Статистика ВК сообщества "EquiFlow: академия для конников"

0+
Секреты обучения лошадей, трансформационные программы

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ С ЛОШАДЬЮ ДО 3-4 лет

В предыдущей публикации я объяснила, что нельзя делать с молодыми лошадьми. Конечно, встает вопрос, а что тогда можно. И, главное, нужно ли тогда вообще что-то делать? Или, может лучше оставить жеребенка расти в табуне до такого возраста и не приставать к нему ни с какими занятиями вообще?

«Приставать» можно! 😊 Но при условии, что вы работаете корректно и учите жеребенка правильно. Тогда вы сразу будете закреплять у жеребенка все нужные навыки. Потом в общении и работе с уже выросшей лошадью будет НАМНОГО легче.

Однако если учить некорректно, т.е. своими действиями провоцировать и закреплять плохие привычки, потом, наоборот, будет сложнее.

Поэтому критически оцените свое мастерство!

Если пока вам не хватает уверенности для успешного самостоятельного воспитания жеребенка или вы уже пробуете это делать и процесс идет не очень гладко – вероятно стоит доверить это дело профессиональному берейтору или хотя бы работать под его тщательным контролем!

Итак, что можно (и нужно) делать с молодой лошадью (независимо от того, будете ли это делать вы или берейтор)!

🔸 ЭТАП 1. БАЗОВОЕ ВОСПИТАНИЕ🔸

Вне зависимости от дальнейших планов и целей, ПЕРВОЕ, что вы должны сделать в обязательном порядке с молодой лошадью – это БАЗОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Оно включает:

✅ установление начального контакта и понимания с лошадью

✅ решение базовых проблем (дисциплина, доверие, внимание, мотивация)

✅ обучение лошади понимать базовую азбуку команд, т.е. сигналы к самым простым действиям: начинать движение, поддерживать темп, замедляться и останавливаться, менять аллюры, держать дистанцию и тд.

✅ обучение лошади всем нужным бытовым процедурам (стоять на привязи, давать ноги, мыться, брызгаться спреем, делать ветеринарные манипуляции и т.д)
Все это создает прочный фундамент для любой дальнейшей работы. Не хотите проблем – не игнорируйте базу!

Не просто так в методе EquiFlow обучение ЛЮБОЙ лошади начинается с «Основ». Это курс как раз по базовому воспитанию, который решает все указанные задачи. Делать что-то еще я рекомендую только после прохождения Основ. Иначе велика вероятность больших проблем и учить лошадь будет сложно!

🔹ЭТАП 2. ДОБАВЛЯЕМ ДРУГИЕ АКТИВНОСТИ 🔹

Когда молодая лошадь прошла базовую подготовку, хорошо вас понимает и психологически готова, можно начать более продвинутую работу. И если вашей лошади еще не исполнилось 3-4 года, делать можно следующее:

1⃣ Моцион на свободе – т.е. когда вы просто стимулируете лошадь к активному движению на БОЛЬШОЙ площадке НА СВОБОДЕ (без корды). Вы своими средствами управления мягко и уверенно направляете лошадь в нужную сторону нужным аллюром и далее она просто движется столько, сколько вы просите (начинать можно всего с 3-5 минут и постепенно увеличивать время).

В отличие от работы на корде тут лошадь будет двигаться по большому периметру, не будет вынуждена держать четкий круг. Это создает нагрузку на тело, более приближенную к естественной (в природе лошадь движется по прямым), а значит суставы не будут нагружаться так же, как на корде.

Преимущество моциона на свободе так же в том, что вы не тянете постоянно лошадь кордой (а это один из главных факторов проблем с балансом у лошади и создает очень много как психологических, так и физических проблем. НИКОГДА не работайте с постоянным натяжением корды!!!!).

Лошадь на моционе движется сама, как ей удобно. При этом получается умеренная физическая нагрузка и более-менее естественное движение. Такой моцион полезно делать, если нужно компенсировать недостаток естественного моциона лошади (если ее содержание не оптимально).

Очень удобно и легко приучать жеребят, даже совсем крох, моциониться, если вы выпускаете их вместе с кобылой или другими старшими обученными лошадьми. Это же еще и отличный способ обучить молодежь понимать ваши команды, т.к. старшие лошади своими реакциями отлично ориентируют молодых на то, нужно делать в ответ на ваши сигналы. В этом случае практику моциона можно включать довольно рано уже даже на этапе базового обучения.

2⃣ Подготовка к гимнастике. Самой гимнастикой на земле заниматься пока рано, но вы уже можете потихоньку начинать приучать лошадь к некоторым вещам, которые потом будут нужны на гимнастическом этапе.

Приучите лошадь к кавесону (конечно, тут речь не идет о совсем маленьких жеребятах, речь уже про лошадей 1-3 лет возрастом). Попробуйте поделать с этим предметом амуниции все базовые команды во всех положениях.

Потренируйтесь двигаться с лошадью в базовых гимнастических положениях с гимнастическим перехватом амуниции (например, движение на одном поводе спиной вперед, движение на двух поводьях). Важно – что вы просто приучаете лошадь двигаться в новом положении относительно вас. Влиять как-либо поводьями и другими средствами управления на голову и форму тела лошади пока не надо!

Это поможет вам уже потом на этапе начальной гимнастики сразу же переходить к разучиванию нужных действий и не тратить время на адаптацию лошади (и себя тоже) к новым положениям и амуниции.

