Статистика ВК сообщества "Северный текст русской литературы"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Николай Журавлев

Есть такой обычай
У поморов:
Уходя,
Не закрывают двери…
Без замков живут
И без затворов –
Потому,
Что все друг другу
Верят.
Коль метла
Поставлена к притвору –
Нет хозяев
И не будет скоро…
Почему метла?
Судить не смею.
Видимо, от древнего поверья,
Говорят в народе,
Будто ею
Вымели людское недоверье.

139 12 ER 10.1820
3 июля 1984 г. родился Алексей Гушан – русский поэт.
Родился в г. Лодейное Поле (Ленинградская область). С 2008 г. живёт в п. Малаховка Московской области.
Поэт, публицист, член Союза писателей России, руководитель молодёжной творческой студии при Люберецком отделении Московской областной организации Союза писателей России, общественный деятель, автор и ведущий радиопередач о современных поэтах. Лауреат литературного конкурса «Русь моя православная» в номинации «Поэзия». Победитель литературного фестиваля «Когда душа молчать уже не может». Дипломант фестиваля искусств «Серебряная псалтирь» в номинации «Поэзия». Лауреат Международного конкурса лирико-патриотической поэзии имени И.Н. Григорьева «Я не мыслю себя без России». Победитель Международного литературного конкурса «Славянская лира – 2015» в номинации «Поэзия». Победитель Международного конкурса лирико-патриотической поэзии имени И.Н. Григорьева «Ничего душе не надо, кроме родины и неба». Лауреат литературного конкурса «Северная звезда – 2015» в номинации «Поэзия». Лауреат Московской областной литературной премии имени Я. Смелякова. Победитель литературного конкурса имени А.Т. Твардовского "За далью – даль". Награждён почётным дипломом «За поддержку и вклад в развитие авторского творчества» и почётным дипломом имени Павла Флоренского «За вклад и укрепление Православия в России». Награждён медалью имени И.А. Бунина и медалью «Ярослав Смеляков» за мастерство и преданность творческим традициям классической литературы. Дипломант Московской областной литературной премии имени Р. Рождественского в номинации "Зрелое перо", награждён дипломом "За вклад в развитие литературного творчества Подмосковья".
Член жюри ряда литературных конкурсов и фестивалей.
Стихи публиковались в литературных журналах, газетах, альманахах, антологиях России, Белоруссии, Финляндии, Австралии и других стран.
ПРИВЕЗИТЕ МНЕ БЕЛОГО
Привезите мне белого цвета Онежского озера.
Привезите мне белого света олонецкой полночи.
Привезите мне белого снега с дороги просёлочной
В час, когда уходящего солнца следы подморозило.
Пусть над серой землёй кобылица с туманною гривою
Пронесётся, оставив гостинцы такие желанные:
Беломорский напев вперемешку с крупицами манными
Да карельскую тишь, предрассветную, неповторимую.
Белый цвет расцветёт за окошком букетом приветливым.
Белый свет домотканой дорожкой по полу расстелется.
Белым снегом укутает даль, и, конечно, поверится,
Что в такой белизне и сердца станут более светлыми.
Молодая Луна обернётся княжной белолицею,
Черноокая ночь побелеет и станет белёсою.
Всё наполнится Богом, как поле дрожащими росами.
Пропитается тайной, как небо ночными зарницами.
И над белою гладью едва задремавшего озера
Ветер - вольный поэт - будет строчки слагать немудрёные,
И читать их княжне, и летать меж поникшими клёнами
В час, когда уходящего года следы подморозило.
* * * * * *
ГОЛОС СЕВЕРА
О многом Север сказывать готов –
Уважить собеседника в охотку.
Плывут себе бывальщины, что лодки,
Вдоль невообразимых берегов.
Диковинные сказы побредут
Среди овинов, баин, огородов
И до того смурные неба своды
Сиянием эдемским зацветут.
И вздрогнут деревянные коньки,
И охнут половицы на рассвете,
Духмяный запах лета на повети
Напомнит сенокосные деньки.
Во всём многообразье голосов
ГовОрю обонежскую услышу…
На этом свете ничего нет выше,
Чем откровенье родины без слов.
* * * * * *
ВЗРЫВАЮТ ЛЁД НА СЕВЕРНОЙ РЕКЕ
Деревянным храмам Присвирья,
которые мы не смогли сберечь на родной земле,
посвящается
* * * * * *
Взрывают лёд на северной реке.
Эх, милые, ну где ж вы раньше были,
Когда отсюда память увозили
Под песни не на русском языке?!
Что медлили?! Открытая вода
Не допустила б этого бесчинства
И по святым законам материнства
Уберегла б от чёрного стыда!
Но поздно… В растревоженной тайге
Ревёт вода от огненной разлуки.
А взрывом перемалывает звуки,
Как мутный лёд на северной реке.
* * * * *
О ВОЛШЕБСТВЕ
А бывало и так. Уходя по делам из дома,
Подпирали обычные двери волшебной палкой.
И в те двери зайти не решился бы незнакомый.
Не решился б, ей-богу – не надо ходить к гадалке.
Нынче мы, уходя, запираем замки, засовы
На тяжёлых дверях из какой-нибудь супер стали…
В этом мире, наверное, многое бестолково,
Раз волшебные палки вдруг действовать перестали.
#Алексей_Гушан

