ОСТОРОЖНО, НЕАДЕКВАТНЫЕ РОДИТЕЛИ!
- Ирина, Даша совсем не говорит по-английски! - папа ученицы смотрит на меня с упреком.
- Что это значит?
- Ну мы были в Германии, она не смогла поговорить с другими детьми, своими сверcниками.
Я растерялась. Мне в первый раз в жизни предъявили претензии. У меня на уроках Даша прекрасно говорит.
Да, сейчас я бы объяснила папе, когда я прошу Дашу описать друга, застенчивая детка отвечает «А у меня нет друзей». А тут какие-то незнакомые дети, и еще папа реет коршуном над головой. Конечно, она забыла все, что знала. Тогда просто не нашла, что ответить.
Дальше от папы поступили 2 предложения:
☝🏻 Задавать побольше домашних заданий
☝🏻 Объяснить 10-летней ученице все английские времена. Вообще, все.
☝🏻«И вообще, вы с ней построже, Ирина Николавна!»
Конфликт я разрулила: пригласила папу на занятия. Они с девочкой «играли» на английском. Деть был в восторге. Папа убедился, что дочь на уроках говорит, а когда понял, что она делает это лучше его, тихонько слился.
Когда я рассказываю эту историю, педагоги понимающе кивают: ну неадекватные родители, что с них взять? Родители, которые мало имеют отношения к обучению языкам, удивленно поднимают брови: если учат ребенка английскому, должен говорить, разве не так? Вот приехали мы на отдых, а в номере кондей не работает – значит, надо, чтобы ребенок мог объяснить персоналу, и пиво помог в ресторане заказать, светлого! А за что мы вам деньги платим?
Чтобы таких конфликтов не возникало, нужно скорректировать ожидания родителей ДО того, как они начнут вам платить. Объяснить им, что они обычно не просят помощи ребенка, когда приглашают сантехника кран починить, поэтому, оказавшись в необычном контексте, детка растеряется и не будет знать, что сказать.
Слов «пиво», «виски с колой» и «сигареты» в учебниках для этого возраста не бывает. Однако, если для вашей деточке сбегать за пивком папке – привычное дело, я включу в программу: «Can I have 2 beers, please?»
Я консультировала один симпатичный проект и составила список утверждений «Через год мой ребенок сможет...» для разговора с родителями. Потенциальным клиентам можно предложить согласиться или не согласиться с ними. Если ожидания завышенные или неадекватные, нужно спокойно и уважительно объяснить, чего стоит, а чего не стоит ждать от ребенка. Список вопросов ищите под постом.
Если родители настаивают, что в 10 лет нужно объяснить все времена разом, опирайтесь на авторитет Cambridge University – под постом вы найдете, что проверяют экзамены «детской» линейки: Starters, Movers, Flyers. Там видно, какой диалог сможет поддержать ребенок после года другого занятий.
А еще важно прояснить отношения со школой, точнее со школьными отметками. Нужен ли про это отдельный пост? ++ в комментариях, если да. А презентацию с вопросами для родителей закреплю под постом.
Количество постов 3 064
Частота постов 41 час 53 минуты
ER
62.37
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Только 3% британцев говорят с акцентом, которым мы учим наших студентов. RP (Received Pronunciation) – в 70-80 годы он считался признаком хорошего образования, так говорили дикторы BBC. В наши благословенные времена с настоящим красивым RP (Received Pronunciation), которым терзали нас фонетисты, говорят в основном злодеи в голливудских фильмах.
🏻Даже на телевидении (!) теперь его заменяют региональные акценты. Они проникли в рекламу. Больше того, актера, который родился на Севере Британии и говорит с местным акцентом, ценят выше, чем того, кто может его талантливо сымитировать.
🏻Младшее поколение британцев усваивает американский акцент, чем, конечно, расстраивает родителей, но «Симпсоны» и «Friends» непобедимы.
🏻Даже королева говорит иначе. Дотошные британские ученые сравнили тронную речь, которую она произносила в 50-е годы с тем, как она говорит сейчас, и обнаружили, что королева произносит некоторые звуки иначе – вероятно, чтобы больше нравиться подданным.
🏻Младшие члены королевской семьи, например принц Уильям, произносят официальные речи с идеальным RP, как требует этого этикет и бабушка. Однако в неофициальной речи используют glottal stops – вместо boTTle говорят bo’le. Возможно, бабушка будет недовольна, так говорят кокни из рабочих районов, но язык меняется.
Все это я узнала из лекции лингвиста Дэвида Кристалл и его сына, актера Бена Кристалла в Британском Совете. Вместе они написали книгу по английской фонетике «You say potato».
Запись оставлю для вас под постом. Слушать их – это невероятное удовольствие: папа рассказывает о том, как акценты помогали нашим предкам защитить родную пещеру от недружественных племен, а сын читает монологи из Шекспира так, как это делали в театре «Глобус» в XVI веке.
Спасибо [id97134|Оля Сергеева], которая обратила мое внимание на это видео
🏻Даже на телевидении (!) теперь его заменяют региональные акценты. Они проникли в рекламу. Больше того, актера, который родился на Севере Британии и говорит с местным акцентом, ценят выше, чем того, кто может его талантливо сымитировать.
🏻Младшее поколение британцев усваивает американский акцент, чем, конечно, расстраивает родителей, но «Симпсоны» и «Friends» непобедимы.
🏻Даже королева говорит иначе. Дотошные британские ученые сравнили тронную речь, которую она произносила в 50-е годы с тем, как она говорит сейчас, и обнаружили, что королева произносит некоторые звуки иначе – вероятно, чтобы больше нравиться подданным.
