Статистика ВК сообщества "Моё дело"

0+
Канал для предпринимателей от бухгалтерского аутсорсинга «Моё дело»

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Когда ИП становится работодателем, список отчётов заметно увеличивается. Работодатель должен платить сотрудникам зарплату, отчислять за них НДФЛ и страховые взносы, а также отчитываться дополнительно по этим работникам в налоговую, ПФР и ФСС.

Рассказываем, какие отчёты сдают ИП-работодатели.
А чтобы корректно заполнить отчёты за сотрудников и вовремя их сдать, поможет сервис «Моё дело». Если вы уже ведёте учёт в сервисе и ввели данные по сотрудникам, отчёты формируются автоматически на актуальных бланках. Вам не придётся изучать правила и самостоятельно заполнять формы. Отправить отчёты можно сразу из личного кабинета, а электронную подпись для пользователей мы выпускаем бесплатно.

1. Обязательные отчёты для работодателей

Когда ИП нанимает первого сотрудника, сначала ему нужно зарегистрироваться в ФСС как работодатель. Для этого в течение 30 дней со дня заключения трудового договора отправьте заявление по инструкции от ФСС. В ПФР регистрироваться не нужно, так как все данные поступят туда из налоговой инспекции.

Ни в один из нижеперечисленных отчётов ИП не должен включать самого себя. ИП не может быть работодателем по отношению к самому себе и не заключает трудовой договор. Страховые взносы за себя и свои доходы он отражает только в налоговых декларациях.

На бумаге эти отчёты можно сдавать только если численность сотрудников не превышает 10 человек. При большем количестве работников отчитываются только в электронном виде.

- Расчёт 6-НДФЛ
В этом отчёте показывают все доходы сотрудников, а также начисленный и перечисленный НДФЛ. С 2021 года в годовой отчёт 6-НДФЛ входят справки о доходах и НДФЛ на всех сотрудников. Раньше эти справки сдавали отдельно по форме 2-НДФЛ.
Сдают отчёт по итогам 3, 6 и 9 месяцев до 30 апреля, 31 июля, 31 октября соответственно. Годовой — до 1 марта следующего года.

- Расчёт по страховым взносам
Расчёт включает в себя информацию о страховых взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства.
Сдают отчёт по итогам 3, 6,9 и 12 месяцев в течение 30 дней по окончанию квартала, то есть до 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

- СЗВ-ТД
Форма СЗВ-ТД появилась после перехода на электронные трудовые книжки. Она нужна для того, чтобы в базе ПФР собиралась вся информация о трудовой деятельности работника.
Если раньше при приёме, увольнении, переводе и других кадровых событиях делали запись в трудовой книжке работника, то теперь при каждом таком событии отправляют СЗВ-ТД. Если у сотрудника ещё осталась бумажная трудовая — в ней делают запись и также отправляют СЗВ-ТД.
Сдают отчёт при приёме и увольнении сотрудника — не позднее следующего дня. При других кадровых событиях — до 15 числа следующего месяца. Если не было никаких событий — отчёт сдавать не нужно.

- СЗВ-М
СЗВ-М сдают в ПФР для того, чтобы государство отслеживало работающих пенсионеров, которым не индексируют пенсию. Но это не значит, что отчёт сдают только на пенсионеров. В него включают всех работников независимо от их возраста.
Отчёт очень простой — в нём лишь нужно перечислить всех своих сотрудников и указать их СНИЛС.
Сдают отчёт каждый месяц до 15 числа.

- СЗВ-СТАЖ
По данным из СЗВ-СТАЖ в ПФР формируются сведения о трудовом стаже сотрудников для начисления пенсии. В нём указывают периоды, когда работник в течение года работал, был на больничных, неоплачиваемых отпусках.
Сдают СЗВ-СТАЖ один раз в год до 1 марта следующего после отчётного года. Если в течение года сотрудник уходит на пенсию, то в течение 3 календарных дней со дня заявления работника или запроса из ПФР нужно сдать на него отдельный СЗВ-СТАЖ, а потом по окончании года включить его и в годовой отчёт.

- 4-ФСС
В 4-ФСС отражают все начисленные и уплаченные взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сдают отчёт по итогам 3, 6, 9 и 12 месяцев в течение 20 дней после окончания квартала, то есть до 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января. Если отчитываетесь не на бумаге, а в электронном виде, срок на 5 дней больше — до 25 числа.

