Хаджи Догомуко Керандуко Берзек (1804-1881 годы) - последний князь убыхов (1846-1864 годы), один из самых значимых предводителей освободительной борьбы причерноморских убыхов и черкесов против Российской империи. Сын Хатажука Берзека и племянник Хаджи Исмаила Берзека.
В 1839 году Догомуко Керендуко Берзек совершил первое паломничество (хадж) в Мекку.
В 1841 году возглавлял ополчение убыхов во время похода на Абхазию, где нанес сокрушительное поражение отряду генерала Анрепа, которое стало одним из наиболее кровопролитных поражений царских войск за весь период Кавказской войны.
В 1846 году после смерти своего дяди Хаджи Исмаила, встал во главе рода Берзеков и всех убыхов. Объединительная деятельность привела к тому, что в 1860 году у убыхов появился свой первый парламент. Это был представительный орган, собрание черкесских народов побережья, который был построен комплекс зданий в устье реки Сочи. В нем была принята декларация независимости Черкесии под руководством англичан. Она рассылалась в европейские города и в Турцию с просьбой о помощи в борьбе с Россией. До этого черкесы обращались в Санкт-Петербург с просьбой об остановке военных действий, некоторые готовы были сдаться, чтобы их оставили на родной земле. К тому времени в России было принято решение о выселении черкесов, и им отказывали в просьбах. Со стороны Англии и Франции черкесам в помощи также отказали, геополитика была не в их пользу. Турция в очередной раз пообещала прислать войска, но это было очередное нечестное обещание, которых до того было множество и убыхи им не верили.
Начались объединительные действия в попытке собрать черкесов в единое государство. Однако, времени было мало и условия были неудачными для этого. В 1861 году, на завершающем этапе Кавказской войны, Хаджи Догомуко выступил одним из инициатором объединения горцев в единое государство, встав во главе созданного правительства-меджлиса. На тот момент ему было почти шестьдесят лет. В борьбе за свободу и независимость своей родины прославился исключительной храбростью, за что современники называли его убыхским Шамилем.
18 марта 1864 года после поражения горцев на реке Годлик князь Хаджи Догомуко Керендуко Берзек, после долгих совещаний с владетелем Абхазии Михаилом Ширваншидзе, а также родовыми старейшинами убыхом, вместе со всем народом покинул Черкесию и эмигрировал в Османскую империю. После прибытия в Стамбул Хаджи Берзек был принят самим османским султаном Абдул-Азизом, который предложил Хаджи Берзеку, чтобы он вместе со своим семейством проживал в Стамбуле. Однако Берзек, поблагодарив монарха за внимание к его персоне, вежливо отказался от предложения султана и выбрал местом жительства округ Маньяс, где поселился в селе Еникёй, в окружении других убыхских поселений.
В 1877-1878 годах Хаджи Догомуко Берзек, командуя 5-тысячным конным отрядов убыхов, участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
В 1881 году Хаджи Догомуко Берзек скончался в преклонном возрасте и был заохоронен на родовом кладбище в селе Еникёй. У него было четыре сына, двое из которых погибли в боях с русскими во время Кавказской войны. Остальные два - Ислам-бей и Тевфик-бей остались жить в Османской империи.
Статистика ВК сообщества "Хэкужь"
Дунейр гъуэрыгъуэ шэнтщи, псори хьэщ1эщ. Хьэщ1эщым я нэхъыф1ри дуней хуитырщ...
Количество постов 12 339
Частота постов 16 часов 33 минуты
ER
104.25
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
22 июня состоится адыгэ джэгу
ДК Профсоюзов (Нальчик)
19:00 (среда)
На мероприятии установлен дресс-код
К танцам не допускаются: парни в спортивной одежде и девушки в брюках, юбках выше колен и пр. открытой одежде не подобающей для традиционных мероприятий.
Организаторы джэгу - Общественное движение "Нарт Хэку"
ДК Профсоюзов (Нальчик)
19:00 (среда)
На мероприятии установлен дресс-код
К танцам не допускаются: парни в спортивной одежде и девушки в брюках, юбках выше колен и пр. открытой одежде не подобающей для традиционных мероприятий.
Организаторы джэгу - Общественное движение "Нарт Хэку"
Натухайцы
Сейчас я путешествую в области ноттахайцев - народа, считаемого самым красивым из всех черкесских племен; и это отличие приписывается им абсолютно справедливо, так как я думаю, что во время всего моего пути я не видал ни единого лица, не отличающегося красотой... Общий контур лица ноттахайца совершенно классический, представляющий в профиль ту изысканно мягко вьющуюся линию, считаемую знатоками идеалом красоты. Их большие темные глаза, обычно темно-голубые, прикрытые длинными ресницами были бы прекраснейшими из всех, которые я когда-либо видел, если бы не выражение дикой жестокости, которая сильно поразила меня, когда я впервые прибыл в Черкесию, которая, вероятно, вызывается тем обстоятельством, что смелый горец подвергается с младенчества до седых волос опасности и борьбе.
Эдмунд Спенсер. Путешествия в Черкесию, 1839 г
Сейчас я путешествую в области ноттахайцев - народа, считаемого самым красивым из всех черкесских племен; и это отличие приписывается им абсолютно справедливо, так как я думаю, что во время всего моего пути я не видал ни единого лица, не отличающегося красотой... Общий контур лица ноттахайца совершенно классический, представляющий в профиль ту изысканно мягко вьющуюся линию, считаемую знатоками идеалом красоты. Их большие темные глаза, обычно темно-голубые, прикрытые длинными ресницами были бы прекраснейшими из всех, которые я когда-либо видел, если бы не выражение дикой жестокости, которая сильно поразила меня, когда я впервые прибыл в Черкесию, которая, вероятно, вызывается тем обстоятельством, что смелый горец подвергается с младенчества до седых волос опасности и борьбе.
