ОБРАЩЕНИЕ СОЗДАТЕЛЯ СООБЩЕСТВА. О НАШЕЙ ГРУППЕ И О ТОМ, ПОЧЕМУ ОНА ПРИОСТАНОВИЛА СВОЮ РАБОТУ В ПРЕЖНЕМ ФОРМАТЕ
Дорогие друзья! Сегодня я отпраздновал свой 31-й день рождения. В этой связи я решил обратиться к нашим читателям и рассказать о том, что происходит со мной и нашей группой в последнее время. Я хочу поговорить о том, почему активность в нашей группе спала и скорее всего она не возобновит свою работу в прежнем режиме. Когда я создавал эту группу, мной двигал задор религиозной полемики, я накопил много фактов, которые опровергали моё прежнее мировоззрение, и я хотел поделиться ими со всеми вами. Я ни капли не жалею о том, что я и мои сотоварищи писали и делали все эти годы. Мы опубликовали много полезных материалов, и я уверен, что они помогли и будут помогать разным людям на определённом этапе их жизненного пути.
Сейчас я не буду говорить за других редакторов, которые помогали развивать это сообщество: у каждого из них своя судьба и своя история. Я буду говорить только за себя. Мне перестало быть интересным вести просветительскую деятельность в сфере религии. Это произошло потому, что лично для меня эта тема себя исчерпала. Я высказал все, что хотел высказать, и услышал все, что хотел услышать. Для меня религиозный поиск в том формате, в котором он получал свое развитие в рамках дискуссий в Интернете, более не представляет интереса. Сейчас я твердо убежден в том, что в жизни есть вещи куда важнее, чем дискуссии на религиозные темы, поскольку каждая такая дискуссия упирается в споры о том, кому что кажется более правдоподобным и вероятным. Однако ни один из комментаторов, проповедников и полемистов не может знать, как все устроено на самом деле. И даже если кому-то явился сам Бог и говорил с ним, никто не имеет права утверждать, что этот опыт был истинным, а не плодом фантазии, экзальтации, расстройства психики или самообмана. Если человек не понимает, насколько в этом мире все субъективно и относительно, насколько ограничен человеческий разум в познании Бытия, это указывает лишь на то, что он не созрел, не накопил достаточное количество информации и опыта. (Update 13:39: как верно заметил один из комментаторов, люди, спорящее в интернете на религиозные темы, похожи на ролевиков, которые целиком погрузились в игру, основанную на своих фантазиях. Беда лишь в том, что ролевики осознают, что играют, а спорщики – нет).
Это не значит, что любой религиозный опыт ложный. Это значит только одно: в этой жизни мы никогда не сможем со 100%-й вероятностью утверждать, что тот или иной опыт истинный. Все упирается в веру в свой личный опыт или опыт людей, или организации, которой тот или иной человек доверяет. Я больше не хочу пытаться убедить кого-либо в своей позиции, потому что понимаю, что все люди разные, и даже среди адептов одной религии, и даже одного крыла этой религии, будь то консервативное или либеральное, найдутся масса вопросов, по котором они будут иметь разногласия. Можно сказать, что религиозных взглядов столько, сколько богословов, и никакое единство здесь невозможно. Если кому-то кажется, что единство достигнуто — это самообман.
Когда человек в юном возрасте считает, что он все понял, и может научить этому других, это нормально. Когда он сохраняет эту точку зрения с присущем ей юношеским максимализмом в зрелом возрасте, лично мне кажется это печальным. Мы живем одну жизнь, и мы можем выбирать, на что мы хотим ее потратить. Лично я не хочу тратить ее на споры с условным Никоном Скаргой о том, был ли Исаак Сирин несторианином. Если кто-то хочет верить, что он был православным, или во что-либо другое, мне все равно. У меня больше нет стремления кого-то куда-то вести или выводить кого-то откуда-то. В этом осознании я чувствую себя гораздо более счастливым и нахожу свою жизнь куда более гармоничной.