3⃣ Простые трюки, т.е. движения, которые лошадь без усилий может делать и сама по себе: например, потягивания (кранчи), поклон, укладка, подъемы на невысокие постаменты, аппортировка предметов.

Обучение трюкам (опять же, только если делать это корректно) - это очень мотивирующая и укрепляющая понимание между вами и лошадью активность. Она помогает создать в голове лошади прочную связь: с человеком здорово, интересно, общение с ним = удовольствие.

Плюс лошадь получает и умеренное физическое развитие – некоторые даже самые простые трюки вроде поклонов или постановки на тумбу учат лошадь «разбираться в ногах», улучшают координацию.

Но главное тут, конечно – умеренность!

Никогда не заставляйте жеребенка через силу принимать и удерживать какую-то позу, не повторяйте одно и то же много раз подряд и слишком часто и т.п. Следите за напряжением лошади. Если оно вдруг начинает активно проявляться – вы перебарщиваете! Надо снижать требования или вообще убирать данную активность.

4⃣ Игры с предметами и двигательные игры (ровно настолько, насколько лошадь играет сама).

Игры с предметами – в целом вариант уже усложненной аппортировки (когда лошадь приносит вам какие-то предметы, делает с ними какие-то манипуляции). Если это увлечет лошадь и она явно сама начнет «тащиться» от процесса, вы можете это ей предлагать и развивать ее дальше в этом направлении.

Двигательные игры – когда вы просто бегаете и беситесь вместе с лошадью. Но тут внимательно и осторожно – если вы не можете при этом в любой момент оттормозить лошадь и попросить ее прекратить «бесеж» и успокоиться и, если лошадь, игнорируя ваши призывы к поддержанию дистанции, налетает на вас и может сбить или ударить – НЕ НАДО стимулировать лошадь к такой активности! 👹 Это небезопасно! Такие игры допустимы только когда лошадь ЖЕЛЕЗНО умеет держать до вас дистанцию (т.е дисциплина из базы проработана очень хорошо).

Ну и естественно, играйте так с лошадью, если ей это нравится и она сама это делает (вы только предлагаете, просто повысив в игровой манере свою энергию). Если же надо бегать за лошадью, стимулировать ее активно, пугать, махать хлыстом, чтобы она побегала и попрыгала – это уже никакая не игра!!!! Помните, что не все лошади любят и хотят так играть, особенно с человеком.

5⃣ Простая работа на свободе, т.е. без веревки. Простая работа на свободе включает естественные движения (например, простое движение рядом с вами преимущественно по прямым).

Вы можете попробовать выполнять все команды базового этапа, только без веревки. Если команды были проработаны четко и правильно, обычно лошадь отлично делает все и на свободе, ничему особому дополнительно для этого учить не надо. Так же на свободе можно пробовать делать и разные трюки.

Зачем это нужно? Это хорошая проверка, насколько проработана проблема мотивации и понимания, насколько четко вы подаете команды. И это выход уже на совсем другой уровень коммуникации с лошадью! Когда начнете это практиковать - сами все сразу увидите и поймете!

6⃣ Психологическое аджилити. То есть такое, в котором идет приучение к новым и «страшным» предметам, но нет элементов серьезной физической нагрузки.

Научите жеребенка перешагивать отдельные палочки кавалетти или какие-то бревнышки, ходить по лужам, не бояться разных предметов в ваших руках или на земле – ленточек, зонтиков, мячиков, проходить разные коридорчики из объектов. Учите ходить по разным поверхностям – тент, лист фанеры, резиновые коврики… Сконструируйте шторку, арку, тоннель, что угодно и научите лошадь через это проходить.

Эта продвинутая работа по приучению очень поможет еще больше развить уверенность вашей лошади, еще больше укрепит доверительные отношения с вами!

На данном этапе вы можете приучать жеребенка к помещению на его тело каких-то предметов (вальтрап, гурта) – это облегчит затем приучение к седлу. Ближе к 2-3-м годам можно даже, собственно, приучать и к седлу.

Но напоминаю, пока что никакого приучения к весу сверху – никакой нагрузки на спину не даем! Даже облокачиваться не надо! Обнимать, обхватывать, надевать амуницию – можно, нагружать спину как-либо – нет! ⛔

7⃣Прогулки. Гуляйте с лошадью почаще по окрестностям, по пересеченной местности.

Будет идеально, если вы возьмете старших лошадей (кобылу – мать жеребенка) и пойдете (поедете верхом) в поля, а жеребенок пойдет за вами следом на свободе. Можно также взять коня с собой на верховую прогулку и вести его за верховой лошадью на веревке (разумеется, сначала надо будет приучить следовать на веревке за другой лошадью в манеже – тоже полезная активность).

Прогулки - это одна из лучших как психологических, так и физиологических активностей! Плюсы от прогулок перечислять можно бесконечно! Минусы от их отсутствия тоже! Одним словом – гуляйте побольше и почаще. Особенно, если условия содержания лошади оставляют желать лучшего и на конюшне ее потребности в движении и разнообразии обстановки удовлетворяются плохо.

Если лошадь не любит гулять, прогулки вызывают проблемы – надо просто правильно к этому приучать (а это опять же базовый этап обучения).

