Наткнулся на очередной эффект вероятного достраивания восприятия из памяти человека. К примеру, на телевизор ЭЛТшный с его большим шагом пикселей выведено изображение 1280х960, масштабированное в 1280х480. Телевизор от него показывает только низкие частоты (видеоусилитель валит полосу частот), а потом картинка по-горизонтали еще бьется на дискретные элементы (вероятно, наложение спектров незначительное). И если это дело смотреть вблизи, то никаких шрифтов там не разобрать. Стоит глянуть подальше, так сразу, к примеру, "Панель управления" читается, хоть этой информации в изображении и нету. Я просто знаю, что там должно быть написано, и восприятие само достраивает эту хрень.
Повторяю эксперимент в цифре, увеличиваю кусок картинки в низком разрешении, и смотрю, что из этих клеточек уж точно шрифты не составить. Далее эту картинку с клеточками, где не может быть читаемых шрифтов, смотрю издалека, и (знакомые) надписи типа как различимы... Добавление мыльца на картинку помогает "увидеть" там текст с несколько меньшего расстояния.
А можно было сказать, мол, технологии богов и волшебство, теплая электронно-лучевая картинка... и что вы ничего не понимаете
Количество постов 9 994
Частота постов 125 часов 31 минута
ER
20.19
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Здесь пока ничего нет, т.к., как сказал реинкарнат дид толя, админ занимается подметанием улиц на "Петроградке"...
А на самом деле просто ну... Я человек, сильно оторванный от народа, в части того, что там "в трендах", и на какой теме выезжать для просмотров и лайков. Скорее всего, начну учить, кому чем интересоваться.
Фото аудиофильской кроны для привлечения внимания.
И трек... Точно не уверен, но он в тему ко столу Сталкера, особенно вспомните ту штуку из обогревателя с отражателем ИК, которая живет у него на столе.
А кАшак свой есть, правда, сейчас он за 1000+ км.
А на самом деле просто ну... Я человек, сильно оторванный от народа, в части того, что там "в трендах", и на какой теме выезжать для просмотров и лайков. Скорее всего, начну учить, кому чем интересоваться.
Фото аудиофильской кроны для привлечения внимания.
И трек... Точно не уверен, но он в тему ко столу Сталкера, особенно вспомните ту штуку из обогревателя с отражателем ИК, которая живет у него на столе.
А кАшак свой есть, правда, сейчас он за 1000+ км.
Иногда можно встретить такое мнение, что динамики с тяжелыми подвижными системами "играют менее детально". Конечно, дело не в массе самой по себе, того же ускорения можно добиться с большей массой, если приложить больше силы (F=ma, если a константа, то m больше => F больше).
Ну, и условно, если "мотор" обеспечивает силу воздействия "как надо", без каких-то там искажений и модуляций, то масса никакой угрозы не представляет. Т.к. масса преобразует силу в ускорение, а ускорение - это фактор возникновения константы давления в свободном пространстве, наполненном воздухом.
У катушки с магнитной системой есть паразитные параметры, один из них, который интересен, - это индуктивность. Одним из факторов, который значение этой индуктивности определяет, - это железо магнитной системы и то, где располагаются витки.
Так вот, при смещении катушки внутрь (воспроизводим басы, динамик совершает большие колебания) количество витков, охватывающих железный керн, растет, поэтому индуктивность растет, это значит, что частота среза меняется вместе с положением катушки.
То есть имеем, что еще до выхода витков катушки из магнитного поля какие-то частоты повыше (на которые влияет эта индуктивность) начинают модулироваться по амплитуде. В основном, еще при достаточно длинной катушке (большой линейный ход катушки).
Когда подвижная система более массивная, то и "мотор" более здоровый, частота, на которой эта индуктивность начинает срезать АЧХ, ниже, и эффект модуляции уровня амплитуды индуктивностью ниже по частоте.
В таком случае целесообразно подобный динамик использовать для более низких частот, которые этой индуктивностью не затрагиваются, тогда означенной проблемы не будет.
Ну, а что касается вообще тяжелых динамиков, то они сделаны для снижения занимаемого НЧ звеном объема. Чем меньше объем воздуха, тем он более жесткий, и для низкой резонансной частоты требуется увеличение массы подвижной системы. И для увеличенной массы свой мотор, тоже увеличенный, чтобы мог эту массу эффективно двигать.