19 12 ER 2.2767
24 июля - #День_Белого_моря. Отмечается каждое предпоследнее воскресенье июля.

А. ЛОГИНОВ «ЭКСПАНСИЯ БЕЛОГО МОРЯ» (г. Каргополь)
Вечер бревенчатый. В черном кафтане
Бродит за окнами ночь-холодрыга.
Ветер угрюмую песню затянет –
Зверь отзовется измученным рыком.

Страхи сбиваются в стаи, как гунны,
Но оттого не становятся зримей…
Только и слышится хохот чугунный
В поле, где зреет предутренний иней.

К вёдру! – коль верить народным приметам.
Поле вспылало от края до края!
Перекликаются капли рассвета
В травах, алмазною кровью играя.

Вскинешь глаза. По лучу золотому
Вестник скользит словно канатоходец.
В окна стучит. Вызывает из дому:
- Эй, просыпайся, пугливый народец!

Эй вы, рязанские, вятские парни –
Время покинуть вам русское гетто.
Вон в облаках проплывают попарно
Лодьи поморов, груженные ветром.

В солнечных брызгах трепещут рубахи,
В лодьях гудят просмоленные доски.
Кормщики зорки… И пятятся страхи,
Прячутся в сумраке улиц московских.

Поздно! Уже по дорогам и весям
Движется, гулу небесному вторя,
Вольноголосо рассветная песня –
Это экспансия Белого моря!

Вот и дождались вы светлую силу.
Лик свой просуньте в окно зоревое:
Дышит, гуляет, качает Россию
Белое-
белое
Белое море…
2002 г.

