Тема: "Пять доказательств Фомы Аквинского. ( Xl век) (До сих пор не опровергнуты философами и логиками)".
#creation@cristianapologeticsclub
1. Все в мире движется за счет чего-то другого, значит должен быть Один Перводвигатель. И этот Перводвигатель - Бог!
2. Все в мире происходит благодаря Причинно-Следственной связи. Причем причина всегда идет вначале, а следствие - в конце. Значит, весь ряд мирских событий должен иметь некую Первопричину. Это и есть Бог!
3. Все, что происходит в мире, необходимо этому миру. Из пустоты можно получить только пустоту. Ничто рождает ничто. Значит, должно быть что-то, чье существование влечет за собой существование всего остального, обеспечивает Бытие всего мира. Это что-то и есть Бог!
4. Все вещи в мире обладают разной степенью совершенства. Даже люди есть более совершенные и менее. Значит есть нечто "абсолютно более совершенное", к чему стремится любое несовершенство.
Это совершенство и есть Бог!
5. Все в мире стремится к какой-то одной конкретной цели. Как человеческие поступки всегда имеют конкретную цель, ради которой совершаются, так есть и некая Цель, ради которой существует этот мир. Эта Цель - Бог!
Количество постов 1 068
Частота постов 41 час 37 минут
ER
82.14
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
«Что мне за дело до такого бога, который не проводил ночей, обливаясь слезами, который так счастлив, что вокруг него ореол и сияние...».
Иван Крамской. Письмо Илье Репину
#Slovo@cristianapologeticsclub
Иван Крамской. Письмо Илье Репину
#Slovo@cristianapologeticsclub
Тема: "О ВРЕДЕ МАТА И РУГАНИ"
#Slovo@cristianapologeticsclub
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, но только доброе, для назидания, когда нужно, чтобы оно доставляло благодать слушающим,
(Еф.4:29)
Материшься - призываешь бесов
Господь вложил в слова человека огромную власть. Но вечный хитрец и обманщик – дьявол – сделал так, что мы сами же своими словами приносим в собственную жизнь одно проклятие за другим. Как это происходит? Очень просто и так обыденно для современного мира – через ненормативную лексику или, как ее называют в народе, – матерщину.
МАТЕРЯТСЯ ДАЖЕ ДЕТИ
Недавно знакомый рассказал, как его трехлетний сын, ударившись обо что-то, сочно выругался. А на вопрос о том, откуда знает подобные выражения, ответил: в садике друзья всегда так разговаривают.
Когда-то мужчины стыдились материться в присутствии женщин. А сейчас уже сами представительницы прекрасного пола упражняются в этом занятии не меньше мужчин. Ежеминутно дети и взрослые находятся в опасности, хотя до конца не понимают всю серьезность таких обыденных, походя произносимых «острых словечек». Дьявол тщательно скрывает от людей происхождение матерных выражений и то, какой ущерб матерная брань может нанести.
ДУХОВНЫЕ КОРНИ МАТЕРНЫХ СЛОВ
Давайте же разберемся, почему матерные выражения получили статус «нецензурных слов» и чем обусловлено общественное порицание (если общество здоровое) их употребления.
Все матерные слова так или иначе относятся к половой жизни человека. Дело в том, что ругательства уходят своими корнями в далекое прошлое. Пришли маты из языческих вер Древнего Востока, по канонам которых поклонение Ваалу, Астарте, Хамосу (идолам, связанным с развратом и проституцией) обязательно сопровождалось соответствующими «магическими» словами-заклинаниями. Эти слова стали использоваться и языческой Русью в те времена, когда люди придерживались фаллического культа.
Писание говорит, что боги язычников – бесы. То есть маты произносились как заклинания бесов с просьбой о плодородии и благословении. В те времена проговаривать «запретные слова» имел право только жрец на праздниках, и никто больше не осмеливался произносить эти слова мысленно или вслух. Потому что все знали, какой мощной энергией наделены они, какую опасность несут.
Когда же на Русь пришло христианство, те люди, которые остались язычниками, выбрали сильнейшее средство противодействия врагам-христианам – заклинания языческих ритуалов (те самые выражения, которые сегодня относятся к матерным). Люди придали им смысл проклятий и произносили с целью навредить христианам.
Культ ушел в прошлое, но его словесное выражение осталось. Таким образом, когда человек бранится, он фактически призывает бесов. Вывод очевиден: мат – это язык общения с демоническими силами. Совсем не случайно в философии матерные слова называются «инфернальной лексикой» (инфернальный – означает «адский», «происходящий из преисподней»).
Мат – тяжкий грех, так как любое бранное слово – это вызов, брошенный Богу. Необходимо постоянно контролировать свои слова и помнить о том, что, проклиная кого-то, весь негатив вы отправляете прежде всего на собственную голову: что мы желаем другим, то получаем сами. И люди во все времена (кроме почему-то настоящего времени) осознавали это.
Например, в старой казачьей сказке «Смерть атамана Игната» есть такой эпизод: «Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: «Ах ты,...!» Забыл атаман, что казаку нельзя черными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило. В щите веры оказалась щель – враг человеческий туда и уязвил!»
СКВЕРНОСЛОВИЕ МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ИЗМЕНЫ
Печально, но сегодня многие (особенно это касается молодежи) в погоне за мнимой бравадой сыплют нецензурными словами направо и налево. Некоторые даже пытаются превратить их чуть ли не в символ свободы, используют в литературе, кино, прессе и общении. И если раньше матерный лексикон был уделом асоциальных элементов: преступников, пьяниц – то сегодня только ленивый не «украшает» свою речь матерными «связками».
Особенно больно видеть, когда подобные слова адресуют детям. Тем самым жизнь детей проклинается уже с самого ее начала. Была свидетелем того, как молодая мамочка бранила за какой-то проступок дочку лет семи, называя девчушку словами, которые (если говорить литературным языком) обозначают «блудница». Эта мама провозглашает в духовный мир определенный стереотип поведения для своей дочки. Пройдет время, и такая мамаша будет удивляться, почему же ее малышка выросла столь «непутевой».
Дети, которые слышат в разговоре родителей матерную брань, не могут полноценно развиваться: они испытывают постоянную тревогу, вспыльчивы, агрессивны. И в этом нет ничего удивительного, ведь не только духовные проклятия несет с собой брань. Она – проявление в человеке зла. Человек, матерясь, выбрасывает в атмосферу сгустки злобы. А наукой давно доказано, что злые слова влияют в худшую сторону на здоровье, добрые же, наоборот, даже способствуют скорейшему выздоровлению больных.
Вы можете сами провести эксперимент: понаблюдайте за семьей, в которой мат – язык общения, и вы увидите, сколько в ней проблем. Ведь в такой семье никто не чувствует себя защищенным, потому что самые близкие люди отправляют в жизнь друг друга слова проклятия, страшнее которых человечество еще не придумало.
Сегодня мужья и жены с легкостью могут «послать» друг друга, совершенно не понимая, что этим проклинают свою вторую половинку неверностью, предлагая ей отправиться на измену. Другие бранные слова несут в себе пожелание смерти и восходят к выражению «лучше бы тебе не родиться». Вот так дьявол устами самих же людей проклинает жизнь им и их близким.
В Нагорной проповеди Иисус Христос дал очень важные заповеди, которые касались наших слов: «…кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22). Если бы люди осознавали всю силу слов, понимали, что слова НАПРЯМУЮ влияют на жизнь и никогда не проходят бесследно, все мы жили бы гораздо более счастливо. Недаром наивернейший источник – Библия – говорит: «Смерть и жизнь во власти языка» (Прит.18:21).
МАТ – ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ ДЛЯ ПРОКЛЯТИЙ
Матерный русский язык составляет около сотни слов, в активном же словарном запасе находятся приблизительно 20-30 слов. Но часто люди используют заменители матов (блин, ё-моё, ёлки-палки, фигня и многие др.) Печально, что такие выражения нередко можно слышать и от христиан. Зачем же произносить то, что в сущности своей – мат, просто облаченный в более приемлемую, но созвучную с оригиналом форму? Почему же сегодня столь сильно в человеке желание так или иначе употреблять матерные слова?
