Документальные Фильмы По Рисованию / Documentaries On Drawing.
● Гуашь. (1985.г.).
● Акварель. (1985.г.).
● Цвет и Краски. (1985.г.).
● Рисунок Углём. (1985.г.).
● Работа Пастелью. (1988.г.).
● Работа Фломастером. (1986.г.).
● Пастельная Живопись. (1988.г.).
● Выполнение Набросков. (1985.г.).
● Работа Над Натюрмортом. (1984.г.).
● Советский Натюрморт. 20 Годы. (1989.г.).
Статистика ВК сообщества "Теория и Художественная Практика.☭"
● • Искусство без мысли, что человек без души, — труп. В. Г. Белинский.
Количество постов 1 702
Частота постов 29 часов 35 минут
ER
89.16
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
● Н.М.Сокольникова.
• Основы Рисунка.
• Основы Живописи.
• Основы Композиции.
● В.А.Могилевцев.
• Основы Рисунка.
• Основы Живописи.
• Образцы Для Копирования.
• Анатомия Фигуры Человека.
• Наброски и Учебный Рисунок.
• Основы Рисунка.
• Основы Живописи.
• Основы Композиции.
● В.А.Могилевцев.
• Основы Рисунка.
• Основы Живописи.
• Образцы Для Копирования.
• Анатомия Фигуры Человека.
• Наброски и Учебный Рисунок.
Колористический квадрат старых мастеров.
Когда мы видим живопись старых мастеров, мы невольно обращаем внимание на необычайную гармонию цвета, стройность и сдержанность колорита. В основе этого лежат не только талант и мастерство, но и особые законы работы с цветом.
В прошлые века художники были лишены такого изобилия красок (пигментов), какое имеют нынешние. Но, тем не менее, их живопись не только не уступает по силе колорита, но, напротив, лишена того необдуманного буйства и несуразности цвета, которые присутствуют в живописи современной ввиду: во - первых, неспособности справиться с «богатейшим ассортиментом», который предлагают нынешние производители красок; а во - вторых, частого нежелания познавать исконные основы живописи.
Палитра старых мастеров, в основном, состояла из земельных пигментов. Это были оттенки жёлтого, красного, коричневого и до чёрного. Даже в качестве белого, чуть ли не первым, использовался простой мел и только позже научились получать свинцовые белила (углекислый свинец). Это, в целом, и определило некий спектр цветов, в конечном счете, «сформулированный» старыми мастерами в закон - колористический квадрат.
Колористический квадрат - это образное представление четырёх основных цветов (белого, жёлтого, красного и чёрного) в виде системы, квадрата, по углам которого расположены эти основные, базовые цвета. На каждой стороне квадрата, а так же по диагоналям, при смешении смежных цветов, получаются переходные оттенки. Скажем, при смешении белого и жёлтого мы получаем кремовые тона, при смешении белого и красного - розовые, красного и чёрного - коричневые, а чёрного и жёлтого - оливковые. Это, если идти по сторонам квадрата.
По диагоналям мы получаем оранжевые, при смешении красного и жёлтого; и серые, при смешении белого и чёрного. Таким образом, палитра обогащается множеством переходных оттенков, но при этом сохраняет очень прочную и гармоничную колористическую основу («углы»).
Святослав Брахнов.
Когда мы видим живопись старых мастеров, мы невольно обращаем внимание на необычайную гармонию цвета, стройность и сдержанность колорита. В основе этого лежат не только талант и мастерство, но и особые законы работы с цветом.
В прошлые века художники были лишены такого изобилия красок (пигментов), какое имеют нынешние. Но, тем не менее, их живопись не только не уступает по силе колорита, но, напротив, лишена того необдуманного буйства и несуразности цвета, которые присутствуют в живописи современной ввиду: во - первых, неспособности справиться с «богатейшим ассортиментом», который предлагают нынешние производители красок; а во - вторых, частого нежелания познавать исконные основы живописи.
Палитра старых мастеров, в основном, состояла из земельных пигментов. Это были оттенки жёлтого, красного, коричневого и до чёрного. Даже в качестве белого, чуть ли не первым, использовался простой мел и только позже научились получать свинцовые белила (углекислый свинец). Это, в целом, и определило некий спектр цветов, в конечном счете, «сформулированный» старыми мастерами в закон - колористический квадрат.
