И СНОВА ПРО РЕЧЬ
Просто из наблюдений.
Общаясь с коллегами, часто слышу, что сейчас заметно нарастают речевые расстройства у детей.
Статистикой, к сожалению поделиться не могу, так как достоверных масштабных исследований не нашла, есть отдельные, небольшие срезы.
Тем не менее, и коллеги неврологи и логопеды и педагоги говорят одно, в сравнении с прошлыми годами дети стали гораздо хуже говорить.
Конечно, имеет место и то где и кем мы работаем, это тоже вносит свою лепту, например я, работая в детской психиатрии считала, что сейчас много деток с нарушениями, но уйдя из этой сферы увидела и другую данность.
Но вот с речью дела обстоят немного иначе.
Про ухудшение качества речи говорят не только коррекционные педагоги (дефектологи и логопеды), но и учителя начальной и средней школы, а это повод задуматься.
И я думаю и наблюдаю.
🔅Вот Мама с дочкой, девочке 2 года 3 месяца (я спросила, я ж люблю поговорить).
В речи малышки только мычание, жесты и «баля-баля» языком, как делают ляльки месяцев в 6-9.
Но интересно не это.
Мама занята собой, на то, что дитё её к чему то тянет, не обращает внимания или реагирует отрешённо, а когда девочка начинает шуметь,
![❗](https://vk.com/images/emoji/2757.png)
️та дам - даёт ей пустышку!
🔅Мальчик 5 лет, подошёл к моим пацанам и завёл разговор «ви сисе семени пася» -это не точно, но как то так.
Мои удивились, а мне пришлось напрячь все мои сенсорные каналы и интуицию ( опыт работы с тяжёлыми детьми не пропьёшь), чтобы перевести это на человеческий язык.
🔅Далее приходит Мама этого мальчика, рывком и грубостью его уводит и через минуту я наблюдаю их в столовой, перед парнишкой планшет с мультиками, а мать впихивает ему в рот нагетсы.
🦋И реально, в обычной жизни, что называется в полевых условиях за 10 дней отдыха я насобирала вот что:
🔅Малыши от 1,5 до 3 х лет практически не говорят. В их речи лепет и жесты, а должны быть слова и предложения.
🔅Дошколята 4-6 лет у всех, реально у всех кого пронаблюдала несформированность фонематического восприятия (часто переспрашивают простые слова, недопонимают обращений) и звукопроизношения и это не только вибранты.
🔅Школьники 7-9 лет. Сохраняются нарушения звукопроизношения и очень много аграмматизмов в речи, трудности построения самостоятельного связного высказывания.
Пример: «я это, прикинь, ну там бабахнул чел потом как пошёл…» - это пересказ анимации про супергероев.
Обобщая, скажу так:
![🔹](https://vk.com/images/emoji/D83DDD39.png)
Для формирования речи имеет значение биологическая составляющая.
Это и нормальный ход внутриутробного развития и зрелость мозговых механизмов и нервной системы в частности.
![🔹](https://vk.com/images/emoji/D83DDD39.png)
Но, в большей степени - это социально-культурная среда.
И вот тут нельзя пропустить тех фактов, которые однозначно не только не развивают речь, но и тормозят её:
1. Отсутствие полноценного контакта «родитель-ребёнок». Как известно, двигателем развития ВПФ и речи в раннем возрасте являются различные формы общения малыша и мамы. А мы сейчас видим замену мамы гаджетами и соской. Соответсвенно, те мозговые системы, которые должны быть востребованы в этот период, остаются интактными.
2. Замена развёрнутого речевого общения с ребёнком на редкие междометия, одёргивания и гаджеты. Почти не видела, чтобы родители обращали внимание на то, как ребёнок строит предложения, какие слова подбирает, может ли описать событие. А это, один из мощных факторов становления письменной речи.
3. Использование для передвижения детей 3-4 лет колясок, дети при этом нормально ходящие, не ДЦП. Ограничение самостоятельного передвижения тормозит созревание моторной сферы и пространственных представлений, которые являются важными компонентами речи.
4. Соски и гаджеты для того, чтобы дети 2-3х лет не досаждали взрослым. Увеличение времени употребления пустышек тормозит развитие самоконтроля артикуляционного аппарата, а в сочетании с гаджетом- тормозит формирование регулирующей функции речи.
Получилось длинно, но есть о чём задуматься.
Пишите ваши наблюдения, интересно сопоставить, какое у вас представление о состоянии речи у современных детей.
#порошина_нейрокурсы, #еленапорошина_нейро, #детскаянейропсихология, #нейропсихологическаякоррекция, #нейропсихологическаядиагностика, #нейроразвитие, #диагностикадетей, #развитиемозгаребёнка, #развитиеречиребёнка.