для этого поста. В нём мы собрали более 80 сайтов, полезных для педагогов.
Про большинство этих ресурсов мы уже писали ранее. А сейчас решили собрать их вместе и скомпоновали в группы для вашего удобства. Уверены, каждый учитель найдёт в этом списке что-то интересное к началу учебного года.
#программы_просвещение
Про большинство этих ресурсов мы уже писали ранее. А сейчас решили собрать их вместе и скомпоновали в группы для вашего удобства. Уверены, каждый учитель найдёт в этом списке что-то интересное к началу учебного года.
#программы_просвещение
Продолжаем беседу о развитии критического мышления на уроке и рассмотрим один из приёмов — «Ромашку вопросов», или «Ромашку Блума».
Психолог Бенджамин Блум рассматривал обучение как систему последовательных этапов: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждому из этих этапов соответствуют разные типы вопросов.
Для использования приёма вопросы каждого типа записываются на одном из шести лепестков ромашки. Изначально их может составить учитель. Далее ученикам предлагают самостоятельно придумать вопросы разных типов по изучаемой теме.
1. Простые вопросы (знание) — требуют только знания фактического материала: «Что?», «Где?», «Когда?» и т.п.
2. Уточняющие вопросы (понимание) — используются после ответов на простые вопросы, чтобы разъяснить или конкретизировать сведения. С их помощью учитель может определить, понял ли ученик материал или «зазубрил» его, не вникая в суть. Например: «Чем похожи, а чем отличаются пустыни и степи?"
3. Практические вопросы (применение) — устанавливают связь между теорией и практикой, позволяют увидеть проблему со стороны: «Что бы я сделал на месте этого человека?»; «Как это знание может помочь в жизни?»
4. Интерпретационные вопросы (анализ) — обычно начинаются со слов «почему» и «зачем». Они имеют смысл, только если ученик заранее не знает ответа и приходит к нему в результате размышлений. Если ответ уже известен ученику (например, написан в учебнике), вопросы переходят в категорию простых.
5. Творческие вопросы (синтез) — вопросы с элементами условности, предположения, прогноза: «Что будет, если...»; «Что было бы, если бы...»
6. Оценочные вопросы (оценка) — помогают сформулировать мнение ученика по той или иной проблеме, увидеть плюсы и минусы выбранного решения: «Какой из маршрутов доставки товаров предпочтительнее?»
#советы_просвещение
Психолог Бенджамин Блум рассматривал обучение как систему последовательных этапов: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждому из этих этапов соответствуют разные типы вопросов.
Для использования приёма вопросы каждого типа записываются на одном из шести лепестков ромашки. Изначально их может составить учитель. Далее ученикам предлагают самостоятельно придумать вопросы разных типов по изучаемой теме.
1. Простые вопросы (знание) — требуют только знания фактического материала: «Что?», «Где?», «Когда?» и т.п.
2. Уточняющие вопросы (понимание) — используются после ответов на простые вопросы, чтобы разъяснить или конкретизировать сведения. С их помощью учитель может определить, понял ли ученик материал или «зазубрил» его, не вникая в суть. Например: «Чем похожи, а чем отличаются пустыни и степи?"
3. Практические вопросы (применение) — устанавливают связь между теорией и практикой, позволяют увидеть проблему со стороны: «Что бы я сделал на месте этого человека?»; «Как это знание может помочь в жизни?»
4. Интерпретационные вопросы (анализ) — обычно начинаются со слов «почему» и «зачем». Они имеют смысл, только если ученик заранее не знает ответа и приходит к нему в результате размышлений. Если ответ уже известен ученику (например, написан в учебнике), вопросы переходят в категорию простых.
5. Творческие вопросы (синтез) — вопросы с элементами условности, предположения, прогноза: «Что будет, если...»; «Что было бы, если бы...»
6. Оценочные вопросы (оценка) — помогают сформулировать мнение ученика по той или иной проблеме, увидеть плюсы и минусы выбранного решения: «Какой из маршрутов доставки товаров предпочтительнее?»
#советы_просвещение
Сегодня мы отмечаем 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова — великого русского учёного, который оставил значимый научный след в самых разнообразных областях.
Физик, химик, астроном, географ, металлург, геолог, приборостроитель. Поэт, художник, филолог, генеалог, историограф. Кажется, ему покорялось любое дело, за которое он брался.
В честь юбилея Михаила Васильевича, предлагаем вам небольшую игру. Попробуйте угадать, какие цитаты из нашего списка принадлежат Ломоносову? Подсказка: их пять. Свои варианты пишите в комментарии, а верные ответы мы опубликуем завтра.
1. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может на них ответить самый знающий человек».
2. «Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем».
3. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением».
4. «Ученье свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится».
5. «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник».
6. «Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
7. «Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается».
8. «Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага».
9. «Ленивый человек в беспечном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая кроме смраду и презренных гадин ничего не производит».
10. «Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно».
#ретроспектива_просвещение
Физик, химик, астроном, географ, металлург, геолог, приборостроитель. Поэт, художник, филолог, генеалог, историограф. Кажется, ему покорялось любое дело, за которое он брался.
В честь юбилея Михаила Васильевича, предлагаем вам небольшую игру. Попробуйте угадать, какие цитаты из нашего списка принадлежат Ломоносову? Подсказка: их пять. Свои варианты пишите в комментарии, а верные ответы мы опубликуем завтра.
1. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может на них ответить самый знающий человек».
2. «Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем».
3. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением».
4. «Ученье свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится».
5. «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник».
6. «Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
7. «Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается».
8. «Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага».
9. «Ленивый человек в беспечном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая кроме смраду и презренных гадин ничего не производит».
10. «Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно».
#ретроспектива_просвещение