Табу на убийство. Почему ингуши не охотились на леопардов и белых оленей.
Три хлебных зёрнышка
Ингуши всегда занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, а также лошадей, которые имели особую ценность. У каждого настоящего джигита должен был быть хороший скакун.
Этнограф Танзила Дзаурова рассказывает, что в высокогорных аулах лошадей берегли и старались не использовать в хозяйстве. Рабочими животными были ослы и волы, которых односельчане содержали сообща. Их и запрягали весной для распашки полей. Ингуши верили, что волы – священные животные, а в их рогах есть три хлебных зёрнышка, несущих благодать и богатый урожай.
«Начало пахоты обычно открывал большой праздник. Первую борозду на запряжённых волах делала уважаемая старушка в белом простом платье и с распущенными седыми волосами. Это один из редких случаев, когда голова женщины была не покрыта головным убором», — говорит Дзаурова.
От содержания крупного рогатого скота в горах ингушам пришлось отказаться, когда стало меньше пастбищ. Куда легче было прокормить коз и овец. Артефакты, связанные с этими животными, археологи находят по всей республике. Как правило, это бронзовые амулеты периода кобанской культуры с разными изображениями бараньих голов. Это позволяет говорить о том, что предки современных ингушей разводили несколько пород овец.
Главным блюдом для почётных гостей была баранина. Животное резали, как только порог дома переступал гость и его замечал хозяин. Делалось это молча. Не полагалось спрашивать у гостя, кто он и откуда, куда направляется и с какими целями. Зарезанного барана быстро разделывали и помещали в котёл вариться. Наиболее уважаемым гостям подносили голову, курдюк и грудинку. Только после этого к трапезе приступали остальные сидящие за столом.
Когда-то давно ингуши держали и свиней. Их называли «кока». Иногда в республике находят амулеты в виде поросят и свиные кости. Эти находки относятся к доисламскому периоду, принятием ислама ингуши перестали употреблять свинину и разводить свиней.
Держать домашних животных впроголодь считалось недостойным. Люди верили, что за жестокое обращение с любым живым существом придётся отвечать перед Всевышним в Судный день.
Без разрешения нельзя
Чтобы поохотиться, ингуши спрашивали разрешения у покровителя диких животных Елта. Именно ему, по повериям, принадлежали обитатели лесов. Убивать их ради развлечения запрещалось. Рога и копыта своей добычи охотник должен был принести в специальное святилище.
«Как правило, ингуши охотились на диких серн, коз, ланей, лис и зайцев. Стрелять оленей разрешалось только с октября. Его название у ингушей переводилось, как «месяц, когда кричит олень». По расчётам, к этому времени животные набирали достаточный вес. В ингушском фольклоре часто упоминаются белые олени. Считалось, что в образе этих животных мог появляться сам Елта, поэтому убивать их запрещалось», — говорит Танзила Дзаурова.
Весной охотиться не разрешалась, потому что в это время животные были истощены. Хищников отстреливали, если они неоднократно нападали на домашний скот стаей.
«Мой дедушка Исраил Ярыжев был неплохим охотником. Как-то на его скот повадились нападать волки. Он не стал их убивать и дожидался появления вожака стаи. Им оказалась волчица. Она засылала волков, чтобы они приносили ей добычу, а сама пришла только на 11-й день, почувствовав безопасность. Дедушка убил волчицу и привёз её домой», — вспоминает Дзаурова.
По поверьям ингушей, волк всегда ходит с открытой пастью, так как боится, что она может не открыться в решающий момент. Считалось, что если он хватал овцу из большого стада, то его на это благословил Елта.
Хитрым и опасным животным считался медведь. Загнанный в угол, он мог спрыгнуть с обрыва, схватив одного из охотников, понимая, что не сможет выжить. Шатуны могли устроить засаду на людей, которые шли по следам зверя. Мясо убитых медведей иногда тоже использовалось в пищу.
У ингушей существовало негласное табу на убийство барсов. По мнению Танзилы Дзауровой, это могло быть связано с малочисленностью этих животных. Чтобы их сберечь, мудрецам приходилось придумывать страшные истории о проклятиях и бедах, постигших охотников на редких хищников.
В лесах ингуши стреляли также рябчиков и глухарей. Запрещалось убивать орла, удода, ласточку и голубя.
