Белтейн
Белте́йн (также Белтайн, Бельтайн, Белтане, Бялтане, др.‑ирл. Bel(l)taine, ирл. Bealtaine (/bʲaltənʲə/), гэльск. Bealltainn, англ. Beltane) — кельтский праздник начала лета, традиционно отмечаемый 1 мая. Один из праздников Колеса Года у виккан и кельтских неоязычников. Также название месяца май в ирландском, шотландском и других гэльских языках.
Праздник считается преимущественно ирландским и шотландским. Отмечался начиная с раннего Средневековья в Ирландии, Шотландии, реже в Уэльсе и Англии. В Уэльсе и многих других странах, населённых кельтами, праздник также существовал, но слово Bealtaine было неизвестно, и праздник назывался Галан-Май. В древней Ирландии главные празднества проходили в центре страны на холме Уснех (Uisneach, в нынешнем графстве Уэстмит).
Этому празднику придавалось особое религиозное значение. Он был посвящён богу солнца и плодородия Беленусу, которому приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы. Существовало поверье, что в дни праздника его можно увидеть спустившимся на землю. Согласно Книге захватов Ирландии, в этот день умер Партолон. Считалось также, что племена богини Дану прибыли в Ирландию именно во время этого праздника.
В христианские времена этот языческий праздник был вытеснен церковными праздниками: близкой по дате Пасхой, праздником Святого Креста (Roodmas) и днём святой Вальпургии (см. также Вальпургиева ночь).
Праздник отмечался разжиганием костров на самом высоком месте поселения, в то время как во всех остальных домах наоборот гасили свет. Участники праздника проходили между кострами или прыгали через них для ритуального очищения, пели гимны солнцу. Также между костров проводили скот для его очищения от зимних хворей и защиты в новом сезоне. Кельты вешали на дверь Майский Сук и сажали во дворе Майский Куст из ветвей рябины, который украшали наподобие современной новогодней ёлки. В древности эти праздничные ритуалы были связаны с обрядами друидов для защиты от злых духов, но со временем утратили смысловую нагрузку. В странах и регионах, где часть населения составляют потомки кельтов, праздник отмечается до сих пор, особенно в сельских районах.
С развитием неоязыческих движений, например движения виккан в Англии и оккультных организаций так называемой «новой волны» (нью-эйдж), этот праздник стал интернациональным и некоторым образом коммерциализировался.
С германским праздником, аналогичным Белтейну, также связана традиция Майского Шеста, вокруг которого водят хороводы.
Количество постов 992
Частота постов 37 часов 33 минуты
ER
36.08
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Тяжело тебе, Один, в чертоге великих богов.
Каждый - муж женовидный, к серьезному делу не годен:
Лишь стяжает, да тратит потом средь пиров.
Одиноко звучит твое имя, о Один!
Среди асов-богов ты один, кто действительно ас
На плечах своих мощных удерживать Ясень.
Кто же встанет с тобою в предсказанный Вёльвою час?
Кто расскажет потом, что твой труд тяжкий был не напрасен?
Возвышается грозно в Валгалле твой трон,
А пред ним днем и ночью пируют герои.
Дремлет Тор на пиру, сил последних лишен:
Он оставил все силы на поле недавнего боя.
Там, где радужный мост обозначил границу миров,
Бдит Хеймдалль, в напряженьи железные нервы.
Сторожит он границы, в свой рог затрубить он готов,
И смеется в лицо великаньей посланницы-стервы.
Горных троллей лихих бородатый король,
Чей неистовый клан так гордится уменьем сражаться,
Чье соседство всегда приносило лишь боль -
За тебя он сегодня пылает вписаться.
Кто еще, кто сумеет с тобой рядом встать?
Бог войны прошлый, Тюр, пригодиться смог слабо:
Лишь десницу отдал, что должна была нас защищать,
На Фенрира-волка волосатую лапу.
Остальные? Их Локи не зря поносил.
Их не помню имен, но запомнил дурную их славу.
Сам же Локи оставил хулу. Из всех сил
Пошатнуть он пытается трон, твой по праву.
А тревожно вокруг. Беспокоится страшный Фенрир,
Сила ленты волшебной, что держит чудовище, тает:
Женская борода вновь вернулась в наш мир,
Кошки топают. Рыбы одни лишь спасают.
Ждет десантный корабль, из акриловых собран ногтей.
Я уверен, о Один, тебе хватит мощи
Чтоб поднять тополя и чтоб Ясень свалить на людей,
И чтоб мир погрузить весь навечно в объятия ночи.
Так предсказано Вёльвой, пророчество не изменить:
Рангарёк, всем конец, мир разрушен, бесплоден.
Но дела у нас здесь, да и просто хотелось пожить,
И увидеть победу твою, царь Асгарда, о Один!
Каждый - муж женовидный, к серьезному делу не годен:
Лишь стяжает, да тратит потом средь пиров.
Одиноко звучит твое имя, о Один!
Среди асов-богов ты один, кто действительно ас
На плечах своих мощных удерживать Ясень.
Кто же встанет с тобою в предсказанный Вёльвою час?
Кто расскажет потом, что твой труд тяжкий был не напрасен?
Возвышается грозно в Валгалле твой трон,
А пред ним днем и ночью пируют герои.
Дремлет Тор на пиру, сил последних лишен:
Он оставил все силы на поле недавнего боя.
Там, где радужный мост обозначил границу миров,
Бдит Хеймдалль, в напряженьи железные нервы.
Сторожит он границы, в свой рог затрубить он готов,
И смеется в лицо великаньей посланницы-стервы.
Горных троллей лихих бородатый король,
Чей неистовый клан так гордится уменьем сражаться,
Чье соседство всегда приносило лишь боль -
За тебя он сегодня пылает вписаться.
Кто еще, кто сумеет с тобой рядом встать?
Бог войны прошлый, Тюр, пригодиться смог слабо:
Лишь десницу отдал, что должна была нас защищать,
На Фенрира-волка волосатую лапу.
Остальные? Их Локи не зря поносил.
Их не помню имен, но запомнил дурную их славу.
Сам же Локи оставил хулу. Из всех сил
Пошатнуть он пытается трон, твой по праву.