61 3 ER 2.1493
3 ноября 1949 г. родился Александр Градский - российский певец, мультиинструменталист, автор песен, поэт, композитор.
А. Градский родился в г. Копейске Челябинской обл. Его отец работал инженером на заводе, мать была актрисой драматич. театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института.
В Москву Градские вернулись в 1957 г. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мать руководила театр. кружками, а затем была литер. сотрудником в журн. "Театральная жизнь". Из-за чрезмерн. занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в дер. Расторгуево Бутовского района.
В Москве семья несколько лет, вплоть до ран. смерти матери (1963 г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958 по 1965 гг. Г., по настоянию родителей, учится в музык. школе по классу скрипки. Мальчику очень нравились муз. занятия в школе, но необходимость многочасов. домашн. упражнений угнетала.
В общеобраз. школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математич. дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в 13 лет написал свое 1-е стихотворение. Рано (по тем временам) знакомится с западн. музыкой, в совет. эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М. Бернеса, К. Шульженко, Л. Руслановой, увлекается классическим пением.
Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немног. коллективов, которым разрешали зарубежн. гастроли не только в странах соц. лагеря, но и в крупнейш. капитал. державах. Дядя оказался среди тех, кому посчастливилось участвовать в 3-месячн. гастролях по Америке. Когда он возвращался из-за границы, то привозил не только заграничн. вещи, но и пластинки с диковин. музыкой, которую в СССР имели возможность слушать только партаппаратчики и дипломатич. работники. Благодаря великолепн. дядиным пластинкам и роскошн. "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил возможность слушать самую современную, по миров. понятиям, музыку. А ведь он был начинающ. музыкантом, мог оценить качество звука и голоса. Сам Г. считает, что именно тогда получил первый рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатн. почву.
Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Г. пробует свои силы в школьн. вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театр. кружке.
В конце 1963 Г. появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польск. студентов "ТАРАКАНЫ" на неск. концертах (в репертуаре 2 блюза и 1 рок-н-ролл Э. Пресли).
1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES ...
В это время было принято решение стать музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским...
В 1965 Г. и М. Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ, 3-ю, по времени создания, советск. рок-группу (после БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшую известн. и популярной. Репертуар коллектива почти целиком состоит из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Г. решил, что только рус. язык должен быть основой будущей его музыки и песен. Отсюда создание им группы СКОМОРОХИ (1966), ориентированной исключительно на песни и композиции собствен. сочинения и на рус. языке. В 1965 происходит еще одно значит. событие: Г. пишет одну из известн. своих ран. песен "Синий лес", ставшей впоследствии его визитн. карточкой. Одновременно он продолжает работу в группе СКИФЫ.
Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает на работу в филармониях. Г. принимает предложение тогда начинающ. композитора и пианиста Д. Тухманова и выезжает на кратковремен. гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала. За эти 2-3 года он проехал почти половину Союза с самым разн. репертуаром и с самыми разн. музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел... Лишь однажды, под рев обалдевш. зала, он спел сольн. концерт вместо заболевшего филармонич. солиста, назвавшись чужим именем... Вот такая была идея заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать" рус. рок-н-ролл...
В 1969 г. Г. поступил в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения. Параллельно начинает сольн. карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме", "Скоморохи" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха". Начинается знаменат. период, когда Г., по сути, становится одним из перв. экспериментаторов в роке с текстами на рус. языке (собственными и известн. поэтов). Также он обращается к рус. фольклору.
Начинается период перв. опытов звукозаписи. Музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск, организует студийн. записи Г. и СКОМОРОХОВ на радио. Г. первым среди советск. рок-музыкантов создает цикл композиций на стихи Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла.
Начиная с 1972 группа становится индивид. (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музык. и поэтич. идей.
В 1973 выходит перв. сольный миньон Г. с композициями “Испания”, “Скоморохи”, “Синий лес”, “Подруга угольщика”. В том же году на одной из студийн. записей, опять-таки организованной А. Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущ. кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков-Кончаловский. Он незамедлительно делает Г. предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а затем автора песен, части стихов и всей музыки... Небывалый по тем временам случай: 23-летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-серийному музык. фильму одного из самых известных и талантл. режиссеров страны...
В том же году Г. получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец". В том же году становится лауреатом междунар. конкурса эстрадн. песни Братиславская лира.
Карьера А.Г. разворачивается с головокружит. быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполнен. залах при огромн. ажиотаже публики.
В огромных дворцах спорта он работает по 3-4 сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом, необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Г. появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...
В 1974 г. Г. заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”.
В 1975 г. он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г. Гладкова, В. Терлецкого, Э. Колмановского, М. Фрадкина, М. Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и записывает "Как молоды мы были" А. Пахмутовой и Н. Добронравова.
В 1976 г. Г. сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А. Петрова вторую часть. "Русские песни" - первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.), ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как "вокально-инструментальная сюита".
Начиная с этого времени, Г. "выдает" одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971-74 гг., в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и М. Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд" здесь принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16 лет после записи.
А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи. Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и наживая себе кучу врагов.
Г. начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных, следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС).
1980 г., год смерти Высоцкого, становится переломным для А.Г. Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не "трогают", затем, в 1983-84 гг. "неприятности" случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание"... Г. "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 г., а первая поездка за границу (США) состоялась только в 1988 г. на конференцию вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции, американцы устраивают ему 15-минутную овацию.
1987 г. - работа на радиостанции “Юность”, он ведет “Хит-парад Градского”. Именно там впервые прозвучали песни “Кино”, “Алисы”, ДДТ, “Облачного края”, Башлачева, “АВИА”, “Зоопарка”, “Секрета”. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием “занудному официозу”.
В 1988 г. уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, естественно, в адрес знаменитого дирижера Евг. Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...
К этому времени, благодаря поддержке В. Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию.
Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО) под его руководством осуществляет ряд сложнейших проектов: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25.01.1990 и 17.03.1995) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей А.Г., создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991) и "ЖивЬем в России" (1996).
Первые поездки за рубеж дают результаты. Г. работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Л. Минелли, Ш. Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, ГРЭЙТФУЛ ДЕД, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 г., после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Г. получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек" ,"Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г. Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И. Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.
Сайт: Знаменитости
#Александр_Градский

