СКАЗКА И НЮ. Почему картина Репина НЕ в Третьяковке
Прежде чем Васнецов создал своих Богатырей, Аленушку и Ковер-самолет, он сам оказался в сказке!
Именно его изобразил в роли Садко его друг Илья Репин.
Вот он, уже богатый купец, стоит на дне морском. А мимо него проплывают заморские принцессы. Их демонстрирует ему царь морской. Предлагает жениться на любой.
Но! Обратите внимание, что впереди девушка и вовсе с обнаженной грудью. Но главный герой НЕ смотрит на неё! Он смотрит на стоящую вдали русскую девицу в глухом сарафане и скромной чёрной косой. Она не красавица, но притягивает взгляд Садко своим образом, отражающим все родное и знакомое.
А теперь самое интересное. Небывалое явление. Обнаженная грудь на картине Русского художника второй половины XIX века!
В то время это было исключением. Едва ли Вы вспомните хоть одну картину передвижников с обнаженными частями тела. Тогда Россия действительно отличалась пуританскими взглядами. А главное, что заказчики тоже были в этом плане благочестивы. Брак на всю жизнь, семейные ценности на первом месте.
Таким был и Павел Третьяков, один из главных меценатов того времени. Художники подстраивались под ценности заказчиков. И обходили НЮ стороной.
Даже в академической живописи обнаженной натуры было мало! И только в 1894 году (!) был проведён первый класс с обнаженной натурой в стенах Академии художеств. Именно в 1890-е появляются самые яркие произведения Генриха Семирадского. На них как раз много обнаженного тела в стиле классицизма (смотрите мое фото с его выставки). Да и то, учился он этому в Италии.
И вот в 1876 году Репин пишет обнаженную грудь морской царевны. То есть очевидно, что Третьяков бы такое не купил для своей коллекции. Но ему ее и не предлагали.
Репин писал ее в Париже, по заказу великого князя Александра, будущего царя Александра III. Что ж, более свободная парижская среда подарила нам «Садко».
И взгляд главного героя отражает отношение художников и коллекционеров того времени. Русское, скромное, теплое и семейное гораздо ближе обнаженной, но холодной заморской красоты.
О необычных деталях картин русских художников, которые можно понять только в контексте - в «Дневнике русской живописи». Ссылка в Товарах.
Статистика ВК сообщества "Дневник Живописи Оксаны Копенкиной"
В каждой картине - тайна, судьба, послание
Количество постов 370
Частота постов 264 часа 58 минут
ER
302.00
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Тайна, которую раскрыли 800 лет спустя!
Недавно я была проездом в Переславле-Залесском. Но сопровождающий нас гид Ирина Чичкина настояла, чтобы наша группа сделала остановку в этом городке и подошла к Спасо-Преображенскому храму XII века.
Да, храм очень красивый. Лаконичный, белокаменный, одноглавый. Один из древнейших храмов страны! Дух захватывает, когда осознаёшь: в этом храме крестили Александра Невского!
Но гид очень хотела нам показать не столько храм, сколько… граффити!
На алтарной абсиде, ее внешней стене на уровне глаз я увидела высеченный в камне текст.
Гид пояснила, что это документальная запись о произошедшей трагичном событии 29 июня 1174 года!
Там было написано, что в этот день был убит Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский (сын князя Юрия Долгорукого) в результате заговора. А главное, были перечислены имена убийц! А также, что они прокляты.
Насколько я знаю, это древнейшая запись с подтвержденной датой!
Причём об этом событии было известно благодаря летописи. Но… в летописи указаны имена трёх убийц.
И вот спустя 800 лет нам стали известны имена ещё девяти убийц!
Вы представляете, спустя столько веков очень-очень тайное вдруг стало явным!
Запись нашли буквально 7 лет назад во время реставрации. Конечно, веками она оставалась закрашена.
Мы побыли у храма буквально 10-15 мин. Но теперь я мечтаю приехать в Переславль-Залесский ещё!
Гид нам рассказала, что помимо невероятных архитектурных памятников, это и очень живописное место (видели, пока проезжали).
Настолько живописное, что каждое лето на берегу речки, протекающей в городке, художников с мольбертами больше, чем купающихся;).