Эдмунд Спенсер. Путешествия в Черкесию, 1839 г
Убыхский род Берзек (Хаджи Исмаил Догомуко Берзек)
По историческим документам 19-го века, род Берзек был известен на Западном Кавказе как один из влиятельнейших владетельных дворянских фамилий. Фактически этот род управлял всей Убыхией, начиная с 20-х годов 19-го века и до изгнания убыхов в 1864 году в Османскую империю. В этом роду (по обычаю аталычества) были воспитаны многие владетельные князья и дворяне Абхазии, Джигетии, Абадзехии, Бесленея, Шапсугии, Натухая и Темиргоя (Болотоковы). Род Берзек был также в тесных кровнородственных отношениях с феодальной знатью абхазов и адыгов. В 1830-х годах род составлял более 400 семейств, каждое из которых владело 5-20 рабами, расположившихся аулами в долинах рек Сочи, Дагомыса, Шахе. Берзеки образовывали единый клан с шапсугским родом Шупако в долине реки Шахэ. В те же годы они враждовали с прибрежным родом князей Аубла (Облагу) и, в частности, князем Аубла Али-Ханом, владевшим землями в долине реки Сочипста у ее устья. По одним источникам род Аубла относят к прибрежным убыхам, по другими к абазинам или абхазам. Вероятно данный княжеский род был смешанного абазино-абхазо-убыхского состава, заметно преобладающим этническим элементом продолжал оставаться садзский, то есть абазино-абхазский, о чем и писали авторы того времени. Вражда их происходила из-за попыток рода Аубла примириться с русскими, особенно после постройки русских укреплений в устьях Сочи и Мзымты, в то время как горные убыхи до конца войны оставались непримиримыми врагами русской власти.
Берзеки могли выставить в бою до 3 тысяч воинов, обладающих войсковой дисциплиной и распределением функций, что было совершенно несвойственно их соседям. Как и вся убыхская знать, Берзеки вели широкую торговлю с Турцией. У них лучше, чем у соседей, было организовано кустарное производство, в том числе изготовление вооружения, продукцией которого торговали на Западном Кавказе. Вероятно, ветвью их рода является абадзехская фамилия Берзеч (адыг — «Бэрзедж»), а также проживающие в Абхазии носители фамилии Берзениа (Барзаниа). Убыхи во главе с родом Берзеков в ходе 35-летней Кавказской войны в Закубанье и на Черноморском побережье Кавказа, в том числе и на территории Абхазии, провели совместно со свободными обществами абазин, абхазов и западных адыгов сотни боевых операций против царских войск. В них убыхи понесли значительные людские потери, в том числе род Берзековых. Так, Хаджи Берзек-старший потерял в этой войне всех девятерых сыновей, а Керентух Берзек - двоих из четырех. По свидетельству очевидца, они нанесли сокрушительное поражение частям генерала Раевского в районе Сочи, который потерял только убитыми 600 солдат и офицеров.
В течение одного 1846 года убыхи во главе с родом Берзек дали 88 боёв по всей Черноморской береговой линии. В 1864 году после окончания Кавказской войны род Берзек был вынужден вместе со всем народом переселиться в Османскую империю. Здесь они принимали самое активное участие во всех значимых событиях турецкого общества. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов убыхи во главе с Хаджи Керантух Берзеком (тогда ему уже было 88 лет) успешно действовали против русских войск. Из их рода вышло немало известных в турецких кругах высших государственных чиновников и генералов, во дворе султанов они всегда принимались официально, по протоколу. Берзеки сотрудничали с султанами Абдул Азизом, Абдул Хамидом II (находились в родстве с ним), последующими правителями Турции, в том числе с Мустафой Кемалем в создании и укреплении новой Турецкой Республики из обломков старой империи, были министрами и членами правительства. В настоящее время этот род в Турции насчитывает 130 человек среди которых известные в диаспоре писатели, историки, юристы, врачи, преподаватели, инженеры, экономисты, другие деятели многих сфер жизнедеятельности Республики Турция.
Хаджи Исмаил Догомуко Берзек (Хаджи Исмаил Берзек) (1763-1846 годы, родился в ауле Мытыхуаса (совр. Село Пластунка на территории нынешнего Сочи) - предводитель убыхов из рода Берзеков (родовая ветвь Дегу) (1823-1846 годы), один из самых известных убыхских лидеров, который длительное время возглавлял антиколониальную борьбу причерноморских черкесов против Российской империи.
Английский агент и путешественник Джеймс Белл отмечал, что, так как мужчины-крепостные вооружены, то «каждый Берзек может послать на поле сражения 150 человек», а весь род мог выставить до 3000 воинов. Политический и военный потенциал рода укреплял союз с Чишхако - крупной феодальной знатью черноморских шапсугов. В 1823 году после смерти Саад-Гирея Догомуко Берзека, возглавлявшего убыхское ополчение в начале 19-го века, Исмаил Догомуко Берзек был избран князем (старейшиной) рода Берзек и военачальником всех убыхов. Его место жительства находилось в долине реки Сочи, на её правом берегу, в двух часах езды от моря. Джеймс Белл так описывал Исмаила Догомуко Берзека: «Это был высокий человек с красивыми живыми серыми глазами. Его влияние определялось не только принадлежностью к сильнейшей среди убыхов фамилии и не только званием хаджи, но также его кипучей энергией, храбростью и умом». Джеймс Белл описывает его ревностным мусульманином, воздержанным в еде и не пьющим крепких напитков, вспыльчивым и неустрашимым человеком».
