«У человека есть несколько языков, и я имею в виду не национальные языки, которых примерно шесть тысяч на нашей планете, а знаковые системы. Это наш вербальный язык, это, разумеется, музыка, это математика, это язык тела, то есть мимика, жесты, позы и прочее.
Существует даже такая точка зрения, что язык, на котором мы говорим, появился из музыки. Что вначале было пение, ведь у нас есть естественный музыкальный инструмент — голосовые связки. Пение древнее, чем вербальный язык, со словами, и еще неизвестно, что воздействует сильнее.
Сейчас существует даже раздел науки, который называется когнитивная музыкология, cognitive musicology. В Гарварде над этой проблемой работают очень мощные ученые: и физики, и физиологи, и психологи, и музыканты, конечно.
Математики или теоретические физики без Баха не должны делать и шага, потому что в его произведениях идеальный алгоритм.
Кстати, вы знаете, что Эйнштейн был просто — грубое слово скажу — просто маньяк Баха и Моцарта. У него есть записи, неожиданные для физика. Он пишет: “Я живу в музыке”. Не в том смысле, что “землю попашет, попишет стихи” или “поработаю-поработаю, а потом послушаю на десерт”, — нет, тут абсолютно другая история.
Не один раз он отмечал, что без музыки не может думать, что она для него — способ настройки на кристальное четкое “думание”».
Из интервью Татьяны Владимировны Черниговской, опубликованного на портале Собака.ru
Количество постов 412
Частота постов 286 часов 49 минут
ER
98.41
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Ушёл Алексей Бегак... Поверить в это невозможно. Яркий, умный, красивый, лёгкий, острый, с прекрасным вкусом и образованием. Чудесный художник и архитектор. Великолепный ведущий по "Правилам жизни", с которым не хотелось расставаться после эфира (а часто и не расставались) ... Какая несправедливость...
Светлая память!
Светлая память!
20 петербургских ученых в этом году удостоены награды в области науки и техники. Вчера в Смольном губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов вручил мне премию имени академика Павлова в номинации «Физиология и медицина».
Спасибо за ваше внимание и доверие. Это большая честь для меня.
Спасибо за ваше внимание и доверие. Это большая честь для меня.
«Нарушать правила можно и даже нужно — но только после того, как ты их выучил».
Отрывок из лекции-дискуссии Виктории Марковой и Татьяны Черниговской «Искусство и мозг».
Отрывок из лекции-дискуссии Виктории Марковой и Татьяны Черниговской «Искусство и мозг».
Больше всего мозг, а точнее, то, что он делает, похож на музыку. На джем-сейшен, джазовую импровизацию.
Я часто привожу студентам такую метафору. Все участники события — в данном случае нейроны, сгустки нейронов или части мозга — живут в разных местах. Когда нужно выполнить общую задачу, они съезжаются — да, почти физически — в каком-то определенном месте. Дальше начинается вот что: у них нет партитуры, нет дирижера, большинство из участников никогда друг с другом не встречались. Но они как-то сыгрываются вместе. А потом разъезжаются по домам.
Наш мозг — невероятный инструмент с миллиардом клавиш. Вы можете получить от предков по наследству инструмент, сравнимый со скрипкой Страдивари или роялем «Стейнвей». И этот изумительный рояль вы ничем не заслужили и не знаете, что с ним делать. Неприятность заключается в том, что на нем нужно учиться играть. На это уходит много времени и сил, но может не повезти — играть так и не научишься.
Чтобы получился гений, должно сойтись несколько вещей. Гением можно только родиться. Но уже родившись, можно так им и не стать. Потому что не повезет и не попадешь в нужные руки, в нужную ситуацию. Не получишь положенное образование. Вообще может много всякого сломаться. Поэтому для начала родиться обязательно, а вот что дальше получится — вопрос.
Я часто привожу студентам такую метафору. Все участники события — в данном случае нейроны, сгустки нейронов или части мозга — живут в разных местах. Когда нужно выполнить общую задачу, они съезжаются — да, почти физически — в каком-то определенном месте. Дальше начинается вот что: у них нет партитуры, нет дирижера, большинство из участников никогда друг с другом не встречались. Но они как-то сыгрываются вместе. А потом разъезжаются по домам.
Наш мозг — невероятный инструмент с миллиардом клавиш. Вы можете получить от предков по наследству инструмент, сравнимый со скрипкой Страдивари или роялем «Стейнвей». И этот изумительный рояль вы ничем не заслужили и не знаете, что с ним делать. Неприятность заключается в том, что на нем нужно учиться играть. На это уходит много времени и сил, но может не повезти — играть так и не научишься.