Сложившуюся ситуацию объяснил руководитель Петербургского амбулаторно-консультационного центра «Воскресение» кандидат педагогических наук А. Мороз: «Причина широкой распространенности мата в России – общее отпадение народа от Бога, бездуховность людей и даже определенная демоническая увлеченность нашего народа. Это результат воздействия СМИ, которые направляют людей к гедонистическому образу жизни, всячески рекламируют похоти и страсти, и человек, который живет страстями, постепенно начинает выражать свои мысли соответствующим языком».
Богу по-настоящему противно, когда мы, пусть бессознательно, но все же произносим слова-заклинания бесов! Вот почему в древней Иудее к предостережению против сквернословия относились настолько серьезно, что даже по сей день в еврейских семьях нельзя услышать грязную ругань.
Принципы благословения и проклятия, освещенные в Библии, можно подытожить таким образом: ты сам своими действиями или бездействием выбираешь, быть тебе под благословением Божьим или нести на себе проклятье. И важно помнить еще одну истину, подчеркнутую в Библии: благословение и проклятие имеют свойства наследоваться. То, что ты наговорил, придется расхлебывать не только тебе, но и твоим детям. Поэтому: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Прит.13:3).
В твоих руках, а точнее, в устах – счастье и благополучие не только твое, но и твоих близких. Задумайся над этим.
#Slovo@cristianapologeticsclub
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, но только доброе, для назидания, когда нужно, чтобы оно доставляло благодать слушающим,
(Еф.4:29)
Материшься - призываешь бесов
Господь вложил в слова человека огромную власть. Но вечный хитрец и обманщик – дьявол – сделал так, что мы сами же своими словами приносим в собственную жизнь одно проклятие за другим. Как это происходит? Очень просто и так обыденно для современного мира – через ненормативную лексику или, как ее называют в народе, – матерщину.
МАТЕРЯТСЯ ДАЖЕ ДЕТИ
Недавно знакомый рассказал, как его трехлетний сын, ударившись обо что-то, сочно выругался. А на вопрос о том, откуда знает подобные выражения, ответил: в садике друзья всегда так разговаривают.
Когда-то мужчины стыдились материться в присутствии женщин. А сейчас уже сами представительницы прекрасного пола упражняются в этом занятии не меньше мужчин. Ежеминутно дети и взрослые находятся в опасности, хотя до конца не понимают всю серьезность таких обыденных, походя произносимых «острых словечек». Дьявол тщательно скрывает от людей происхождение матерных выражений и то, какой ущерб матерная брань может нанести.
ДУХОВНЫЕ КОРНИ МАТЕРНЫХ СЛОВ
Давайте же разберемся, почему матерные выражения получили статус «нецензурных слов» и чем обусловлено общественное порицание (если общество здоровое) их употребления.
Все матерные слова так или иначе относятся к половой жизни человека. Дело в том, что ругательства уходят своими корнями в далекое прошлое. Пришли маты из языческих вер Древнего Востока, по канонам которых поклонение Ваалу, Астарте, Хамосу (идолам, связанным с развратом и проституцией) обязательно сопровождалось соответствующими «магическими» словами-заклинаниями. Эти слова стали использоваться и языческой Русью в те времена, когда люди придерживались фаллического культа.
Писание говорит, что боги язычников – бесы. То есть маты произносились как заклинания бесов с просьбой о плодородии и благословении. В те времена проговаривать «запретные слова» имел право только жрец на праздниках, и никто больше не осмеливался произносить эти слова мысленно или вслух. Потому что все знали, какой мощной энергией наделены они, какую опасность несут.
Когда же на Русь пришло христианство, те люди, которые остались язычниками, выбрали сильнейшее средство противодействия врагам-христианам – заклинания языческих ритуалов (те самые выражения, которые сегодня относятся к матерным). Люди придали им смысл проклятий и произносили с целью навредить христианам.
Культ ушел в прошлое, но его словесное выражение осталось. Таким образом, когда человек бранится, он фактически призывает бесов. Вывод очевиден: мат – это язык общения с демоническими силами. Совсем не случайно в философии матерные слова называются «инфернальной лексикой» (инфернальный – означает «адский», «происходящий из преисподней»).
Мат – тяжкий грех, так как любое бранное слово – это вызов, брошенный Богу. Необходимо постоянно контролировать свои слова и помнить о том, что, проклиная кого-то, весь негатив вы отправляете прежде всего на собственную голову: что мы желаем другим, то получаем сами. И люди во все времена (кроме почему-то настоящего времени) осознавали это.
Например, в старой казачьей сказке «Смерть атамана Игната» есть такой эпизод: «Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: «Ах ты,...!» Забыл атаман, что казаку нельзя черными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило. В щите веры оказалась щель – враг человеческий туда и уязвил!»
СКВЕРНОСЛОВИЕ МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ИЗМЕНЫ
Печально, но сегодня многие (особенно это касается молодежи) в погоне за мнимой бравадой сыплют нецензурными словами направо и налево. Некоторые даже пытаются превратить их чуть ли не в символ свободы, используют в литературе, кино, прессе и общении. И если раньше матерный лексикон был уделом асоциальных элементов: преступников, пьяниц – то сегодня только ленивый не «украшает» свою речь матерными «связками».
Особенно больно видеть, когда подобные слова адресуют детям. Тем самым жизнь детей проклинается уже с самого ее начала. Была свидетелем того, как молодая мамочка бранила за какой-то проступок дочку лет семи, называя девчушку словами, которые (если говорить литературным языком) обозначают «блудница». Эта мама провозглашает в духовный мир определенный стереотип поведения для своей дочки. Пройдет время, и такая мамаша будет удивляться, почему же ее малышка выросла столь «непутевой».
Дети, которые слышат в разговоре родителей матерную брань, не могут полноценно развиваться: они испытывают постоянную тревогу, вспыльчивы, агрессивны. И в этом нет ничего удивительного, ведь не только духовные проклятия несет с собой брань. Она – проявление в человеке зла. Человек, матерясь, выбрасывает в атмосферу сгустки злобы. А наукой давно доказано, что злые слова влияют в худшую сторону на здоровье, добрые же, наоборот, даже способствуют скорейшему выздоровлению больных.
Вы можете сами провести эксперимент: понаблюдайте за семьей, в которой мат – язык общения, и вы увидите, сколько в ней проблем. Ведь в такой семье никто не чувствует себя защищенным, потому что самые близкие люди отправляют в жизнь друг друга слова проклятия, страшнее которых человечество еще не придумало.
Сегодня мужья и жены с легкостью могут «послать» друг друга, совершенно не понимая, что этим проклинают свою вторую половинку неверностью, предлагая ей отправиться на измену. Другие бранные слова несут в себе пожелание смерти и восходят к выражению «лучше бы тебе не родиться». Вот так дьявол устами самих же людей проклинает жизнь им и их близким.
В Нагорной проповеди Иисус Христос дал очень важные заповеди, которые касались наших слов: «…кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22). Если бы люди осознавали всю силу слов, понимали, что слова НАПРЯМУЮ влияют на жизнь и никогда не проходят бесследно, все мы жили бы гораздо более счастливо. Недаром наивернейший источник – Библия – говорит: «Смерть и жизнь во власти языка» (Прит.18:21).
МАТ – ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ ДЛЯ ПРОКЛЯТИЙ
Матерный русский язык составляет около сотни слов, в активном же словарном запасе находятся приблизительно 20-30 слов. Но часто люди используют заменители матов (блин, ё-моё, ёлки-палки, фигня и многие др.) Печально, что такие выражения нередко можно слышать и от христиан. Зачем же произносить то, что в сущности своей – мат, просто облаченный в более приемлемую, но созвучную с оригиналом форму? Почему же сегодня столь сильно в человеке желание так или иначе употреблять матерные слова?
Сложившуюся ситуацию объяснил руководитель Петербургского амбулаторно-консультационного центра «Воскресение» кандидат педагогических наук А. Мороз: «Причина широкой распространенности мата в России – общее отпадение народа от Бога, бездуховность людей и даже определенная демоническая увлеченность нашего народа. Это результат воздействия СМИ, которые направляют людей к гедонистическому образу жизни, всячески рекламируют похоти и страсти, и человек, который живет страстями, постепенно начинает выражать свои мысли соответствующим языком».
Богу по-настоящему противно, когда мы, пусть бессознательно, но все же произносим слова-заклинания бесов! Вот почему в древней Иудее к предостережению против сквернословия относились настолько серьезно, что даже по сей день в еврейских семьях нельзя услышать грязную ругань.
