В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца в середине V века у источника недалеко от Константинополя.
Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника.
После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.
В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления).
Количество постов 11 028
Частота постов 1 час 38 минут
ER
9.56
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Людмила Кашина
17 июля - День памяти cвятых Царственных Мучеников: Царя - Мученикa Николая Второго и ижe с ним убиенных.
Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться...
Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликc — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Дети гессенской четы — а их было семеро — воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.
Первое горе Аликс перенесла в шесть лет — от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать.
17 июля Русская православная церковь отмечает день памяти страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, их чад - царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, принявших мученическую кончину в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома в ночь с 3 на 4 июля в 1918 г.
17 июля - День памяти cвятых Царственных Мучеников: Царя - Мученикa Николая Второго и ижe с ним убиенных.
Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться...
Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликc — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Дети гессенской четы — а их было семеро — воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни.
Первое горе Аликс перенесла в шесть лет — от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать.
17 июля Русская православная церковь отмечает день памяти страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, их чад - царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, принявших мученическую кончину в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома в ночь с 3 на 4 июля в 1918 г.
Людмила Кашина
Боголюбская икона Божией Матери - 1 июля.
История Боголюбской иконы связана с чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Боголюбский отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.
18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.
Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.
Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.
Боголюбская икона Божией Матери - 1 июля.
История Боголюбской иконы связана с чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Боголюбский отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.
18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.
Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.
Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.
НЕДЕЛЯ ВАИЙ 6-я седмица Великого поста 11 - 17 апреля.
Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами. Этот праздник называется Неделей ваий (*Ва́йя от др.-греч. βαΐον — пальмовая ветвь), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.
Седмица оканчивается Входом Господним в Иерусалим. Все четыре Евангелиста повествуют, что за несколько дней до крестных страданий Господь собрался в Иерусалим для празднования Пасхи.
После чудесного воскрешения Лазаря много людей не отходило от Христа. Они были готовы с радостным чувством последовать за Господом, сопровождать Его Царской свитой.
Услышав, что Иисус идет в Иерусалим, люди режут ветви пальм, сбрасывают с себя одежды, чтобы подстелить их под ноги Христа. Народ готов признать в Нем Царя, что освободит их.
Листья пальм, что устилали дорогу по-гречески - «вайи». Славяне многое взяли от греков, и название Недели Ваий. Наши верующие приходят встречать Господа тоже с веточками в руках.
Мы, как и спутники Христа поем: «Осанна в Вышних, благословен грядый во Имя Господне». Только веточки у нас весной голые и неказистые. А вот вербочки - пушистые «котики» как раз подходят. И цветы, что выращивают в теплицах.
Отсюда другое называние этой недели «Вербная» или «Цветоносная». Неделя заканчивает святую Четыредесятницу. Пусть каждый, когда берет в руки веточку, спросит себя, готов ли он за Христом пойти путем жертвенности и страдания.
Кого мы ищем в Боге – земного Владыку, что решит наши проблемы сегодня, или Властителя Небесного Царства, для которого нам нужно еще исправлять жизнь. В этом призыв Церкви в эту радостно-горькую неделю с непривычным названием.
Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами. Этот праздник называется Неделей ваий (*Ва́йя от др.-греч. βαΐον — пальмовая ветвь), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.
Седмица оканчивается Входом Господним в Иерусалим. Все четыре Евангелиста повествуют, что за несколько дней до крестных страданий Господь собрался в Иерусалим для празднования Пасхи.
После чудесного воскрешения Лазаря много людей не отходило от Христа. Они были готовы с радостным чувством последовать за Господом, сопровождать Его Царской свитой.
Услышав, что Иисус идет в Иерусалим, люди режут ветви пальм, сбрасывают с себя одежды, чтобы подстелить их под ноги Христа. Народ готов признать в Нем Царя, что освободит их.
Листья пальм, что устилали дорогу по-гречески - «вайи». Славяне многое взяли от греков, и название Недели Ваий. Наши верующие приходят встречать Господа тоже с веточками в руках.