Впервые в русских источниках Хаджи Исмаил Берзек упоминается в 1826 году, когда он через посредничество шапсугских феодалов Шупако пытался вести переговоры с русскими военачальниками. Будучи мудрым человеком, Хаджи Исмаил рано осознал весь вред разрозненности и отсутствия сплоченности народа в оказании сопротивления агрессору. Начиная с 1827 года Исмаил Догомуко деятельно занялся организацией военного союза обитающих на черноморском побережье племен. К концу 1839 года ему удалось объединить в один союз все население между Туапсе и Гаграми. Именно к этому периоду относится данная ему Дж. Беллом характеристика: «Черкесский Вашингтон».
Будучи в преклонном возрасте около 70 лет, в 1835 году при штурме Гагр Хаджи Догомуко Берзек получил тяжелые ранения, однако в 1836 году он командовал убыхским отрядом во время очередного набега. В 1837 году от лица убыхских родов князь Хаджи Догомуко Берзек вел переговоры с полковником А. А. Розненом в связи с постройкой крепости Навагинской в устье реки Соча русскими войсками. Убыхи стали превращаться в консолидирующий черкесов народ. Именно в их землях, на всечеркесском собарнии принято решение объединить черкесов в конфедерацию для борьбы с Россией. Хаджи Берзек, которому в 1840 году было уже 70 лет обладал непререкаемым авторитетом в Черкессии. В 1839 году прошло первое черкесское собрание севернее Адлера, где были представители шапсугов, абадзехов, убыхов,натухайцев - большей частью причерноморских черкесов. Здесь было принято решение об объединении сил, выработали правила запрета контактов с русскими, а колеблющихся наказывать силой.
В 1840 году Хаджи Догомуко Берзек организовал нападение на ряд русских форпостов на черноморском побережье. В феврале-марте убыхи штурмом взяли крепости Лазаревское (Псышуапэ), Вельяминовское (Туапсе) и Михайловское (Чепсин) на реке Вулан. Были предприняты попытки захватить форты Святого Духа (Адлер), Головинское (Шахапэ) и Навагинское (Сочи).
В 1841 году убыхи под командованием Хаджи Исмаила Догомуко Берзека захватили Навагинское и царским войскам пришлось приложить большие усилия по отвоеванию крепости. Этот большой военный успех вызвал новый подъём борьбы народов Кавказа против колониальной политики царизма и создал Хаджи Догомуко широкую известность. В том же 1841 году он организовал карательный поход против абхазских родов на побережье, не принимавших участия в антироссийской борьбе. Тогда же джигеты присоединяются к России и убыхи еще более ожесточаются.
У абадзехов появляются наибы от Шамиля, которые начинают административную реформу на основе Шариата и объединительную деятельность в Черкессии, но у убыхов они терпят провал. Убыхи от Амина отказались, поскольку убыхское население не понимало попыток тотального насаждения мусульманства. Был период, когда в рощах убыхов убирали кресты и строили мечети. Через год мечети разрушил народ, который воспринял эти действия весьма агрессивно. В 1841 году Хаджи Догомуко Берзек вступил в мирные переговоры с новым начальником Черноморской береговой линии генералом И. Р. Антрепом-Эльмптом. За это убыхи выразили ему недоверие и арестовали, однако затем отпустили, и в том же году он возглавил убыхов и западных абхазов, которые вели упорные бои против карательной экспедиции генерала И. Р. Анрепа. В конце года князь Хаджи Догомуко Берзек участвовал в переговорах с царскими военачальниками в Сочи, переговоры закончились безрезультатно.
В 1846 году Хаджи Исмаил Догомуко вместе со своим племянником Хаджи Берзеком Керантухом дали русским 88 боёв по всей Черноморской береговой линии, из них более всего на Навагинском и Головинском укреплениях, расположенных на землях убыхов. По свидетельству очевидца, они нанесли серьезное поражение в районе Сочи частям генерала Раевского, который потерял только убитыми 600 солдат и офицеров. В том же 1846 году Хаджи Исмаил Догомуко Берзек, совершивший два хаджа в Мекку, скончался. После его смерти во главе сопротивления встал его племянник и сподвижник Хаджи Берзек Керантух.
Джеймс Белл, называя Хаджи Исмаила Догомуко черкесским Вашингтоном, писал: «Хаджи высокий старик с приятными манерами, с острыми беспокойными серыми глазами, стоявший во главе всех жителей этой части страны, был главным оратором… принадлежит к самому многочисленному роду на всем побережье. Хаджи Берзек и большая часть его рода - населяют гористую область, называемую Убых, которая простирается от вершин главной Кавказской цепи почти до параллели Вардана».
По историческим документам 19-го века, род Берзек был известен на Западном Кавказе как один из влиятельнейших владетельных дворянских фамилий. Фактически этот род управлял всей Убыхией, начиная с 20-х годов 19-го века и до изгнания убыхов в 1864 году в Османскую империю. В этом роду (по обычаю аталычества) были воспитаны многие владетельные князья и дворяне Абхазии, Джигетии, Абадзехии, Бесленея, Шапсугии, Натухая и Темиргоя (Болотоковы). Род Берзек был также в тесных кровнородственных отношениях с феодальной знатью абхазов и адыгов. В 1830-х годах род составлял более 400 семейств, каждое из которых владело 5-20 рабами, расположившихся аулами в долинах рек Сочи, Дагомыса, Шахе. Берзеки образовывали единый клан с шапсугским родом Шупако в долине реки Шахэ. В те же годы они враждовали с прибрежным родом князей Аубла (Облагу) и, в частности, князем Аубла Али-Ханом, владевшим землями в долине реки Сочипста у ее устья. По одним источникам род Аубла относят к прибрежным убыхам, по другими к абазинам или абхазам. Вероятно данный княжеский род был смешанного абазино-абхазо-убыхского состава, заметно преобладающим этническим элементом продолжал оставаться садзский, то есть абазино-абхазский, о чем и писали авторы того времени. Вражда их происходила из-за попыток рода Аубла примириться с русскими, особенно после постройки русских укреплений в устьях Сочи и Мзымты, в то время как горные убыхи до конца войны оставались непримиримыми врагами русской власти.
