Статистика ВК сообщества "СЕВЕРНАЯ ГЛУБИНКА Архангельская область"

0+
Новости, события, мероприятия. История края.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ПОМОРЫ - СОЛЬ ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ

Отрывок из книги И.И Моисеева - «ПомОрьска говОря»:

«Поморы - отличительное национальное самоназвание представителей коренной этнической общности европейского Севера России (Поморья).

Трудно не восхищаться гармонией природы и человеческого духа, создавшего неповторимую культуру нашего Поморья. Величественная красота поражает каждого, кто попадает в настоящую
поморскую глубинку, будь то Онега, Вага, Двина, Пинега, Кулой, Мезень, Лешуконье или другая поморская сторона.

В сознании, пробудившемся от повседневной суеты, вдруг начинает звучать говОря моих предков - язык, на котором сегодня почти никто уже не разговаривает.

ГовОря поморов напрямую связана с их бытом, который увы, исчезает. Многие ли знают, что еще недавно молоко в Поморье продавали в «полагУшках», каждая из которых вмещала по 12 стаканов молока?

А знаем ли мы про то, что «свежим» в Поморье, в том числе на городском рынке в Архангельске называлось... скисшее молоко? А нескисшее молоко поморы называли «пресным»? И совсем еще недавно можно было услышать такую фразу: «Ой, дефка, молоко-тоу тя свежо, сквАсилаветь молоко-то!».

А разве кто-то вспомнит в наши дни, что поморы, не имея спичек, переносили живой огонь на достаточно большие расстояния с помощью сушеного древесного гриба «пАкулы»?
И уже мало кто помнит сегодня такие бытовые мелочи, как повсеместная привычка многих поколений поморов жевать лиственничную смолу - «лисвЯжну сЕрку».

Поморов иногда называют «солью земли российской». Однако согласитесь, что пока соль растворена в воде, ее можно только ощутить на вкус, но нельзя увидеть.
Так же и поморский народ - не всеми понят и не всякий его замечает в крутом российском рассоле народов. Но его присутствие ощутимо в российской культуре, и без поморов эта культура существовать не может».

395 168 ER 12.3786
❄️ Бодрое утро 23 мая в Устьянском районе Архангельской области.
☀

359 57 ER 9.7141
Ягодные сказки.
Давно это было, лет шестьдесят назад. Моя бабушка по материнской линии Клавдия Григорьевна Митякова (Кадулина) водила меня, восьмилетнего, в лес по грибы и ягоды. Как мне не хотелось идти в тёмный страшный лес, где на меня налетали тучи комаров, мух и оводов, да ещё и наклонятся, выкалывая глаза, в заросли травы и крапивы в поисках ягод. Меня не с кем было оставить в деревне и бабушка брала меня с собой. Чтобы развлечь меня,она рассказывала ягодные сказки, которые остались в моей памяти.
Бабушка, выходя на улицу, крестилась и приговаривала: «Здравствуй, солнце, да утро прекрасное!». В кармане у неё всегда была горбушка черного хлеба и две варёные картошины. Заходя в лес, она на пенёк клала кусочек хлеба и приговаривала: «Принимай, Лесовик, гостинец хлебный, а дай нам подарок ягодный (грибной)!». И начиналась для меня каторга по сбору ягод. К обеду бабушка находила особо ягодное место, доставала хлеб и картошку и мы кушали их с земляникой, малиной, черникой, смородой, брусникой, что бог послал. Вот тут бабушка заводила сказку о той или иной ягоде. Ягоду бери, а стебелёк от корня не рви, не топчи. Уронил ягодку, запомни: «Бояре с пола не берут, пусть птички подберут!». Гнилую ягодку кидай через левое плечо подальше, через год ягод будет больше. Левой рукой заламывай иву, берёзу, осину, они затеняют ягодники. Ёлку не наломаешь, колючая очень. Медведь придёт, увидит заломы, подумает: «Здесь Мамай воевал» и уйдёт прочь да далее. Лесники довольны будут: на ягоднике одни ёлки да сосны растут.
В малиннике молодые стебли береги, а ягодные и сломаешь не жалко, они свой век отжили. Ягодку малины червивую да гнилую бросай в трухлявые пни, на голую землю, чтоб семечки проросли новыми всходами.
Грибы собирать намного интересней. И тут бабушка учила, что гриб надо выкручивать от корня, а ещё лучше срезать ножом, а ранку прикрывать землёй и мохом. Обабки: подосиновики, подберёзовики бабушка разрезала ножом пополам, червивые разбрасывала в стороны, приговаривая: «Расти под ёлкой, расти под кустом, за тобой приду потом». Запрещала мне пинать гнилые, трухлявые грибы, объясняя: «Старый гриб в лесу, как бабушка в семье, вроде больная, мешает, а пенсию получает регулярно».
Особо ценила бабушка рыжики. Растут они по старым поскотинам в зарастающих полях. Коровки ногами мох потопчут, навозом, мочой землю удобрят, да и разнесут на копытах грибные споры рыжиков по поскотине.
Где клевер, мох, да ёлки, рыжиков полные кошёлки.
Бабушка вчерашние очистки от рыжиков уносила в лес, где они не росли, и разбрасывала под ёлками, приговаривая: «Года через три, четыре, пять мы придём рыжат набрать». Гнилые рыжики бабушка мелко крошила левой рукой, разбрасывала и притаптывала ногами: «Вместо быка и тёлки растопчу рыжик под ёлкой». Набрав грибов, ягод, бабушка крестилась и говорила: «Спасибо лесному дому, пойдём к родному!». Много лет прошло с тех пор, для меня сбор ягод, грибов стал любимой забавой. И хожу я по лесам, заламывая левой рукой лиственный подрост на ягодниках, а по полям, где клевер, мох да ёлки, разбрасываю вчерашние очистки от рыжиков. И растут они в разных местах, где я раскидал. А кто не верит, пусть с корзиною проверит.
Алексеев Сергей Алексеевич п.Подюга.

