До 16 июня Фонд Потанина принимает заявки НКО на конкурс "Точка опоры". И этот конкурс заставляет сильно задуматься о развитии НКО🤔
"Точка опоры" - это грантовый конкурс для сильных, устойчивых НКО, с высоким уровнем прозрачности и качества социальных услуг. Именно так выстроены требования и форма заявки
Подтвердить это можно, в частности, через верификацию на платформах сбора средств (Добро.Мейл.ру, Нужна помощь и др.) или включение в список "100 лучших проектов" Фонда президентских грантов. И целый список показателей внутреннего развития - как организации, так и руководителя.
Значительная часть подписчиков #ПишемГрант - это руководители и сотрудники начинающих НКО или НКО-"середничков" из регионов.
![🙌](https://vk.com/images/emoji/D83DDE4C.png)
Для большинства из которых конкурс типа "Точки опоры" - то, к чему нужно стремиться в ближайшем будущем.
(Не устану повторять: считаю, что Фонд Потанина формирует тренды инфраструктурной поддержки НКО. И полагаю, что подобные конкурсы будут появляться и у других фондов.)
Поработав с несколькими заявками на этот конкурс, мне хорошо видно, что в практиках таких НКО сейчас сильно "проседает"
![😔](https://vk.com/images/emoji/D83DDE14.png)
Где нужно вкладываться, чтобы соответствовать требованиям на таком конкурсе = быть НКО с подтверждённым качеством соц.услуг, прочной профессиональной репутацией и высокими стандартами работы
Вот какие перспективные направления развития я вижу:
1️⃣Важно разделять "практики работы с благополучателями" и "практики внутреннего развития организации".
Это общая проблема на всех конкурсах инфраструктурной поддержки. Просто и привычно говорить о нуждах благополучателей.
Но сложно поставить на место благополучателя свою организацию и проанализировать организационные нужды. Этому важно учиться, в т.ч. через партнёрства со специалистами по орг.развитию НКО.
2️⃣Важно фиксировать методологию работы с благополучателями.
Часто мы просто "делаем своё дело". Но на самом деле у любой организации и любого специалиста есть методология, подходы, инструменты работы.
Поэтому параллельно с содержательной работой с благополучателями важно описывать и методологию - как именно мы всё это делаем.
3️⃣Важно собирать внутреннюю статистику.
Это касается и цифр, которые иллюстрируют работу с благополучателями: как общее количество, так и изменения, которые происходят.
Это также касается и цифр, которые показывают внутренние процессы внутри организации - статистику по фандрайзингу, волонтёрам, специалистам и т.п.
То есть, необходима система мониторинга, которая и самой организации, и любым заинтересованным лицам (в частности, фондам) проиллюстрирует развитие и результаты работы.
4️⃣Руководителю организации чрезвычайно важно профессионально развиваться.
Чаще всего руководитель региональной НКО "и швец, и жнец, и на дуде игрец". И это всегда сильно тормозит развитие организации.
Про делегирование сказано не мало, и оно решает, в т.ч. на условиях добровольчества - высвобождает внимание руководителя для решения стратегических задач.
А ещё руководителю очень важно иметь собственный план профессионального обучения - благо, сейчас масса курсов и материалов, в т.ч. бесплатных.
5️⃣Важно развивать стратегическое мышление и, в частности, учиться просчитывать риски.
Сейчас всё больше фондов и бизнес-организаций включают в формы заявок оценку рисков. И это правильно.
Заметила, что единственный риск, который всем понятен - это финансовый (нет средств). Но риски бывают в самых различных сферах - внешние и внутренние, связанные с командой, партнёрами и т.д.
Умение оценивать риски - это часть стратегического мышления, которое "прокачивается" в т.ч. через изучение профильных СМИ, выступлений лидеров отрасли и т.п.
6️⃣Важно максимально повышать информационную и финансовую открытость организации.
Мы привыкли уже к тому, что "у НКО должны быть сайт и соц.сети". Но на самом деле сейчас уже нужно быть везде: освещать свою деятельность в СМИ, проходить верификацию на всех платформах-агрегаторах для фандрайзинга и каталогах НКО, презентовать свою работу на профильных мероприятиях и т.п.
Без специалиста по коммуникациям теперь точно не обойтись. И это то, на что важно закладывать средства в любой грант или партнёрский проект с бизнесом.
Или сотрудничать с информационными волонтёрами.
7️⃣Важно быть внутри профессионального сообщества.
Это значит участвовать в мероприятиях по своей тематике, включаться в деятельность профессиональных объединений, ассоциаций и советов. Это даёт определённый репутационный статус, позволяет быть в курсе актуальных трендов, обмениваться опытом с коллегами.
🤔Вот на такие размышления навели меня материалы конкурса "Точка опоры".
И кто-то может сказать: всё это сейчас не вовремя...
А я думаю так: то, куда мы направляем своё внимание, то и развивается
Очень опасно быть только в рутинных задачах и реагировать в внешнее (появилась проблема - решаем) - это путь к профессиональному выгоранию.
Нужно хотя бы чуть-чуть сместить фокус внимания на эти стратегические и методические вопросы. И уже будет польза.
Маленькие шаги, которые и фин.средств не требуют:
подписаться на профессиональную рассылку и выделить время на её чтение,
попросить специалиста описать свою работу с благополучателями,
составить список нужных цифр (показателей работы) и регулярно их запрашивать у сотрудников,
и т.п.…
![✅](https://vk.com/images/emoji/2705.png)
Маленькие шаги, которые помогут профессионально расти.