Колористический квадрат - это образное представление четырёх основных цветов (белого, жёлтого, красного и чёрного) в виде системы, квадрата, по углам которого расположены эти основные, базовые цвета. На каждой стороне квадрата, а так же по диагоналям, при смешении смежных цветов, получаются переходные оттенки. Скажем, при смешении белого и жёлтого мы получаем кремовые тона, при смешении белого и красного - розовые, красного и чёрного - коричневые, а чёрного и жёлтого - оливковые. Это, если идти по сторонам квадрата.
По диагоналям мы получаем оранжевые, при смешении красного и жёлтого; и серые, при смешении белого и чёрного. Таким образом, палитра обогащается множеством переходных оттенков, но при этом сохраняет очень прочную и гармоничную колористическую основу («углы»).
Святослав Брахнов.
Русские Скульпторы / Russian Sculptors.
● Вера Мухина.
● Вадим Сидур.
● Степан Эрьзя.
● Анна Голубкина.
● Сергей Конёнков.
● Владимир Татлин.
● Марк Антокольский.
● Эрнст Неизвестный.
● Александр Родченко.
● Вера Мухина.
● Вадим Сидур.
● Степан Эрьзя.
● Анна Голубкина.
● Сергей Конёнков.
● Владимир Татлин.
● Марк Антокольский.
● Эрнст Неизвестный.
● Александр Родченко.
Джон Рёскин / John Ruskin.
Английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX - начала XX века.
● Этика Пыли.
Трактат британского арт - критика, писателя и социального мыслителя Джона Рёскина, выполненный в форме платоновских диалогов старого профессора и учениц. Этот необычный текст служит своего рода введением в проблему кристаллизации, структурной формы, присущей предметному миру, окружающему нас, и содержит в себе мысли Рёскина о системе образования, развитии европейского изобразительного искусства и дизайна и месте человека в мире. Книга была написана по следам лекций, прочитанных в Оксфорде, Брэдфорде и Манчестере в 1860 - х годах.
● Камни Венеции.
Одно из наиболее значимых и объёмных сочинений известного английского историка и теоретика искусства, прозаика, поэта, художника, литературного и художественного критика Джона Рёскина, увидела свет в 1851 - 1853 гг. В ней рассматривается многовековая эпоха расцвета венецианского зодчества от раннего Средневековья до позднего Ренессанса и даётся блестящий анализ присущих ей основных архитектурных стилей. Помимо подробных научных изысканий и теоретических рассуждений, автор включил в полное, трёхтомное, издание своего труда исчерпывающий справочный материал, касающийся отдельных личностей, зданий, терминов и пр.
● Избранные Мысли.
«Избранные мысли» Джона Рёскина — это сборник его высказываний
на самые разнообразные темы. Читатель найдёт здесь размышления
о добре, нравственности, Боге, искусстве, труде, богатстве, воспитании.
Сводятся они к простым, но нерушимым для мыслителя истинам.
Ведь как писал сам Рёскин, «вся литература, всё искусство, все науки
бесполезны и даже вредны, если они не помогают вам быть счастливыми, и истинно счастливыми».
● Лекции Об Искусстве.
История искусства в интерпретации Рёскина меньше всего напоминает академический курс, но именно он был первым профессором изящных искусств Оксфордского университета, своими "исполненными пламенной страсти и чудесной музыки" речами заставляя "глухих… услышать и слепых — прозреть", если верить свидетельству его студента Оскара Уайльда. Трактаты "Семь светочей архитектуры" (1849) и "Лекции об искусстве" (1870), которые вошли в эту книгу, — альфа и омега искусствознания Джона Рёскина, оригинального и подчас парадоксального мыслителя, рассуждения которого завораживают точностью прозрений.
● Прогулки По Флоренции.
Путеводитель по раннему Ренессансу во Флоренции и одновременно школа взгляда, обучение видеть несходное в повторяющемся и сходство в непохожем. Рёскин научил воспринимать Флоренцию динамично, перейдя от восторгов к анализу идей, вдохновлявших эпоху Возрождения. Флоренция Рёскина - знакомая незнакомка, приоткрывающая тайны лишь тем, кто знает и тайну интеллектуального наслаждения, и тайну доверчивой беседы. Переиздание известной книги снабжено новым предисловием, раскрывающим место книги Рёскина в истории комплексного изучения искусства.