41 1 ER 1.8113
К 75-летию со дня рождения народной артистки России Валентины Васильевны Толкуновой (12 июля 1946 - 20 марта 2010)

33 0 ER 1.6767
#Северный_флот #Великая_Отечественная_война #фотографХалдей

10 0 ER 1.4189
13 марта 1940 г. родился Владимир Личутин - русский писатель.
Родился в городе Мезени Архангельской области. Семья Личутиных принадлежит к древнему поморскому роду, фамилия их увековечена на карте Заполярья (о. Михаила Личутина). Его отец погиб на фронте в 1942 г., мать одна воспитывала четверых детей.
Детство В. Личутина прошло в Поморье, здесь он учился в школе, здесь постигал северное краснословье, которое оседало в нём, по его признанию, "как ил на дно реки". В. Личутин с детства обладал особой художнической памятью, вниманием к народной стороне жизни. "Дом мой родовой - крохотная комнатенка на пятерых, казалось, не оставил во мне поэзии воспоминаний. В моих ранних представлениях о детстве всегда вставал слегка покатый пол, тесно устланный сонными телами братьев моих, скудный осенний свет, грязно сочащийся в окна, и в этом мутном сумраке, как заведенная, обряжается у печи-голландки моя мать, рано уставшая от бесконечных дел и забот военная вдова, жизнь свою положившая на нас, четверых детей. И вот однажды пришел ко мне день, полный иных представлений о детстве. Что-то стронулось, зазвучало в душе моей, и родовая бесконечная память всколыхнулась, и тогда я задумался о мире вокруг меня. Эко диво: бывал я в материной деревне Жерди, бывал там с местной пацанвой, и думалось, что деревня та, откуда пошла мать и невольно продолжился я, канет за стеной пережитых впечатлений. Но оказалось, что в долгом пути моих исканий российская деревенька Жердь и явилась тем изначальным укрепляющим звеном, которое и воссоединило мою память. И не что иное, а именно деревенька Жердь вдруг всколыхнула сокрытые во мне душевные тревоги, и окруженье моё наполнилось иным смыслом, вроде бы мутная пелена вдруг пропала с глаз, и открылась тогда незамирающая стихия. И, оказывается, зря я печаловался, ничто не миновало меня, как и каждого российского парнишку: и поветь была, полная запашистых сенов; и балаган, прозрачный на утреннем солнце, в котором так беспамятно и чисто спится на оленьих протертых полстях; и полати с таинственными сумерками, и печь в пол-избы - наша кормилица и утешительница". Родовая память о предках явилась одним из побудительных мотивов творчества В. Личутина.
Впервые желание взяться за перо появилось после поездки на Пинегу, куда он с однокурсниками из лесотехникума ездил помогать колхозу. Охотник, в избе которого ребята жили, рассказывал разные истории. По одной из них Личутин написал рассказ и послал его в "Юность", но рассказ не напечатали. По окончании Архангельского лесотехникума (1960) год работал слесарем на Пермиловском лесозаводе, потом служил в армии, работал на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. В поисках своего жизненного пути поступил в Ленинградский горный институт на факультет геологоразведки (1963). Проучился год. Съездил на практику и написал такой отчет, что ему сказали: "…Ты не туда попал, тебе нужно идти в журналистику". Будучи студентом факультета журналистики Ленинградского университета, В. Личутин подрабатывал корреспондентом мезенской газеты "Север". Он приезжал домой на каникулы и устраивался временно на работу в газету. Писал броско, ярко, чем много раз вызывал недовольство работников райкома партии. На дневном отделении университета Личутин проучился два года, в 1965 г. перевелся на заочное и вернулся в Архангельск. Работал на областном радио, писал стихи и публиковал их в приморской районной газете. Но Судьба и зревшее в душе Слово привели его в областную газету "Правда Севера", где он стал работать корреспондентом, спецкором по Мезени и Пинеге. В 70-е годы принял участие в фольклорной экспедиции Пушкинского Дома в Поморье под руководством профессора П.С. Выходцева. Это было время накопления и углубления знаний об истории Поморского края, постижения мудрости и нравственных глубин народной души, вхождения в стихию отчего языка.