Жди меня, Переславль-Залесский. С мольбертом вряд ли постою. Но полюбуюсь тобой.
Ведь здесь 5 (!) монастырей, 9 церквей! Так, Церковь Сорока мучеников стоит ооочень близко к воде. И если смотреть на неё с определенного места в отдалении, то кажется: она стоит прямо на воде!
Ещё здесь озеро Плещеево с редчайшей сельдью ряпушкой и фермой улиток.
И именно здесь хранится единственный сохранившийся одномачтовый корабль потешного флота Петра I (в музее-усадьбе «Ботик Петра I»).
PS. В комментариях: фото записи на храме. А также это запись, переведённая в печатный текст (так как на камне на фото не очень хорошо видно). Но можно было потрогать камень с записью руками!
PPS. Также по Вашим просьбам добавляю переведённый текст со списком убийц князя Андрея Боголюбского:
«Петр (Фралович), Амбал, Яким Кучкович, Офрем Моизич, Добрына Микитич, Ур..., Микита, Петр Иванкович, Фролец, Мирошка, Петрко, Стырята (или: Петрко Стырята) — это убийцы великого князя Андрея. Да будут прокляты и в ...
Князь Андрей был убит 29 июня своими слугами. Ему — вечная память, а им — вечная мука. Если кто ...»
Как раз первые три имени указаны в летописи. Это братья жены князя, а также ключник (Амбал). Остальные - это бояре (их имена до 2015 года были не известны). Обратите внимание на имя «Добрына Микитич». Это имя богатыря. Но это скорее всего тезка.
И пару слов о продолжении истории. За князя отомстил его брат Всеволод. Он смог поймать всех убийц и казнить. Была казнена и жена князя Улита, так как знала о заговоре. Именно после этого на храме и была оставлена эта запись.
Недавно я была проездом в Переславле-Залесском. Но сопровождающий нас гид Ирина Чичкина настояла, чтобы наша группа сделала остановку в этом городке и подошла к Спасо-Преображенскому храму XII века.
Да, храм очень красивый. Лаконичный, белокаменный, одноглавый. Один из древнейших храмов страны! Дух захватывает, когда осознаёшь: в этом храме крестили Александра Невского!
Но гид очень хотела нам показать не столько храм, сколько… граффити!
На алтарной абсиде, ее внешней стене на уровне глаз я увидела высеченный в камне текст.
Гид пояснила, что это документальная запись о произошедшей трагичном событии 29 июня 1174 года!
Там было написано, что в этот день был убит Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский (сын князя Юрия Долгорукого) в результате заговора. А главное, были перечислены имена убийц! А также, что они прокляты.
Насколько я знаю, это древнейшая запись с подтвержденной датой!
Причём об этом событии было известно благодаря летописи. Но… в летописи указаны имена трёх убийц.
И вот спустя 800 лет нам стали известны имена ещё девяти убийц!
Вы представляете, спустя столько веков очень-очень тайное вдруг стало явным!
Запись нашли буквально 7 лет назад во время реставрации. Конечно, веками она оставалась закрашена.
Мы побыли у храма буквально 10-15 мин. Но теперь я мечтаю приехать в Переславль-Залесский ещё!
Гид нам рассказала, что помимо невероятных архитектурных памятников, это и очень живописное место (видели, пока проезжали).
Настолько живописное, что каждое лето на берегу речки, протекающей в городке, художников с мольбертами больше, чем купающихся;).
Жди меня, Переславль-Залесский. С мольбертом вряд ли постою. Но полюбуюсь тобой.
Ведь здесь 5 (!) монастырей, 9 церквей! Так, Церковь Сорока мучеников стоит ооочень близко к воде. И если смотреть на неё с определенного места в отдалении, то кажется: она стоит прямо на воде!
Ещё здесь озеро Плещеево с редчайшей сельдью ряпушкой и фермой улиток.
И именно здесь хранится единственный сохранившийся одномачтовый корабль потешного флота Петра I (в музее-усадьбе «Ботик Петра I»).
PS. В комментариях: фото записи на храме. А также это запись, переведённая в печатный текст (так как на камне на фото не очень хорошо видно). Но можно было потрогать камень с записью руками!