2. Какие отчёты сдавать на физлиц, нанятых по договорам ГПХ

Если ИП не нанимает сотрудника в штат, а заключает с ним гражданско-правовой договор на выполнение работ и услуг, важную роль играет статус исполнителя.

Если исполнитель — ИП или самозанятый, их не включают ни в какие отчёты, потому что они сами за себя платят налоги и взносы.

Если исполнитель — просто физлицо без статуса ИП или самозанятого, за него нужно платить пенсионные и медицинские взносы и удерживать НДФЛ, а значит нужно и включать в отчёты:

- 6-НДФЛ — если в отчётном периоде выплачивали вознаграждение и удерживали НДФЛ;
- РСВ — если начислялись страховые взносы;
- СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ— если был действующий договор;
- 4-ФСС — если начисляли взносы на страхование от несчастных случаев (в общем случае такой обязанности по договорам ГПХ нет, если это не прописано в договоре).

Отчёт СЗВ-ТД за исполнителей по договорам ГПХ не сдают, так как это не трудовые отношения.

3. Что сдавать, если ИП не вёл деятельность

Отчёты за сотрудников не привязаны к тому, ведёт ли ИП деятельность и получает ли доходы. Имеет значение только начисление зарплаты, страховых взносов, а иногда и сам факт наличия трудового договора.

Например, у ИП есть сотрудники, но все они находятся в неоплачиваемых отпусках. В таком случае всё равно нужно сдавать отчёты СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а также нулевые РСВ и 4-ФСС.

Обратите внимание: нулевыми РСВ и 4-ФСС могут быть только если начислений и взносов не было с начала года. Эти отчёты сдают нарастающим итогом, поэтому если были хоть какие-то выплаты в начале года, они будут фигурировать в отчётах за 3, 6, 9 и 12 месяцев.

6-НДФЛ можно не сдавать если не было выплат, а можно сдать нулевой. Но здесь та же логика. «Не было выплат» — это значит, что их не было с начала года, а не только в текущем квартале, потому что отчёт заполняется нарастающим итогом.

49 0 ER 0.6229
В прошлом году бизнес встревожила волна вызовов в налоговую самозанятых граждан. Налоговая и трудинспекция объединились — ищут признаки подмены трудовых отношений договорами с самозанятыми.

ФНС разработала специальную скроллинговую систему, которая в режиме реального времени определяет организации, вызывающие подозрения. Если компания попадает в зону риска, налоговики запрашивают документы, вызывают на допросы, проводят встречные проверки и беседы с самозанятыми, которых привлекает эта компания.

Система анализирует периодичность и источники выплат, количество заказчиков у самозанятого и обращает внимание на резкое уменьшение количества сотрудников в компании и отчётов по зарплате.

Если вы тоже работаете с самозанятыми, смотрите видео чтобы узнать, как сотрудничать с ними, чтобы не нарваться на проблемы с налоговой.

40 0 ER 0.4154
Если собираетесь открывать бизнес, то первое решение, которое нужно принять — какую организационно-правовую форму выбрать. Можно работать как ООО, ИП или просто самозанятый.

Рассказываем, в каких случаях подойдет каждый из вариантов.

1. Когда лучше открыть ООО

Открытие ООО — самый сложный вариант для новичков. Поэтому хорошо взвесьте все «за» и «против».

Перечислили случаи, когда без ООО не обойтись. Во всех остальных ситуациях у ООО и ИП одинаковые возможности:

- Вкладываетесь в бизнес совместно с партнёрами
Например, три человека совместно открывают производство. Каждый вкладывает свои деньги на покупку оборудования, мебели, помещения. И каждый хочет иметь свою долю прибыли.

Чтобы официально зафиксировать вложения каждого, а потом совместно управлять бизнесом и распределять прибыль между учредителями, им нужно открыть ООО. В долю могут войти до 50 участников

- Собираетесь вести деятельность, запрещённую для ИП
Для некоторых видов деятельности нужна лицензия, которую выдают только организациям Например, к такой деятельности относятся: негосударственная (частная) охранная деятельность, производство алкоголя, оптовая и розничная торговля алкоголем, банковская деятельность и т.д.