Берзеки могли выставить в бою до 3 тысяч воинов, обладающих войсковой дисциплиной и распределением функций, что было совершенно несвойственно их соседям. Как и вся убыхская знать, Берзеки вели широкую торговлю с Турцией. У них лучше, чем у соседей, было организовано кустарное производство, в том числе изготовление вооружения, продукцией которого торговали на Западном Кавказе. Вероятно, ветвью их рода является абадзехская фамилия Берзеч (адыг — «Бэрзедж»), а также проживающие в Абхазии носители фамилии Берзениа (Барзаниа). Убыхи во главе с родом Берзеков в ходе 35-летней Кавказской войны в Закубанье и на Черноморском побережье Кавказа, в том числе и на территории Абхазии, провели совместно со свободными обществами абазин, абхазов и западных адыгов сотни боевых операций против царских войск. В них убыхи понесли значительные людские потери, в том числе род Берзековых. Так, Хаджи Берзек-старший потерял в этой войне всех девятерых сыновей, а Керентух Берзек - двоих из четырех. По свидетельству очевидца, они нанесли сокрушительное поражение частям генерала Раевского в районе Сочи, который потерял только убитыми 600 солдат и офицеров.
В течение одного 1846 года убыхи во главе с родом Берзек дали 88 боёв по всей Черноморской береговой линии. В 1864 году после окончания Кавказской войны род Берзек был вынужден вместе со всем народом переселиться в Османскую империю. Здесь они принимали самое активное участие во всех значимых событиях турецкого общества. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов убыхи во главе с Хаджи Керантух Берзеком (тогда ему уже было 88 лет) успешно действовали против русских войск. Из их рода вышло немало известных в турецких кругах высших государственных чиновников и генералов, во дворе султанов они всегда принимались официально, по протоколу. Берзеки сотрудничали с султанами Абдул Азизом, Абдул Хамидом II (находились в родстве с ним), последующими правителями Турции, в том числе с Мустафой Кемалем в создании и укреплении новой Турецкой Республики из обломков старой империи, были министрами и членами правительства. В настоящее время этот род в Турции насчитывает 130 человек среди которых известные в диаспоре писатели, историки, юристы, врачи, преподаватели, инженеры, экономисты, другие деятели многих сфер жизнедеятельности Республики Турция.
Хаджи Исмаил Догомуко Берзек (Хаджи Исмаил Берзек) (1763-1846 годы, родился в ауле Мытыхуаса (совр. Село Пластунка на территории нынешнего Сочи) - предводитель убыхов из рода Берзеков (родовая ветвь Дегу) (1823-1846 годы), один из самых известных убыхских лидеров, который длительное время возглавлял антиколониальную борьбу причерноморских черкесов против Российской империи.
Английский агент и путешественник Джеймс Белл отмечал, что, так как мужчины-крепостные вооружены, то «каждый Берзек может послать на поле сражения 150 человек», а весь род мог выставить до 3000 воинов. Политический и военный потенциал рода укреплял союз с Чишхако - крупной феодальной знатью черноморских шапсугов. В 1823 году после смерти Саад-Гирея Догомуко Берзека, возглавлявшего убыхское ополчение в начале 19-го века, Исмаил Догомуко Берзек был избран князем (старейшиной) рода Берзек и военачальником всех убыхов. Его место жительства находилось в долине реки Сочи, на её правом берегу, в двух часах езды от моря. Джеймс Белл так описывал Исмаила Догомуко Берзека: «Это был высокий человек с красивыми живыми серыми глазами. Его влияние определялось не только принадлежностью к сильнейшей среди убыхов фамилии и не только званием хаджи, но также его кипучей энергией, храбростью и умом». Джеймс Белл описывает его ревностным мусульманином, воздержанным в еде и не пьющим крепких напитков, вспыльчивым и неустрашимым человеком».
Впервые в русских источниках Хаджи Исмаил Берзек упоминается в 1826 году, когда он через посредничество шапсугских феодалов Шупако пытался вести переговоры с русскими военачальниками. Будучи мудрым человеком, Хаджи Исмаил рано осознал весь вред разрозненности и отсутствия сплоченности народа в оказании сопротивления агрессору. Начиная с 1827 года Исмаил Догомуко деятельно занялся организацией военного союза обитающих на черноморском побережье племен. К концу 1839 года ему удалось объединить в один союз все население между Туапсе и Гаграми. Именно к этому периоду относится данная ему Дж. Беллом характеристика: «Черкесский Вашингтон».
