Статистика ВК сообщества "Авиационный журнал"
Взлётная полоса кажется гораздо длиннее когда вы садитесь с пустым Б-29, чем когда взлетаете с полным
Количество постов 4 886
Частота постов 7 часов 56 минут
ER
28.80
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Клаус Фридрих Берген (нем. Claus Friedrich Bergen; 1885-1964) немецкий художник-маринист, баталист, иллюстратор
При взлете F-4B 'Phantom' (с.н. 153913) с помощью катапульты у самолета оторвалась передняя стойка шасси. USS Coral Sea (CV-43), 30 июня 1970 года.
БАБЫ В ЭФИРЕ
Звено МИ-8 и пара МИ-24 идут из Шинданда на точку возле Даулатабада — помочь фарахрудскому спецназу в операции. Стая летит на пределе, соблюдая режим радиомолчания. Вдруг в эфире раздается противный женский голос речевого информатора РИ-65:
— Борт 23456, не убраны шасси.
(Это означает, что одна из «двадцатьчетверок» забыла убрать шасси. У МИ-8 шасси не убираются.)
— Ну что вы, тихо не можете… — с досадой говорит «Пыль». — Посмотрите друг на друга — у кого там лапы висят?
— У нас убраны? — шутит капитан Трудов.
— Убрал, командир, — шутит борттехник Ф.
«Двадцатьчетверки» коротко докладывают, что у них все в порядке, видимо, произошло ложное срабатывание.
— Пиздят «мессера», — комментирует Трудов.
Через несколько минут в эфир снова выходит чья-то РИта:
— Борт 32654, повышена температура масла в главном редукторе.
(Названный номер — заводской, и он ни о чем не говорит экипажам. Единственный способ определить, чей речевой информатор выдал информацию в эфир, — посмотреть на стрелку датчика).
— Вы сговорились, что ли? — спрашивает «Пыль». — Доложитесь, у кого там масло кипит…
— Посмотри, как у нас? — говорит Трудов.
Борттехник Ф. смотрит на датчик главного редуктора и видит, что температура масла запредельная — стрелка уже в красной зоне. (Скорее всего, догадывается борттехник, лопатки охлаждающего вентилятора стоят в зимнем положении — ведь предшественники летали на потолке, где всегда холодно.) Он знает, что до посадки осталось несколько минут, поэтому говорит:
— У нас в порядке, командир!
— Значит, опять «мессера»!
Все по очереди докладывают, что температура масла в норме. «Пыль», раздраженная срывом радиомолчания, советует:
— Ну, так разберитесь там со своми бабами!
Звено МИ-8 и пара МИ-24 идут из Шинданда на точку возле Даулатабада — помочь фарахрудскому спецназу в операции. Стая летит на пределе, соблюдая режим радиомолчания. Вдруг в эфире раздается противный женский голос речевого информатора РИ-65:
— Борт 23456, не убраны шасси.
(Это означает, что одна из «двадцатьчетверок» забыла убрать шасси. У МИ-8 шасси не убираются.)
— Ну что вы, тихо не можете… — с досадой говорит «Пыль». — Посмотрите друг на друга — у кого там лапы висят?
— У нас убраны? — шутит капитан Трудов.
— Убрал, командир, — шутит борттехник Ф.
«Двадцатьчетверки» коротко докладывают, что у них все в порядке, видимо, произошло ложное срабатывание.
— Пиздят «мессера», — комментирует Трудов.
Через несколько минут в эфир снова выходит чья-то РИта:
— Борт 32654, повышена температура масла в главном редукторе.
(Названный номер — заводской, и он ни о чем не говорит экипажам. Единственный способ определить, чей речевой информатор выдал информацию в эфир, — посмотреть на стрелку датчика).
— Вы сговорились, что ли? — спрашивает «Пыль». — Доложитесь, у кого там масло кипит…
— Посмотри, как у нас? — говорит Трудов.
Борттехник Ф. смотрит на датчик главного редуктора и видит, что температура масла запредельная — стрелка уже в красной зоне. (Скорее всего, догадывается борттехник, лопатки охлаждающего вентилятора стоят в зимнем положении — ведь предшественники летали на потолке, где всегда холодно.) Он знает, что до посадки осталось несколько минут, поэтому говорит:
— У нас в порядке, командир!
— Значит, опять «мессера»!
Все по очереди докладывают, что температура масла в норме. «Пыль», раздраженная срывом радиомолчания, советует:
— Ну, так разберитесь там со своми бабами!