А тревожно вокруг. Беспокоится страшный Фенрир,
Сила ленты волшебной, что держит чудовище, тает:
Женская борода вновь вернулась в наш мир,
Кошки топают. Рыбы одни лишь спасают.
Ждет десантный корабль, из акриловых собран ногтей.
Я уверен, о Один, тебе хватит мощи
Чтоб поднять тополя и чтоб Ясень свалить на людей,
И чтоб мир погрузить весь навечно в объятия ночи.
Так предсказано Вёльвой, пророчество не изменить:
Рангарёк, всем конец, мир разрушен, бесплоден.
Но дела у нас здесь, да и просто хотелось пожить,
И увидеть победу твою, царь Асгарда, о Один!
Жизнь – Чаша, полная Любви,
Путь Бездны - Одина дорога,
Связала нас - людей, с судьбой Земли,
Отец небесный – Один – Бог наш - Слава Роду!
Через Тебя к Всевышнему мольбу возносим мы,
И Чашу жизни полним, любовью претворяя в жизнь мечту …
...
Веди вперед нас, Один, долг мы свой исполним!
И Чашу жизни, и свою судьбу приемлем всё, как дар бесценный,
Направь на правую стезю: Отец Всевышний, Вседержитель, Первый!
Огнич
Путь Бездны - Одина дорога,
Связала нас - людей, с судьбой Земли,
Отец небесный – Один – Бог наш - Слава Роду!
Через Тебя к Всевышнему мольбу возносим мы,
И Чашу жизни полним, любовью претворяя в жизнь мечту …
...
Веди вперед нас, Один, долг мы свой исполним!
И Чашу жизни, и свою судьбу приемлем всё, как дар бесценный,
Направь на правую стезю: Отец Всевышний, Вседержитель, Первый!
Огнич
Праздник Ламмас
Для большинства 1 августа — это не праздничный день, а скорее пик сезона, время отпусков и поднадоевшей жары. А ведь согласно древним верованиям, отмечать сбор первого урожая в начале августа повелел сам Бог Солнца. И разные народы веками следовали этому беспрекословно. Каждый по своему. А как празднуют Ламмас сегодня? И празднуют ли? А ведь это один из ключевых праздников Колеса Года, наряду с Острой (весенним равноденствием) и Литой (летним солнцестоянием). Ну что, интересно?
Из желания древних людей поблагодарить бога Солнца и Мать-Природу за плоды их «любви» — урожай. Восславить их «брак», попросить благоденствия и богатства на весь год. Именно 1 августа считалось, что наступает осень. Ведь 2-го уже начиналась жатва, знаменуя окончание «голодных дней», когда люди доедали последние запасы с прошлого года. Этот праздник широко и весело отмечали:
- в Ирландии (Лугнасад, в честь кельтского бога Луга, переводится как «свадьба Луга»)
- в Уэльсе (Гвил Авст), и на острове Мэн (Лла Ллуанис)
- у древних славян (Перунов день, Медовый Спас)
Позднее во времена христианства у некоторых народов он стал называться Ламмас. От hlaf-mas (loaf-mass) — хлебная масса. Именно зерно считалось главным подарком людям от Бога-Солнца и Богини-Земли, или Великого Отца и Великой Матери. В Ирландии верили, что в это время бог Луг прославляет свою приемную мать Таилтине — богиню плодородия и земледелия.
И северные народы Европы, и славяне праздновали Лугнасад с размахом. Помимо традиционных ярмарок и ритуальной жатвы, вечером проводились ритуальные пиры. Остатки хлеба, испеченного из нового зерна, печений, плоды и напитки «возвращали» богам: закапывали в землю, бросали в реку, сжигали. А в некоторых районах Британии до сих пор пекут и приносят к утренней службе круглый хлеб, как это делали их предки.
В этот период в общинах проводились специальные собрания, на которых представители власти разрешали спорные вопросы и провозглашали новые законы. У восточных славян было принято в этот день замаливать так называемые «бабьи грехи». Особенно ожидала приход Лугнасада молодежь, потому что в это время можно было заключить пробный брак.
Кроме того, в этот праздник древние народы занимались магическими ритуалами. Мужчины благословляли инструменты и утварь, которые «помогали» принести в дом достаток. А женщины накануне Ламмаса мазали смолой хвосты и уши домашней скотине, привязывая красные и синие нитки, а потом купали ее в реках. Древние славяне в этот период праздновали Перунов день. Собирались в рощах, громыхали разными предметами, устраивали состязания, прыгали через костер и купались в реках.
Целую неделю с 31 июля по 6 августа можно и нужно гадать. Руны, Таро, огам и всевозможные оракулы правдиво ответят на вопросы относительно материального благополучия и любовной совместимости. Не забывать благодарить Вселенную и Мать-Землю. Поддерживать гармоничный энергообмен можно с помощью известных вам техник любви и благодарности. Не скупитесь говорить «спасибо» почаще и вам воздастся! В этот период все напитки и блюда также нужно наполнять энергией любви и благодарить силы, которые их послали.
На Ламмас стоит просить освободиться от всевозможного угнетения. Чтобы очиститься от негатива, нужно прыгать через костер, наполняясь огненной энергией. Это помогает найти себе пару. Самое время загадывать желания о взаимности и браке. К праздничному столу желательно самому испечь хлеб, а часть блюд раздать богам (в землю, в огонь, в воду).
Чтобы в дом пришла удача и изобилие, можно изготовить своими руками оберег — хлебные фигурки (курочку, петушка) или соломенную куколку, которая будет символизировать Природу. Через год ее нужно поблагодарить за все и сжечь. Техника благодарности: представить, как будто мы забираем с неба солнце и помещаем его в свое сердце. И вот солнечный свет постепенно заливает всю грудную клетку, а затем и все тело. После чего сфокусируйте в сердце этот свет и выпустите его потоком в мир вокруг, «одарив» им животных, растение, солнце, землю.
Можно провести коллективный обряд с хлебом. Поставить его по центру стола и дать каждому гостю по очереди поблагодарить Бога и Богиню за урожай. Затем написать на бумаге красным карандашом желания на год вперед и сжечь их. Хлеб нужно подержать над огнем, чтобы он впитал силу желаний. После чего разломить и раздать его со словами «Пусть мы все будем сыты». В период с 1 по 6 августа можно зажигать в домах золотые, желтые, зеленые свечи.
