Статистика ВК сообщества "Омбудсмен образования"

0+
Честный анализ законодательства для учителей, воспитателей, родителей и других участников образовательного процесса.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Коллеги, новые ФГОС НОО (1-4) и ФГОС ООО (5-9). К началу 2021-2022 учебного года необходимо будет внести изменения в ООПы школ на этих двух уровнях, ну и в рабочие программы учебных предметов. Готовимся морально.

1596 119 ER 6.4301
Миниатюра "Опытный учитель и молодой специалист в учительской"

Данное видео никогда не потеряет свою актуальность :)

557 34 ER 2.7492
«Откройте, это ваш классный руководитель!», или обязан ли классный руководитель посещать учеников по месту их жительства?

Много споров по поводу того, должен или нет классный руководитель посещать семьи учеников для анализа условий их жизни. Давайте взглянем на эту проблему с точки зрения права.

Для работы нам понадобятся:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (вместе с "Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства", "Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 N 15610) (далее - Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334);
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (далее – ПП РФ от 18.05.2009 N 423) ;
- Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 "Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений" (далее - Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21);
- Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 <О Методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях> (далее - Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16);
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (далее – ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8);
- Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017;
- Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017;
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (далее – СК РФ).

Так как ликбез получился объемным, для удобства ответ будет в начале, а ниже будет правовое обоснование

Обязанность посещать жилые помещения отдельных обучающихся можно возложить на классных руководителей при соблюдении следующих условий:
📌 Наличие договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства к конкретной образовательной организации;
📌 Наличие устного или письменного обращения (и то и другое должны быть приняты и зарегистрированы в установленном порядке образовательной организацией) в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося;
📌 Такое полномочие должно быть предусмотрено в должностной инструкции классного руководителя (или в ином документе, регламентирующем деятельность классных руководителей);
📌 Посещение осуществляется в отношении КОНКРЕТНОГО обучающегося, по итогам которого составляется акт обследования жилого помещения;
📌 Без договора о передаче полномочий образовательной организации акт обследования жилого помещения не имеет юридической силы, т.е. НЕЗАКОННЫЙ.

📝Таким образом, пока вам не покажут договор о том, что школе передали полномочия органов опеки и попечительства, вы НЕ ОБЯЗАНЫ посещать ребенка. Более того, следующий документ, который вам должны показать - это зарегистрированное в установленном порядке письменное или устное обращение, направленное на проверку конкретного ученика. Проверять всех подряд нельзя.

Давайте по пробуем разобраться совсем по порядку.

Нашел интересное Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16 в котором подробнейшим образом описывается откуда возник институт классного руководства и какие основные задачи у классного руководителя. Нашел абзац, который можно притянуть к теме ликбеза: «…Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ📍, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность…».

Данное письмо содержит условие о том, что классный руководитель должен проанализировать условия жизни ребенка. Но не сказано, каким образом. Это ведь может банальный опрос самого ребенка и\или его родителей, или классный руководитель должен в окно заглядывать к обучающимся? Едем дальше.

Рассмотрим какие задачи перед классным руководителем ставит Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21. Данный Приказ ставит в обязанность классного руководства: «…обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей. Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)…» и все. 📍Приказ НЕ СТАВИТ в обязанность посещение семей обучающихся, он говорит о том, что классный руководитель должен выступать связующим звеном между образовательной организацией и родителями. Вряд ли для установления связи необходимо находиться в квартире родителей обучающегося.

Первым документом, в котором говорится об обследовании образовательными организациями жилых помещений несовершеннолетних является Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334.

📍Так согласно п. 2 Приказа Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и далее перечислены конкретные случаи.

Согласно п. 3 Приказа обследование проводится органом опеки и попечительства либо ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке ПЕРЕДАНО ПОЛНОМОЧИЕ органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

📍Обращаю внимание, что образовательной организации должно быть передано полномочие органов опеки и попечительства в установленном порядке. Без такой передачи, все акты осмотра жилого помещения со стороны образовательной организации не будут иметь никакой юридической силы.