Личутин любил дальние командировки в Онегу, Мезень, Пинежье, Лешуконию, вот только привозил он из них не корреспонденцию о передовиках с ферм и лесных делянок, которую ждали от него коллеги, а очередное повествование о стариках и старухах, о церквушках, о заброшенных деревнях и изломанных человеческих судьбах. Редактор И.М. Стегачев терпеливо относился к подобным нарушениям, не скрывая своей надежды на то, что из Личутина получится большой писатель.
В 1972 г. за серию очерков "Земля и люди" В. Личутин был награждён премией им. А. Гайдара, учрежденной областной организацией Союза журналистов СССР. "Писательство" Личутина началось с очерков о писателе Б. Шергине "Кланяйтесь Архангельску" и сказочнике С. Писахове "Струна Писахова" (позже публиковался под заглавием "Без Вас не мыслю Севера"), которые были напечатаны в "Правде Севера" в 1969 г. "После опубликования очерков во мне зазвучала тонкая музыка… Пришло время моей первой повести - "Белая горница", после которой и случился мой уход в писательство" (В. Личутин). "Белая горница" была опубликована в журнале "Север" в 1972 г. Вслед за ней появились повести "Иона и Александра" (1973), "Обработно - время свадеб" (1973). Во 2-ой пол. 70-х гг. вышли повести "Бабушки и дядюшки", "Душа горит", "Последний колдун", "Золотое дно", "Домашний философ". Появляется в печати первый исторический роман "Долгий отдых" (1974).
Уже первые его повести вызвали восхищение современников. "В сочинениях Личутина, как сказочное диво, вызволилось из просторов Отечества Поморье, распахнули свои души и за-го-во-ри-ли, протяжно окая, поморы и поморки, и открылась жизнь, непохожая на другие жизни…", - писал о нём Ал. Михайлов.
В 1974 г. В. Личутина приняли в Союз писателей СССР, после чего Архангельская писательская организация командировала его учиться на Высшие литературные курсы. Окончив их в 1975 г., он остался в Москве. В настоящее время живёт в Переделкино под Москвой.
Сегодня Личутин - один из самых значительных прозаиков наших дней. Его перу принадлежат романы "Скитальцы", "Любостай", "Последний колдун", "Фармазон", "Миледи Ротман", "Беглец из рая", "Река Любви", исторический роман-трилогия "Раскол", уникальная книга "Душа неизъяснимая: размышления о русском народе". Суммарный тираж произведений его превышает 10 миллионов экземпляров. Из северного поморского краснословья черпает Личутин то, что составляет главное достоинство его прозы - родниковый, не замутненный наслоениями позднейших цивилизаций, благозвучный, прекрасный русский язык. Второй исток его писательского дара - "родовая память": привычки, обряды, обычаи русского народа, поклонение земле и труду.
НАГРАДЫ
«Большая литературная премия России» (2006) за роман «Беглец из рая»
Литературная премия "Ясная Поляна" (2009) за роман "Раскол"
Литературная Бунинская премия (2011) — за повесть "Река любви"
премия Правительства Российской Федерации (26.12.2011) в области культуры — за книгу "Раскол".
премия "Золотой Дельвиг" - Всероссийская премия им. А. Дельвига (2012) - за исследования национального характера и духовной природы русского человека в книге «Душа неизъяснимая».
Материал с сайта АОНБ имени Н.А. Добролюбова
#Владимир_Личутин

