Статистика ВК сообщества "Подводный флот стран Оси 1939-1945"

0+
Мат, взаимные оскорбления, пропаганда нацизма или русофобия ЗАПРЕЩЕНЫ. Участники допустившие нарушения будут исключены из Сообщества.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Подводная лодка Императорского флота Японии типа В1 в разрезе. Всего было построено 20 субмарин данной серии, которые потопили 56 торговых судов почти на 375.000 брт, что составляет около 35% всего торгового флота, потопленного японскими подводными лодками во время войны на Тихом океане.

Все подводные лодки типа B1 были уничтожены во время войны, за исключением I-36 , которая была затоплена американским флотом 1 апреля 1946 года у островов Гото.

77 17 ER 11.1375
Огромная туша "дойной коровы" в одном из бункеров-укрытий базы подводных лодок на оккупированном немцами атлантическом побережье Франции. Скорее всего, в Бордо. Лодка снабжения ещё не загружена топливом и припасами, поэтому возвышается над поверхностью воды на уровне двухэтажного дома.

19 17 ER 6.0173
В продолжение неожиданной гибели U-132 и её экипажа. Что представляет собой взрыв начинённого взрывчаткой транспорта?

Сохранилась кинохроника одного из таких ужасных взрывов.
28 декабря 1944 года во время перевозки боеприпасов на Филиппины, в американский транспорт типа "Либерти" "Джон Бёрк" врезался японский лётчик-камикадзе. Атака произошла утром и не была неожиданной. Обнаружив радаром приближающиеся три японских истребителя A6M "Зеро" 201-й авиагруппы под командованием лейтенанта Масами Хосино, каждый из которых нес 250-кг бомбу, командование приказало конвою начать маневр уклонения. Сквозь прорехи в облаках японские пилоты заметили американские силы, двигавшиеся к югу от Себу и островов Бохол . Один из смертников, прорвавшись сквозь зенитный огонь, врезался в "Джон Бёрк".

На кинохронике видна короткая вспышка удара, затем облако дыма и ужасный взрыв, превратившийся в "ядерный гриб". Находившиеся рядом корабли были серьёзно повреждены и их экипажи в панике транслировали сообщения, что их торпедировали. Когда облако дыма рассеялось, близлежащие суда приблизились к месту взрыва, чтобы найти выживших, но от "Джона Бёрка" не осталось ничего.

Такой же ужасный взрыв погубил 4 ноября 1942 года британский транспорт "Хатимура" и находящуюся рядом U-132.

114 19 ER 6.1999
"Шнорхель".

Долгое время устройство для работы дизеля под водой, которое позволяло подводной лодке заряжать аккумуляторы и вентилировать отсеки на перископной глубине, считалось порождением «сумрачного германского гения». Однако эксперименты по созданию подобных систем проводились и раньше, причем сразу в нескольких странах - США, Российской империи, Италии.

В конце 1930-х годов голландцы оснастили подобными системами несколько своих субмарин. Три голландские лодки в мае 1940 года попали в руки немцев в качестве трофеев. Они ознакомились с новинкой, но особого интереса к ней не проявили. Лишь в марте 1943 года инженер Хельмут Вальтер вспомнил о голландском устройстве и предложил его идею гросс-адмиралу Дёницу. Командующий Кригсмарине сразу же понял ценность этого предложения – оно обеспечивало безопасное пересечение Бискайского залива, где к тому времени безраздельно господствовала британская и американская авиация.

Сам Дёниц вспоминает об этом так: «…профессор Вальтер предложил, чтобы строящиеся подлодки оснащались специальными вентиляционными аппаратами, с помощью которых во время движения под водой с поверхности всасывался воздух, необходимый для работы дизелей, и выводились выхлопные газы. Оборудованная таким образом подлодка сможет больше не всплывать для подзарядки батарей. Модифицировав существующие типы подлодок, можно создать «стопроцентно подводный корабль» с высокой или, по крайней мере, достаточно высокой подводной скоростью для его тактического использования. А поскольку двигатели остаются прежними и давно испытанными, такую лодку можно создать достаточно быстро.
Это предложение я счел очень ценным. Немедленно начались эксперименты с аппаратурой, предложенной профессором Вальтером. В видоизмененном и доработанном виде она получила название «шнорхель».

