Вечерний Торжок
#торжок #тверскаяобласть #путешествуемпороссии
Количество постов 970
Частота постов 10 часов 46 минут
ER
49.30
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Торжокская профтехшкола художественной вышивки, выпуск 1989 года.
Фото из личного архива В.М. Рязанцевой
#торжок #золотошвеи #фото #90е #выпускной #история
Фото из личного архива В.М. Рязанцевой
#торжок #золотошвеи #фото #90е #выпускной #история
Ранее утро пасхального дня. Торжок. Тверская область.
Фотограф [id49697468|Евгений Васильев]
#торжок #фотостудия39 #фотографторжок #тверскаяобласть #утро #пасха
Фотограф [id49697468|Евгений Васильев]
#торжок #фотостудия39 #фотографторжок #тверскаяобласть #утро #пасха
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: до второй половины XIX в. вышивание золотом не считалось ремеслом. В Генеральном соображении по Тверской губернии 1783–1784 гг. в перечне «цеховых разных художеств», имевшихся в Торжке, приводятся золотари, кожевенники, скорняжники, сапожники, башмачники и рукавишники, но упоминания золотошвей нет. Золотное шитьё воспринималось в то время скорее как женское домашнее рукоделие, а не как серьезное дело, приносящее постоянный доход.
По дороге на фотосессию встретили колоритного торжокского кота. Не смогли пройти мимо
Виды швов
В 1964 году свет увидела книга Юрия Арбата «Добрым людям на загляденье» с рассказами о мастерах русского народного искусства.
Автору удалось попасть в святая святых золотошвейного искусства – мастерскую Торжокской профтехшколы золотошвей.
«…только тогда понял я, сколь сложен путь к мастерству.
Сначала надо взять плотную бумагу и клейстером склеить ее вдвое. Да так, чтоб без кисти, а рукой; попадет комочек - беда. Склеила - отутюжь, но не утюгом, а... бутылкой или толстым круглым карандашом.
Подсушится такой самодельный картон у печки или под прессом, и можно через копирку перевести узор, а потом аккуратненько вырезать его и наклеить на материал - сафьян, замшу, бархат, сукно, уже натянутые в пяльцах.
Только после того, как сделанная "заготовка" просохнет, собственно, и начинается вышивание. Материалы и инструменты должны быть под рукой. Это маленькое тонкое шильце, ножницы, наперсток и золотая нить - волоченая (тянутая), пряденая или граненая, на остроносой катушке "витейке".
Мастерица левой рукой держит иголку с белой ниткой, а правой прокалывает материал у самой кромки узорного картона. Нащупала кончик шильца, приладила иголку, вытянула ее и оставила нитяную петельку. В эту петельку вдевается золотая нить с витейки, а иголка с белой ниткой опять ушла вниз, под материал. Так и получается: белая нить не видна, а золотая – только на поверхности материала.
… Когда мастерица выполняет работы так называемым "высоким шитьем", подкладывая под основную часть узора картон, или когда дает "кованый" шов, украшение получается как бы литое, массивное - одним словом, монументальное.
"Литой" шов - самый популярный в Торжке. Золотинка укладывается плотно одна к другой, будто это единый слиток.
Но применяются и другие швы. В школе учат шестнадцати разным, а всего их свыше ста. Очень труден двухсторонний, когда работу можно смотреть хоть с лица, хоть с изнанки. Вернее, изнанки тут нет - ведь и та и другая сторона лицевая. Есть сложный - "гусем", тоже кованый, но в этом случае поверхность шитья получается гофрированная, складчатая. Есть "петелькой", когда на ровном расстоянии на нити возникают красивые петельки. Есть "плетешок" - шитье золотой плетеной ниткой без картона, а есть шов канителью - золотой закрученной проволочкой, похожей на пружинку. "Корзинкой" называется шитье клетками, вроде шахматных, где светлые клетки выполняются золотом, а темные - шелком.
В старое время мастерицы очень образно именовали разные швы. Тут и "денежка простая", и "денежка с крестиком", и "ягодка с рядками", и "ягодка с черенком", и "копытечко", и многие другие.
А то еще украсят разными фигурными металлическими накладками.
