Статистика ВК сообщества "Иконографический беспредел Сергея Зотова"

0+
Блог историка Сергея Зотова

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Икона на рыбе

На этой иконе не нарисовано ничего удивительного. Но сама она написана на весьма необычном материале — сушеной камбале. Украинские крестьяне — чумаки — торговавшие в XVI в. рыбой, придумали делать походные иконы на своем улове, и вместе с товаром распространили эту традицию и в России, где подобные иконы изготовляли поморы и даже монахи Соловецкого монастыря. Изначально чумаки писали иконки на рыбе — одном из самых известных символов Христа — для того, чтобы без происшествий вернуться домой. Они вешали их на свои повозки, как сегодня бумажную иконку на зеркало вешает водитель автобуса. Если их желание исполнялось, они жертвовали такую икону-оберег в церковь. Этот образец из коллекции Российского этнографического музея был найден этнографами в XIX в. в Украине.

В традиции использовать необычные материалы для изготовления священных объектов нет ничего нового. На Западе моряки, благополучно вернувшиеся после шторма домой, могли пожертвовать в церковь макет своего корабля. Восковые или металлические вотивы в форме больных органов жертвовали и жертвуют до сих пор христианские паломники по всему миру — от Мексики до Индии. Более того, в раннее Новое время некоторые европейские храмы были своего рода музеями. С помощью выставленных экспонатов приходы привлекали больше паломников, улучшая тем самым финансовое положение храма и умножая его славу. Чего в них было только не найти: чучела животных, кости дракона (динозавра), яйцо и когти грифона (видимо, страусиные), тушу каймана, кости гигантов (окаменелости), каменный топор, рог единорога (нарвала) и даже самый настоящий метеорит! Эта традиция сохраняется и сегодня: к примеру, в 2015 г. в гентском соборе повесили огромный скелет кита.

Чумацкие «подорожные» иконы на вяленой камбале. Украина, Черкасская область, село Демки, XVIII — середина XIX вв.
Санкт-Петербург, Российский этнографический музей.

871 0 ER 6.0241
Оптические иллюзии на мраморных полах итальянских храмов

299 7 ER 3.9052
Празднование Страстной Пятницы в Барселоне

Автор фотографий - наша подписчица Яна Клочкова

341 28 ER 3.5718
Черный Христос

История Страстей Христовых из эфиопского манускрипта.

349 29 ER 3.4523
Дева Мария шлепает Христа

Картина сюрреалиста Макса Эрнста, Франция, 1926. Обратите внимание, что нимб Христа свалился на пол.

386 106 ER 3.2818
Розарий-стручок

Этот необычный деревянный артефакт - на самом деле четки (розарий) в виде зеленого горошка с горошинками внутри. Сделан он был в северной Германии в XVI веке и сейчас хранится в Берлине. Внутри розария изображены десять библейских сцен - создание Адама, Евы, соблазнение Евы, первородный грех, изгнание из рая, три сцены детства Христа и две сцены его Страстей. Подобные медальоны-"орешки" были частым примером благочестивых украшений, создаваемых для богатых европейцев в позднем Средневековье. Однако чаще всего они поставлялись отдельно, и никому не приходило в голову "сложить" их в деревянный стручок.

231 15 ER 2.8403
Эфиопские Адам и Ева с жирафом, носорогом и слоном

159 32 ER 2.5751
320-купольный храм

Инициативная группа, разработавшая идею храма, объяснила, что количество куполов символизирует 320-летний юбилей Санкт-Петербурга. Высота здания составит 141,8 метра, что отсылает к количеству дней Великой Отечественной войны. Храм с 320 куполами предлагается возвести на Охтинском мысу. Вокруг храма может быть разбит ландшафтный парк и парковка. Количество мест для автомобилей — 1703 — отсылает к году основания Санкт-Петербурга.

Создатели проекта отметили, что не считают, что он может быть воплощен в жизнь, но просто хотят привлечь внимание к проблеме застройки Охтинского мыса-

684 152 ER 4.0365
Икона «Чернобыльский Спас»

На этой иконе привычной кажется только верхняя половина. Нижнюю часть полностью занимает удивительная сцена: справа стоят люди в противогазах, респираторах и защитных костюмах, а слева к ним выходят потусторонне существа в балахонах. На заднем фоне нарисовано что-то вроде завода, по небу летит неестественно зеленая звезда, а на переднем плане стоит иссохшее древо. Сюжет иконы проясняет надпись внизу: «Чернобыльский Спас».

Печальное событие, авария на атомной станции Чернобыль, произошедшее в Украине в 1986 г., вскоре стало фиксироваться на священных образах. Образ «Чернобыльского Спаса», явился во сне одному из ликвидаторов аварии, Юрию Андрееву. Он обратился с просьбой к Киевскому митрополиту о создании иконы и получил благословение. В 2003 г. она была освящена и помещена в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В центре образа находится чернобыльская сосна — символ выстоявшего несмотря ни на что Чернобыля. Необычная форма дерева отсылает к Троице, распятию и трезубцу, символу Украины. По легенде, только эту знаменитую сосну, на которой, в прошлом нацистские солдаты якобы вешали советских партизан, ликвидаторы оставили из всего леса: остальные деревья захоронили как радиоактивные отходы. Слева стоят души умерших во время ядерной катастрофы людей — жителей Припяти. Справа нарисованы мученики-ликвидаторы — это и работники атомной станции, и пожарные, и врачи. Звезда, летящая в центре, отсылает к описанной в Апокалипсисе ядовитой звезде полынь: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Отк. 8:10-11). Чернобыль был назван в честь травы чернобыльника — это народное название полыни. Эта звезда, связанная с именем города, символизирует экологическую катастрофу в регионе, а зарево на небе — начало Апокалипсиса.

Список хранится в Храме Христа Спасителя в Москве, копия была подарена японцам после ядерной катастрофы на «Фукусиме-1».

Украина, Киев, Успенский собор Киево-Печерской лавры, начало 2000-х.

231 0 ER 2.1798