Статистика ВК сообщества "Отель «У погибшего историка»"

16+
Бесконечное путешествие на мягких лапах между звёзд...

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

#Этот_день_в_Отеле

«Не все люди мерзавцы!» - сказал нацистам человек, вошедший в газовую камеру вместе с детьми.

Сегодня, 22 июля 2022 года исполняется 144 года со дня рождения выдающегося польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака (польск. Janusz Korczak).

Он погиб 7 августа 1942 года в газовой камере лагеря смерти Треблинка (польск. Treblinka) вместе с двумястами своими воспитанниками и сотрудниками «Дома сирот». Великий педагог и гуманист, он не допустил даже мысли о том, чтобы попытаться спасти свою жизнь и бросить детей.

Он отказался спасти свою жизнь трижды.
В первый раз это произошло, когда Януш Корчак принял решение не эмигрировать перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне войны с нацистами.
Во второй раз - когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий - когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел нацист, офицер СС и спросил:
- Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
- А дети?
- Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
- Ошибаетесь. Не могу. Не все люди - мерзавцы.
А через несколько дней, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

«Поливаю цветы. Моя лысина в окне - такая хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А, может быть, до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как всё на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека…» - это последние строки дневника несгибаемого педагога о германском солдате.

В принципе, можно больше ничего не знать о Корчаке. И прочесть десять заповедей, рекомендованных этим потрясающим человеком для воспитания детей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен - ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

777 105 ER 5.0627
Когда у тебя нет ни одного шанса отвлечь девушку от Алена Делона. Даже если ты Мик Джаггер.

726 167 ER 4.9943
Великобритания со своими колониями. 50 оттенков империи.

702 92 ER 3.5313
В 1958 году советский школьник принял участие в эксперименте, который в корне изменил американскую систему образования.
Эксперимент, организованный журналом Life, заключался в том, что на протяжении месяца репортеры данного издания наблюдали за жизнь двух школьников: один ученик со стороны СССР Алексей, второй - со стороны США Стивен.
Целью такого эксперимента являлось выявление лучшей систему образования.
Результаты месячного испытания показали, что советский школьник значительно образованнее американского.
На снимках, которые опубликовал журнал, читатели могли наблюдать за жизнью школьников.
Алексей, как видно на фото, увлечен учебой: на уроках физики и химии делает опыты, проявляет интерес к спорту, играет в волейбол и в шахматы, читает Шекспира, занимается музыкой и посещает экскурсии.
Школьник серьезно настроен и готовится поступать в институт, считая, что от этого будет зависеть его дальнейшая судьба.
А вот его американский "коллега" несерьезно подходит к поставленным задачам. Его школьная жизнь легкомысленна, однако он тоже собирается поступать в колледж.

К изучаемым предметам он не проявляет должного интереса, а успеваемость ученика низка. Стивен посещает дополнительные занятия, за которые его родители платят дополнительные деньги. Однако большую часть времени американский школьник тратит на другие, не связанные с учебой задачи: проводит время с девушкой, танцует рок-н-ролл на бесконечных вечеринках.

Проведенный эксперимент, стал инноваций в образовательной системе США: были внесены изменения в учебную программу школ и университетов, самым одаренным ученикам стали выделяться стипендии, а учителям существенно подняли зарплаты.
Американская школа стала более эффективной, благодаря ученику 10-Б класса 49-й московской школы Алексею Куцкову.

Сейчас[2001] Алексей Куцков - заместитель гендиректора "Норильских авиалиний", отвечает за вопросы безопасности и качества. "Главное в нашем деле - это образование персонала и пилотов, - убежден Куцков. - Ведь 70% всех авиакатастроф, происходящих в мире, случаются по вине летного состава".

Его коллега Стивен Лапекас тоже связал свою жизнь с авиацией.

- Мне, конечно, хотелось бы как-нибудь увидеться со Стивеном, поговорить с ним. Но сначала я не знал, где его искать. Потом, когда по работе бывал в Америке, попросил знакомых свести нас. Но Лапекас от встречи отказался. Я же не стал настаивать, - рассказывает Куцков.

Стивен Лапекас предпочитает больше не общаться с журналистами, не вспоминать тот месяц из своей жизни в 1958 году. Куцков считает, что Лапекасу это просто неприятно, ведь не он стал победителем.

Сам Стивен подтвердил это предположение в короткой беседе с корреспондентом The Moscow Times в 1998 году - единственном исключении из правила не встречаться с прессой. Еще он сказал, что обижен на "Лайф", потому что в той статье он предстал "танцующим мальчиком", не знающим ничего, кроме рок-н-ролла. Такая слава на всю Америку ему, мягко говоря, неприятна. Что было после школы? Окончил университет штата Иллинойс по специальности "физкультура". Потом учился в военном колледже, 5 лет служил в армии, 8 месяцев провел во Вьетнаме. Уйдя на гражданскую службу, Лапекас стал работать в американской авиакомпании Trans World Airlines (TWA). В течение 30 лет он был в ней пилотом. Еще "на счету" Лапекаса двое детей от первой жены, двое - от второй и два внука. В России не был и не собирается.