Мы, как и спутники Христа поем: «Осанна в Вышних, благословен грядый во Имя Господне». Только веточки у нас весной голые и неказистые. А вот вербочки - пушистые «котики» как раз подходят. И цветы, что выращивают в теплицах.
Отсюда другое называние этой недели «Вербная» или «Цветоносная». Неделя заканчивает святую Четыредесятницу. Пусть каждый, когда берет в руки веточку, спросит себя, готов ли он за Христом пойти путем жертвенности и страдания.
Кого мы ищем в Боге – земного Владыку, что решит наши проблемы сегодня, или Властителя Небесного Царства, для которого нам нужно еще исправлять жизнь. В этом призыв Церкви в эту радостно-горькую неделю с непривычным названием.
🇷🇺 27 марта свой профессиональный праздник – День войск национальной гвардии Российской Федерации – отмечают военнослужащие и гражданский персонал войск национальной гвардии России. Он был установлен Указом Президента РФ № 10 от 16 января 2017 года, в целях сохранения преемственности воинских традиций и повышения престижа службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Важно сказать, что выбор даты не случаен. В течение 20 лет, начиная с 1996 года, ежегодно 27 марта отмечался День внутренних войск МВД России. А поскольку данные войска в апреле 2016 года были преобразованы в Войска национальной гвардии РФ, то и праздник был «переименован». Поэтому в 2017 году 27 марта впервые отмечался как праздник войск национальной гвардии.
История войск национальной гвардии России уходит корнями в эпоху Ивана Грозного, когда появились войска, преданные лично царю и получившие название опричных. Основной задачей этих войск было поддержание внутреннего порядка в государстве. В разное время эту задачу выполняли разные службы и войсковые части: гарнизонные полки, казачьи части, жандармские подразделения.
В какие-то периоды функции по поддержанию внутреннего порядка, обеспечению безопасности населения и оказанию помощи людям в случае стихийных бедствий ложились на уже негодных к строевой службе военнослужащих, на воинские части и подразделения, не являвшиеся войсками первой линии, но постепенно всё менялось.
В начале 19 века, в результате формирования такой охранной службы и ряда проведенных реформ, указом императора Александра I от 27 марта 1811 года была создана Внутренняя стража – далекая предшественница Внутренних войск. Именно эта историческая дата и легла в основу учреждения в 1996 году праздника Дня Внутренних войск МВД РФ. Кстати, в 1911 году весьма торжественно и на государственном уровне был отмечен 100-летний юбилей местных войск и конвойной стражи, сформированных из Внутренней стражи в результате военной реформы 1860-1870-х годов.
К концу 19 века в России успешно действовал Отдельный корпус жандармов, а территория государства «делилась» на жандармские округа, где за соблюдением законности, правопорядка и борьбой с инакомыслием, преступностью и терроризмом занимались подразделения жандармов.
В период революции 1917 года первым прообразом будущих подразделений внутренних войск стали отряды Красной гвардии. Однако они не имели чёткой структуры и принципов управления. Гражданская война, сопровождавшаяся разгулом преступности и бандитизма внутри государства, потребовала для борьбы с контрреволюционными проявлениями формирования особых воинских подразделений при ВЧК. В 1934 году был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) и образованы войска НКВД – внутренние войска.
До 1989 года Внутренние войска МВД СССР организационно входили в структуру Вооружённых сил СССР, но подчинялись Министерству Внутренних Дел Советского Союза. В декабре 1991 года после распада СССР прекратили своё существование и Внутренние войска МВД СССР. Весь личный состав и материально-техническая часть некогда мощной силовой структуры оказались разделены границами новообразовавшихся государств. Соответственно, в 1992 году появились Внутренние войска МВД РФ, военнослужащие которых принимали участие в разрешении военных конфликтов, борьбе с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью.
Вновь созданные войска национальной гвардии России – достойный преемник славных традиций, подвигов и истории Внутренних войск МВД СССР и РФ. Входя в состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие и гражданский персонал этой военной государственной организации по-прежнему выполняют важные задачи общественно-государственного характера. Среди них – борьба с терроризмом и экстремизмом, охрана правопорядка, обеспечение безопасности граждан во время массовых мероприятий, охрана важных государственных объектов, участие в обороне и обеспечении территориальной целостности государства через привлечение к проведению операций совместно с вооружёнными силами и пограничными силами ФСБ РФ и многие другие.