КСТАТИ
В недавнем прошлом у ингушей были распространены имена, связанные с лесом и названиями животных. Например, известного в XIX веке проводника на гору Казбек Бузуртанова звали Цагол, или Цхьогал, – лиса. И сейчас встречаются имена Борз – волк, Ча или Чальг – медведь, Пхьагал – заяц, Цок — рысь, Ферх — барс, Буг1 — бык, Ляч — сокол, Мецхал – стриж или ласточка, Сай — олень, Моз – муха. До сих пор популярна у ингушей приставка к имени Лом – лев, а также имена Борз и Чаборз (медведь-волк). От имён Циск — кошка и Дахк — мышь произошли фамилии Дахкильговы и Цицкиевы.
Количество постов 4 144
Частота постов 173 часа 41 минута
ER
43.50
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Горы, манящие, таинственные и такие прекрасные. А что для вас Горы, друзья?). Делитесь своим мнением в комментариях.
Интерактив :Какую последнюю книгу вы прочитали? О чем она была, и какие выводы вы сделали после прочтения?.
Фильм на вечер-12 лет рабства.
Жанр: драма, биография, история
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в Нью-Йорке, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Жанр: драма, биография, история
Соломон Нортап был женатым и образованным мужчиной, который жил и работал в Нью-Йорке, когда два человека однажды предложили ему привлекательную работу в Вашингтоне. По прибытии он был похищен, стал рабом и влачил жалкую жизнь, переходя от одного хозяина к другому.
Искусство врачевания и астрономические знания — Жизнь ингушей в далеком прошлом.
У ингушей высоко ценилось искусство врачевания. В памяти народа сохранились имена лекарей, облегчавших людям телесные страдания и лечивших их недуги. Это Бурсак Бузуртанов, Бунхо Бузуртанов, Берд Дзейтов, Берд Евлоев, Бунхо Точиев и многие другие.
Значительную роль в жизни и мировосприятии играли астрономические знания. Предкам ингушей были известны такие понятия как горизонт, небо, страны света и др. Они почитали небесные светила, следили за ними. Был у них и свой календарь, они умели определять все четыре солнечных цикла. Отсчет времени велся от настоящего к прошлому или к будущему. Значительные отрезки времени группировались по 11 и 33 годам. Видный кавказовед Е.И.Крупнов считает, что ингушам «были знакомы зимнее и летнее солнцестояние». Празднование первого цикла было приурочено ко дню зимнего солнцестояния, второго ко дню весеннего солнцестояния. Год состоял из 12 месяцев, каждый из которых имел свое название
Каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Календарные циклы тесно были связаны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами, праздниками. Календарные праздники, трудовые в своей основе, приуроченные к хозяйственным работам можно было разделить на зимние, весенние, летне-осенние. Это были: праздники весеннего равноденствия, в честь языческой богини Тушоли, и языческого бога Сели, празднование зимнего солнцестояния, нового года, праздники, связанные с началом уборки урожая, сенокоса и тд.
У ингушей высоко ценилось искусство врачевания. В памяти народа сохранились имена лекарей, облегчавших людям телесные страдания и лечивших их недуги. Это Бурсак Бузуртанов, Бунхо Бузуртанов, Берд Дзейтов, Берд Евлоев, Бунхо Точиев и многие другие.
Значительную роль в жизни и мировосприятии играли астрономические знания. Предкам ингушей были известны такие понятия как горизонт, небо, страны света и др. Они почитали небесные светила, следили за ними. Был у них и свой календарь, они умели определять все четыре солнечных цикла. Отсчет времени велся от настоящего к прошлому или к будущему. Значительные отрезки времени группировались по 11 и 33 годам. Видный кавказовед Е.И.Крупнов считает, что ингушам «были знакомы зимнее и летнее солнцестояние». Празднование первого цикла было приурочено ко дню зимнего солнцестояния, второго ко дню весеннего солнцестояния. Год состоял из 12 месяцев, каждый из которых имел свое название
Каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Календарные циклы тесно были связаны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами, праздниками. Календарные праздники, трудовые в своей основе, приуроченные к хозяйственным работам можно было разделить на зимние, весенние, летне-осенние. Это были: праздники весеннего равноденствия, в честь языческой богини Тушоли, и языческого бога Сели, празднование зимнего солнцестояния, нового года, праздники, связанные с началом уборки урожая, сенокоса и тд.
