Статистика ВК сообщества "Детский невролог Балахна"

0+
Информационно-просветительский сайт

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

❗️ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ❗

"Когда наш сын тонул, я стоял возле бассейна и смотрел на него, с коктейлем в руке! Это был первый час отдыха в отеле. Моя супруга стояла рядом, помню, только секунду, как я подумал: «Что она делает?!» ставит коктейль и в одежде ныряет в бассеин, в котором по колено воды.
Через несколько секунд я понял. Оказалось, что в этом бассейне, лягушатник переходит в глубокий с легким наклоном.

(Так же, в детстве, тонул я в бассейне Динамо, на глазах у десятков людей и моего папы. Мне повезло, что рядом оказался тренер)

🔹Новый капитан спрыгнул с мостика, будучи полностью одетым, и быстро поплыл. Как бывший спасатель, он не спускал глаз с жертвы, направляясь прямо к паре отдыхающих, плавающих между лодкой, поставленной на якорь, и пляжем. «Мне кажется, он думает, что ты тонешь», - обратился мужчина к своей жене. Они играли в воде, брызгаясь друг в друга, и она время от времени вскрикивала, но теперь они просто стояли на песчаной отмели по шею в воде. «У нас все в порядке, что же он делает?» - спросила она с некоторым раздражением. «У нас все в порядке!» - закричал муж, помахав рукой спасателю, но капитан и не подумал остановиться. «С дороги!» - закричал он, проплыв между изумленными владельцами лодки. Прямо за ними, всего в трех метрах от отца, тонула их девятилетняя дочь. Когда капитан вытащил ее из воды, она расплакалась: «Папочка!»
🔺Как капитан, находясь в 15 метрах от отдыхающих, понял то, чего не смог понять отец, находясь всего в трех метрах от тонущей девочки?

⚡⚡⚡Все дело в том, что когда человек тонет, он не издает резкого и пронзительного крика о помощи, как считает большинство людей. Этого Капитана научили распознавать утопающих профессионалы и многолетний опыт. А отец девочки, почерпнул информацию о том, как выглядит утопающий человек, из телевизионных программ. Если вы проводите время на воде или на берегу (а это время от времени делают все), вы должны убедиться в том, что вы и окружающие вас люди знают, по каким признакам можно определить, что человек тонет, еще до того как войти в воду. До того как девочка со слезами закричала «Папочка!», она не издала ни звука. Как бывший спасатель береговой охраны, я не был удивлен этой историей. Когда человек тонет, это редко сопровождается какими-либо звуками. Размахивание руками, брызги и крики, к которым нас готовит телевидение, встречаются в реальной жизни крайне редко.

🔴«Инстинктивная реакция утопающего» (Instinctive Drowning Response), названная так доктором наук Франческо Пиа (Francesco A. Pia), это то, что люди делают, чтобы избежать фактического или предполагаемого удушения при погружении в воду. И выглядит она совсем не так, как думает большинство людей. Никакого размахивания руками, брызг и криков о помощи. Чтобы лучше представлять, как тихо и незрелищно выглядит этот процесс с берега, подумайте вот о чем: среди детей в возрасте до 15 лет утопление является второй по распространенности причиной смерти (сразу после дорожных аварий), а из приблизительно 750 детей, которые утонут в следующем году, каждый второй утонет на расстоянии не более 20 метров от своих родителей или других взрослых. В некоторых случаях взрослый даже будет непосредственно наблюдать за тем, как ребенок тонет, не подозревая о том, что на самом деле происходит. Утопающие редко похожи на утопающих, и в своей статье в журнале On Scene, принадлежащем береговой охране, доктор Пиа подробно описывает инстинктивные реакции утопающего следующим образом:

♦️1. «За исключением редких случаев, тонущие люди физиологически неспособны позвать на помощь. Дыхательная система человека рассчитана на дыхание. Речь – это ее вторичная функция. Прежде чем речь станет возможной, необходимо восстановить функцию дыхания.
♦️2. Рот тонущего человека попеременно уходит под воду и появляется над ее поверхностью. Рот тонущего человека находится над водой недостаточно долго для того, чтобы он мог выдохнуть, вдохнуть и позвать на помощь. Когда тонущий человек выныривает из воды, ему хватает времени, только чтобы быстро выдохнуть и вдохнуть, после чего он сразу же снова уходит под воду.
♦️3. Тонущие люди не могут размахивать руками, чтобы привлечь внимание. Они инстинктивно вытягивают руки в стороны в попытке оттолкнуться от воды. Такие движения позволяют им всплыть на поверхность, чтобы иметь возможность дышать.
♦️4. Из-за инстинктивных реакций тонущие люди не могут контролировать движения руками. Люди, пытающиеся удержаться на поверхности воды, физиологически не способны перестать тонуть и совершать осмысленные движение – размахивать руками, постараться приблизиться к спасателям или добраться до спасательного снаряжения.
♦️5. От начала и до конца, пока действует инстинктивная реакция, тело тонущего человека остается в вертикальном положении, без малейших признаков поддерживающих движений ногами. Если подготовленный спасатель не вытащит его из воды, тонущий человек может продержаться у поверхности от 20 до 60 секунд перед тем как полностью уйти под воду.

🔸Это вовсе не означает, что человек, зовущий на помощь и отчаянно размахивающий руками, вас обманывает – скорее всего, это приступ паники в воде. Такой приступ далеко не всегда предшествует инстинктивной реакции утопающего и зачастую длится совсем недолго, но в отличие от настоящего утопления жертвы такой паники на воде способны помочь своим спасателям – к примеру, ухватиться за спасательный круг.
🔸Когда вы находитесь на берегу или в воде, вам необходимо обращать пристальное внимание на следующие признаки, свидетельствующие о том, что человек тонет:

• Голова жертвы погружена в воду, а рот находится у самой ее поверхности;
• Голова откинута назад, рот открыт;
• Стеклянные, пустые глаза не фокусируются;
• Глаза жертвы закрыты;
• Волосы закрывают лоб или глаза;
• Жертва держится в воде в вертикальном положении, не совершая движений ногами;
• Жертва дышит часто и поверхностно, захватывает ртом воздух;
• Пытается плыть в определенном направлении, но безуспешно;
• Пытается перевернуться на спину;
• Может показаться, что жертва карабкается по веревочной лестнице.