Учение начинается с того, что молодая мастерица режет из бумаги узоры и "запяливает" материал. Потом ей дают зашить золотом маленький, десятисантиметровый бумажный "столбик". Если за шесть уроков удастся сделать это, доверяют зашить "волну". Потом "дулинку" - фигурку, напоминающую челнок или толстую скобку, а за ней последовательно - "ягодку", "ветку", "огурчик", "звездочку" и "колосок".
Три года учатся золотошвейному искусству девушки в Торжке, и только после этого могут они готовиться к первой вышивке по собственному рисунку».
* * * * * * * * * * * *
На фото экспонат музея золотого шитья отделения декоративно-прикладного искусства Торжокского педагогического колледжа
В 1964 году свет увидела книга Юрия Арбата «Добрым людям на загляденье» с рассказами о мастерах русского народного искусства.
Автору удалось попасть в святая святых золотошвейного искусства – мастерскую Торжокской профтехшколы золотошвей.
«…только тогда понял я, сколь сложен путь к мастерству.
Сначала надо взять плотную бумагу и клейстером склеить ее вдвое. Да так, чтоб без кисти, а рукой; попадет комочек - беда. Склеила - отутюжь, но не утюгом, а... бутылкой или толстым круглым карандашом.
Подсушится такой самодельный картон у печки или под прессом, и можно через копирку перевести узор, а потом аккуратненько вырезать его и наклеить на материал - сафьян, замшу, бархат, сукно, уже натянутые в пяльцах.
Только после того, как сделанная "заготовка" просохнет, собственно, и начинается вышивание. Материалы и инструменты должны быть под рукой. Это маленькое тонкое шильце, ножницы, наперсток и золотая нить - волоченая (тянутая), пряденая или граненая, на остроносой катушке "витейке".
Мастерица левой рукой держит иголку с белой ниткой, а правой прокалывает материал у самой кромки узорного картона. Нащупала кончик шильца, приладила иголку, вытянула ее и оставила нитяную петельку. В эту петельку вдевается золотая нить с витейки, а иголка с белой ниткой опять ушла вниз, под материал. Так и получается: белая нить не видна, а золотая – только на поверхности материала.
… Когда мастерица выполняет работы так называемым "высоким шитьем", подкладывая под основную часть узора картон, или когда дает "кованый" шов, украшение получается как бы литое, массивное - одним словом, монументальное.
"Литой" шов - самый популярный в Торжке. Золотинка укладывается плотно одна к другой, будто это единый слиток.
Но применяются и другие швы. В школе учат шестнадцати разным, а всего их свыше ста. Очень труден двухсторонний, когда работу можно смотреть хоть с лица, хоть с изнанки. Вернее, изнанки тут нет - ведь и та и другая сторона лицевая. Есть сложный - "гусем", тоже кованый, но в этом случае поверхность шитья получается гофрированная, складчатая. Есть "петелькой", когда на ровном расстоянии на нити возникают красивые петельки. Есть "плетешок" - шитье золотой плетеной ниткой без картона, а есть шов канителью - золотой закрученной проволочкой, похожей на пружинку. "Корзинкой" называется шитье клетками, вроде шахматных, где светлые клетки выполняются золотом, а темные - шелком.
В старое время мастерицы очень образно именовали разные швы. Тут и "денежка простая", и "денежка с крестиком", и "ягодка с рядками", и "ягодка с черенком", и "копытечко", и многие другие.
А то еще украсят разными фигурными металлическими накладками.
Учение начинается с того, что молодая мастерица режет из бумаги узоры и "запяливает" материал. Потом ей дают зашить золотом маленький, десятисантиметровый бумажный "столбик". Если за шесть уроков удастся сделать это, доверяют зашить "волну". Потом "дулинку" - фигурку, напоминающую челнок или толстую скобку, а за ней последовательно - "ягодку", "ветку", "огурчик", "звездочку" и "колосок".
Три года учатся золотошвейному искусству девушки в Торжке, и только после этого могут они готовиться к первой вышивке по собственному рисунку».
* * * * * * * * * * * *
На фото экспонат музея золотого шитья отделения декоративно-прикладного искусства Торжокского педагогического колледжа
Рождение идеи...
Художник Евгений Васильев
#золотнаявышивка #кокошник #эскиз #русскиетрадиции #народныйкостюм
Художник Евгений Васильев
#золотнаявышивка #кокошник #эскиз #русскиетрадиции #народныйкостюм