PPS. Также по Вашим просьбам добавляю переведённый текст со списком убийц князя Андрея Боголюбского:
«Петр (Фралович), Амбал, Яким Кучкович, Офрем Моизич, Добрына Микитич, Ур..., Микита, Петр Иванкович, Фролец, Мирошка, Петрко, Стырята (или: Петрко Стырята) — это убийцы великого князя Андрея. Да будут прокляты и в ...
Князь Андрей был убит 29 июня своими слугами. Ему — вечная память, а им — вечная мука. Если кто ...»
Как раз первые три имени указаны в летописи. Это братья жены князя, а также ключник (Амбал). Остальные - это бояре (их имена до 2015 года были не известны). Обратите внимание на имя «Добрына Микитич». Это имя богатыря. Но это скорее всего тезка.
И пару слов о продолжении истории. За князя отомстил его брат Всеволод. Он смог поймать всех убийц и казнить. Была казнена и жена князя Улита, так как знала о заговоре. Именно после этого на храме и была оставлена эта запись.
Съеденные… дома
На Ивановской горке (рядом со станцией метро Китай-город) стоит дом в стиле барокко. Это 18 век. Однако каким бы ни был красивым его фасад, самое интересное в этом доме находится с… чёрного входа!
Посмотрите на фото справа. Видите что-то необычное?
Мы видим вместо одного дома целых… два!
Видите нижний ряд? Маленькие окошки. Очевидно очень толстые стены. Это палаты 16 века!
Получается, что барочный дом 18 века «проглотил» дом века 16-го!
Как же так вышло?
В 16-17 веках в Москве появляется много каменных палат. Так называли в то время частные каменные дома, переиначивая итальянское слово «Палаццо».
Эти палаты строили очень добротно: метровые стены. А чтобы укреплять своды, внутри стен ещё помещали железные прутья. Это были невероятно прочные здания.
И вот прошло 1-2 столетия. И на месте палат строят другие здания. В стиле классицизма или барокко.
Но снести палаты очень сложно. Слишком мощные стены. И тогда строили так, что новое здание как бы «проглатывало» часть старого здания!
Причём в нашем случае сначала палаты 16 века проглотило здание 17 века. Окна этой эпохи Вы видите слева, над маленькими окошками палат.
А потом достроили его уже в 18 веке (окна справа)!
Так появлялся такой винегрет из разных эпох.
На переднем фасаде, конечно, Вы этого не увидите. Все прикрыто побелкой, лепниной.
А вот с чёрного входа Вы можете увидеть настоящую… «битву» домов).
На Ивановской горке (рядом со станцией метро Китай-город) стоит дом в стиле барокко. Это 18 век. Однако каким бы ни был красивым его фасад, самое интересное в этом доме находится с… чёрного входа!
Посмотрите на фото справа. Видите что-то необычное?
Мы видим вместо одного дома целых… два!
Видите нижний ряд? Маленькие окошки. Очевидно очень толстые стены. Это палаты 16 века!
Получается, что барочный дом 18 века «проглотил» дом века 16-го!
Как же так вышло?
В 16-17 веках в Москве появляется много каменных палат. Так называли в то время частные каменные дома, переиначивая итальянское слово «Палаццо».
Эти палаты строили очень добротно: метровые стены. А чтобы укреплять своды, внутри стен ещё помещали железные прутья. Это были невероятно прочные здания.
И вот прошло 1-2 столетия. И на месте палат строят другие здания. В стиле классицизма или барокко.
Но снести палаты очень сложно. Слишком мощные стены. И тогда строили так, что новое здание как бы «проглатывало» часть старого здания!
Причём в нашем случае сначала палаты 16 века проглотило здание 17 века. Окна этой эпохи Вы видите слева, над маленькими окошками палат.
А потом достроили его уже в 18 веке (окна справа)!
Так появлялся такой винегрет из разных эпох.
На переднем фасаде, конечно, Вы этого не увидите. Все прикрыто побелкой, лепниной.
А вот с чёрного входа Вы можете увидеть настоящую… «битву» домов).
«МНЕ СОВЕРШЕННО НЕ НУЖНЫ КАМЕННЫЕ ВЫСОТКИ И ОСОБЕННО МГУ...