Принципы благословения и проклятия, освещенные в Библии, можно подытожить таким образом: ты сам своими действиями или бездействием выбираешь, быть тебе под благословением Божьим или нести на себе проклятье. И важно помнить еще одну истину, подчеркнутую в Библии: благословение и проклятие имеют свойства наследоваться. То, что ты наговорил, придется расхлебывать не только тебе, но и твоим детям. Поэтому: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Прит.13:3).
В твоих руках, а точнее, в устах – счастье и благополучие не только твое, но и твоих близких. Задумайся над этим.
тема: " Фотофакт: лес который пережил всемирный потоп"
#creation@cristianapologeticsclub
США, XX век. На фотоснимках вырубка допотопных лесов
#creation@cristianapologeticsclub
США, XX век. На фотоснимках вырубка допотопных лесов
✝️Христос Воскрес! Поздравляем всех братьев и сестёр, с самым великим событием! Самый драгоценный подарок и самое великое дарование, иметь жизнь вечную, пусть в каждом сердце, будет жива жертва того кто своей смертью попрал смерть:
⛪1Кор 15:55-57: "«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!"⛪
⛪1Кор 15:55-57: "«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!"⛪
Тема: " Толкин и Льюис. Дружба великих писателей. Путь ко Христу и писательскому мастерству "
#apologetics@cristianapologeticsclub
Джон Рональд Руэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис – пожалуй, самые известные и читаемые английские писатели середины ХХ века . На заре их многолетней дружбы Толкин помог Льюису поверить в правду Евангелия. Затем Льюис помог Толкину поверить в его писательский талант. Без их постоянного откровенного общения и взаимной поддержки не родились бы их книги, любимые сейчас во всем мире.
11 мая 1926 года Толкин присутствовал на собрании английского факультета в Мертон-Колледже. Среди множества знакомых в глаза бросался новичок: крепко сбитый человек двадцати семи лет в мешковатом костюме. Он только недавно был избран членом колледжа и наставником по английскому языку и литературе в Модлин-Колледже. Это был Клайв Стейплс Льюис, которого друзья обычно звали просто Джек.
Поначалу оба осторожно кружили вокруг друг друга. Толкин знал, что Льюис, хотя и медиевист, принадлежит к лагерю «литов» и, следовательно, является потенциальным противником. Льюис же записал в своем дневнике, что Толкин – «спокойный, бледный, болтливый типчик», и добавил: «Совершенно безобидный, ему бы только встряхнуться малость». Но вскоре Льюис очень привязался к этому человеку с вытянутым лицом и пронзительным взглядом, любившему поболтать, посмеяться и попить пивка, а Толкин поддался обаянию живого ума Льюиса и его щедрой души, столь же широкой, как его бесформенные фланелевые брюки.
Как это началось?
Возможно, первоначально точкой соприкосновения стал интерес ко всему «северному». Льюис с детства был захвачен германской мифологией и, обнаружив в Толкине еще одного энтузиаста, понял, что им есть чем поделиться друг с другом. Они начали регулярно встречаться в комнатах Льюиса в Модлин-Колледже. Временами они засиживались далеко за полночь, беседуя о богах и великанах Асгарда или обсуждая факультетскую политику. Они также обменивались мнениями о творчестве друг друга.
К тому времени, это был конец 1929 года, Льюис поддерживал планы Толкина относительно реформ на английском факультете. Они плели интриги и дискутировали. Льюис заговорщицки писал Толкину: «Позволь тебе напомнить, что за каждым деревом прячутся замаскированные орки». Они вместе искусно провели эту кампанию, и отчасти именно благодаря поддержке Льюиса в совете факультета Толкину удалось в 1931 году протолкнуть свои реформы в программе обучения.
В автобиографии «Настигнут радостью» Льюис писал, что дружба с Толкином «избавила меня от двух старых предрассудков. С самого моего рождения меня предупреждали (не вслух, но подразумевая это как очевидность), что нельзя доверять папистам; с тех пор, как я поступил на английское отделение, мне вполне ясно намекали, что нельзя доверять филологам. Толкин был и тем и другим». Вскоре после того, как Льюису удалось преодолеть второй предрассудок, их дружба перешла в область первого.
Льюис и христианский «миф»
Льюис, сын адвоката из Белфаста, воспитан был как настоящий ольстерский протестант. В отрочестве он исповедовал агностицизм, точнее, он обнаружил, что источником наибольших восторгов является для него не христианство, а языческие мифологии. Однако к описываемому времени Льюис уже начинал понемногу отходить от этой позиции. В середине двадцатых годов, получив степень бакалавра с отличием первого класса на английском факультете (а ранее - степень бакалавра с отличием первого класса по двум дисциплинам на классическом) и с грехом пополам добывая себе пропитание работой наставника, Льюис пришел к тому, что он назвал своим «новым взглядом»: к вере в то, что христианский «миф» содержит ровно столько истины, сколько в состоянии воспринять большинство людей. К 1926 году Льюис шагнул еще дальше. Он понял: его поиски источника того, что он для себя называл «Радостью», на самом деле были не чем иным, как поисками Бога. Вскоре для него сделалось очевидно, что он должен либо принять Бога, либо отвергнуть Его. И вот тут-то он и подружился с Толкином.
В Толкине Льюис нашел человека, наделенного и остроумием, и ярким интеллектом, который при этом был убежденным христианином. В первые годы их дружбы Толкин не раз просиживал по многу часов в одном из по-спартански простых кресел Льюиса посреди большой гостиной в его комнатах в новом здании Модлин-Колледжа, в то время как Льюис, сжимая в тяжелом кулаке чубук своей трубки и вздымая брови из-за облака табачного дыма, расхаживал по комнате взад-вперед, то говоря, то слушая, внезапно разворачиваясь на каблуках и восклицая: «Distinguo, Толлерс! Distinguo!» (лат. Различаю) - когда его собеседник, тоже весь окутанный табачным дымом, делал чересчур радикальное утверждение. Спорить Льюис спорил, но все больше склонялся к мысли, что Толкин прав. К лету 1929 года он уже исповедовал теизм, простейшую веру в Бога. Однако христианином еще не был.
Обычно его споры с Толкином происходили утром по понедельникам. Поговорив часок-другой, друзья отправлялись попить пивка в ближайший паб в гостинице «Восточные ворота». Но 19 сентября 1931 года они встретились в субботу вечером. Льюис пригласил Толкина на обед в Модлин-Колледж. За обедом присутствовал и другой гость Льюиса, Хью Дайсон, с которым Толкин впервые познакомился в Эксетер-Колледже в 1919 году. Дайсон теперь преподавал литературу в университете Рединга и часто бывал в Оксфорде. Хью был христианином и к тому же отличался лисьей хитростью. После обеда Льюис, Толкин и Дайсон вышли подышать свежим воздухом. Ночь выдалась ветреная, однако же они не спеша побрели по Эддисонз-Уолк, рассуждая о назначении мифа. Льюис теперь уже верил в Бога, однако же никак не понимал, в чем состоит функция Христа в христианстве. Ему не удавалось постичь значения распятия и Воскресения. Льюис говорил друзьям, что ему необходимо вникнуть в смысл этих событий - как писал он позднее в письме, «уразуметь, как и чем жизнь и смерть Кого-то Другого (кто бы ни был этот другой), жившего две тысячи лет тому назад, могла помочь нам здесь и сейчас - разве что его примером».
Обложка первого издания книги «Лев, колдунья и платяной шкаф»
Время шло к полуночи, а Толкин и Дайсон убеждали Льюиса, что его притязания совершенно неправомерны. Ведь идея жертвоприношения в языческой религии восхищает и трогает его - и действительно, идея умирающего и воскресающего Бога волновала воображение Льюиса с тех самых пор, как он впервые прочел историю о германском боге Бальдере. А от Евангелий (говорили Толкин с Дайсоном) он почему-то требует большего: однозначного смысла, стоящего за мифом. Жертвоприношение в мифе он принимает как есть, не требуя объяснений - так почему бы не перенести это отношение на истинную историю?
- Но ведь мифы - ложь, пусть даже ложь посеребренная, - возражал Льюис.
- Нет, - ответил Толкин, - мифы - не ложь.
И, указав на большие деревья в Модлин-Гроув, чьи ветви раскачивались на ветру, привел другой аргумент.