- Не имеете образования для получения лицензии
В правилах получения лицензии может быть требование для руководителя организации или индивидуального предпринимателя иметь соответствующее образование. Например, такое требование есть для лицензии на фармацевтическую и медицинскую деятельность. Если аптеку или клинику хочет открыть ИП, он сам должен иметь соответствующее образование. А руководитель организации — это не обязательно учредитель ИП. Учредитель может и без образования получить лицензию, если наймет руководителя с таким образованием.

- Планируете в будущем продать бизнес, подарить или передать по наследству
Бизнес, оформленный как ООО, продать легко. Вы продаёте целиком долю в ООО — и вот у него уже новый владелец. Нужно будет только внести изменения в учредительные документы. А всё имущество, которое числится на фирме и все её активы будут принадлежать новому владельцу. То же самое с сотрудниками — они как числились в фирме, так и останутся в ней.
Все имущество ИП принадлежит ему лично, сотрудники тоже оформлены на него. Поэтому передать все это другому человеку сложнее. Нужно отдельно продавать новому владельцу имущество, права, перезаключать договоры с сотрудниками и контрагентами.

- Будете привлекать инвесторов
Например, вы захотите расшириться, открыть новый цех или купить дорогостоящее оборудование. Есть человек, готовый вложиться в это, а вы готовы за это делиться с ним прибылью. Для этого вы можете продать ему долю в фирме, после чего он станет участником и будет иметь право на долю в прибыли, а в будущем при желании свою долю в фирме может продать.

ИП так сделать не сможет, ему остаётся только оформить займ у инвестора или оформить договор простого товарищества.

Если нет крайней необходимости открывать сразу ООО, лучше начать с ИП, потому что с ООО у вас появляется много дополнительных сложностей — больше отчётов, нужно вести бухгалтерский учёт, сложная процедура регистрации и ликвидации ООО и т.д.

2. Преимущества ООО перед ИП
Это неочевидные и спорные преимущества ООО перед ИП, но всё-таки они есть:

- Не нужно платить страховые взносы за себя, если приостановил деятельность

Да, ИП должен платить за себя страховые взносы пока не закроется, независимо от того, ведёт ли он деятельность и получает ли прибыль. Но это совсем не повод вместо ИП открывать ООО, потому что цена вопроса — чуть больше 40 тысяч рубл. в год. Это не та сумма, из-за которой стоит ввязываться в сложности с ООО, потому что в итоге оно обойдётся гораздо дороже.

- У ИП больше ответственности, потому что он рискует всем своим имуществом, а владельцы ООО только своей долей

Если вы планируете вести высокорисковый бизнес, набрать больших кредитов, бездумно их потратить и наделать больших долгов перед поставщиками, то да — можно всё потерять. Но и владельцы ООО не защищены полностью от такого исхода, потому что есть понятие субсидиарной ответственности. Стоит вашим кредиторам доказать в суде, что вы виноваты в крахе бизнеса, и на погашение долгов пойдёт и ваше личное имущество, а не только имущество фирмы.

- С ООО охотнее работают контрагенты и заключают госконтракты

Это домыслы отдельно взятых руководителей, потому что никакой разницы с каким контрагентом работать нет. Недобросовестным может оказаться как ИП, так и директор фирмы. Отказать в госконтракте из-за того, что вы ИП, тоже не имеют права, только если речь не идёт о закупках для гособоронзаказа.

3. Когда лучше открыть ИП

Для новичков всегда лучше открыть ИП, если нет веских оснований открывать ООО, описанных выше.
ИП платит те же налоги, что и ООО, кроме НДФЛ на общей системе налогообложения, где ставка для ИП всего 13 % против 20 % налога на прибыль для ООО.

Какие ещё плюсы есть у ИП по сравнению с ООО:

— Не надо вести бухучёт и сдавать баланс с приложениями. Если ИП работает один, то и отчёты за работников сдавать не нужно. А вот для ООО и бухотчётность, и часть отчётов для работодателей обязательны.

— Проще открыть и закрыть бизнес, бумажной волокиты меньше, а госпошлина ниже.

— Больше вариантов для налогообложения. Кроме ОСНО, УСН и ЕСХН ИП могут работать ещё на патенте или как самозанятые, а это самые выгодные режимы, где платят меньше всего налогов и совсем не сдают отчёты.

— Проще и дешевле выводить прибыль, а точнее для этого вообще не нужно ничего делать. Все деньги, которые есть у ИП, он в любой момент может тратить на свое усмотрение никак не отчитываясь. Нужно только следить, чтобы оставались деньги на налоги и на расчёты с поставщиками и сотрудниками.