🔸Поэтому, если человек падает за борт и все выглядит нормально, не стоит успокаиваться раньше времени. Иногда самым главным признаком того, что человек тонет, является то, что он не похож на утопающего. Может показаться, что он просто пытается удержаться на воде и смотрит на палубу. Как определить, все ли в порядке? Задайте простой вопрос: «У вас все в порядке?» Если человек вам хоть что-то ответил, тогда, возможно, ему ничего не угрожает. Если в ответ на свой вопрос вы увидите пустой взгляд, у вас есть всего полминуты, чтобы вытащить жертву из воды. И, родители, запомните: дети, играющие в воде, шумят. Если они перестали шуметь, вытащите их из воды и узнайте, почему.

❗️Распространяйте, чем больше людей прочитает тем больше будет спасенных людей❗
Владимир Коваль.

#детскийневролог#балахна#заволжье#городец#чкаловск#нижнийновгород#врач#здоровье#мозг#развитие#нервнаясистема#поведениенаводе#плавание#отпуск#вода#спасение#будьтевнимательны#жизнь

141 0 ER 8.3989
🤗Уровень доверия 🤗

Когда мы идём к врачу с ребёнком, всегда хочется услышать, что именно моя дочь или мой сын самый здоровый, самый лучший и вообще все хорошо....и все будут жить долго и счастливо... 🙏😇

👀 Но....могут возникать ситуации, что не всегда всё так, как хочется слышать......
- "Ребёнок ест, спит - что ещё нужно маме и папе ? Разве не этим оценивается здравие?" - подумают родители....

👩‍⚕️Врач-невролог оценивает ребёнка комплексно и важную роль играет осмотр, когда проверяются рефлексы, мышечный тонус, общее состояние и т.д ....и вот здесь иногда родители не понимают, и не важно, что ты 3 раза объяснил и повторил одно и тоже, почему поставлен диагноз, зачем ребёнку назначаются исследования, лечение ....🤔

⚠️ВРАЧ ВИДИТ НЕ ТОЛЬКО НОРМУ, НО И ФОРМИРУЮЩУЮСЯ ПАТОЛОГИЮ!⚠

‼️И это очень важно, т.к. от своевременности назначенных процедур будет зависеть дальнейшее развитие ребёнка, качество его жизни и, соответственно, родителей.

⏳️А время .....идет .....

☝️️ Для того чтобы быть здоровым, нужно прилагать некоторые усилия, кому-то профилактика, а кому-то лечение.....здесь уже все индивидуально......

✅️Сходить на приём к врачу, следовать лечению и всем рекомендациям - это все не волшебство....это огромный титанический труд 💪 двух сторон - родителей и врача, во благо своему чаду.

🤝Задача, чтобы было доверие между друг другом, только тогда возможно добиться эффективных результатов и успехов, один в поле не воин...и не всегда бывают быстрые результаты, особенно когда хочется ждать чуда....нельзя забывать, что иногда приходится бороться до седьмого пота .....но, главное идти вперёд!🚀

Пусть наши детки будут здоровы! 🌼🐣☀
С уважением, Ваша Эллина Сергеевна❤

#детскийневролог #балахна #нижнийновгород #заволжье #городец #здоровье #развитие #дети #родители

6 0 ER 2.5708
❌❌❌❌❌❌❌
Двухлетний ребёнок не может связно говорить❓ Позд­но начал ходить❓Школьник плохо учится❓
‼️Эти симптомы не стоит пропускать‼
❌Чего не видят педиатры❓❗

🔷Воспитатели детских садов и учителя начальной школы давно подмечают: если раньше в группе или классе было 1–2 ребёнка с нарушениями речи или задержкой развития, то сейчас таких детей чуть ли не половина.
👉В большинстве случаев причина психоневрологических проб­лем в родовой травме.

✅Как вовремя заметить и исправить нарушения?

❌Не вешайте болезнь на шею.
☝🏻Все неврологи знают, что главную роль в развитии цент­ральной нервной системы ребёнка играет кровоснабжение ствола головного мозга.
✴️Он находится в задней черепной ямке, и питают его позвоночные артерии.

⚠️Любые повреждения шеи при родах ведут к ухудшению кровотока в этих артериях, а значит, и в стволе мозга.
‼️Итог – неврологические нарушения вплоть до таких тяжёлых, как ДЦП.

👨‍⚕️Известный детский врач-невролог Александр Ратнер ещё в 70-х годах XX века первым догадался, что при травмах центральной нерв­ной системы у новорождённых причину надо искать в… шее.

✳️Благодаря ему сотни малышей были спасены от гибели и инвалидности.

🌐А недавний Данидинский эксперимент в Новой Зеландии показал: дети, у которых в детстве выявили нарушения кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы, в разы чаще заболевают шизофренией, аутиз­мом и аутоиммунными патологиями – ревматоидным артритом, рассеянным склерозом и другими.

*️⃣Сейчас очень часто встречаются дети, которым ставят под вопросом диагноз "аутизм" или "расстройство аутистического спектра" – ребёнку 5 лет, а он плохо говорит, зам­кнут, ведёт себя странно. Вся проблема в свёрнутой от рождения шее. Вылечишь её – и аутизм проходит.

✅Почему вдруг такой эпидемией стали родовые травмы шеи и связанные с ней проблемы?

🔺Сегодня у редкой женщины беременность и роды проходят без осложнений. Виноваты плохая экология, поздний возраст рожениц, а значит, и букет накопленных к моменту появления малыша болезней.
➡️В итоге, когда она попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача – сохранить обе жизни с минимальным вредом для здоровья. ↪️Например, применяют особые вещества, стимулирующие роды, надавливают на живот, если ребёнок тяжело идёт по родовым путям и рискует задохнуться.
↘️А если роды начались раньше времени, скажем, на 38-й неделе (сегодня считается нормой), то у ребёнка чуть-чуть недосформировались хрящевые структуры, им не хватает плотности, и риск повредить шею, когда он буквально вкручивается в родовые пути винтом, а сверху к тому же давит акушерка, ещё выше.

🔴Но больше всего свёрнутых шей даёт ­кесарево сечение. Когда ребёнка достают через небольшой разрез у женщины в животе, его фактически складывают пополам, и шея травмируется…

🔶Явные проблемы неонатолог выявит, на мелочи и скрытые симптомы внимания может не обратить. ➡️ Жив? Кричит? Дышит? Грудь берёт? Рефлексы на руках-ногах есть? Годен к строевой!