✳️ Ну последнее - не особая активность, а просто времяпровождение: вы всегда можете просто приходить к лошади, просто чтобы общаться с ней, почесать ее хорошенько, просто побыть рядом. Научитесь делать массаж – и делайте его лошади почаще. Это и расслабляющие и укрепляющие отношения с человеком активности.

Все это здорово занимает ум и тело лошади, укрепляет отношения между вами и мягко развивает тело лошади, согласно ее возрасту. Вот этим стоит заниматься, и это заложит хорошую основу для более сложной работы (гимнастика, работа под верхом), которую можно потихоньку начать с 3-4 лет.

В комментариях напишите, что из перечисленного (или чего-то иного) делаете с молодыми лошадьми вы! Мне интересно! 😊

197 30 ER 5.5862
ДИЧАЮТ ЛИ ЛОШАДИ БЕЗ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ?

Спросили меня на этой неделе прям не один раз, сколько же надо уделять лошади времени и как регулярно, чтобы она без человека не дичала и не забывала, как себя с ним вести.

Такие опасения часто возникают, когда у владельца нет времени ездить к лошади часто и она живет 24/7 в табуне или только гуляет леваде, куда ее утром конюхи выводят, а вечером заводят. Вот и все контакты с человеком.

Встает вопрос: «А если я не буду приезжать неделю/ месяц/ год и лошадь будет вот так по минимуму или вообще не контактировать с человеком, как быстро она забудет, чему ее учили? Есть ли риск, что она «одичает» и потом будет неадекватно вести себя со мной?»

А я, в связи с этим, вспомнила один случай.

Году в 2010-ом я была в конном туре в Южной Африке. Мы ездили по горам недалеко от Нельспрута.

В этой местности обитают одичавшие лошади. Предков этих лошадей сюда когда-то завезли первые переселенцы - голландцы. Часть лошадей оказалась на воле, адаптировалась к жизни в дикой среде, и их потомки живут там до сих пор (как мустанги в Америке).

Пока мы там скакали по горам, мы на своем пути встретили весьма много косяков этих диких лошадей: и косячные группы с жеребцами, кобылами и потомством и холостяцкие табуны. Но про это, если интересно, я расскажу в другой раз.

Сейчас же хочу рассказать конкретную историю.

Мы ехали по маршруту, разумеется, на домашних лошадях. Их там разводят и содержат. Содержатся они обычно не в конюшнях, а гуляют вокруг базы по пастбищам. Территория, конечно, огорожена, но так, весьма условно, территория большая и гористая.

И проводники сказали, что держать там для походов предпочитают меринов. Не жеребцов и кобыл. Почему? Потому то дикие жеребцы частенько кобыл этих примечают и угоняют в свои косяки. С жеребцами при этом устраиваются, разумеется, разборки. А кобылы часто и сами уходят. Ну вот как-то просачиваются и уходят.

И вот был один такой случай как раз с одной из кобыл.

На одной точке маршрута около одной из наших баз была кобыла с жеребенком. Гиды рассказали, что эта кобыла когда-то была домашней, жила у них. И вот два года назад как раз ушла с диким табуном на вольные хлеба. И жила там все это время.

Ну ушла и ушла. Гидов это не сильно, судя по всему, заботило, раз они ее не вылавливали. Но в этот раз им нужно было ее поймать и вмешаться, потому что у лошади было откровенные проблемы с копытами!

Зацепы очень сильно отросли. Видимо два года табунной жизни не помогли привести копыта в баланс. Тоже весьма любопытный факт. Возможно, у нее изначально были проблемы с балансом или что-то еще. Такой пример показывает, что природа не обязательно сама все исправит, если дать такой шанс и выпустить лошадь с проблемами на волю.

В общем, люди решили-таки тут вмешаться и расчистить кобылу. Вот только она два года не видела людей вообще! У нее еще и жеребенок был несколько месяцев возрастом.

И что вы думаете?

Лошадь совсем не избегала людей, дала к себе подойти. Проводники, конечно, подстраховались, сначала дали ей корм в ящике, потом аккуратно стали надевать амуницию. И пока она надевалась, никаких проблем и сопротивления лошадь не показала. Вообще!

Затем уже совершенно, как обычно, ее взяли и расчистили на все 4 ноги. Она спокойно стояла посреди леса, дала все ноги, никаких проблем не возникло.

Жеребенок при этом не давал людям подойти к себе близко и держался на пионерском расстоянии. Его потрогать никому не удалось. Но кобыла не защищала его, не отгоняла от него людей. Вообще была мирная и спокойная.

Потом ее отпустили, и они с жеребенком ушли восвояси.
Вот такой случай. Два года совсем дикой жизни нисколько не повлияли на отношение лошади к людям, и она не забыла, как себя вести.

И это, конечно, не какой-то уникальный случай на моей практике. Просто самый показательный.

На нашей же конюшне за более чем 15 лет мне не раз приходилось уезжать и на месяц, и на два по делам и я не видела лошадей, с которыми работаю. Да, их просто водили в леваду и из левады конюхи, раз в месяц расчищали и все. Никто не занимался, никто ничему не учил. Мои разъезды повторялось МНОГОКРАТНО. Лошади были разные.

Так вот сколько бы я ни отсутствовала в жизни лошадей (и обучение отсутствовало, разумеется, тоже) – по приезду я не замечала НИКАКИХ изменений в их поведении и отношении к каким-то процедурам или упражнениям. Вот с чем я их оставила, с тем я их и находила.