Если бы не такие динамики (не килограммовые, конечно), то для басов пришлось бы короба пилить не на 30 литров, а на 250.
Ну, и условно, если "мотор" обеспечивает силу воздействия "как надо", без каких-то там искажений и модуляций, то масса никакой угрозы не представляет. Т.к. масса преобразует силу в ускорение, а ускорение - это фактор возникновения константы давления в свободном пространстве, наполненном воздухом.
У катушки с магнитной системой есть паразитные параметры, один из них, который интересен, - это индуктивность. Одним из факторов, который значение этой индуктивности определяет, - это железо магнитной системы и то, где располагаются витки.
Так вот, при смещении катушки внутрь (воспроизводим басы, динамик совершает большие колебания) количество витков, охватывающих железный керн, растет, поэтому индуктивность растет, это значит, что частота среза меняется вместе с положением катушки.
То есть имеем, что еще до выхода витков катушки из магнитного поля какие-то частоты повыше (на которые влияет эта индуктивность) начинают модулироваться по амплитуде. В основном, еще при достаточно длинной катушке (большой линейный ход катушки).
Когда подвижная система более массивная, то и "мотор" более здоровый, частота, на которой эта индуктивность начинает срезать АЧХ, ниже, и эффект модуляции уровня амплитуды индуктивностью ниже по частоте.
В таком случае целесообразно подобный динамик использовать для более низких частот, которые этой индуктивностью не затрагиваются, тогда означенной проблемы не будет.
Ну, а что касается вообще тяжелых динамиков, то они сделаны для снижения занимаемого НЧ звеном объема. Чем меньше объем воздуха, тем он более жесткий, и для низкой резонансной частоты требуется увеличение массы подвижной системы. И для увеличенной массы свой мотор, тоже увеличенный, чтобы мог эту массу эффективно двигать.
Если бы не такие динамики (не килограммовые, конечно), то для басов пришлось бы короба пилить не на 30 литров, а на 250.
Кстати, вообще интересно, кто тут живой остался, и какие пожелания есть. В свободной форме в комментарии можно расписать.
Конкретно что-то покровосрывательное сам постить не хочу, а что-то технического плана - вполне.
Когда-то давно, когда создавалась группа, здесь было что-то вроде стеба над кабелями-хоботами и над прочей "волшебной фигней" (и были приверженцы подобных девайсов в комментах даже), а теперь здесь никому из администрации как-то даже и не интересно такое.
Сейчас мое направление ковыряний в аудио - это не ловля блох, типа борьбы за 0,0..% искажений, за всякие ФЧХ, водопадики в безэховых условиях, а скорее подвижки в сторону создания акустических агрегатов без какой-нибудь фундаментальной жопы. Показывать пальцем не буду, но про повсеместное деление СЧ-ВЧ с заходом СЧ в направленный режим, да еще и по Линквиц-Райли (-6 дБ точка кроссовера), неоднократно говорил (про акустику, у которой есть ровная осевая АЧХ, но потеряна середина в мощностном плане).
Конкретно что-то покровосрывательное сам постить не хочу, а что-то технического плана - вполне.
Когда-то давно, когда создавалась группа, здесь было что-то вроде стеба над кабелями-хоботами и над прочей "волшебной фигней" (и были приверженцы подобных девайсов в комментах даже), а теперь здесь никому из администрации как-то даже и не интересно такое.
Сейчас мое направление ковыряний в аудио - это не ловля блох, типа борьбы за 0,0..% искажений, за всякие ФЧХ, водопадики в безэховых условиях, а скорее подвижки в сторону создания акустических агрегатов без какой-нибудь фундаментальной жопы. Показывать пальцем не буду, но про повсеместное деление СЧ-ВЧ с заходом СЧ в направленный режим, да еще и по Линквиц-Райли (-6 дБ точка кроссовера), неоднократно говорил (про акустику, у которой есть ровная осевая АЧХ, но потеряна середина в мощностном плане).