Я считаю, что такую войну, как Великая Отечественная - мы победили вместе. Надо помнить всё хорошeе что было у нас, а не только плохое!!! Мне хочется рассказать о Тутаевой Асият (1905-1944 гг.) - враче, героине войны 1941-45 гг.
Асият Идрисовна Тутаева родилась в 1905 году в ингушском селе Насыр-Корт. Всего у ее родителей было семь дочерей. В конце 1920-х годов Асият окончила медицинский факультет Государственного университета в Ростове-на-Дону. Работала врачом в селах Чечни. В 1932 г. поступила в Первый медицинский институт в Ленинграде.
После его окончания училась в аспирантуре, специализировалась по микробиологии. Блестяще защитила кандидатскую диссертацию. Занималась разработкой противотифозных вакцин. Подготовила 11 трудов по различным аспектам профилактики и лечения тифа. Но ее успешная исследовательская деятельность была прервана, когда в июне 1941 г. началась Великая Отечественная война против фашистских захватчиков. Асият добровольно ушла на фронт, где стала военным врачом. Спасала раненых в госпиталях Воронежского фронта. В 1943 г. ей было присвоено звание майора медицинской службы. Она стала первой женщиной-горянкой, удостоенной военного звания.
В 1944 г. в боях за освобождение украинского города Тернополя Асият Тутаева вместе с группой воинов попала в засаду. Фашисты взяли её в плен. Они долго пытали и издевались над ней, но она ничего не сказала. И тогда они её повесили. . Это произошло 29 октября 1944 г. в городе Колодино Вишневецкого р-на Тернопольщины. Имя и подвиг Асият Тутаевой, отдавшей свою жизнь за Родину, увековечено в Первом медицинском институте Санкт-Петербурга на доске почета героев Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
Асият Идрисовна Тутаева родилась в 1905 году в ингушском селе Насыр-Корт. Всего у ее родителей было семь дочерей. В конце 1920-х годов Асият окончила медицинский факультет Государственного университета в Ростове-на-Дону. Работала врачом в селах Чечни. В 1932 г. поступила в Первый медицинский институт в Ленинграде.
После его окончания училась в аспирантуре, специализировалась по микробиологии. Блестяще защитила кандидатскую диссертацию. Занималась разработкой противотифозных вакцин. Подготовила 11 трудов по различным аспектам профилактики и лечения тифа. Но ее успешная исследовательская деятельность была прервана, когда в июне 1941 г. началась Великая Отечественная война против фашистских захватчиков. Асият добровольно ушла на фронт, где стала военным врачом. Спасала раненых в госпиталях Воронежского фронта. В 1943 г. ей было присвоено звание майора медицинской службы. Она стала первой женщиной-горянкой, удостоенной военного звания.
В 1944 г. в боях за освобождение украинского города Тернополя Асият Тутаева вместе с группой воинов попала в засаду. Фашисты взяли её в плен. Они долго пытали и издевались над ней, но она ничего не сказала. И тогда они её повесили. . Это произошло 29 октября 1944 г. в городе Колодино Вишневецкого р-на Тернопольщины. Имя и подвиг Асият Тутаевой, отдавшей свою жизнь за Родину, увековечено в Первом медицинском институте Санкт-Петербурга на доске почета героев Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
Пeред прoсмoтрoм этoго фильмa cоветyю запaстиcь плaтoчкaми. Всe-таки тyрки умеют дeлать тpoгательныe кaртины
Айлa: Дoчь вoйны (2017) 16+
Жанр: драма, военный, история, биография
Сулeймaн из туpeцкoй бригaды «Ceвернaя звездa», котopaя принимaлa yчастиe в Кoрейскoй вoйне в cоставe амeрикaнcкой дивизии из войск OОН, cпacает замeрзaющyю коpейскyю девoчку, назывaет eе Aйлой и бepeт к ceбе в располoжение.
Айлa: Дoчь вoйны (2017) 16+
Жанр: драма, военный, история, биография
Сулeймaн из туpeцкoй бригaды «Ceвернaя звездa», котopaя принимaлa yчастиe в Кoрейскoй вoйне в cоставe амeрикaнcкой дивизии из войск OОН, cпacает замeрзaющyю коpейскyю девoчку, назывaет eе Aйлой и бepeт к ceбе в располoжение.