- Ты называешь дерево деревом, - сказал он, - не особенно задумываясь над этим словом. Но ведь оно не было «деревом», пока кто-то не дал ему это имя. Ты называешь звезду звездой и говоришь, что это всего лишь огромный шар материи, движущийся по математически заданной орбите. Но это всего лишь то, как ты ее видишь. Давая вещам названия и описывая их, ты всего лишь выдумываешь собственные термины для этих вещей. Так вот, подобно тому, как речь - это то, что мы выдумали о предметах и идеях, точно так же миф - это то, что мы выдумали об истине.
Мы - от Господа, - продолжал Толкин, - и потому, хотя мифы, сотканные нами, неизбежно содержат заблуждения, они в то же время отражают преломленный луч истинного света, извечной истины, пребывающей с Господом. Воистину, только благодаря мифотворчеству, только становясь «сотворцом» и выдумывая истории, способен Человек стремиться к состоянию совершенства, которое было ведомо ему до Падения. Наши мифы могут заблуждаться, но тем не менее они, хотя и непрямыми путями, направляются в истинную гавань - в то время как материальный «прогресс» ведет лишь в зияющую пропасть, к Железной Короне силы зла.
Обложка первого издания «Братства Кольца», первой части романа
Выражая эту веру во внутреннюю истинность мифологии, Толкин предъявил основу своей авторской философии, кредо, на котором держится «Сильмариллион».
Льюис выслушал и Дайсона, который подкреплял слова Толкина собственными рассуждениями. То есть вы хотите сказать, уточнил Льюис, что история Христа - попросту истинный миф, миф, который влияет на нас подобно всем прочим, но в то же время произошел на самом деле! Тогда, сказал он, я начинаю понимать...
Наконец ветер загнал всех троих под крышу, и они проговорили в комнатах Льюиса до трех часов ночи, после чего Толкин отправился домой. Льюис с Дайсоном проводили его по Хай-Стрит, а потом принялись бродить взад-вперед по галерее Нового Здания колледжа. Они разговаривали, пока небо не начало сереть.
Через двенадцать дней Льюис написал своему другу, Артуру Гривзу: «Я только что перешел от веры в Бога к более определенной вере в Христа - в христианство. Объяснить постараюсь потом. Очень важную роль в этом сыграл мой длинный ночной разговор с Дайсоном и Толкином».
А тем временем Толкин, проводя письменные экзамены в Экзаминейшн-Скулз, сочинял длинную поэму, куда должно было войти все то, что он говорил Льюису. Поэму он назвал «Мифопея», то есть «творение мифов». А в дневнике он записал: «Дружба с Льюисом искупает многое и, помимо радости и утешения, приносит мне большую пользу от общения с человеком порядочным, отважным, умным - ученым, поэтом и философом - и к тому же теперь, после длительного паломничества, наконец-то любящим Господа нашего».
Льюис с Толкином продолжали часто встречаться. Толкин читал Льюису вслух отрывки из «Сильмариллиона», и Льюис уговаривал его побыстрее закончить книгу. Позднее Толкин говорил: «Мой неоплатный долг по отношению к нему состоит не в том, что обычно понимается под словом «влияние», а в том, что он просто подбадривал меня. Долгое время он был моим единственным слушателем. Он единственный подал мне мысль о том, что мои «побасенки» могут стать чем-то большим, чем личное хобби».
При кажущейся разнице друзья-писатели составили тандем: один написал христианскую сказку для детей, которую читают взрослые, другой написал христианский миф, который полюбили и дети. А нам повезло — мы можем выбирать! Или читать обоих, неважно: главное — результат. Писатели заполнили пробел между христианским и человеческим, Евангелием и неведением, они заселили территорию «Средиземья» христианской культуры.
* * *
#клайв_льюис #толкиен #христианство
#apologetics@cristianapologeticsclub
Джон Рональд Руэл Толкин и Клайв Стейплз Льюис – пожалуй, самые известные и читаемые английские писатели середины ХХ века . На заре их многолетней дружбы Толкин помог Льюису поверить в правду Евангелия. Затем Льюис помог Толкину поверить в его писательский талант. Без их постоянного откровенного общения и взаимной поддержки не родились бы их книги, любимые сейчас во всем мире.
11 мая 1926 года Толкин присутствовал на собрании английского факультета в Мертон-Колледже. Среди множества знакомых в глаза бросался новичок: крепко сбитый человек двадцати семи лет в мешковатом костюме. Он только недавно был избран членом колледжа и наставником по английскому языку и литературе в Модлин-Колледже. Это был Клайв Стейплс Льюис, которого друзья обычно звали просто Джек.
Поначалу оба осторожно кружили вокруг друг друга. Толкин знал, что Льюис, хотя и медиевист, принадлежит к лагерю «литов» и, следовательно, является потенциальным противником. Льюис же записал в своем дневнике, что Толкин – «спокойный, бледный, болтливый типчик», и добавил: «Совершенно безобидный, ему бы только встряхнуться малость». Но вскоре Льюис очень привязался к этому человеку с вытянутым лицом и пронзительным взглядом, любившему поболтать, посмеяться и попить пивка, а Толкин поддался обаянию живого ума Льюиса и его щедрой души, столь же широкой, как его бесформенные фланелевые брюки.
Как это началось?
Возможно, первоначально точкой соприкосновения стал интерес ко всему «северному». Льюис с детства был захвачен германской мифологией и, обнаружив в Толкине еще одного энтузиаста, понял, что им есть чем поделиться друг с другом. Они начали регулярно встречаться в комнатах Льюиса в Модлин-Колледже. Временами они засиживались далеко за полночь, беседуя о богах и великанах Асгарда или обсуждая факультетскую политику. Они также обменивались мнениями о творчестве друг друга.
К тому времени, это был конец 1929 года, Льюис поддерживал планы Толкина относительно реформ на английском факультете. Они плели интриги и дискутировали. Льюис заговорщицки писал Толкину: «Позволь тебе напомнить, что за каждым деревом прячутся замаскированные орки». Они вместе искусно провели эту кампанию, и отчасти именно благодаря поддержке Льюиса в совете факультета Толкину удалось в 1931 году протолкнуть свои реформы в программе обучения.
В автобиографии «Настигнут радостью» Льюис писал, что дружба с Толкином «избавила меня от двух старых предрассудков. С самого моего рождения меня предупреждали (не вслух, но подразумевая это как очевидность), что нельзя доверять папистам; с тех пор, как я поступил на английское отделение, мне вполне ясно намекали, что нельзя доверять филологам. Толкин был и тем и другим». Вскоре после того, как Льюису удалось преодолеть второй предрассудок, их дружба перешла в область первого.
Льюис и христианский «миф»
Льюис, сын адвоката из Белфаста, воспитан был как настоящий ольстерский протестант. В отрочестве он исповедовал агностицизм, точнее, он обнаружил, что источником наибольших восторгов является для него не христианство, а языческие мифологии. Однако к описываемому времени Льюис уже начинал понемногу отходить от этой позиции. В середине двадцатых годов, получив степень бакалавра с отличием первого класса на английском факультете (а ранее - степень бакалавра с отличием первого класса по двум дисциплинам на классическом) и с грехом пополам добывая себе пропитание работой наставника, Льюис пришел к тому, что он назвал своим «новым взглядом»: к вере в то, что христианский «миф» содержит ровно столько истины, сколько в состоянии воспринять большинство людей. К 1926 году Льюис шагнул еще дальше. Он понял: его поиски источника того, что он для себя называл «Радостью», на самом деле были не чем иным, как поисками Бога. Вскоре для него сделалось очевидно, что он должен либо принять Бога, либо отвергнуть Его. И вот тут-то он и подружился с Толкином.
В Толкине Льюис нашел человека, наделенного и остроумием, и ярким интеллектом, который при этом был убежденным христианином. В первые годы их дружбы Толкин не раз просиживал по многу часов в одном из по-спартански простых кресел Льюиса посреди большой гостиной в его комнатах в новом здании Модлин-Колледжа, в то время как Льюис, сжимая в тяжелом кулаке чубук своей трубки и вздымая брови из-за облака табачного дыма, расхаживал по комнате взад-вперед, то говоря, то слушая, внезапно разворачиваясь на каблуках и восклицая: «Distinguo, Толлерс! Distinguo!» (лат. Различаю) - когда его собеседник, тоже весь окутанный табачным дымом, делал чересчур радикальное утверждение. Спорить Льюис спорил, но все больше склонялся к мысли, что Толкин прав. К лету 1929 года он уже исповедовал теизм, простейшую веру в Бога. Однако христианином еще не был.