Исключение составляли только знаете кто? Некоторые лошади, с которыми в мое отсутствие занимались владельцы или другие работники конюшни. Вот тут изменения за длинные периоды вполне имели место, у лошадей вылезали вдруг какие-то не характерные ранее реакции на какие-то манипуляции, могло возрастать конфликтное поведение и так далее. И такие случаи реально были! Но во всех таких случаях с лошадьми КТО-ТО РАБОТАЛ!

Выводы, которые из всего этого делаю я: поведение лошадей портит не отсутствие людей, а их присутствие!

У лошадей прекрасная память и нервная система работает, как часы. Единожды проработанные и установленные рефлексы могут сохраняться годами и без постоянных напоминаний лошади о том, как и что делать. Манера общения с человеком и отклик лошади на разные процедуры сами по себе со временем не меняются!

Если после моего отсутствия лошадь вдруг изменит свое поведение, станет хуже давать делать какие-то процедуры, хуже работать и т.д. – это будет вызвано скорее всего каким-то изменениями в ее состоянии здоровья, физиологии. И надо выявлять причину (такие случаи тоже были и причины находились ВСЕГДА. Например, лошадь переставала ловиться в леваде, и это было связано с тем, что у нее что-то болело, а конюха грубыми действиями эту боль усиливали. Боль прошла, нормальное поведение восстановилось мгновенно). Ну либо все же был какой-то человеческий фактор, и кто-то «покорректировал» вашу лошадь в ваше отсутствие.

Вот такие мои наблюдения!

Чтобы лошадь была адекватной с вами, не нужно непременно ездить к ней регулярно и не допускать длинных перерывов в общении.
Нужно в целом следить за тем, чтобы ее потребности удовлетворялись и изначально формировать правильные привычки в общении с человеком. Но если вы уже такую привычку сформировали, не бойтесь, никуда она не денется, даже если лошадь вот так вот годика два «потусит» с дикими жеребцами в пампасах! 😆

(на фото как раз та самая кобыла из Южной Африки).

60 21 ER 3.7648
СТАРАЯ ЛОШАДЬ: СТОИТ ЛИ УЧИТЬ?

Нередко мне задают вопрос, имеет ли смысл браться за обучение чему-то новому возрастных лошадей. Могут ли они обучаться в принципе? Учатся ли они хуже молодых?

Вот выводы, которые я делаю на основе своего опыта:

Я наблюдаю, что способность к обучению сохраняется у лошадей в любом возрасте.

У меня не было ни одной возрастной лошади в работе, которая бы со временем не дала хоть какой-то положительной динамики. То есть, в принципе, обучать их чему-то новому совершенно точно возможно.

Но!

Взрослых и особенно возрастных лошадей обучать действительно сложнее, чем молодежь! И здесь роль играют сразу несколько факторов.

ФАКТОР 1⃣

У возрастной лошади уже, конечно, есть целый набор сформированного поведения и привычек.


При обучении в мозге формируются новые нейронные связи. Создать связь «на пустом месте» несложно. Как сделать надпись на чистом листе. И в молодом мозге очень много такого чистого ничем не заполненного пространства. Пиши и твори!

С опытом формируется все больше нейронных связей, у лошади в мозге закрепляются «готовые решения» для разных ситуаций. Свободного места становится меньше.

И у мозга есть одна особенность. Он ОЧЕНЬ СИЛЬНО не любит изменять уже установленные нейронные связи!

Настолько не любит, что при попытках их изменить, он активирует инстинкт самосохранения и организм испытывает дискомфорт!

Поэтому все стойкие привычки так мучительно менять. Нам с вами тоже, кстати!

Мозг не может просто зачеркнуть или стереть старую связь и написать поверх нее новую. Это всегда дается с трудом, через дискомфорт.

Поэтому, когда мы беремся за обучение и главное, ПЕРЕУЧИВАНИЕ возрастных лошадей, они часто обучаются неохотно и поначалу даже сопротивляются. Вернее, их мозг сопротивляется и включает эмоции тревоги, раздражения и даже агрессии!

Опытному мозгу нужно реально долго и тщательно доказывать, что новый способ решения какой-то проблемы или действий в какой-то ситуации – реально лучше и выгоднее старого.

Так что закономерно, что со старыми лошадьми:

👉 нужно будет в десятки раз больше повторов,
👉 с ними нужно будет учить что-то намного дольше,
👉 придется использовать больше мотиваторов,
👉 прогресс будет сильно медленней,
👉 а старые привычки могут периодически возвращаться!

Все это, потому что, чем крепче старая нейронная связь, тем больше сил и энергии надо потратить, чтобы ее изменить.


Привычка изменится! Это совершенно точно можно сделать! Но не нужно ждать, что старые лошади будут схватывать все так же быстро, как молодые. Поэтому просто не предъявляйте к ним повышенных требований и не ждите от них такой же скорости обучения, как от молодых.

ФАКТОР 2⃣

Важно также, как лошадь по жизни привыкла решать НОВЫЕ, НЕПРИВЫЧНЫЕ задачи. То есть, как она себя ведет, когда сталкивается с чем-то непонятным и непривычным.

Молодые животные обычно отвечают на такие ситуации любопытством, склонностью изучать, экспериментировать и что-то пробовать. Это изначальная природная реакция.