Большая часть людей, спорящих в Интернете на религиозные темы, доказывают что-то не другим людям, а самим себе. Изучив основы психологии мышления, я начал понимать, что самые сомневающиеся в своей вере люди – это апологеты, которые кладут свою жизнь на то, чтобы убедить других людей в истинности своей точки зрения и через это доказать себе, что они правы. Я не даю обещаний, что здесь никогда и ничего больше не будет опубликовано. Возможно у меня начнется новый виток в жизни, и мне снова будет интересно с кем-то поспорить или поделиться какими-то своими наблюдениями. Я ни от чего не зарекаюсь. Однако в сложившейся ситуации я вижу гораздо больше путей сделать этот мир лучше.
Приведу один простой пример. Сейчас я общаюсь с людьми, которые помогают беженцам из Украины, приехавшими в Россию. Я вижу, что приложив небольшое количество усилий они могут помочь нуждающимся, например, собрать деньги на нижнее бельё и подушку для бабушки из Мариуполя, которая бежала из-под бомбежек в чем была, не успев захватить с собой никаких вещей. Или же они могут помочь людям устроиться на работу, найти деньги на первоначальный съем квартиры, еду и покупку самоката детям. Профит очевиден: у людей не было ничего, они были в отчаянии и не знали, что делать, а благодаря ним они получили надежду на новую жизнь и обретение счастья для себя и своих близких.
На что хотите потратить свое время вы решать вам. Лично я, выбирая между тем, чтобы спорить об исхождении Святого Духа от Отца или от Отца и Сына и выполнением простых действий, которые могут принести благо моей семье и другим людям, выбираю последнее. При этом я не осуждаю тех людей, которым по-прежнему интересно первое, поскольку духовный поиск – это прекрасно, и человек обязательно должен пройти через него, чтобы выйти на новый уровень. Главное, чтобы этот этап не затянулся слишком сильно, и человек в конце жизни не ужаснулся, поняв, что потратил всю свою жизнь не так, как хотел бы, если бы жил ее заново. Искренне желаю всем подписчикам всего самого лучшего и до новых встреч!
Статистика ВК сообщества "Сакральные Тексты"
Истина не нуждается в том, чтобы её доказывали при помощи лжи
Количество постов 4 009
Частота постов 61 час 54 минуты
ER
80.67
80.99%
19.01%
22.59% подписчиков от 30 до 45
84.81%
2.05%
1.12%
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
ПОЧЕМУ СВЯЩЕННИКОМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО МУЖЧИНА? АРГУМЕНТ ГЕНРИХА АГРИППЫ
Благословение... дано через женщину, а закон через мужчину, — закон гнева и проклятия: ведь мужчине было запрещено вкушать плод с древа, а женщине нет — Бог тогда еще не сотворил ее: то есть Он изначально желал женщине свободы, и, значит, согрешил мужчина, вкусив от древа, но не женщина; мужчина принес в мир смерть, но не женщина. И все мы согрешили в Адаме, но не в Еве, и первородный грех мы наследуем не от женщины праматери, но от мужчины праотца. Потому древний закон требовал мужчин подвергать обрезанию, по–видимому, чтобы наказание за первородный грех претерпевал тот пол, который согрешил.
А женщину Бог винил не в том, что вкусила от древа, — она ввела в грех мужа, но ненамеренно, будучи искушенной диаволом. Так что мужчина согрешил сознательно, а обманутая женщина невольно. Ведь диавол женщину первую подверг искушению, ибо узнал в ней высочайшее из творений. И Св. Бернард полагал: «Узрев удивительную красоту женщины и помня ее во всем превосходстве, когда в божественном свете она пред всеми ангелами наслаждалась беседами с Богом, диавол всю свою зависть обрушил на нее одну». Потому и Христос, рожденный в этот мир униженнейшим, дабы униженностью искупить надменность греха первоотца, принял мужеский пол, более низкий, а не женский, высокий и благородный.
Мы осуждены за грех мужчины, а не женщины, и потому Бог заповедал, чтоб искупил грех согрешивший пол, а диаволовой лестью обойденный женский пол отмстил бы за грех. И змею возвещено: жена, или (таково более правильное понимание) семя жены, всегда будет разить его в голову, а не мужчина или семя мужчины. Пожалуй, по этой причине церковь передала звание священника мужчине, а не женщине, ибо священник представляет Христа, а Христос — самого первогрешника, то есть Адама.
Генрих Агриппа (также известный как Агриппа Неттесгеймский) (1486 – 1535) — немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат.