🏻Младшие члены королевской семьи, например принц Уильям, произносят официальные речи с идеальным RP, как требует этого этикет и бабушка. Однако в неофициальной речи используют glottal stops – вместо boTTle говорят bo’le. Возможно, бабушка будет недовольна, так говорят кокни из рабочих районов, но язык меняется.
Все это я узнала из лекции лингвиста Дэвида Кристалл и его сына, актера Бена Кристалла в Британском Совете. Вместе они написали книгу по английской фонетике «You say potato».
Запись оставлю для вас под постом. Слушать их – это невероятное удовольствие: папа рассказывает о том, как акценты помогали нашим предкам защитить родную пещеру от недружественных племен, а сын читает монологи из Шекспира так, как это делали в театре «Глобус» в XVI веке.
Спасибо [id97134|Оля Сергеева], которая обратила мое внимание на это видео
КАК ПРОВЕСТИ 1-Й УРОК С 5-КЛАССНИКОМ?
Ну скажем, завтра к вам на урок приведут 5-классника. Мама обозначила его уровень как начальный, указала, что заниматься будут для себя с тем, чтобы развить навыки устной речи.
Главная ваша задача на 1-м уроке – выяснить, где находится ваш ученик на шкале от «бодро спикает» до «не говорит и ничего не понимает». В зависимости от того, что вы услышите, будете выбирать учебник и прочие учебные материалы. Задача непростая, поскольку нужно оценить:
Как ребенок воспринимает речь на слух?
Знакомы ли ему азы английской грамматике?
Каким словарным запасом он располагает?
Часто на собеседовании дети показывают результат хуже просто потому, что волнуются. Лучше не произносить слово «тестирование», а предложить познакомиться. Я составила презентацию, куда включила вопросы, которые проверают владение языком на начальном уровне А1, вы найдете ее под постом, а тут расскажу, что делать.
Шаг 1: задайте вопросы
• What’s your name?
• How old are you?
• What’s your favorite food?
• Do you have a pet?
Если будущий вопрос теряется, и не знает, расскажите про себя: My favorite food is pizza. What about you?
Шаг 2: Теперь предложите поиграть. Скажите, что у вас очень необычный домашний питомец и предъявите трех – см. картинку под постом. Задача ученика задать, как можно больше вопросов, но так, чтобы вы могли ответить только да или нет. Скажем,
• Is it black?
• Can it fly?
• Does your pet like eating fish?
На этом шаге вы увидите, знакомы ли ученику вопросительные формы, какую лексику он использует. Когда ученик, наконец, угадал предъявите ему фото питомца.
Шаг 3: Теперь проверим, какие грамматические конструкции знакомы ученику, и насколько уверено он ими пользуется. Предложите ученику задать вопросы с глаголом «can», чтобы выяснить, что ваш питомец умеет:
• Can your pet jump?
• Can you pet swim?
Готовый список вопросов ищите - в презентации.
Попросите ученика отгадать, чем ваш любимец занят прямо сейчас. Чтобы выяснить это ученику нужно использовать Present Continuous:
• Is he eating spaghetti?
• Is he jumping on the bed?
Когда прозвучало уже достаточно ответов, предъявите картинку, где видно, чем занят ваш питомец.
Эти же вопросы позволят нам оценить словарный запас будущего ученика.
Шаг 4:
Чтобы проверить, что ученик знает числительные до 20, покажите ему это фото и предложите посчитать: уши, лапы и хвосты. См. картинку под постом
Шаг 5: проверить знание предлогов места поможет эта картинка. Скажите, что панда ваш спрятался и, чтобы его найти нужно задать вопросы типа Is he under the bench?
Шаг 6: если у вас еще осталось время на уроке, предложите ученику выбрать себе нового необычного питомца. Теперь вы будете задавать вопросы, а он отвечать.
Напишите в комментариях, какие еще грамматические лексические темы стоит проверить на уровне А1? Возможно, я смогу предложить задания.
Ну скажем, завтра к вам на урок приведут 5-классника. Мама обозначила его уровень как начальный, указала, что заниматься будут для себя с тем, чтобы развить навыки устной речи.
Главная ваша задача на 1-м уроке – выяснить, где находится ваш ученик на шкале от «бодро спикает» до «не говорит и ничего не понимает». В зависимости от того, что вы услышите, будете выбирать учебник и прочие учебные материалы. Задача непростая, поскольку нужно оценить:
Как ребенок воспринимает речь на слух?
Знакомы ли ему азы английской грамматике?
Каким словарным запасом он располагает?
Часто на собеседовании дети показывают результат хуже просто потому, что волнуются. Лучше не произносить слово «тестирование», а предложить познакомиться. Я составила презентацию, куда включила вопросы, которые проверают владение языком на начальном уровне А1, вы найдете ее под постом, а тут расскажу, что делать.
Шаг 1: задайте вопросы
• What’s your name?
• How old are you?
• What’s your favorite food?
• Do you have a pet?
Если будущий вопрос теряется, и не знает, расскажите про себя: My favorite food is pizza. What about you?
Шаг 2: Теперь предложите поиграть. Скажите, что у вас очень необычный домашний питомец и предъявите трех – см. картинку под постом. Задача ученика задать, как можно больше вопросов, но так, чтобы вы могли ответить только да или нет. Скажем,
• Is it black?
• Can it fly?
• Does your pet like eating fish?
На этом шаге вы увидите, знакомы ли ученику вопросительные формы, какую лексику он использует. Когда ученик, наконец, угадал предъявите ему фото питомца.
Шаг 3: Теперь проверим, какие грамматические конструкции знакомы ученику, и насколько уверено он ими пользуется. Предложите ученику задать вопросы с глаголом «can», чтобы выяснить, что ваш питомец умеет:
• Can your pet jump?