Но порой люди ставят перед лошадью сразу слишком сложные задачи, оказывают слишком сильный дискомфорт, и создают тем самым не просто новые и непонятные, а откровенно пугающие и дискомфортные ситуации!

Тогда лошадь может быстро научиться реагировать на все новое сразу же открытым сопротивлением. Она напрочь может потерять склонность к любопытству и экспериментаторству.

Поэтому при обучении возрастной лошади будет играть роль, сохранилась ли у нее природная реакция на новое, или по жизни, из-за некорректного обращения и тренинга, у нее все же сформировалась привычка отторжения или сопротивления.

Понятно, что первое – облегчит обучение возрастной лошади. Второе – осложнит. Вам придется потратить еще какое-то количество времени и сил, чтобы вернуть лошади способность адекватно относиться к новому.

ФАКТОР 3⃣

Возрастные лошади обычно имеют проблемы со здоровьем. Но даже если и нет, организм в принципе с возрастом становится более чувствительным и подверженным влияниям среды (например, реагирует на погоду).

В какие-то дни лошадь может быть менее склонна к сотрудничеству, потому что она просто плохо себя чувствует.

Об этом тоже надо помнить! И понимать, что для возрастных лошадей НОРМАЛЬНО, если сегодня они делают все хорошо, а завтра – нет. Если сегодня они мотивированы и отлично что-то делают, а завтра – замкнуты и огрызаются.

Поэтому, как видите, хотя возрастные лошади вполне могут обучаться, ряд факторов сильно осложняет процесс! И для гармоничной работы здесь я могу посоветовать:

✅ не завышать требования, не ждать от таких лошадей супер-быстрого прогресса

✅ работать терпеливо, спокойно и на позитиве (особенно если у лошади закрепили привычку негативно относиться к новому). Давление и форсирование здесь лишь побудят такую лошадь замкнуться еще больше, и вы не получите никакого прогресса вообще!

✅ делать скидки на возможность плохого самочувствия и всегда быть очень внимательными к признакам дискомфорта и болей. В плохие дни – еще больше снижать требования.

Это поможет вам гармонично обучать даже возрастную лошадь!

На фото, кстати, возрастной жеребец и первая лошадь, которую я обучала самостоятельно. До 15 лет работался традиционно (спорт, конкур, обучение верхом на железе, ноль опыта работы в руках). В 15 лет попал ко мне. Прекрасно научился работе на свободе, разным трюкам, работе на земле и верхом без железа. Какие-то вещи начали учить, когда ему было уже за 20. Так что верьте, при корректном подходе все возможно! 😊

Понравился пост? Ставьте лайк! Остались вопросы? Пишите в комментарии!

61 11 ER 2.9378
Чем НЕЛЬЗЯ заниматься с лошадью до 3-4 лет

Если у вас молодая лошадь, помните: с некоторыми активностями стоит подождать до тех пор, пока лошади не исполнится 3-4 года!

До указанного возраста не стоит:

❗начинать верховую работу (да, именно начинать! Т.е. даже подсаживаться и приучать к весу всадника не стоит!)

❗продолжительно двигать лошадь на корде (т.е. всё, что более 3-5 кругов одним аллюром в одну сторону). ОСОБЕННО ОПАСНА корда, когда лошадь носится рысью и галопом по маленькому (менее 20 метров) кругу в плохой форме (согнута наружу, тянет, сильно наклоняется внутрь).

❗активная гимнастика (интенсивное вперед-вниз, боковые движения, работа над сбором и т.д).

❗активно работать гимнастические кавалетти, прыгать

❗трюки и другие активности, требующие физического напряжения или неестественной формы лошади (то есть такой, в которой она не находится долго сама по себе, по природе)

Причина таких ограничений:
⚠ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ РИСКИ НАНЕСТИ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ ЛОШАДИ! ⚠

Несмотря на то, что уже в 2-3 года некоторые лошади могут выглядеть совсем взрослыми, медицинский ФАКТ заключается в том, что скелет всех, АБСОЛЮТНО ВСЕХ лошадей (да, совершенно любых пород и типов) заканчивает свой рост лишь к 6-7 годам (в отдельный случаях даже до 8)!

При этом ряд суставов конечностей, в том числе запястные и скакательные, формируются лишь к 3-4 годам.

Указанные нагрузки оказывают значительное влияние на эти суставы и окружающие их ткани и потенциально могут сильно их травмировать, если лошадь начинают нагружать интенсивной физической работой раньше времени.

Учитывая, что часть скелета еще продолжает расти, в 3-4 года также оптимально не сразу резко и активно вводить все указанные нагрузки, а лишь начинать их. Тогда к 6-7 годам, когда лошадь физически полностью сформируется, вы как раз подойдете к интенсивному тренингу без каких-то проблем для здоровья лошади.

Если же эту рекомендацию игнорировать, будут последствия! И главная сложность тут в том, что последствия эти чаще всего ОТСРОЧЕНЫ ВО ВРЕМЕНИ!

Это значит, что пока лошадь молодая, она БУДЕТ работать нормально, и, на вид, не будет никаких проблем.

Очень мощно во время роста (до 7-8 лет) работают у молодого организма компенсаторные механизмы! Плюс при таких нагрузках лошадь обычно получает не какие-то значительные травмы (которые сразу очевидны), а множество МИКРОТРАВМ = износ структур! Такие травмы не проявляются сразу. Они просто со временем копятся.