⚡⚡⚡️Чего не видят педиатры ⚡⚡⚡

Есть тревожные симптомы, на которые стоит обратить внимание родителям.

⚠️Если новорождённый младенец не спит по ночам и кричит – это ненормально.

❌Значит, центр сна, который находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью.

🔆Ребёнок должен просыпаться, только чтобы поесть. Если у него нет проблем с животиком, температуры, инфекций в складках кожи, значит, остаётся родовая травма.

⚠️Когда ребёнок постоянно срыгивает и это не связано с сужением клапана желудка, вероятно, у него повышенное внутричерепное давление: венозный отток нарушен опять же из-за того, что вены шеи при родах пережали сместившиеся шейные позвонки.

📛Часто педиатры ставят малышам синдром «слабый тонус рук».
‼️Он тоже может развиться при нарушении кровотока шейных сегментов спинного мозга, где берут начало нервы плечевого сплетения.
➡️А ведь через пальчики, тактильные ощущения в мозг поступает информация, благодаря которой ребёнок по­знаёт мир, обучается. ⏩Как следст­вие – задержки в развитии, в том числе речи.

🆘 Если ребёнок после года и двух месяцев не говорит первые слова, а в два не общается со взрослыми предложениями, нужно бить тревогу.

‼️Не слушайте тех, кто успокаивает: мол, ничего страшного, потом заговорит. Возможно.

☝🏻Но в какие проблемы это выльется?

👉Нервные волокна идут от шейных сегментов спинного мозга не только к рукам, но и ногам.

⏳ Если ребёнку исполнился год, а он до сих пор не пошёл, тоже стоит насторожиться.

⛔️Не верьте врачам, которые будут утешать, что всё в порядке, ребёнок просто не хочет, позже пойдёт. ❗️Это явное отставание в развитии❗

➡️Точно так же плоскостопие, которое часто развивается у детей 5–7 лет, говорит о слабой голени и возможной причине в шее. К стопе идут от шеи самые длинные нервы. Если кровоток спинного мозга в шее пережат, это в первую очередь скажется на отдалённых зонах. И стопа провиснет.
🔸Родители покупают ортопедические стельки, обувь, делают детям массаж, но ничего не помогает. А необходима коррекция шейного отдела позвоночника – и свод стопы восстанавливается.

⚠️Бордовые пятнышки между затылком и шеей у новорождённого (пятна аиста), которые даже врачи не считают опасным симптомом, просто вопиют о пережатии позвоночных артерий после родовой травмы.

➡️Кровь пытается идти в обход – через глубокую артерию шеи и сонные артерии, питающие кору головного мозга. В результате кора перенасыщается кислородом, и ребёнок становится гипервозбудимым – кричит, не может спокойно спать и т. д.

🙈Учиться- не лениться!

⚠️Если школьник быстро утомляется, не может сосредоточиться на уроке, учится с двойки на тройку, причина может быть в плохом крово­снабжении ствола головного мозга.

👉Часто приходится слышать: мы простые люди, у нас в роду не было одарённых, и ребёнок в науках не силен. На самом деле все рождаются способными.

🔻Если ваш ребёнок плохо успевает в школе, попросите его присесть. Пятки оторвались от пола – значит, есть гипоксия задних отделов мозга.

🔷Если родители обнаружили какой-то из тревожных симптомов, надо сделать ребёнку УЗИ сосудов шеи, чтобы выяснить, где пережата артерия или нарушен венозный отток.

⚠️Если мозгу не хватает кислорода и питания, он повышает давление и уровень сахара в крови, чтобы получить нужное.

❗️Для этого перестраивает работу поджелудочной железы и печени, что ведёт к раннему диабету, дискинезии желче­выводящих путей.

👉Ребёнок становится зависим от сладкого. А избыточное потребление сладкого, что доказал тот же Данидинский эксперимент, ведёт к раннему развитию нейродегенеративных заболеваний и предрасположенности таких детей к курению, алкоголизму и наркомании.

✅По­этому ограничьте простые углеводы. А вот молочные продукты, рыба будут полезны.

⚠️В тяжёлых случаях пережатия кровотока в области шеи требуется лечение в условиях клиники.

‼️Родовые травмы шейного отдела позвоночника приводят к нарушению крово­снабжения ствола головного мозга и, как следствие, отставанию в развитии: ребёнок позже пойдёт, будет хуже говорить, учиться.

Доктор Шишонин А.Ю.невролог, кандидат медицинских наук.
#детскийневролог #балахна #заволжье #городец #чкаловск #нижнийновгород #сормово #врач #здоровье #мозг #развитие #нервнаясистема #развиваемсяправильно #дети #норма #патология #родовыетравмы #шея #позвоночник #лечение

95 1 ER 4.0265
РОДОВАЯ ТРАВМА

Позвоночник ребенка чрезвычайно чувствителен к различным механическим нагрузкам, сопровождающим процесс родов.

Вероятность травмы резко возрастает при:

стимуляции родовой деятельности;

наложении акушерских щипцов;

родоразрешении путем кесарева сечения;

недоношенности;

малой массе новорожденного (менее 3000);

большой массе новорожденного (более 4000).

В последнем случае повреждения шейных позвонков или их связочного аппарата с последующими подвывихами и нестабильностью бывают практически всегда.

При обвитии пуповины в процессе родов, существует возможность получения травмы ребенком.
Наиболее часто происходит смещение и ротация шейных позвонков.

Не у всех детей сразу же возникают грубые неврологические поражения. У части детей не происходит смещения позвонков, но угроза дислокации позвонков, нестабильность существует.

При резком повороте головы. незначительной травме, нестабильные позвонки могут сместиться с развитием соответствующего выраженного неврологического симптомокомплекса.

Возможно нарушение кровотока в вертебро-базилярном бассейне, спастическое напряжение мышц на уровне шейного отдела, спазм купола диафрагмы.

Родители обращаются с жалобами на
- повышенную возбудимость детей,
- частые пробуждения,
- вынужденную позу и ассиметричное положение тела и головы ребенка,
- невозможность повернуть голову ,
- разный тонус в руках и др., которые можно связать с травмой, полученной в процессе родов.