Обычно его споры с Толкином происходили утром по понедельникам. Поговорив часок-другой, друзья отправлялись попить пивка в ближайший паб в гостинице «Восточные ворота». Но 19 сентября 1931 года они встретились в субботу вечером. Льюис пригласил Толкина на обед в Модлин-Колледж. За обедом присутствовал и другой гость Льюиса, Хью Дайсон, с которым Толкин впервые познакомился в Эксетер-Колледже в 1919 году. Дайсон теперь преподавал литературу в университете Рединга и часто бывал в Оксфорде. Хью был христианином и к тому же отличался лисьей хитростью. После обеда Льюис, Толкин и Дайсон вышли подышать свежим воздухом. Ночь выдалась ветреная, однако же они не спеша побрели по Эддисонз-Уолк, рассуждая о назначении мифа. Льюис теперь уже верил в Бога, однако же никак не понимал, в чем состоит функция Христа в христианстве. Ему не удавалось постичь значения распятия и Воскресения. Льюис говорил друзьям, что ему необходимо вникнуть в смысл этих событий - как писал он позднее в письме, «уразуметь, как и чем жизнь и смерть Кого-то Другого (кто бы ни был этот другой), жившего две тысячи лет тому назад, могла помочь нам здесь и сейчас - разве что его примером».
Обложка первого издания книги «Лев, колдунья и платяной шкаф»
Время шло к полуночи, а Толкин и Дайсон убеждали Льюиса, что его притязания совершенно неправомерны. Ведь идея жертвоприношения в языческой религии восхищает и трогает его - и действительно, идея умирающего и воскресающего Бога волновала воображение Льюиса с тех самых пор, как он впервые прочел историю о германском боге Бальдере. А от Евангелий (говорили Толкин с Дайсоном) он почему-то требует большего: однозначного смысла, стоящего за мифом. Жертвоприношение в мифе он принимает как есть, не требуя объяснений - так почему бы не перенести это отношение на истинную историю?
- Но ведь мифы - ложь, пусть даже ложь посеребренная, - возражал Льюис.
- Нет, - ответил Толкин, - мифы - не ложь.
И, указав на большие деревья в Модлин-Гроув, чьи ветви раскачивались на ветру, привел другой аргумент.
- Ты называешь дерево деревом, - сказал он, - не особенно задумываясь над этим словом. Но ведь оно не было «деревом», пока кто-то не дал ему это имя. Ты называешь звезду звездой и говоришь, что это всего лишь огромный шар материи, движущийся по математически заданной орбите. Но это всего лишь то, как ты ее видишь. Давая вещам названия и описывая их, ты всего лишь выдумываешь собственные термины для этих вещей. Так вот, подобно тому, как речь - это то, что мы выдумали о предметах и идеях, точно так же миф - это то, что мы выдумали об истине.
Мы - от Господа, - продолжал Толкин, - и потому, хотя мифы, сотканные нами, неизбежно содержат заблуждения, они в то же время отражают преломленный луч истинного света, извечной истины, пребывающей с Господом. Воистину, только благодаря мифотворчеству, только становясь «сотворцом» и выдумывая истории, способен Человек стремиться к состоянию совершенства, которое было ведомо ему до Падения. Наши мифы могут заблуждаться, но тем не менее они, хотя и непрямыми путями, направляются в истинную гавань - в то время как материальный «прогресс» ведет лишь в зияющую пропасть, к Железной Короне силы зла.
Обложка первого издания «Братства Кольца», первой части романа
Выражая эту веру во внутреннюю истинность мифологии, Толкин предъявил основу своей авторской философии, кредо, на котором держится «Сильмариллион».
Льюис выслушал и Дайсона, который подкреплял слова Толкина собственными рассуждениями. То есть вы хотите сказать, уточнил Льюис, что история Христа - попросту истинный миф, миф, который влияет на нас подобно всем прочим, но в то же время произошел на самом деле! Тогда, сказал он, я начинаю понимать...
Наконец ветер загнал всех троих под крышу, и они проговорили в комнатах Льюиса до трех часов ночи, после чего Толкин отправился домой. Льюис с Дайсоном проводили его по Хай-Стрит, а потом принялись бродить взад-вперед по галерее Нового Здания колледжа. Они разговаривали, пока небо не начало сереть.
Через двенадцать дней Льюис написал своему другу, Артуру Гривзу: «Я только что перешел от веры в Бога к более определенной вере в Христа - в христианство. Объяснить постараюсь потом. Очень важную роль в этом сыграл мой длинный ночной разговор с Дайсоном и Толкином».
А тем временем Толкин, проводя письменные экзамены в Экзаминейшн-Скулз, сочинял длинную поэму, куда должно было войти все то, что он говорил Льюису. Поэму он назвал «Мифопея», то есть «творение мифов». А в дневнике он записал: «Дружба с Льюисом искупает многое и, помимо радости и утешения, приносит мне большую пользу от общения с человеком порядочным, отважным, умным - ученым, поэтом и философом - и к тому же теперь, после длительного паломничества, наконец-то любящим Господа нашего».
Льюис с Толкином продолжали часто встречаться. Толкин читал Льюису вслух отрывки из «Сильмариллиона», и Льюис уговаривал его побыстрее закончить книгу. Позднее Толкин говорил: «Мой неоплатный долг по отношению к нему состоит не в том, что обычно понимается под словом «влияние», а в том, что он просто подбадривал меня. Долгое время он был моим единственным слушателем. Он единственный подал мне мысль о том, что мои «побасенки» могут стать чем-то большим, чем личное хобби».
При кажущейся разнице друзья-писатели составили тандем: один написал христианскую сказку для детей, которую читают взрослые, другой написал христианский миф, который полюбили и дети. А нам повезло — мы можем выбирать! Или читать обоих, неважно: главное — результат. Писатели заполнили пробел между христианским и человеческим, Евангелием и неведением, они заселили территорию «Средиземья» христианской культуры.
* * *
#клайв_льюис #толкиен #христианство
Тема: "18 ФАКТОВ О ТОМ, ПОЧЕМУ МЫ МОЖЕМ ДОВЕРЯТЬ БИБЛИИ"
(по материалам книги Дж. Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства)
#biblestudy@cristianapologeticsclub
#apologetics@cristianapologeticsclub
1. Исполнение пророчеств
Единственная книга в мире со 100% исполнением пророчеств. На данный момент исполнились сотни библейских пророчеств, вплоть до таких подробных, как точный год жизни Мессии, разрушение Иерусалима римлянами (Дан. 9:25-26) и мельчайшие подробности распятия Спасителя (например, деление одежд распятого Христа римскими воинами, сравн. Пс. 21:19 и Ин. 19:23-24).
2. Стойкость перед критикой и ненавистью
Библия пережила всевозможную критику. Ни одну другую книгу в истории так не рубили на части, не рассекали ножами, не просеивали, не разбирали так придирчиво, не порочили. Ее сжигали, запрещали, объявляли вне закона от эпохи римских императоров до наших дней. Но Библию до сих пор любят и читают миллионы людей. В 303 году от Р.Х. император Диоклетиан выпустил указ, который должен был привести к прекращению христианами молитв и к уничтожению Библии, невыполнение которого грозило тяжелым наказанием. Снова насмешка истории — всего через 25 лет император Константин, преемник Диоклетиана, уже выпускает указ об изготовлении 50 экземпляров Библии за государственный счёт. Об этом рассказывает римский историк Евсевий.
3. Чрезвычайная популярность
Как говорится в Кембриджской истории Библии, «ни одна книга никогда даже не приближалась к такой огромной и постоянной популярности». Она лидирует по количеству переводов на языки мира среди всех прочих книг. Х. Пикеринг, пишет, что для удовлетворения спроса на Библии, примерно 30 лет назад, Британское и иностранные библейские общества должны были выпускать «по одному экземпляру каждые три секунды, круглосуточно, т.е. 22 в минуту, 1369 в час, 32876 экземпляров ежедневно в течение всего года». Кстати, первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно её латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил И. Гутенберг на своём печатном станке.