Для большинства 1 августа — это не праздничный день, а скорее пик сезона, время отпусков и поднадоевшей жары. А ведь согласно древним верованиям, отмечать сбор первого урожая в начале августа повелел сам Бог Солнца. И разные народы веками следовали этому беспрекословно. Каждый по своему. А как празднуют Ламмас сегодня? И празднуют ли? А ведь это один из ключевых праздников Колеса Года, наряду с Острой (весенним равноденствием) и Литой (летним солнцестоянием). Ну что, интересно?
Из желания древних людей поблагодарить бога Солнца и Мать-Природу за плоды их «любви» — урожай. Восславить их «брак», попросить благоденствия и богатства на весь год. Именно 1 августа считалось, что наступает осень. Ведь 2-го уже начиналась жатва, знаменуя окончание «голодных дней», когда люди доедали последние запасы с прошлого года. Этот праздник широко и весело отмечали:
- в Ирландии (Лугнасад, в честь кельтского бога Луга, переводится как «свадьба Луга»)
- в Уэльсе (Гвил Авст), и на острове Мэн (Лла Ллуанис)
- у древних славян (Перунов день, Медовый Спас)
Позднее во времена христианства у некоторых народов он стал называться Ламмас. От hlaf-mas (loaf-mass) — хлебная масса. Именно зерно считалось главным подарком людям от Бога-Солнца и Богини-Земли, или Великого Отца и Великой Матери. В Ирландии верили, что в это время бог Луг прославляет свою приемную мать Таилтине — богиню плодородия и земледелия.
И северные народы Европы, и славяне праздновали Лугнасад с размахом. Помимо традиционных ярмарок и ритуальной жатвы, вечером проводились ритуальные пиры. Остатки хлеба, испеченного из нового зерна, печений, плоды и напитки «возвращали» богам: закапывали в землю, бросали в реку, сжигали. А в некоторых районах Британии до сих пор пекут и приносят к утренней службе круглый хлеб, как это делали их предки.
В этот период в общинах проводились специальные собрания, на которых представители власти разрешали спорные вопросы и провозглашали новые законы. У восточных славян было принято в этот день замаливать так называемые «бабьи грехи». Особенно ожидала приход Лугнасада молодежь, потому что в это время можно было заключить пробный брак.
Кроме того, в этот праздник древние народы занимались магическими ритуалами. Мужчины благословляли инструменты и утварь, которые «помогали» принести в дом достаток. А женщины накануне Ламмаса мазали смолой хвосты и уши домашней скотине, привязывая красные и синие нитки, а потом купали ее в реках. Древние славяне в этот период праздновали Перунов день. Собирались в рощах, громыхали разными предметами, устраивали состязания, прыгали через костер и купались в реках.
Целую неделю с 31 июля по 6 августа можно и нужно гадать. Руны, Таро, огам и всевозможные оракулы правдиво ответят на вопросы относительно материального благополучия и любовной совместимости. Не забывать благодарить Вселенную и Мать-Землю. Поддерживать гармоничный энергообмен можно с помощью известных вам техник любви и благодарности. Не скупитесь говорить «спасибо» почаще и вам воздастся! В этот период все напитки и блюда также нужно наполнять энергией любви и благодарить силы, которые их послали.
На Ламмас стоит просить освободиться от всевозможного угнетения. Чтобы очиститься от негатива, нужно прыгать через костер, наполняясь огненной энергией. Это помогает найти себе пару. Самое время загадывать желания о взаимности и браке. К праздничному столу желательно самому испечь хлеб, а часть блюд раздать богам (в землю, в огонь, в воду).
Чтобы в дом пришла удача и изобилие, можно изготовить своими руками оберег — хлебные фигурки (курочку, петушка) или соломенную куколку, которая будет символизировать Природу. Через год ее нужно поблагодарить за все и сжечь. Техника благодарности: представить, как будто мы забираем с неба солнце и помещаем его в свое сердце. И вот солнечный свет постепенно заливает всю грудную клетку, а затем и все тело. После чего сфокусируйте в сердце этот свет и выпустите его потоком в мир вокруг, «одарив» им животных, растение, солнце, землю.
Можно провести коллективный обряд с хлебом. Поставить его по центру стола и дать каждому гостю по очереди поблагодарить Бога и Богиню за урожай. Затем написать на бумаге красным карандашом желания на год вперед и сжечь их. Хлеб нужно подержать над огнем, чтобы он впитал силу желаний. После чего разломить и раздать его со словами «Пусть мы все будем сыты». В период с 1 по 6 августа можно зажигать в домах золотые, желтые, зеленые свечи.
Сокровище повелителя карликов
У Хрейдмара, повелителя карликов, было три сына. Старший из них, Фафнир, имел бесстрашное сердце и могучую силу. Второй сын, Отр, был одарен силками и сетью и способностью по желанию менять свой облик. Младший сын, Регин, был мудр и ловок. Для того чтобы угодить жадному Хрейдмару, младший сын построил для него дом из золота и сверкающих драгоценных камней, и дом этот охранялся Фафниром, так как никто не осмеливался противостоять его яростному взгляду и шлему.
Так случилось, что Один, Хенир и Локи, приняв человеческий облик, однажды пришли во владения Хрейдмара, чтобы проверить сердца людей.
Собрались тогда трое: мудрый Один, отец убитого,
И Локи, завистник, который рушит все,
И Хенир, невинный, принесший надежду в сердце людей,
Бог, который был всегда и будет всегда,
Когда засияет над землей новый свет.
Когда боги подошли к дому Хрейдмара, Локи увидел выдру, греющуюся на солнце. Это был не кто иной, как второй сын Хрейдмара Отр, который и оказался жертвой любви Локи к разрушению. Убив несчастного, Локи взял его безжизненное тело за спину, думая, что животное пригодится на обед.
Затем Локи догнал своих спутников, и, войдя вместе с ними в чертог Хрейдмара, он бросил свою добычу на пол. Как только правитель карликов увидел выдру, он впал в ярость, и боги не успели даже оказать сопротивления, как оказались связанными. Хрейдмар обещал, что они не освободятся до тех пор, пока не утолят его жажду к золоту и не засыплют золотом шкуру выдры.
Выслушайте же теперь, что скажу я вам!