Метод мануальной терапии позволяет выявлять и устранять смещения позвонков у детей раннего возраста.
Симптомы, на которые жалуются родители, возможно устранить с помощью коррекции позвоночника.
С учетом того, что неврологические нарушения являются осложнением родов, желательно проводить коррекцию позвоночника как можно раньше.

31 1 ER 1.8489
ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
(примерный график развития речи малыша)

🔶 1 месяц
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение - кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».

🔶 2 месяца
Быстро отвечает улыбкой при общении.
Кричит с разной интонацией.
Начинает гулить.

🔶 3 месяца
Внимательно слушает обращенную к нему речь.
Начинает различать интонацию взрослого.
Гулит нараспев.

🔶 4 месяца
Продолжительно гулит нараспев.
Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).
Пытается подражать интонациям взрослых.

🔶 5 месяцев
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.
Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).

🔶 6 месяцев
Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).
Подолгу общается сам с собой.
Узнает по голосу близких.

🔶 7 месяцев
На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.
Продолжительно и активно лепечет.

🔶 8 месяцев
Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».
Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.

🔶 9 месяцев
Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».
Знает свое имя, откликается на зов.
Привлекает к себе внимание словами и жестами.
Говорит с разной интонацией.

🔶 10 месяцев
Повторяет за взрослым новые слоги.
Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).
По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.

🔶 11 месяцев
Говорит «дай», «на» и т. д.
Понимает значение слова «нельзя».

🔶 1 год
Легко повторяет новые слоги.
Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.
Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).

🔶 1-1,5 года
Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.
Выполняет поручения взрослых.
Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.
Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).
Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.
Пытается связать в предложение два слова.
В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.

🔶 1,5-2 года
Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.
Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.

Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.

Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.
Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».

В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.

🔶 2-2,5 года
Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.
Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).
Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.
Задает вопросы «когда?», «где?».
В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).

🔶 2,5-3 года
Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).
Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).

Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.
Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).

⚠️Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).

❗❗❗️ В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.

#детскийневролог #балахна #заволжье #городец #нижнийновгород #врач #развитиедетей #здоровье #мозг #речь #речевоеразвитие #дети

26 0 ER 1.2355
ОСОБЕННОСТИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ.

📌Чаще подобного рода диагноз выставляется новорожденным или деткам грудного возраста, что имеют несформированный связочный аппарат и перенесли родовые травмы шейного сегмента позвоночного столба.

❓Что является причиной развития шейной нестабильности❓

⚠️Нестабильность в ШОП – это функциональное отклонение, вызванное патологической мобильностью в шейном отделе позвоночника, которая проявляется локальным увеличением амплитуды движений, смещением тел позвонков относительно суставной оси и появлением избыточной свободы в движениях шеей.

‼️При нестабильности в ШОП позвонки пережимают нервы и кровеносные сосуды, в результате чего происходит спазм сосудов и ухудшается кровоснабжение головного мозга, тем самым вызывая гипоксию головного мозга (недостаток кислорода), в результате чего проявляется неврологическая симптоматика.

✴️Перед тем, как определиться с основными причинами патологии, следует разобраться, почему все-таки возникает нестабильность шейных позвонков у человека?

➡️Дело в том, что шейный сегмент позвоночного столба в составе семи позвонков представляет собой сложную конструкцию, которая одновременно обладает как высокой подвижностью, так и отличной стабильностью. ⏺Что это значит?
🔸С одной стороны шея является тем местом, где происходит невероятно большое количество движений: наклоны, повороты, кивки, покачивания, вращательные движения и тому подобное.
🔸С другой стороны, данный отдел позвоночника служит своеобразной опорой для головы, на которой она надежно держится.

✔️Когда баланс двух функциональных показателей нарушается, а мобильность позвонков увеличивается, принято говорить о развитии нестабильности ШОП.

🔷Нестабильность в шейном отделе позвоночника (НШОП), симптомы которой указывают на серьезные нарушения со стороны опорно-двигательной сферы, характеризуется рядом определенных патологических проявлений, которые существенным образом ухудшают качество жизни человека и приносят ему немало страданий.

🔴Причинами НШОП у детей являются
🔺родовые травмы, вследствие стремительной родовой деятельности,
🔺обвития шеи плода пуповиной,
🔺застревание ребенка в родовых путях,
🔺выдавливание,
🔺родоразрешение при помощи акушерских щипцов, вакуума, медикаментозная стимуляция и другое.

☑️Естественно, врачам не так просто диагностировать нестабильность шейного отдела позвоночника у новорожденных, но на первом году жизни по определенным признакам врач может заподозрить данную проблему и назначить дополнительное обследование.
‼️Но, если не проведен правильный осмотр малыша или при выявлении данной патологии не было вовремя назначено лечение, то по истечению некоторого времени болезнь сама проявит себя к трем-пяти годам.

📌Родители начинают замечать, что их ребенок стал более беспокойный, нервный, раздражительный, нарушение мышечного тонуса, рефлексов, нарушение доречевого и речевого развития, имеет плохую память, снижена концентрация внимания, быстрая утомляемость, могут быть навязчивые движения, головные боли, боли в шее, головокружения, мелькание «мушек» перед глазами, потемнение в глазах, предобморочные состояния, вялость, беспокойный сон, непереносимость езды в транспорте, носовые кровотечения, нарушение осанки, энурез, энкопрез, тики и др.

✳️Все перечисленные симптомы являются не просто поводом для беспокойства, но и толчком к действию, что заключается в немедленном визите к детскому неврологу с последующим осмотром и комплексом обследований.

⚠️ДИАГНОСТИКА.

Диагностика нестабильности в шейном сегменте позвоночника реализуется стандартным путем:
- сбор анамнестических данных с выяснением возможных причин развития нестабильности, наличия других патологий, основных симптомов болезни и др.;
- осмотр, с выявлением клинических признаков нестабильности ШОП
- к дополнительным методам исследованиям относятся: УЗИ шейного отдела позвоночника с функциональными пробами, рентгенография ШОП (метод является золотым стандартом в диагностике заболевания), УЗДГ сосудов шеи и головы.

⚠️Именно от своевременности и адекватности рабочего диагноза с выяснением возможных причин возникновения патологического процесса будет зависеть, как лечить нестабильность шейного отдела позвоночника и какие терапевтические методы окажутся наиболее эффективными.