Алексей Куцков тоже слегка обижен на "Лайф".
"Когда меня снимали для обложки, фотограф нарочно поставил меня прямо на солнце. Мне пришлось сощуриться, а в результате вид получился насупленный и агрессивный. Особенно по сравнению с весело улыбающимся Стивеном", - говорит он. В остальном же Куцков, конечно, горд, что не подвел свою страну. Он считает, что действительно очень многим обязан своей школе, в которой директор Скворцова собрала лучших преподавателей. Даже танцам в ней учили артисты Большого театра (вот он, секрет "случайного выбора" объекта?). Школу Алексей, кстати, окончил с серебряной медалью. Но она не пригодилась - в Московский авиационно-технический институт он поступал в тот год, когда с серебряной медалью вместо одного экзамена пришлось сдавать все. Но при конкурсе 17 человек на место поступил легко: "Авиация была моим хобби еще в школе, когда я строил модели самолетов. Поэтому и поступил в МАТИ на факультет авиационных приборов".

Куцкова распределили на работу в Шереметьево, где тогда находилась авиационно-техническая база полярной авиации. В 26 лет он уже был замом главного инженера этой базы, летал в Тюмень и на Северный полюс.

А в 1970 году Куцков был отобран на подготовку к космическому полету в отряд космонавтов. Но через год, после гибели экипажа Добровольский-Волков-Пацаев (их спускаемый аппарат разгерметизировался во время возвращения на Землю), дело затормозилось. Пошел в аспирантуру ГосНИИ гражданской авиации. Приказом министра в 1974 году был направлен на работу в Госавианадзор. В этой организации, следившей за безопасностью полетов, Куцков проработал до 1991 года, дослужившись до начальника управления по расследованию и профилактике авиационных происшествий. За 20 лет работы Куцков лично расследовал более 60 авиационных происшествий и инцидентов.

- Это была тяжелая работа. Гибель одного человека ужасна, а мне приходилось видеть десятки и сотни погибших. Часть мозга приходилось просто отключать. Но нервничал все равно. На местах катастроф я выкуривал по три пачки в день.

К примеру осенью 1986 года потерпел катастрофу Ту-134, который принадлежал управлению гражданской авиации Коми. Во время полета начался пожар в хвостовом отсеке, и командир экипажа принял решение совершить вынужденную посадку. Самолет сел в тайге, под Сыктывкаром. Погибли 50 пассажиров и один член экипажа. Госкомиссия, занимавшаяся расследованием происшедшего, потратила полгода, чтобы установить причину аварии.

- В нашей госкомиссии не было не то что дружбы, но и сами отношения были довольно натянутыми. Ведь в комиссию входили и главный конструктор Ту-134 Леонид Леонидович Силяков, недавно ему стукнуло 85 лет, и представители разных сторон. А нужно было стоять над этой схваткой, чтобы представить объективную картину. Так вот конструкторы, а потом их поддержал и министр, говорили, что вся вина на экипаже. Мое же мнение было - недостаточно хорошо сконструирован хвост самолета.

Я много раз встречался с конструкторами, разговаривал с самим Туполевым, доказывал, но они так и не согласились. Тем не менее вывод госкомиссии заключался именно в конструктивных недоработках, я настоял на своем. Поэтому конструкторам все же пришлось сделать кое-какие доработки своего самолета.

Все материалы расследований, проводившихся Госавианадзором, помечались грифом "секретно". Только в 1990 году Куцков лично рассекретил материалы за последние 10 лет.

- Это был результат перестройки и гласности. Потом мне уже часто приходилось работать с журналистами, - говорит Куцков. Но первый контакт - с "Лайфом" - память на всю жизнь.

600 552 ER 3.8592
Скульптура «Похищение Прозерпины». Мрамор. Высота 295 см. Галерея Боргезе, Рим. Лоренцо Бернини создал этот шедевр, когда ему было 23 года. В 1621 году. «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск».

353 121 ER 2.5513
«Иван Грозный и тени его жертв». Михаил Клодт. До 1914 года.

187 163 ER 2.6516
Баронесса Биргитта Каролина «Нена» фон Шлебрюгге снимается для журнала Vogue, 1958 год.

А ещё она мама актрисы Умы Турман.

168 29 ER 1.9455
Сальвадор Дали пишет свое полотно "Лицо Войны", 1941 г.