А вот когда лошадь вырастает, травмы уже достаточно накопились + компенсаторные возможности организма пошли на спад – вот тут вдруг годам к 10-12-15 лет лошадь вдруг берет и просто на глазах РАЗВАЛИВАЕТСЯ!!!!

Начинаются бесконечные ни с того ни с сего хромоты, потеря мышц, резко «уходит» хорошая форма тела лошади… И все днем с огнем ищут причину и найти не могут.
Конечно, не могут! Потому что причина не в настоящем, а в прошлом! В раннем форсированном тренинге причина!

Плохая новость: во многих случаях травмированные структуры уже не подлежат восстановлению (например, полностью разрушен хрящ сустава, возник остеоартроз, мышечная ткань заменилась фиброзом). И тогда все! Поздно пить боржоми! Ваша лошадь НАВСЕГДА останется инвалидом:

👉 у нее до конца жизни будут серьезные ограничения по нагрузкам, либо она вообще не сможет выполнять какую-то работу (например, нельзя будет ездить верхом или галопировать)

👉 никогда уже ее шея, спина и ноги не восстановятся,

👉 «болячки» скорее всего будут постоянно обостряться, что будет требовать вашего внимания, вызовов ветврачей, обследований, лечения… готовьтесь к резкому и значительному увеличению расходов на содержание лошади

Не хотите таких проблем? Ну вот тогда помните о проблеме ранних нагрузок!

Стройте начальный тренинг вашей лошади ГРАМОТНО! И главное правило тут – даже не думать об указанных активностях, пока лошади не исполнится 3-4 года (разброс – потому что у разных лошадей запястные и скакательные суставы формируются немного в разное время, но не ранее 3 и не позже 4 лет обычно).

На западе нередко даже перед заездкой лошади делаются рентгены этих суставов с целью определить, закончили ли они свое формирование. И тогда можно понять, допустимо уже начинать подсаживаться на лошадь или еще нет.

Чисто внешне окончание формирования суставов определить НЕВОЗМОЖНО! Каким бы «лосем» ни выглядела ваша 3-х летняя лошадь, зоны роста суставов у нее могут быть еще открытыми и это делает эти суставы очень уязвимым местом!

Ну и уж совершенно точно и без рентгена можно сказать (потому что это подтверждено научными исследованиями), что у ЛЮБОЙ лошади до 3-х летнего возраста зоны роста на этих суставах 100% открыты. И любые неестественные нагрузки будут создавать намного более высокие риски для их здоровья.

Так что думайте пожалуйста об этом сейчас, пока лошадь молодая, чтобы потом, когда ей будет 10-12-15 – не рвать на себе волосы и не искать по всему интернету советы, как восстановить лошадь.

При этом повсеместно распространенная практика заезжать и интенсивно работать лошадей до 3-4 лет не может быть оправданием данного явления. Не надо приводить в пример случаи «а вот скаковые скачут уже в 2 года», «а вот там лошадей напрыгивают в 2» и так далее. Все это широко делается все по той же причине: потому что последствия проваляются НЕ СРАЗУ!

Да, конечно, бывает, что лошадь остается вполне целой и после заездки и активного тренинга в раннем возрасте. Но лично я (и как тренер, и как массажист лошадей) наблюдаю СЛИШКОМ МНОГО лошадей среднего возраста в откровенно плохой форме, с уже серьезными хроническими проблемами суставов ног, плохой верхней линией, отсутствием мышц.

Понятно, что причины могут быть разными (например, плохо подобранная амуниция, какие-то болезни, плохая расчистка). Но очень нередко, когда начинаешь копать историю такой лошади – там непременно присутствует ранняя заездка и какая-то интенсивная работа в молодом возрасте. Мне поэтому связь ранних нагрузок и ранней инвалидности лошади видится очень четкой.

При этом, на моем опыте, здоровью лошади в равной степени вредят ранние и верховая езда, и активная работа на корде и прыжки и даже вот злоупотребление трюками! (такими, как я описала в начале – которые основаны на неестественных и нехарактерных по качеству или количеству движениях для лошадей). Именно поэтому я говорю не только о верховой езде, а о большом списке активностей.

Желаете, чтобы ваша лошадь была здоровой через 20 лет? Думайте, пожалуйста, о том, что делаете сейчас!

И первое, самое главное - выбирайте активности и нагрузки для лошади адекватно ее возрасту!

Второй же момент – в том, что эти нагрузки мало начинать в нужном возрасте. Их еще и делать надо ПРАВИЛЬНО.

Некорректное введение в нагрузки и несоблюдение золотых правил физического тренинга лошади – это еще один мега-источник лошадей-инвалидов и преждевременных пенсионеров. Но здесь я не могу ограничиться парой советов. Это весьма обширная тема. Могу только дать совет изучать ее полноценно, тщательно и досконально, если вы хотите, чтобы ваша лошадь работала эффективно и надолго сохранила при этом свое здоровье!

В одной из следующих публикации я расскажу, что тогда можно (и нужно) делать с молодыми лошадьми до 3-4 лет. А пока можете рассказать в комментариях, сталкивались ли вы с практикой ранней заездки и других указанных активностей? Или может наоборот, у вас на конюшне как раз берегут лошадей? Интересно, сколько наберется таких конюшен :)

202 31 ER 3.8668
Вы пишете, что хотите узнать продолжение истории с Амулетом (в предыдущем посте) и почему же он тогда на меня набросился и я попала в больницу с сотрясением.