✅СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ.
Функциональная нестабильность шейного отдела позвоночника у ребенка при своевременной и адекватной диагностике неплохо поддается коррекции.
🔅Лечение патологического процесса комплексное и длительное, а также должно проводиться исключительно под контролем опытных специалистов.

🔅Лечение нестабильности шейного отдела позвоночника у детей должно включать в себя:
- курсы специализированного лечебного массажа,
- мануальную терапию, остеопатию,
- физиотерапевтические процедуры, иглорефлексотерапию
- лечебную гимнастику и физкультуру
-медикаментозное лечение при сопутствующих нарушениях сосудистой системы.

Комплекс лечения назначается в зависимости от выраженности патологического процесса и индивидуальных особенностей.

❇️Данные методы помогут восстановить кровоток по шейным сосудам, укрепить связки в данной области и избежать развития более сложных деформаций позвонков.
‼️Если родители действительно желают полного выздоровления своего малыша, необходимо строго соблюдать все рекомендации специалиста.

*️⃣Прогнозы
Нестабильность в ШОП является вполне обратимым процессом.
Естественно, самоизлечение в данном случае невозможно.
✅Но при адекватной терапии пациент имеет все шансы на благоприятный исход болезни и полное исчезновение всех ее неприятных симптомов.

#детскийневролог #балахна #заволжье #городец #чкаловск #нижнийновгород #врач #здоровье #мозг #развитие #нервнаясистема #развиваемсяправильно #дети #норма #патология #родовыетравмы #обвитиепуповины #шея #позвоночник #нестабильность

20 2 ER 1.1000
💥 Внутричерепная гипертензия у детей 💥

Термин «внутричерепная гипертензия» широко распространен в современной медицине и зачастую сильно пугает родителей.
Однако на самом деле данное состояние не является самостоятельным диагнозом, а является лишь симптомом отдельной болезни.

🔻1. Что такое внутричерепное давление?
🔻2. Почему происходит изменение внутричерепного давления
🔻3. Симптомы повышения внутричерепного давления
🔻4. Диагностика
🔻5. Как лечить внутричерепную гипертензию
🔻6. Прогноз

👉Внутричерепная гипертензия сопровождает множество неврологических заболеваний детского возраста.
☝🏻❗Ее симптомы могут быть почти незаметными, а могут существенно влиять на физическое, моторное и нервно-психическое развитие малыша, на его состояние и даже угрожать жизни.

📍Заболевания, которые сопровождаются внутричерепной гипертензией, могут возникнуть у ребенка любого возраста.
⚠Папам и мамам важно вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и обратиться к специалисту, чтобы избежать непоправимых последствий.

☝🏻Не стоит путать понятия внутричерепное давление и внутричерепная гипертензия.

📌Внутричерепное давление, так же, как и артериальное, — физиологическое понятие.

📌Внутричерепная гипертензия обусловлена повышением внутричерепного давления и является симптомом заболевания.

🔸Что такое внутричерепное давление?

➡Ликвор, или спинномозговая жидкость, образуется в полости черепа из крови путем ее фильтрации в сосудистых сплетениях третьего и четвертого желудочков.
➡Затем через специальные отверстия она поступает в цистерны, расположенные в основании головного мозга.
➡Далее ликвор циркулирует по его поверхности, заполняя все свободные пространства.
▶Всасывание спинномозговой жидкости происходит благодаря специальным клеткам паутинной оболочки мозга. Так ликвидируется ее излишек.

✴В своем составе ликвор содержит гормоны, витамины, органические и неорганические соединения (белки, соли, глюкоза), клеточные элементы. Благодаря определенному соотношению всех компонентов поддерживается необходимая вязкость.
❇Состав и количество ликвора поддерживается организмом на одном уровне. Любые изменения служат показателем патологии.

⚠Ликвор выполняет амортизирующую функцию. Головной и спинной мозг как бы «висят» в замкнутом пространстве и не соприкасаются с костями черепа и позвонками. Во время движения и ударов мягкие ткани подвержены ударам, а ликвор смягчает их. Он также участвует в обмене веществ. Клетки мозга получают через ликвор питание, необходимое для своей жизнедеятельности, выводят ненужные продукты жизнедеятельности.

✅Итак, ликвор находится в замкнутой полости в движении, постоянно образовываясь и всасываясь. Во время своей циркуляции по ликворным путям он создает определенное давление на костные ткани и головной мозг, которое называется внутричерепным. ☝🏻И поддерживается оно на строго определенном уровне.

❓Почему происходит изменение внутричерепного давления ❓

👉Повышение внутричерепного давления, то есть синдром внутричерепной гипертензии, возникает вследствие ряда заболеваний, при которых происходит избыточная продукция ликвора, снижается его всасывание либо нарушается циркуляция.

➡Внутричерепная гипертензия сопровождает целый ряд заболеваний:
- внутриутробные инфекции;
- гипоксические поражения центральной нервной системы;
- травматические поражения центральной нервной системы (в т.ч. родовые травмы шейного отдела позвоночника);
- аномалии развития мозга и костей черепа, например, краниостеноз;
- гидроцефалия;
- воспалительные заболевания головного мозга (нейроинфекции);
- опухоли головного мозга;
- аномалии строения сосудов;
- кровоизлияния в головной мозг;
- различные тяжелые заболевания обмена веществ (тяжелый сахарный диабет, мукополисахаридозы).

📍При вышеперечисленных заболеваниях может возникнуть патология ликворвыводящих путей (сужение сильвиева водопровода, его раздвоение и разветвление).

🔻У недоношенных детей, а также у детей, перенесших менингиты, кровоизлияния, внутриутробные вирусные инфекции, происходит разрастание глиозной выстилки водопровода и его полная закупорка (обструкция).

🔻В результате врожденных пороков развития сосудов головного мозга (мальформаций) происходит аномальное их разрастание в виде клубочков. Эти клубочки разрастаются в размерах и могут препятствовать току спинномозговой жидкости.

🔻Разные патологические процессы в задней черепной ямке (сосудистые мальформации; аномалия Киари, когда структуры головного мозга выходят за пределы черепа через большое затылочное отверстие; аномалии развития мозжечка; опухоли) относятся к важным причинам нарушения циркуляции ликвора.