4. Влияние на культуру
О Библии и об Иисусе Христе написано и создано произведений искусств больше, чем о какой-либо другой книге и личности в мире. Ее влияние на мировую культуру трудно переоценить. К. Макафи пишет: «Если бы все экземпляры Библии в каком-нибудь крупном городе были уничтожены, эту Книгу можно было бы в значительной мере восстановить за счёт цитат на полках городской публичной библиотеки».
5. Научная достоверность и историчность
Достоверность и подлинность Библии убедительно доказана знаменитыми учеными в разных областях знаний. Все персонажи и события Библии достоверны и подтверждаются свидетельствами историков прошлого и настоящего (Светоний, Иосиф Флавий, Тацит и др.) О жизни и смерти Иисуса Христа упоминают в своих трудах такие его современники и древние историки, как Корнелий Тацит, сатирик и противник христианства Лукиан, иудей Иосиф Флавий, римский губернатор Плиний Младший и другие. Вдобавок к этому есть десятки свидетельств Нового Завета и ближайших учеников апостолов, которые часто цитируют Библию. Описание происхождение народов в Библии (Быт.10 гл.) до сих пор считается самым достоверным историческим документом прошлого. Библейские описания соответствуют исторической, культурной, политической обстановке того времени. Новые археологические исследования постоянно подтверждают подлинность этих описаний. По свидетельству известного археолога Н. Глюка, ни одно из археологических открытий еще никогда не противоречило Библии.
6. Короткий промежуток времени между книгами и описываемыми событиями
Между написанием оригинала Нового Завета и самой древней из сохранившихся копий прошло не более 300 лет, а самый ранний отрывок-копия Евангелия от Марка, был найден, всего несколько лет назад, известным археологом К. Эвансом в Египте (после него идет рукопись Джона Райланда (130 г.)). По словам ученого, его можно датировать ранее 90 г. по Р.Х., при том, что оригинал создан не раньше, чем за 30 лет до этой находки, а описываемые в полной версии Евангелия события, произошли не раньше, чем за 50 лет до этого! Это можно сравнить с тем, как если бы вы сейчас слушали рассказы очевидца Второй мировой войны – настолько близко отстоят реальные евангельские события от рассказов про них! Главный библиотекарь Британского музея Ф. Кеньон говорит о том, что «ни в одном другом случае не прошло столь краткого периода времени между появлением оригинального произведения и датой наиболее древней из сохранившихся до наших дней рукописи». Для сравнения, самая ранняя из сохранившихся до нас качественных копий «Галльских войн» Цезаря (I в. до Р.Х), отстоит от оригинала на 900 лет! Даже «Анналы» знаменитого историка Тацита сохранились, если говорить о первых шести книгах, лишь в одном - единственном списке IX века.
7. Библейские события описаны очевидцами
За такой короткий промежуток времени (несколько десятилетий), когда были созданы Евангелия, нельзя было выдумать совершенно лживую историю о чудесах и воскресении Иисуса Христа и заставить поверить в неё тысячи людей, готовых умереть за это. Если бы это было ложью, её можно было бы легко опровергнуть, обратившись к тем, кто жил в то время. Напротив, писатели Нового Завета подчеркивают, что они рассказывают о том, что видели сами своими глазами или узнали от непосредственных очевидцев. Апостол Павел, рассказывая о воскресении Иисуса, сообщает о Его явлении 500 людям одновременно, которые могли подтвердить это, если кто-то сомневается (см. 1Кор. 15:6).
8. Верность авторов Библии своим убеждениям
Все писатели Нового Завета пострадали за свою проповедь от неприятелей и не отреклись от своих убеждений. Лишь один апостол Иоанн умер своей смертью, после долголетней проповеди и притеснений. Это даёт нам дополнительную убедительность в том, что эти люди знали и свято верили в то, за что не побоялись быть гонимыми.
9. Различие в деталях при общем согласии
Описание евангельских событий существует в четырех версиях, написанных четырьмя разными людьми. Три из них согласны в целом и различны в деталях, четвертое Евангелие дополняет их, и написано по-особенному. Различие в деталях при общем согласии, говорит в пользу достоверности описываемых событий, т. к. показывает взгляды живых людей, которые не могли смотреть и рассказывать обо всем совершенно одинаково, что было бы неестественным.
10. Бережность хранения библейских рукописей
Б. Рамм говорит о точности и многочисленности рукописей Библии: «Евреи хранили её тщательнее, чем любые другие рукописи в истории. Они следили за каждой буквой, слогом, словом и абзацем Библии. В иудейском обществе существовали целые классы людей, единственной задачей которых был трёхстадийный тщательный контроль за сохранением и размножением этих документов — класс писцов, законников, масоретов. Кто и когда пересчитывал буквы и слоги во всех сочинениях Платона или Аристотеля? Цицерона или Сенеки?». Например, текст свитка пророка Исаии (125 г. до Р.Х.) оказался практически идентичным его масоретской версии (916 г. по Р.Х.), что доказывает поразительную точность, с которой в течение 1000 с лишним лет переписывалась Библия. Библейские рукописи сохранялись с гораздо большей тщательностью, чем любые другие документы во времена печатного станка, когда появилось гораздо больше возможностей сохранения верного текста. Не странно ли, что тексты Шекспира за 208 лет накопили гораздо больше разночтений и искажений, чем текст Нового Завета, которому уже перевалило за 1600 лет, причём в течение полутора тысяч лет из этого срока он существовал только в рукописной форме? Не считая одного-двух десятков разночтений, текст любого стиха Нового Завета установлен общим согласием учёных, и споры относительно того или иного стиха относятся лишь к его истолкованию, а не к сомнениям относительно самих слов. В то же время в любой из 37 пьес Шекспира вы обнаружите до сотни тёмных мест, до сих пор вызывающих разногласия, причём во многих случаях разночтения прямо влияют на смысл тех эпизодов, где они присутствуют.
11. Поразительная сохранность
Библия пережила века. Она была написана на непрочном материале. В течение веков, до изобретения печатного станка, её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. По сравнению с памятниками античной литературы, до нас дошло больше рукописных копий Библии, чем любых 10 произведений классической литературы вместе взятых. В настоящее время существует более 24 000 рукописных экземпляров Нового Завета, это резко превосходит все памятники древней литературы. Степень точности текста также впечатляет. Так, если текст «Илиады» Гомера искажён на пять процентов, то степень неточностей в рукописях Нового Завета — всего полпроцента.
12. Уникальная цельность
Это собрание книг под одной обложкой уникально своей цельностью, единой идеей. Она поражает согласованностью своего откровения - от первого слова и до последнего. Первая и последняя книги Библии - Бытие и Откровение, повествующие соответственно о «рае утраченном» и «рае обретенном», настолько идеально соответствуют друг другу, что никак нельзя усомниться в их Божественном происхождении (сравн. [Быт. 1-3] и [Откр. 21-22]). В Библии содержатся тысячи перекрестных ссылок, аллюзий на более ранние библейские и внебиблейские сюжеты, схожих символов и образов. Это при том, что Библия писалась на протяжении более 1600 лет, писателями всех возможных слоёв общества и уровней образования, на трёх континентах и разных языках. Количество авторов более 40, среди них: Моисей - политический деятель, Амос - пастух, Петр - рыбак, Неемия - виночерпий, Лука - врач, Матфей - сборщик налогов, Соломон - царь, Иисус Навин - военачальник.
13. Разнообразие жанров при одной идее
При своей уникальной согласованности, сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них — исторические заметки, законы (гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники — не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения.
14. Неудобность в применении к жизни
Библия - это книга неудобная никому. Что имеется в виду? Если бы она была только произведением человека, то и её предписания были бы максимально комфортны и удобны для жизни человека, чего мы не наблюдаем при её чтении. Напротив, её учение обязательно для всех, часто в ней говорится о необходимости терпения скорбей и искушений, о трудном пути верующего человека вне зависимости от его положения (ср. Лк. 13:24, Иак. 1:2), она проповедует нелицеприятного Бога (Деян. 10:34), беспощадно обличает человеческие страсти (1Кор. 6:9-10). Все это свидетельствует об одном – эта Книга является выражением объективной воли Бога, который Сам устанавливает законы для людей, не потворствуя их страстям и желаниям.