Девиз Росгвардии – «Всегда на страже».
Высокий профессионализм военнослужащих Войск национальной гвардии достигается за счёт особой системы подготовки офицерских кадров, сержантского состава и рядовых военнослужащих. Подготовка офицерского состава национальной гвардии осуществляется четырьмя высшими военными учебными заведениями войск национальной гвардии, а также специальными факультетами отдельных высших военных учебных заведений Министерства Обороны РФ.
Войска национальной гвардии получили и официально утверждённую символику: эмблему и флаг. В центре эмблемы – золотой двуглавый орёл, увенчанный короной. В лапах орла – скрещенные серебряные мечи, а на груди – окаймлённый серебром краповый щит со всадником, пронзающим копьём змея. Флаг Войск национальной гвардии – это прямоугольное краповое полотнище с государственным флагом России в левом верхнем углу. В правой половине полотнища – эмблема войск.
Традиционно 27 марта проходят праздничные мероприятия – концерты, встречи ветеранов, церемонии вручения государственных наград отличившимся военнослужащим, праздничные спортивные мероприятия. Всегда в такие дни нельзя обойтись и без памятных мероприятий, минуты молчания, возложения венков к мемориалам и могилам бойцов, отдавших свои жизни во имя мирной жизни простых граждан.
С Праздником всех причастных!
Важно сказать, что выбор даты не случаен. В течение 20 лет, начиная с 1996 года, ежегодно 27 марта отмечался День внутренних войск МВД России. А поскольку данные войска в апреле 2016 года были преобразованы в Войска национальной гвардии РФ, то и праздник был «переименован». Поэтому в 2017 году 27 марта впервые отмечался как праздник войск национальной гвардии.
История войск национальной гвардии России уходит корнями в эпоху Ивана Грозного, когда появились войска, преданные лично царю и получившие название опричных. Основной задачей этих войск было поддержание внутреннего порядка в государстве. В разное время эту задачу выполняли разные службы и войсковые части: гарнизонные полки, казачьи части, жандармские подразделения.
В какие-то периоды функции по поддержанию внутреннего порядка, обеспечению безопасности населения и оказанию помощи людям в случае стихийных бедствий ложились на уже негодных к строевой службе военнослужащих, на воинские части и подразделения, не являвшиеся войсками первой линии, но постепенно всё менялось.
В начале 19 века, в результате формирования такой охранной службы и ряда проведенных реформ, указом императора Александра I от 27 марта 1811 года была создана Внутренняя стража – далекая предшественница Внутренних войск. Именно эта историческая дата и легла в основу учреждения в 1996 году праздника Дня Внутренних войск МВД РФ. Кстати, в 1911 году весьма торжественно и на государственном уровне был отмечен 100-летний юбилей местных войск и конвойной стражи, сформированных из Внутренней стражи в результате военной реформы 1860-1870-х годов.
К концу 19 века в России успешно действовал Отдельный корпус жандармов, а территория государства «делилась» на жандармские округа, где за соблюдением законности, правопорядка и борьбой с инакомыслием, преступностью и терроризмом занимались подразделения жандармов.
В период революции 1917 года первым прообразом будущих подразделений внутренних войск стали отряды Красной гвардии. Однако они не имели чёткой структуры и принципов управления. Гражданская война, сопровождавшаяся разгулом преступности и бандитизма внутри государства, потребовала для борьбы с контрреволюционными проявлениями формирования особых воинских подразделений при ВЧК. В 1934 году был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) и образованы войска НКВД – внутренние войска.
До 1989 года Внутренние войска МВД СССР организационно входили в структуру Вооружённых сил СССР, но подчинялись Министерству Внутренних Дел Советского Союза. В декабре 1991 года после распада СССР прекратили своё существование и Внутренние войска МВД СССР. Весь личный состав и материально-техническая часть некогда мощной силовой структуры оказались разделены границами новообразовавшихся государств. Соответственно, в 1992 году появились Внутренние войска МВД РФ, военнослужащие которых принимали участие в разрешении военных конфликтов, борьбе с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью.