● Сезам и Лилии. Три Лекции.
С помощью этой книги читатель может почувствовать себя слушателем в первом ряду оксфордского лекционного зала, на трибуну которого поднимается Джон Рёскин. Здесь читатель найдёт легендарные «Лекции об искусстве» - самый значительный, по признанию автора, труд в жизни Рёскина, в котором он изложил новую методологию анализа искусства. В работах Рёскина искусство неразрывно связано с моралью, религией, природой и человеческой жизнью в целом. Кроме того, читатель найдёт и не издававшиеся более ста лет на русском языке лекции под названием «Сезам и Лилии». В этом цикле Рёскин рассуждает о золотых правилах чтения, образования и литературы, а также о приходе нового гуманистического периода в истории, когда роль индивида в обществе меняется и на первый план выходят женщины и их искусство, показывая истинные ценности всему миру.
● Семь Светочей Архитектуры.
Классический труд английского историка и теоретика искусства, прозаика, поэта и критика Джона Рёскина, впервые напечатанный в 1849 году, посвящён вопросам этики и гармонии стиля в архитектуре. Опираясь на общечеловеческие ценности и психологию творчества, автор выводит семь принципов архитектуры, которые во многом опережают собственную эпоху и остаются актуальными по сей день.
● Искусство и Действительность.
Книга известного английского теоретика искусства, художественного критика, историка, публициста XIX в. Джона Рёскина - это памятник той, уже безвозвратно ушедшей от нас, эпохе, когда, несмотря на развивающийся капитализм, ещё жили романтики, ценители истинного искусства и поклонники высокой нравственности. Рёскин апологет единства красоты и добра, красивой, но, к сожалению, утопичной концепции. Материал книги рассматривается на примерах выдающихся образцов изобразительного искусства и архитектуры.
Книга предназначена для историков искусства, культурологов, специалистов по этике и эстетике и всех, интересующихся вопросами истории искусства и культуры.
Английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX - начала XX века.
● Этика Пыли.
Трактат британского арт - критика, писателя и социального мыслителя Джона Рёскина, выполненный в форме платоновских диалогов старого профессора и учениц. Этот необычный текст служит своего рода введением в проблему кристаллизации, структурной формы, присущей предметному миру, окружающему нас, и содержит в себе мысли Рёскина о системе образования, развитии европейского изобразительного искусства и дизайна и месте человека в мире. Книга была написана по следам лекций, прочитанных в Оксфорде, Брэдфорде и Манчестере в 1860 - х годах.
● Камни Венеции.
Одно из наиболее значимых и объёмных сочинений известного английского историка и теоретика искусства, прозаика, поэта, художника, литературного и художественного критика Джона Рёскина, увидела свет в 1851 - 1853 гг. В ней рассматривается многовековая эпоха расцвета венецианского зодчества от раннего Средневековья до позднего Ренессанса и даётся блестящий анализ присущих ей основных архитектурных стилей. Помимо подробных научных изысканий и теоретических рассуждений, автор включил в полное, трёхтомное, издание своего труда исчерпывающий справочный материал, касающийся отдельных личностей, зданий, терминов и пр.
● Избранные Мысли.
«Избранные мысли» Джона Рёскина — это сборник его высказываний
на самые разнообразные темы. Читатель найдёт здесь размышления
о добре, нравственности, Боге, искусстве, труде, богатстве, воспитании.
Сводятся они к простым, но нерушимым для мыслителя истинам.
Ведь как писал сам Рёскин, «вся литература, всё искусство, все науки
бесполезны и даже вредны, если они не помогают вам быть счастливыми, и истинно счастливыми».
● Лекции Об Искусстве.
История искусства в интерпретации Рёскина меньше всего напоминает академический курс, но именно он был первым профессором изящных искусств Оксфордского университета, своими "исполненными пламенной страсти и чудесной музыки" речами заставляя "глухих… услышать и слепых — прозреть", если верить свидетельству его студента Оскара Уайльда. Трактаты "Семь светочей архитектуры" (1849) и "Лекции об искусстве" (1870), которые вошли в эту книгу, — альфа и омега искусствознания Джона Рёскина, оригинального и подчас парадоксального мыслителя, рассуждения которого завораживают точностью прозрений.
● Прогулки По Флоренции.