15. Высота и оригинальность учения
Библейское учение о нравственности, о том, что Бог есть любовь, о боговоплощении и искупительной жертве, является настолько возвышенным и удивительным, что невозможно считать его простой фантазией человека. При внешней схожести некоторых образов и персонажей с языческими мифами, при более внимательном рассмотрении, библейское повествование в корне отлично от них, содержит совершенно оригинальные идеи и учение, превосходящее все человеческие вымыслы, претендуя при этом, на историчность описываемых событий.
16. Библия не стыдится описывать ошибки праведников
В Библии описываются не только человеческие доблести и добрые поступки, но и самые неприглядные. При чем, это касается не только отрицательных персонажей, но и тех, кого она называет святыми и ставит в образец подражания (конечно, не их грехам, а покаянию). В отличие от простых человеческих произведений, которые не будут писать плохого о своих авторитетах, она делает это честно и без лукавства. Так, например, она упоминает о смертных грехах великого царя и пророка Давида (2Цар. 11,12 гл.), Соломона (3Цар. 11 гл.), трусости и предательстве будущего великого апостола Петра (Лк. 22:55-62). Евангелие описывает неверие учеников Христа в Его воскресение, пока Он Сам не явился им (Лк. 24:11). Стали бы первые христиане выдумывать такие неудобные факты о тех людях, которые пользовались у них непревзойденным авторитетом? Все это свидетельствует о том, что Библия написана не особо заинтересованными лживыми людьми, а честными свидетелями, тех событий, которые они либо видели сами, либо слышали от других, заслуживающих доверия лиц. Зачем упоминать о грехах святых? Просто у Библии есть привычка рассказывать чистую правду.
17. Наличие научных фактов
Библия не претендует на статус научной энциклопедии, ее задача состоит совершенно в другом. Но, несмотря на это, интересно заметить, что библейские авторы иногда опережали научное знание на тысячелетия, описывая природные явления, открытые учеными намного позднее. Сюда, например, можно отнести то, что Земля не имеет опоры в пространстве и окружена бездной (Иов. 26:7), цикличность суток, ветра, круговорот воды в природе (Еккл. 1:5-7) или наличие веса у воздуха (Иов. 28:25). Все это лишь малая часть из имеющихся в Библии научных фактов. Библейские авторы во многом опередили не только позднейшие научные открытия, но и представления о мире у своих современников.
18. Влияние на жизнь людей
Миллионы людей могут засвидетельствовать, что их жизнь коренным образом изменилась благодаря Библии и учению Христа.
Кстати, Библия была первой религиозной книгой, попавшей в космос (в виде микрофильма). Первая книга, прозвучавшая с Луны (астронавты читали Бытие 1:1).
ВСЕ ЭТО МОЖЕТ НЕ УБЕДИТЬ ВАС ПОВЕРИТЬ В БОГА ИЛИ ЖИТЬ ПО БИБЛИИ, НО ПОСТАРАЙТЕСЬ ТЕПЕРЬ ПОСЕРЬЕЗНЕЙ ОТНОСИТЬСЯ К УБЕЖДЕНИЯМ ХРИСТИАН, ДОВЕРЯЮЩИХ ЭТОЙ КНИГИ И ЕЕ АВТОРУ, ВЕДЬ У НИХ ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ.
(по материалам книги Дж. Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства)
#biblestudy@cristianapologeticsclub
#apologetics@cristianapologeticsclub
1. Исполнение пророчеств
Единственная книга в мире со 100% исполнением пророчеств. На данный момент исполнились сотни библейских пророчеств, вплоть до таких подробных, как точный год жизни Мессии, разрушение Иерусалима римлянами (Дан. 9:25-26) и мельчайшие подробности распятия Спасителя (например, деление одежд распятого Христа римскими воинами, сравн. Пс. 21:19 и Ин. 19:23-24).
2. Стойкость перед критикой и ненавистью
Библия пережила всевозможную критику. Ни одну другую книгу в истории так не рубили на части, не рассекали ножами, не просеивали, не разбирали так придирчиво, не порочили. Ее сжигали, запрещали, объявляли вне закона от эпохи римских императоров до наших дней. Но Библию до сих пор любят и читают миллионы людей. В 303 году от Р.Х. император Диоклетиан выпустил указ, который должен был привести к прекращению христианами молитв и к уничтожению Библии, невыполнение которого грозило тяжелым наказанием. Снова насмешка истории — всего через 25 лет император Константин, преемник Диоклетиана, уже выпускает указ об изготовлении 50 экземпляров Библии за государственный счёт. Об этом рассказывает римский историк Евсевий.
3. Чрезвычайная популярность
Как говорится в Кембриджской истории Библии, «ни одна книга никогда даже не приближалась к такой огромной и постоянной популярности». Она лидирует по количеству переводов на языки мира среди всех прочих книг. Х. Пикеринг, пишет, что для удовлетворения спроса на Библии, примерно 30 лет назад, Британское и иностранные библейские общества должны были выпускать «по одному экземпляру каждые три секунды, круглосуточно, т.е. 22 в минуту, 1369 в час, 32876 экземпляров ежедневно в течение всего года». Кстати, первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно её латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил И. Гутенберг на своём печатном станке.
4. Влияние на культуру
О Библии и об Иисусе Христе написано и создано произведений искусств больше, чем о какой-либо другой книге и личности в мире. Ее влияние на мировую культуру трудно переоценить. К. Макафи пишет: «Если бы все экземпляры Библии в каком-нибудь крупном городе были уничтожены, эту Книгу можно было бы в значительной мере восстановить за счёт цитат на полках городской публичной библиотеки».
5. Научная достоверность и историчность
Достоверность и подлинность Библии убедительно доказана знаменитыми учеными в разных областях знаний. Все персонажи и события Библии достоверны и подтверждаются свидетельствами историков прошлого и настоящего (Светоний, Иосиф Флавий, Тацит и др.) О жизни и смерти Иисуса Христа упоминают в своих трудах такие его современники и древние историки, как Корнелий Тацит, сатирик и противник христианства Лукиан, иудей Иосиф Флавий, римский губернатор Плиний Младший и другие. Вдобавок к этому есть десятки свидетельств Нового Завета и ближайших учеников апостолов, которые часто цитируют Библию. Описание происхождение народов в Библии (Быт.10 гл.) до сих пор считается самым достоверным историческим документом прошлого. Библейские описания соответствуют исторической, культурной, политической обстановке того времени. Новые археологические исследования постоянно подтверждают подлинность этих описаний. По свидетельству известного археолога Н. Глюка, ни одно из археологических открытий еще никогда не противоречило Библии.
6. Короткий промежуток времени между книгами и описываемыми событиями
Между написанием оригинала Нового Завета и самой древней из сохранившихся копий прошло не более 300 лет, а самый ранний отрывок-копия Евангелия от Марка, был найден, всего несколько лет назад, известным археологом К. Эвансом в Египте (после него идет рукопись Джона Райланда (130 г.)). По словам ученого, его можно датировать ранее 90 г. по Р.Х., при том, что оригинал создан не раньше, чем за 30 лет до этой находки, а описываемые в полной версии Евангелия события, произошли не раньше, чем за 50 лет до этого! Это можно сравнить с тем, как если бы вы сейчас слушали рассказы очевидца Второй мировой войны – настолько близко отстоят реальные евангельские события от рассказов про них! Главный библиотекарь Британского музея Ф. Кеньон говорит о том, что «ни в одном другом случае не прошло столь краткого периода времени между появлением оригинального произведения и датой наиболее древней из сохранившихся до наших дней рукописи». Для сравнения, самая ранняя из сохранившихся до нас качественных копий «Галльских войн» Цезаря (I в. до Р.Х), отстоит от оригинала на 900 лет! Даже «Анналы» знаменитого историка Тацита сохранились, если говорить о первых шести книгах, лишь в одном - единственном списке IX века.
7. Библейские события описаны очевидцами
За такой короткий промежуток времени (несколько десятилетий), когда были созданы Евангелия, нельзя было выдумать совершенно лживую историю о чудесах и воскресении Иисуса Христа и заставить поверить в неё тысячи людей, готовых умереть за это. Если бы это было ложью, её можно было бы легко опровергнуть, обратившись к тем, кто жил в то время. Напротив, писатели Нового Завета подчеркивают, что они рассказывают о том, что видели сами своими глазами или узнали от непосредственных очевидцев. Апостол Павел, рассказывая о воскресении Иисуса, сообщает о Его явлении 500 людям одновременно, которые могли подтвердить это, если кто-то сомневается (см. 1Кор. 15:6).