Вновь созданные войска национальной гвардии России – достойный преемник славных традиций, подвигов и истории Внутренних войск МВД СССР и РФ. Входя в состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие и гражданский персонал этой военной государственной организации по-прежнему выполняют важные задачи общественно-государственного характера. Среди них – борьба с терроризмом и экстремизмом, охрана правопорядка, обеспечение безопасности граждан во время массовых мероприятий, охрана важных государственных объектов, участие в обороне и обеспечении территориальной целостности государства через привлечение к проведению операций совместно с вооружёнными силами и пограничными силами ФСБ РФ и многие другие.
Девиз Росгвардии – «Всегда на страже».
Высокий профессионализм военнослужащих Войск национальной гвардии достигается за счёт особой системы подготовки офицерских кадров, сержантского состава и рядовых военнослужащих. Подготовка офицерского состава национальной гвардии осуществляется четырьмя высшими военными учебными заведениями войск национальной гвардии, а также специальными факультетами отдельных высших военных учебных заведений Министерства Обороны РФ.
Войска национальной гвардии получили и официально утверждённую символику: эмблему и флаг. В центре эмблемы – золотой двуглавый орёл, увенчанный короной. В лапах орла – скрещенные серебряные мечи, а на груди – окаймлённый серебром краповый щит со всадником, пронзающим копьём змея. Флаг Войск национальной гвардии – это прямоугольное краповое полотнище с государственным флагом России в левом верхнем углу. В правой половине полотнища – эмблема войск.
Традиционно 27 марта проходят праздничные мероприятия – концерты, встречи ветеранов, церемонии вручения государственных наград отличившимся военнослужащим, праздничные спортивные мероприятия. Всегда в такие дни нельзя обойтись и без памятных мероприятий, минуты молчания, возложения венков к мемориалам и могилам бойцов, отдавших свои жизни во имя мирной жизни простых граждан.
С Праздником всех причастных!
Людмила Кашина
Сампсон Странноприимец — легендарный житель Рима и Константинополя, священник, покровитель бедных и врач, живший в конце IV века. Почитается как святой в Восточном христианстве.
День памяти 10 июля.
Преподобный Сампсон Странноприимец был сыном богатых и знатных римлян.
В молодости он получил прекрасное образование, изучил врачебное искусство и с любовью, безвозмездно лечил больных.
После смерти родителей святой Сампсон стал щедро раздавать милостыню и отпустил на свободу своих рабов, готовясь уйти в пустыню.
Для этого он вскоре уехал из Рима на Восток, но Господь указал ему путь иного служения ближним и привел святого Сампсона в Константинополь.
Поселившись в небольшом доме, святой Сампсон стал принимать странников, нищих, больных и с усердием служил им. Господь благословил труды святого Сампсона и даровал ему силу чудотворения.
Он исцелял больных не только как искусный врач, но и как носитель Божией благодати. Молва о святом Сампсоне широко распространялась. Патриарх, призвав его, посвятил во пресвитера.
Однажды тяжело больному императору Юстиниану (527–565) было откровение, что он может получить исцеление только через святого Сампсона. Помолившись, святой дотронулся до больного места рукой, и император получил облегчение, а вскоре совсем выздоровел. В благодарность он хотел наградить целителя золотом и серебром, но святой отказался и просил Юстиниана построить странноприимницу и больницу. Император охотно выполнил просьбу.
Весь остаток своей жизни святой Сампсон посвятил служению ближним. Он дожил до глубокой старости и после недолгой болезни с радостью отошел ко Господу († ок. 530).
Святой был погребен в церкви святого мученика Мокия.
От гроба святого Сампсона совершались многочисленные исцеления.
Его странноприимный дом и больница оставались открытыми, и святой не оставлял свои заботы о страждущих.
Он дважды являлся к нерадивому работнику больницы и укорял его в лености. По просьбе почитателей святого Сампсона странноприимница была превращена в церковь, а рядом с ней было построено новое здание для приема странников. Во время сильного пожара Константинополя пламя не коснулось странноприимницы святого Сампсона; по его молитвам пролился сильный дождь, который потушил пожар.