Дёниц потребовал от Вальтера разработать и создать «шнорхель» в кратчайшее время. Уже 19 мая Вальтер доложил Дёницу о ходе работ и предложил трубы для приёма воздуха и отвода выхлопных газов сделать подвижными подобно перископу, а в рубке создать соответствующий пост контроля. При погружении и всплытии труба могла автоматически закрываться и открываться. Расчёты показывали, что при скорости более 7 узлов дизель может засасывать воздух необходимого объёма через 60 секунд (выходить на нужный режим работы).

8 июня чертежи выдвижной воздушной мачты с поплавковыми клапанами были готовы и переданы на верфь «Дойче Верке АГ» в Киле. Первый изготовленный «шнорхель» имел длину 1,5 метра, позже он был переделан и смонтирован неподвижно вместе с механизмом перископа на лодке типа IIC U-58 и объединён с прикреплённой к нему выхлопной трубой. Поступающий воздух шёл по трубопроводу в шахте перископа. Выдвижной «шнорхель» был установлен и на вторую лодку U-57, при этом для управления был использован демонтированный центральный перископ.

Испытания дали потрясающие результаты. 2 августа инженер Хееп сообщал Вальтеру, что плавание под дизелями с использованием «шнорхеля» при скорости 6,5 узлов не нарушает санитарные условия для экипажа. При максимальном режиме работы дизелей достигается хорошая подводная скорость, но прослушивать цель гидролокатором затруднительно. По результатам испытаний «шнорхель» был настоятельно рекомендован в серийное производство.

12 августа 1943 года был сделан первый заказ на 20 «шнорхелей» для лодок типа VIIC. 24 сентября был сделан второй заказ на 100 систем для лодок типа VII и 40 для типа IX. Позднее последовал ещё один на 100 систем для лодок типа VII. Что касается новейших «электролодок» типа XXI и XXIII, то там «шнорхель» изначально был включён в проект.

Итоговая конструкция «шнорхеля» представляла собой обтекаемую 9-метровую цилиндрическую мачту, которая поднималась и опускалась по сигналу из центрального поста. Внутри мачты находились две воздушные трубы. Одна из них подавала воздух в дизельный отсек подводной лодки. Чтобы в систему не попала морская вода, верхняя часть трубы оснащалась поплавковым клапаном. Обычно он находился на высоте около метра над водой. Вторая труба находилась на уровне моря, выпуская выхлопные газы дизелей, испарения аккумуляторных ям и отработанный воздух отсеков. Её выхлоп был повернут под углом 90 градусов к поплавковому клапану, чтобы отработанные газы не демаскировали лодку и не мешали наблюдению в перископ.

На лодках VII серии «шнорхели» убирались вперед в углубление на левой стороне лёгкого корпуса, а на субмаринах IX серии это углубление находилось с правого борта. Более современные лодки XXI и XXIII серий имели телескопические «шнорхели», которые поднимались из боевой рубки рядом с перископом.

Осенью 1943 года на «семёрках» U-235 , U-236 и U-237 были проведены исследования инженерно-медицинской комиссии Кригсмарине. Медиков интересовало воздействие угарного газа на физическое состояние экипажа, а инженеров – внесение улучшений в конструкцию «шнорхеля», обеспечивающего его надёжность.

В ходе испытаний выяснилось, что дизеля производства «Крупп Германия Верфт АГ» не обеспечивали достаточную мощность выхлопа, что приводило к попаданию морской воды в выхлопную систему. Как результат - выход из строя дизелей и быстрое заполнение дизельного отсека токсичными выхлопными газами. У лодок типа IX таких проблем не существовало, так как они имели мощные дизели, выхлопа которых вполне хватало для недопущения попадания воды в систему.
Удалось установить, что если дизельный отсек был заполнен дымом не более 5 минут, то дальнейшее нахождение в нём людей могло быть разрешено только с кислородным снаряжением и защитными очками. Если воздействие дыма продолжалось дольше, дизельный отсек должен быть герметизирован до тех пор, пока лодка не всплывёт и полностью не провентилирует отсеки свежим воздухом.
По результатам испытаний было принято решение внести необходимые изменения в конструкцию «шнорхеля». Но заказы августа-сентября были уже размещены на верфях, потому первые лодки оснащались технически «сырыми» системами.