Источник:
Агриппа Неттесгеймский. Речь о достоинстве и превосходстве женского пола. М.: Эннеагон Пресс. 2010. С. 25.
#christianstudies@sacredtexts
#symbolism@sacredtexts
#exegetics@sacredtexts
#apologetics@sacredtexts
#quote@sacredtexts
Благословение... дано через женщину, а закон через мужчину, — закон гнева и проклятия: ведь мужчине было запрещено вкушать плод с древа, а женщине нет — Бог тогда еще не сотворил ее: то есть Он изначально желал женщине свободы, и, значит, согрешил мужчина, вкусив от древа, но не женщина; мужчина принес в мир смерть, но не женщина. И все мы согрешили в Адаме, но не в Еве, и первородный грех мы наследуем не от женщины праматери, но от мужчины праотца. Потому древний закон требовал мужчин подвергать обрезанию, по–видимому, чтобы наказание за первородный грех претерпевал тот пол, который согрешил.
А женщину Бог винил не в том, что вкусила от древа, — она ввела в грех мужа, но ненамеренно, будучи искушенной диаволом. Так что мужчина согрешил сознательно, а обманутая женщина невольно. Ведь диавол женщину первую подверг искушению, ибо узнал в ней высочайшее из творений. И Св. Бернард полагал: «Узрев удивительную красоту женщины и помня ее во всем превосходстве, когда в божественном свете она пред всеми ангелами наслаждалась беседами с Богом, диавол всю свою зависть обрушил на нее одну». Потому и Христос, рожденный в этот мир униженнейшим, дабы униженностью искупить надменность греха первоотца, принял мужеский пол, более низкий, а не женский, высокий и благородный.
Мы осуждены за грех мужчины, а не женщины, и потому Бог заповедал, чтоб искупил грех согрешивший пол, а диаволовой лестью обойденный женский пол отмстил бы за грех. И змею возвещено: жена, или (таково более правильное понимание) семя жены, всегда будет разить его в голову, а не мужчина или семя мужчины. Пожалуй, по этой причине церковь передала звание священника мужчине, а не женщине, ибо священник представляет Христа, а Христос — самого первогрешника, то есть Адама.
Генрих Агриппа (также известный как Агриппа Неттесгеймский) (1486 – 1535) — немецкий гуманист, врач, алхимик, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат.
Источник:
Агриппа Неттесгеймский. Речь о достоинстве и превосходстве женского пола. М.: Эннеагон Пресс. 2010. С. 25.
#christianstudies@sacredtexts
#symbolism@sacredtexts
#exegetics@sacredtexts
#apologetics@sacredtexts
#quote@sacredtexts
ЭФИОПСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ВЫСЕЧЕННАЯ В СКАЛЕ
Абуна Гебре Микаэль — один из красивейших монолитных храмов Эфиопии. Находится он далеко в горах, название которых — Геральта. К нему, по сути, нет дороги. Чтобы попасть в храм, нужно проделать немалый и тяжелый путь в горах, перепрыгивая с одной скалы на другую.
#ethiopianstudies@sacredtexts
#architecture@sacredtexts
#christianstudies@sacredtexts
#easternorthodoxy@sacredtexts
Абуна Гебре Микаэль — один из красивейших монолитных храмов Эфиопии. Находится он далеко в горах, название которых — Геральта. К нему, по сути, нет дороги. Чтобы попасть в храм, нужно проделать немалый и тяжелый путь в горах, перепрыгивая с одной скалы на другую.
#ethiopianstudies@sacredtexts
#architecture@sacredtexts
#christianstudies@sacredtexts
#easternorthodoxy@sacredtexts
ИИСУС ХРИСТОС — ГОСПОДЬ ШОКОЛАДА
Одной из общих черт культур всех народов Мезоамерики являлась сакрализация кукурузы и какао. При этом кукуруза ассоциировалась с человеческим телом, а какао — с кровью. Неудивительно, что это обстоятельство использовалось миссионерами для объяснения концепции тела и крови Христова, а также смысла ритуала евхаристии. Говорят, что в Центральной Америке до сих пор остались места, где по праздникам причащаются кукурузой и какао.