ЗДАНИЙ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА И КИРПИЧА ВЕЗДЕ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО...
Я ДУМАЮ, ВАМ, ТАКОЙ СУПЕР ПУПЕР РАЗВИТОЙ, МНЕ ПИСАТЬ НЕ СТОИТ СОВЕРШЕННО...
УДАЧИ С КАМНЯМИ И С ЦЕРКВЯМИ...»
Вот такое прекрасное послание сегодня получила от своего читателя. В ответ на мое письмо о моих впечатлениях от экскурсии вокруг здания МГУ.
Причём человек уже давно на меня подписан. Поэт. Часто присылал свои стихи. И вот так его триггернули мои заметки об архитектуре.
Я уже, честно, боюсь здесь их размещать. Ну да ладно. Может кто-то из Вас мне и подскажет, с чего это вдруг такая реакция…
Итак, вчера побывала на экскурсии, на которой мы очень подробно рассмотрели высотку МГУ. Буквально «облизали» ее глазами.
Так необычно было там побывать за неделю до начала учебного года!
Вокруг почти никого. Редкие туристы. А скоро здесь закипит жизнь. Студенты въедут в 5700 комнат общежития.
Кстати, они занимают главный корпус! Да-да, живут они вот прямо в этой красоте.
И комнаты этого общежития занимают даже боковые башенки. Там же, кстати, и кухни столовых находятся (показала на отдельном фото стрелочками общежитие).
Меня это удивило. Ведь когда видишь такое здание, думаешь: там точно сидят деканы в помпезных приемных.
Но не совсем. Да, в самой высокой башне как раз факультеты с деканатами и актовыми залами. А в башнях поменьше - действительно общежитие.
Разве что в «древнегреческих храмах» на боковых крыльях здания никто не живет. Да-да, мы можем два таких найти. Фото в комментариях.
40 лет здание МГУ было самым высоким зданием в Европе. Почти 300 метров со шпилем! Диаметр часов, барометра и венка вокруг звезды на главном шпиле - по… 9 метров!
На башне скульптуры девушек с подшипниками и снопами пшеницы. Это символизирует связь науки и труда. А сделаны скульптуры в мастерской Веры Мухиной. Тоже показываю их в приближении на фото в комментариях.
Отделка фасада просто роскошная! Цокольная часть - это гранит. Просто немыслимое его количество. А все остальное - это благородная керамическая плитка. Она не теряет свой колорит на солнце.
Выложены плитки разных оттенков, чтобы здание выглядело более шероховатым, а значит благородным.
А вообще здание построено в стиле классицизм с деталями ампира. Портик с мощными колонами. Идеальная симметрия. Четкие горизонтальные линии.
Причём главная горизонталь выделена красной плиткой. Такое впервые было использовано в архитектуре того времени.
Но самое удивительное: несмотря на многочисленные отсылки к Древней Греции и Древнему Риму (чего только стоят «древнегреческие храмы» и растральные колонны), мы видим в этом здании и… русский стиль.
Между главным зданием и боковыми корпусами есть переходы с арочными проходами (смотрите в комментариях). И тут мы видим висячую шишку, и изразцы, и специфические наличники. Это все элементы узорочья русских храмов.
Что ж, даже в сталинскую эпоху помпезность и величие классицизма разбавлялось вот такими отсылками к русскому стилю. Правда, такие отсылки есть только у одной из семи сталинских высоток. У здания МГУ.
А как Вы относитесь к сталинских высоткам? И к зданию МГУ в частности?
ЗДАНИЙ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА И КИРПИЧА ВЕЗДЕ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО...
Я ДУМАЮ, ВАМ, ТАКОЙ СУПЕР ПУПЕР РАЗВИТОЙ, МНЕ ПИСАТЬ НЕ СТОИТ СОВЕРШЕННО...
УДАЧИ С КАМНЯМИ И С ЦЕРКВЯМИ...»
Вот такое прекрасное послание сегодня получила от своего читателя. В ответ на мое письмо о моих впечатлениях от экскурсии вокруг здания МГУ.