Обретете вы, чужестранцы, свободу,
Когда отдадите мне Пламя Вод, Золото Моря,
Что Андвари прячет в чертоге своем, мрачном, как могила.
И Коварный принесет это кольцо.
Так как шкура выдры могла растягиваться до бесконечности, никаких сокровищ не могло хватить на то, чтобы засыпать ее доверху. Положение богов казалось безнадежным. Надежда, однако, появилась, когда Хрейдмар согласился освободить одного из них. В качестве посланца выбрали Локи, который, не мешкая, направился к водопаду, где жил карлик Андвари, охраняя добытое золото.
Есть обитель страха на краю света,
Где бурлит поток над горной стеной,
И никто не ведает, где поток тот берет начало
И в какое море он впадает.
Обитает там Андвари, темный альв.
Один живет он среди облаков, окруженный пустыней.
Охраняет он в своем каменном доме сокровища.
Несмотря на тщательные поиски, Локи никак не мог найти карлика, пока он не увидел резвящегося в бурных водах лосося и не догадался, что карлик мог принять его облик. Взяв сеть Ран, он быстро поймал рыбу и увидел, что, как он и подозревал, это и есть Андвари. Поняв, что он ничего не сможет сделать, карлик принес все свои огромные сокровища, включая шлем‑страшило и золотую кольчугу, оставив себе только кольцо, обладавшее волшебной силой, как, например, способность притягивать золото как магнит. Однако алчный Локи, увидев кольцо, стянул его с пальца карлика и, смеясь, удалился, в то время как в спину ему неслись проклятья карлика, который кричал, что кольцо будет стоить жизни его обладателю и погубит многих.
Золото это,
что было у Густа,
братьям двоим
гибелью будет,
смерть восьмерым
принесет героям;
богатство мое
никому не достанется.
Старшая Эдда. Речи Регина.
Перевод Л. Корсуна
Прибыв в чертог Хрейдмара, Локи увидел, что сокровищ не хватает, так как шкура становилась больше по мере того, как в нее что‑либо клали, и для того, чтобы освободить своих спутников и самому обрести свободу, был вынужден положить сверху кольцо Андваранаут (блеск Андвари), которое он намеревался оставить себе. Вскоре начало сбываться проклятие, наложенное Андвари на кольцо. Фафнир и Регин потребовали свою долю сокровищ, а Хрейдмар день и ночь сторожил богатства и ни за что не хотел расставаться с ними. Непобедимый Фафнир, видя, что не сможет получить желаемое, убил отца и захватил себе все сокровище. Когда же Регин пришел требовать свою часть, он насмешливо прогнал его, сказав, чтобы тот сам добывал себе богатство.
Оказавшись в изгнании, Регин нашел себе приют среди людей, которых он обучил сеять и убирать хлеб. Он научил их обрабатывать металлы, выходить под парусом в море, строить дома, прясть, плести и шить и всем остальным ремеслам, что раньше были неведомы людям. Прошли годы, а Регин терпеливо ждал своего времени, надеясь, что когда‑нибудь встретит героя, достаточно сильного для того, чтобы отомстить за его беды Фафниру, который за годы любования своими сокровищами превратился в ужасного дракона, наводившего ужас на Гнитхейд (сверкающий очаг), где он нашел себе приют.
Закончив свой рассказ, Регин с грустью посмотрел на внимательно слушающего Сигурда и сказал, что знает, что молодой герой при желании сможет убить дракона, затем он спросил Сигурда, готов ли тот помочь ему совершить возмездие.
И молвил он: «Слышал ли ты, Сигурд?
Поможешь ли ты старику отомстить за отца?
Добудешь ли ты золотое сокровище,
Станешь ли ты величественней, чем
Правитель земли?
Избавишь ли ты землю от зла,
Излечишь ли ты горе и печаль,
Что мне сердце терзают?»
У Хрейдмара, повелителя карликов, было три сына. Старший из них, Фафнир, имел бесстрашное сердце и могучую силу. Второй сын, Отр, был одарен силками и сетью и способностью по желанию менять свой облик. Младший сын, Регин, был мудр и ловок. Для того чтобы угодить жадному Хрейдмару, младший сын построил для него дом из золота и сверкающих драгоценных камней, и дом этот охранялся Фафниром, так как никто не осмеливался противостоять его яростному взгляду и шлему.
Так случилось, что Один, Хенир и Локи, приняв человеческий облик, однажды пришли во владения Хрейдмара, чтобы проверить сердца людей.
Собрались тогда трое: мудрый Один, отец убитого,
И Локи, завистник, который рушит все,
И Хенир, невинный, принесший надежду в сердце людей,
Бог, который был всегда и будет всегда,
Когда засияет над землей новый свет.
Когда боги подошли к дому Хрейдмара, Локи увидел выдру, греющуюся на солнце. Это был не кто иной, как второй сын Хрейдмара Отр, который и оказался жертвой любви Локи к разрушению. Убив несчастного, Локи взял его безжизненное тело за спину, думая, что животное пригодится на обед.
Затем Локи догнал своих спутников, и, войдя вместе с ними в чертог Хрейдмара, он бросил свою добычу на пол. Как только правитель карликов увидел выдру, он впал в ярость, и боги не успели даже оказать сопротивления, как оказались связанными. Хрейдмар обещал, что они не освободятся до тех пор, пока не утолят его жажду к золоту и не засыплют золотом шкуру выдры.
Выслушайте же теперь, что скажу я вам!
Обретете вы, чужестранцы, свободу,
Когда отдадите мне Пламя Вод, Золото Моря,
Что Андвари прячет в чертоге своем, мрачном, как могила.
И Коварный принесет это кольцо.
Так как шкура выдры могла растягиваться до бесконечности, никаких сокровищ не могло хватить на то, чтобы засыпать ее доверху. Положение богов казалось безнадежным. Надежда, однако, появилась, когда Хрейдмар согласился освободить одного из них. В качестве посланца выбрали Локи, который, не мешкая, направился к водопаду, где жил карлик Андвари, охраняя добытое золото.
Есть обитель страха на краю света,
Где бурлит поток над горной стеной,
И никто не ведает, где поток тот берет начало
И в какое море он впадает.
Обитает там Андвари, темный альв.
Один живет он среди облаков, окруженный пустыней.
Охраняет он в своем каменном доме сокровища.