Будучи в преклонном возрасте около 70 лет, в 1835 году при штурме Гагр Хаджи Догомуко Берзек получил тяжелые ранения, однако в 1836 году он командовал убыхским отрядом во время очередного набега. В 1837 году от лица убыхских родов князь Хаджи Догомуко Берзек вел переговоры с полковником А. А. Розненом в связи с постройкой крепости Навагинской в устье реки Соча русскими войсками. Убыхи стали превращаться в консолидирующий черкесов народ. Именно в их землях, на всечеркесском собарнии принято решение объединить черкесов в конфедерацию для борьбы с Россией. Хаджи Берзек, которому в 1840 году было уже 70 лет обладал непререкаемым авторитетом в Черкессии. В 1839 году прошло первое черкесское собрание севернее Адлера, где были представители шапсугов, абадзехов, убыхов,натухайцев - большей частью причерноморских черкесов. Здесь было принято решение об объединении сил, выработали правила запрета контактов с русскими, а колеблющихся наказывать силой.
В 1840 году Хаджи Догомуко Берзек организовал нападение на ряд русских форпостов на черноморском побережье. В феврале-марте убыхи штурмом взяли крепости Лазаревское (Псышуапэ), Вельяминовское (Туапсе) и Михайловское (Чепсин) на реке Вулан. Были предприняты попытки захватить форты Святого Духа (Адлер), Головинское (Шахапэ) и Навагинское (Сочи).
В 1841 году убыхи под командованием Хаджи Исмаила Догомуко Берзека захватили Навагинское и царским войскам пришлось приложить большие усилия по отвоеванию крепости. Этот большой военный успех вызвал новый подъём борьбы народов Кавказа против колониальной политики царизма и создал Хаджи Догомуко широкую известность. В том же 1841 году он организовал карательный поход против абхазских родов на побережье, не принимавших участия в антироссийской борьбе. Тогда же джигеты присоединяются к России и убыхи еще более ожесточаются.
У абадзехов появляются наибы от Шамиля, которые начинают административную реформу на основе Шариата и объединительную деятельность в Черкессии, но у убыхов они терпят провал. Убыхи от Амина отказались, поскольку убыхское население не понимало попыток тотального насаждения мусульманства. Был период, когда в рощах убыхов убирали кресты и строили мечети. Через год мечети разрушил народ, который воспринял эти действия весьма агрессивно. В 1841 году Хаджи Догомуко Берзек вступил в мирные переговоры с новым начальником Черноморской береговой линии генералом И. Р. Антрепом-Эльмптом. За это убыхи выразили ему недоверие и арестовали, однако затем отпустили, и в том же году он возглавил убыхов и западных абхазов, которые вели упорные бои против карательной экспедиции генерала И. Р. Анрепа. В конце года князь Хаджи Догомуко Берзек участвовал в переговорах с царскими военачальниками в Сочи, переговоры закончились безрезультатно.
В 1846 году Хаджи Исмаил Догомуко вместе со своим племянником Хаджи Берзеком Керантухом дали русским 88 боёв по всей Черноморской береговой линии, из них более всего на Навагинском и Головинском укреплениях, расположенных на землях убыхов. По свидетельству очевидца, они нанесли серьезное поражение в районе Сочи частям генерала Раевского, который потерял только убитыми 600 солдат и офицеров. В том же 1846 году Хаджи Исмаил Догомуко Берзек, совершивший два хаджа в Мекку, скончался. После его смерти во главе сопротивления встал его племянник и сподвижник Хаджи Берзек Керантух.
Джеймс Белл, называя Хаджи Исмаила Догомуко черкесским Вашингтоном, писал: «Хаджи высокий старик с приятными манерами, с острыми беспокойными серыми глазами, стоявший во главе всех жителей этой части страны, был главным оратором… принадлежит к самому многочисленному роду на всем побережье. Хаджи Берзек и большая часть его рода - населяют гористую область, называемую Убых, которая простирается от вершин главной Кавказской цепи почти до параллели Вардана».
Предпочтения и суеверия черкесов в отношении лошадей
Черкесы считали предосудительным ездить на кобылах. Не ездили они и на жеребцах, которые использовались только как производители. С. Броневский в связи с этим сообщает: «Черкесы холостят жеребцов, не смея употреблять их в скрытые поиски, могущие от ржания их быть
оглашены, но холостят лошадей и никогда не ездят на жеребцах; приучают меринов, чтобы они были сторожки».
Кроме того, у черкесов существовало множество примет и суеверий, связанных с мастью и внешним видом лошадей. Об некоторых из них нам рассказал Жырчаго Гиса. Если у лошади на трех ногах, кроме правой передней, есть чулки, она принесет удачу и счастье ее владельцу.
Если у нее на лбу две звездочки (хъырзэ) одна возле другой, такая лошадь также считалась счастливой. Если же звездочки на лбу у нее стояли одна над другой - это несчастливая лошадь. Не следует также приобретать лошадь, у которой лоб белый (натIэху), а ноги по диагонали (например, передняя левая и задняя правая) в чулках (лъэкъуэху).
Из лошадей всех мастей черкесы отдавали предпочтение гнедым (пцIэгъуэплъ).
У лошадей белой масти (пщIэгъуалэ) копыта были слабее.
Вороные (къарэ) сильны ночью, но днем они не такие. Рыжие кони
(шыгъуэ) с белым пятном на лбу до самого носа не могут скакать долго против солнца. Гнедые одинаково хороши и днем и ночью. Совсем на кого не садились, так это на пестрых в пятнах лошадей (къуэлэн). Но это, по- видимому, было связано с эстетическими вкусами черкесов. Они не любили ничего пестрого, яркого, говоря: «Делэм къуэлэн и щIасэщ» - «Дураки любят пестрое».
Кроме указанных выше, кабардинскую лошадь отличали и другие качества, которые были не столько врожденные, сколько являлись результатом особой выучки и содержания. Насколько черкесы нежно и заботливо ухаживали за лошадьми, настолько же их жестоко школили и
тренировали, требуя от них порой, казалось, бы невозможного. Взять, к примеру, хотя бы такой прием черкесских наездников, о котором сообщает С. Броневский: «Смелые наездники в Кабарде приучают своих лошадей бросаться стремглав с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высоты оных. Сей отчаянный навык, подвергающий всякий раз жизнь седока вместе с лошадью видимой опасности, нередко спасает от опасности попасться в руки неприятеля при случае близкой погони».