синус в розетке: коэффициент гармонических искажений 7..10%, визуально кривой на осциллограмме
любители хорошего звука: трансформаторы питания с пониженной индукцией
выпрямитель со сглаживающим конденсатором: нелинейность (искажения формы тока жесточайшие)
любители хорошего звука: трансформаторы питания с пониженной индукцией
я: предлагаю выпрямитель с активным корректором коэффициента мощности (чтобы потреблял ток формы близко к синусу, один из профитов - для обычного выпрямителя со сглаживающим конденсатором мощность трансформатора требуется 150% от мощности нагрузки выпрямителя, также поля рассеяния зависят от формы и величины потребляемого тока, а помехи от импульсных схем вполне себе фильтруются и в схемы не попадают)
любители хорошего звука: это все фигня, что ты советуешь, мы опытные и лучше знаем
я: предлагаю делать схемы, не чувствительные к переменным магнитным полям от трансформатора
любители хорошего звука: если усилитель "собирает всю грязь", это не плохой усилитель, это у него Высокое Разрешение (и не смей думать, что в цепочке прохождения/хранения сигнала нигде нет узкого места, на че мы смотрим, там есть, а куда не смотрим, там всё как надо)
картинка честно сжизжена у дядьки пхлангира, который шаркает иногда в различных группках и ругаецо
любители хорошего звука: трансформаторы питания с пониженной индукцией
выпрямитель со сглаживающим конденсатором: нелинейность (искажения формы тока жесточайшие)
любители хорошего звука: трансформаторы питания с пониженной индукцией
я: предлагаю выпрямитель с активным корректором коэффициента мощности (чтобы потреблял ток формы близко к синусу, один из профитов - для обычного выпрямителя со сглаживающим конденсатором мощность трансформатора требуется 150% от мощности нагрузки выпрямителя, также поля рассеяния зависят от формы и величины потребляемого тока, а помехи от импульсных схем вполне себе фильтруются и в схемы не попадают)
любители хорошего звука: это все фигня, что ты советуешь, мы опытные и лучше знаем
я: предлагаю делать схемы, не чувствительные к переменным магнитным полям от трансформатора
любители хорошего звука: если усилитель "собирает всю грязь", это не плохой усилитель, это у него Высокое Разрешение (и не смей думать, что в цепочке прохождения/хранения сигнала нигде нет узкого места, на че мы смотрим, там есть, а куда не смотрим, там всё как надо)
картинка честно сжизжена у дядьки пхлангира, который шаркает иногда в различных группках и ругаецо
По части фоток - бывают люди, которые очень болезненно реагируют на всякие тестовые конструкции, без красивого оформления, рояльного лака и так далее. Таких прошу подальше от экрана. Хотя, может быть, сих "тонких" личностей здесь не особо-то и осталось. А если и осталось, то я как бы не производитель акустики, мощностей нету, так что не ко мне вопросы, а к себе (где заказать/как сделать красивые корпуса, или купить готовые АС где-то).
В последнее время немножечко угорал по открытому оформлению, вызвано это было спецификой применения этой штуки, а не какими-то там чудодейственными свойствами. Так сказать, сугубо локальное применение.
Применял я это в околокомпьютерной акустике. Самых важных факторов тут два, они повышают долю прямого звука:
1. Расстояние (менее метра).
2. Составные размеры акустического экрана (к доске с динамиками добавляется ЖК монитор бочком) снижают частоту среза экрана, ниже которой он хорошо пропускает звук себе за спину. То есть долю прямого звука поднимаем на 6 дБ, слышим меньше комнаты.
Что касается открытого оформления, то, конечно, там есть влияние того, в какую сторону в комнате будут развернуты динамики (какие моды возбуждаются). Открытый динамик создает не давление в точке, а разность давлений перед-зад.
Но самое главное - это то, что сам динамик весьма низкой материалоемкости. Для открытого оформления нецелесообразно наращивать массу подвижки, а меньшую массу можно толкать меньшей силой для равного ускорения, поэтому сам динамик с легкой подвижкой и с маленьким магнитиком, даже если это, скажем, 8 дюймов лопух, рассчитанный на ход +-3..5 мм.