Чтобы получился гений, должно сойтись несколько вещей. Гением можно только родиться. Но уже родившись, можно так им и не стать. Потому что не повезет и не попадешь в нужные руки, в нужную ситуацию. Не получишь положенное образование. Вообще может много всякого сломаться. Поэтому для начала родиться обязательно, а вот что дальше получится — вопрос.
Меня часто спрашивают, отличается ли мозг женщин или мужчин?
Да, отличается: в каких-то вещах один эффективнее, в каких-то другой. Но тут встаёт вопрос: что такое мозг мужчины и мозг женщины? Это некое несуществующее «среднее».
Средний мужчина — это какой? Средняя женщина — это кто? К сожалению, наука не живёт без статистики, ей деваться некуда. Но статистика означает, что нужно в одну кастрюлю поместить картошку, свёклу и капусту, ложкой размешать, разделить и получить среднее по борщу. Это же идиотизм!
Даже когда мы изучаем какие-то тонкие вещи в мозге, который решает арифметические задачи, я должна исследовать несколько человек и после этого вывести какую-то среднюю величину. Хотелось бы узнать, кто эти несколько человек: два алкоголика, два академика, две домохозяйки, две балерины, трое умных, один дурак, парочка таких, как я — умных, но не умеющих считать? Если это всё сложить и разделить, что это будут за сведения? Эта информация никому не нужна и сразу отправится на помойку.
Поэтому мировая наука сейчас всё чаще переходит к так называемым case studies, то есть изучает конкретную ситуацию, один пример, одного человека.
Да, отличается: в каких-то вещах один эффективнее, в каких-то другой. Но тут встаёт вопрос: что такое мозг мужчины и мозг женщины? Это некое несуществующее «среднее».
Средний мужчина — это какой? Средняя женщина — это кто? К сожалению, наука не живёт без статистики, ей деваться некуда. Но статистика означает, что нужно в одну кастрюлю поместить картошку, свёклу и капусту, ложкой размешать, разделить и получить среднее по борщу. Это же идиотизм!
Даже когда мы изучаем какие-то тонкие вещи в мозге, который решает арифметические задачи, я должна исследовать несколько человек и после этого вывести какую-то среднюю величину. Хотелось бы узнать, кто эти несколько человек: два алкоголика, два академика, две домохозяйки, две балерины, трое умных, один дурак, парочка таких, как я — умных, но не умеющих считать? Если это всё сложить и разделить, что это будут за сведения? Эта информация никому не нужна и сразу отправится на помойку.
Поэтому мировая наука сейчас всё чаще переходит к так называемым case studies, то есть изучает конкретную ситуацию, один пример, одного человека.
У социологов есть такая величина — число Данбара. Это допустимое количество социальных связей, которое может быть у данного субъекта в зависимости от размера его мозга.
Ведь каждый из нас имеет какое-то количество связей — с разными организациями, с людьми, а через них — с другими людьми. Наша жизнь проходит в этих социально-культурных сетях.
И вот, например, у обезьян мозг небольшой и численность социальной группы не превышает 50 особей, а ближний круг — всего 3-4 компаньона. У человека крупнейший мозг среди приматов, и потому у нас это окружение может быть гораздо шире. Исходя из размеров нашего мозга мы можем общаться со 100–150 людьми, из которых 12–15 близких.
А теперь посмотрите в свои телефоны. Что вы там видите? У человека XXI века — сотни и тысячи связей. Почему мы еще не рехнулись — честно говоря, непонятно.
Раньше мы говорили: хочешь, чтобы мозг дольше оставался пластичным — выброси записную книжку, помни наизусть все телефоны друзей и родных. Сейчас это звучит уже по меньшей мере странно. Невозможно помнить такое количество связей, которое есть у меня в телефоне. Невозможно хранить в памяти расписание даже на следующую неделю. Потому что очень много всего происходит за единицу времени. Поэтому мы сталкиваемся с обвалом социальных структур, и этот обвал еще только начался, основное впереди.
Ведь каждый из нас имеет какое-то количество связей — с разными организациями, с людьми, а через них — с другими людьми. Наша жизнь проходит в этих социально-культурных сетях.
И вот, например, у обезьян мозг небольшой и численность социальной группы не превышает 50 особей, а ближний круг — всего 3-4 компаньона. У человека крупнейший мозг среди приматов, и потому у нас это окружение может быть гораздо шире. Исходя из размеров нашего мозга мы можем общаться со 100–150 людьми, из которых 12–15 близких.
А теперь посмотрите в свои телефоны. Что вы там видите? У человека XXI века — сотни и тысячи связей. Почему мы еще не рехнулись — честно говоря, непонятно.
Раньше мы говорили: хочешь, чтобы мозг дольше оставался пластичным — выброси записную книжку, помни наизусть все телефоны друзей и родных. Сейчас это звучит уже по меньшей мере странно. Невозможно помнить такое количество связей, которое есть у меня в телефоне. Невозможно хранить в памяти расписание даже на следующую неделю. Потому что очень много всего происходит за единицу времени. Поэтому мы сталкиваемся с обвалом социальных структур, и этот обвал еще только начался, основное впереди.