• Can you pet swim?
Готовый список вопросов ищите - в презентации.
Попросите ученика отгадать, чем ваш любимец занят прямо сейчас. Чтобы выяснить это ученику нужно использовать Present Continuous:
• Is he eating spaghetti?
• Is he jumping on the bed?
Когда прозвучало уже достаточно ответов, предъявите картинку, где видно, чем занят ваш питомец.
Эти же вопросы позволят нам оценить словарный запас будущего ученика.
Шаг 4:
Чтобы проверить, что ученик знает числительные до 20, покажите ему это фото и предложите посчитать: уши, лапы и хвосты. См. картинку под постом
Шаг 5: проверить знание предлогов места поможет эта картинка. Скажите, что панда ваш спрятался и, чтобы его найти нужно задать вопросы типа Is he under the bench?
Шаг 6: если у вас еще осталось время на уроке, предложите ученику выбрать себе нового необычного питомца. Теперь вы будете задавать вопросы, а он отвечать.
Напишите в комментариях, какие еще грамматические лексические темы стоит проверить на уровне А1? Возможно, я смогу предложить задания.
Неделю детка учится в венгерской школе. Вопрос, который я задаю себе каждый день: «А че так можно было?»
🤦♂ Дети пишут карандашом
Знаете, как первоклашки учатся писать? Кролики иногда превращаются в «крАликов» или «КАРликов»? Исправить - целое дело: неправильную букву надо зачеркнуть карандашом, сверху написать правильную ручкой. Иначе в тетради – грязь и безобразие.
В венгерской школе все просто: ошибся – стер – написал правильно. За этим простым правилом целая философия: когда учишься, ошибаться – НОРМАЛЬНО. Ошибка – это НЕ преступление, за нее не ругают и не наказывают.
🤦♂ Детей выпускают гулять
У первоклашек – 2 урока физкультуры в неделю: один день ведут на плавание, один раз – занимаются в зале. Плюс каждый день ходят на прогулку в парк, где можно побегать-побеситься.
Было много исследований о том, что аэробные нагрузки хорошо влияют мозг. А первоклашкам еще и трудно усидеть за партой 3 урока по 40 минут, особенно если нужно сосредоточенно работать. Физкультура – для них важный предмет, заменить его контрольной по математике - преступление.
🤦♂ Дети ходят по классу
Самый неловкий момент, когда ведешь урок в группе взрослых, - 40-летний дядька прерывает на полуслове – «Ирина, а можно выйти, у меня звонок от клиента, нужно взять». Он прекрасно знает, что я не могу запретить, понимает, что перебивать невежливо, НО школьная привычка не позволяет просто встать и тихо выйти, не предупредив.
Убей Бог, я не знаю, зачем мы учим детей: хочешь пописать, об этом должен узнать учитель и весь класс? У тебя скрутило живот, а ты должен
♂ Поднять руку и привлечь внимание учителя
♂Сказать «Можно выйти?» и получить разрешение
♂ Успеть добежать до туалета
В венгерской школе все просто: захотел попить или в туалет, тихо встал, сделал свои дела, вернулся.
🤦♂Дети делают домашку САМИ!
За неделю я один раз делала с дочкой домашку по венгерскому, получила большое удовольствие. Дочь объяснила мне, что нужно делать. Справились мы минут за 15, хотя каждое слово нужно было искать в переводчике. И это был, что называется one-off – мне нужно было забрать ее из школы пораньше.
Обычно дети делают домашку в школе, после обеда и прогулки. Есть специальный учитель, который им помогает. Мама может работать full time, «жить жизнью ребенка» необязательно. Нужно доставить детку в школу к 8, забрать в 16.00. Все!
🤦♂Дети не таскают портфели
Портфель первоклассника весит обычно, как пол-первоклассника. Добавим еще сменку, физкультурную форму и lunch box – портфель перевесит. Поэтому учебники, сменку и форму нужно принести 1 раз в понедельник и оставить в классе до пятницы. Представляете?!
Правда, у учителя не будет повода с негодованием воскликнуть: «А голову ты, Петров, дома не забыл?»
#утренний_кофе_с_Ириной А
🤦♂ Дети пишут карандашом
Знаете, как первоклашки учатся писать? Кролики иногда превращаются в «крАликов» или «КАРликов»? Исправить - целое дело: неправильную букву надо зачеркнуть карандашом, сверху написать правильную ручкой. Иначе в тетради – грязь и безобразие.
В венгерской школе все просто: ошибся – стер – написал правильно. За этим простым правилом целая философия: когда учишься, ошибаться – НОРМАЛЬНО. Ошибка – это НЕ преступление, за нее не ругают и не наказывают.
🤦♂ Детей выпускают гулять
У первоклашек – 2 урока физкультуры в неделю: один день ведут на плавание, один раз – занимаются в зале. Плюс каждый день ходят на прогулку в парк, где можно побегать-побеситься.
Было много исследований о том, что аэробные нагрузки хорошо влияют мозг. А первоклашкам еще и трудно усидеть за партой 3 урока по 40 минут, особенно если нужно сосредоточенно работать. Физкультура – для них важный предмет, заменить его контрольной по математике - преступление.
🤦♂ Дети ходят по классу
Самый неловкий момент, когда ведешь урок в группе взрослых, - 40-летний дядька прерывает на полуслове – «Ирина, а можно выйти, у меня звонок от клиента, нужно взять». Он прекрасно знает, что я не могу запретить, понимает, что перебивать невежливо, НО школьная привычка не позволяет просто встать и тихо выйти, не предупредив.