Сампсон Странноприимец — легендарный житель Рима и Константинополя, священник, покровитель бедных и врач, живший в конце IV века. Почитается как святой в Восточном христианстве.
День памяти 10 июля.
Преподобный Сампсон Странноприимец был сыном богатых и знатных римлян.
В молодости он получил прекрасное образование, изучил врачебное искусство и с любовью, безвозмездно лечил больных.
После смерти родителей святой Сампсон стал щедро раздавать милостыню и отпустил на свободу своих рабов, готовясь уйти в пустыню.
Для этого он вскоре уехал из Рима на Восток, но Господь указал ему путь иного служения ближним и привел святого Сампсона в Константинополь.
Поселившись в небольшом доме, святой Сампсон стал принимать странников, нищих, больных и с усердием служил им. Господь благословил труды святого Сампсона и даровал ему силу чудотворения.
Он исцелял больных не только как искусный врач, но и как носитель Божией благодати. Молва о святом Сампсоне широко распространялась. Патриарх, призвав его, посвятил во пресвитера.
Однажды тяжело больному императору Юстиниану (527–565) было откровение, что он может получить исцеление только через святого Сампсона. Помолившись, святой дотронулся до больного места рукой, и император получил облегчение, а вскоре совсем выздоровел. В благодарность он хотел наградить целителя золотом и серебром, но святой отказался и просил Юстиниана построить странноприимницу и больницу. Император охотно выполнил просьбу.
Весь остаток своей жизни святой Сампсон посвятил служению ближним. Он дожил до глубокой старости и после недолгой болезни с радостью отошел ко Господу († ок. 530).
Святой был погребен в церкви святого мученика Мокия.
От гроба святого Сампсона совершались многочисленные исцеления.
Его странноприимный дом и больница оставались открытыми, и святой не оставлял свои заботы о страждущих.
Он дважды являлся к нерадивому работнику больницы и укорял его в лености. По просьбе почитателей святого Сампсона странноприимница была превращена в церковь, а рядом с ней было построено новое здание для приема странников. Во время сильного пожара Константинополя пламя не коснулось странноприимницы святого Сампсона; по его молитвам пролился сильный дождь, который потушил пожар.
⛪ 16 НОЯБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НАШЕГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПОЭТА И ПЕСНОПЕВЦА ИЕРОМОНАХА РОМАНА (МАТЮШИНА).
==========================================================
С днём рождения Вас, отче!
*****
Иеромонах Роман -
очень органично вошел в духовную историю Страны последних двух
десятилетий. Русский народ всегда тянулся к поэзии, к песне и,
естественно, к духовности. Иеромонах Роман как раз возглавляет это
триединство духовности, поэзии и музыки песенного творчества. Поэтому, может быть, это органическое сочетание особенно близко оказалось ищущимдуховного пути нашим соотечественникам.
Получилось так, что в эти двадцать лет люди потеряли идеалы, потеряли устремленность, которая всегда была свойственна русскому человеку. Люди потеряли устремленность к идеалам, к высшим ценностям. В предыдущие десятилетия иллюзорно казалось, что эти идеалы могут быть в царстве коммунизма, но Россия
стала возвращаться к своему тысячелетнему историческому пути. И вот здесь-то иеромонах Роман оказался на месте, близок к душам людей.
_________________________________________
Многие
ищут путь к вере. Этому помогают песнопения иеромонаха Романа. Многие
любят поэзию. И здесь тоже к месту пришлись сборники, которые издаются в
последние годы. Надо сказать, что иеромонах Роман, может быть, самый
печатаемый поэт последнего десятилетия. За несколько последних лет вышли
сборники в издательстве Сретенского монастыря в Москве. Архимандрит
Тихон благословил и помог издать эту большую книгу, полиграфически
великолепно исполненную, очень хорошо оформленную художником. Вышли
сразу три книги в издательствах «Амфора» и «Петроглиф». Эти три книги
образуют трехтомник - от ранних его стихотворений до самых последних.
Может быть, это самое полное издание стихов иеромонаха Романа. Выходили
его произведения и в Издательстве Белорусского Экзархата. Сборник стихов
назывался «Внимая Божьему веленью» с предисловием Валентина Распутина.