Интерес к нейронаукам, который появился у публики в последние годы, очень понятен. Тема мозга касается каждого из нас.
Поэтому с лекциями на эти темы выступают многие коллеги. Например, скоро в «Прямой речи» выступит нейрофизиолог, профессор МГУ Вячеслав Дубынин.
Тема необычная — про нейробиологию родительской заботы. Надеюсь, это будет полезно.
Подробности в аккаунте [club22351484|@pryamayarech]
Поэтому с лекциями на эти темы выступают многие коллеги. Например, скоро в «Прямой речи» выступит нейрофизиолог, профессор МГУ Вячеслав Дубынин.
Тема необычная — про нейробиологию родительской заботы. Надеюсь, это будет полезно.
Подробности в аккаунте [club22351484|@pryamayarech]
Известные исследователи мозга и философы обсудили с биологом и телеведущим Владимиром Познером будущее нейронанауки и значение нейротехнологий.
ДЕФИЦИТЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: ДОВЕРИЕ. ПОНИМАНИЕ. СМЫСЛ
Дефицит доверия:
Алексей Кудрин, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, Декан Факультета свободных искусств и наук
Авдотья Смирнова, российский кинорежиссер
Дефицит понимания:
Рубен Варданян, предприниматель, филантроп (online)
Татьяна Черниговская, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ (online)
Дефицит смысла:
Александр Архангельский, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Лев Додин, художественный руководитель-директор Академического Малого драматического театра (online)
Паузы между действиями, пролог и эпилог:
Александр Асмолов, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС
"Может быть, не столь уж неправы были древние мудрецы, утверждавшие, что Земля стоит на трех китах. Только имена этих трех китов – Доверие, Понимание и Смысл.
Для того, чтобы подобное предположение не показалось игрой возбужденного разума, рискнем отправиться на поиски смысла и обсудить следующие вопросы:
• Наступит ли завтра – Завтра?
• Сумеет ли разорванное противоречиями человечество найти точки опоры в погоне за завтрашним днем?
• Чем оборачиваются для общества лучшие рецепты достижения счастья, если они исходят из уст, не заслуживающих доверия?
• Не являются ли печальной платой за непонимание пост-ковидной реальности бесконечные фейки и концепции заговора, щедро питающие массовое сознание простыми ответами на сложные вопросы?
• Не связана ли с дефицитом понимания новой нормальности бытующая в массовом сознании установка на пережидание кризиса, подкрепленная устойчивой ностальгией по вчерашнему дню?
• Существуют ли шансы избавиться от иллюзии пережидания кризиса и начать не пережидать, а жить?
• Не пришла ли пора осознать, что социальная аллергия на любые безличные реформы связана с глубинной мотивацией людей на преодоление дефицита доверия, понимания и смысла, пронизывающей поведение отдельного человека, больших и малых социальных групп?"
Дефицит доверия:
Алексей Кудрин, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, Декан Факультета свободных искусств и наук
Авдотья Смирнова, российский кинорежиссер
Дефицит понимания:
Рубен Варданян, предприниматель, филантроп (online)
Татьяна Черниговская, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ (online)
Дефицит смысла:
Александр Архангельский, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Лев Додин, художественный руководитель-директор Академического Малого драматического театра (online)
Паузы между действиями, пролог и эпилог:
Александр Асмолов, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС
"Может быть, не столь уж неправы были древние мудрецы, утверждавшие, что Земля стоит на трех китах. Только имена этих трех китов – Доверие, Понимание и Смысл.
Для того, чтобы подобное предположение не показалось игрой возбужденного разума, рискнем отправиться на поиски смысла и обсудить следующие вопросы:
• Наступит ли завтра – Завтра?
• Сумеет ли разорванное противоречиями человечество найти точки опоры в погоне за завтрашним днем?
• Чем оборачиваются для общества лучшие рецепты достижения счастья, если они исходят из уст, не заслуживающих доверия?
• Не являются ли печальной платой за непонимание пост-ковидной реальности бесконечные фейки и концепции заговора, щедро питающие массовое сознание простыми ответами на сложные вопросы?
• Не связана ли с дефицитом понимания новой нормальности бытующая в массовом сознании установка на пережидание кризиса, подкрепленная устойчивой ностальгией по вчерашнему дню?
• Существуют ли шансы избавиться от иллюзии пережидания кризиса и начать не пережидать, а жить?
• Не пришла ли пора осознать, что социальная аллергия на любые безличные реформы связана с глубинной мотивацией людей на преодоление дефицита доверия, понимания и смысла, пронизывающей поведение отдельного человека, больших и малых социальных групп?"