175 29 ER 8.0335
ПРАВИЛА ПОМОРСКОГО ЯЗЫКА

Изучающему помОрьску говОрю надо знать как минимум шесть главных правил:

1. ПомОрьска говОря - «цёкающий» язык: звук -ч- в нём традиционно произносится как мягкое -ць-: (Улиця, дОцька, рУцёй)

2. ПомОрьска говОря - «окающий» язык: в нём существует так называемое полное оканье (Пароход, самолёт, подошёл).

3. В помОрьской говОре отсутствует звук -щ-, вместо которого всегда употребляется двойное -шш- (ШшУка, рОшша, шшепА).

4. В отличие от русского языка, в помОрьской говОре никогда не употребляются окончания -ий, -ый, которые заменяются на окончания -ой, -ей (ВесЁлой пАрень, СвЕтлой день, ЛЕтнёй вЕцёр).

5. В помОрьской говОре нет типичного для русского языка «йотирования» слов (слов, содержащих звук j - «йот»).
(Сравните, как слова звучат по-русски: отстаёт, знает, бегаем, выключает, падает и др. А на помОрьской говОре эти же слова произносятся так: отставАт, знат, бегАм, выклюцЯт, пАдат и т.д.).

6. Огромное значение в помОрьской говОре играет тональность речи, которая резко повышается к концу предложения и после вводных слов. Если человек не владеет означенной речевой тональностью, не знаком с традиционной мелодикой поморской речи - можно сказать, что он не владеет помОрьской говОрей.*

Автор -И. И. МОСЕЕВ ПомОрьска ГовОря

570 90 ER 9.8302
ШАНЬГИ "НАЛИВАШКИ" ПО - ПОМОРСКИ.
Автор рецепта — Вика Василенко

Называются эти шаньги так, потому что делаются из жидкого теста, наливаются в ребристые формочки и выпекаются. Невероятно нежная и воздушная выпечка, а какой сливочный аромат... Пробуйте!