Хвост реактивного Арадо Ar-234 у берега одной из рек в США, где после войны испытывали эти аэропланы
"Юнкерс" Ju-87D-3 from NSGr 9 на Альпийских лугах. in Innsbruck Kranebitten (Hötting), Austria.
Май 1945
Май 1945
Из озера в небо...
Военные археологи Заполярья нашли истребитель МиГ-3, севший на вынужденную во время Второй мировой войны в озере близ Мурманска. Самолет подняли из озера, отремонтировали и привели в надлежащий вид. Летом 2014 года истребитель вновь взлетел в небо.
Военные археологи Заполярья нашли истребитель МиГ-3, севший на вынужденную во время Второй мировой войны в озере близ Мурманска. Самолет подняли из озера, отремонтировали и привели в надлежащий вид. Летом 2014 года истребитель вновь взлетел в небо.
18 июля 1943 года у побережья Флориды немецкая ПЛ U-134 сбила дирижабль ВМС США К-74. Это был единственный американский дирижабль, сбитый противником за все время войны.
Кадр крайне плохого качества с идущим в атаку «Бостоном», тем не менее наглядно показывающий на какой высоте действовали торпедоносцы на СФ
Валька Палевич крутился, как мог. Каких-то десять минут назад, когда их тройка «чаек» спокойно барражировала над дорогой, его командир заметил идущую чуть в стороне девятку «юнкерсов» и без колебаний повёл своё звено истребителей в атаку.
«Чайки» зашли со стороны солнца, и сначала им сопутствовала удача. По крайней мере один «юнкерс», прошитый очередями «шкасов», завалился на крыло и, оставляя за собой густой шлейф чёрного дыма, пошёл со снижением, а потом и вообще рухнул в лес.
Валька завороженно следил за первым сбитым вражеским самолётом и вроде прохлопал очередной маневр. Во всяком случае, когда командир круто повёл звено в левый разворот, его правый ведомый Валентин Палевич, зазевавшись, остался в стороне.
Внезапно самолёт Палевича резко вздрогнул, впереди возникла шапка белого дыма, и Валька инстинктивно вильнул в сторону. Откуда тут могла взяться зенитка, было неясно, и, едва очухавшись, лётчик первым делом посмотрел вниз.
Шоссе не было видно, а вместо него на землё чётко вырисовывался овал какого-то водоёма. Похоже, атакуя, звено сильно уклонилось в сторону от маршрута, и теперь следовало как можно скорее найти своих и восстановить строй.
Валька энергично закрутил головой в разные стороны, стараясь сориентироваться. Немецкие бомбардировщики, похоже, ушли дальше, но ни командира звена, ни второго ведомого нигде не было видно. Солнце ослепляло, и чтобы хоть немного отдохнули глаза, Валька пару секунд смотрел на землю, а когда снова глянул вверх, обрадовался, сразу заметив командирскую «чайку».
Командир звена летел на расстоянии трёхсот — четырёхсот метров, находясь впереди и несколько выше. Что заставило его прекратить атаку — неизвестно, но сейчас главным было догнать командира и как можно скорее занять своё место в строю.
Теперь Палевич поискал глазами и второго ведомого. Впереди его не было видно, и тогда Валька, оглянувшись, почти сразу его заметил — он был сзади слева. Валька прибавил газу, но расстояние между ним и командиром не уменьшалось, а наоборот, стало увеличиваться.
Секунду-другую Валька не мог понять, в чём дело, но потом глянул на приборную доску. Ну, ясно на высоте две тысячи семьсот метров надо было включать вторую скорость нагнетателя, а лётчик в горячке не смотрел на высотомер и забыл это сделать.
Едва нагнетатель был включен, «чайка» словно рванулась вперёд, и расстояние между самолётами сразу стало уменьшаться. Непонятно только было, почему командир идёт по прямой. Ясное дело, немцев теперь не догнать и надо возвращаться в зону патрулирования, от которой они ушли уже километров на пятьдесят.
И вдруг Валька заметил, что командир звена с разворота влево по кому-то открыл огонь. От крыльев его «чайки» уходили отчётливо видимые дымные трассы, в которых мелькали зелёные искры. Палевич немного опустил нос своего самолёта и увидел неизвестно откуда взявшуюся четвёрку «мессеров».