Причина, КОНЕЧНО, была! Агрессию одновременно спровоцировала и я, и не я. Да, вот так запутанно!

Давайте пообщаемся завтра, в пятницу (18 марта) в 20:00 в прямом эфире (запись сохраню) и я все расскажу.

Расскажу историю с Амулетом, поговорим вообще о жеребцах, вспышках агрессии, несчастных случаях и травмах людей в работе с лошадьми и, конечно, как этого можно избежать. Можно будет задать вопросы.

Лично вам эта тема интересна?

9 31 ER 2.5528
Метод Эквифлоу в действии!

С лошадью работает куратор академии Мария Самарина [id536797|Мария Самарина]

15 4 ER 1.8617
КАК ОБУЧАТЬ ПОЛНОСТЬЮ СЛЕПУЮ ЛОШАДЬ

О своем опыте работы с лошадьми с проблемами зрения продолжает рассказывать куратор академии Эквифлоу [id5895817|Ирина Ножкина]

«Первая лошадь, с которой я занималась самостоятельно в 2014 году, была слепой (правым глазом он видел только яркие перепады света и тени). Конь был из спортивной выездки, мерин 19-ти лет, ослеп уже взрослым.

Первой задачей стало обеспечить ему выгул. Это было непросто, так как конь, если и гулял, то это явно было давно, и большую часть жизни он жил в режиме денник-манеж.

Решали эту задачу так: нам, в клубе, где мы стояли, разрешили пользоваться для выгула небольшой открытой рабочей площадкой, где-то 20 на 15. Сначала ходили туда с конем в руках, чтобы он контролируемо натыкался на ограду и понял границы территории.

Слепые лошади очень хорошо обучаются чувствовать границы пространства и запоминают маршруты передвижения, поэтому лучше первое время ходить всегда одной и той же дорогой. Лошадь запомнит, где поворот, где порог переступить и т.п. и станет чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Далее пробовали отпускать, постепенно увеличивая промежуток времени в леваде от нескольких минут, до нескольких часов. До 30 минут прямо рядом по очереди дежурили, и конь, слыша, что ты рядом, спокойно гулял (он очень хорошо чувствовал, рядом человек или нет, даже если молчать и не двигаться особо), потом отходили и смотрели с расстояния.

И когда лошадь стала гулять спокойно, просто временами поглядывали. Обучение гулять заняло 2-3 месяца. Параллельно ходили пастись на одну и ту же поляну. За время таких прогулок выработалось неплохое доверие моим подсказкам (где повернуть, где притормозить и поднять ногу выше), ну и я привыкла автоматически отслеживать пространство, чтобы конь не натыкался внезапно для себя на предметы.

Какие-то более активные занятия мы начали, только когда лошадь привыкла к новому месту и режиму жизни. Учили голосовые команды с использованием легких тактильных подсказок.
Сначала самую важную команду "стой" в положении рядом и в положении на корде.

Работали с ним и верхом. Первое время на привычном оголовье, но где-то через 3-4 месяца работы с этим конем я попробовала одеть оголовье типа «сайдпул», и это не вызвало у лошади никаких противоречий.

Наоборот, он стал двигаться более расслабленно, потому что точки подачи сигналов поменялись и к ним у него не было привычных реакций.

За время работы с этой лошадью я выделила для себя несколько моментов, которые очень важны во взаимодействии со слепым животным. Делюсь с вами:

✅ если в компании человека лошадь всегда успешно преодолевает какие-то препятствия, то вырабатывается очень хороший уровень доверия к человеку и мотивации быть с ним;

✅ такой лошади в разы сложнее держать внимание на человеке, ведь визуальных ориентиров нет и нужно прислушиваться. Поэтому обязательно, особенно поначалу, часто хвалить и не требовать много. Не требовать долго держать внимание;

✅ очень важно поддерживать контакт голосом, но это не значит, что надо просто постоянно говорить все подряд. Только нужные слова и в нужные моменты, стараясь избегать долгих промежутков без команд, иначе контакт прервется;

✅ нужно так же, как и другие команды голосом, изучить отдельную команду-звуковой сигнал, означающий "внимание, сейчас будет подсказка, касание и т.п.", тогда для лошади это не будет неожиданно;

✅ всегда голосовые команды давать одинаково, для слепой лошади это крайне важно. И в целом не забывать давать их четко, прежде чем подсказывать лошади тактильно, что от неё требуется;

✅ в полной слепоте есть и свои плюсы - можно косячить с сигналами телом, тонкостей лошадь не увидит. Главное "звучать" из нужной зоны относительно лошади, на слух они прекрасно понимают, где ты;

✅ ну и энергию никто не отменял. Конечно, слепая лошадь тебя не видит, но энергию, её направленность и эмоциональное состояние прекрасно чувствует!

Видеоматериалов с тех времен у меня сохранилось не так много, но вот небольшой фрагмент с одного из занятий с этой лошадью. Я оставила оригинальный звук, чтобы вы более четко представили, как может идти коммуникация с лошадью, которая вас вообще не видит!

А вам доводилось работать со слепыми на один или оба глаза лошадьми? Были проблемы? Как решали? Пишите в комментариях про свой опыт!»