Причём человек уже давно на меня подписан. Поэт. Часто присылал свои стихи. И вот так его триггернули мои заметки об архитектуре.
Я уже, честно, боюсь здесь их размещать. Ну да ладно. Может кто-то из Вас мне и подскажет, с чего это вдруг такая реакция…
Итак, вчера побывала на экскурсии, на которой мы очень подробно рассмотрели высотку МГУ. Буквально «облизали» ее глазами.
Так необычно было там побывать за неделю до начала учебного года!
Вокруг почти никого. Редкие туристы. А скоро здесь закипит жизнь. Студенты въедут в 5700 комнат общежития.
Кстати, они занимают главный корпус! Да-да, живут они вот прямо в этой красоте.
И комнаты этого общежития занимают даже боковые башенки. Там же, кстати, и кухни столовых находятся (показала на отдельном фото стрелочками общежитие).
Меня это удивило. Ведь когда видишь такое здание, думаешь: там точно сидят деканы в помпезных приемных.
Но не совсем. Да, в самой высокой башне как раз факультеты с деканатами и актовыми залами. А в башнях поменьше - действительно общежитие.
Разве что в «древнегреческих храмах» на боковых крыльях здания никто не живет. Да-да, мы можем два таких найти. Фото в комментариях.
40 лет здание МГУ было самым высоким зданием в Европе. Почти 300 метров со шпилем! Диаметр часов, барометра и венка вокруг звезды на главном шпиле - по… 9 метров!
На башне скульптуры девушек с подшипниками и снопами пшеницы. Это символизирует связь науки и труда. А сделаны скульптуры в мастерской Веры Мухиной. Тоже показываю их в приближении на фото в комментариях.
Отделка фасада просто роскошная! Цокольная часть - это гранит. Просто немыслимое его количество. А все остальное - это благородная керамическая плитка. Она не теряет свой колорит на солнце.
Выложены плитки разных оттенков, чтобы здание выглядело более шероховатым, а значит благородным.
А вообще здание построено в стиле классицизм с деталями ампира. Портик с мощными колонами. Идеальная симметрия. Четкие горизонтальные линии.
Причём главная горизонталь выделена красной плиткой. Такое впервые было использовано в архитектуре того времени.
Но самое удивительное: несмотря на многочисленные отсылки к Древней Греции и Древнему Риму (чего только стоят «древнегреческие храмы» и растральные колонны), мы видим в этом здании и… русский стиль.
Между главным зданием и боковыми корпусами есть переходы с арочными проходами (смотрите в комментариях). И тут мы видим висячую шишку, и изразцы, и специфические наличники. Это все элементы узорочья русских храмов.
Что ж, даже в сталинскую эпоху помпезность и величие классицизма разбавлялось вот такими отсылками к русскому стилю. Правда, такие отсылки есть только у одной из семи сталинских высоток. У здания МГУ.
А как Вы относитесь к сталинских высоткам? И к зданию МГУ в частности?
Почему его не спасли?
Недавно я была на экскурсии по району Ивановская горка в Москве (рядом с Китай-городом).
Район очень аутентичный. Вы не найдёте в нем зданий старше 1920-х годов!
И в 1930-е года специалисты приложили немало усилий для того, чтобы спасти часть зданий.
Так, на грани разрушения была Храм Троицы Живоначальной на Хохлах. Фото смотрите в комментариях. Я сделала его как раз на экскурсии.
Хотели храм снести под предлогом слишком близкого расположения к дороге. Мол, мешает ходить прохожим.
Но специалисты предложили сделать арку. Ее как раз хорошо видно на фото. Возразить было уже сложно. Арку сделали - и церковь оставили в покое.
Но спасали, конечно, не только в районе Ивановской горки.
Так, под угрозой сноса были и уникальные палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной. Шансов у этого здания почти не было. Его фото также смотрите в комментариях.
Ведь в 1930-к здесь строили Дом на Набережной. Под снос шли все здания в округе!
Но каким-то чудом работникам реставрационной мастерской удалось убедить власть: здание очень ценно! Ведь это редчайший памятник с элементами Петровской эпохи. Чего только стоят большие волюты.