В свете этого становится понятнее и символика уникальной статуи задумчивого Христа (кстати, для ее создания использовалась кукуруза) с веткой какао в руке. Скульптура расположена в часовне Сан-Хосе в Мехико, а прихожане с любовью называют ее «Господь шоколада». Интресно, что к ней, как и много лет назад, приносят какао-бобы в память о легенде, повествующей о том, что местные жители в качестве милостыни на строительство приносили какао-бобы, издавна играющие также важную экономическую роль в Мезоамерике. Вот такая вот связь времён и религий.
#Mesoamerica@sacredtexts
#ethnicchristianity@sacredtexts
#christianstudies@sacredtexts
#catholicism@sacredtexts
Одной из общих черт культур всех народов Мезоамерики являлась сакрализация кукурузы и какао. При этом кукуруза ассоциировалась с человеческим телом, а какао — с кровью. Неудивительно, что это обстоятельство использовалось миссионерами для объяснения концепции тела и крови Христова, а также смысла ритуала евхаристии. Говорят, что в Центральной Америке до сих пор остались места, где по праздникам причащаются кукурузой и какао.
В свете этого становится понятнее и символика уникальной статуи задумчивого Христа (кстати, для ее создания использовалась кукуруза) с веткой какао в руке. Скульптура расположена в часовне Сан-Хосе в Мехико, а прихожане с любовью называют ее «Господь шоколада». Интресно, что к ней, как и много лет назад, приносят какао-бобы в память о легенде, повествующей о том, что местные жители в качестве милостыни на строительство приносили какао-бобы, издавна играющие также важную экономическую роль в Мезоамерике. Вот такая вот связь времён и религий.
#Mesoamerica@sacredtexts
#ethnicchristianity@sacredtexts
#christianstudies@sacredtexts
#catholicism@sacredtexts
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ (И ЧЕГО ОБЫЧНО НЕ ЗНАЮТ) О ФОМЕ АКВИНСКОМ?
Св. Фома является ключевым философом европейского Средневековья, крупнейшим представителем схоластики и наиболее важным теологом в истории Католической церкви, где он почитается в качестве Doctor Angelicus, «ангельского доктора» и учителя Церкви. Направления философии, апеллирующие к его авторитету и наследию, и развивающиеся на протяжении вот уже семи с лишним веков, известны под общим названием томизма. Основная заслуга Св. Фомы состоит в синтезе и примирении основных направлений европейской мысли своего времени.
Как правило, характерной чертой системы Аквината (и томизма) считается рационализм и сильная вера в возможности человеческого разума. Нередко желание изложить аргументы сторон и все аспекты определенного вопроса наиболее полным и непредвзятым образом создает впечатление излишней дотошности и безличности, из-за чего и само слово схоластика стало нарицательным.
Однако мало людей, слышавших что-то о Св. Фоме, знают о эволюции его взглядов и драматическом финале его духовного и интеллектуального странствия. На мессе в День святителя Николая в 1273 году Аквинат пережил мощнейший мистический опыт Божественного откровения, после которого отложил всё свои занятия и перестал писать (даже «Сумма теологии» осталась незаконченной). По свидетельству Реджинальда Пипернского, ближайшего сподвижника философа, он увидел Фому сидящего за столом с бледным лицом и обхватившего голову руками. В таком состоянии он пробыл весь день, а на вопрос Реджинальда, почему он не пишет, отвечал «не могу». Это повторилось и в следующие дни. Наконец Реджинальдо спросил собирается ли его наставник возвратиться когда-либо к работе, тогда Св. Фома сказал — «я не могу больше писать. Все, написанное мной, теперь кажется мне трухой». В некоторых биографиях содержится уточнение, «после увиденного тогда».
Через три месяца, в возрасте сорока восьми или сорока девяти лет, Аквинат скончался по дороге на Второй Лионский собор. Последние несколько дней он провел в монастыре Фосса Нуова. Местные монахи попросили Аквината провести занятие для них. Несмотря на своё состояние, Св. Фома согласился и выбрал темой занятия толкование «Песни песней». Он умер дойдя до двенадцатого стиха «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле». Некоторые исследователи полагают, что конспект этого занятия сохранился и стал основной или даже самим текстом «Восходящей Авроры» (Aurora Consurgens), трактата, полного алхимического и мистического символизма.