Положение самого Вальки было крайне невыгодным. Тактического превосходства он не имел, а про скоростные характеристики МЕ-109 в сравнении с «чайкой» и речи не шло. Оставалась надежда на маневренность юркого биплана. Не колеблясь, Валька решительно бросился на выручку и через минуту уже крутился в бешеной карусели воздушного боя. Он стрелял и видел, как дымные трассы его пулемётов проходят мимо казалось бы точно попавшего в прицел то одного, то другого «мессера».
Но опыта у Палевича ещё не было, и он пока не понимал, что открывает огонь с слишком большой дистанции. К тому же в горячке боя он проглядел, как МЕ-109 зашёл ему в хвост. Валька будто почувствовал, что по его «чайке» бьют пули, и, бросив взгляд на крыло, с испугом увидел продырявленную во многих местах плоскость.
В лицо ударил терпкий запах гари, и Валька скорее инстинктивно, чем осознанно, отдал ручку, переводя подстреленную «чайку» в немыслимо крутое пике. С пугающей быстротой земля понеслась навстречу и, понимая, что это единственный шанс для спасения, Валька в последний момент успел взять ручку «на себя».
Страшная сила навалилась на лётчика, вжимая его в сиденье. Тело налилось невыносимой тяжестью, глаза почти ничего не видели, но, почти теряя сознание, он из последних сил тянул ручку. И ожидаемое чудо свершилось. Выходя из смертельно опасного пике, «чайка» сильно «просела» и, перейдя наконец в горизонтальный полёт, понеслась на бреющем над самыми верхушками деревьев.
Казалось, ещё немного, — и ветви, стлавшиеся под плоскостями, зацепят фюзеляж, после чего самолёт обязательно грохнется на землю. Но зная, что на фоне леса его «чайка» невидима, Валька продолжал лететь на этой недопустимо низкой высоте.
Минут через пять такой сумасшедшей гонки Палевич осторожно потянул ручку «на себя». «Чайка» послушно задрала нос, поднялась выше, и тогда Валька, закрутив головой во все стороны, начал внимательно осматриваться.
Местность показалась знакомой, и, к своему удивлению, Валька почти сразу сориентировался. Помогло хорошо различимое с высоты похожее на вытянутое ухо озеро, возле которого, как знал Палевич, находится аэродром второго полка их дивизии.
Заложив крутой вираж, Валька увидел взлётную полосу и, поколебавшись секунду, пошёл на посадку. Во всяком случае, здесь можно было осмотреть машину, заправиться и, пополнив боезапас, спокойно вернуться на свой аэродром.
Точно зайдя на неубранное посадочное «Т», Валька выпустил шасси и классически, как он умел, сел «на три точки». «Чайка» пробежала немного по травянистому полю и, подчиняясь пилоту, зарулила к стоянке, где почему-то торчал одинокий автостартёр.
Заглушив мотор, Валька вылез из кабины и с наслаждением потянулся. Слабый ветерок, дувший от озера, навевал прохладу, и всё кругом дышало летними ароматами. Казалось, здесь царило спокойствие, но странное отсутствие людей насторожило Вальку.
Он сделал несколько шагов по направлении к стоявшему неподалеку автостартёру и окликнул:
— Эй, есть тут кто-нибудь?
— Ну, я есть… — из-за поднятого вверх капота выглянул ковырявшийся в моторе шофёр.
Валька хотел узнать, где все, но спрашивать не понадобилось. С расстеленного в стороне чехла, которого Валька поначалу и не заметил, поднялся отдыхавший там техник и, подойдя ближе, приложил руку к замасленной пилотке.
— Товарищ лейтенант, наш полк перебазировался… — он сделал паузу и спросил: — А вы как тут?
— Видишь, из боя вышел, — коротко бросил Палевич и подозрительно посмотрел на техника. — А ты почему здесь?
— Задержались. Пару машин надо было привести в порядок. Они полчаса назад улетели, и мы сейчас уедем, вот только он карбюратор вычистит… — техник кивнул на хлопочущего шофёра.
— Чёрт бы его побрал! — выругался Палевич. — Я ж думал тут заправиться можно…
— Не получится, — вздохнул техник. — Патронов ни БС ни ШКАС нету.
— Но хоть бензин-то есть? — Валька с надеждой посмотрел на техника.
— Бензина ещё малость осталось, — подтвердил техник. — Только бензозаправщики с общей колонной ушли…
— Вот незадача… Что ж делать-то? — растерялся Палевич.
