17 марта в Российском этнографическом музее открылась новая выставка «Локальные группы русского народа»
Кто такие усть-цилемы, пушкари, сицкари, теблешане?
Это локальные группы русского народа, о которых мы рассказываем на новой выставке. Костюмы, предметы быта, фотографии, рисунки, ткани и вышивки познакомят вас со своеобразием культуры каждой локальной группы.
Выставка продлится до 21 августа.
Ждём вас в Российском этнографическом музее!
Количество постов 4 157
Частота постов 20 часов 22 минуты
ER
87.91
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Одежда из рыбьей кожи
Незаменимым материалом для повседневной, промысловой и праздничной одежды у народов Дальнего Востока была рыбья кожа. Для этого использовалась кожа рыбы преимущественно крупных лососевых пород, которая добывалась круглогодично. Из нее изготавливали легкие и непромокаемые халаты, штаны, натазники, наголенники, фартуки, рукавицы, обувь.
Обработка кожи представляла собой сложный многоэтапный процесс. Нанесение орнаментов в технике раскраски, вышивки, мозаики и аппликации требовали особого мастерства. Самый архаичный способ декорирования изделий из рыбьей кожи - это раскраска. До появления красителей промышленного производства мастерицы получали синюю краску из лепестков синеглазки и лазорника; красную – из сосновой коры, вываренной в воде; красновато-фиолетовые тона давал сок клюквы. Черную краску получали из сажи, растертой с кетовой икрой, а также из ягод черемухи. Для получения охристых и коричневых тонов использовали глину.
Выкроенные и декорированные детали сшивались нитями, изготовленными из кожи кеты, сазана, сома, краснопера. В случае применения техники аппликации употреблялся специальный рыбий клей. Зачастую декорирование праздничной одежды отличалось такой тонкостью, что на изготовление одного халата уходило несколько месяцев. Промысловая одежда украшалась мало, так как мужчина-охотник за один сезон вынашивал халат и несколько пар обуви.
На фото:
Праздничный женский халат.
Нанайцы.
Приморская обл. Конец XIX – начало ХХ вв.
Автор текста: Светлана Владимировна Романова, научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока.
Незаменимым материалом для повседневной, промысловой и праздничной одежды у народов Дальнего Востока была рыбья кожа. Для этого использовалась кожа рыбы преимущественно крупных лососевых пород, которая добывалась круглогодично. Из нее изготавливали легкие и непромокаемые халаты, штаны, натазники, наголенники, фартуки, рукавицы, обувь.
Обработка кожи представляла собой сложный многоэтапный процесс. Нанесение орнаментов в технике раскраски, вышивки, мозаики и аппликации требовали особого мастерства. Самый архаичный способ декорирования изделий из рыбьей кожи - это раскраска. До появления красителей промышленного производства мастерицы получали синюю краску из лепестков синеглазки и лазорника; красную – из сосновой коры, вываренной в воде; красновато-фиолетовые тона давал сок клюквы. Черную краску получали из сажи, растертой с кетовой икрой, а также из ягод черемухи. Для получения охристых и коричневых тонов использовали глину.
Выкроенные и декорированные детали сшивались нитями, изготовленными из кожи кеты, сазана, сома, краснопера. В случае применения техники аппликации употреблялся специальный рыбий клей. Зачастую декорирование праздничной одежды отличалось такой тонкостью, что на изготовление одного халата уходило несколько месяцев. Промысловая одежда украшалась мало, так как мужчина-охотник за один сезон вынашивал халат и несколько пар обуви.
На фото:
Праздничный женский халат.
Нанайцы.
Приморская обл. Конец XIX – начало ХХ вв.
Автор текста: Светлана Владимировна Романова, научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока.
Во что мы одеты?
Рыбья кожа
Народы Приамурья и Сахалина создали своеобразную культуру обработки рыбьей кожи, поскольку ихтиофауна этого региона была исключительно богата: в реках бассейна реки Амура водилось более ста промысловых видов рыбы.
Местные жители изготавливали охотничьи и дорожные сумки, женские сумочки, мешки, покрышки на чум, культовые атрибуты, а также верхнюю одежду – мужские, женские и детские халаты, мужские юбки, использовавшиеся при езде на нартах, а также обувь, наголенники, рукавицы, головные уборы охотника. Для этого использовали кожу разных пород рыб – кеты, сазана, сома, щуки, ленка, тайменя. Рыбья кожа после выделки становилась эластичной, мягкой, дышащей и водонепроницаемой, отличаясь износостойкостью и долговечностью.
На выставке «В гармонии с природой» представлен нанайский женский костюм из кожи рыбы, хлопчатобумажной ткани, бересты и дерева.
Костюм состоит из халата «амири», наголенников и обуви, сшитых из рыбьей кожи.
#вочтомыодеты
Рыбья кожа
Народы Приамурья и Сахалина создали своеобразную культуру обработки рыбьей кожи, поскольку ихтиофауна этого региона была исключительно богата: в реках бассейна реки Амура водилось более ста промысловых видов рыбы.