Автор: Александр Малахов
#christianstudies@sacredtexts
#westernchristianity@sacredtexts
#catholicism@sacredtexts
Св. Фома является ключевым философом европейского Средневековья, крупнейшим представителем схоластики и наиболее важным теологом в истории Католической церкви, где он почитается в качестве Doctor Angelicus, «ангельского доктора» и учителя Церкви. Направления философии, апеллирующие к его авторитету и наследию, и развивающиеся на протяжении вот уже семи с лишним веков, известны под общим названием томизма. Основная заслуга Св. Фомы состоит в синтезе и примирении основных направлений европейской мысли своего времени.
Как правило, характерной чертой системы Аквината (и томизма) считается рационализм и сильная вера в возможности человеческого разума. Нередко желание изложить аргументы сторон и все аспекты определенного вопроса наиболее полным и непредвзятым образом создает впечатление излишней дотошности и безличности, из-за чего и само слово схоластика стало нарицательным.
Однако мало людей, слышавших что-то о Св. Фоме, знают о эволюции его взглядов и драматическом финале его духовного и интеллектуального странствия. На мессе в День святителя Николая в 1273 году Аквинат пережил мощнейший мистический опыт Божественного откровения, после которого отложил всё свои занятия и перестал писать (даже «Сумма теологии» осталась незаконченной). По свидетельству Реджинальда Пипернского, ближайшего сподвижника философа, он увидел Фому сидящего за столом с бледным лицом и обхватившего голову руками. В таком состоянии он пробыл весь день, а на вопрос Реджинальда, почему он не пишет, отвечал «не могу». Это повторилось и в следующие дни. Наконец Реджинальдо спросил собирается ли его наставник возвратиться когда-либо к работе, тогда Св. Фома сказал — «я не могу больше писать. Все, написанное мной, теперь кажется мне трухой». В некоторых биографиях содержится уточнение, «после увиденного тогда».
Через три месяца, в возрасте сорока восьми или сорока девяти лет, Аквинат скончался по дороге на Второй Лионский собор. Последние несколько дней он провел в монастыре Фосса Нуова. Местные монахи попросили Аквината провести занятие для них. Несмотря на своё состояние, Св. Фома согласился и выбрал темой занятия толкование «Песни песней». Он умер дойдя до двенадцатого стиха «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле». Некоторые исследователи полагают, что конспект этого занятия сохранился и стал основной или даже самим текстом «Восходящей Авроры» (Aurora Consurgens), трактата, полного алхимического и мистического символизма.
Автор: Александр Малахов
#christianstudies@sacredtexts
#westernchristianity@sacredtexts
#catholicism@sacredtexts
АРМЯНСКИЕ СБОРНИКИ ДУХОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
Шараканы — это песни и сборники средневековых армянских церковных песнопений и стихов, созданные в течение V–XIII вв. Самые ранние сохранившиеся рукописи датируются V веком и используют систему невменной нотации, известной также как «хазы», которые не расшифрованы до сих пор. Эти песни назывались «кцурд» или «кцорд».
В раннем периоде шараканы встречаются в прозе. В более же позднем — создаются в стихотворной форме, например, шараканы католикоса Нерсеса Шнорали. Он также упростил тексты религиозной поэзии и мелодии песнопения, приблизив ее к стилю армянской народной музыки.
Изначальное возникновение шараканов исторически принято связывать с деятельностью Месропа Маштоца и католикоса Саака Партева, поскольку внедрение нового алфавита стимулировало процветание литературы, важной частью которой была религиозная поэзия.
Более поздние авторы шараканов: католикос Саак Второй (VI век), католикос Комитас Ахцеци (VII век), католикос Ованес 3-й Одзнеци , Степанос Сюнеци (VIII век), католикос Петрос I Гетадардз (XI век), католикос Нерсес Шнорали (XII век), Нерсес Ламбронаци, Хачатур Таронаци (XII век), Ованес Ерзнкаци Плуз (XIII век).
В XI веке Погос Таронеци создал первый сборник церковных гимнов — «Шаракан».
В начале XX века армянский композитор Комитас Вартапед проведя колоссальную работу сумел частично расшифровать забытое армянское хазовое письмо, что позволило вдохнуть жизнь в исполнении шараканов, очистив от заимствований и подражаний.