— Товарищ лейтенант, — оживился техник. — Разрешите, я ваш самолёт осмотрю, а то он весь продырявленный…
— Ну, осматривай… — Палевич безнадёжно махнул рукой и сел прямо на траву, опершись спиной о пахнущее горелой резиной колесо.
Техник же, получив разрешение, нырнул под плоскость, что-то ворча, долго изучал стойку шасси, а потом вылез и заявил:
— Повезло вам, товарищ лейтенант, на честном слове сели…
— А что там? — быстро спросил Палевич.
— Болт стойки начисто срезало, взлетать нельзя, заменить надо…
— А это долго? — забеспокоился Палевич.
— Полчаса, — заверил Палевича техник и сразу обнадёжил: — Вон моторист мой вернулся, он поможет…
Валька полуобернулся и увидел, что к стоянке, волоча за собой скомканное полотнище «Т», подходит боец с трёхлинейкой на плече.
— Вот, притащил, — подойдя ближе, сообщил моторист и бросил посадочный знак на траву.
— А винтовка откуда? — удивился техник. — У тебя ж не было.
— Возле СКП подобрал, валялась, — пояснил моторист и, сокрушённо покачав головой, деловито принялся считать пулевые пробоины в плоскости.
В это момент, вытирая тряпкой руки, к ним подошёл кончивший возиться с машиной шофёр и доложил:
— У меня порядок, можно ехать… — И потом после короткого раздумья предложил: — Я слышал вам возни на полчаса. Могу помочь заправиться.
— Как это? — удивился техник.
— Так у меня ж ведро и ручной альвеер есть. Пока вы тут ковыряться будете, я литров сто пятьдесят натаскаю…
— Я помогу, — радостно дёрнулся Палевич.
— Не надо, товарищ лейтенант, отдыхайте, ведро-то всё равно одно, — степенно рассудил шофёр и пошёл к машине, а Валька, довольный тем, что всё так хорошо устроилось, положил голову на колесо и прикрыл веки…
Палевичу показалось, что он лишь на секунду расслабился, но вышло так, что он задремал и проснулся только когда с криком: «Товарищ лейтенант, танки!.. Немецкие!» — его разбудил техник.
Валька испуганно продрал глаза, увидел подпёртую бревном косо свисавшую стойку, ведро с бензином, оставленное стоять на траве, а дальше — выползающие из леса прямо к взлётной полосе танки с крестами, и мгновенно вскочил на ноги.
Шофёр уже сидел за баранкой, бывший с ним рядом моторист махал руками, а техник, убедившись, что Палевич проснулся, опрометью бросился к автомобилю. Поняв, что надо бежать, Валька в бессильной злобе плеснул бензином на крылья, бросил горящую спичку и отпрянул в сторону. Увидев вспыхнувшее пламя, он одним прыжком вскочил на подножку, и машина рванула с места…
(Николай Дмитриев "Брестские ворота").
Фото машины, находящийся в Fighter Factory (Вирджиния Бич,США).
«Чайки» зашли со стороны солнца, и сначала им сопутствовала удача. По крайней мере один «юнкерс», прошитый очередями «шкасов», завалился на крыло и, оставляя за собой густой шлейф чёрного дыма, пошёл со снижением, а потом и вообще рухнул в лес.
Валька завороженно следил за первым сбитым вражеским самолётом и вроде прохлопал очередной маневр. Во всяком случае, когда командир круто повёл звено в левый разворот, его правый ведомый Валентин Палевич, зазевавшись, остался в стороне.
Внезапно самолёт Палевича резко вздрогнул, впереди возникла шапка белого дыма, и Валька инстинктивно вильнул в сторону. Откуда тут могла взяться зенитка, было неясно, и, едва очухавшись, лётчик первым делом посмотрел вниз.
Шоссе не было видно, а вместо него на землё чётко вырисовывался овал какого-то водоёма. Похоже, атакуя, звено сильно уклонилось в сторону от маршрута, и теперь следовало как можно скорее найти своих и восстановить строй.
Валька энергично закрутил головой в разные стороны, стараясь сориентироваться. Немецкие бомбардировщики, похоже, ушли дальше, но ни командира звена, ни второго ведомого нигде не было видно. Солнце ослепляло, и чтобы хоть немного отдохнули глаза, Валька пару секунд смотрел на землю, а когда снова глянул вверх, обрадовался, сразу заметив командирскую «чайку».