Местные жители изготавливали охотничьи и дорожные сумки, женские сумочки, мешки, покрышки на чум, культовые атрибуты, а также верхнюю одежду – мужские, женские и детские халаты, мужские юбки, использовавшиеся при езде на нартах, а также обувь, наголенники, рукавицы, головные уборы охотника. Для этого использовали кожу разных пород рыб – кеты, сазана, сома, щуки, ленка, тайменя. Рыбья кожа после выделки становилась эластичной, мягкой, дышащей и водонепроницаемой, отличаясь износостойкостью и долговечностью.
На выставке «В гармонии с природой» представлен нанайский женский костюм из кожи рыбы, хлопчатобумажной ткани, бересты и дерева.
Костюм состоит из халата «амири», наголенников и обуви, сшитых из рыбьей кожи.
#вочтомыодеты
Красота в деталях
Девичий костюм старообрядцев Забайкалья. Конец XIX - начало XX века. Забайкальская область (семейские).
Семейские - старообрядцы Сибири, русские переселенцы из Западной Белоруссии.
Девичий костюм старообрядцев Забайкалья. Конец XIX - начало XX века. Забайкальская область (семейские).
Семейские - старообрядцы Сибири, русские переселенцы из Западной Белоруссии.
Во что мы одеты?
Юр ной
Юр ной (юр- голова, ной - сукно) – это старинный венец невесты коми-ижемки. Венец представлял собой головную повязку на твёрдой основе, обтянутую красным сукном. Очелье декорировали жемчугом, разноцветным бисером, стеклярусом, пуговицами и блёстками. По красному фону располагали узор бисером в виде геометрических фигур: кругов, овалов, крестов.
Юр ной являлся элементом ритуальной одежды. Его надевали невесте в день свадьбы после ритуального расплетения косы и посещения бани. Волосы покрывали большим парчовым платком и поверх него надевали юр ной. Свадебный сарафан у коми-ижемок был розового цвета, а свадебный головной убор – красного. Вышивать юр ной умели не все женщины, специальные мастерицы выполняли работу на заказ. Юр ной берегли и передавали по наследству.
Автор текста: Ольга Мишуринская, научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья.
#вочтомыодеты
Юр ной
Юр ной (юр- голова, ной - сукно) – это старинный венец невесты коми-ижемки. Венец представлял собой головную повязку на твёрдой основе, обтянутую красным сукном. Очелье декорировали жемчугом, разноцветным бисером, стеклярусом, пуговицами и блёстками. По красному фону располагали узор бисером в виде геометрических фигур: кругов, овалов, крестов.
Юр ной являлся элементом ритуальной одежды. Его надевали невесте в день свадьбы после ритуального расплетения косы и посещения бани. Волосы покрывали большим парчовым платком и поверх него надевали юр ной. Свадебный сарафан у коми-ижемок был розового цвета, а свадебный головной убор – красного. Вышивать юр ной умели не все женщины, специальные мастерицы выполняли работу на заказ. Юр ной берегли и передавали по наследству.
Автор текста: Ольга Мишуринская, научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья.
#вочтомыодеты
Чуваши в XIX веке, а в некоторых районах и до середины ХХ-го носили одежду, сшитую преимущественно из отбеленного холста. Как удавалось содержать её в чистоте?
Процесс стирки отнимал немало сил и времени. Холст, особенно конопляный, был достаточно грубым, и такие крупные вещи, как рубахи, кафтаны и штаны, стирать на руках было сложно.
Перед стиркой одежду замачивали на несколько часов. Затем вещи перекладывали в специальную выдолбленную колоду «килӗ» («кӗпе валашки»), заливали горячей водой со щёлоком и толкли двумя длинными палками «кӗвенте» со скруглёнными концами. С помощью палок бельё попеременно сжимали и расправляли, одновременно поворачивая. После этого вещи полоскали и, если была необходимость, снова толкли в колоде. Стирка окрашенной одежды на этом заканчивалась, а вещи из отбеленного холста ещё бучили (кипятили в щёлоке) в котле в течение 1-2 часов.
Летом стирали на берегу речки или около родника, куда приносили котёл и необходимые принадлежности. Тяжёлые колоды для стирки обычно оставляли на берегу. Некоторые колоды делали с выступом, за который зимой перевозили их как санки.
Таким же образом стирали одежду и другие народы Поволжья: марийцы, удмурты и мордва.
На фото:
1-2. Стирка белья, чуваши средненизовые. И.К. Зеленов, 1910 г.
3. Женщины в праздничных костюмах, чуваши средненизовые. И.К. Зеленов, 1910 г.
4. Группа детей, чуваши средненизовые. Н.Т. Сафонов, 1902 г.
5. Колода и палки для стирки белья, чуваши, кон. XIX – нач. ХХ в.
Автор текста: Кашпар Наталья Юрьевна, научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья.
Процесс стирки отнимал немало сил и времени. Холст, особенно конопляный, был достаточно грубым, и такие крупные вещи, как рубахи, кафтаны и штаны, стирать на руках было сложно.