Ингредиенты:
Молоко - 0,5 Литра
Яйцо - 3 Штуки
Сахар - 2 Ст. ложки
Соль - 1 Чайная ложка
Сливочное масло - 4 Ст. ложки
Маргарин - 50 Грамм
Растительное масло - 2 Ст. ложки
Сухие дрожжи - 11 Грамм
Мука 1 сорт - 500 Грамм
Сметана - 150 Грамм (начинка)
Сливочное масло - 150 Грамм (начинка)
Мука 1 сорт - 40 Грамм (начинка)

Шаг 1
Подготовьте продукты сразу для теста и начинки. Приступим!
Шаг 2
Сначала сделайте тесто. Для этого соедините яйца с солью и сахаром, вилочкой взболтайте.
Шаг 3
Подогрейте молоко, температура — примерно 38-40 градусов. Влейте его в яичную смесь, перемешайте.
Шаг 4
Растопите сливочное масло с маргарином.
Шаг 5
В высокой кастрюле соедините яично-молочную смесь с масленой, добавьте растительное масло.
Шаг 6
Всыпьте муку и дрожжи. Перемешайте тесто тщательно, я это делаю венчиком, чтобы комочки исчезли.
Шаг 7
Тесто жидкое, как на оладьи. Накройте крышкой или полотенечком и уберите в теплое место на 1 час.
Шаг 8
Готовое тесто хорошо увеличивается, оно воздушное, ароматное.
Шаг 9
Для начинки растопите сливочное масло, охладите его. Нельзя добавьте сметану в горячее! После остывания введите сметану. Перемешайте.
Шаг 10
Всыпьте муку.
Шаг 11
Вымешайте начинку до гладкого и однородного состояния.
Шаг 12
Формы нужно использовать ребристые, как на фото. Обязательно смажьте их растительным маслом. Наполните наполовину тестом, а в центр положите столовую ложку без горки начинки.
Шаг 13
Разогрейте духовку до 200 градусов, поставьте шаньги выпекаться минут на 20. Следите, как только они хорошо подрумянятся - готовы!
Шаг 14
Готовы!
Шаг 15
Шаньги "Наливашки" сразу после духовки принято поливать сливочным маслом и посыпать толокном. Приятного!

1414 81 ER 18.6442
Для того, чтобы родиться нам нужно:
2 родителей - 1 отец и 1 мать;
4 бабушки и дедушки;
8 прапрабабушек и прадедушек;
16 прапрабабушек и прапрадедушек;
32 тетра бабушки и дедушки - это 5 поколение;
64 пента бабушки и дедушка - это 6 поколение (примерно XVI век);
128 nexa-бабушек и дедушек;
256 гепта бабушек и дедушек;
512 окта бабушек и дедушек,
и далее, если смотреть в глубь, то с каждым поколением число предков возрастает вдвое;
1024 бабушки и дедушки;
2048 дедушек и бабушек.
Всего за последние 11 поколений мы нуждаются в 4094 предках, и всё это всего лишь около 300 лет до того, как мы родились!
Остановись на мгновение и подумай...
Сколько судеб, характеров, жизненных побед и потерь...
Мы должны испытывать благодарность и любовь ко всем нашим предкам, потому что каждый из них в каждом из нас!

568 32 ER 9.0023
Коли жонка ваша сделалась вдруг молчалива и задумчива да заходила по избе кругами - присмотритесь повнимательне. Понаблюдайте, не шастат ли она потиху до анбару, не ныкат ли по углам соль, маслице да курины яйца. Легонько зажмите ей в потёмке и пошшупайте. Ежели жонка заверешшит, начнёт сверкать глазом и отбиваться - значит утресь намылилась итти в лес по ягоды, а вас заставит в упряк наколоть дров на всю зиму. Но ежели у ей во взоре появицца томна поволока, а в нутре всё забродит, подымецца и станет горячо и сыро - верной признак, што задумала она печь шаньги...