32 0 ER 1.3366
21 июня - Международный #день_цветка. Кто и когда основал этот красивый праздник, неизвестно. В каждой стране он имеет свой символ. В России праздник проходит под эмблемой ромашки.
ОЛЬГА ФОКИНА
Лютики. Ромашки. Колокольчики.
Роскошь нетревоженной травы.
Босиком ходи – озноб игольчатый
Вдоль по телу, с ног до головы!
Босиком ходи! Не подпоясывай
Сарафан – весёлый размахай.
На приплёсе солнечном приплясывай,
На косьбе румянцем полыхай!
В поле в белый ополдень из полного
Из ведра, попив, ополоснись,
В знойную, струящуюся волнами
Ширь, и даль, и высь – распространись.
И подхватят тело невесомое
Два могучих, трепетных крыла,
И поднимут в небо бирюзовое,
Где когда-то ты уже была:
Может быть, ещё и до рождения,
Может, во младенчестве ещё
Допускал тебя в свои владения
Кто-то всемогущий и большой.
И блаженств земных моря и россыпи
Ты увидишь сверху...
Мир – не пуст!
И в восторге ты воскликнешь: Господи!
И – спасибо! – выдохнешь из уст.
* * *
АЛЕКСАНДР РОСКОВ
В это утро Ивана Купалы,
заблудившись в высокой траве,
солнце позже вчерашнего встало
на минуту, а то и на две.

И роса тяжелее в два раза,
чем вчера, на округу легла,
засверкав серебром и алмазом,
мелкой крошкой цветного стекла.

Целый день, начиная с рассвета,
до последней вечерней черты
праздник жизни и тёплого лета
луговые справляли цветы.

Как народные молвят преданья,
опыт прадедов наших храня:
постепенное их увяданье
начинается с этого дня.

Потому так белели ромашки,
украшая собой травостой,
потому так дурманяще кашка
пахла, крепко сплетясь с резедой,

красный клевер кудрявился пышно,
горделиво желтел зверобой,
и звонил колокольчик неслышно
по своей голове голубой...
* * *
НИКОЛАЙ ТРЯПКИН
А это всегда я имею в виду,
Когда через луг по ромашкам иду:

Что эти ромашки и эта земля
Живут, свою плоть меж собою деля, -

Друг друга питают, и соль свою пьют,
И в песенке пчёл через год запоют.

И в эту работу цветов и земли
И прежние пчёлы и травы пошли,

Пошли снеготалы - и снова пойдут,
И предки мои - обязательно тут;

И сам я и ты через годы, потом,
В живые круги мирозданья войдём.

И дальний потомок - забавный Адам -
Вот так же рукою притронется к нам.

А мы с тобой будем - земля и трава.
И скажет потомок такие ж слова:

Что вот, мол, какие ромашки цветут,
И предки мои - обязательно тут...

А мы закиваем, задрав стебельки,
Что гибели нету, а смерть - пустяки.
1962
* * *
ОЛЬГА КОРЗОВА
Не буду сегодня
Косить одуванчики –
Пускай поживут хоть три дня.
Пускай огородник,
Вздыхая: «Пораньше бы»,
Сурово осудит меня.
Он сразу оценит
Моё легкомыслие –
Хозяйству грядущий разор.
Добра мне желая
По-своему, искренне,
Солидный начнёт разговор.
Потом замолчит:
«Что, мол, с дурочкой сделаешь?
И так-то хватает забот…»
А я засмотрюсь,
Как под яблонькой белою
Живой одуванчик цветёт…
* * *
ОЛЬГА ФОКИНА
На зеленом лугу стою,
По ромашкам бегу...
Хорошо себя чувствую
На обрыв-берегу!
Ветер волнами, волнами!
Только руки раскинь –
Словно парус наполненный
Туго выгнута синь.
Ветер ласковый-ласковый!
Понесло, повело
Ветра влажное, властное,
Волевое крыло.
Ветер стелется, стелется!
Ветер падает, взмыв!
Смею ветру довериться –
С ним прекрасен обрыв!
К камню неосторожному
Прикоснуться не дав,
Встретит бурно, восторженно
Сгусток ветра – вода.
Струй крученые жгутики
Испытай на разрыв!
...Надо мной – парашютики
Одуванчиков, ив.
Ветер дунул – и густо их,
Словно снегу в пургу!
На зеленом лугу стою,
По ромашкам бегу...
1976
* * *
ВЛАДИСЛАВ ПОПОВ. РОМАШКА
Все песенки ветра туги и воздушны,
А травы шуршат, на ветру подсыхая,
И только ромашка, случайно живая,
Белеет, встопорщив подмёрзшее ушко.

