Статистика ВК сообщества "Удивительные музыкальные инструменты TA-MUSICA"

0+
Интернет-магазин этнических музыкальных инструментов TA-MUSICA.ru

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Мы знаем, вы тоже всегда хотели увидеть этого человека.
Смотрите: вот он - Дмитрий Глазырин, мастер, перевернувший представление о варгане в России.
А теперь признайтесь, у вас тоже есть варган Глазырина? Ну, хоть один?)

11 23 ER 2.0537
Во Вьетнаме можно послушать очень красивый и необычный перкуссионный инструмент – чынг. Он состоит из бамбуковых трубочек разной длины, горизонтально закреплённых на раме. У каждой трубочки с одной стороны есть желобок, а с другой – скошенный край. Чем длиннее трубка, тем ниже звук. Название этого инструмента отражает его звучание: подвешенная на двух верёвках бамбуковая трубка при ударе издаёт звонкий сухой звук «чынг».

Он популярен среди малых этнических групп центрального плоскогорья Вьетнама. Раньше на нём играли после работы, когда все жители деревни собирались в общинных домах вокруг огня, пели и танцевали под чынг. Этот музыкальный инструмент звучит только на весёлых мероприятиях – например, на свадьбах и других праздниках. Звук у него действительно очень радостный, совсем не лирический. Чтобы сыграть что-то лирическое, вьетнамцы используют духовые.

Время не стоит на месте, и конструкция этого удивительного инструмента меняется и совершенствуется. У современных моделей больше клавиш-трубок, чем у архаичных – это значит, что на них можно играть не только традиционную вьетнамскую, но и западную музыку. У моделей, которые звучат в крупных концертных залах, количество клавиш может доходить до 48. Некоторые исполнители используют двойные молоточки, чтобы каждой рукой ударять сразу по двум клавишам. Это позволяет играть более сложные и интересные аккорды.

На видео: вьетнамская народная мелодия.
#Вьетнам #Vietnam

35 2 ER 1.6290
Сегодня встречались со Спиридоном Спиридоновичем Шишигиным, знаменитым якутским хомусистом. Скоро в продаже будут новые хомусы, отобранные им лично! Следите за анонсами.

1 2 ER 1.0992
Абрахам Купейро знаменит тем, что воссоздаёт давно исчезнувшие музыкальные инструменты. В этом видео он демонстрирует звук карникса – древнего духового инструмента кельтов. Известно, что карникс использовался на войне для подачи сигналов, но кто же мог ожидать, что у него такой красивый, волнующий звук?

Судя по всему, его использовали для воодушевления бойцов и для устрашения врага. Про раструб карникса стоит рассказать подробнее, поскольку он является самой интересной деталью инструмента. Судя по сохранившимся фрагментам, раструбы были выполнены в виде голов кабанов и каких-то мифических существ. У карникса внушительная длина – от 1,1 до 1,8 м. При этом его держат вертикально, раструбом-пастью кверху. Это не только для красоты: его голос должен разноситься далеко, а источник звука должен быть высоко над головами всех, кто участвует в битве или в церемонии. Правда, древнегреческий историк Диодор Сицилийский описывал звук карникса как «грубый, созвучный рёву и грохоту битвы», а на записи мы слышим скорее волнующий далёкий зов. То ли Абрахам Купейро нашёл свой способ игры на нём, то ли в древние времена во время битв специально играли не мелодично, а устрашающе.

Кстати, Абрахам Купейро – выпускник мадридской консерватории, имеет учёную степень в области старинной музыки. Он играл на единственном в мире карниксе, который целиком сохранился в галльском святилище во Франции. Этот экземпляр был создан где-то между 80 и 200 гг. до н.э. На видео мы слышим, конечно же, не его, а копию из собственной коллекции А. Купейро. Интересно, что он изготовил свой карникс, руководствуясь только изображением на римской монете, но оказалось, что он ошибся всего лишь на три сантиметра. Вот что значит мастерство и знание истории!

31 6 ER 1.3442
Одна находка наделала много шуму среди археологов, историков древнего мира и музыковедов.