Несмотря на тщательные поиски, Локи никак не мог найти карлика, пока он не увидел резвящегося в бурных водах лосося и не догадался, что карлик мог принять его облик. Взяв сеть Ран, он быстро поймал рыбу и увидел, что, как он и подозревал, это и есть Андвари. Поняв, что он ничего не сможет сделать, карлик принес все свои огромные сокровища, включая шлем‑страшило и золотую кольчугу, оставив себе только кольцо, обладавшее волшебной силой, как, например, способность притягивать золото как магнит. Однако алчный Локи, увидев кольцо, стянул его с пальца карлика и, смеясь, удалился, в то время как в спину ему неслись проклятья карлика, который кричал, что кольцо будет стоить жизни его обладателю и погубит многих.
Золото это,
что было у Густа,
братьям двоим
гибелью будет,
смерть восьмерым
принесет героям;
богатство мое
никому не достанется.
Старшая Эдда. Речи Регина.
Перевод Л. Корсуна
Прибыв в чертог Хрейдмара, Локи увидел, что сокровищ не хватает, так как шкура становилась больше по мере того, как в нее что‑либо клали, и для того, чтобы освободить своих спутников и самому обрести свободу, был вынужден положить сверху кольцо Андваранаут (блеск Андвари), которое он намеревался оставить себе. Вскоре начало сбываться проклятие, наложенное Андвари на кольцо. Фафнир и Регин потребовали свою долю сокровищ, а Хрейдмар день и ночь сторожил богатства и ни за что не хотел расставаться с ними. Непобедимый Фафнир, видя, что не сможет получить желаемое, убил отца и захватил себе все сокровище. Когда же Регин пришел требовать свою часть, он насмешливо прогнал его, сказав, чтобы тот сам добывал себе богатство.
Оказавшись в изгнании, Регин нашел себе приют среди людей, которых он обучил сеять и убирать хлеб. Он научил их обрабатывать металлы, выходить под парусом в море, строить дома, прясть, плести и шить и всем остальным ремеслам, что раньше были неведомы людям. Прошли годы, а Регин терпеливо ждал своего времени, надеясь, что когда‑нибудь встретит героя, достаточно сильного для того, чтобы отомстить за его беды Фафниру, который за годы любования своими сокровищами превратился в ужасного дракона, наводившего ужас на Гнитхейд (сверкающий очаг), где он нашел себе приют.
Закончив свой рассказ, Регин с грустью посмотрел на внимательно слушающего Сигурда и сказал, что знает, что молодой герой при желании сможет убить дракона, затем он спросил Сигурда, готов ли тот помочь ему совершить возмездие.
И молвил он: «Слышал ли ты, Сигурд?
Поможешь ли ты старику отомстить за отца?
Добудешь ли ты золотое сокровище,
Станешь ли ты величественней, чем
Правитель земли?
Избавишь ли ты землю от зла,
Излечишь ли ты горе и печаль,
Что мне сердце терзают?»
В языческой традиции Лита – день официального бракосочетания Богини и Бога, празднования брака Солнца и Луны, Отца-Огня и Матери-Воды. Божество меняет в этот праздник свою ипостась: юноша уступает место зрелому мужчине, который и будет спутником Богини до своей земной смерти и до битвы двух королей в самую длинную ночь года, следующей за днем Зимнего солнцестояния.
Лита богата старинными традициями, большинство из которых основано на двух главных атрибутах, воде и огне, – разжигание костров на возвышенностях и вдоль берегов, пение и веселые пляски, поджигание бочек, деревянного колеса и спускание его с горки, прыжки через костры и купания, которые несли очищение от хворей и невзгод, давая взамен живительную силу, удачливость и здоровье, поиски цветка папоротника, общение с духами, гадания и ворожба. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Объединяет, собирает в одно целое магию огня, воды и растений плетение венков и гирлянд: венки, побывавшие в дыму очистительных огней (окуренные и те, в которых прыгали через огонь) выпускают на воду, загадывая желание или гадая о будущем.
Травы и коренья, собранные в это время, считаются наделёнными особой целительной и волшебной силой. Сбор начинается рано – с первой утренней росой, другие травы берут днем, а некоторые – после захода солнца. Собирая травы, нельзя забывать и о приговорах-заклинаниях, чтобы не вызывать недовольства у лесных духов и поблагодарить их за щедрость. Традиционно в эти дни можно очистить свое жилище от негатива: к примеру, чтобы принести мир в дом и защититься от воров, над порогом вешают ветку березы – она охраняет дом. Теми же свойствами обладают веточки вербены – а помещенные над кроватью, они хранят сон от кошмаров.
Росы в эти дни считаются целебными – по традиции росу собирают, таская по травам холсты и отжимая их в специально принесённую с собой ёмкость.Эти дни - чудесное время для пожеланий, общения с богами и духами, для магии, для того, чтобы выбраться на природу, развести костер, пройтись босиком по земле, попрыгать через огонь, окунуться в очищающие воды реки или озера.
Лита – колдовское время. Хоть ночи и коротки, но наполнены волшебством и силой земли и растений больше, чем во все остальные праздники. Ведь в это время открыты двери между мирами – когда случаются чудеса, и деревья, травы, цветы получают возможность разговаривать, перешёптываться целую ночь напролёт, а в полночь, когда везде уже горят костры, в самых дальних уголках леса «открываются» редкие волшебные травы, которые нипочём не найти в другие дни.
Лита богата старинными традициями, большинство из которых основано на двух главных атрибутах, воде и огне, – разжигание костров на возвышенностях и вдоль берегов, пение и веселые пляски, поджигание бочек, деревянного колеса и спускание его с горки, прыжки через костры и купания, которые несли очищение от хворей и невзгод, давая взамен живительную силу, удачливость и здоровье, поиски цветка папоротника, общение с духами, гадания и ворожба. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Объединяет, собирает в одно целое магию огня, воды и растений плетение венков и гирлянд: венки, побывавшие в дыму очистительных огней (окуренные и те, в которых прыгали через огонь) выпускают на воду, загадывая желание или гадая о будущем.