Хорошая кабардинская лошадь, по словам стариков, не боялась броситься в бурную реку. При этом она держала корпус так высоко, что даже седло не замачивалось. Кроме того, она отличалась спокойным, смирным характером, ее не пугали шумные скопища людей, выстрелы (160). Последнее обстоятельство, как свидетельствует Т. Лапинский, являлось результатом специальной выучки. «Лошади с раннего возраста подготавливаются к военной службе, для этого проводятся примерные сражения, их заставляют привыкать к ружейному огню и приучают повиноваться голосу своего хозяина, так что часто бывает удивительно, как быстро многочисленный отряд находит своих в беспорядке пасущихся лошадей и сидит уже на них, готовый к сражению».
Черкесы относились к воспитанию своих коней с таким же вниманием и ответственностью, с каким относились к воспитанию детей.
А.С. Марзей. Черкесское наездничество.
Черкесы считали предосудительным ездить на кобылах. Не ездили они и на жеребцах, которые использовались только как производители. С. Броневский в связи с этим сообщает: «Черкесы холостят жеребцов, не смея употреблять их в скрытые поиски, могущие от ржания их быть
оглашены, но холостят лошадей и никогда не ездят на жеребцах; приучают меринов, чтобы они были сторожки».
Кроме того, у черкесов существовало множество примет и суеверий, связанных с мастью и внешним видом лошадей. Об некоторых из них нам рассказал Жырчаго Гиса. Если у лошади на трех ногах, кроме правой передней, есть чулки, она принесет удачу и счастье ее владельцу.
Если у нее на лбу две звездочки (хъырзэ) одна возле другой, такая лошадь также считалась счастливой. Если же звездочки на лбу у нее стояли одна над другой - это несчастливая лошадь. Не следует также приобретать лошадь, у которой лоб белый (натIэху), а ноги по диагонали (например, передняя левая и задняя правая) в чулках (лъэкъуэху).
Из лошадей всех мастей черкесы отдавали предпочтение гнедым (пцIэгъуэплъ).
У лошадей белой масти (пщIэгъуалэ) копыта были слабее.
Вороные (къарэ) сильны ночью, но днем они не такие. Рыжие кони
(шыгъуэ) с белым пятном на лбу до самого носа не могут скакать долго против солнца. Гнедые одинаково хороши и днем и ночью. Совсем на кого не садились, так это на пестрых в пятнах лошадей (къуэлэн). Но это, по- видимому, было связано с эстетическими вкусами черкесов. Они не любили ничего пестрого, яркого, говоря: «Делэм къуэлэн и щIасэщ» - «Дураки любят пестрое».
Кроме указанных выше, кабардинскую лошадь отличали и другие качества, которые были не столько врожденные, сколько являлись результатом особой выучки и содержания. Насколько черкесы нежно и заботливо ухаживали за лошадьми, настолько же их жестоко школили и
тренировали, требуя от них порой, казалось, бы невозможного. Взять, к примеру, хотя бы такой прием черкесских наездников, о котором сообщает С. Броневский: «Смелые наездники в Кабарде приучают своих лошадей бросаться стремглав с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высоты оных. Сей отчаянный навык, подвергающий всякий раз жизнь седока вместе с лошадью видимой опасности, нередко спасает от опасности попасться в руки неприятеля при случае близкой погони».
Хорошая кабардинская лошадь, по словам стариков, не боялась броситься в бурную реку. При этом она держала корпус так высоко, что даже седло не замачивалось. Кроме того, она отличалась спокойным, смирным характером, ее не пугали шумные скопища людей, выстрелы (160). Последнее обстоятельство, как свидетельствует Т. Лапинский, являлось результатом специальной выучки. «Лошади с раннего возраста подготавливаются к военной службе, для этого проводятся примерные сражения, их заставляют привыкать к ружейному огню и приучают повиноваться голосу своего хозяина, так что часто бывает удивительно, как быстро многочисленный отряд находит своих в беспорядке пасущихся лошадей и сидит уже на них, готовый к сражению».
Черкесы относились к воспитанию своих коней с таким же вниманием и ответственностью, с каким относились к воспитанию детей.
А.С. Марзей. Черкесское наездничество.
Османский газават против Черкесии
В 1479 г., после заключения мира с Венецией, султан предпринял новое широкомасштабное наступление на вернувших свои позиции на побережье черкесов. Османский хронист Ибн Кемаль описал военную экспедицию 1479 г. в чрезмерно преувеличенных тонах: «По приказу государя-завоевателя мира люди победоносного войска прошли в горы, во множестве пересекли Черное море и достигли страны черкесов. В этой стране каждый день храбрецы своими острыми мечами снимали головы мятежникам, тщетно боровшимся против газиев; изрубив на куски тех нечестивцев, бросали их на съедение воронам; опустошив находящиеся на побережье области, хлынули в тот край подобно океанской волне. В каждом селении страны черкесов пленили по 50-100 красавиц, обратили в рабство множество пленников. Пришедшие в ту страну храбрецы неожиданно нанесли удар, устроили охоту, собрав добычу. Захватив Кубу (Копа), которая является одной из знаменитых крепостей, со всеми окружающими землями, разгромили владения черкесов, очистили саблей ту страну, уничтожив бунтовщиков.