Также им удалось доказать, что вполне можно это здание приспособить под жилье. И действительно, указ о сносе отменили. И в здании расположили… общежитие. Ну хоть так!
И тут у меня возник вопрос. Ведь действительно удалось спасти немало памятников архитектуры. Как же так получилось, что не смогли отстоять Храм Христа Спасителя? Ведь это выдающийся памятник!
К сожалению, что бы ни придумывали историки и архитекторы, это не действовало на власть.
Потому что было слишком сильным пренебрежение к русско-византийскому стилю. А именно в этом стиле был построен храм. Он шёл в разрез с новым видением Москвы.
И вот что удивительно. Однажды на выставке я увидела фрагменты фрески «Тайная вечеря» из Храма Христа Спасителя (смотрите в комментариях).
Их автор - Генрих Семирадский. Оказывается, фреска через два года после освящения, ещё в XIX веке, стала осыпаться. Наиболее сохранившиеся фрагменты фрески сняли и сохранили. Так они и дошли до наших дней. Как будто что-то их спасло…
Недавно я была на экскурсии по району Ивановская горка в Москве (рядом с Китай-городом).
Район очень аутентичный. Вы не найдёте в нем зданий старше 1920-х годов!
И в 1930-е года специалисты приложили немало усилий для того, чтобы спасти часть зданий.
Так, на грани разрушения была Храм Троицы Живоначальной на Хохлах. Фото смотрите в комментариях. Я сделала его как раз на экскурсии.
Хотели храм снести под предлогом слишком близкого расположения к дороге. Мол, мешает ходить прохожим.
Но специалисты предложили сделать арку. Ее как раз хорошо видно на фото. Возразить было уже сложно. Арку сделали - и церковь оставили в покое.
Но спасали, конечно, не только в районе Ивановской горки.
Так, под угрозой сноса были и уникальные палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной. Шансов у этого здания почти не было. Его фото также смотрите в комментариях.
Ведь в 1930-к здесь строили Дом на Набережной. Под снос шли все здания в округе!
Но каким-то чудом работникам реставрационной мастерской удалось убедить власть: здание очень ценно! Ведь это редчайший памятник с элементами Петровской эпохи. Чего только стоят большие волюты.
Также им удалось доказать, что вполне можно это здание приспособить под жилье. И действительно, указ о сносе отменили. И в здании расположили… общежитие. Ну хоть так!
И тут у меня возник вопрос. Ведь действительно удалось спасти немало памятников архитектуры. Как же так получилось, что не смогли отстоять Храм Христа Спасителя? Ведь это выдающийся памятник!
К сожалению, что бы ни придумывали историки и архитекторы, это не действовало на власть.
Потому что было слишком сильным пренебрежение к русско-византийскому стилю. А именно в этом стиле был построен храм. Он шёл в разрез с новым видением Москвы.
И вот что удивительно. Однажды на выставке я увидела фрагменты фрески «Тайная вечеря» из Храма Христа Спасителя (смотрите в комментариях).
Их автор - Генрих Семирадский. Оказывается, фреска через два года после освящения, ещё в XIX веке, стала осыпаться. Наиболее сохранившиеся фрагменты фрески сняли и сохранили. Так они и дошли до наших дней. Как будто что-то их спасло…
Женщины - фальшивые монеты
На днях начала читать «Домби и Сын» Чарльза Диккенса. 1848 год. Викторианская эпоха.
И с первой же страницы была поражена тем, как главный герой досадовал.
От того, что у него родилась дочь! Он искренне описывал ее, как фальшивую монету, которую невозможно пустить в дело.
Для нас это звучит просто ужасно! Но да, именно так воспринимались девочки и женщины в английском обществе в то время.
И первыми это почувствовали художники. Именно они стали создавать картины, в которых красноречиво показывали очень уязвимое положение женщины в том обществе.
Они начали понимать, что это НЕ нормально. И старались донести это послание до зрителей.
Я была просто в шоке от картины Ричарда Редгрейва «Изгой» (1851). Ещё больше, чем от сравнения девочки с фальшивой монетой.
Итак, «фальшивая монета» могла в одночасье быть выброшенной за порог! Именно такую ситуацию показывает Редгрейв.