Травы и коренья, собранные в это время, считаются наделёнными особой целительной и волшебной силой. Сбор начинается рано – с первой утренней росой, другие травы берут днем, а некоторые – после захода солнца. Собирая травы, нельзя забывать и о приговорах-заклинаниях, чтобы не вызывать недовольства у лесных духов и поблагодарить их за щедрость. Традиционно в эти дни можно очистить свое жилище от негатива: к примеру, чтобы принести мир в дом и защититься от воров, над порогом вешают ветку березы – она охраняет дом. Теми же свойствами обладают веточки вербены – а помещенные над кроватью, они хранят сон от кошмаров.
Росы в эти дни считаются целебными – по традиции росу собирают, таская по травам холсты и отжимая их в специально принесённую с собой ёмкость.Эти дни - чудесное время для пожеланий, общения с богами и духами, для магии, для того, чтобы выбраться на природу, развести костер, пройтись босиком по земле, попрыгать через огонь, окунуться в очищающие воды реки или озера.
Лита – колдовское время. Хоть ночи и коротки, но наполнены волшебством и силой земли и растений больше, чем во все остальные праздники. Ведь в это время открыты двери между мирами – когда случаются чудеса, и деревья, травы, цветы получают возможность разговаривать, перешёптываться целую ночь напролёт, а в полночь, когда везде уже горят костры, в самых дальних уголках леса «открываются» редкие волшебные травы, которые нипочём не найти в другие дни.
Праздник летнего солнцестояния
Пра́здник ле́тнего солнцестоя́ния — языческий и зороастрийский праздник, самая короткая ночь в году, в различных формах отмечавшийся в разных частях света. Является одним из четырёх важных праздников «годового колеса» и ключевой точкой в отсчёте годового цикла.
В более поздний период по мере распространения христианская церковь в рамках политики замещения приурочила к дню летнего солнцестояния христианский праздник — Рождество Иоанна Предтечи.
У неоязычников, придерживающихся германо-скандинавских традиций, а также виккан, праздник летнего солнцестояния носит имя «лита» (англ. Litha). Данное название — часть реконструированного германского календаря, происходящая от англо-саксонских названий месяцев (ǣrra līþa — июнь, буквально «ранняя лита» и æfterra līþa — июль, буквально «поздняя лита»).
Пра́здник ле́тнего солнцестоя́ния — языческий и зороастрийский праздник, самая короткая ночь в году, в различных формах отмечавшийся в разных частях света. Является одним из четырёх важных праздников «годового колеса» и ключевой точкой в отсчёте годового цикла.
В более поздний период по мере распространения христианская церковь в рамках политики замещения приурочила к дню летнего солнцестояния христианский праздник — Рождество Иоанна Предтечи.
У неоязычников, придерживающихся германо-скандинавских традиций, а также виккан, праздник летнего солнцестояния носит имя «лита» (англ. Litha). Данное название — часть реконструированного германского календаря, происходящая от англо-саксонских названий месяцев (ǣrra līþa — июнь, буквально «ранняя лита» и æfterra līþa — июль, буквально «поздняя лита»).
Волшебство карликов
Карликами, как и альвами, правил король, который в разных странах Северной Европы был известен под именем Андвари, Альберих, Эльбегаст, Гондемар, Лаурин или Оберон. Он жил в роскошном подземном дворце, украшенном драгоценными камнями, которые его подданные добыли из земных недр. Помимо несметных богатств и Тарнкаппе он владел также волшебным кольцом, невидимым мечом и поясом силы. По его приказанию маленькие человечки, которые были очень умелыми кузнецами, изготавливали для него прекрасные драгоценности и оружие, которым их правитель одаривал самых любимых смертных.
Мы уже знаем о том, как карлики изготовили золотые волосы Сив, корабль Скидбладнир, наконечник копья Одина Гунгнир, кольцо Драупнир, вепря с золотой щетиной Гуллинбурсти, молот Мьёлльнир и золотое ожерелье Фрейи Брисингамен. Говорят, что они смастерили также золотой пояс, который Спенсер описывает в своем стихотворении «Королева фей». Этот пояс обладал способностью раскрывать, честен или двуличен его обладатель.
Тот пояс был знаком целомудрия
И добродетели той, которая его носила.
Недостойная не могла носить его на талии,
Ибо тогда он будет утерян или порван.
Спенсер. Королева фей
Карлики также создали волшебный меч Тюрфинг, который мог рассекать камень и сталь; этот меч они подарили Ангантиру. Этот меч, как и меч Фрейра, мог сражаться сам, и его невозможно было вложить в ножны до тех пор, пока он не попробует крови. Ангантир так гордился своим оружием, что его похоронили вместе с ним. Однако его дочь Хервор пришла в полночь на его могилу, прочитала магические заклинания, вызвала отца из могилы и попросила его отдать ей ценный клинок. Она мужественно сражалась этим мечом и в итоге приобрела славу среди воинов Северной Европы.
Другое знаменитое оружие, которое, согласно легенде, было выковано карликами в восточных землях, это меч Ангурвадель, который Фритьоф получил от своих предков как часть наследства. Рукоятка меча была сделана из чеканного золота, а клинок был украшен рунами, которые в бою вспыхивали красным, как петушиный гребень, цветом.
… Обречен был на гибель
Тот, кто в битве клинок
с горящими рунами встретил.
Славен повсюду был меч,
из мечей на Севере первый.
Эсайас Тегнер. Сага о Фритьофе.
Карликами, как и альвами, правил король, который в разных странах Северной Европы был известен под именем Андвари, Альберих, Эльбегаст, Гондемар, Лаурин или Оберон. Он жил в роскошном подземном дворце, украшенном драгоценными камнями, которые его подданные добыли из земных недр. Помимо несметных богатств и Тарнкаппе он владел также волшебным кольцом, невидимым мечом и поясом силы. По его приказанию маленькие человечки, которые были очень умелыми кузнецами, изготавливали для него прекрасные драгоценности и оружие, которым их правитель одаривал самых любимых смертных.
Мы уже знаем о том, как карлики изготовили золотые волосы Сив, корабль Скидбладнир, наконечник копья Одина Гунгнир, кольцо Драупнир, вепря с золотой щетиной Гуллинбурсти, молот Мьёлльнир и золотое ожерелье Фрейи Брисингамен. Говорят, что они смастерили также золотой пояс, который Спенсер описывает в своем стихотворении «Королева фей». Этот пояс обладал способностью раскрывать, честен или двуличен его обладатель.