#music@sacredtexts
#armenianstudies@sacredtexts
#orientalorthodoxy@sacredtexts
#christianstudies@sacredtexts
Шараканы — это песни и сборники средневековых армянских церковных песнопений и стихов, созданные в течение V–XIII вв. Самые ранние сохранившиеся рукописи датируются V веком и используют систему невменной нотации, известной также как «хазы», которые не расшифрованы до сих пор. Эти песни назывались «кцурд» или «кцорд».
В раннем периоде шараканы встречаются в прозе. В более же позднем — создаются в стихотворной форме, например, шараканы католикоса Нерсеса Шнорали. Он также упростил тексты религиозной поэзии и мелодии песнопения, приблизив ее к стилю армянской народной музыки.
Изначальное возникновение шараканов исторически принято связывать с деятельностью Месропа Маштоца и католикоса Саака Партева, поскольку внедрение нового алфавита стимулировало процветание литературы, важной частью которой была религиозная поэзия.
Более поздние авторы шараканов: католикос Саак Второй (VI век), католикос Комитас Ахцеци (VII век), католикос Ованес 3-й Одзнеци , Степанос Сюнеци (VIII век), католикос Петрос I Гетадардз (XI век), католикос Нерсес Шнорали (XII век), Нерсес Ламбронаци, Хачатур Таронаци (XII век), Ованес Ерзнкаци Плуз (XIII век).
В XI веке Погос Таронеци создал первый сборник церковных гимнов — «Шаракан».
В начале XX века армянский композитор Комитас Вартапед проведя колоссальную работу сумел частично расшифровать забытое армянское хазовое письмо, что позволило вдохнуть жизнь в исполнении шараканов, очистив от заимствований и подражаний.
#music@sacredtexts
#armenianstudies@sacredtexts
#orientalorthodoxy@sacredtexts
#christianstudies@sacredtexts
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ НА СМЕРТЬ НАСТУПИ, И ГРОБНЫМ ЖИВОТ ДАРОВА
Именно так, непривычно для современника, звучит древнерусский вариант тропаря Пасхи, в наши дни сохранившийся в использовании у старообрядцев и единоверцев (старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви). Необычная, на первый взгляд, формулировка, имеет вполне богословски обоснованный смысл.
Итак, воскресший из мертвых Спаситель наступает смерти, словно змее, на горло, причем делает это пережив физическую смерть Сам, но этой смертью как бы наносит коварной и всегда выходившей победительницей из битвы с человеком злодейке сокрушительный удар. Апостол Павел также сравнивает смерть с ядовитой рептилией "Смерть! Где твое жало?" (1Кор.15:55), а Златоустовы уста эту мысль повторяют и подчеркивают. Христос наступил на горло отвратительному, ядовитому созданию, нещадно и без шансов на выживание жалившему всех представителей рода человеческого.
Что касается финального аккорда тропаря, то здесь мы видим иную формулировку фразы "сущим во гробех", просто "гробным", то есть, уже совершившим переход из нашего мира в мир иной, фактически, в ад, потому что его врата были закрыты для людей до момента Сошествия в преисподнюю Спасителя. А теперь все, "мертвым" (очень условно мертвым, потому что у Бога все живы) доступна вечная жизнь через Исуса Христа.
В "старых" текстах слова, ставшие тропарем Пасхи в Русской Православной Церкви, встречаем в последней стихере празднику "Воскресения день...". Словами "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова" стихера и завершается. Возможно, именно этим был в свое время обусловлен выбор текста для нового тропаря реформаторами, стремившихся в числе прочего к унификации текстов. Надо сказать, что в сербской Цветной Триоди 1408 года тропарь Пасхи представляет собой вообще нечто среднее между вариантами до- и пореформенных версий: "Христос васкрес из мертвих, смертию смерть наступи, и суштим в гробе живот дарова" (спасибо дорогому Ивану Недичу за ценную находку).
Почему это важно? Ну, потому что "в начале было Слово" (Ин. 1:1). Слово дисциплинирует мысль и открывает смыслы. Через слово мы познаем Бога, и разные формулировки нам в этом только помогают, позволяя рассмотреть значения праздника с разных же углов. Богопознание - путь спасения, о чем и говорит нам Сам Спаситель: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Исуса Христа" (Ин.17:3).
Со Светлым праздником Воскресения Христова! Христос воскресе!