Присоединив к Кубе (Копа) также и Анабу (Анапа), уничтожили врагов, испытывающих ненависть к находившимся в тех краях сыновьям ислама и татарам. С покорением указанных краев, вырвав у мира неверных много областей, возвысили в тех краях знамя истинной веры Мухаммеда.
…Каждому человеку, ищущему дело, открылась возможность заняться в том краю газаватом и приобрести множество драгоценностей и трофеев. Названные области расцвели, благоустроились, оделись камнем, там выросло число воинственных труженников и храбрецоы…»
Из рассказа Ибн Кемаля мы видим, что поход в Черкесию османов был произведен с побережья Малой Азии, а не из Крыма. Возможно поход стал ответом османов на контрнаступление адыгов в борьбе за приморские города, а также на нападения черкесских пиратов на Малоазийское побережье. По сообщению Ибн Кемаля, захват и увод пленных как цель во время похода в Черкесию была достигнута. Оттуда же мы видим, что в захваченные города переселялись османские подданные, что делалось для закрепления на вновь захваченных местах. Можно сделать вывод, что, несмотря на столь мощное наступление османов на северо-восточное побережье Черного моря, их положение в прибрежной Черкесии было весьма шатким. Об этом свидетельствует тот факт, что османы и после похода 1479 г. вынуждены были платить черкесским князьям за землю под Анапой. Из данного факта очевидно, что черкесы уступили туркам прибрежные города на тех же условиях, что и генуэзцам, т.е. в обмен на плату за право пребывания. Черкесы рассматривали данные земли как свою собственность и, как правило, совершали нападения на чужеземцев в случае несвоевременного платежа откупных.
Кагазежев, Ж.В.
"Из этнической и политической истории средневековой Черкесии (XIV-XVII вв.)"
В 1479 г., после заключения мира с Венецией, султан предпринял новое широкомасштабное наступление на вернувших свои позиции на побережье черкесов. Османский хронист Ибн Кемаль описал военную экспедицию 1479 г. в чрезмерно преувеличенных тонах: «По приказу государя-завоевателя мира люди победоносного войска прошли в горы, во множестве пересекли Черное море и достигли страны черкесов. В этой стране каждый день храбрецы своими острыми мечами снимали головы мятежникам, тщетно боровшимся против газиев; изрубив на куски тех нечестивцев, бросали их на съедение воронам; опустошив находящиеся на побережье области, хлынули в тот край подобно океанской волне. В каждом селении страны черкесов пленили по 50-100 красавиц, обратили в рабство множество пленников. Пришедшие в ту страну храбрецы неожиданно нанесли удар, устроили охоту, собрав добычу. Захватив Кубу (Копа), которая является одной из знаменитых крепостей, со всеми окружающими землями, разгромили владения черкесов, очистили саблей ту страну, уничтожив бунтовщиков.
Присоединив к Кубе (Копа) также и Анабу (Анапа), уничтожили врагов, испытывающих ненависть к находившимся в тех краях сыновьям ислама и татарам. С покорением указанных краев, вырвав у мира неверных много областей, возвысили в тех краях знамя истинной веры Мухаммеда.
…Каждому человеку, ищущему дело, открылась возможность заняться в том краю газаватом и приобрести множество драгоценностей и трофеев. Названные области расцвели, благоустроились, оделись камнем, там выросло число воинственных труженников и храбрецоы…»
Из рассказа Ибн Кемаля мы видим, что поход в Черкесию османов был произведен с побережья Малой Азии, а не из Крыма. Возможно поход стал ответом османов на контрнаступление адыгов в борьбе за приморские города, а также на нападения черкесских пиратов на Малоазийское побережье. По сообщению Ибн Кемаля, захват и увод пленных как цель во время похода в Черкесию была достигнута. Оттуда же мы видим, что в захваченные города переселялись османские подданные, что делалось для закрепления на вновь захваченных местах. Можно сделать вывод, что, несмотря на столь мощное наступление османов на северо-восточное побережье Черного моря, их положение в прибрежной Черкесии было весьма шатким. Об этом свидетельствует тот факт, что османы и после похода 1479 г. вынуждены были платить черкесским князьям за землю под Анапой. Из данного факта очевидно, что черкесы уступили туркам прибрежные города на тех же условиях, что и генуэзцам, т.е. в обмен на плату за право пребывания. Черкесы рассматривали данные земли как свою собственность и, как правило, совершали нападения на чужеземцев в случае несвоевременного платежа откупных.
Кагазежев, Ж.В.
"Из этнической и политической истории средневековой Черкесии (XIV-XVII вв.)"
Шаткость религиозных убеждений и жизнь, проводимая в постоянной опасности, сообщили черкесу такие особенности характера, которые, в основании своем, противоречат друг другу. В народе, не имевшем никаких властей, каждый должен был заботиться о себе и об общественной пользе, заводить связи и употреблять силу слова для ограждения своих интересов. Такое политическое устройство развивает присутствие духа, быстроту соображения, а постоянные физические упражнения и деятельность способствуют развитию телесной красоты, гибкости и силы. Черкесы богато одарены как умственными способностями, так и красотою; но все духовные способности употреблялись на хищничество и войну. Между черкесами то семейство, в котором один из членов не был убит или ранен в каком-либо сражении с врагами, вошедшими в пределы его родины, не пользовалось уважением соотечественников.
Храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностию, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах своих черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью; говорили тихо, не хвалились своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; за то на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы, без крика и брани. Заслуги своих великих людей черкесы воспевали обыкновенно после их смерти, но рассказывают, что, в древности, знаменитейший из витязей Бхезинеко-Бексирз удостоился этой чести при жизни. Он был уже в глубокой старости, когда сыновья его поручили певцам сложить жизнеописательную песню об их отце. Старец, узнавший о том после того, как песнь была уже сложена, призвал к себе своих сыновей и певцов, приказал им пропеть сложенную песню и, найдя в ней описание такого подвига, который унижал одного из его соперников славы, приказал порицание это выкинуть из песни. Скромность почиталась в старину между черкесами лучшим украшением человека.
ДУБРОВИН Н. Ф.
ОЧЕРК КАВКАЗА И НАРОДОВ ЕГО НАСЕЛЯЮЩИХ.
ЧЕРКЕСЫ (АДИГЕ).
Храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностию, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах своих черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью; говорили тихо, не хвалились своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; за то на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы, без крика и брани. Заслуги своих великих людей черкесы воспевали обыкновенно после их смерти, но рассказывают, что, в древности, знаменитейший из витязей Бхезинеко-Бексирз удостоился этой чести при жизни. Он был уже в глубокой старости, когда сыновья его поручили певцам сложить жизнеописательную песню об их отце. Старец, узнавший о том после того, как песнь была уже сложена, призвал к себе своих сыновей и певцов, приказал им пропеть сложенную песню и, найдя в ней описание такого подвига, который унижал одного из его соперников славы, приказал порицание это выкинуть из песни. Скромность почиталась в старину между черкесами лучшим украшением человека.
ДУБРОВИН Н. Ф.
ОЧЕРК КАВКАЗА И НАРОДОВ ЕГО НАСЕЛЯЮЩИХ.
ЧЕРКЕСЫ (АДИГЕ).
«Кубанские Черкассы (я называю их так, чтобы отличить от их соплеменников в обеих Кабардах) удерживались как на Дону, так и на Кубани, Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими, донское казацкое государство»
«Эти Черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы называют их цихами, русские — ясами. Они были также известны под именем ас. Еще теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы. Татары называют их адаларами, турки — кара-черкеслер. Они разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай, кемергуй, беслини и т. д. У них есть три сословия: дворяне, вассалы и рабы. Они говорят на языке, немногим отличающемся от диалекта их соплеменников в обеих Кабардах; но от языка авхассов, в основе родственного ему, он отличается до полной непонятности. Вообще же он не имеет никакого родства ни с одним языком в мире. Он очень гортанен, но не неприятен.»
ИОГАНН ТУНМАНН
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО DER KRIMISCHE STAAT
«Эти Черкассы называют себя адиге. Греки и итальянцы называют их цихами, русские — ясами. Они были также известны под именем ас. Еще теперь жители Тамани и других островов известны у русских под именем ясы. Татары называют их адаларами, турки — кара-черкеслер. Они разделяются на различные племена, как, например, ада, агьяни, бошадух, хатукай, кемергуй, беслини и т. д. У них есть три сословия: дворяне, вассалы и рабы. Они говорят на языке, немногим отличающемся от диалекта их соплеменников в обеих Кабардах; но от языка авхассов, в основе родственного ему, он отличается до полной непонятности. Вообще же он не имеет никакого родства ни с одним языком в мире. Он очень гортанен, но не неприятен.»
ИОГАНН ТУНМАНН
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО DER KRIMISCHE STAAT
САГИД МЫЖЕЙ
Один из талантливых джегуако, современник и друг Ляши Агноко. Родился и жил в селении Бесланук (ныне — Большой Зеленчук) Карачаево-Черкесии. Годы жизни — 1856–1949. Автор многих шуточных и сатирических песен, ставших народными. Известен веселым характером, острым юмором и тонкостью знания этикета.
Как Сагид шутил с Эфенди
Однажды эфенди, служитель культа, упрекнул Сагида в богохульстве и в том, что он сбивает людей с верного пути, сдирает с них деньги, на что джегуако ответил так:
«Эй, эфенди, давай поделим людей на твоих и моих: Если человек покачивается, то он мой, Если совсем свалится — твой. Только мне люди дают, танцуя и веселясь, А тебе — оплакивая усопшего и пребывая в горе. Посуди сам, чей сбор более угоден богу?
Примечание:
Фраза «если человек покачивается» означает — когда человек навеселе и рад жизни; «если совсем свалится» означает — когда он умер. То есть, джегуако оставляет за собой обязанность печься о живых, а за служителем культа — заботу о погребении умерших.
Один из талантливых джегуако, современник и друг Ляши Агноко. Родился и жил в селении Бесланук (ныне — Большой Зеленчук) Карачаево-Черкесии. Годы жизни — 1856–1949. Автор многих шуточных и сатирических песен, ставших народными. Известен веселым характером, острым юмором и тонкостью знания этикета.
Как Сагид шутил с Эфенди
Однажды эфенди, служитель культа, упрекнул Сагида в богохульстве и в том, что он сбивает людей с верного пути, сдирает с них деньги, на что джегуако ответил так:
«Эй, эфенди, давай поделим людей на твоих и моих: Если человек покачивается, то он мой, Если совсем свалится — твой. Только мне люди дают, танцуя и веселясь, А тебе — оплакивая усопшего и пребывая в горе. Посуди сам, чей сбор более угоден богу?
Примечание:
Фраза «если человек покачивается» означает — когда человек навеселе и рад жизни; «если совсем свалится» означает — когда он умер. То есть, джегуако оставляет за собой обязанность печься о живых, а за служителем культа — заботу о погребении умерших.
Circassian Union and Mutual Aid Society
Date 4 November 1908
Черкесский союз и общество взаимопомощи
Ittihat Teavun
Date 4 November 1908
Черкесский союз и общество взаимопомощи
Ittihat Teavun