Статистика ВК сообщества "История Великого Новгорода и Новгородской земли"

0+
И нет ничего нового под солнцем

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

#Новгород@historynov #Общепит@historynov #XX_век@historynov

Рождение "Колобка")
1960 год

76 26 ER 8.9268
#Новгород@historynov #Общепит@historynov #XX_век@historynov

1960 год. Угол Комсомольской и Некрасова (по нынешним временам - Новолучанской и Предтеченской)

Первая кофейная в городе ☕🍰

Кофейная расположилась в небольшом, но довольно уютном помещении первого этажа недавно построенного жилого дома. Буфетная стойка, пять высоких круглых столиков с мраморной крышкой, рассчитанных на приём пищи стоя.

Здесь вы можете выпить чашку горячего кофе, какао, чая с пирожным или булочкой. Можно заказать молоко, кефир или сметану, съесть на скорую руку порцию горячих сосисок или сарделек. Имеются и другие закуски, а также конфеты, кондитерские изделия. За качество закусок и кондитерских изделий можно поручиться: готовит их расположенный поблизости ресторан гостиницы "Волхов".

30 13 ER 4.1058
#Новгород@historynov #Люди@historynov #XVI_век@historynov #XVII_век@historynov

"Фоторобот" новгородца XVI-XVII веков

Сейчас почти невозможно увидеть лица людей допетровской России. Фотографию в ту пору, увы, ещё не изобрели, и даже живописи, которая могла бы донести до нас сколь-нибудь реалистичные портреты, в России тогда не было. Лишь на излёте столетия иностранные художники удостоили своего внимания некоторых наших соотечественников, но это были, конечно, избранные из числа высших слоёв русского общества. Появившийся в XVII столетии русский портретный жанр – парсуна – во многом опирался на иконописные традиции, довольно условно передавая портретное сходство. Само собой, искать на парсунах лица рядовых новгородцев тоже не стоит.

И всё же, кое-что у нас есть. О том, как выглядели «простые» новгородцы, мы можем судить по словесным описаниям. К счастью, их сохранилось немало и они для своего времени довольно подробные. Дело в том, что «особые приметы» нередко заносились в документы (чаще всего в служилые кабалы), чтобы в случае чего была возможность опознать фигуранта этой бумаги.

Такие «биометрические сведения» заносились в документ по особой формуле. Чаще всего указывался возраст, рост («невелик», «середний», «велик»), цвет волос и глаз, реже – форма и цвет лица, длина и цвет бороды, форма носа. Если имелись особые приметы (шрамы, увечья, бородавки и тому подобное), указывали и их («на правой руке на середнем персте и на середнем же составе рубчик в длину перста, да у левые руки на персте, что подле палца, на верхнем составе подле ногтя два рубчика поперег», «об одном глазе», «зубат», «нос переломлен, у левой руки два перста порчены», «на зубе щербина», «брови нависли», «на правой щоке, пониже глаза, прострелено»).

Телосложению и фигуре уделяли внимание лишь в том случае, если они чем-то выделялись на общем фоне (тонок, сухощав, подсух, щупловат, плоск, сутул, похил). В отдельных случаях составлявшие описание дьяки позволяли себе, как сказали бы сейчас, оценочные суждения: «в лице скуден», «в лицо щюпловат» и тому подобное. Изредка по описаниям можно судить даже о фасоне причёски, носимых украшениях и других деталях: «кудри невелики», «в правом ухе колечко бывало» (речь о мужчине), «бороду бреет».

В качестве примера приведём словесные описания детей новгородца-огородника Никулы Леонтьева, отдавшего их в 1647 году в кабалу своему кредитору в счёт уплаты долга.

Сенька, 13 лет: «в лицо круглолик, нос прям, волосы на голове тёмнорусы, исподняя щека надвое, уши круглы повелики, глаза тёмнокари».

Ивашко, один год: «в лицо круглолик, бел, волосы на голове светлорусы, глаза свтелосеры, нос перелук».

Натальица, 16 лет: «ростом середняя, в лицо круглолика, бела, глаза тёмнокари, волосы на голове русы, брови светлорусы».

Оксеньица, 11 лет: «в лицо круглолика, глаза светлосеры, нос прям, волосы на голове тёмнорусы».

Овдотьица, 7 лет: «в лицо круглолика, нос прям, волосы на голове русы».