#christianstudies@sacredtexts
#easternorthodoxy@sacredtexts
#oldritualists@sacredtexts
#russiantheology@sacredtexts
#slavicstudies@sacredtexts
Именно так, непривычно для современника, звучит древнерусский вариант тропаря Пасхи, в наши дни сохранившийся в использовании у старообрядцев и единоверцев (старообрядцы в лоне Русской Православной Церкви). Необычная, на первый взгляд, формулировка, имеет вполне богословски обоснованный смысл.
Итак, воскресший из мертвых Спаситель наступает смерти, словно змее, на горло, причем делает это пережив физическую смерть Сам, но этой смертью как бы наносит коварной и всегда выходившей победительницей из битвы с человеком злодейке сокрушительный удар. Апостол Павел также сравнивает смерть с ядовитой рептилией "Смерть! Где твое жало?" (1Кор.15:55), а Златоустовы уста эту мысль повторяют и подчеркивают. Христос наступил на горло отвратительному, ядовитому созданию, нещадно и без шансов на выживание жалившему всех представителей рода человеческого.
Что касается финального аккорда тропаря, то здесь мы видим иную формулировку фразы "сущим во гробех", просто "гробным", то есть, уже совершившим переход из нашего мира в мир иной, фактически, в ад, потому что его врата были закрыты для людей до момента Сошествия в преисподнюю Спасителя. А теперь все, "мертвым" (очень условно мертвым, потому что у Бога все живы) доступна вечная жизнь через Исуса Христа.
В "старых" текстах слова, ставшие тропарем Пасхи в Русской Православной Церкви, встречаем в последней стихере празднику "Воскресения день...". Словами "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова" стихера и завершается. Возможно, именно этим был в свое время обусловлен выбор текста для нового тропаря реформаторами, стремившихся в числе прочего к унификации текстов. Надо сказать, что в сербской Цветной Триоди 1408 года тропарь Пасхи представляет собой вообще нечто среднее между вариантами до- и пореформенных версий: "Христос васкрес из мертвих, смертию смерть наступи, и суштим в гробе живот дарова" (спасибо дорогому Ивану Недичу за ценную находку).
Почему это важно? Ну, потому что "в начале было Слово" (Ин. 1:1). Слово дисциплинирует мысль и открывает смыслы. Через слово мы познаем Бога, и разные формулировки нам в этом только помогают, позволяя рассмотреть значения праздника с разных же углов. Богопознание - путь спасения, о чем и говорит нам Сам Спаситель: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Исуса Христа" (Ин.17:3).
Со Светлым праздником Воскресения Христова! Христос воскресе!
#christianstudies@sacredtexts
#easternorthodoxy@sacredtexts
#oldritualists@sacredtexts
#russiantheology@sacredtexts
#slavicstudies@sacredtexts
РАВЕНСБРЮКСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Впервые создана в технике вышивки преподобномученицей Марией (Скобцовой) в концентрационном лагере Равенсбрюк в 1945 году, отсюда название. По композиции близка к чтимой Ахтырской иконе, с той однако разницею, что на последней Христос изображен распятым в Своем полном земном возрасте.
Равенсбрюкская икона является ярким образцом применения обратной перспективы, характерной для византийской иконографии, поскольку фигура Богоматери значительно крупнее фигуры Христа-отрока, хоть и расположена позади неё.
#iconography@sacredtexts
#christianstudies@sacredtexts
#easternorthodoxy@sacredtexts
Впервые создана в технике вышивки преподобномученицей Марией (Скобцовой) в концентрационном лагере Равенсбрюк в 1945 году, отсюда название. По композиции близка к чтимой Ахтырской иконе, с той однако разницею, что на последней Христос изображен распятым в Своем полном земном возрасте.
Равенсбрюкская икона является ярким образцом применения обратной перспективы, характерной для византийской иконографии, поскольку фигура Богоматери значительно крупнее фигуры Христа-отрока, хоть и расположена позади неё.
#iconography@sacredtexts
#christianstudies@sacredtexts
#easternorthodoxy@sacredtexts
(с) блаженной памяти протоиерей Валентин Мордасов.
Кто-нибудь может подсказать, действительно ли есть такой канон? 🥴
#quote@sacredtexts
Кто-нибудь может подсказать, действительно ли есть такой канон? 🥴
#quote@sacredtexts