Убей Бог, я не знаю, зачем мы учим детей: хочешь пописать, об этом должен узнать учитель и весь класс? У тебя скрутило живот, а ты должен
♂ Поднять руку и привлечь внимание учителя
♂Сказать «Можно выйти?» и получить разрешение
♂ Успеть добежать до туалета
В венгерской школе все просто: захотел попить или в туалет, тихо встал, сделал свои дела, вернулся.
🤦♂Дети делают домашку САМИ!
За неделю я один раз делала с дочкой домашку по венгерскому, получила большое удовольствие. Дочь объяснила мне, что нужно делать. Справились мы минут за 15, хотя каждое слово нужно было искать в переводчике. И это был, что называется one-off – мне нужно было забрать ее из школы пораньше.
Обычно дети делают домашку в школе, после обеда и прогулки. Есть специальный учитель, который им помогает. Мама может работать full time, «жить жизнью ребенка» необязательно. Нужно доставить детку в школу к 8, забрать в 16.00. Все!
🤦♂Дети не таскают портфели
Портфель первоклассника весит обычно, как пол-первоклассника. Добавим еще сменку, физкультурную форму и lunch box – портфель перевесит. Поэтому учебники, сменку и форму нужно принести 1 раз в понедельник и оставить в классе до пятницы. Представляете?!
Правда, у учителя не будет повода с негодованием воскликнуть: «А голову ты, Петров, дома не забыл?»
#утренний_кофе_с_Ириной А
Самое обидное, когда дети, которые весь год трудились и хорошо сдали ЕГЭ, не проходят на бюджет в вуз. Представим выпускника, который на ЕГЭ по русскому набрал 82, по обществознанию – 78, по английскому – 81. Всего – 241. Вроде бы неплохо, НО на бюджет не проходит, все места уже заняты. Некоторые получили выпускники, которые на ЕГЭ набрали меньше баллов, чем наш герой. Как так?
• один прошел автоматически как победитель олимпиады вуза
• другому округлили до 100 баллов результат ЕГЭ по профильному предмету за участие в перечневой олимпиаде
• третий набрал дополнительные баллы за индивидуальные достижения.
А бюджетных мест немного. В этом году аттестат о высшем образовании получат порядка 700 тыс. выпускников. А на факультете экономики в РЭУ Плеханова, куда поступают ребята со всей страны, всего 50 (!) мест. На факультете «Международная школа бизнеса и мировой экономики» - 25 мест на бюджете.
Ну хорошо, если у выпускника запросы скромнее. Он будет поступать в Волгоградский государственный университет на факультет лингвистики. Там всего 10 бюджетных мест, на факультете «Международные отношения» - 12, «Реклама и связь с общественностью» - всего 9. Вряд ли конкуренция будет ниже, чем в Москве.
Родители нынешних выпускников еще помнят времена, когда золотая медаль обеспечивала место в вузе. Сейчас она добавит к ЕГЭ от 2 до 10 баллов. Немного.
Золотой билет сможет вытащить ТОЛЬКО победитель олимпиады. Однако и олимпиады надо выбирать с умом. Скажем, многие знают олимпиаду «Высшая проба», которую проводит ВШЭ, но она даст льготы для поступления в Вышку. А победа на Всерос (Всероссийской Олимпиаде Школьников) гарантирует ребенку поступление в ЛЮБОЙ вуз без экзаменов.
На бюджет легко смогут поступить победители так называемых перечневых олимпиад, их список каждый год составляет Министерство образования.
Интересно? Хотите узнать об олимпиадах подробнее? Ставьте ++ под постом.
Мы с [id48559457|Ириной Павловой] готовим методичку об олимпиадах. Но нам нужна ваша помощь. Напишите, пожалуйста, в комментариях, кто вы, родитель? Преподаватель? Будущий выпускник? Что вам хотелось бы узнать об олимпиадах?
• один прошел автоматически как победитель олимпиады вуза
• другому округлили до 100 баллов результат ЕГЭ по профильному предмету за участие в перечневой олимпиаде
• третий набрал дополнительные баллы за индивидуальные достижения.
А бюджетных мест немного. В этом году аттестат о высшем образовании получат порядка 700 тыс. выпускников. А на факультете экономики в РЭУ Плеханова, куда поступают ребята со всей страны, всего 50 (!) мест. На факультете «Международная школа бизнеса и мировой экономики» - 25 мест на бюджете.
Ну хорошо, если у выпускника запросы скромнее. Он будет поступать в Волгоградский государственный университет на факультет лингвистики. Там всего 10 бюджетных мест, на факультете «Международные отношения» - 12, «Реклама и связь с общественностью» - всего 9. Вряд ли конкуренция будет ниже, чем в Москве.
Родители нынешних выпускников еще помнят времена, когда золотая медаль обеспечивала место в вузе. Сейчас она добавит к ЕГЭ от 2 до 10 баллов. Немного.
Золотой билет сможет вытащить ТОЛЬКО победитель олимпиады. Однако и олимпиады надо выбирать с умом. Скажем, многие знают олимпиаду «Высшая проба», которую проводит ВШЭ, но она даст льготы для поступления в Вышку. А победа на Всерос (Всероссийской Олимпиаде Школьников) гарантирует ребенку поступление в ЛЮБОЙ вуз без экзаменов.
На бюджет легко смогут поступить победители так называемых перечневых олимпиад, их список каждый год составляет Министерство образования.
Интересно? Хотите узнать об олимпиадах подробнее? Ставьте ++ под постом.
Мы с [id48559457|Ириной Павловой] готовим методичку об олимпиадах. Но нам нужна ваша помощь. Напишите, пожалуйста, в комментариях, кто вы, родитель? Преподаватель? Будущий выпускник? Что вам хотелось бы узнать об олимпиадах?