Также для открытого оформления оптимальная полная добротность что-то около 1,7, это тоже говорит о том, какие магниты и сколько меди надо в катушке. Это такой подход, когда частота среза акустического экрана несколько повышается, а спад компенсируется горбатой характеристикой самого динамика. При этом срез частотной характеристики становится более резким, но здесь нужно частоту среза просто сдвинуть достаточно низко, то есть брать динамик с частотой резонанса порядка 45 Гц.
То, что сейчас стоит, - это раньше называлось 10гдш-1, спасено из подвала за 0 денег, у этого динамика подвес ППУ с алиэкспресс, катушка удлинена до 15 мм, резонанс 46-47 Гц, добротность 0,9. Чтобы получить заветные ~1,7 добротности, то есть ослабить демпфирование резонанса, пришлось включить последовательно с динамиком резистор, нашел в хламе советский зелененький, номинал подошел как раз. Сам динамик используется в качестве НЧ, и после +-3 мм там начинается нелинейное поведение подвижки, но, как говорят матерые аудиофилы, в музыке синусов нет, и таким образом на НЧ адекватные нелинейности чуть ли не до 10-15%, но здесь при нормальной громкости динамик до такого не доходит, то есть все оч громко становится, если вывести на большой ход.
Ну, и в конце концов временное стало постоянным, хотя можно, к примеру, НЧ лопух прикрутить с внутренней стороны, динамики СЧ/ВЧ на небольшом углублении (слой фанеры снять), а потом обтянуть какой-нибудь акустически прозрачной тканью. Ну, и СЧ объем - это просто ведерко пластиковое, цилиндрическая поверхность довольно жесткая, а донышко пришлось укрепить. Вполне себе как-нибудь потом можно будет оформить это в виде таких ящичков с динамиками и с перфорированной задней стенкой.
Вообще, как говорили какие-то люди, это такие "большие наушники", но все же это не совсем верно, потому что наушники звучат каждый в свое ухо, здесь же есть обычное акустическое взаимопроникновение, когда длинная волна вполне себе огибает голову.
Графики есть еще без смонтированных мониторов, но там НЧ область для почти пустой комнаты с жесткими стенами довольно впечатляет. 96 Гц пика после установки мониторов на бочок в продолжение щитов вроде как потом ушла.
В более крупном помещении с большим наполнением мебелью всё может быть значительно лучше.
СЧ/ВЧ такие применены, в основном, для антуража и по результату анализа (как замеров, так и хлопаний ушами) признаны вполне себе подходящими (а еще я заметил, что разброс 4 дБ на 10 кГц не то чтобы замечаю), чтобы слушать на этом всем музыку. Зашел в радиомагаз, купил какие-то широкополосники кетайские по 430 рублей (вроде аналог 6гдш-5), перед этим поинтересовался, можно ли вернуть их обратно, если не подойдут. Оказалось, что для СЧ диапазона (до 2000 Гц) вполне нормально, без аномалий, а провалы и подъемы там начинались на 3000 Гц и далее, то есть уже там, где ВЧ работает. Поставил их в объем, хорошо заполненный ватой, чтобы демпфировался основной резонанс нормально, а фильтрация в любой акустике идет по аддитивному принципу - что динамик сам не завалил, то фильтром нужно добить до опорной кривой.
В последнее время немножечко угорал по открытому оформлению, вызвано это было спецификой применения этой штуки, а не какими-то там чудодейственными свойствами. Так сказать, сугубо локальное применение.
Применял я это в околокомпьютерной акустике. Самых важных факторов тут два, они повышают долю прямого звука:
1. Расстояние (менее метра).
2. Составные размеры акустического экрана (к доске с динамиками добавляется ЖК монитор бочком) снижают частоту среза экрана, ниже которой он хорошо пропускает звук себе за спину. То есть долю прямого звука поднимаем на 6 дБ, слышим меньше комнаты.
Что касается открытого оформления, то, конечно, там есть влияние того, в какую сторону в комнате будут развернуты динамики (какие моды возбуждаются). Открытый динамик создает не давление в точке, а разность давлений перед-зад.
Но самое главное - это то, что сам динамик весьма низкой материалоемкости. Для открытого оформления нецелесообразно наращивать массу подвижки, а меньшую массу можно толкать меньшей силой для равного ускорения, поэтому сам динамик с легкой подвижкой и с маленьким магнитиком, даже если это, скажем, 8 дюймов лопух, рассчитанный на ход +-3..5 мм.