ШАНЬГИ (наливныя)
Поморская кухня. Старинной рецепт.😊

Шаньги нать печь в одиночку - лишни руки тут ни к чему.
Проснитесь часов в пять поутру. Сразу с постели не вставайте. Прислушайтесь. Ежели кругом тихо, и слыхать токмо, как за стенкою в передней тикают ходики - можно приступать.
Действуйте бесшумно и споро, аки апостолы на рыбалке. Быстренько умойтесь, приберитесь, накиньте просту непачковиту одёжу. Правильно сложите дрова в печь (см. разд. «способы укладки дров на поду»). Помните, што при пинежской раскладке будут ровне угли, а при холмогорской - крепче жар.
Пока трешшат разгораясь дрова, проберитесь в чулан на нижнём мосту, где в потемни на полках мерцают бледным светом круги простокваши в палагушках. Аккуратно снимите с простокваши всю сметану. Пяток яиц, крынка молока и мера белой просеянной муки должны быть ишше даве припасены. Затворите опару на тёплом молоке, помешивая и приговаривая. Можно сыпануть для запаху в опару шшепоть какой-либо пОречной трухи.
Как опара подойдёт, замесите и оставьте жить на шастке квашню. Тесто должно быть жидким и тягучим, аки ядрёной шшипицьной кисель.
Достаньте с голбеца бабкины вековины - чёрны жестяны сковородки для шанёг. Истовяны сковородки никогда не чистятся и хранятся жырныма от копоти и нагару. Чем больше на них пригоревших слоёв, тем удачне выйдут шаньги. Погрейте сковородки на шастке, штоб оне расслабились и вспотели.
Коли квашня выходилась и поднялась, разлейте тесто по сковородкам. Каньте в кажну на верьхосытку лиёк сметаны. Дождитесь, покуда тесто в формах приподнимется и чохом высадите шаньги на под.
Прикройте устье заслонкой, трижды вдумчиво прочитайте про себя «Отче наш», либо 75-ый сонет: «ты утомляешь мой голодной взор…». Ежели жар в печи доброй, шаньги аккурат в это время должны вскипеть и зарумяниться. Преже чем открыть заслонку, наберите воздуха полну грудь и задержите дыхание. Знайте, што от сладкого запаха шанег может враз обнести.
Вымечите готовы шаньги на стол. Кажду шанешку нать поволожить топлёным маслицем, штобы она расправилась и засияла. Теперь проверьте, что у вас получилось. Ежели, надкусив край, сразу же почуете, как ели во младенчестве мамкину грудь - значит шаньги удались.
Поставьте на стол кипяшшой вёдерной самовар и разбудите родню. Покуда домочадцы заняты, отдыхайте сидя на прилавке у печи, наблюдая необычайну прожорливость родимых организмов. Немного погодя уберите чайну посуду и поишшите крошек на столе.

В следуюшшой раз, преже чем собираться в лес по ягоды-грибы, походите кругами по избы и присмотритесь: коли дети ваши совсем отбились от рук, а мужик не ко времени пытается прижать вас в потёмке - значит пора сызнова печь шаньги.