Командир звена летел на расстоянии трёхсот — четырёхсот метров, находясь впереди и несколько выше. Что заставило его прекратить атаку — неизвестно, но сейчас главным было догнать командира и как можно скорее занять своё место в строю.
Теперь Палевич поискал глазами и второго ведомого. Впереди его не было видно, и тогда Валька, оглянувшись, почти сразу его заметил — он был сзади слева. Валька прибавил газу, но расстояние между ним и командиром не уменьшалось, а наоборот, стало увеличиваться.
Секунду-другую Валька не мог понять, в чём дело, но потом глянул на приборную доску. Ну, ясно на высоте две тысячи семьсот метров надо было включать вторую скорость нагнетателя, а лётчик в горячке не смотрел на высотомер и забыл это сделать.
Едва нагнетатель был включен, «чайка» словно рванулась вперёд, и расстояние между самолётами сразу стало уменьшаться. Непонятно только было, почему командир идёт по прямой. Ясное дело, немцев теперь не догнать и надо возвращаться в зону патрулирования, от которой они ушли уже километров на пятьдесят.
И вдруг Валька заметил, что командир звена с разворота влево по кому-то открыл огонь. От крыльев его «чайки» уходили отчётливо видимые дымные трассы, в которых мелькали зелёные искры. Палевич немного опустил нос своего самолёта и увидел неизвестно откуда взявшуюся четвёрку «мессеров».
Положение самого Вальки было крайне невыгодным. Тактического превосходства он не имел, а про скоростные характеристики МЕ-109 в сравнении с «чайкой» и речи не шло. Оставалась надежда на маневренность юркого биплана. Не колеблясь, Валька решительно бросился на выручку и через минуту уже крутился в бешеной карусели воздушного боя. Он стрелял и видел, как дымные трассы его пулемётов проходят мимо казалось бы точно попавшего в прицел то одного, то другого «мессера».
Но опыта у Палевича ещё не было, и он пока не понимал, что открывает огонь с слишком большой дистанции. К тому же в горячке боя он проглядел, как МЕ-109 зашёл ему в хвост. Валька будто почувствовал, что по его «чайке» бьют пули, и, бросив взгляд на крыло, с испугом увидел продырявленную во многих местах плоскость.
В лицо ударил терпкий запах гари, и Валька скорее инстинктивно, чем осознанно, отдал ручку, переводя подстреленную «чайку» в немыслимо крутое пике. С пугающей быстротой земля понеслась навстречу и, понимая, что это единственный шанс для спасения, Валька в последний момент успел взять ручку «на себя».
Страшная сила навалилась на лётчика, вжимая его в сиденье. Тело налилось невыносимой тяжестью, глаза почти ничего не видели, но, почти теряя сознание, он из последних сил тянул ручку. И ожидаемое чудо свершилось. Выходя из смертельно опасного пике, «чайка» сильно «просела» и, перейдя наконец в горизонтальный полёт, понеслась на бреющем над самыми верхушками деревьев.
Казалось, ещё немного, — и ветви, стлавшиеся под плоскостями, зацепят фюзеляж, после чего самолёт обязательно грохнется на землю. Но зная, что на фоне леса его «чайка» невидима, Валька продолжал лететь на этой недопустимо низкой высоте.
Минут через пять такой сумасшедшей гонки Палевич осторожно потянул ручку «на себя». «Чайка» послушно задрала нос, поднялась выше, и тогда Валька, закрутив головой во все стороны, начал внимательно осматриваться.
Местность показалась знакомой, и, к своему удивлению, Валька почти сразу сориентировался. Помогло хорошо различимое с высоты похожее на вытянутое ухо озеро, возле которого, как знал Палевич, находится аэродром второго полка их дивизии.
Заложив крутой вираж, Валька увидел взлётную полосу и, поколебавшись секунду, пошёл на посадку. Во всяком случае, здесь можно было осмотреть машину, заправиться и, пополнив боезапас, спокойно вернуться на свой аэродром.
Точно зайдя на неубранное посадочное «Т», Валька выпустил шасси и классически, как он умел, сел «на три точки». «Чайка» пробежала немного по травянистому полю и, подчиняясь пилоту, зарулила к стоянке, где почему-то торчал одинокий автостартёр.
Заглушив мотор, Валька вылез из кабины и с наслаждением потянулся. Слабый ветерок, дувший от озера, навевал прохладу, и всё кругом дышало летними ароматами. Казалось, здесь царило спокойствие, но странное отсутствие людей насторожило Вальку.