Также для открытого оформления оптимальная полная добротность что-то около 1,7, это тоже говорит о том, какие магниты и сколько меди надо в катушке. Это такой подход, когда частота среза акустического экрана несколько повышается, а спад компенсируется горбатой характеристикой самого динамика. При этом срез частотной характеристики становится более резким, но здесь нужно частоту среза просто сдвинуть достаточно низко, то есть брать динамик с частотой резонанса порядка 45 Гц.
То, что сейчас стоит, - это раньше называлось 10гдш-1, спасено из подвала за 0 денег, у этого динамика подвес ППУ с алиэкспресс, катушка удлинена до 15 мм, резонанс 46-47 Гц, добротность 0,9. Чтобы получить заветные ~1,7 добротности, то есть ослабить демпфирование резонанса, пришлось включить последовательно с динамиком резистор, нашел в хламе советский зелененький, номинал подошел как раз. Сам динамик используется в качестве НЧ, и после +-3 мм там начинается нелинейное поведение подвижки, но, как говорят матерые аудиофилы, в музыке синусов нет, и таким образом на НЧ адекватные нелинейности чуть ли не до 10-15%, но здесь при нормальной громкости динамик до такого не доходит, то есть все оч громко становится, если вывести на большой ход.
Ну, и в конце концов временное стало постоянным, хотя можно, к примеру, НЧ лопух прикрутить с внутренней стороны, динамики СЧ/ВЧ на небольшом углублении (слой фанеры снять), а потом обтянуть какой-нибудь акустически прозрачной тканью. Ну, и СЧ объем - это просто ведерко пластиковое, цилиндрическая поверхность довольно жесткая, а донышко пришлось укрепить. Вполне себе как-нибудь потом можно будет оформить это в виде таких ящичков с динамиками и с перфорированной задней стенкой.
Вообще, как говорили какие-то люди, это такие "большие наушники", но все же это не совсем верно, потому что наушники звучат каждый в свое ухо, здесь же есть обычное акустическое взаимопроникновение, когда длинная волна вполне себе огибает голову.
Графики есть еще без смонтированных мониторов, но там НЧ область для почти пустой комнаты с жесткими стенами довольно впечатляет. 96 Гц пика после установки мониторов на бочок в продолжение щитов вроде как потом ушла.
В более крупном помещении с большим наполнением мебелью всё может быть значительно лучше.
СЧ/ВЧ такие применены, в основном, для антуража и по результату анализа (как замеров, так и хлопаний ушами) признаны вполне себе подходящими (а еще я заметил, что разброс 4 дБ на 10 кГц не то чтобы замечаю), чтобы слушать на этом всем музыку. Зашел в радиомагаз, купил какие-то широкополосники кетайские по 430 рублей (вроде аналог 6гдш-5), перед этим поинтересовался, можно ли вернуть их обратно, если не подойдут. Оказалось, что для СЧ диапазона (до 2000 Гц) вполне нормально, без аномалий, а провалы и подъемы там начинались на 3000 Гц и далее, то есть уже там, где ВЧ работает. Поставил их в объем, хорошо заполненный ватой, чтобы демпфировался основной резонанс нормально, а фильтрация в любой акустике идет по аддитивному принципу - что динамик сам не завалил, то фильтром нужно добить до опорной кривой.
У аудиофилов бывают и заморочки с питанием усилителей, к примеру, они всячески стараются избегать наводок от сетевого трансформатора, поэтому стремятся выполнить/купить такой трансформатор, чтобы его поля рассеяния на холостом ходу не имели высших гармоник, для этого они отступают от порога насыщения магнитопровода и работают в линейной области значений магнитной индукции.
Но есть неучтенная штука - выпрямитель со сглаживающим конденсатором. Он плющит форму синуса на выходе трансформатора, т.к. потребляет ток лишь на верхушках синуса, то есть на индуктивности рассеяния трансформатора выделяется какая-то нелинейная составляющая эдс, и высшие гармоники в полях рассеяния таки появляются. Особенно их много при большой нагрузке, к примеру, когда усилитель в А классе, т.е. в покое потребляет наибольшую мощность.