📍В соответствии с п. 4 Приказа ОСНОВАНИЕМ для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные ОБРАЩЕНИЯ юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 Приказа (он указан выше).
Таким образом, образовательная организация (при условии, что ей передали соответствующие полномочия органы опеки и попечительства) НЕ МОЖЕТ по своему усмотрению проверять условия жизни всех детей, для этого должны быть ОБРАЩЕНИЯ. И вот для проверки таких обращений можно организовать посещение ребенка по его месту жительства. Проверять условия жизни всех обучающихся правовых оснований НЕТ. Нет обращения – нет проверки.

Получается, что для составления акта обследования условий жизни несовершеннолетнего у образовательной организации должно быть переданное полномочие от органов опеки и попечительства, которое передается в порядке, определенном ПП РФ от 18.05.2009 N 423.
Так в п. 2 Постановления Правительства РФ указано, что в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Получается, что на территории субъекта РФ у органов опеки и попечительства должны быть вышеперечисленные проблемы, для того чтобы передать часть своих полномочий образовательным организациям.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ полномочия, предусмотренные пунктом 2 (указано выше), осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с ДОГОВОРОМ, заключенным с органом опеки и попечительства.

📍Если вышеназванные условия не соблюдены, то сотрудники образовательной организации не имеют правовых оснований посещать ребенка по месту его жительства. И не надо прикрывать это добровольностью, что родители сами впускают и т.д. Такие посещения происходят не в рамках должностных полномочий, а как обычный гражданин, т.е. вы будете тратить свое время, которое работодатель не обязан оплачивать.

В предыдущей статье был рассмотрен порядок получения документов, относящихся к вашей работе. Так что при распоряжении провести осмотр жилых помещений обучающихся, требуйте в ответ, чтобы администрация предоставила заверенную копию договора о передаче полномочий от органов опеки и попечительства. Ведь без этого договора вы не имеете права посещать обучающихся.

При этом согласно п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 СК РФ (дети родители которых умерли, лишены дееспособности, лишены\ ограничены в родительских правах и т.д.), обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Все, это максимум, что можно сделать. Далее начинают работать органы опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Таким образом, при отсутствии правовых оснований (угрозы жизни и здоровья и т.д.) можно не впускать в жилое помещение сотрудников полиции, что уж говорить об учителях, которые посещают жилые помещения в роли обычных граждан.

Судебная практика:

- ПП ВС РФ от 31.10.1995 N 8: «…Эти же обстоятельства суды должны иметь в виду при рассмотрении материалов, подтверждающих необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции Российской Федерации), если такие материалы представляются в суд органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…». В данном постановлении достаточно большой перечень оснований, при наличии которых можно проникать в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, но такого основания как проверка условий жизни обучающегося там нет.;

- Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.08.2017 по делу N 33-8973/2017: «…В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, ч. 2 ст. 3 ЖК РФ, проникновение в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается на основании судебного решения…».

- Определение Московского городского суда от 31.07.2017 N 4г-8583/2017: «…Согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения…».

1099 46 ER 3.7899
Минпросвещения до минимума сократило перечень документации, которую должен заполнять учитель.

744 101 ER 3.0577
Родители предложили министру просвещения Сергею Кравцову подать в отставку

295 115 ER 2.5505
Убитая учительница в Казани состояла в нашей группе. Я трагедию приняла близко к сердцу. Когда увидела коллегу в группе, события показались ещё ближе. Не могу принять это и сказать типа на всё воля божья, такая судьба. Нет, это не судьба, это урод какой-то решил так. Это самое цензурное слово в моей голове. Сволочь.

25 126 ER 1.6038
Идея💡С 1 сентября давайте у себя на страницах в соц.сетях будем публиковать пост: "Я учитель и мне стыдно перед семьёй за мою зарплату". Картинку соответствующую поставим. Если нужно подготовлю. В Год педагога и наставника нужно начать бороться за право за достойную оплату труда и полноценную жизнь!

Хочется знать, сколько нас таких, готовых действовать?!