🔻Различные кровоизлияния создают препятствие току ликвора. При менингитах возбудители выделяют густой и вязкий экссудат, также вызывая обструкцию ликворвыводящих путей. Вследствие внутриутробных инфекций они могут разрушаться.

🔻Смещённые позвонки нарушают сосудистый ход, тем самым создавая препятствие току крови к головному мозгу и оттоку из полости черепа, также нарушается передача нервных импульсов между головным и спинным мозгом, который проходит в канале, образованном позвонками и отверстием в черепе, оказывая негативное воздействие на нервы, сосуды и связочно-мышечный аппарат.

📌Существует понятие доброкачественной внутричерепной гипертензии.
👉Это группа состояний с повышением внутричерепного давления без признаков закупорки ликворных путей и нейроинфекции.

⚠Доброкачественная внутричерепная гипертензия является диагнозом исключения, если не найдены другие серьезные причины повышения внутричерепного давления.

🔴Симптомы повышения внутричерепного давления
Клинические проявления внутричерепной гипертензии разнообразны и зависят от ее причины. Есть несколько общих признаков, проявления которых начинается от лёгких изменений до тяжёлых с целым симптомокомплексом ( все зависит от "запущенности" каждого отдельного случая!!):

🔹 Нарушается режим сна и бодрствования, часто беспричинное беспокойство, метеозависимость
🔹 Повышена нервно- рефлекторная возбудимость (тремор ног, рук, подбородка, вздрагивания, судорожная готовность, респираторно-аффективные приступы)
🔹 Нарушение мышечного тонуса, рефлексов (выгибания, ребенок встает на "цыпочки", снижение или усиление неврологических рефлексов)
🔹У грудничков в тяжёлых случаях стремительно растут размеры головы. Можно заметить особенности ее формы: широкий нависающий лоб, преобладание мозгового отдела черепа над лицевым.
🔹Выбухает или пульсирует большой родничок , в тяжёлых случаях происходит расширение родничков, их выпячивание и пульсация, а также большие расхождения черепных швов.
🔹У малышей с внутричерепной гипертензией обращают на себя внимание расширенные подкожные вены в области головы. Часто голова горячее чем температура тела.
🔹Появляется симптом Грефе, или симптом заходящего солнца: у ребенка видна белая полоска склеры между верхним веком и радужной оболочкой. Глаза малыша широко раскрыты, а взгляд выглядит удивленным ("таращит" глазки). Часто имеется косоглазие.
🔹Также ребенок может запрокидывать голову назад во время сна.
🔹У детей с внутричерепной гипертензией появляются частые или обильные срыгивания, в дальнейшем, если не было лечения - упорные срыгивания фонтаном.
🔹Характерен постоянный пронзительный монотонный плач без видимых на то причин, так называемый мозговой плач (при нейроинфекциях)
🔹В тяжелых случаях грудничок отстает в развитии: начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить, говорить позже своих здоровых сверстников.

🆘Грозными признаками являются появление судорог, дрожания, рвоты.

‼Раздражительность, заторможенность, плохой аппетит, рвота, поверхностный быстрый сон – характерные симптомы внутричерепной гипертензии у детей как младшего, так и старшего возраста.

🔹Головные боли появляются во время сна и по утрам, днем они менее выражены.
🔹Постепенные изменения личности, снижение школьной успеваемости, головокружения, изменения остроты зрения, двоение в глазах у детей старшего возраста позволяют заподозрить повышение внутричерепного давления.

🔸При внутричерепной гипертензии, остро появившейся после травмы головного мозга и черепа, возможны потеря сознания и кома.

📌 Диагностика.

👉При подозрении на заболевание, которое сопровождается симптомами внутричерепной гипертензии, нужно обязательно обратиться к врачу, а не заниматься самодиагностикой.
❗Для выявления причин, которые вызывают повышение внутричерепного давления, потребуется осмотр невролога и по необходимости смежных специалистов (педиатра, офтальмолога, а в некоторых случаях врача-генетика, инфекциониста, нейрохирурга).

➡В возрасте до одного года ❗желательно❗ посещать невролога каждые 3 месяца (возможно и чаще, по показаниям), т.к.в течение первого года жизни ребёнок активно растёт , меняется состояние нервной и сосудистой системы. Важно, во время не пропустить патологию и скорректировать состояние , чтобы в последующем предотвратить последствия. При необходимости лечащий врач сам назначает повторные осмотры, для оценки в динамике состояния ребёнка.

✅Обследование ребенка с внутричерепной гипертензией начинается со сбора анамнеза. Важными являются сведения о протекании беременности и родов. Семейные случаи позволяют предположить наследственные болезни. Важное значение имеют указания на недоношенность и внутричерепные кровоизлияния в анамнезе, менингит или менингоэнцефалит.
❗Важными для диагностики являются форма головы, ее размеры, наличие венозного рисунка. При осмотре области спины обращается внимание на аномалии кожных покровов, локализованных по ходу позвоночника, пучки волос, жировики, сосудистые опухоли, которые могут указывать и на аномалии развития мозга.

☝🏻Врач-невролог также оценивает мышечный тонус ребенка, рефлексы , выявляет очаговую неврологическую симптоматику, поражение внутричерепных нервов.

🔸Для выявления нарушений обмена веществ могут понадобиться общие анализы крови и мочи, биохимические исследования крови. По показаниям исследуется электролитный и газовый состав крови.

🔹Важными для диагностики причин внутричерепной гипертензии являются так называемые методы «нейровизуализации»: рентгенография костей черепа и позвоночника, нейросонография (УЗИ), ультразвуковая допплерография сосудов (УЗДГ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ), компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ).
➡Данные методы позволят определить размеры желудочков и других структур головного мозга, оценить расположение сосудов и кровоток в них, а также выявить патологические образования в полости черепа (опухоли, кисты).

✅Как лечить внутричерепную гипертензию✅

В зависимости от причины, приводящей к внутричерепной гипертензии, применяются разные методы лечения.