105 33 ER 1.8650
Банкнота в ноль евро, выпущенная к 200-летию Карла Маркса в его родном городе Трир.

306 72 ER 2.4256
За два года до начала Первой мировой войны на новозеландских дорогах появился бродяга со странным прозвищем «Русский Джэк».

Как выяснилось со временем, это был российский иммигрант, прибывший в страну в 1912 г. и известный под несколькими именами: Баррет Крумен, Иван Крумен, Барнис Крумен. Родился он в 1878 г. на территории современной Латвии в небольшом деревенском поселении Александра, а умер в 1968 г. в госпитале новозеландского города Грейтаун, где и был похоронен. На протяжении 50 лет Крумен бродил по новозеландским дорогам (в основном по Северному острову), перебиваясь случайными заработками и ночуя где придётся. Подобные бездомные скитальцы в Великобритании назывались трамперами , но в далёкой британской колонии (с 1907 г. — доминионе) термин «трампинг» имел иной смысл и обозначал пешие спортивно-туристические походы. Людей, бродяжничавших в Новой Зеландии, называли сваггерами или свагменами. В Австралии бродяги также именовались сваггерами. Свагом назывались их постельные принадлежности и другие пожитки, свёрнутые особым образом и переносимые на плечах.

История сваггерства как социального явления в Новой Зеландии насчитывает более века. Мужчины всех возрастов и рас шагали по пыльным дорогам страны со своими свагами, опираясь на деревянную палку, служившую им тростью. Первая волна сваггеров появилась в Новой Зеландии в начале 1880-х гг. К этому времени закончилась золотая лихорадка и наступили так называемые голодные годы. Большие группы людей, потеряв работу на приисках, стали искать временные заработки. Они шли по дорогам от фермы к ферме, только услышав о какой-либо возможности заработать.

Вторая волна сваггерства возникла в начале 1920-х гг. и являлась следствием ухудшения экономической ситуации в стране и роста безработицы в городах. «Один из жителей насчитал семь дорожных бродяг только за один день...», — писали репортёры в 1921 г. «В местности Хауки Бэй объявилось множество сваггеров... — вновь сообщалось в прессе в 1927 г., — за прошедшую неделю не менее двенадцати человек постучали только в один дом. А старый сарай, где раньше хозяин хранил овечью шерсть, стал просто отелем для бродяг. В конце каждой недели сарай просто переполнен ими.»

С началом тёплого сезона сваггеры появлялись как будто ниоткуда. «С приходом весны бродяг становится всё больше и больше.», — сообщалось, например, в одной из газет — за 1912 г. Особенно много их было в нижней части Северного острова, а точнее — в пров. Вайрарапа. Иногда в одном месте могли претендовать на работу до 20 чел. одновременно. Негласный фермерский «этикет» требовал, чтобы каждый странник был накормлен, но при этом ожидалось, что тот должен уйти до захода солнца. Сначала сваггеры воспринимались в обществе как дешёвая мобильная рабочая сила. Однако со временем идущий по дороге бродяга стал символом некой абсолютной свободы. Образ сваггера начали романтизировать, появился и соответствующий фольклор.

В реальности же большинство бродяг были опустившимися людьми, но и среди них попадались неординарные личности. Например, в числе тех, кто шагал по дорогам Вайрарапы, упоминается некий «барон» Фред де Лаци. Современники описывали его как «человека с моноклем», имеющего аристократические манеры и цитирующего Шекспира и Бёрнса. Рассказывали, что он служил офицером в Королевской британской кавалерии. Некоторые сваггеры утверждали, что когда-то были знамениты, но потеряли всё в трудные времена. Были среди них и романтики, желавшие получить такой необычный жизненный опыт. Так, в рядах сваггеров Северного острова некоторое время провели будущий знаменитый австралийский поэт Генри Лоусон и будущий автор национального гимна страны «Боже, храни Новую Зеландию» Томас Бракен. Последний в 1890-е гг. путешествовал в этом образе по всей стране, по пути продавая тексты своих стихов и читая лекции .

В целом же реалии жизни сваггеров были очень далеки от романтики. В период зарождения данного явления они стали символом неустроенности и даже внешней опасности для законопослушных граждан. Новозеландские мамы, например, нередко грозили своим детям за непослушание отправкой к сваггеру по имени Мики Далтон, который и в жару, и в холод ночевал только на улице. Бродяги пугали местное оседлое население своим оборванным внешним видом, грубой речью и манерами. Жизненная неустроенность вела к криминальным происшествиям в их среде и проблемам со здоровьем.