Путеводитель по раннему Ренессансу во Флоренции и одновременно школа взгляда, обучение видеть несходное в повторяющемся и сходство в непохожем. Рёскин научил воспринимать Флоренцию динамично, перейдя от восторгов к анализу идей, вдохновлявших эпоху Возрождения. Флоренция Рёскина - знакомая незнакомка, приоткрывающая тайны лишь тем, кто знает и тайну интеллектуального наслаждения, и тайну доверчивой беседы. Переиздание известной книги снабжено новым предисловием, раскрывающим место книги Рёскина в истории комплексного изучения искусства.
● Сезам и Лилии. Три Лекции.
С помощью этой книги читатель может почувствовать себя слушателем в первом ряду оксфордского лекционного зала, на трибуну которого поднимается Джон Рёскин. Здесь читатель найдёт легендарные «Лекции об искусстве» - самый значительный, по признанию автора, труд в жизни Рёскина, в котором он изложил новую методологию анализа искусства. В работах Рёскина искусство неразрывно связано с моралью, религией, природой и человеческой жизнью в целом. Кроме того, читатель найдёт и не издававшиеся более ста лет на русском языке лекции под названием «Сезам и Лилии». В этом цикле Рёскин рассуждает о золотых правилах чтения, образования и литературы, а также о приходе нового гуманистического периода в истории, когда роль индивида в обществе меняется и на первый план выходят женщины и их искусство, показывая истинные ценности всему миру.
● Семь Светочей Архитектуры.
Классический труд английского историка и теоретика искусства, прозаика, поэта и критика Джона Рёскина, впервые напечатанный в 1849 году, посвящён вопросам этики и гармонии стиля в архитектуре. Опираясь на общечеловеческие ценности и психологию творчества, автор выводит семь принципов архитектуры, которые во многом опережают собственную эпоху и остаются актуальными по сей день.
● Искусство и Действительность.
Книга известного английского теоретика искусства, художественного критика, историка, публициста XIX в. Джона Рёскина - это памятник той, уже безвозвратно ушедшей от нас, эпохе, когда, несмотря на развивающийся капитализм, ещё жили романтики, ценители истинного искусства и поклонники высокой нравственности. Рёскин апологет единства красоты и добра, красивой, но, к сожалению, утопичной концепции. Материал книги рассматривается на примерах выдающихся образцов изобразительного искусства и архитектуры.
Книга предназначена для историков искусства, культурологов, специалистов по этике и эстетике и всех, интересующихся вопросами истории искусства и культуры.
Мишель Пастуро. История Цвета / Michelle Pasture. The History Of Color.
Мишель Пастуро — французский историк - медиевист. Учёный и руководитель кафедры истории западной символики в Практической школе высших исследований в Париже. Мировую известность получили его книги по исторической семантике цвета (синий, чёрный и другие), переведённые на многие языки.
«Цвет – не столько природное явление, сколько сложная культурная конструкция, которая сопротивляется любой попытке обобщения, кроме анализа. Тот, кто берётся его исследовать, неизбежно сталкивается со множеством трудноразрешимых проблем. Вероятно, именно поэтому так мало серьёзных работ, посвящённых цвету, и ещё меньше тех, где автор критически и тщательно исследует феномен цвета в исторической перспективе. Зато много таких, где авторы, произвольно оперируя категориями пространства и времени, предпочитают исследовать сомнительную универсальную или архетипическую истинность цвета. Между тем для историка её просто не существует. Цвет – прежде всего факт общественной жизни».
● История Цвета. Синий.
Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зелёные и красные?
Исследование французского историка посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей. Из этой книги читатель узнает, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с ним в разное время, а также каковы его перспективы в будущем.
Настоящая книга отнюдь не ограничивается эпохой Средних веков. Но, с другой стороны, она и не задумана как некая всеобщая и полная история цвета в обществах Западной Европы: её задача – лишь расставить некоторые вехи. Для этого мы выбрали путеводной нитью историю синего цвета, от неолита до XX столетия. В самом деле, его история таит в себе немало загадок и неожиданностей: в культурах Античности роль синего цвета весьма незначительна; у римлян он даже считается неприятным и принижающим – это цвет варваров. А сегодня синий – любимейший цвет европейцев, в этом смысле он оставил далеко позади зелёный и красный. Значит, за минувшие столетия произошла полная переоценка ценностей. И цель настоящей книги – выявить эту переоценку. Вначале мы показываем, что общества античной эпохи и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием; затем он постепенно набирает популярность во всех областях жизни: с XII века синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными. Читатель увидит, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с этим цветом в разное время, вплоть до эпохи романтизма. И наконец, книга показывает триумф синего цвета в наши дни, ещё раз напоминает о его многообразном использовании, о диапазоне его значений в прошлом и настоящем и задаётся вопросом о его роли в будущем.