66 361 ER 1.7679
Здравствуйте, коллеги.
Моя история будет полезна тем, кто решит работать в ППЭ в 2022 году. Буду лаконична. Только факты.
4 июня на экзамене по русскому языку я была ответственным организатором в аудитории. Федеральные наблюдатели принялись за работу по всей стране. В 12.43 поступила "метка", что я подошла к рабочему месту участника ГИА-11 и частично закрыла камеру видеонаблюдения (об этом написано в Акте об отработке метки). Меня удалили из аудитории, составили акт об удалении в связи с нарушением Порядка проведения ГИА-11 и акт об отработке "метки" о нарушении. Копии этих документов мне не выдали в штабе ППЭ.
9 июня комитет образования и науки Курской области составил протокол за нарушение Порядка по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ, в котором описывает и другое нарушение: организатор не проверил комплектность ЭМ и листов бумаги для черновиков при выходе участника экзамена из аудитории, нарушив п. 65 Порядка, и в ведомости учета времени отсутствия указала время выхода участника, которое на 2 минуты отличается от времени на видео. Нюанс: ведомостью учета времени занимался другой организатор.
Протокол направлен в суд.
ч. 4. ст. 19.30 КоАП РФ Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников. Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Договор о работе на ППЭ не заключался.
29 июля состоялось первое заседание суда. Я ознакомилась с моим делом. Члены ГЭК постарались: правильно оформили документы, прислали копии всех протоколов, актов, приказов. Была и ведомость учёта времени отсутствия ребёнка в аудитории. Я убедилась, что эту ведомость заполнил другой организатор. Было решено пригласить в качестве свидетеля лицо, составившее протокол, и затребовать доказательства по моим нарушениям.
Пишу без эмоций: отболело. В прямом смысле отболело, лечилась уколами от боли в спине и таблетками от лицевого мышечного спазма.
Следующее заседание суда после отпуска судьи состоится 23 августа. Если вам интересно, расскажу.

422 188 ER 2.4279
❗ Понедельник - время ликбеза

Ответственный за кабинет. Нужно ли что-то покупать, делать ремонт в кабинете за свой счет или нет? В чем суть работы?

Для работы нам понадобятся:
- Трудовой кодекс РФ;
- Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ № 536);
- Постановления Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» (далее – Постановление № 85).

Начнем с того, что заведование кабинетом - это дополнительная работа, не обусловленная трудовым договором, поэтому нужно:
- Написать заявление на согласие выполнять функции по заведованию кабинетом (ст. 60.2 ТК РФ, пп.6 п. 2.3 Приказа № 536);
- Подписать дополнительное соглашение к трудовому договору (если это не прописано в трудовом договоре, но это не отменяет подачу письменного согласия);
- Ознакомиться с приказом.

В чем суть заведования кабинетом? Заведование кабинетом предполагает обязанности по соблюдению требований законодательства в конкретном кабинете. Нет обязанности что-либо покупать за свой счет, нужно своевременно в случае выявления недостатков писать служебные записки администрации учреждения. На втором экземпляре получаем отметку, что администрация ее получила. Иначе доказать факт того, что вы говорили руководству о нарушениях, становится практически невозможно (подробнее в ликбезе «самозащита работника»).
Все заявления администрации, что, если вы заведуете кабинетом, то и должны все покупать туда или делать ремонт, не имеют под собой законных оснований. Если будут настаивать на обратном, то пусть выдадут должностные обязанности, где это будет прописано, и мы их с удовольствием обжалуем. Право их требовать дает ст. 62 ТК РФ.
Вы можете в кабинете расставить мебель, как вам нравится, оформить стенды и т.д.
Кроме этого, педагогический работник не является материально-ответственным лицом, поэтому в случае, если что-то разобьется в кабинете или будет похищено, педагог не обязан покупать или отдавать деньги за эту вещь. Это будет только в случае, если работодатель докажет вину работника в порче или утере вещи. Тогда обязанность вернуть деньги или купить новую вещь наступает независимо от того, какую должность занимает работник и какие функции выполняет.
Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества утвержден Приложением № 3 Постановления № 85.
Такой работы, как «заведование кабинетом» , в этом перечне нет, что делает все соглашения о полной материальной ответственности незаконными.

Подводя итог:
1. Должны написать заявление о согласии выполнять работу;
2. Должны докладывать обо всех нарушениях в кабинете, чтобы администрация их устраняла;
3. Свобода организации пространства в кабинете с учетом требования закона;
4. НЕ должны покупать что-либо и ремонтировать кабинет за свой счёт;
5. Договор материальной ответственности не заключается с педагогическим работником, который заведует кабинетом.

Было полезно? Сделай репост, помоги развитию проекта.

282 28 ER 1.5547
Снова закручивают гайки санитарные правила в школах, песня про давно прожитую самоизоляцию на злобу дня

239 15 ER 1.1255