Мне ужасно надоела тема ковида. Меня раздражает синяя тряпка на морде, и то, что в меня тыкают градусником в общественных местах, и дети не могут нормально учиться, и опять все закрывают, и в блоге про английский, мы обсуждаем вакцины – других тем нету что ли?
Я уехала из страны туда, где эпидемиологическая ситуация получше. В самолете разболелась голова, уши непривычно закладывало, ныла спина и почему-то колено. Ну устала, а как? Накануне я упаковала 2-комнатную квартиру и 3 чемодана! По прилету упала спать, утром проснулась веселой и голодной. Мы погуляли, искупались, а потом я поняла, что кофе (зараза!) не пахнет.
В понедельник пришел чудесный пожилой доктор, сделал тест.
«Что делать?» - «Лежи».
«А когда беспокоиться?» - «Не беспокойся. У вакцинированных – no dramatic events».
Первые 3 дня было даже прикольно. Я провела их в состоянии 2-месячного младенца: просыпалась, чтобы попить ну и наоборот, засыпала обратно. На 4-й день заскучала, потянулась к компьютеру, и обнаружила, полноценно работать я могу часа 2, а потом мозг переходит в режим snooze.
Спросила в сториз, когда же это кончится? И получила несколько десятков историй про синдром «долгого ковида». Продуктивность упала и лежит уже 10 дней, 3 месяца, полгода, полтора года...
В смысле? Мы так не договаривались. I want my brain back. Мне обещали, ковид – это как грипп. У меня грипп - это 3 дня полежала и побежала.
Запахи вернулись на 11-й день. Голова тоже прояснилась, и этой очень ясной головой я думаю про сочувствие и эмпатию. 231 тысяча семей только в России потеряли от ковида близких, тысячи людей болели тяжело и справляются сейчас с последствиями.
Тем, кто легко отделался, об этом думать не хочется. И, to be brutally honest, страшно. Однако, если никто в вашей семье не болел раком, это не значит, что рака не существует.
Я думаю, что нам всем пора... позврослеть. Мы, люди, боремся с крошечной штучкой, которая с удовольствием может нас убить и покалечить. И этой борьбе гибнут не сильные и красивые мужчины, хотя и их очень жалко, а пожилые и больные. И пора уже выйти из позы страуса, и признать: да, это серьезно! Да, это надолго! Да, нам с этим теперь жить.
ДИСКЛЕЙМЕР!
🦠 Я никого не призываю идти вакцинироваться. Я сделала вакцинацию и ревакцинацию, и заболела.
🦠 Я никого не призываю носить маски. Я всегда ношу маску в общественных местах и закрытых помещениях - ну за исключением тех, случаев, когда вышла с другой сумкой, а вспомнила уже у метро и надо бежать... Исход вы знаете.
Я верю, что взрослые люди способны оценить риски и принять решение САМИ. И будут руководствоваться рекомендациями врачей и экспертов в области вирусологии, а не советами блогера, который, вообще-то, про английский.
#утренний_кофе_с_Ириной_А.
Я уехала из страны туда, где эпидемиологическая ситуация получше. В самолете разболелась голова, уши непривычно закладывало, ныла спина и почему-то колено. Ну устала, а как? Накануне я упаковала 2-комнатную квартиру и 3 чемодана! По прилету упала спать, утром проснулась веселой и голодной. Мы погуляли, искупались, а потом я поняла, что кофе (зараза!) не пахнет.
В понедельник пришел чудесный пожилой доктор, сделал тест.
«Что делать?» - «Лежи».
«А когда беспокоиться?» - «Не беспокойся. У вакцинированных – no dramatic events».
Первые 3 дня было даже прикольно. Я провела их в состоянии 2-месячного младенца: просыпалась, чтобы попить ну и наоборот, засыпала обратно. На 4-й день заскучала, потянулась к компьютеру, и обнаружила, полноценно работать я могу часа 2, а потом мозг переходит в режим snooze.
Спросила в сториз, когда же это кончится? И получила несколько десятков историй про синдром «долгого ковида». Продуктивность упала и лежит уже 10 дней, 3 месяца, полгода, полтора года...
В смысле? Мы так не договаривались. I want my brain back. Мне обещали, ковид – это как грипп. У меня грипп - это 3 дня полежала и побежала.
Запахи вернулись на 11-й день. Голова тоже прояснилась, и этой очень ясной головой я думаю про сочувствие и эмпатию. 231 тысяча семей только в России потеряли от ковида близких, тысячи людей болели тяжело и справляются сейчас с последствиями.
Тем, кто легко отделался, об этом думать не хочется. И, to be brutally honest, страшно. Однако, если никто в вашей семье не болел раком, это не значит, что рака не существует.
Я думаю, что нам всем пора... позврослеть. Мы, люди, боремся с крошечной штучкой, которая с удовольствием может нас убить и покалечить. И этой борьбе гибнут не сильные и красивые мужчины, хотя и их очень жалко, а пожилые и больные. И пора уже выйти из позы страуса, и признать: да, это серьезно! Да, это надолго! Да, нам с этим теперь жить.
ДИСКЛЕЙМЕР!
🦠 Я никого не призываю идти вакцинироваться. Я сделала вакцинацию и ревакцинацию, и заболела.
🦠 Я никого не призываю носить маски. Я всегда ношу маску в общественных местах и закрытых помещениях - ну за исключением тех, случаев, когда вышла с другой сумкой, а вспомнила уже у метро и надо бежать... Исход вы знаете.
Я верю, что взрослые люди способны оценить риски и принять решение САМИ. И будут руководствоваться рекомендациями врачей и экспертов в области вирусологии, а не советами блогера, который, вообще-то, про английский.
#утренний_кофе_с_Ириной_А.