Тот пояс был знаком целомудрия
И добродетели той, которая его носила.
Недостойная не могла носить его на талии,
Ибо тогда он будет утерян или порван.
Спенсер. Королева фей
Карлики также создали волшебный меч Тюрфинг, который мог рассекать камень и сталь; этот меч они подарили Ангантиру. Этот меч, как и меч Фрейра, мог сражаться сам, и его невозможно было вложить в ножны до тех пор, пока он не попробует крови. Ангантир так гордился своим оружием, что его похоронили вместе с ним. Однако его дочь Хервор пришла в полночь на его могилу, прочитала магические заклинания, вызвала отца из могилы и попросила его отдать ей ценный клинок. Она мужественно сражалась этим мечом и в итоге приобрела славу среди воинов Северной Европы.
Другое знаменитое оружие, которое, согласно легенде, было выковано карликами в восточных землях, это меч Ангурвадель, который Фритьоф получил от своих предков как часть наследства. Рукоятка меча была сделана из чеканного золота, а клинок был украшен рунами, которые в бою вспыхивали красным, как петушиный гребень, цветом.
… Обречен был на гибель
Тот, кто в битве клинок
с горящими рунами встретил.
Славен повсюду был меч,
из мечей на Севере первый.
Эсайас Тегнер. Сага о Фритьофе.
Heimdallargaldr («Заклинание Хеймдалля») — утерянная поэма о древнескандинавском боге Хеймдалле.
Уцелел лишь один ее фрагмент, который приводится в Младшей Эдде, «Видение Гюльви», гл. 27:
Níu em ek mæðra mögr,
níu em ek systra sonr.
Девяти я матерей дитя,
Девяти я сестёр сын.
Здесь интересны два момента:
1. Размер этого отрывка — гальдралаг, «размер заклинаний». В эддических песнях он встречается редко, но метко, например, в эпизоде, когда Скирнир заклинает Герд.
2. Кто были матери Хеймдалля? Здесь вариантов всего два: во-первых, девять матерей, которые одновременно еще и сестры — это могут быть дочери морского великана Эгира. Их имена приведены в кеннингах моря: «… их зовут «Небесный Блеск», «Голубка», «Кровавые Волосы», «Прибой», «Волна», «Всплеск», «Вал», «Бурун», «Рябь». Это самая предсказуемая гипотеза, к тому же, Хеймдалль умеет превращаться в водоплавающее животное — тюленя.
Во-вторых, в «Кратком прорицании вёльвы» говорится следующее:
В давние годы
родился однажды
могучий герой
из рода богов;
дочери ётунов —
девять их было —
родили его
у края земли.
Я много сказала,
но больше скажу, —
ты знать это должен;
будешь ли слушать?
Родила его Гьяльп,
родила его Грейн,
родила его Эйстла,
родила его Эйргьява,
родила его Ангейя,
Атла и Ульврун,
Имд и Ярнсакса
героя родили.
Это тоже неслабая версия, ибо есть такой отрывок в «Предваряющей песни»:
Поднимает Аргьёль
Ульврун потомок,
с рогом звучащим
Химинбьёрга владыка.
Рог и Химинбьёрг — без всякого сомнения, прямое указание на атрибут и владение Хеймдалля, а имя «Ульврун» связывает его с Гъяльп, Грейн и другими великаншами из «Краткого прорицания вёльвы».
Возможно, были и еще какие-то такие же сестры в утраченных песнях, но сомнительно и, судя по всему, миф о рождении и семье Хеймдалля был как раз в утраченном «Заклинании…».
Не исключено, что существовали одновременно и обе версии или же речь идет об одних и те же персонажах, но под разными именами. Вместе с тем, вопрос об отце Хеймдалля остается открытым.
Однако, вернемся к собственно «Заклинанию…».
Есть еще одно упоминание о нем, к сожалению, без прямой цитаты, но с описанием. В «Языке поэзии» говорится:
Голова зовется «мечом Хеймдалля»: сказывают, будто он был пробит насквозь человеческой головой. Об этом поведано в «Заклинаниях Хеймдалля», и с тех пор голову называют «погибелью Хеймдалля», подобно тому как меч зовется «погибелью человека».
На этом информация о «Заклинании…» исчерпана.
Теперь я составлю краткое резюме с таким прицелом «что если попробовать реконструировать эту песнь, руководствуясь тем, что о ней известно?»
1. Содержание песни, судя по всему, — жизнеописание Хеймдалля, его рождение, подвиги и т.п. Временные рамки неизвестны, стало быть, в этом смысле есть некоторая свобода творчества. Само собой, необходимо включить в повествование все известные эпизоды с Хеймдаллем (их немного, на самом деле).
2. Повествование, видимо, ведется от первого лица — сам Хеймдалль рассказывает о себе, как и, например, Один в «Речах Высокого» или «Речах Гримнира».
3. Если размер сохранившегося отрывка — гальдралаг, то с большой долей вероятности размер всей песни — льодахатт, частным случаем которого и является гальдралаг. Льодахаттом написано «Заклинание Гроа», «Речи Гримнира» и т.д, а в «Поездке Скирнира» как раз имеются вкрапления гальдралага. На самом деле, это очень облегчает задачу, было бы несравнимо сложнее, если «Заклинание Хеймдалля» было скальдическим произведением, вроде «Хайстлёнга» или «Драпы Тора».
4.Относительно матерей необходимо будет сделать выбор в пользу одной из версий, либо обойтись без имен, остроумно обыграв оба варианта.
Уцелел лишь один ее фрагмент, который приводится в Младшей Эдде, «Видение Гюльви», гл. 27:
Níu em ek mæðra mögr,
níu em ek systra sonr.
Девяти я матерей дитя,
Девяти я сестёр сын.
Здесь интересны два момента:
1. Размер этого отрывка — гальдралаг, «размер заклинаний». В эддических песнях он встречается редко, но метко, например, в эпизоде, когда Скирнир заклинает Герд.
2. Кто были матери Хеймдалля? Здесь вариантов всего два: во-первых, девять матерей, которые одновременно еще и сестры — это могут быть дочери морского великана Эгира. Их имена приведены в кеннингах моря: «… их зовут «Небесный Блеск», «Голубка», «Кровавые Волосы», «Прибой», «Волна», «Всплеск», «Вал», «Бурун», «Рябь». Это самая предсказуемая гипотеза, к тому же, Хеймдалль умеет превращаться в водоплавающее животное — тюленя.