Перед стиркой одежду замачивали на несколько часов. Затем вещи перекладывали в специальную выдолбленную колоду «килӗ» («кӗпе валашки»), заливали горячей водой со щёлоком и толкли двумя длинными палками «кӗвенте» со скруглёнными концами. С помощью палок бельё попеременно сжимали и расправляли, одновременно поворачивая. После этого вещи полоскали и, если была необходимость, снова толкли в колоде. Стирка окрашенной одежды на этом заканчивалась, а вещи из отбеленного холста ещё бучили (кипятили в щёлоке) в котле в течение 1-2 часов.
Летом стирали на берегу речки или около родника, куда приносили котёл и необходимые принадлежности. Тяжёлые колоды для стирки обычно оставляли на берегу. Некоторые колоды делали с выступом, за который зимой перевозили их как санки.
Таким же образом стирали одежду и другие народы Поволжья: марийцы, удмурты и мордва.
На фото:
1-2. Стирка белья, чуваши средненизовые. И.К. Зеленов, 1910 г.
3. Женщины в праздничных костюмах, чуваши средненизовые. И.К. Зеленов, 1910 г.
4. Группа детей, чуваши средненизовые. Н.Т. Сафонов, 1902 г.
5. Колода и палки для стирки белья, чуваши, кон. XIX – нач. ХХ в.
Автор текста: Кашпар Наталья Юрьевна, научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья.
Кто такие усть-цилемы, пушкари, сицкари, теблешане?
Это локальные группы русского народа, о которых мы рассказываем на выставке «Мы − русские. Локальные группы русского народа». Костюмы, предметы быта, фотографии, рисунки, ткани и вышивки познакомят вас со своеобразием культуры каждой локальной группы.
Выставка продлится до 21 августа.
Ждём вас в Российском этнографическом музее!
Это локальные группы русского народа, о которых мы рассказываем на выставке «Мы − русские. Локальные группы русского народа». Костюмы, предметы быта, фотографии, рисунки, ткани и вышивки познакомят вас со своеобразием культуры каждой локальной группы.
Выставка продлится до 21 августа.
Ждём вас в Российском этнографическом музее!
27 мая в Российском этнографическом музее прошли заседания ежегодной научной конференции «Мода и Дизайн: исторический опыт – новые технологии».
Очень графично и актуально выглядел в Мраморном зале показ модной коллекции «Артель Нарядно» Снежаны Малашиной (Вологда). Одежда с уникальными принтами, источники которых - деревенские прялки, сундуки, полотенца.
Посмотрите, как красиво!
Очень графично и актуально выглядел в Мраморном зале показ модной коллекции «Артель Нарядно» Снежаны Малашиной (Вологда). Одежда с уникальными принтами, источники которых - деревенские прялки, сундуки, полотенца.
Посмотрите, как красиво!
17 августа в Российском этнографическом музее откроется новая выставка «Собрание русской старины Натальи Леонидовны Шабельской»
На выставке гости познакомятся с широким кругом артефактов традиционной культуры русского народа: с предметами быта, изготовленными из дерева, керамики и других материалов. Большая часть экспонатов – это предметы из текстиля: полотенца, подзоры, образцы вышивки и кружевоплетения, церковного шитья и, конечно, костюмы, отдельные предметы одежды, головные уборы и украшения.
На выставке будут представлены редкие предметы как по использованию дорогих материалов (тканей, жемчуга, перламутра, золотной нити), так и по сложности технологии и высочайшему уровню изготовления (вышивка, ткачество, золотное шитье, сажение по бели), а также по исторической и художественной ценности.
Костюмные предметына выставке дополняются уникальными фотографиями, на которых запечатлены модели в девичьих и женских народных костюмах из коллекции Н.Л. Шабельской.
Ждём вас!
На выставке гости познакомятся с широким кругом артефактов традиционной культуры русского народа: с предметами быта, изготовленными из дерева, керамики и других материалов. Большая часть экспонатов – это предметы из текстиля: полотенца, подзоры, образцы вышивки и кружевоплетения, церковного шитья и, конечно, костюмы, отдельные предметы одежды, головные уборы и украшения.
На выставке будут представлены редкие предметы как по использованию дорогих материалов (тканей, жемчуга, перламутра, золотной нити), так и по сложности технологии и высочайшему уровню изготовления (вышивка, ткачество, золотное шитье, сажение по бели), а также по исторической и художественной ценности.
Костюмные предметына выставке дополняются уникальными фотографиями, на которых запечатлены модели в девичьих и женских народных костюмах из коллекции Н.Л. Шабельской.
Ждём вас!
Свадебный женский костюм.
Каракалпаки.
Дельта Амударьи.
Конец XIX - начало XX века.
Познакомиться с костюмом ближе вы можете на экспозиции музея, посвящённой этнографии народов Средней Азии.
До встречи в музее
Каракалпаки.
Дельта Амударьи.
Конец XIX - начало XX века.
Познакомиться с костюмом ближе вы можете на экспозиции музея, посвящённой этнографии народов Средней Азии.
До встречи в музее