О том, как проявил себя "шнорхель" в боевых условиях мы поговорим в следующий раз.

43 16 ER 4.6293
Поздравляем всех участников с наступающим Новым годом!

Для Сообщества 2021 год был отмечен ростом численности его участников, новыми фото- и видеоматериалами, а также появлением новых "Волчьих стай" в которых подробно расписан боевой путь 40 подводных лодок стран Оси (39 немецких и одной финской).
Также подросла в численности наша вторая группа, посвящённая подводным лодкам периода Первой мировой войны.

В качестве новогоднего подарка выкладываем знаменитую"Лодку" в её телевизионном 6-серийном варианте 1985 года, а также фильм о фильме и встречу актёров много лет спустя.

Желаем всем нашим участникам в новом 2022 году здоровья, крепкой семьи, надёжных друзей, материального и духовного благополучия!

67 20 ER 5.1120
Осень 1942 года.
На фотографии повреждённая рубка "девятки" U-513 корветтен-капитана Рольфа Рюггеберга после столкновения с канадским транспортом "Лорд Страткона".

Боевой путь этой лодки очень интересен, равно как и биографии её командиров. Поэтому мы обязательно включим её в состав новой "Волчьей стаи".

19 6 ER 4.1612
А начинали многие из нас всё-таки с Silent Hunter II, после которой Silent Hunter III показалась венцом творения. Выкладываем эту старую игру на русском языке для пополнения коллекции наших участников...

А заодно прикрепляем в архиве интервью подводного аса, кавалера Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами Эриха Топпа, который выступал консультантом игры. Файлы интервью мы перекодировали в привычный формат MP4 и переименовали в соответствии с тематикой.

88 34 ER 5.3603
Одна из самых успешных подводных лодок императорского флота Японии I-26 (тип B1), которой командовал Минору Ёкота.

Именно I-26 потопила 7 декабря 1941 года первый после начала войны американский транспорт.

В 1942 году лодка действовала у побережья США и Канады, а затем отличилась в боях за Гуадалканал, повредив тяжёлый американский авианосец "Саратога" и добив торпедами повреждённый лёгкий крейсер "Джуно". Из 650 человек экипажа крейсера выжило всего 10, среди погибших были и пятеро братьев Салливан.

Безопасность требовала того, чтобы флот США не признавал потерю «Джуно» как и других кораблей, чтобы эти сведения не доходили до японцев. Однако родители братьев Салливан, перестав получать письма от сыновей, стали волноваться. Родители братьев узнали об их смерти только 12 января 1943 года. В то утро их отец готовился идти на работу, когда три человека в униформе, лейтенант-коммандер, врач и главный старшина, подошли к парадной двери его дома. «У меня новости о ваших ребятах» — сказал морской офицер. «Который из них» — переспросил Томас. «Я сожалею», — ответил офицер, — «Все пятеро»

В 1943 году подлодка совершила результативный поход к берегам Австралии, отправив на дно два транспорта.

Осенью 1944 года во время грандиозного сражения американского и японского флотов за Филиппины, подлодка пыталась атаковать американский авианосец,но вскоре была потоплена со всем экипажем эсминцами ВМС США. Официально её исключили из списков ВМФ Японии весной 1945 года. I-26 стала третьей по результативности подводной лодкой императорской Японии, потопив более 50.000 тонн вражеского тоннажа.

На фотографиях: японская подводная лодка I-26, авианосец ВМФ США "Саратога" и братья Салливан.

19 13 ER 4.0268
Три "семёрки"...

U-201 показана на конец 1942 года, когда её легендарный командир и подводный ас капитан-лейтенант Адальберт "Ади" Шнее уже получил Рыцарский крест с Дубовыми листьями и был переведён в Париж на новое место службы - в Оперативный отдел штаба подводных сил.
Новый командир U-201 обер-лейтенант цур зее Гюнтер Розенберг совершил два боевых похода, пока 17 февраля 1943 года лодка-ветеран не погибла со всем экипажем в Северной Атлантике под глубинными бомбами британского эсминца.