Появление Крумена в рядах дорожных бродяг не было связано с окончанием золотой лихорадки. Он прибыл в страну через три десятилетия после этого, 23 июня 1912 г., и с тех пор жил в Новой Зеландии, никогда не выезжая за её пределы. За всё время своего пребывания здесь он не обращался к местным властям ни за пенсией по старости, ни с заявлением о предоставлении ему местного гражданства. Поэтому официальные документы, связанные с его личностью, отсутствуют. Вряд ли Крумен не обращался к властям сознательно. Скорее всего, он даже не задумывался об этом. Он так и умер в больнице как бывший подданный Российской империи, принятый на лечение из сострадания.

Бродяги, как известно, не вели дневников и не писали мемуары. Всё, что известно о Крумене, сохранилось из воспоминаний людей, контактировавших с ним: принимавших его фермеров, случайных попутчиков, докторов и т.д. Из этих источников известно, что родился он в одной из прибалтийских провинций Российской империи . Там же получил начальное образование, после чего работал на лесозаготовках рядом со своей родной деревней. В 24 года решил посмотреть мир, для чего устроился матросом на иностранное торговое судно. Через 10 лет на британском корабле «Звезда Канады» он попал в новозеландские воды недалеко от г. Гисборна. Во время шторма судно получило пробоину и затонуло. Команду спасли местные жители. Так Крумен оказался в Новой Зеландии. Сначала он решил добраться до столицы страны Веллингтона, чтобы там попытаться устроиться на судно, идущее в Европу. Из-за отсутствия денег ему пришлось идти пешком. Похоже, что Крумен сумел добраться до столицы и даже найти работу в море: позднее он вспоминал, что трудился на небольших судах, ходящих вдоль побережья Новой Зеландии. Со временем он решил остаться в стране и поработать «на земле», для чего устроился к фермерам. Во время Первой мировой войны он помогал им пасти овец, вырубал кустарники для новых пастбищ и занимался другой неквалифицированной работой. Некоторые из современников запомнили его как невероятного силача, обладавшего отличным аппетитом, и заядлого курильщика

Но и у фермеров Крумен задержался ненадолго. Он выбрал «свободный» образ жизни и ушёл бродить по новозеландским дорогам. Его маршруты пролегали по территории всего Северного острова. Он побывал там практически повсюду. В 1931 г. он был в г. Нэпьере как раз в момент сильного землетрясения, полностью разрушившего этот город. Очевидцы описывали огромные размеры его свага, что выделяло его среди других бродяг. Крумен «бродил» не только по деревенским дорогам. По его же рассказам, он был не менее 10 раз арестован за пьянство в Веллингтоне. В другом большом городе страны, Окленде, у него украли 10 шиллингов, пока он спал. Но всё же «Русский Джэк» предпочитал сельскую местность нижней части Северного острова, где он стал привычной или даже «неотъемлемой» деталью местных пейзажей. Вёл он себя весьма дружелюбно, не отказывался и фотографироваться.

Местные жители относились к нему довольно благожелательно. Нередко его даже приглашали в дома. Как правило, Крумен отказывался, но подарки хозяев в виде еды и сигарет принимал с благодарностью. Отмечали его «щепетильность» в отношении своего внешнего вида. Например, несмотря на то, что одежда бродяги была старой и много раз чиненной, он всегда чистил или даже «гладил» её с помощью газет, если получал разрешение переночевать в сарае у кого-то на ферме. В пути же он ночевал в оборудованных им самим убежищах, сделанных из стволов деревьев и из того, что было при нём. Также он ночевал в водосточных трубах и под речными мостами. Со стороны Крумен казался небольшим человеком, хотя на самом деле был довольно высоким и худым. С возрастом его стали беспокоить боли в ногах, и он заметно прихрамывал. В середине 1965 г. его приняли на лечение в больницу г. Пахиатуа с диагнозом отморожение ног, а оттуда перевели в больницу г. Грейтауна, где он умер 19 сентября 1968 г.

Считается, что «Русский Джэк» Баррет Крумен был последним новозеландским сваггером, хотя точной уверенности в этом нет. Бесспорно лишь только то, что именно он стал самым известным из таких бродяг. Прожив 56 лет в Новой Зеландии — с 1912 по 1968 г., — он в течение полувека странствовал по её дорогам. Крумен не был романтиком. Он не сочинял стихов, не пел песен, не читал лекций и т.п., а только шёл и шёл, останавливаясь где придётся на заработок и ночлег. Но его «невинный взгляд ярко-голубых глаз» и «какая-то природная благородность» хорошо запомнились многим, кто его встречал.

Незадолго до кончины «Русский Джэк» сказал столичному радиожурналисту, спросившему его о причине выбора такого образа жизни: «Эх, человек, человек! Я был СВОБОДЕН! Когда хотел — пил пиво, курил, имел счастье распоряжаться временем. Это были свободные деньки.»

53 5 ER 0.3466