Этот сборник оказался наиболее востребованным.
Многие зрители
увидели фильм «Русь еще жива» о песнопениях иеромонаха Романа, о его
жизни в скиту Ветрово Псковской области. Этот фильм дает представление о
творчестве иеромонаха Романа и его жизни. В этом фильме пели известные
актеры и исполнители - Александр Михайлов, Жанна Бичевская, Ирина
Скорик, Кубанский хор. В фильме звучит голос иеромонаха Романа. Сам
иеромонах Роман на сцене, конечно, не показывается, но мы знаем его
песнопения по записям на кассетах, дисках и других современных вариантах
записей. В фильме «Русь еще жива» использованы многие мои любительские
съемки. Там есть кадры, как я в скит приезжаю. В фильме в кадрах зимнего
перехода по льду, когда все проваливаются, меня не видно, потому что я
снимаю.
Иеромонаха Романа издают и за рубежом. Его очень любят
в Сербии. Он побывал там в самые тяжелые для Сербии времена, когда
американцы бомбили Белград, когда они прошлись по Сербии своими
демократическими бомбами. Именно в этот момент иеромонах Роман поехал
туда, несмотря на то, что можно было погибнуть. Там он прошел по
православным монастырям. Его очень хорошо принимали. Сербы переложили на
сербский язык многие его песнопения. А он после этого издал книгу,
которая называлась «Там моя Сербия!», куда вошла его проза, путевые
заметки и стихи, которые были написаны под впечатлением от этой поездки.
В Польше в русских монастырях его тоже хорошо знают, там он бывал.
известный петербургский философ,
заведующий кафедрой философской антропологии
и истории философии РГПУ им. А.И.Герцена,
академик Российской Академии образования,
доктор философских наук, профессор
Александр Аркадьевич Корольков.
==========================================================
С днём рождения Вас, отче!
*****
Иеромонах Роман -
очень органично вошел в духовную историю Страны последних двух
десятилетий. Русский народ всегда тянулся к поэзии, к песне и,
естественно, к духовности. Иеромонах Роман как раз возглавляет это
триединство духовности, поэзии и музыки песенного творчества. Поэтому, может быть, это органическое сочетание особенно близко оказалось ищущимдуховного пути нашим соотечественникам.
Получилось так, что в эти двадцать лет люди потеряли идеалы, потеряли устремленность, которая всегда была свойственна русскому человеку. Люди потеряли устремленность к идеалам, к высшим ценностям. В предыдущие десятилетия иллюзорно казалось, что эти идеалы могут быть в царстве коммунизма, но Россия
стала возвращаться к своему тысячелетнему историческому пути. И вот здесь-то иеромонах Роман оказался на месте, близок к душам людей.
_________________________________________
Многие
ищут путь к вере. Этому помогают песнопения иеромонаха Романа. Многие
любят поэзию. И здесь тоже к месту пришлись сборники, которые издаются в
последние годы. Надо сказать, что иеромонах Роман, может быть, самый
печатаемый поэт последнего десятилетия. За несколько последних лет вышли
сборники в издательстве Сретенского монастыря в Москве. Архимандрит
Тихон благословил и помог издать эту большую книгу, полиграфически
великолепно исполненную, очень хорошо оформленную художником. Вышли
сразу три книги в издательствах «Амфора» и «Петроглиф». Эти три книги
образуют трехтомник - от ранних его стихотворений до самых последних.
Может быть, это самое полное издание стихов иеромонаха Романа. Выходили
его произведения и в Издательстве Белорусского Экзархата. Сборник стихов
назывался «Внимая Божьему веленью» с предисловием Валентина Распутина.
Этот сборник оказался наиболее востребованным.