U-592 капитан-лейтенанта Карла Борма показана в арктическом камуфляже, так как действовала в Северном Ледовитом океане. Весной 1943 года её перевели в Атлантику и назначили нового командира обер-лейтенанта цур зее Хайнца Яшке. Лодка погибла со всем экипажем 31 января 1944 года, став жертвой атак глубинными бомбами сразу трёх британских шлюпов.

U-237 была потоплена в мае 1943 года при налёте на Киль, поднята, восстановлена и отдана под начало лейтенанта цур зее Лотара Кёнига. Лодка показана с новой рубкой типа Turm II с дополнительной зенитной платформой, иронично прозванной подводниками "Винтергартен" (Зимний сад). Осенью 1943 года лодка была оборудована системой "шнорхель" и на ней были проведены любопытные исследования. Обратимся к книге Йоханна Бреннеке "Немецкие субмарины в бою".

"...пошло гулять мнение, что длительное использование "шнорхеля" опасно для здоровья. И вот в срочном порядке доктору Кауэру, специалисту по клинической климатологии, поручили проверить состояние воздуха внутри лодки во время её следования как в надводном, так и в подводном положении. Кауэру было велено держать результаты исследования в строгой тайне.

Однажды команды первых лодок, оборудованных "шнорхелями", увидели человека в гражданском, сопровождаемого адмиралом Тедсеном (речь идёт о контр-адмирале "Папаше" Тедсене, главе инженерного корпуса подводного флота). За ними шла целая бригада людей, тащивших загадочную аппаратуру. Все они ступили на борт U-237.

Многочисленные важные персоны, окружавшие доктора Кауэра, ничуть не смущали его. Он разговаривал с ними столь же непринужденно, как разговаривал бы со своими родственниками или с обычными матросами. С другой стороны, он развил такую удивительную активность и показывал такую физическую готовность, какую в этих местах не привыкли видеть у гражданских лиц.

Как заправский подводник, он быстро вскарабкался на мостик и так же быстро исчез в люке. Адмирал и другие господа последовали за ним с меньшим проворством. Кауэр пожал руки командиру и механику и с ходу ошеломил их градом вопросов, прежде всего насчет аппаратуры центрального поста, потом насчет вентиляции на корабле и состоянии воздуха, а затем спросил, что, по их разумению, можно сделать в этом вопросе. А тем временем его странную технику спускали в лодку.

– А теперь можно я обращусь к команде?
– Пожалуйста! – с легким поклоном и лукавой улыбкой ответил командир. – Если я правильно расслышал вашу фамилию – доктор Зауэр?
Адмирал нахмурился, а команда засмеялась, и сам Кауэр затрясся от смеха.
– Если не можете запомнить мою фамилию, я согласен и на это, лучше не придумаешь.

U-237 отвалила от пирса, вышла в открытое море и погрузилась на перископную глубину. Море было спокойным, и эксперименты можно было проводить в спокойной обстановке. И они начались.

Подняли "шнорхель", заработал дизель и втянул в себя воздух из отсека. Кауэр почувствовал сильную боль в ушах, надавило на глаза. Он покачнулся. Дизель задрожал, заглох, опять заработал. Кауэр стоял в кормовой части тяжело гудевшего левого дизеля. Он видел, как серый дымок идет из дизеля в лодку.

«Боже мой, – подумал он, – это же чистый формальдегид».

Но он не торопился давать сигнал, о котором договорились. Ему хотелось узнать, куда потечет дым и газ и что произойдет дальше. Рядом с ним потерял сознание человек, стоявший на вахте. Кауэр решил, что пора дать сигнал. Внезапно он почувствовал, как на щеках появилось онемение, потом, не успел он сделать два-три вдоха, оно перешло на руки. Он сжал кулаки, руки непроизвольно согнулись. Он понял, что вот-вот потеряет сознание. Он сжал губы и неверным шагом пошел подальше от дизеля.

Очертания двух гремящих монстров закружились, колени стали подгибаться. Он вот-вот должен был опуститься на палубу, когда чья-то рука грубо оттащила его от дизелей. В прилегающем пространстве воздух был чуть полегче. Находившегося в полубессознательном состоянии профессора пошатывало. Он пошарил руками, за что бы ухватиться, попал на что-то мокрое и горячее, отдернул руку, потом рука опустилась на что-то мягкое, потом на какой-то шершавый металл. После этого профессор потерял сознание.