582 63 ER 9.8202
ВОЛОЖЕНИЕ НАВАГИ
Поморская кухня.
Позднёй зимою, ближе к первым числам марта, когды с полуденной стороны под стрехою уже наросли редкие сосульки, а снег с улиц ишше никто и не думал убирать, пройдитесь до рыбных рядов и прикупите у уличных торговок пару охапок свежемороженной беломорской наваги. Осторожно, дабы не растерять по дороге, донесите навагу домой.
Разморозьте наважин на льду. Вышкерьте рыбу и удалите черёва. В отдельну плошку сложите наважью икру.
Возьмите с полатей артельну сковороду (в мелкой посуды готовить навагу нескладно) и тшшательно протрите её тресковой ворванью. Плотно уложите оттаявших наважин рядами на дно, а промеж рядов равномерно распределите собранную рыбью икру. Добавьте в сковороду полну порочку воды, штобы рыба не пересохла в печи. Больше ничего добавлять не надо: ни лука, ни перца, ни лаврового листа, никакого другого навозу! Присыпьте всё крупной солью и поставьте сковороду в печь примерно на полчаса.
Пока навага томится на поду, подготовьте стол. Застелите его белою льняною скатертью. Выставьте осередь стола на поддон разожжённой ведёрной самовар. Рядом расположите приличное блюдо с житниками. Под ноги поставьте пестёрь либо полотуху для рыбьих костей.
Заприте накрепко изнутри входны двери, отключите телефон и радио. Задвиньте в запечек гармонь - она вам скоро не понадобится. Достаньте из чулана старинной граммофон, протрите его от пыли, заведите и поставьте пластинку. Што-либо из произведений Шульберта, например.
Выньте из печи сковороду и поставьте готово блюдо на стол. Окропите навагу варатком из самовару.
Присядьте рядом на крепкой стул али лавку, положите на колени своетканой расшитой рушник и пошепчите на образа.
После того как рыба поостынет, приступите к её воложению. Горячей иссь навагу не стоит - может напрочь откинуть. Не надо также сразу заглатывать наважин целиком! Сдерживайте эмоции, смакуйте! Отодвиньте подале столовы приборы. Навагу выбирают из сковороды руками. Подержите рыбину подле сусал. Почувствуйте запах. Дождитесь пока воложь потечёт по рукам и закапат с локтей. Аккуратно возьмите кусок в рот. Можете тихонько поурчать, всё равно никто не слышит. Пережёвывайте и сглатывайте осторожно, штобы не захлебнуться. Время от времени заедайте рыбу запечённой икрой, это ослабит зуд во рту и предотвратит вкусовой шок.
Опосля первой выпрастанной сковороды выпейте пяток-другой чашек чая, заваренного на монсиховом лиссьи и морошковых пакулях. Должно немного попустить. Не забывайте подбавлять вараток в сковороду - наважка тоже хочет пить!
Оботрите полотенцем лоб и сусала. Окуните кисти рук в смесь мочёной канабры и настоя пакулы. Ежели этого не сделать вовремя, пальцы придётся разлеплять силой.
Втору сковороду уже можно иссь в охотку, не соблюдая никаких приличий. Отправляйте рыбин одну за одной прямиком в желудок, плотоядно чавкая и рыгая. Головы высасывайте до сухих мошшей. Кости бросайте прямо на пол. Можно немного подтряхивать под столом левою ногой, штобы пишша поплотне укладывалась в желудок.
Не переедайте! Главное - вовремя очнуться. Оставшуюся в сковороде воложь нужно старательно согнать в край и, вымакав житником, иссь, причмокивая сошшурясь на ланпадку.
Под финальны аккорды анданте кон мото вылижите… насухо… сковороду… языком…

535 83 ER 8.8569
ИЗБА

Срубный бревенчатый дом, который являлся самым распространенным жилищем русского крестьянина.

Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». "Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб, отапливаемую печью. Изб в доме могло быть несколько.

На рубеже XIX-XX веков в связи с распространением новых типов планировки и отказом от некоторых традиций крестьянского домостроительства, термин стал употребляться всё реже и его первоначальное значение постепенно утратилось. В настоящее время термин изба применяется к деревянному дому в целом, а дом, как правило, включает в себя кроме избы ещё и сени, а также, возможно, горницу, крытый двор и прочее.

По конструкции и планировке жилой зоны избы различают на четырёхстенки и пятистенки. Четырёхстенок - одно отапливаемое жилое помещение, ограниченное четырьмя стенами. Пятистенок - изба, разделённая капитальной стеной на два жилых помещения.

Образ простой русской избы сложился на Севере России. Их начинали строить на новолуние («начало начал»). Была такая присказка: «Без Троицы дом не строится». Строить - троить, утраивать, сохранять единство трех миров.

Изба, подобно Вселенной, делился на три яруса, три мира:
- верхний под небом (чердак) - правь (мир добра, богов);
- средний (жилое помещение) - явь (живой мир людей и животных);
- нижний (подполье, подвал) - навь (мир тьмы и мертвых).

Устройство русской избы подчиняется своим канонам и различается как на внутреннее, так и внешнее. К внешнему относятся крыша, крыльцо, двери, окна. К внутреннему: Красный угол, печь, матица, лавки.

Двускатная крыша - шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь. Окна - очи, глаза, свет. А над ними, как и положено, чело, так красиво раньше называли лоб. Здесь же и лобовая доска, которая закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей. Края кровли выступают, и их прикрывают узорные доски -причелины. Стык причелин, закрыт небольшим, свешивающимся вниз, полотенцем. Причелины, полотенце лобовая доска обязательно украшались резьбой, обережными солярными знаками.

228 28 ER 6.5421
Северный БОГАТЫРЬ! ☀
с.Строевское, Устьянский район, Архангельской области.

34 41 ER 5.7759