Так вот, чтобы трансформатор излучал по возможности одни лишь 50 герц, а не 50 герц и 21шт гармоник (это я утрирую, конечно), нужно, чтобы форма тока нагрузки была тоже синус. Если повесить резистор вместо выпрямителя и конденсатора, ток по форме будет повторять напряжение, и трансформатор будет той самой штукой, которая "фонит" чистыми 50 герцами без гармоник и никому не мешает жить в корпусе усилителя или за его пределами (были случаи, люди жаловались, что расположенная рядом с усилителем АС ловила помехи от трансформатора на свои катушки фильтров).
Резистор, понятное дело, усиливать ничего не умеет, получим обогреватель, но есть такие штуки, которые давно применяются в импульсных источниках питания, - выпрямители с активным корректором коэффициента мощности. Плюсы следующие:
1. Форма потребляемого выпрямителем тока тока может быть сделана чисто синусоидальной (если вместо искаженной синусоиды из розетки за референс взять чистую синусоиду, синхронизированную с синусоидой из розетки по фазе).
2. Форма тока заряда-разряда фильтрующего конденсатора - синусоида удвоенной частоты. Поясняю: входная мощность прямо пропорциональна U^2, а выходная соответственно тоже, и еще если принять U конденсатора постоянным, то из P=U*I следует I=P/U, то есть I прямо пропорционально квадрату синусоиды (и является 100 Гц синусоидой по форме). Отсюда форма пульсаций напряжения на конденсаторе отныне не пилообразная, а синус (чище питание).
3. ВЧ помехи ИИП схем очень эффективно шунтируются/экранируются и остаются жить внутри активного ККМ. НЧ помехи трансформатора можно отфильтровать разве что каким-нибудь пермаллоевым коробом.
Также ВЧ помехи могут жить в своей полосе частот и не давать ни с какими частотами слышимого диапазона разностных частот в слышимом диапазоне. Для этого частоту преобразования достаточно сдвинуть хотя бы килогерц до 40. Но там, скорее, другой резон - размеры индуктивностей.
4. Как ни странно, возможность снять без просадок и перегрева больше мощности, т.к. у классического выпрямителя со сглаживающим конденсатором коэффициент мощности порядка 0,6, и получается, что с тем же % просадки напряжения можно снять только 60% мощности трансформатора (100 Вт трансформатор с 10% просадки на номинальной активной нагрузке превращается в 60 Вт БП со сглаживающим конденсатором с 10% просадки под номинальной нагрузкой). Также активный ККМ обладает свойством стабилизатора и может кратковременно потребить с трансформатора больше мощности, что важно, ведь характер нагрузки УМЗЧ - кратковременный, и это позволит, согласно теплоемкости трансформатора, получить значительно больше кратковременной мощности и ввести защиту температурную (к примеру, у медного провода сопротивление от температуры зависит по известному закону, и о нагреве обмоток можно судить по возрастанию их сопротивления, так можно защитить как трансформатор, так и динамики, любые причем)
(спойлер: производители УМЗЧ делают сами схемы так, чтобы они не ловили наводок, делают БП с просадками больше 10 процентов, ставят в БП емкости меньшей величины, т.к. пульсацию в форме пилы сто герц современный усилитель практически не пропускает на выход ни в виде модуляции сигнала, ну хотя может быть какие-то 0,1% модуляции и есть, но сие есть копейки, плюс на малых сигналах усилитель мало кушает, и пульсаций очень мало, а на больших идет маскировка
, а транзисторы в выходном каскаде ставят потолще, потому что у них незначительная тепловая постоянная времени, на НЧ сигнале температура кристалла пульсирует только в путь)
А вообще с активным ККМ надо делать целый импульсный источник питания... Или можно вообще не заморачиваться. Кому что нравится. Бывает, что инженерные решения проталкиваются по принципу "так тоже можно, оно работает круто и дешевле в производстве", а в DIY - что угодно, что взбредет в голову автору, к примеру, была даже секта свидетелей однополупериодного выпрямителя.