Но цвет не может «найти себя» самостоятельно. Он может обрести смысл и начать полноценно «работать», только когда его ассоциируют с другими цветами или противопоставляют им. Вот почему всякому, кто пожелает говорить о синем, неизбежно придётся вести речь и о других цветах. И в этой книге они будут присутствовать постоянно: не только зелёный и чёрный, с которыми долгое время сближали синий цвет, не только белый и жёлтый, которые часто составляли с ним контрастные пары, но также – и в особенности – красный, его многовековой антагонист, сообщник и соперник в культуре и в быту различных социумов Западной Европы.
● История Цвета. Жёлтый.
Французский историк Мишель Пастуро продолжает свой масштабный проект, посвящённый истории цвета в западноевропейских обществах от Древнего Рима до наших дней. В издательстве «НЛО» уже выходили книги «Синий», «Чёрный», «Красный» и «Зелёный», а также «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей». Новая книга посвящена жёлтому цвету, который мало присутствует в повседневной жизни современной Европы и скудно представлен в официальной символике. Однако так было не всегда. Люди прошлого видели в нём священный цвет — цвет света, тепла, богатства и процветания. Греки и римляне уделяли ему особое место в религиозных обрядах, а кельты и германцы связывали его с богатством и бессмертием. Понижение статуса жёлтого цвета произошло в Средневековье. С одной стороны, он стал цветом горькой желчи и демонической серы — признаком лжи, скупости, иногда даже болезни и безумия. В то же время есть и хороший жёлтый: золото, мёд и спелые колосья — знак власти, радости, изобилия. Этим и другим семантическим метаморфозам жёлтого цвета посвящена книга.
● История Цвета. Чёрный.
На стыке моды, культуры и антропологии: издательство «Новое литературное обозрение» выпустило долгожданную книгу «Чёрный. История цвета». Данная монография является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро — истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века, начатого им с исследования отношений европейцев с синим цветом. На этот раз в центре внимания Пастуро один из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой — чёрный. Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений чёрного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Чёрной смерти и Чёрного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.
Мифология Тьмы.
Такую картину можно найти не только в Библии или в астрофизике. Большинство мифологических систем, когда им приходится описать или объяснить рождение мира, прибегают к тому же образу: праматерью всего сущего была ночь, бескрайняя изначальная ночь, и жизнь обрела форму, возникая из тьмы. Например, в древнегреческой мифологии Никта, богиня ночи, – дочь Хаоса, то есть первозданного Ничто, и в то же время мать Урана и Геи, то есть неба и земли. Её обитель – пещера на западном краю мира; она пребывает там в течение дня, а затем свершает свой путь по небу в чёрном одеянии на колеснице, влекомой четырьмя конями того же цвета. В некоторых вариантах мифа у неё чёрные крылья, в других у неё настолько мрачный и устрашающий вид, что её боится сам Зевс. В архаическую эпоху во всей Греции ей приносят в жертву овец и ярок чёрного цвета. Помимо неба и земли, Никс, хтоническое божество, породила ещё много других сущностей; в разных источниках они называются по - разному, но у всех есть более или менее выраженная символическая связь с чёрным цветом – сон, сновидения, тоска, тайна, разлад, томление, старость, беда и смерть. Некоторые авторы причисляют к дочерям Ночи ещё и эриний, а также мойр, владычиц людских судеб, и, наконец, Немесиду, в которой воплощена неоднозначная идея божественного возмездия: она карает за преступления и за деяния, угрожающие космическому порядку. Святилище Немесиды находилось в маленьком аттическом городке Рамнунте; там можно было увидеть гигантскую статую богини, изваянную в V веке до нашей эры великим Фидием из цельного куска чёрного мрамора.