— В некоторых регионах при определённых видах деятельности можно воспользоваться налоговыми каникулами и не платить налог с доходов первые 2 года.

ИП как и владелец фирмы может быть работодателем и нанимать сотрудников. Обязанности по платежам и отчётам перед сотрудниками у него будут такие же, как и у организаций, но есть и послабление — при закрытии ИП или сокращении не нужно платить сотрудникам выходное пособие.

4. Когда выгоднее стать самозанятым

Это самый простой вариант. Только подходит он далеко не всем, а только мелким предпринимателям, которые работают в одиночку.

Ограничений довольно много:

- Нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам.

- Нельзя иметь доход больше 2,4 млн руб. в год.

- Продавать можно только свои товары, но не чужие. Вы можете делать табуретки или печь тортики и всё это продавать. Но не получится открыть магазин с чужими товарами, которые вы просто перепродаёте. Так же нельзя продавать подакцизные товары и подлежащие обязательной маркировке.

- Нельзя оказывать услуги бывшим работодателям, если после увольнения не прошло 2 лет.

- Нельзя работать как агент.

Но зато можно оказывать любые услуги юридическим и физическим лицам и продавать то, что сделали сами.

Если это ваш случай, регистрируйте самозанятость и платите раз в месяц минимум налогов: всего 4 % с платежей от физлиц и 6 % от организаций и ИП. При этом нет обязательных страховых взносов, не нужно покупать кассу и сдавать декларацию о доходах.

Можно работать как самозанятый без регистрации ИП, а можно быть одновременно и ИП, и самозанятым. Разница в том, что как ИП можно иметь расчётный счёт в банке и заключать договоры добровольного страхования с ФСС. Также без статуса ИП не обойтись, если нужна лицензия, например, на грузоперевозки. Но самозанятый-ИП может быть только плательщиком налога на профессиональный доход и не может применять другие налоговые режимы: ОСНО, УСН, ПСН и ЕСХН.

Зарегистрируйте бизнес онлайн вместе с «Моё дело». Сервис позволяет открыть ООО или ИП без посещения налоговой и оплаты госпошлины. Мы поможем выбрать режим налогообложения и ОКВЭД, выпустим для вас электронную подпись, а наши банки-партнёры предложат лучшие условия для открытия расчётного счёта. Начните бизнес легко и без бюрократии.

33 1 ER 0.3748
Индивидуальные предприниматели на УСН без наёмных работников сдают не менее одной декларации в год. Но иногда отчётов больше.
Рассказываем, куда и как часто должны отчитываться предприниматели на УСН. Листайте карусель👉

72 1 ER 0.4717
Чтобы выплатить долю доходов ООО учредителям, нужно распределить прибыль и правильно это оформить. Этот процесс называют выплатой дивидендов.

Подготовили инструкцию о том, как это сделать и какие документы оформить. Листайте карусель

38 0 ER 0.3262
Индивидуальные предприниматели могут наравне с обычными физлицами получать социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за лечение, обучение и занятия спортом.

Рассказываем, в каких случаях ИП может получить такой вычет, и как его оформить. Листайте карусель👉

66 0 ER 0.3410
Если поставщик задержал поставку, привёз некачественный товар, отказался его обменять или иным образом нарушил договор, направьте ему досудебную претензию. 

Рассказываем, что это даёт, как оформить и что будет после составления претензии. Подробности в карусели

42 2 ER 0.2607
У организаций и индивидуальных предпринимателей не всегда есть возможность заплатить налоги вовремя. В форс-мажорных обстоятельствах у компании может не остаться денег на это. Тогда у налоговой можно попросить отодвинуть сроки уплаты. Сделать это непросто, но возможно.

Рассказываем, как получить отсрочку. Листайте карусель

23 4 ER 0.2147
Зарегистрировали ИП, но пока не работаете или поставили бизнес на паузу? Чтобы не получить штраф, нужно сдавать несколько отчётов. Рассказываем, какие и когда. Листайте карусель 👉

59 0 ER 0.3162
При регистрации ИП или ООО нужно указать, какой деятельностью вы будете заниматься. Для этого нужно найти этот вид деятельности в справочнике ОКВЭД — общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

В карусели рассказали, как подобрать код ОКВЭД для бизнеса и для чего он нужен

39 0 ER 0.2303