Количество постов 1 489
Частота постов 53 часа 45 минут
ER
8.41
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
«Демона вообще не понимают», — говорил Михаил Врубель, рассматривая иллюстрации других художников к одноименной поэме Лермонтова. Создателю одного из прекраснейших и в то же время трагичных произведений рубежа веков были ближе античные представления, согласно которым демон — не дьявол или черт, а скорее душа или дух. Демоны Врубеля полны страстей и в этом плане они очень близки мятежным, ищущим ответа человеческим душам. Через печальные лики с трагическими глазами проглядывает и меланхолия, и трагедия, и личный поиск самого художника. О самой главной теме в творчестве Врубеля и демоническом в искусстве других авторов расскажет искусствовед Татьяна Ильина.
Объять всего Врубеля невозможно. Его работы наполнены мистической загадочностью и трагической красотой. Врубелевские демоны и пророки то ли свидетельствуют о других мирах, то ли почти полностью им принадлежат. Даже цветы на его этюдах — розы, лилии, сирень и орхидеи — буквально мерцают и производят ощущение сказочной бесконечности. Чтобы как следует почувствовать творчество Врубеля, желательно смотреть на его картины вживую — например, на выставке в Новой Третьяковке. Освежить свои знания и познакомиться с философией и эстетикой ключевых произведений художника поможет заключительная лекция курса «Русские вопросы» на Магистерии.
Выставка Третьяковской галереи, посвященная творчеству Михаила Врубеля, стала одной из самых востребованных за последние годы. И это, как нам представляется, не случайно. Творческий и жизненный путь художника пришелся на переломное время в российской истории. Он был непосредственным свидетелем начала военных и революционных потрясений XX века. И хотя темы многих его картин связаны с литературными и фольклорными произведениями, через эти образы проступает нечто большее, чем простая игра воображения и художественная условность. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию бесплатный курс лекций «Михаил Врубель – гений и безумец, пророк и тайновидец». Рассказывает Татьяна Ильина.
Мы сдержали свое обещание сделать цикл лекций о русской истории. Точнее, о ее первых семи столетиях, прошедших под властью одной большой семьи. Перед вами курс «Рюриковичи: семь веков у кормила власти». В центре внимания – наиболее известные, зачастую выдающиеся представители этой династии, начиная с легендарного Рюрика, включая Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Александра Невского и многих других – вплоть до первых русских царей и заката правящего дома накануне Смутного времени. Биографии правителей даны здесь в контексте культурной, общественной, политической и социальной истории Руси. Четырнадцать лекций, десятки дополнительных эпизодов, таймлайн событий, тесты и много часов увлекательных рассказов об отцах-основателях русского государства. Первая лекция доступна бесплатно, а до 19 января на весь курс действует скидка 15%.
Через несколько дней выйдет двенадцатая, заключительная лекция курса о Римской империи. Но уже сегодня любителей античной истории ждет замечательное продолжение античной тематики – курс Антона Барышникова «Римская Британия». Это еще двенадцать лекций об эпохе Древнего Рима: экспедиции Юлия Цезаря через Ла-Манш, жизнь острова до прихода железных легионов, завоевание Британии при императоре Клавдии, романизация острова и основание Лондона, город и деревня, война и религия, далекое прошлое и современность. Курс доступен бесплатно, достаточно регистрации на Магистерии.
Одним из интересных направлений в современной психологии является изучение межпоколенческой травмы. В том числе – гипотеза о том, что травму можно воспринять через родительские убеждения и способы взаимодействия с окружающим миром. Это может быть совсем не символическое, а вполне реальное наследие предков: предрасположенность к депрессии, привычка запасать еду, недоверие или, напротив, некритичное отношение к власть имущим. В наших силах попробовать остановить этот цикл на себе и проработать отголоски былой боли. О теории межпоколенческой травмы рассказывает психолог Елизавета Филиппова.
«От этой картины у иного вера может пропасть!» — так говорит главный герой романа «Идиот» князь Мышкин, когда видит репродукцию работы Ганса Гольбейна Младшего «Мёртвый Христос в гробу». Этот опыт катастрофы, гибели всех надежд, всего, по словам русского классика, самого прекрасного, глубокого, разумного, мужественного и совершенного лежит в основе христианской культуры и цивилизации. Но без него нет и воскресения: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». О развитии и значении финального сюжета Страстного цикла в западноевропейском искусстве рассказывает Анна Пожидаева.
Коринфский ордер появился спустя два века после дорического и ионического. Согласно легенде, афинский скульптор Каллимах вдохновился видом корзины, оплетенной листьями аканфа. Он создал несколько колонн с капителями, в которых повторил растительные мотивы. Поначалу такие колонны ставились отдельно – они могли служить символом божественного присутствия и были связаны с погребальной тематикой, – а в дальнейшем были включены в ордерную систему. Слушайте новое дополнение к курсу Надежды Налимовой об искусстве античной Греции, и вы узнаете подробности этой истории.
Близость человека к богам в греческой мифологии, как правило, оборачивалась трагедией – достаточно вспомнить многочисленных земных возлюбленных Зевса, чья жизнь была отравлена ревностью Геры. На несчастные случаи и пожизненные превращения возлюбленных богата и история Аполлона – не случайно бог искусств носил эпитеты «Спаситель» и «Губитель». Вспомнить истории о Гиацинте и Кипарисе, а также посмотреть на их отражение в искусстве можно в новом дополнении к курсу Анны Пожидаевой.
Советская цензура по отношению к любым проявлениям религиозности была беспощадна. Но если великий писатель ставит себе целью рассказать о поисках Бога, кто его остановит? В дополнительном эпизоде к курсу «Мистика и магия в русской литературе» Михаил Свердлов раскрывает тайны советской сказки М. Пришвина «Кладовая солнца», написанной и изданной в 1945 году.