Многочисленные описания внешности людей той эпохи содержат новгородские записные кабальные книги 90-х годов XVI века. В них, правда, попадали не только уроженцы Новгорода, но и многочисленные выходцы из других русских земель, заброшенные в город судьбой в то неспокойное время. Так или иначе, все они составляли коллективное лицо населения Новгорода и его окрестностей. На их основе можно попробовать составить «фоторобот» среднестатистического новгородца рубежа XVI и XVII веков. При этом использовались только те кабальные записи, которые были составлены непосредственно в Новгороде.

Итак, мужчина средних лет с большой степенью вероятности выглядел следующим образом. Рост средний или небольшой (жаль только, мы не знаем, какой рост считали тогда средним). Волосы скорее всего русые. Встречались и брюнеты, и рыжие («волосом чермен»), но редко. Глаза серые, намного реже карие, чёрные и даже красно-серые (вероятно, имелся в виду некий оттенок). Правда, нужно учитывать, что восприятие цвета глаз тогдашними людьми скорее всего отличалось от нашего. Например, обладатели голубых глаз в документах не упоминаются, и вряд ли потому, что их действительно не было. Можно предположить, что современники их глаза считали серыми. Лицо нередко округлое («круглолик»).

Борода (чаще всего небольшая – «невелика», цветом «руса», «черна» или «чермна») упоминается редко. Значит ли это, что её брили? Вряд ли. Такие случаи специально оговаривались, и отмечалась эта «особая примета» крайне редко. По тогдашним представлениям борода являлась главным украшением мужчины, ведь Бог создал его по своему подобию. Тот, кто добровольно отказывался от этого божьего дара, уподоблялся еретику и мог понести наказание. А вот женщина, как существо несовершенное, такого благолепия лишена. Осознание столь очевидного недостатка должно было способствовать её смирению и покорности. Но это всё, так сказать, в теории, а на практике со временем всё же стали появляться модники, сбривавшие растительность на лице и уподоблявшиеся, по мнению отцов церкви, «жёнам блудовидным». И чем дальше, тем их становилось больше: тяга к европейским новинкам (в том числе касающимся внешнего облика) перевешивала страх перед обещанными церковью адскими муками и царской опалой. Не за горами было время, когда борода и вовсе окажется персоной нон грата. При Петре I не желавшие расстаться с этим атрибутом ревнители старинного благочестия облагались пошлиной – от 30 до 100 рублей в год, в зависимости от социальной принадлежности.

Женских портретов в кабальных книгах на порядок меньше, поэтому и выводы делать сложнее. Бросается в глаза лишь большая доля брюнеток и обладательниц чёрных глаз – их оказалось примерно столько же, сколько и женщин с русыми волосами или серыми глазами.

Вернёмся к упомянутому вскользь вопросу о росте новгородцев XVII века. Всё-таки кое-какие выводы на этот счёт сделать можно. В 1995 году археологи обнаружили на Троицком раскопе погребения, датированные XVI-XVII веками – остатки кладбища при церкви Василия Парийского. Антрополог Денис Пежемский, изучив останки похороненных там 144 человек, вычислил средний рост: у мужчин он оказался равен 164,4 см, у женщин – 150,6 см. Так что на нашем фоне тогдашние новгородцы выглядели бы миниатюрными.

Сведения антропологии позволяют дополнить и некоторые другие штрихи к портрету новгородцев. Мужчины, нашедшие вечный покой у храма Василия Парийского, имели крепкое телосложение, средние пропорции и хорошо развитую мускулатуру. Женщины были низкорослыми, грацильными (проще говоря – изящными), с относительно длинным телом и короткими ногами, узкими плечами и тазом.

Таким образом, данные археологии и письменных источников позволяют хотя бы приблизительно «реконструировать» внешний облик жителей Великого Новгорода той эпохи.

29 8 ER 3.4845
#Новгород@historynov #Благоустройство@historynov #XX_век@historynov

1924 год

14 0 ER 3.0354
#Новгород@historynov #Транспорт@historynov #XIX_век@historynov

"Затем появился на водах Ильменя буксирный двухколёсный пароход Туэр. Этот пароход много походит на небольших размеров барку, покрытую палубою. Он имеет широкую корму и почти такой же нос. В общем, вид его мрачный, неприглядный. За последние годы он работает на озере более других пароходов, таская в один рейс от 4 до 6 барок".

А. Слезскинский, 1895 год

12 8 ER 2.9093
#Новгородская_губерния@historynov #Повседневная_жизнь@historynov #XIX_век@historynov

Утренний кофей новгородских крестьян

"В богатых семьях вместо чаю утром нередко пью кофе, который особенно "бабы" очень любят. Да и все предпочитают "кофей" чаю, почему этот напиток среди крестьян, даже и бедных, очень распространён; пьют его чашек по 5-7, а случается, что и больше. Так как его любят пить с молоком, в постные дни "кофей" пьют редко, так как без молока пить его нет большой охоты.