🔸Соблюдение бессолевой диеты и питьевого режима.
🔸Строгое соблюдение режима дня, ограничение просмотра телепередач, игр за компьютером и гаджетами; прогулки на свежем воздухе.
🔸Массаж, плавание и лечебная гимнастика. 🔸Физиотерапевтическое лечение, иглорефлексотерапия.
🔸Медикаментозная терапия. Назначаются следующие группы препаратов:
🔻Мочегонные (диуретики) способствуют выведению излишней жидкости из организма, улучшают всасывание ликвора и снижают скорость его образования. Вместе с диуретиками доктор может назначить препараты калия и магния, так как данные вещества выводятся из организма вместе с жидкостью.
☝🏻Назначается определенная схема приема, которой нужно строго придерживаться.
🔻Ноотропы улучшают обменные процессы в тканях головного и спинного мозга, способствуют его восстановлению.
🔻Препараты, влияющие на тонус сосудов. Они улучшают кровоснабжение и питание головного мозга.
🔻По показаниям назначаются успокоительные, противосудорожные, антибактериальные, гормональные препараты.

📍При ситуациях, угрожающих жизни ребенка, гидроцефалии, пороках развития, опухолях головного мозга назначается хирургическое лечение внутричерепной гипертензии.

📌Прогноз.

При повышенном внутричерепном давлении прогноз будет зависеть от причины, вызвавшей данный синдром.
☝🏻При запоздалом лечении в будущем у ребенка возможны :
❗задержка психо-моторного развития
❗речевые нарушения,
❗поведенческие нарушения
❗трудности в обучении, нарушения памяти, внимания, интеллекта, высших психических функций;
❗зрительные патологии: снижение остроты зрения, нарушение зрительно-пространственной ориентации, дефекты полей зрения, атрофия зрительных нервов.
❗неврозы и неврозоподобные состояния
❗головные боли, головокружения, шум в ушах, обмороки, кровотечения из носа, повышенная утомляемость , раздражительность, повышение артериального давления, метеозависимость и др.

☝🏻Симптомы повышения внутричерепного давления должны насторожить родителей.
👩‍⚕Нужно своевременно обратиться к неврологу для выяснения причин и коррекции данного состояния, чтобы предотвратить необратимые последствия для малыша, а также для исключения патологий со схожими симптомами.

#детскийневролог#балахна#заволжье#городец#чкаловск#нижнийновгород#врач#здоровье#мозг#развитие#нервнаясистема#развиваемсяправильно#дети#вчг#патология#диагноз#симптомы#лечение

28 0 ER 1.0223
ЗАТЯЖНАЯ ЖЕЛТУХА как 💣 замедленного действия.

⚠️️Я бы сказала это актуальная тема на все времена.

✅Первый профилактический осмотр проводится в 1мес и очень часто на приёме я сталкиваюсь с "желтухой" (иногда даже в 2-3мес первично приходят на осмотр и малыши еще "жёлтые"!!)

‼️ В 1мес кожа и слизистые должны быть чистые, физиологической окраски. Если сохраняется "желтизна" в 1мес , то это уже проявления затяжной желтухи.

❓Что такое желтуха❓
Желтуха новорожденных – это синдром, который характеризуется желтушным окрашиванием кожи новорожденных детей из-за повышенного уровня билирубина в крови.
✔Одна из основных причин связана с незрелостью печени, а также незрелостью других внутренних органов ребенка.
🆘️Содержание билирубина в крови увеличивается быстро, что вызывает отравление нервной системы у детей. Поэтому высокий уровень билирубина представляет опасность для ребенка в результате токсичного воздействия билирубина на головной мозг.
🟢Степень токсичности билирубина взаимосвязана с уровнем зрелости новорожденного ребенка.

☝В норме при рождении ребенка билирубин в его крови имеет показатель 51 – 60 мкмоль/л, на 2 – 5 день он повышается до уровня 205 мкмоль/л, но не должен превышать этот показатель.
К концу 3 недели билирубин снижается и обычно составляет 8,5 – 20,5 мкмоль/л.
⚠️Желтуха физиологического характера появляется у младенцев на 2 – 5 день жизни и исчезает на 2 и максимум 3неделе.

⛔Влияние билирубина в максимальных концентрациях на мозг осуществляется в двух формах.
➡️1) классический синдром ядерной желтухи (повышение билирубина у доношенного новорожденного до уровня 342-427 мкМоль/л)
➡️2) билирубиновая энцефалопатия- проявляется транзиторными симптомами.
🧑‍🦼Данные формы имеют связь с формированием Детского Церебрального Паралича (ДЦП). 

🔴Затяжная желтуха оказывает влияние на все органы и системы ребенка, в дальнейшем возможно развитие:
🔸️сенсо-невральной тугоухости,
🔸️снижения интеллекта,
🔸️нарушение внимания, обучения
🔸️нарушение психомоторного, речевого развития.
🔸️нарушение поведения,
🔸️нарушений эмоционально-волевой сферы,
🔸️нарушение физического развития.

‼️Недооценка динамики развития патологического процесса, запоздалое терапевтическое вмешательство могут привести к осложнениям и зачастую необратимым последствиям.

☝Все эти перечисленные нарушения формируются не сразу и могут иметь длительный период "мнимого благополучия", а пока нервная система ребенка медленно развивается с изъяном и "желтуха" оказывается для ребенка как бомба замедленного действия....пока не сформируется диагноз...
поэтому .....
Ждать❗❓️Наблюдать❗❓Лечить ❗❓
Эти вопросы остаются в зоне ответственности родителей.

#детскийневролог #балахна #заволжье #городец #чкаловск #нижнийновгород #врач #здоровье #мозг #развитие #нервнаясистема #развиваемсяправильно #дети #норма #патология #желтуха

9 6 ER 0.6204
🪢Атланто-аксиальные ротационные подвывихи по классификации Fielding и Hawkins

🔴Визуализация:
• Патологическое ротационное смещение С1 относительно С2, подтвержденное данными трехпозиционной КТ

🔴Дифференциальная диагностика:
• Причины атланто-аксиального ротационного подвывиха (ААРП):
- травма
- инфекция носоглотки (синдром Гризеля)
-ранее перенесенное вмешательство на голове и шее

🔴Патология:
⚠️I тип атланто-аксиального ротационного подвывиха (ААРП) по Pang:
отсутствие изменений или блокирование суставной пары С1-С2 несмотря на прилагаемые противоротационные усилия

⚠️II тип атланто-аксиального ротационного подвывиха (ААРП) по Pang:
уменьшение угла ротации С1 при форсированной коррекции, однако полного вправления С1 не достигается