Но есть неучтенная штука - выпрямитель со сглаживающим конденсатором. Он плющит форму синуса на выходе трансформатора, т.к. потребляет ток лишь на верхушках синуса, то есть на индуктивности рассеяния трансформатора выделяется какая-то нелинейная составляющая эдс, и высшие гармоники в полях рассеяния таки появляются. Особенно их много при большой нагрузке, к примеру, когда усилитель в А классе, т.е. в покое потребляет наибольшую мощность.
Так вот, чтобы трансформатор излучал по возможности одни лишь 50 герц, а не 50 герц и 21шт гармоник (это я утрирую, конечно), нужно, чтобы форма тока нагрузки была тоже синус. Если повесить резистор вместо выпрямителя и конденсатора, ток по форме будет повторять напряжение, и трансформатор будет той самой штукой, которая "фонит" чистыми 50 герцами без гармоник и никому не мешает жить в корпусе усилителя или за его пределами (были случаи, люди жаловались, что расположенная рядом с усилителем АС ловила помехи от трансформатора на свои катушки фильтров).
Резистор, понятное дело, усиливать ничего не умеет, получим обогреватель, но есть такие штуки, которые давно применяются в импульсных источниках питания, - выпрямители с активным корректором коэффициента мощности. Плюсы следующие:
1. Форма потребляемого выпрямителем тока тока может быть сделана чисто синусоидальной (если вместо искаженной синусоиды из розетки за референс взять чистую синусоиду, синхронизированную с синусоидой из розетки по фазе).
2. Форма тока заряда-разряда фильтрующего конденсатора - синусоида удвоенной частоты. Поясняю: входная мощность прямо пропорциональна U^2, а выходная соответственно тоже, и еще если принять U конденсатора постоянным, то из P=U*I следует I=P/U, то есть I прямо пропорционально квадрату синусоиды (и является 100 Гц синусоидой по форме). Отсюда форма пульсаций напряжения на конденсаторе отныне не пилообразная, а синус (чище питание).
3. ВЧ помехи ИИП схем очень эффективно шунтируются/экранируются и остаются жить внутри активного ККМ. НЧ помехи трансформатора можно отфильтровать разве что каким-нибудь пермаллоевым коробом.
Также ВЧ помехи могут жить в своей полосе частот и не давать ни с какими частотами слышимого диапазона разностных частот в слышимом диапазоне. Для этого частоту преобразования достаточно сдвинуть хотя бы килогерц до 40. Но там, скорее, другой резон - размеры индуктивностей.
4. Как ни странно, возможность снять без просадок и перегрева больше мощности, т.к. у классического выпрямителя со сглаживающим конденсатором коэффициент мощности порядка 0,6, и получается, что с тем же % просадки напряжения можно снять только 60% мощности трансформатора (100 Вт трансформатор с 10% просадки на номинальной активной нагрузке превращается в 60 Вт БП со сглаживающим конденсатором с 10% просадки под номинальной нагрузкой). Также активный ККМ обладает свойством стабилизатора и может кратковременно потребить с трансформатора больше мощности, что важно, ведь характер нагрузки УМЗЧ - кратковременный, и это позволит, согласно теплоемкости трансформатора, получить значительно больше кратковременной мощности и ввести защиту температурную (к примеру, у медного провода сопротивление от температуры зависит по известному закону, и о нагреве обмоток можно судить по возрастанию их сопротивления, так можно защитить как трансформатор, так и динамики, любые причем)
(спойлер: производители УМЗЧ делают сами схемы так, чтобы они не ловили наводок, делают БП с просадками больше 10 процентов, ставят в БП емкости меньшей величины, т.к. пульсацию в форме пилы сто герц современный усилитель практически не пропускает на выход ни в виде модуляции сигнала, ну хотя может быть какие-то 0,1% модуляции и есть, но сие есть копейки, плюс на малых сигналах усилитель мало кушает, и пульсаций очень мало, а на больших идет маскировка
, а транзисторы в выходном каскаде ставят потолще, потому что у них незначительная тепловая постоянная времени, на НЧ сигнале температура кристалла пульсирует только в путь)
А вообще с активным ККМ надо делать целый импульсный источник питания... Или можно вообще не заморачиваться. Кому что нравится. Бывает, что инженерные решения проталкиваются по принципу "так тоже можно, оно работает круто и дешевле в производстве", а в DIY - что угодно, что взбредет в голову автору, к примеру, была даже секта свидетелей однополупериодного выпрямителя.