«А зачем так много лишних букв?» - самые классные вопросы задают дети и те, кто учит язык совсем недавно. А то объясняешь много лет, что согласная «b» в словах типа lamb/climb/dumb не читается, но никогда не задумываешься, а зачем мы ее вообще пишем?
С «mb» на конце все просто. В староанглийском люди произносили согласный «b» на конце, а их потомки потом ленились произносить два «губных» звука: «m» и «b» один за другим, «b» отвалился за ненадобностью. Вот и ругайте теперь тех, кто ленится произносить «s» на конце в предложениях типа «She lookS beautiful».
Иногда буквы, напротив, не сокращали, а добавляли. Например, слово «mice» в староанглийском писали так: «mys». Но французские писцы записывали его на свой манер: «mice», равно как слова dance/since/face/fence – благодаря им у нас есть прекрасная возможность помучить деточек словарными диктантами.
Французы ответственны и за слово «queen». В староанглийском его писали, как «cwen» или «kwen», но французы заменили англосаксонскую «с/k» на дорогую их сердцу «q».
Полезно помнить о том, что правила орфографии, которые кажутся нам нерушимыми законами, сформировались во времена, когда книги были рукописными. Это объясняет, почему слово «love» мы пишем через «о».
Писцы записывали слово «luv», но читать было неудобно: «u» и «v» в рукописном тексте похожи, поэтому «u» заменили на «o», и теперь мы пишем love, а читаем «лав». Благословим Гуттенберга с его печатным станком.
Однако «h» в слове «ghost» появилось в английском, именно благодаря первым печатным книгам. До 15 века его писали без всякой «h» - gost, но первые печатные книги набирали фламандцы, которые знали язык не слишком хорошо, и писали на свой манер «ghost», поэтому в первых английских библиях мы читаем «the Holy Ghost» (святой дух).
Я не знаю, стоит ли грузить учеников этой информацией? Проще, наверное, сказать: «Просто запомни». Что вы думаете? Поставьте ++ в комментариях, если вам нужны такие посты.
С «mb» на конце все просто. В староанглийском люди произносили согласный «b» на конце, а их потомки потом ленились произносить два «губных» звука: «m» и «b» один за другим, «b» отвалился за ненадобностью. Вот и ругайте теперь тех, кто ленится произносить «s» на конце в предложениях типа «She lookS beautiful».
Иногда буквы, напротив, не сокращали, а добавляли. Например, слово «mice» в староанглийском писали так: «mys». Но французские писцы записывали его на свой манер: «mice», равно как слова dance/since/face/fence – благодаря им у нас есть прекрасная возможность помучить деточек словарными диктантами.
Французы ответственны и за слово «queen». В староанглийском его писали, как «cwen» или «kwen», но французы заменили англосаксонскую «с/k» на дорогую их сердцу «q».
Полезно помнить о том, что правила орфографии, которые кажутся нам нерушимыми законами, сформировались во времена, когда книги были рукописными. Это объясняет, почему слово «love» мы пишем через «о».
Писцы записывали слово «luv», но читать было неудобно: «u» и «v» в рукописном тексте похожи, поэтому «u» заменили на «o», и теперь мы пишем love, а читаем «лав». Благословим Гуттенберга с его печатным станком.
Однако «h» в слове «ghost» появилось в английском, именно благодаря первым печатным книгам. До 15 века его писали без всякой «h» - gost, но первые печатные книги набирали фламандцы, которые знали язык не слишком хорошо, и писали на свой манер «ghost», поэтому в первых английских библиях мы читаем «the Holy Ghost» (святой дух).
Я не знаю, стоит ли грузить учеников этой информацией? Проще, наверное, сказать: «Просто запомни». Что вы думаете? Поставьте ++ в комментариях, если вам нужны такие посты.
Разные симпатичные люди спрашивают меня, где обучиться методике подготовки к ЕГЭ. На мой взгляд, чтобы сдать экзамен, нужно всего 2 вещи:
🏻 Знать язык на уровне В2, лучше С1
🏻Понимать, чего хотят экзаменаторы
Многочасовой курс по методике подготовки к экзамену уместиться в короткий пост. Попробуем?
Демоверсия ЕГЭ
Найдите ее на сайте ФИПИ или скачайте под постом. Если вы выполните тест, станет понятно, что экзамен проверяет 4 основных навыка: Чтение, Письмо, Говорение, Аудирование. Есть еще раздел «Лексика-Грамматика», где всего 7 вопросов по грамматике. Понятно, что успех на экзамене обеспечивает хороший словарный запас: если ученик не понял ключевое слово в тексте из раздела «Чтение» и «Аудирование» он теряет баллы. Если не знает лексики, чтобы описать график, не справится с заданием 40.2.
Кодификатор ЕГЭ
В этом документе перечислены все темы, которые проверяет ЕГЭ, но мне он кажется бесполезным. Скажем, на экзамене часто бывают тексты про кино: текст сериал «The Crown», интервью с актрисой, задание, где выпускник должен объяснить, предпочитает ли он смотреть кино в доме или в кинотеатре. Попробуйте найти в кодификаторе тему, к которой они относится. Самое близкое – это «Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам». Смогли бы догадаться, что дети будут на экзамене читать текст про сериал о жизни королевской семьи?
Или скажем, фразовые глаголы. Кодификатор заботливо сообщает нам, что выпускник должен знать глаголы типа look for… и дальше много значительное многоточие. Означает ли это, что дети должны знать все фразовые глаголы, которых в английском сотни? Я проанализировала все задания 32-38 из открытого банка заданий ФИПИ и могу уверенно сказать, что выучить нужно всего 35 штук.