Когда он стал приходить в себя и туманные очертания вокруг него стали приобретать форму, то в одной из фигур рядом с собой он узнал адмирала, озабоченно смотревшего на него. Наконец адмирал прервал молчание.

– Так-то, мой дорогой Кауэр, вы платите нам за то, что мы вас вытащили из дизельного отсека, – произнес он с улыбкой.

Оказывается, когда Кауэр правой рукой шарил, за что бы ухватиться, то обжегся о дизель и отдернул руку, она попала на лицо адмиралу, а шершавой металлической поверхностью были его погоны. Вокруг раздался смех облегчения. Адмирал тоже оказался человеком.

Подошел и командир – поинтересоваться, как себя чувствует профессор, – и протянул ему щедро наполненный стакан.

– Знаете, профессор Зауэр… – Он запнулся, краем глаза взглянул на адмирала. – Когда вы пришли на лодку, мы подумали: вот, еще один кабинетный моряк пришел – из тех, которые сидят в сухих, удобных, красивых кабинетах и ломают голову над тем, как надо командовать подводной лодкой. Но, слава богу, все мы иногда делаем ошибки.

– Это верно. И это относится ко всем нам, – ответил Кауэр.

Затем он многословно извинился перед адмиралом за то, что так вышло, и удалился к своим приборам. Трижды провел Кауэр свои опыты. Когда лодка вернулась в Киль, было уже темно.

Результаты его опытов имели огромную ценность для дальнейшего оснащения подводных лодок "шнорхелями". Работая днем и ночью, доктор Кауэр составил 1413 химических формул, 1321 комплекс физических расчетов. Жене он сказал о подводниках:
– Это великие люди. Для них я сделаю все.

В апреле 1945 года U-237 была вновь потоплена при налете вражеской авиации на Киль.

28 2 ER 3.0874
Подводное вундерваффе адмирала Дёница...

Стремясь создать "настоящую" подводную лодку с максимально возможной скоростью подводного хода, германский военно-морской флот обратился к опытам конструкторского бюро Хельмута Вальтера. Вальтер предлагал использование принципиально нового типа энергетической установки - газотурбинного двигателя. Идея заключалась в использовании продуктов разложения перекиси водорода - кислорода и перегретого (до 930 градусов по Цельсию) пара, что в дальнейшем давало возможность использовать полученную смесь для сжигания нефтяного топлива в камере сгорания и образовавшийся в результате этого поток пара и газов направлять в турбину. Главным недостатком энергетической установки было то, что потреблялось огромное количество перекиси водорода (в 25 раз больше рабочего вещества на милю, чем дизель), серьезно ограничивая дальность плавания лодки, оборудованной только двигателем с турбиной Вальтера.

Экспериментальная лодка V-80 (прототип XVII серии) была спущена на воду 19 января 1940 года, достроена весной и интенсивно испытывалась с лета этого же года. Хотя управляемость лодки на высоких скоростях вызывала затруднения, в результате чего она внезапно выныривала и погружалась, 8 июля 1942 года во время испытаний в подводном положении V-80 достигла фантастической на то время скорости 26,5 узлов (имеющиеся типы лодок могли дать под водой всего от 7 до 9 узлов).

Вслед за относительным успехом V 80 был разработан первый из пяти последующих проектов. Последним из них стал 300-тонный тип XVIIB. Рост водоизмещения почти целиком пошел на увеличение запаса топлива, что сделало подводную лодку медлительнее (скорость подводного хода упала до 20 узлов), но в полтора раза увеличило дальность плавания с использованием турбины Вальтера (до 180 миль на полном ходу). Лодки типа XVIIB были оснащены двумя носовыми торпедными аппаратами и имели на вооружении четыре торпеды. В строй к концу войны было введено только три подводные лодки этого типа из двенадцати (U-1405, U-1406 и U-1407), построенные на судоверфи "Блом унд Фосс". В 1945 году все три лодки затопили, но U-1407 была поднята представителями британского флота, отремонтирована и впоследствии введена в состав Королевских ВМС под именем "Метеорит".

Подробнее о летописи создания и испытаний подводных лодок Вальтера типа XVIIB в прилагаемом выпуске.

22 0 ER 2.1057