В богатых семьях иногда утром завтрак отличается обилием и "сытостью". Хозяйка печёт горячие блины, и блин за блином подаёт на стол. Лишь только блин очутится на столе, его сейчас же поспешно разрывают руками на куски, то и дело дуя на пальцы, и "мачут" кусками блинов или растопленное мало, или сало, или сметану, или разогретый творог с маслом. Только успевай хозяйка подавать горячие блины да наливать чашки горячим "кофеем".

Из этнографического описания крестьян д. Печково Тёсовской волости Новгородского уезда. 1899 год (опубликовано: Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева. Новгородская губерния. Т. 7. Ч. 1. СПб., 2011).

37 21 ER 3.4775
#Новгород@historynov #Улицы@historynov #XIX_век@historynov

Тихвинская улица. Слева - фотография Е.П. Вишнякова, конец XIX века (Российский этнографический музей). Справа - фотография, сделанная на днях.

16 4 ER 2.8179
#Новгород@historynov #Повседневная_жизнь@historynov #XVII_век@historynov

Меняю горницу с повалушей на волосник с подзатыльником. Цены на одежду и недвижимость в Новгороде XVII века

Недавно в сети ходила шутка о трёшке в Москве за акулу из IKEA. Будем надеяться, что курс икеевской акулы ещё скорректируется, а вот три-четыре столетия назад почти так и было.

Человек XVII века жил в мире, где движимая «рухлядь» порой ценилась не меньше недвижимости. Гардероб зажиточной городской семьи мог стоить так же, как усадьба, в которой она жила (если не больше). В Великом Новгороде городской двор со всеми постройками стоил тогда от нескольких до нескольких десятков рублей. Самая высокая цена из известных мне – 63 рубля (за такую сумму в 1694 году стрелецкий сотник продал подьячему Приказной палаты двор на Розваже улице). В начале столетия разброс цен на дворы в Новгороде был весьма велик: от 30 алтын (то есть, 90 копеек) до 50 рублей, но в основном – от 3 до 10.

В 1631 году певчий дьяк продал свой двор, располагавшийся не где-нибудь, а в Каменном городе (то есть, кремле), у Пречистенской башни, за 17 рублей. В 1669 году два посадских человека, отец и сын, заложили за 50 рублей свой двор. Это была весьма недурная по меркам того времени усадьба: «горница на жилой подклете, а против горницы стоит повалуша с вышкою на подклете ж, а сени на подсеньи, да на дворе ж сенница да погреб с напогребником, и подле погреба конюшня крытая и байня с припередком, и со всею дворовою и огородною городбою, и с вороты с крытыми, вереи точёные, и со всем с пазовым запасом, и в огороде с яблонным деревьем и с хмелевыми гнёзды».

Горница – жилое помещение в верхней части избы

Подклеть – нижний этаж избы

Повалуша – высокая постройка в виде башни

Для сравнения. В 1673 году некие злоумышленники вынесли едва ли не весь гардероб посадского человека Куземки Фёдорова: «однорядку малиновую женскую с нарядом, да шапку женскую золотную, да ферези камчатые женские с нарядом, красные, да другие ферези суконные красные с нарядом, да тут же был в избе на полке подобрусник женский с подзатыльником жемчужным, да фату красную бумажную, да два котла медных по ведру, да два кафтана – один верхний лазоревой, а другой исподней стамедной». Стоимость пропавшего имущества оценивалась в 65 рублей с полтиной. А в 1674 году лихие люди в ночи сорвали с жены новгородского посадского человека расшитый жемчугом головной убор («шапку с золотным вершком, да волосник жемчужной с подвески жемчужными и с подобрусником и с подзатыльником жемчужными же») ценой в 25 рублей. Конечно, не вся одежда стоила таких денег, но факт остаётся фактом – головной убор горожанки не самого высокого ранга мог стоить как очень неплохая усадьба.

Однорядка и ферезь (ферязь) – разновидности верхней одежды без воротника с длинными рукавами

Подобрусник (подубрусник) – головной убор замужней женщины

Подзатыльник – задняя часть женского головного убора

Волосник – часть женского головного убора в виде шапочки, плотно покрывавшей волосы

Стамедный – шерстяной

Впрочем, отдельный двор могли позволить себе не все. Немало новгородцев делили усадьбы с соседями – жили в половинах дворов. Варианты могли быть разными. Например, соседи могли жить в отдельных домах на общем участке. Бывало и так, что верхнюю часть хором занимал один владелец, а нижнюю – другой. При этом надворные постройки соседи могли использовать сообща или иметь каждый свои. Земля, ограда двора и ворота находились в совместной собственности (каждый имел свою половинную долю).