Дядя Толя всё, ушла эпоха. Возможно, решил отдохнуть от всепроникающего интернета, уединиться с природой. Тоже надо отдыхать, потому что бесконечный поток информации перегружает мозги.
У класса D, однако, интересные режимы работы бывают, к примеру, у tpa3116 и подобных есть трехуровневый ШИМ. 1SPW mode короч.
Так оно выглядит на большом сигнале, а без сигнала коэффициент заполнения 15 процентов (на маленьких сигналах при изменении уровня на одном выходе ширина импульсов убывает, на другом растет, и при дальнейшем увеличении сигнала убывает до нуля). Чем-то перекликается с АБ классом усиления и с отсечкой транзисторов, только вместо отсечки тут транзистор на полную открывается.
В шытодате неудобно нарисовано, так что свои картинки "нарисовал".
Обещают искажения несколько похуже, но взамен - увеличение КПД в какой-то мере (меньше потерь в катушках фильтров и на транзисторах, в среднем, ибо на том плече, где транзистор постоянно открыт, потери только на сопротивлении открытого транзистора).
А еще можно динамик короткими проводами без фильтра подключать (вероятно, при обычной модуляции в такой ситуации много мощности выделялось на самом динамике при отсутствии сигнала), но рекомендуют ферритовые бусины ставить, давить 30 МГц (конкретнее в шытодате).
Возможно, имеет смысл в такой режим переключаться, если делать усилитель для НЧ звена или саба, чтобы микросхема меньше грелась.
Также стоит отметить, что для корректного измерения искажений такого усилителя требуется точное вычитание одного выхода из другого, чтобы получить сигнал с нижнего графика, иначе покажет больше искажений, чем на самом деле есть. Хотя, в принципе, на всякий случай мостовые усилители лучше измерять, используя вычиталку сигналов (хотя, вероятно, можно сделать вычитание в цифре, используя стереовход звуковой карточки, это надо тестировать, подрубив оба щупа к одному сигналу, тогда при хорошем вычитании будет практически 0 на выходе).
Сам не тестировал, есть плата в "обычном" режиме модуляции, и там надо у микросхемы ногу отгибать, а мне лень.
Да и в обычном режиме что-то лень измерять, если на слух все ок работает. Может быть, потом...
Так оно выглядит на большом сигнале, а без сигнала коэффициент заполнения 15 процентов (на маленьких сигналах при изменении уровня на одном выходе ширина импульсов убывает, на другом растет, и при дальнейшем увеличении сигнала убывает до нуля). Чем-то перекликается с АБ классом усиления и с отсечкой транзисторов, только вместо отсечки тут транзистор на полную открывается.
В шытодате неудобно нарисовано, так что свои картинки "нарисовал".
Обещают искажения несколько похуже, но взамен - увеличение КПД в какой-то мере (меньше потерь в катушках фильтров и на транзисторах, в среднем, ибо на том плече, где транзистор постоянно открыт, потери только на сопротивлении открытого транзистора).
А еще можно динамик короткими проводами без фильтра подключать (вероятно, при обычной модуляции в такой ситуации много мощности выделялось на самом динамике при отсутствии сигнала), но рекомендуют ферритовые бусины ставить, давить 30 МГц (конкретнее в шытодате).
Возможно, имеет смысл в такой режим переключаться, если делать усилитель для НЧ звена или саба, чтобы микросхема меньше грелась.
Также стоит отметить, что для корректного измерения искажений такого усилителя требуется точное вычитание одного выхода из другого, чтобы получить сигнал с нижнего графика, иначе покажет больше искажений, чем на самом деле есть. Хотя, в принципе, на всякий случай мостовые усилители лучше измерять, используя вычиталку сигналов (хотя, вероятно, можно сделать вычитание в цифре, используя стереовход звуковой карточки, это надо тестировать, подрубив оба щупа к одному сигналу, тогда при хорошем вычитании будет практически 0 на выходе).
Сам не тестировал, есть плата в "обычном" режиме модуляции, и там надо у микросхемы ногу отгибать, а мне лень.
Да и в обычном режиме что-то лень измерять, если на слух все ок работает. Может быть, потом...