Он сделал несколько шагов по направлении к стоявшему неподалеку автостартёру и окликнул:
— Эй, есть тут кто-нибудь?
— Ну, я есть… — из-за поднятого вверх капота выглянул ковырявшийся в моторе шофёр.
Валька хотел узнать, где все, но спрашивать не понадобилось. С расстеленного в стороне чехла, которого Валька поначалу и не заметил, поднялся отдыхавший там техник и, подойдя ближе, приложил руку к замасленной пилотке.
— Товарищ лейтенант, наш полк перебазировался… — он сделал паузу и спросил: — А вы как тут?
— Видишь, из боя вышел, — коротко бросил Палевич и подозрительно посмотрел на техника. — А ты почему здесь?
— Задержались. Пару машин надо было привести в порядок. Они полчаса назад улетели, и мы сейчас уедем, вот только он карбюратор вычистит… — техник кивнул на хлопочущего шофёра.
— Чёрт бы его побрал! — выругался Палевич. — Я ж думал тут заправиться можно…
— Не получится, — вздохнул техник. — Патронов ни БС ни ШКАС нету.
— Но хоть бензин-то есть? — Валька с надеждой посмотрел на техника.
— Бензина ещё малость осталось, — подтвердил техник. — Только бензозаправщики с общей колонной ушли…
— Вот незадача… Что ж делать-то? — растерялся Палевич.
— Товарищ лейтенант, — оживился техник. — Разрешите, я ваш самолёт осмотрю, а то он весь продырявленный…
— Ну, осматривай… — Палевич безнадёжно махнул рукой и сел прямо на траву, опершись спиной о пахнущее горелой резиной колесо.
Техник же, получив разрешение, нырнул под плоскость, что-то ворча, долго изучал стойку шасси, а потом вылез и заявил:
— Повезло вам, товарищ лейтенант, на честном слове сели…
— А что там? — быстро спросил Палевич.
— Болт стойки начисто срезало, взлетать нельзя, заменить надо…
— А это долго? — забеспокоился Палевич.
— Полчаса, — заверил Палевича техник и сразу обнадёжил: — Вон моторист мой вернулся, он поможет…
Валька полуобернулся и увидел, что к стоянке, волоча за собой скомканное полотнище «Т», подходит боец с трёхлинейкой на плече.
— Вот, притащил, — подойдя ближе, сообщил моторист и бросил посадочный знак на траву.
— А винтовка откуда? — удивился техник. — У тебя ж не было.
— Возле СКП подобрал, валялась, — пояснил моторист и, сокрушённо покачав головой, деловито принялся считать пулевые пробоины в плоскости.
В это момент, вытирая тряпкой руки, к ним подошёл кончивший возиться с машиной шофёр и доложил:
— У меня порядок, можно ехать… — И потом после короткого раздумья предложил: — Я слышал вам возни на полчаса. Могу помочь заправиться.
— Как это? — удивился техник.
— Так у меня ж ведро и ручной альвеер есть. Пока вы тут ковыряться будете, я литров сто пятьдесят натаскаю…
— Я помогу, — радостно дёрнулся Палевич.
— Не надо, товарищ лейтенант, отдыхайте, ведро-то всё равно одно, — степенно рассудил шофёр и пошёл к машине, а Валька, довольный тем, что всё так хорошо устроилось, положил голову на колесо и прикрыл веки…
Палевичу показалось, что он лишь на секунду расслабился, но вышло так, что он задремал и проснулся только когда с криком: «Товарищ лейтенант, танки!.. Немецкие!» — его разбудил техник.
Валька испуганно продрал глаза, увидел подпёртую бревном косо свисавшую стойку, ведро с бензином, оставленное стоять на траве, а дальше — выползающие из леса прямо к взлётной полосе танки с крестами, и мгновенно вскочил на ноги.
Шофёр уже сидел за баранкой, бывший с ним рядом моторист махал руками, а техник, убедившись, что Палевич проснулся, опрометью бросился к автомобилю. Поняв, что надо бежать, Валька в бессильной злобе плеснул бензином на крылья, бросил горящую спичку и отпрянул в сторону. Увидев вспыхнувшее пламя, он одним прыжком вскочил на подножку, и машина рванула с места…
(Николай Дмитриев "Брестские ворота").
Фото машины, находящийся в Fighter Factory (Вирджиния Бич,США).