Так что, времена меняются, а вместе с ними и ценности (во всяком случае, материальные).

43 2 ER 3.1370
#Новгород@historynov #Гарнизоны@historynov #XVII_век@historynov

Новый шедевр от [id2597631|Дениса Фёдорова]!

Примерно так выглядел вход в Каменный город (кремль) со стороны реки в конце XVII века, когда перед воротами стояли две мощные осадные пищали – «Скоропея» и «Свиток».

Первая из них, стрелявшая ядрами в 28 гривенок (11,5 кг) и весившая 224 пуда (3669 кг), отлита в 1590 году известным мастером Андреем Чоховым. Вторую, «Свиток», спустя год изготовил его ученик Семён Дубинин. Её масса составляла 290,5 пудов (4762 кг), ядро к ней весило 40 гривенок (16,4 кг). Пищали были привезены в Новгород из Пскова в 1629 году и несколько десятилетий стояли здесь «в станкех на колёсах» у Пречистенской башни. В 1700 году «Скоропею» и «Свиток» среди прочих орудий было предписано отправить из Новгорода под Нарву. Сведений об исполнении этого предписания пока не обнаружено. Известно лишь, что в конце того же года «Свиток» приказали доставить обратно в Новгород. Затем «Скоропея» и «Свиток» по некоторым сведениям (правда, вызывающим сомнения) отправились в Таганрог, где были установлены на морской пристани. После того, как Таганрог по условиям Прутского мирного договора 1711 года подвергся разрушению, пищали перевезли в Петербург.

Надо полагать, эти внушительные орудия не просто так были поставлены у главных ворот крепости – своим видом они должны были олицетворять мощь новгородской артиллерии.

Интересно, что традиция устанавливать артиллерийские орудия в качестве своего рода памятников существовала и в другие эпохи.

В 1882 году для украшения колокольни «артиллерийской» церкви Михаила Архангела на Прусской улице были выделены 14 чугунных и две стальные пушки на лафетах. В 1904 году из чугунных пушек вокруг церкви устроили ограду.

А накануне Первой мировой войны две пушки заняли место перед входом в недавно построенное здание офицерского собрания 22-й артиллерийской бригады на Тихвинской улице. 11 июля 1913 году бригада обратилась в городскую управу с вопросом, не имеется ли у той возражений против установки перед входом в собрание на специальных постаментах двух выделенных бригаде Главным артиллерийским управлением для украшения здания артиллерийских орудий. 16 июля согласие было дано, «с тем, чтобы не было стеснений для движения по улице». В 1926 году пушки всё ещё стояли перед зданием.

Ну а во второй половине XX века артиллерийские орудия часто использовались при создании мемориалов, посвящённых событиям Великой Отечественной войны.

24 3 ER 2.6719
#Новгород@historynov #Оборонительные_сооружения@historynov #XVII_век@historynov

Ильинская башня Окольного города Торговой стороны. XVII век. Реконструкция А.Л. Монгайта

Башня стояла в месте пересечения Ильиной улицы и укреплений Окольного города

Из описи Новгорода 1675 года:

"Башня Ильинская с проезжими вороты, подошва и ворота бывали каменные, и та подошва и вороты розселася и осыпалась. И те ворота и подошва деланы вновь каменные, в проезжих воротех затворы створистые, у ворот замок личинной з засовом железным. В нижнем бою 2 бои пушечных, 6 боёв пищальных, мерою в длину той башни каменного дела стенами 5 сажен, вверх той каменной подошвы 2 сажени с полусаженью, а в ней 2 мосты. На нижнем мосту 6 боёв пушечных, 13 боёв пищальных, на верхнем мосту 6 боёв пушечных, 14 боёв пищальных, вверх вновь нарублено тое башни и с обламами 30 венцов, пкрыта башня шатром в два тесы, мерою шатра вверх 5 сажен, яблоко обито белым железом да прапорец. У той же башни во рву для укрепления, чтоб впредь прочнее было, зделано два быка, один бык мерою в длину сажен с аршином, вверх две сажени с полуаршином, крыты те быки тесом; и та подошва и быки облевкашены и отбелена вся".

20 0 ER 2.6894