Открытый банк заданий на сайте ФИПИ
Важный источник информации для преподавателя, поскольку авторы ЕГЭ не публикуют Past Papers. Задания прошлых лет попадют в Открытый банк заданий. Сделан он не для того, чтобы вам было удобно им пользоваться – скажем, найти ответы на задания -непростой квест. НО! задания оттуда обязательно нужно брать, чтобы познакомить детей с замысловатой логикой составителей тестов.
Я обычно работаю так:
даю задания на отработку лексики из текста на чтение и аудирование
разбираю экзаменационное задание
даю задание на письмо (описание таблиц или графиков) или задание 4 устной части: иллюстрации картинок
еще одно задание на отработку лексики.
Заданий на отработку лексики банк ФИПИ не предлагает, я все составляю сама. В этом году появились новые задания 40.1-40.2 с описаниями таблиц и графиков и обновили задания устной части. Я все писала сама, поскольку таких заданий на сайте нет, а готовить детей нужно.
Мои разработки можно купить – я составила 13 worksheets к урокам, 3 из них специально на отработку лексики из задания 32-38.
Хотите отдельный пост про это задание? Ставьте ++ под постом, расскажу.
🏻 Знать язык на уровне В2, лучше С1
🏻Понимать, чего хотят экзаменаторы
Многочасовой курс по методике подготовки к экзамену уместиться в короткий пост. Попробуем?
Демоверсия ЕГЭ
Найдите ее на сайте ФИПИ или скачайте под постом. Если вы выполните тест, станет понятно, что экзамен проверяет 4 основных навыка: Чтение, Письмо, Говорение, Аудирование. Есть еще раздел «Лексика-Грамматика», где всего 7 вопросов по грамматике. Понятно, что успех на экзамене обеспечивает хороший словарный запас: если ученик не понял ключевое слово в тексте из раздела «Чтение» и «Аудирование» он теряет баллы. Если не знает лексики, чтобы описать график, не справится с заданием 40.2.
Кодификатор ЕГЭ
В этом документе перечислены все темы, которые проверяет ЕГЭ, но мне он кажется бесполезным. Скажем, на экзамене часто бывают тексты про кино: текст сериал «The Crown», интервью с актрисой, задание, где выпускник должен объяснить, предпочитает ли он смотреть кино в доме или в кинотеатре. Попробуйте найти в кодификаторе тему, к которой они относится. Самое близкое – это «Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций, клубов по интересам». Смогли бы догадаться, что дети будут на экзамене читать текст про сериал о жизни королевской семьи?
Или скажем, фразовые глаголы. Кодификатор заботливо сообщает нам, что выпускник должен знать глаголы типа look for… и дальше много значительное многоточие. Означает ли это, что дети должны знать все фразовые глаголы, которых в английском сотни? Я проанализировала все задания 32-38 из открытого банка заданий ФИПИ и могу уверенно сказать, что выучить нужно всего 35 штук.
Открытый банк заданий на сайте ФИПИ
Важный источник информации для преподавателя, поскольку авторы ЕГЭ не публикуют Past Papers. Задания прошлых лет попадют в Открытый банк заданий. Сделан он не для того, чтобы вам было удобно им пользоваться – скажем, найти ответы на задания -непростой квест. НО! задания оттуда обязательно нужно брать, чтобы познакомить детей с замысловатой логикой составителей тестов.
Я обычно работаю так:
даю задания на отработку лексики из текста на чтение и аудирование
разбираю экзаменационное задание
даю задание на письмо (описание таблиц или графиков) или задание 4 устной части: иллюстрации картинок
еще одно задание на отработку лексики.
Заданий на отработку лексики банк ФИПИ не предлагает, я все составляю сама. В этом году появились новые задания 40.1-40.2 с описаниями таблиц и графиков и обновили задания устной части. Я все писала сама, поскольку таких заданий на сайте нет, а готовить детей нужно.
Мои разработки можно купить – я составила 13 worksheets к урокам, 3 из них специально на отработку лексики из задания 32-38.
Хотите отдельный пост про это задание? Ставьте ++ под постом, расскажу.
В Будапеште я придумала себе работу мечты – читать книжки и про них разговаривать. Раз в неделю мы обсуждаем рассказы в книжном клубе.
Поделюсь одним приемом, который мне когда-то показали с Bell School в Кембридже, и работает он безотказно.
Скажем, у вас есть рассказ, довольно длинный.
ДО УРОКА Отрезаем 2 последних эпизода и отдаем студентам прочесть. Мы создаем интригу — интересно же, чем кончится, и сокращаем время на чтение. Мои читают в оригинале, поэтому важно, чтобы было не слишком длинно.
НА УРОКЕ
Просим сделать предположения о том, чем все закончится. Можно сформулировать 2 основные гипотезы и проголосовать: например, герои разведутся или нет? Преступника поймают или он сбежит?
Делим учеников на группы: А и В. Группа А читает предпоследний эпизод, В — самый последний. Потом они рассказывают друг другу, что произошло. Этот гениальный в своей простоте прием решает важную задачу — он делает пересказ осмысленным. Студенты с удовольствием делятся прочитанным и задают уточняющие вопросы, поскольку интересно же узнать, что случилось?
Под постом оставлю для вас рассказ «Crooner» Кадзуо Исигуро. Представьте себе, в кафе на площади Сан-Марко в Венеции играет молодой гитарист и видит за столиком знаменитого американского певца. Мама когда-то сходила с ума по его песням. Наш герой решается подойти заговорить со звездой и узнает, что...
Поделюсь одним приемом, который мне когда-то показали с Bell School в Кембридже, и работает он безотказно.
Скажем, у вас есть рассказ, довольно длинный.
ДО УРОКА Отрезаем 2 последних эпизода и отдаем студентам прочесть. Мы создаем интригу — интересно же, чем кончится, и сокращаем время на чтение. Мои читают в оригинале, поэтому важно, чтобы было не слишком длинно.