В 1995 году при раскопках в Словении был найден фрагмент кости медвежонка с круглыми отверстиями. Больше всего этот предмет напоминал доисторическую флейту. Отверстия в кости были проделаны как будто специально под пальцы. Это была не первая такая находка: подобные артефакты находили в этих местах начиная с 1920-х годов. Возраст этого костяного изделия – что-то между 35000 и 60000 лет.

Куратор Национального музея Словении попытался реконструировать этот предмет так, как если бы он был флейтой. Глиняный образец воссоздавал её предполагаемый первоначальный размер вместе с другими отверстиями, которые как бы угадываются по краям разлома. Звукоряд этого инструмента поразил исследователей: флейта почти точно попадала в привычные нам ноты. Впоследствии было сделано около 30 других версий из настоящих медвежьих костей.

Историки и музыковеды были счастливы. Однако через несколько лет всё испортили палеобиологи – специалисты по доисторическим животным. Они опубликовали статью, в которой доказывали, что эти отверстия – следы зубов гиены.

С одной стороны, раз мы сами так любим музыку, почему же мы сомневаемся, что древние люди тоже её любили? С другой стороны, нельзя отрицать научные доказательства – характеристики краёв отверстий и тот факт, что кость с дырочками находилась в груде совершенно обычных медвежьих костей, а не среди предметов человеческого быта. Под грузом фактов романтическая теория рухнула, как песочный замок. Но не для всех, поскольку вопрос о происхождении странной находки до сих пор не снят.

Собственно, никто не отказывает неандертальцам в любви к музыке. Они вполне могли петь, хлопать в ладоши, бить по каким-то предметам и даже изготавливать простые музыкальные инструменты из недолговечных материалов типа тростника. Но вот эта конкретная кость с отверстиями – вряд ли флейта. Хотя кто знает, кто знает…

17 2 ER 1.0076
Один из самых прочных в мире материалов – паутина. Она по прочности не уступает нейлону. Тем не менее, мы не будем пытаться отобрать у пауков паутину и сделать из неё струны, ведь они и сами прекрасно на ней играют. По крайней мере, нефила-золотопряд из рода крупных пауков-кругопрядов.

Группа британских учёных (не смейтесь) обнаружила, что нити паутины вибрируют, подобно струнам. Высота звука зависит от длины, толщины и натяжения, и, похоже, пауки это понимают. При помощи сенсоров, расположенных на ногах, они считывают информацию, которая поступает к ним в результате вибрации струн-паутинок. Более того, паучок может настраивать отдельные нити, натягивая или ослабляя их. Зачем? Вероятно, чтобы лучше распознавать сигналы.

Но и это ещё не всё! Пауки иногда буквально играют на своих паутинках: они дёргают их, а потом слушают возникающую вибрацию. Это нужно для того, чтобы узнать что-то важное прямо сейчас, не дожидаясь, когда из нужного участка паутины поступит сигнал.

Эволюция ничего не делает зря, и такое милое поведение пауков тоже имеет важный смысл. Например, в паутину может попасть не только добыча – иногда в гости заходит другой паук, потенциальный партнёр для спаривания. В общем, золотопряды живут в мире позитивных вибраций, чего и вам желают.

5 5 ER 0.8514
Дрымба – славянский варган, который был распространён в Украине, особенно в юго-восточных Карпатах, а также в Молдове, Румынии и Беларуси. Он считается традиционным инструментом гуцулов, живущих в Карпатах и Закарпатье. Там на дрымбе чаще всего играли девушки и женщины, а иногда и пастухи-мужчины. Это варган с высоким голосом, обычно небольшого размера. У гуцулов дрымба была не только ритмическим, но и мелодическим инструментом – особенно ценилась её способность играть именно мелодии. Есть сведения о том, что дрымбу использовали мольфары – гуцульские знахари. Если это правда, то она является шаманским, обрядовым инструментом.

Вообще это предмет очень загадочный – мифов вокруг дрымбы много, а этнографические сведения обрывочны. Известно то, что она изготавливается вручную и технологический процесс требует огромного мастерства и опыта. В некоторых источниках упоминаются двухъязычные дрымбы и кузнецы-цыгане, которые делали эти варганы и продавали на ярмарках.

