Статистика ВК сообщества "ПСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ"
Ансамбль Псковского кремля является одним из объектов Псковского музея-заповедника с 2014 года
Количество постов 1 827
Частота постов 33 часа 21 минута
ER
88.17
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Совсем скоро территория фестиваля "Довмонт Псковский" откроет свои двери для желающих проникнуться духом Средневековья и погрузиться в удивительную атмосферу жизни одного русского города.
А пока подготовка к фестивалю идёт полным ходом...🔨⛏
А пока подготовка к фестивалю идёт полным ходом...🔨⛏
Псковский кремль поздравляет с Днём археолога!
В Пскове высоко оценивают труд археолога – исследователя, криминалиста и романтика. Все знаковые имена – наперечет. Они изучают историю, преобразившуюся в земле, застывшую в культурном слое.
Культурный слой города Пскова поистине уникальный памятник истории Северо-Западной Руси. Особенно на территории первого поселения – на высоком скалистом мысу у слияния двух рек: Псковы и Великой.
Планомерное изучение этой земли проводилось с 1930-х годов (К.К. Романов, Н.Н. Чернягин). На время Великой Отечественной войны работы приостановились, а с 1945 года археологические мероприятия вновь продолжили (до 1949 г. – С.А. Тараканова, с 1954 г. – Г.П. Гроздилов, с 1963 г. – В.Д. Белецкий, с 1983 г. – В.В. Седов).
А с 1991 года организацией, взявшей на себя проведение всех работ, явился Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр (под руководством Б.Н. Харлашова). В 1997 году центр стал структурным подразделением Псковского музея-заповедника (в 2006 г. снова обособился, продолжив свою деятельность).
По словам И.К. Лабутиной, «трудно назвать период или проблему в истории Пскова, которые не нашли бы отражения в археологическом материале». Археологические данные помогли пролить свет на многие «темные места» истории Пскова и продолжают оставаться неоценимым источником информации о нашем прошлом.
К примеру, на территории кремля находилось первое поселение, защищенное с VIII века деревянной стеной, в XII веке был построен каменный собор, в 1400 году уже стояла башня на «куту», а в Довмонтовом городе в 1695 году возле 17 церковных зданий была достроена палата для воевод московских и дьяков псковских. В 1701 году, готовясь к войне со шведами, Петр I приказал возвести в Кремле земляные валы и засыпать башню Кутекрома до уровня бастиона.
Все это мы знаем благодаря археологам! И благодарим их за нелегкий труд, неравнодушие и острый взгляд на историю, которую они держат в своих руках.
В Пскове высоко оценивают труд археолога – исследователя, криминалиста и романтика. Все знаковые имена – наперечет. Они изучают историю, преобразившуюся в земле, застывшую в культурном слое.
Культурный слой города Пскова поистине уникальный памятник истории Северо-Западной Руси. Особенно на территории первого поселения – на высоком скалистом мысу у слияния двух рек: Псковы и Великой.
Планомерное изучение этой земли проводилось с 1930-х годов (К.К. Романов, Н.Н. Чернягин). На время Великой Отечественной войны работы приостановились, а с 1945 года археологические мероприятия вновь продолжили (до 1949 г. – С.А. Тараканова, с 1954 г. – Г.П. Гроздилов, с 1963 г. – В.Д. Белецкий, с 1983 г. – В.В. Седов).
А с 1991 года организацией, взявшей на себя проведение всех работ, явился Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр (под руководством Б.Н. Харлашова). В 1997 году центр стал структурным подразделением Псковского музея-заповедника (в 2006 г. снова обособился, продолжив свою деятельность).
По словам И.К. Лабутиной, «трудно назвать период или проблему в истории Пскова, которые не нашли бы отражения в археологическом материале». Археологические данные помогли пролить свет на многие «темные места» истории Пскова и продолжают оставаться неоценимым источником информации о нашем прошлом.
К примеру, на территории кремля находилось первое поселение, защищенное с VIII века деревянной стеной, в XII веке был построен каменный собор, в 1400 году уже стояла башня на «куту», а в Довмонтовом городе в 1695 году возле 17 церковных зданий была достроена палата для воевод московских и дьяков псковских. В 1701 году, готовясь к войне со шведами, Петр I приказал возвести в Кремле земляные валы и засыпать башню Кутекрома до уровня бастиона.
Все это мы знаем благодаря археологам! И благодарим их за нелегкий труд, неравнодушие и острый взгляд на историю, которую они держат в своих руках.
Снабжение русских ратей в XVI в. Часть I.