8. Верность авторов Библии своим убеждениям
Все писатели Нового Завета пострадали за свою проповедь от неприятелей и не отреклись от своих убеждений. Лишь один апостол Иоанн умер своей смертью, после долголетней проповеди и притеснений. Это даёт нам дополнительную убедительность в том, что эти люди знали и свято верили в то, за что не побоялись быть гонимыми.
9. Различие в деталях при общем согласии
Описание евангельских событий существует в четырех версиях, написанных четырьмя разными людьми. Три из них согласны в целом и различны в деталях, четвертое Евангелие дополняет их, и написано по-особенному. Различие в деталях при общем согласии, говорит в пользу достоверности описываемых событий, т. к. показывает взгляды живых людей, которые не могли смотреть и рассказывать обо всем совершенно одинаково, что было бы неестественным.
10. Бережность хранения библейских рукописей
Б. Рамм говорит о точности и многочисленности рукописей Библии: «Евреи хранили её тщательнее, чем любые другие рукописи в истории. Они следили за каждой буквой, слогом, словом и абзацем Библии. В иудейском обществе существовали целые классы людей, единственной задачей которых был трёхстадийный тщательный контроль за сохранением и размножением этих документов — класс писцов, законников, масоретов. Кто и когда пересчитывал буквы и слоги во всех сочинениях Платона или Аристотеля? Цицерона или Сенеки?». Например, текст свитка пророка Исаии (125 г. до Р.Х.) оказался практически идентичным его масоретской версии (916 г. по Р.Х.), что доказывает поразительную точность, с которой в течение 1000 с лишним лет переписывалась Библия. Библейские рукописи сохранялись с гораздо большей тщательностью, чем любые другие документы во времена печатного станка, когда появилось гораздо больше возможностей сохранения верного текста. Не странно ли, что тексты Шекспира за 208 лет накопили гораздо больше разночтений и искажений, чем текст Нового Завета, которому уже перевалило за 1600 лет, причём в течение полутора тысяч лет из этого срока он существовал только в рукописной форме? Не считая одного-двух десятков разночтений, текст любого стиха Нового Завета установлен общим согласием учёных, и споры относительно того или иного стиха относятся лишь к его истолкованию, а не к сомнениям относительно самих слов. В то же время в любой из 37 пьес Шекспира вы обнаружите до сотни тёмных мест, до сих пор вызывающих разногласия, причём во многих случаях разночтения прямо влияют на смысл тех эпизодов, где они присутствуют.
11. Поразительная сохранность
Библия пережила века. Она была написана на непрочном материале. В течение веков, до изобретения печатного станка, её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. По сравнению с памятниками античной литературы, до нас дошло больше рукописных копий Библии, чем любых 10 произведений классической литературы вместе взятых. В настоящее время существует более 24 000 рукописных экземпляров Нового Завета, это резко превосходит все памятники древней литературы. Степень точности текста также впечатляет. Так, если текст «Илиады» Гомера искажён на пять процентов, то степень неточностей в рукописях Нового Завета — всего полпроцента.
12. Уникальная цельность
Это собрание книг под одной обложкой уникально своей цельностью, единой идеей. Она поражает согласованностью своего откровения - от первого слова и до последнего. Первая и последняя книги Библии - Бытие и Откровение, повествующие соответственно о «рае утраченном» и «рае обретенном», настолько идеально соответствуют друг другу, что никак нельзя усомниться в их Божественном происхождении (сравн. [Быт. 1-3] и [Откр. 21-22]). В Библии содержатся тысячи перекрестных ссылок, аллюзий на более ранние библейские и внебиблейские сюжеты, схожих символов и образов. Это при том, что Библия писалась на протяжении более 1600 лет, писателями всех возможных слоёв общества и уровней образования, на трёх континентах и разных языках. Количество авторов более 40, среди них: Моисей - политический деятель, Амос - пастух, Петр - рыбак, Неемия - виночерпий, Лука - врач, Матфей - сборщик налогов, Соломон - царь, Иисус Навин - военачальник.
13. Разнообразие жанров при одной идее
При своей уникальной согласованности, сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них — исторические заметки, законы (гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники — не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения.
14. Неудобность в применении к жизни
Библия - это книга неудобная никому. Что имеется в виду? Если бы она была только произведением человека, то и её предписания были бы максимально комфортны и удобны для жизни человека, чего мы не наблюдаем при её чтении. Напротив, её учение обязательно для всех, часто в ней говорится о необходимости терпения скорбей и искушений, о трудном пути верующего человека вне зависимости от его положения (ср. Лк. 13:24, Иак. 1:2), она проповедует нелицеприятного Бога (Деян. 10:34), беспощадно обличает человеческие страсти (1Кор. 6:9-10). Все это свидетельствует об одном – эта Книга является выражением объективной воли Бога, который Сам устанавливает законы для людей, не потворствуя их страстям и желаниям.
15. Высота и оригинальность учения
Библейское учение о нравственности, о том, что Бог есть любовь, о боговоплощении и искупительной жертве, является настолько возвышенным и удивительным, что невозможно считать его простой фантазией человека. При внешней схожести некоторых образов и персонажей с языческими мифами, при более внимательном рассмотрении, библейское повествование в корне отлично от них, содержит совершенно оригинальные идеи и учение, превосходящее все человеческие вымыслы, претендуя при этом, на историчность описываемых событий.
16. Библия не стыдится описывать ошибки праведников
В Библии описываются не только человеческие доблести и добрые поступки, но и самые неприглядные. При чем, это касается не только отрицательных персонажей, но и тех, кого она называет святыми и ставит в образец подражания (конечно, не их грехам, а покаянию). В отличие от простых человеческих произведений, которые не будут писать плохого о своих авторитетах, она делает это честно и без лукавства. Так, например, она упоминает о смертных грехах великого царя и пророка Давида (2Цар. 11,12 гл.), Соломона (3Цар. 11 гл.), трусости и предательстве будущего великого апостола Петра (Лк. 22:55-62). Евангелие описывает неверие учеников Христа в Его воскресение, пока Он Сам не явился им (Лк. 24:11). Стали бы первые христиане выдумывать такие неудобные факты о тех людях, которые пользовались у них непревзойденным авторитетом? Все это свидетельствует о том, что Библия написана не особо заинтересованными лживыми людьми, а честными свидетелями, тех событий, которые они либо видели сами, либо слышали от других, заслуживающих доверия лиц. Зачем упоминать о грехах святых? Просто у Библии есть привычка рассказывать чистую правду.
17. Наличие научных фактов
Библия не претендует на статус научной энциклопедии, ее задача состоит совершенно в другом. Но, несмотря на это, интересно заметить, что библейские авторы иногда опережали научное знание на тысячелетия, описывая природные явления, открытые учеными намного позднее. Сюда, например, можно отнести то, что Земля не имеет опоры в пространстве и окружена бездной (Иов. 26:7), цикличность суток, ветра, круговорот воды в природе (Еккл. 1:5-7) или наличие веса у воздуха (Иов. 28:25). Все это лишь малая часть из имеющихся в Библии научных фактов. Библейские авторы во многом опередили не только позднейшие научные открытия, но и представления о мире у своих современников.
18. Влияние на жизнь людей
Миллионы людей могут засвидетельствовать, что их жизнь коренным образом изменилась благодаря Библии и учению Христа.
Кстати, Библия была первой религиозной книгой, попавшей в космос (в виде микрофильма). Первая книга, прозвучавшая с Луны (астронавты читали Бытие 1:1).
ВСЕ ЭТО МОЖЕТ НЕ УБЕДИТЬ ВАС ПОВЕРИТЬ В БОГА ИЛИ ЖИТЬ ПО БИБЛИИ, НО ПОСТАРАЙТЕСЬ ТЕПЕРЬ ПОСЕРЬЕЗНЕЙ ОТНОСИТЬСЯ К УБЕЖДЕНИЯМ ХРИСТИАН, ДОВЕРЯЮЩИХ ЭТОЙ КНИГИ И ЕЕ АВТОРУ, ВЕДЬ У НИХ ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ВСЕ ОСНОВАНИЯ.