НА УРОКЕ
Просим сделать предположения о том, чем все закончится. Можно сформулировать 2 основные гипотезы и проголосовать: например, герои разведутся или нет? Преступника поймают или он сбежит?
Делим учеников на группы: А и В. Группа А читает предпоследний эпизод, В — самый последний. Потом они рассказывают друг другу, что произошло. Этот гениальный в своей простоте прием решает важную задачу — он делает пересказ осмысленным. Студенты с удовольствием делятся прочитанным и задают уточняющие вопросы, поскольку интересно же узнать, что случилось?
Под постом оставлю для вас рассказ «Crooner» Кадзуо Исигуро. Представьте себе, в кафе на площади Сан-Марко в Венеции играет молодой гитарист и видит за столиком знаменитого американского певца. Мама когда-то сходила с ума по его песням. Наш герой решается подойти заговорить со звездой и узнает, что...
Я нежно люблю диалоги из Outcomes, даже на уровне А1-А2 они живые и естественные. Однако мне всегда ужасно жалко, что на один прекрасный диалог авторы дают всего 3 упражнения, одно из которых – прочтите диалог и попрактикуйтесь с партнером.
Ко мне пришла ученица с запросом – «хочу лучше понимать речь на слух», поэтому из каждого задания на аудирование я стараюсь выжать максимум. В этом посте покажу, как я это делаю. Разработку к уроку оставлю для вас под постом.
ШАГ 1 Прежде, чем выполнять задание в учебнике я поясню слова «family name» и «surname», которые ученице могут показаться незнакомыми. Потом делаем задание из учебника – традиционный «true-false». Мне нравится, что авторы просят также исправить неправильные предложения – чтобы это сделать ученику придется послушать еще раз, более вдумчиво.
ШАГ 2 Теперь я предъявляю ученицы текст диалога. Мы уточняем значения слов, которые показались ей непонятными, а потом делаем предположения о том, какие слова пропущены в диалоге. Потом слушаем и проверяем.
ШАГ 3 Мне хочется, чтобы ученица обратила внимание на слова, которые ей будут полезны. Я прошу ее найти в тексте:
• What words would you use if you want your partner to repeat the question?
Sorry? / Again
• What do you usually say when you want to know what a person does for a living?
What’s you job? / What do you do?
Я осознанно ввожу выражение более высокого уровня «do for a living». Когда ученица будет общаться с иностранцами, велики шансы, что она услышит и такую формулировку.
ШАГ 4 Теперь я убираю из диалога все ответы прошу дать собственные. Даже на низких уровнях важно показать ученику, как он может использовать язык в жизни. Плюс это отличная возможность повторить материал.
ШАГ 5 На этом этапе я убираю вопросы и прошу их вспомнить. Я использую эту возможность, чтобы повторить грамматику и выяснить, стоит ли тратить время на глагол «to be».
ШАГ 6 Это задание ученица назвала самым полезным. Я попросила ее сформулировать вопросы, которые можно задать человеку из другой страны, и мы добавили вопросы, которые могут пригодится на работе. Например, how was your meeting?
Я предвижу возражения о том, что на уроке у вас не хватит времени, чтобы так проработать диалог. Я нашла простое решение – выкинула грамматический блок, с грамматикой у нас проблем нет. Если в разделе нет заданий, которым вы готовы пожертвовать, можно попросить ученика проработать диалог самостоятельно в качестве домашнего задания.
Ко мне пришла ученица с запросом – «хочу лучше понимать речь на слух», поэтому из каждого задания на аудирование я стараюсь выжать максимум. В этом посте покажу, как я это делаю. Разработку к уроку оставлю для вас под постом.
ШАГ 1 Прежде, чем выполнять задание в учебнике я поясню слова «family name» и «surname», которые ученице могут показаться незнакомыми. Потом делаем задание из учебника – традиционный «true-false». Мне нравится, что авторы просят также исправить неправильные предложения – чтобы это сделать ученику придется послушать еще раз, более вдумчиво.
ШАГ 2 Теперь я предъявляю ученицы текст диалога. Мы уточняем значения слов, которые показались ей непонятными, а потом делаем предположения о том, какие слова пропущены в диалоге. Потом слушаем и проверяем.
ШАГ 3 Мне хочется, чтобы ученица обратила внимание на слова, которые ей будут полезны. Я прошу ее найти в тексте:
• What words would you use if you want your partner to repeat the question?
Sorry? / Again
• What do you usually say when you want to know what a person does for a living?
What’s you job? / What do you do?
Я осознанно ввожу выражение более высокого уровня «do for a living». Когда ученица будет общаться с иностранцами, велики шансы, что она услышит и такую формулировку.
ШАГ 4 Теперь я убираю из диалога все ответы прошу дать собственные. Даже на низких уровнях важно показать ученику, как он может использовать язык в жизни. Плюс это отличная возможность повторить материал.
ШАГ 5 На этом этапе я убираю вопросы и прошу их вспомнить. Я использую эту возможность, чтобы повторить грамматику и выяснить, стоит ли тратить время на глагол «to be».
ШАГ 6 Это задание ученица назвала самым полезным. Я попросила ее сформулировать вопросы, которые можно задать человеку из другой страны, и мы добавили вопросы, которые могут пригодится на работе. Например, how was your meeting?
Я предвижу возражения о том, что на уроке у вас не хватит времени, чтобы так проработать диалог. Я нашла простое решение – выкинула грамматический блок, с грамматикой у нас проблем нет. Если в разделе нет заданий, которым вы готовы пожертвовать, можно попросить ученика проработать диалог самостоятельно в качестве домашнего задания.