Количество воинов, их боевой опыт, снаряжение – безусловно важная составляющая успеха военного предприятия. Но вся эта грозная мощь может ничего не стоить если ее должным образом не снабжать.
Помимо людей в войске, необходимо было кормить лошадей и боевых коней. Причем если человека можно было пристыдить, воздействовать на его совесть, честь, корпоративную этику, применить меры дисциплинарного воздействия, просить терпеть, то с животным такое не пройдёт.
Фуража нужно было не мало, в среднем лошадь потребляла в день 25 кг травы или 2-3 кг овса, 4-5 кг сена, 2-3 кг соломы.
По сообщению сметы, 1591 года лучшим лошадям Иосифо-Волоколамского монастыря: «…давать на 10 голов ежедневно острамок сена да четверть овса». Таким образом, суточная норма на рабочего коня составляла 4-5 кг овса и 6-8 кг сена. Во время Петра Великого почти ничего не изменилось (согласно артикулам). При выполнении лёгкой работы (считался дневной переход в 35 км) 300-350 кг лошадь нуждалась в 30-35 кг травы ежедневно.
А какой же был «паёк» для служилого человека? Интересно в таком случае упоминание Литовской Метрики. Так, великий князь Литовский пожаловал двух дворян, своим «кормовым» жалованьем. Его размер на каждого был по бочке (491 л) жита, солода, 2 корца (около 200 кг) крупы, 2 корца гороха, пуд соли, полть свиного мяса на квартал и дополнительно деньгами на свежее мясо, рыбу и сукно – 4 копы (1 копа – 60 штук чего-либо) грошей (240 грошей).
Делопроизводство московских приказов столь подробную роспись нам не оставило. К примеру, стрельцы и казаки в Ливонских крепостях в 1578 году должны были получать «по осмине ржи» т.е те же 24 пуда в год. Другой пример – стрелецкий приказ Ивана Кашкарова по пути из Астрахани на «немецкую службу» т.е. на войну со шведами должен был остановиться на 5-6 дней в Кадоме и взять на месте «корму» «по полуосмине ржи и толокна» с учетом уже имеющихся запасов у них. В сутки «боец» должен был получать 4000 ккал.
По материалам: Пенской В.В. Военное дело Московского государства. От Василия Темного до Михаила Романова. Вторая половина XV – начало XVII в.
Количество воинов, их боевой опыт, снаряжение – безусловно важная составляющая успеха военного предприятия. Но вся эта грозная мощь может ничего не стоить если ее должным образом не снабжать.
Помимо людей в войске, необходимо было кормить лошадей и боевых коней. Причем если человека можно было пристыдить, воздействовать на его совесть, честь, корпоративную этику, применить меры дисциплинарного воздействия, просить терпеть, то с животным такое не пройдёт.
Фуража нужно было не мало, в среднем лошадь потребляла в день 25 кг травы или 2-3 кг овса, 4-5 кг сена, 2-3 кг соломы.
По сообщению сметы, 1591 года лучшим лошадям Иосифо-Волоколамского монастыря: «…давать на 10 голов ежедневно острамок сена да четверть овса». Таким образом, суточная норма на рабочего коня составляла 4-5 кг овса и 6-8 кг сена. Во время Петра Великого почти ничего не изменилось (согласно артикулам). При выполнении лёгкой работы (считался дневной переход в 35 км) 300-350 кг лошадь нуждалась в 30-35 кг травы ежедневно.
А какой же был «паёк» для служилого человека? Интересно в таком случае упоминание Литовской Метрики. Так, великий князь Литовский пожаловал двух дворян, своим «кормовым» жалованьем. Его размер на каждого был по бочке (491 л) жита, солода, 2 корца (около 200 кг) крупы, 2 корца гороха, пуд соли, полть свиного мяса на квартал и дополнительно деньгами на свежее мясо, рыбу и сукно – 4 копы (1 копа – 60 штук чего-либо) грошей (240 грошей).
Делопроизводство московских приказов столь подробную роспись нам не оставило. К примеру, стрельцы и казаки в Ливонских крепостях в 1578 году должны были получать «по осмине ржи» т.е те же 24 пуда в год. Другой пример – стрелецкий приказ Ивана Кашкарова по пути из Астрахани на «немецкую службу» т.е. на войну со шведами должен был остановиться на 5-6 дней в Кадоме и взять на месте «корму» «по полуосмине ржи и толокна» с учетом уже имеющихся запасов у них. В сутки «боец» должен был получать 4000 ккал.
По материалам: Пенской В.В. Военное дело Московского государства. От Василия Темного до Михаила Романова. Вторая половина XV – начало XVII в.