Что касается самого слова «дрымба», этимологию тоже проследить сложно. Вероятнее всего, оно восходит к звукоподражательному древнегерманскому слову trumba, которое обозначало целый ряд музыкальных инструментов, в основном сигнальную трубу. От trumba также произошло немецкое слово Trommel (барабан), хорошо известное нам по немецкому названию варгана – «маультроммель», где Maul – это «рот». Примечательно, что в словаре закарпатских слов «дрымбати» означает «обманывать», «морочить», «заниматься (чем-либо)», «танцевать», а также, собственно, «играть на дрымбе». Известно, что матери обучали детей народным танцам, играя на дрымбе. Возможно, именно из-за этого возникло то самое значение, связанное с танцем.

Предсказывать будущее дрымбы ещё сложнее, чем проследить её прошлое. С одной стороны, на Гуцульщине осталось буквально несколько мастеров, которые изготавливают этот инструмент «по старинке», и неизвестно, сохранятся ли эти древние знания. С другой стороны, в современном мире интерес к родному фольклору только растёт, в Украине существуют ансамбли народной музыки, проводятся фестивали. Есть даже тематический фестиваль «Карпатська дримба».

В целом в Украине дрымбу знают и помнят, она воспринимается как элемент фольклора. Но именно на Гуцульщине этот инструмент остаётся одним из символов народа, как национальный костюм или народные напевы и наигрыши.

10 2 ER 0.8487
У традиционных музыкальных инструментов народа маори есть собирательное название – «таонга-пуоро». Они делятся на несколько типов: флейты и свистульки, духовые типа трубы, перкуссия, инструменты наподобие варганов и ветряные вертушки. Все они связаны с божествами и духами устной традиции маори. С их помощью входили в контакт с богами, признавались друг другу в любви, отмечали традиционные праздники, предупреждали о войне или другой опасности.

Интересна сама классификация таонга-пуоро на отдельные семейства. Маори верят, что боги своим пением создали вселенную. Они различают основные компоненты музыки – мелодию и ритм, которые соответствуют богам-родителям: Отец-Небо по имени Рангинуи – это мелодия, Мать-Земля Папатуануку – это ритм. Их сын, бог ветров, отвечает за духовые, бог морей – за инструменты, сделанные из морских раковин, а другие потомки владеют всеми музыкальными инструментами, которые «выходят» из леса или из земли (глины).

Изготавливая музыкальные инструменты, маори в буквальном смысле вкладывают в них душу: их специально делают немного разными, чтобы у каждого был свой голос, и дают им отдельные имена.

Когда в Новую Зеландию приплыли европейцы, началась христианизация местного населения, и в результате традиции постепенно стали забывать. Коренные жители острова начали играть на европейских инструментах, и если старики ещё помнили, как играть на таонга-пуоро, то молодые маори ничего о них не знали. В начале 1990-х новозеландские исследователи и хранители традиции решили, что таонга-пуоро необходимо возрождать.

За десять лет им удалось невозможное: аутентичные инструменты маори зазвучали отовсюду, о них начали говорить и писать, они зазвучали с больших сцен, а монстры джаза, например, Jeff Henderson и Evan Parker, начали включать их в свои концерты и записи. Вот и мы теперь о них знаем, даже несмотря на то, что Новая Зеландия – это очень далеко от нас.

Что же это за инструменты? Как ни странно, вы со многими из них уже знакомы, потому что мы не раз о них писали. Если хотите вспомнить и снова послушать их, поищите на стене по слову «маори».

16 0 ER 0.8062
Приехали новые хомусы Чемчоева! Две модели - с накладкой и без. Но все одинаково хорошие. Накладка удобна для держания инструмента и создаёт индивидуальный образ, но и без неё это все те же качественные хомусы.
#хомус

0 2 ER 0.5090
Новое интервью из цикла "Встречи с интересными людьми".
"С помощью хомуса можно общаться с божествами". Беседа с Эркином Алексеевым - якутским хомусистом о традиции, якутской хомусной музыке, стиле сыыйа тардыы и о том, как развиваться варганисту. 2 часа интереснейшего разговора - все, что вы хотели узнать о якутской хомусной музыке и не знали, у кого спросить!

14 1 ER 0.6460