⚠️III тип атланто-аксиального ротационного подвывиха (ААРП) по Pang: достигается вправление С1, однако только в положении максимального поворота головы в противоположную сторону

🟥 Клинические особенности ❗❗❗:
🔹️Фиксированная ротация головы, боль при попытке коррекции ее положения (болезненная кривошея)
🔹️Голова обычно принимает положение наклона в противоположную по отношению к повороту подбородка сторону («голова дрозда»)

🔴Диагностическая памятка:
❗Типы III и IV по классификации Fielding-Hawkins отличаются травматическим разрывом поперечной связки атланта и других стабилизирующих связок:
💥Это неотложные и весьма серьезные повреждения, требующие экстренного хирургического лечения, целью которого является защита спинного мозга

☝Эти более серьезные типы повреждений отличаются от чисто ротационных подвывихов, при которых никогда не бывает остро развивающейся нестабильности (типы I-III по Pang)

➡️Рис. Классификация атланто-аксиальных ротационных подвывихов Fielding и Hawkins (1977):
❇тип I представляет собой ротационное смещение атланта без нарушения целостности стабилизирующих связок
❇тип II - переднее смещение атланта на 3-5 мм в сочетании с патологией поперечной связки;
❇тип III — переднее смещение атланта > 5 мм в сочетании с несостоятельностью поперечной и крыловидных связок:
❇тип IV - наименее распространенный вариант, характеризующийся задним смещением атланта. Стрелками показано направление смещения.

7 0 ER 0.3755
🧠 СКОЛЬКО У ВАС МОЗГОВ?

👀Если вы думаете, что один, то ошибаетесь.
📌Их три.
👉Мозг имеет три слоя, которые развивались в течение миллионов лет:
✔слой примитивной рептилии,
✔более развитый слой млекопитающего
✔слой примата.
Они связаны между собой, но
зачастую действуют именно как три независимых мозга.

Более того, зачастую они даже вступают в конфликт друг с другом. Вот как ведет
себя каждый из них.

🦎Нижний слой — мозг рептилии — отвечает за поведение типа «укусить или убежать». Он отвечает за действия и реакции, не требующие долгих размышлений. Также он может заставить вас замереть в случае опасности или сильного стресса, как это происходит с зайцами, застигнутыми светом фар на дороге.

🐺Средний слой — мозг млекопитающего — вместилище ваших эмоций, «театр» вашей внутренней драмы. Именно он отвечает за самые мощные чувства — любовь, радость, удовольствие, печаль, злость, горе, ревность.

🦍Верхний слой — мозг примата — отвечает за логичную и рациональную оценку ситуации и разработку осмысленного плана действий.
➡️Этот слой мозга собирает информацию от слоев рептилии и млекопитающего, фильтрует ее, анализирует и на ее основе принимает
практичные, умные и этичные решения.

❇По мере эволюции человека новые области его мозга не уничтожали старые части. Вместо этого они на них наслаивались, подобно кольцам ствола дерева. При этом все части мозга имеют свою долю влияния на то, как мы думаем и действуем каждый день.

🧠В какой-то мере все три слоя мозга работают вместе. Но по большому счету они все же склонны к независимому функционированию, особенно в стрессовых ситуациях. Оказавшись в
состоянии стресса, мы можем полностью попасть под контроль нижнего или среднего слоев нашего мозга, при этом верхний слой
перестает оказывать на нас влияние, и наше поведение начинает напоминать поведение ящерицы или волка.

👭ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ
Вы вздрагиваете, когда ваш коллега режет себе палец канцелярским ножом, и радуетесь, когда герой фильма добивается успеха.
Это объясняется тем, что хотя бы на мгновение вы ощущаете, как это происходит с вами. И в каком-то смысле все именно так и есть.

👩🎓Много лет назад ученые, изучавшие отдельные нервные клейки фронтальной коры мозга макак, обнаружили, что некоторые клетки
возбуждаются, когда обезьяна играет с мячом или ест банан. Но кое-что оказалось для них неожиданным: эти же самые клетки возбуждались, когда обезьяны только наблюдали за своими соседями, играющими с
мячом или едящими банан. Другими словами, когда обезьяна А наблюдала за тем, как обезьяна В играет с мячом, мозг обезьяны А реагировал точно так же, как если бы она сама играла.

🦧Поначалу ученые назвали эти нейроны «обезьяна видит, обезьяна делает», а позже изменили название на «зеркальные нейроны», поскольку они позволяют обезьянам как в зеркале отражать чужие действия в своем собственном мозгу.

Новое название оказалось более точным еще и потому, что такие нейроны есть не только у обезьян, но и у людей. Фактически проведенное исследование позволило предположить, что эти замечательные клетки могут формировать фундамент человеческой эмпатии. Именно они переносят нас в сознание другого человека, на
короткое время позволяя почувствовать то, что чувствует он.

📝В статье 2007 года под названием «Неврология самосознания» (The Neurology of Self-Awareness) в журнале Edge пионер исследования зеркальных нейронов Вилейанур Рамачандран написал: «Я называю их „нейронами эмпатии“, или „нейронами далай-ламы“, потому что они разрушают барьеры между нами и другими людьми».

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что эти клетки оказались одним из способов, которыми природа заставляет нас заботиться друг о друге.

🎭Мы постоянно отражаем мир в зеркале,
приспосабливаемся к нему, пытаемся добиться его любви и одобрения.
И каждый раз, когда мы отражаем мир зеркально, он отзывается взаимным желанием быть отраженным. Если это желание не
исполняется, в нас развивается то, что я бы назвал ДЕФИЦИТОМ зеркальных нейронов.

☝Ко всему, что я написал в этой главе про науку о мозге, нужно добавить звездочку и сноску: это применимо не ко всем. В некоторых
редких случаях вы можете встретиться с людьми, имеющими только слои мозга рептилии или млекопитающего. Они не способны к
логическому мышлению, сколько бы времени вы ни потратили на их убеждение (многие из них, но не все, подпадают под категорию людей,
предрасположенных к ментальным заболеваниям).
👉Иногда вы можете встретить людей, которые не отвечают ни на какие попытки зеркального отражения, чаще всего это психопаты или
нарциссы, которых интересует только то, что вы можете им дать.

Марк Гоулстон
#невролог #балахна #нервнаясистема #мозг #развитие

4 1 ER 0.3154