Чёрный цвет как обозначение первозданной тьмы встречается и в других мифологиях, не только в Европе, но также в Азии и Африке. Часто он бывает связан с идеей плодородия, как, например, в Древнем Египте, где земледельцы каждый год ждут, когда разлившийся Нил покроет их поля слоем плодородного чёрного ила; противоположность такого чёрного – красный, цвет пустыни с её бесплодными песками. В других культурах носителями этой функции чёрного выступают большие тёмные тучи, готовые пролиться на землю дождем, чтобы оплодотворить её. Чёрный цвет встречается также на небольших статуэтках доисторической эпохи, изображающих богиню - мать, а также на более поздних изваяниях богинь, которые ассоциируются с идеей плодородия (Кибелы, Деметры, Цереры, Гекаты, Исиды, Кали): иногда они представлены чернокожими, держащими в руках чёрные предметы, и животные, которых надо приносить им в жертву, должны быть того же цвета. Представления о чёрном как о цвете плодородия прослеживаются до самого Средневековья, где они будут связаны с символикой стихий и с её помощью закрепятся надолго: огонь – красный, вода – зелёная, воздух – белый, а земля – чёрная. Эту символику, созданную ещё Аристотелем за четыре века до нашей эры, откроют заново великие энциклопедисты XIII века, в частности Бартоломей Английский, и она будет присутствовать в печатных книгах по эмблематике и трактатах по иконологии конца XVI века. Чёрный как цвет земли, ассоциируемый с плодородием, часто будет выступать в дуэте с красным, который символизирует жизненную силу, будь то пламя или кровь. Ни тот, ни другой в данном случае не содержат в себе ничего негативного или разрушительного. Напротив, эти два цвета воспринимаются как два источника жизни, а их союз свидетельствует о процветании. (фрагмент)
● История Цвета. Зелёный.
Исследование является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро, посвящённого написанию истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века. Начав с престижного синего и продолжив противоречивым чёрным, автор обратился к дешифровке зелёного. Вплоть до XIX столетия этот цвет был одним из самых сложных в производстве и закреплении: химически непрочный, он в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолетным: детством, любовью, надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами. Только романтики разглядели его тесную связь с природой, что остается актуальным до наших дней, когда зелёному, теперь цвету здоровья, свободы и надежды, поручена высокая миссия спасти планету.
● История Цвета. Красный.
Четвёртая книга французского историка Мишеля Пастуро из серии, посвящённой исследованию истории цвета в западноевропейской культуре. На этот раз автор обращается к красному цвету, который, по его мнению, всегда оставался «наиболее ярким, наиболее заметным из цветов», и которому нет равных в богатстве ассоциативных возможностей в искусстве, поэзии и повседневной жизни. Благородный и величественный, полный жизни, энергичный и даже агрессивный, красный был первым цветом, который человек научился изготавливать и разделять на оттенки. До сравнительно недавнего времени именно он оставался наиболее востребованным и занимал самое высокое положение в цветовой иерархии. Почему же считается, что красное вино бодрит больше, чем белое? Красное мясо питательнее? Красная помада лучше других оттенков украшает женщину? Красные автомобили?— вспомним «феррари» и «мазерати» — быстрее остальных, а в спорте, как гласит легенда, игроки в красных майках морально подавляют противников, поэтому их команда реже проигрывает? Мишель. Пастуро пытается ответить на эти и другие вопросы, разобраться, откуда такая безоговорочная вера в могущественный красный, и найти причины его постепенного исчезновения из нашей повседневной жизни.
Мишель Пастуро — французский историк - медиевист. Учёный и руководитель кафедры истории западной символики в Практической школе высших исследований в Париже. Мировую известность получили его книги по исторической семантике цвета (синий, чёрный и другие), переведённые на многие языки.
«Цвет – не столько природное явление, сколько сложная культурная конструкция, которая сопротивляется любой попытке обобщения, кроме анализа. Тот, кто берётся его исследовать, неизбежно сталкивается со множеством трудноразрешимых проблем. Вероятно, именно поэтому так мало серьёзных работ, посвящённых цвету, и ещё меньше тех, где автор критически и тщательно исследует феномен цвета в исторической перспективе. Зато много таких, где авторы, произвольно оперируя категориями пространства и времени, предпочитают исследовать сомнительную универсальную или архетипическую истинность цвета. Между тем для историка её просто не существует. Цвет – прежде всего факт общественной жизни».
● История Цвета. Синий.
Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зелёные и красные?
Исследование французского историка посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей. Из этой книги читатель узнает, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с ним в разное время, а также каковы его перспективы в будущем.