53 9 ER 2.2149
И в продолжение темы ранних нагрузок вот вам еще "вишенка на торте"! Повторю одну старую, но не теряющую актуальность публикацию:

"Другой причиной дурного поведения лошадей служит их слишком ранняя заездка под седло. Так как требуемая от них работа оказывается выше их возможностей и они еще недостаточно развиты, чтобы выдерживать нагрузки во время выездки, то у них надрываются спины, ослабевают скакательные суставы, и они оказываются навсегда испорченными. Лошадь лучше всего начинать дрессировать в возрасте ОТ ШЕСТИ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ, в зависимости от климата, в котором она выросла"

Франсуа Робишон де ля Гериньер "Школа верховой езды" (русское название также "Конная библия"). 1734 год. Это подход человека, который стремился развивать способности лошадей до максимума, готовить их к сложным упражнениям, и чтобы выполнять сложные требования, лошади должны были надолго в процессе тренинга сохранять полное здоровье. И часть плана по сохранению этого здоровья - это НАСТОЛЬКО поздняя заездка. Начало работы, когда организм лошади уже полностью сформирован и рост скелета закончен (после 5-6 лет).

По поводу же заявления от некоторых "опытных" берейторов о том, что если не заезжать молодняк рано (а часто речь идет о 2 годах и даже меньше), то потом с ним будет просто не справиться: сопротивление и противодействие всегда появляются там, где требования выше возможностей животного и когда практика заездки несет животному сильный дискомфорт. Исключите эти два пункта из процесса заездки - и вам не с чем будет "справляться". Современные методы последовательной небыстрой заездки с непременной правильной физической и психической подготовкой лошади к ней этому поспособствуют. Наш опыт в этом вопросе (а также опыт наших коллег) показывает, что если при таком подходе садиться на лошадь хоть в 8, хоть в 10, хоть в 15 лет - проблем не будет.

Если при этом вас обвиняют в глупости и говорят, то вы ничего не понимаете в лошадях и что есть ТРАДИЦИИ, припомните слова Гериньера. Человека, которого вряд ли позволительно назвать глупым, ничего не понимающим в лошадях. А его традиции будут уж куда более прочными и древними :))

79 8 ER 2.2874
С ПРАЗДНИКОМ ФЛОРА И ЛАВРА 🐴🐴🐴

Как всегда, лето пролетело стремительно. Надеюсь, у вас оно было ОЧЕНЬ конным!

Расскажите, как это было! Какое у вас самое теплое конное воспоминание о прошедшем лете?

0 30 ER 1.6342
КАК РАБОТАТЬ С ЛОШАДЬЮ, СЛЕПОЙ НА ОДИН ГЛАЗ

О своем опыте работы с лошадьми с проблемами зрения рассказывает куратор академии Эквифлоу [id5895817|Ирина Ножкина]

«Слепая лошадь – не приговор! И неважно, на один глаз или на оба!

Если учитывать некоторые особенности работы с такими животными, то слепота не станет препятствием для нормальной коммуникации и даже для работы на свободе.

Вот как раз сейчас я работаю с владелицей такой лошади. Кристина с пяти лет занималась конным спортом, а девять лет назад купила себе арабского жеребца Пелопоннеса.

Чуть больше года назад он ослеп на левый глаз. И к уже существующим проблемам (плохо водится, кусается и т.д.) добавилась ещё и эта.

Лошади 18 лет, работал в джигитовке, затем в выездке, имеет проблемы с ОДА, перелом крестца, на данный момент работается с земли и проходит курс остеопатии.

Что же нужно делать для того, чтобы достигнуть успешной коммуникации с такой лошадью?

Да почти все тоже самое, что и с любой другой! Важно:

👉 уделить время обучению СЕБЯ: работа над своими средствами управления, понимание принципов приучения и обучения командам, о которых подробно рассказано в курсе «Основы на земле» от академии EquiFlow;

👉 особое внимание обращать на ГОЛОСОВЫЕ команды. Легче сначала новую команду изучить с видящей стороны, чтобы уже сформировать связь с нужными звуками, тогда с невидящей стороны лошади будет проще понять, что вы хотите;

👉 при необходимости вовремя и сразу включать очень легкие ТАКТИЛЬНЫЕ подсказки при работе со слепой стороны. Во-первых, только так хорошо сформируется связь нужной реакции с голосовой командой, а во-вторых, лошади – визуалы, и поддержание внимания и коммуникации чисто на слух требует огромной мотивации к работе с вами.

👉 без визуальных ориентиров отвлечься гораздо легче. Всегда помните про это и не будьте слишком требовательны, чтобы избегать необходимости какой-то резкой коррекции. Не требуйте подолгу держать внимание на себе, особенно в работе со слепой стороны;

👉 ну и, конечно, вовремя и часто хвалите лошадь, делайте хорошие расслабляющие паузы с поглаживание и почесыванием. Хорошее отношение к касаниям тела – это очень важный момент в работе со слепыми лошадьми! Нужно качественно и основательно прорабатывать проблему доверия с самого начала!

Ну и вот небольшое видео прогресса Кристины и Пелопоннеса за три месяца нашей с ней работы. Это всего лишь промежуточный этап, многое ещё можно улучшить, но начало положено, и у них есть явные улучшения в понимании друг друга! Как видите, частичная слепота этому совсем не помеха!

А в следующей публикации, если интересно, я расскажу о своем опыте обучения полностью слепой лошади. Был у меня и такой опыт! Интересно?😊»

47 8 ER 1.9070