Многие зрители
увидели фильм «Русь еще жива» о песнопениях иеромонаха Романа, о его
жизни в скиту Ветрово Псковской области. Этот фильм дает представление о
творчестве иеромонаха Романа и его жизни. В этом фильме пели известные
актеры и исполнители - Александр Михайлов, Жанна Бичевская, Ирина
Скорик, Кубанский хор. В фильме звучит голос иеромонаха Романа. Сам
иеромонах Роман на сцене, конечно, не показывается, но мы знаем его
песнопения по записям на кассетах, дисках и других современных вариантах
записей. В фильме «Русь еще жива» использованы многие мои любительские
съемки. Там есть кадры, как я в скит приезжаю. В фильме в кадрах зимнего
перехода по льду, когда все проваливаются, меня не видно, потому что я
снимаю.
Иеромонаха Романа издают и за рубежом. Его очень любят
в Сербии. Он побывал там в самые тяжелые для Сербии времена, когда
американцы бомбили Белград, когда они прошлись по Сербии своими
демократическими бомбами. Именно в этот момент иеромонах Роман поехал
туда, несмотря на то, что можно было погибнуть. Там он прошел по
православным монастырям. Его очень хорошо принимали. Сербы переложили на
сербский язык многие его песнопения. А он после этого издал книгу,
которая называлась «Там моя Сербия!», куда вошла его проза, путевые
заметки и стихи, которые были написаны под впечатлением от этой поездки.
В Польше в русских монастырях его тоже хорошо знают, там он бывал.
известный петербургский философ,
заведующий кафедрой философской антропологии
и истории философии РГПУ им. А.И.Герцена,
академик Российской Академии образования,
доктор философских наук, профессор
Александр Аркадьевич Корольков.
⛪18 апреля день памяти - Святитель И́ов Московский и всея Руси, патриарх (перенесение мощей).
__________________________________________________________________________
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571–1572 годах он – настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575–1580 годах – Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января – торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Молитва святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси
О, пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти, ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вными и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.
__________________________________________________________________________
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571–1572 годах он – настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575–1580 годах – Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января – торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Молитва святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси
О, пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти, ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вными и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.
Людмила Кашина
7 ИЮЛЯ - РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.
Пророк Иоанн Креститель – после Девы Марии самый чтимый святой. С именем Иоанна Предтечи связано семь праздников.
Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего Крещения водой и Святым Духом.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал.4:2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »
Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.
7 ИЮЛЯ - РОЖДЕСТВО СВЯТОГО ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.
Пророк Иоанн Креститель – после Девы Марии самый чтимый святой. С именем Иоанна Предтечи связано семь праздников.
Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует евангелист Лука, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского Крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего Крещения водой и Святым Духом.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал.4:2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »
Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.
5 июня день памяти ПРЕПОДОБНОЙ БЛАГОВЕРНОЙ КНЯГИНИ ЕВФРОСИНИИ, ИГУМЕНИИ ПОЛОЦКОЙ.
Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича.Первая белорусская просветительница и первая женщина на Руси, которая была канонизирована в святые. По инициативе Евфросинии в Полоцке были построены 2 церкви, основаны два монастыря и изготовлен крест, место нахождения которого неизвестно.
С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению.
Отвергнув предложения о династическом браке,
Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг.
Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии.
Через некоторое время — это уже было при князе Борисе Всеславиче в 1125 году — епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги — «все свое имение».
Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная — Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная — Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери.
На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, желала поклониться Живоносному Гробу Господню. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она вместе с другой сестрой Евпраксией отправилась в Святую Землю.
После паломничества к святыням Константинополя она прибыла в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню, святая Евфросиния приняла мирную и блаженную кончину в 1173 году в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме.
Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь. То
Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича.Первая белорусская просветительница и первая женщина на Руси, которая была канонизирована в святые. По инициативе Евфросинии в Полоцке были построены 2 церкви, основаны два монастыря и изготовлен крест, место нахождения которого неизвестно.
С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению.
Отвергнув предложения о династическом браке,
Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг.
Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии.
Через некоторое время — это уже было при князе Борисе Всеславиче в 1125 году — епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги — «все свое имение».
Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная — Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная — Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери.
На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, желала поклониться Живоносному Гробу Господню. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она вместе с другой сестрой Евпраксией отправилась в Святую Землю.
После паломничества к святыням Константинополя она прибыла в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню, святая Евфросиния приняла мирную и блаженную кончину в 1173 году в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме.
Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь. То