Настоящая книга отнюдь не ограничивается эпохой Средних веков. Но, с другой стороны, она и не задумана как некая всеобщая и полная история цвета в обществах Западной Европы: её задача – лишь расставить некоторые вехи. Для этого мы выбрали путеводной нитью историю синего цвета, от неолита до XX столетия. В самом деле, его история таит в себе немало загадок и неожиданностей: в культурах Античности роль синего цвета весьма незначительна; у римлян он даже считается неприятным и принижающим – это цвет варваров. А сегодня синий – любимейший цвет европейцев, в этом смысле он оставил далеко позади зелёный и красный. Значит, за минувшие столетия произошла полная переоценка ценностей. И цель настоящей книги – выявить эту переоценку. Вначале мы показываем, что общества античной эпохи и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием; затем он постепенно набирает популярность во всех областях жизни: с XII века синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными. Читатель увидит, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с этим цветом в разное время, вплоть до эпохи романтизма. И наконец, книга показывает триумф синего цвета в наши дни, ещё раз напоминает о его многообразном использовании, о диапазоне его значений в прошлом и настоящем и задаётся вопросом о его роли в будущем.
Но цвет не может «найти себя» самостоятельно. Он может обрести смысл и начать полноценно «работать», только когда его ассоциируют с другими цветами или противопоставляют им. Вот почему всякому, кто пожелает говорить о синем, неизбежно придётся вести речь и о других цветах. И в этой книге они будут присутствовать постоянно: не только зелёный и чёрный, с которыми долгое время сближали синий цвет, не только белый и жёлтый, которые часто составляли с ним контрастные пары, но также – и в особенности – красный, его многовековой антагонист, сообщник и соперник в культуре и в быту различных социумов Западной Европы.
● История Цвета. Жёлтый.
Французский историк Мишель Пастуро продолжает свой масштабный проект, посвящённый истории цвета в западноевропейских обществах от Древнего Рима до наших дней. В издательстве «НЛО» уже выходили книги «Синий», «Чёрный», «Красный» и «Зелёный», а также «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей». Новая книга посвящена жёлтому цвету, который мало присутствует в повседневной жизни современной Европы и скудно представлен в официальной символике. Однако так было не всегда. Люди прошлого видели в нём священный цвет — цвет света, тепла, богатства и процветания. Греки и римляне уделяли ему особое место в религиозных обрядах, а кельты и германцы связывали его с богатством и бессмертием. Понижение статуса жёлтого цвета произошло в Средневековье. С одной стороны, он стал цветом горькой желчи и демонической серы — признаком лжи, скупости, иногда даже болезни и безумия. В то же время есть и хороший жёлтый: золото, мёд и спелые колосья — знак власти, радости, изобилия. Этим и другим семантическим метаморфозам жёлтого цвета посвящена книга.
● История Цвета. Чёрный.
На стыке моды, культуры и антропологии: издательство «Новое литературное обозрение» выпустило долгожданную книгу «Чёрный. История цвета». Данная монография является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро — истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века, начатого им с исследования отношений европейцев с синим цветом. На этот раз в центре внимания Пастуро один из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой — чёрный. Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений чёрного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Чёрной смерти и Чёрного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.
Мифология Тьмы.
Такую картину можно найти не только в Библии или в астрофизике. Большинство мифологических систем, когда им приходится описать или объяснить рождение мира, прибегают к тому же образу: праматерью всего сущего была ночь, бескрайняя изначальная ночь, и жизнь обрела форму, возникая из тьмы. Например, в древнегреческой мифологии Никта, богиня ночи, – дочь Хаоса, то есть первозданного Ничто, и в то же время мать Урана и Геи, то есть неба и земли. Её обитель – пещера на западном краю мира; она пребывает там в течение дня, а затем свершает свой путь по небу в чёрном одеянии на колеснице, влекомой четырьмя конями того же цвета. В некоторых вариантах мифа у неё чёрные крылья, в других у неё настолько мрачный и устрашающий вид, что её боится сам Зевс. В архаическую эпоху во всей Греции ей приносят в жертву овец и ярок чёрного цвета. Помимо неба и земли, Никс, хтоническое божество, породила ещё много других сущностей; в разных источниках они называются по - разному, но у всех есть более или менее выраженная символическая связь с чёрным цветом – сон, сновидения, тоска, тайна, разлад, томление, старость, беда и смерть. Некоторые авторы причисляют к дочерям Ночи ещё и эриний, а также мойр, владычиц людских судеб, и, наконец, Немесиду, в которой воплощена неоднозначная идея божественного возмездия: она карает за преступления и за деяния, угрожающие космическому порядку. Святилище Немесиды находилось в маленьком аттическом городке Рамнунте; там можно было увидеть гигантскую статую богини, изваянную в V веке до нашей эры великим Фидием из цельного куска чёрного мрамора.