Во-вторых, в «Кратком прорицании вёльвы» говорится следующее:
В давние годы
родился однажды
могучий герой
из рода богов;
дочери ётунов —
девять их было —
родили его
у края земли.
Я много сказала,
но больше скажу, —
ты знать это должен;
будешь ли слушать?
Родила его Гьяльп,
родила его Грейн,
родила его Эйстла,
родила его Эйргьява,
родила его Ангейя,
Атла и Ульврун,
Имд и Ярнсакса
героя родили.
Это тоже неслабая версия, ибо есть такой отрывок в «Предваряющей песни»:
Поднимает Аргьёль
Ульврун потомок,
с рогом звучащим
Химинбьёрга владыка.
Рог и Химинбьёрг — без всякого сомнения, прямое указание на атрибут и владение Хеймдалля, а имя «Ульврун» связывает его с Гъяльп, Грейн и другими великаншами из «Краткого прорицания вёльвы».
Возможно, были и еще какие-то такие же сестры в утраченных песнях, но сомнительно и, судя по всему, миф о рождении и семье Хеймдалля был как раз в утраченном «Заклинании…».
Не исключено, что существовали одновременно и обе версии или же речь идет об одних и те же персонажах, но под разными именами. Вместе с тем, вопрос об отце Хеймдалля остается открытым.
Однако, вернемся к собственно «Заклинанию…».
Есть еще одно упоминание о нем, к сожалению, без прямой цитаты, но с описанием. В «Языке поэзии» говорится:
Голова зовется «мечом Хеймдалля»: сказывают, будто он был пробит насквозь человеческой головой. Об этом поведано в «Заклинаниях Хеймдалля», и с тех пор голову называют «погибелью Хеймдалля», подобно тому как меч зовется «погибелью человека».
На этом информация о «Заклинании…» исчерпана.
Теперь я составлю краткое резюме с таким прицелом «что если попробовать реконструировать эту песнь, руководствуясь тем, что о ней известно?»
1. Содержание песни, судя по всему, — жизнеописание Хеймдалля, его рождение, подвиги и т.п. Временные рамки неизвестны, стало быть, в этом смысле есть некоторая свобода творчества. Само собой, необходимо включить в повествование все известные эпизоды с Хеймдаллем (их немного, на самом деле).
2. Повествование, видимо, ведется от первого лица — сам Хеймдалль рассказывает о себе, как и, например, Один в «Речах Высокого» или «Речах Гримнира».
3. Если размер сохранившегося отрывка — гальдралаг, то с большой долей вероятности размер всей песни — льодахатт, частным случаем которого и является гальдралаг. Льодахаттом написано «Заклинание Гроа», «Речи Гримнира» и т.д, а в «Поездке Скирнира» как раз имеются вкрапления гальдралага. На самом деле, это очень облегчает задачу, было бы несравнимо сложнее, если «Заклинание Хеймдалля» было скальдическим произведением, вроде «Хайстлёнга» или «Драпы Тора».
4.Относительно матерей необходимо будет сделать выбор в пользу одной из версий, либо обойтись без имен, остроумно обыграв оба варианта.
Освобождаемся от проблем :
Разведите костер или зажгите праздничную большую красную свечу. Глядя на пламя, скажите:
В это священное время
Середины Лета
Я славлю богов и духов, которые
пребывают в этом мире
И даруют нам радость
от полноты жизни!
Великий Отец-Бог
и Великая Мать-Богиня,
Весь мир ощущает тепло
вашей любви!
Пришло время отпустить
все печали и проблемы!
Пришло время очищения
от невзгод!
Пусть будет так!
Можно описать на бумаге свои проблемы и сжечь листок на священном пламени, произнеся при этом:
Я изгоняю вас, беды!
Я изгоняю вас, проблемы!
Я изгоняю вас, болезни!
Силами Бога и Богини,
Силами Солнца и Луны,
Силами таинств Огня и Воды,
Да уйдут из моей жизни
Терзания и печали!
Проблемы, убирайтесь прочь!
Никому не во вред,
Всем на добро! Да будет так!
Можно помедитировать на тему того, как проблемы растворяются и исчезают навсегда из вашей жизни.
Затем, прежде чем приступить к празднованию, угощениям и прочим приятным моментам, произнесите к силам природы такие слова:
Величественные силы природы,
Силы Богини и Силы Бога,
В священную ночь летней магии
Да наполнится моя жизнь радостью и любовью!
Помогите мне настроиться на положительный лад
И научиться жить в счастье и процветании!
Да будет так!
Не забудьте о символической жертве в знак благодарности за помощь: духи тоже любят внимание.
Разведите костер или зажгите праздничную большую красную свечу. Глядя на пламя, скажите:
В это священное время
Середины Лета
Я славлю богов и духов, которые
пребывают в этом мире
И даруют нам радость
от полноты жизни!
Великий Отец-Бог
и Великая Мать-Богиня,
Весь мир ощущает тепло
вашей любви!
Пришло время отпустить
все печали и проблемы!
Пришло время очищения
от невзгод!
Пусть будет так!
Можно описать на бумаге свои проблемы и сжечь листок на священном пламени, произнеся при этом:
Я изгоняю вас, беды!
Я изгоняю вас, проблемы!
Я изгоняю вас, болезни!
Силами Бога и Богини,
Силами Солнца и Луны,
Силами таинств Огня и Воды,
Да уйдут из моей жизни
Терзания и печали!
Проблемы, убирайтесь прочь!
Никому не во вред,
Всем на добро! Да будет так!
Можно помедитировать на тему того, как проблемы растворяются и исчезают навсегда из вашей жизни.
Затем, прежде чем приступить к празднованию, угощениям и прочим приятным моментам, произнесите к силам природы такие слова:
Величественные силы природы,
Силы Богини и Силы Бога,
В священную ночь летней магии
Да наполнится моя жизнь радостью и любовью!
Помогите мне настроиться на положительный лад
И научиться жить в счастье и процветании!
Да будет так!
Не забудьте о символической жертве в знак благодарности за помощь: духи тоже любят внимание.