И всё хорошо, и жить, слава Богу,
До первого снега ещё три недели,
И небо по-прежнему будто высо́ко.
Деревья как будто ещё не старели.

И всё для неё так легко и понятно:
Оттаяли лужицы в полдень горячий,
И шмель одинокий вперёд и обратно
Над лужицей скачет, как маленький мячик.

И эти недели как целая вечность!
Тепла не убудет у бабьего лета.
Ромашка белеет — какая беспечность!
Ещё три недели надежды и света.
* * *
ВАЛЕРИЙ ВЬЮХИН (1941 - 2018). РОМАШКИ
К цветам несмелым, полевым
Куда пронзительнее чувство.
Смотри, ромашек белый дым
Лежит в полях светло и густо.

Они привыкли ко всему,
Растут в овраге и в аллее,
И этим сердцу моему
Они других цветов милее.

Люблю ромашковый букет,
Он весь из солнечного света,
Он весь, как сказочный привет
Скупого северного лета.
* * *
ТАТЬЯНА ЩЕРБИНИНА
И все ромашки – только о тебе
оборвала, сминая лепестки,
и верила, слабея от тоски,
девчоночьей наивной ворожбе.
слепая неразборчивость огня:
надежду ищешь – обретаешь страх.
весь мир отныне
замкнут для меня
в твоих
непредсказуемых
глазах.

38 0 ER 1.5186
Татьяна КАНОВА (Республика Коми)

28 ЯНВАРЯ
****
Ещё три дня и всё: закончится январь.
Состарится зима.
Косматая и злая
метелью и пургой опутает февраль,
но ей не сладить с ним – февраль сбежит, я знаю.

Ещё три дня и всё: мне станет легче жить.
И стужа, и буран ещё придут, но всё же.
В предчувствии весны я буду ворожить
над горстками семян, апрель нащупав кожей.

16 1 ER 1.1950
С ПРАЗДНИКОМ, АРХАНГЕЛОГОРОДЦЫ!
21 ноября Русская Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных (День Михаила Архангела).
Это особый день для нашего северного края. Архангел Михаил, незримо охраняющий нашу землю, вот уже более тысячи лет является покровителем земли Русской. С его именем на устах наши предки ходили в бушующее море, спасались от студеного холода и лютого зверя, защищали свои дома от ворогов, возводили храмы и монастыри.
В старинном северном граде Архангельске находится уникальная икона Архистратига Божия Михаила, изображенного парящим над городом. Эта святыня стоит в ряду первых среди особо почитаемых горожанами икон. Её сюжет принадлежит северному иконописцу XVIII века Григорию Попову, уроженцу пинежского села Кеврола. Первоначально написанный им образ Архангела Михаила ныне находится в музее "Коломенское", куда он был передан в 1930 г.
Находящаяся в Архангельске икона является её чудотворным списком. Она имеет довольно крупные размеры 89х120 см, на ней изображен Архангел Михаил, облаченный в латы и красную порфиру. В правой руке Архистратиг держит копьё-хоругвь с навершием в виде креста, а в левой - пальмовую ветвь. Фигура Архангела изображена парящей над городом и Северной Двиной с парусными судами. Как и когда эта икона оказалась в Свято-Ильинском храме доподлинно неизвестно...
Под покровом Архангела Михаила уже несколько веков пишется история древнего Поморья. Михаило-Архангельский кафедральный собор, подготовка к строительству которого была начата в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, уже сегодня стал украшением города и его духовным центром, объединившим всех горожан.
Источники информации:
Икона Архистратига Божия Михаила. - [Б. м., 2009] (Северодвинская тип.).
Лики Русского Севера. Взгляд через века: [фотоальбом / сост.: В.Г. Трофименко (отв. сост.) и др.]. - Архангельск, 2012.
Архангельск - 430. Время. События. Люди / [гл. ред. и рук. проекта: Е. Удалкин; авт. фото: И. Малыгин и др.]. - Архангельск, 2015. - С.114-115.
Архангельская область. Утро Земли: [фотоальбом / авт. проекта М. Скрипкин; авт. фото: Н. Гернет и др.]. - пос. Соловецкий, 2017. - С.258.
#День_духовной_культуры_Архангельска

35 2 ER 1.3738