Чёрный цвет как обозначение первозданной тьмы встречается и в других мифологиях, не только в Европе, но также в Азии и Африке. Часто он бывает связан с идеей плодородия, как, например, в Древнем Египте, где земледельцы каждый год ждут, когда разлившийся Нил покроет их поля слоем плодородного чёрного ила; противоположность такого чёрного – красный, цвет пустыни с её бесплодными песками. В других культурах носителями этой функции чёрного выступают большие тёмные тучи, готовые пролиться на землю дождем, чтобы оплодотворить её. Чёрный цвет встречается также на небольших статуэтках доисторической эпохи, изображающих богиню - мать, а также на более поздних изваяниях богинь, которые ассоциируются с идеей плодородия (Кибелы, Деметры, Цереры, Гекаты, Исиды, Кали): иногда они представлены чернокожими, держащими в руках чёрные предметы, и животные, которых надо приносить им в жертву, должны быть того же цвета. Представления о чёрном как о цвете плодородия прослеживаются до самого Средневековья, где они будут связаны с символикой стихий и с её помощью закрепятся надолго: огонь – красный, вода – зелёная, воздух – белый, а земля – чёрная. Эту символику, созданную ещё Аристотелем за четыре века до нашей эры, откроют заново великие энциклопедисты XIII века, в частности Бартоломей Английский, и она будет присутствовать в печатных книгах по эмблематике и трактатах по иконологии конца XVI века. Чёрный как цвет земли, ассоциируемый с плодородием, часто будет выступать в дуэте с красным, который символизирует жизненную силу, будь то пламя или кровь. Ни тот, ни другой в данном случае не содержат в себе ничего негативного или разрушительного. Напротив, эти два цвета воспринимаются как два источника жизни, а их союз свидетельствует о процветании. (фрагмент)
● История Цвета. Зелёный.
Исследование является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро, посвящённого написанию истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века. Начав с престижного синего и продолжив противоречивым чёрным, автор обратился к дешифровке зелёного. Вплоть до XIX столетия этот цвет был одним из самых сложных в производстве и закреплении: химически непрочный, он в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолетным: детством, любовью, надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами. Только романтики разглядели его тесную связь с природой, что остается актуальным до наших дней, когда зелёному, теперь цвету здоровья, свободы и надежды, поручена высокая миссия спасти планету.
● История Цвета. Красный.
Четвёртая книга французского историка Мишеля Пастуро из серии, посвящённой исследованию истории цвета в западноевропейской культуре. На этот раз автор обращается к красному цвету, который, по его мнению, всегда оставался «наиболее ярким, наиболее заметным из цветов», и которому нет равных в богатстве ассоциативных возможностей в искусстве, поэзии и повседневной жизни. Благородный и величественный, полный жизни, энергичный и даже агрессивный, красный был первым цветом, который человек научился изготавливать и разделять на оттенки. До сравнительно недавнего времени именно он оставался наиболее востребованным и занимал самое высокое положение в цветовой иерархии. Почему же считается, что красное вино бодрит больше, чем белое? Красное мясо питательнее? Красная помада лучше других оттенков украшает женщину? Красные автомобили?— вспомним «феррари» и «мазерати» — быстрее остальных, а в спорте, как гласит легенда, игроки в красных майках морально подавляют противников, поэтому их команда реже проигрывает? Мишель. Пастуро пытается ответить на эти и другие вопросы, разобраться, откуда такая безоговорочная вера в могущественный красный, и найти причины его постепенного исчезновения из нашей повседневной жизни.
Подборка Референсов По Анатомии / A Selection Of References On Anatomy.
Большая подборка референсов по анатомии, подготовленная студентами бюджетного отделения студии КУ'РОС.
Большая подборка референсов по анатомии, подготовленная студентами бюджетного отделения студии КУ'РОС.