Родной отец выгоняет дочь из дома. Потому что она посмела забеременеть и родить вне брака.
Девушка прижимает к груди младенца. Мы видим лишь его чепчик и поднятую вверх голую ручонку. Сама девушка в легкой обуви. А за порогом - снег, зима.
В отчаянии сестры и братья девушки. Но они не могут противиться воли отца.
Меня только удивляет реакция матери (надеюсь это не мать, а служанка). Вообще спокойна и даже не смотрит в сторону несчастной. Она согласна с мужем? Или боится, что и ее выгонят?
В общем, художники Британии «кричали во весь голос». Положение женщины в Викторианскую эпоху было очень сложным.
Если она беременела вне брака, то ее просто вышвыривали на улицу. Некоторые не выдерживали и бросались с мостов. Как раз такую несчастную мы видим на картине Джорджа Уоттса «Найдена утонувшей».
А если девушка этого не делала, то ее ждала страшная участь: жизнь с младенцем под этим самым мостом. Как на картине Августа Эгга «Отчаяние» (1858).
Мы видим девушку в самом левом углу картины. Она забилась подальше от ветра. И прижимает к груди младенца. И как же ужасно, что голые ножки ребёнка ничем не прикрыты.
Что с ними будет? Почему они не пошли в ночлежку?
Да потому что туда очень трудно попасть. Очередь из детей и стариков. Это мы видим на картине Люка Филдса «Претенденты на место в ночлежке» (1874).
И приходится девушке с младенцем идти сквозь стужу в надежде найти кров. Дороги не видно. Скорее всего, никуда они не дойдут.
Последние часы или даже минуты до гибели мы видим на картине Фредерика Уокера «Потерянный путь» (1863).
Эти художники первыми показали уязвимость женщины. К ней относились, как к наивному и бесправному существу. Заботились, конечно. Но держа в голове: фальшивая монета.
И только до тех пор, пока она соответствовала существующей морали. Шаг влево-шаг вправо: и жизнь превращалась в ад.
Спасибо художникам, что первыми показывали такие моменты! И не боялись «говорить» об этом.
Какая картина Вас особенно тронула?
На днях начала читать «Домби и Сын» Чарльза Диккенса. 1848 год. Викторианская эпоха.
И с первой же страницы была поражена тем, как главный герой досадовал.
От того, что у него родилась дочь! Он искренне описывал ее, как фальшивую монету, которую невозможно пустить в дело.
Для нас это звучит просто ужасно! Но да, именно так воспринимались девочки и женщины в английском обществе в то время.
И первыми это почувствовали художники. Именно они стали создавать картины, в которых красноречиво показывали очень уязвимое положение женщины в том обществе.
Они начали понимать, что это НЕ нормально. И старались донести это послание до зрителей.
Я была просто в шоке от картины Ричарда Редгрейва «Изгой» (1851). Ещё больше, чем от сравнения девочки с фальшивой монетой.
Итак, «фальшивая монета» могла в одночасье быть выброшенной за порог! Именно такую ситуацию показывает Редгрейв.
Родной отец выгоняет дочь из дома. Потому что она посмела забеременеть и родить вне брака.
Девушка прижимает к груди младенца. Мы видим лишь его чепчик и поднятую вверх голую ручонку. Сама девушка в легкой обуви. А за порогом - снег, зима.
В отчаянии сестры и братья девушки. Но они не могут противиться воли отца.
Меня только удивляет реакция матери (надеюсь это не мать, а служанка). Вообще спокойна и даже не смотрит в сторону несчастной. Она согласна с мужем? Или боится, что и ее выгонят?
В общем, художники Британии «кричали во весь голос». Положение женщины в Викторианскую эпоху было очень сложным.
Если она беременела вне брака, то ее просто вышвыривали на улицу. Некоторые не выдерживали и бросались с мостов. Как раз такую несчастную мы видим на картине Джорджа Уоттса «Найдена утонувшей».
А если девушка этого не делала, то ее ждала страшная участь: жизнь с младенцем под этим самым мостом. Как на картине Августа Эгга «Отчаяние» (1858).
Мы видим девушку в самом левом углу картины. Она забилась подальше от ветра. И прижимает к груди младенца. И как же ужасно, что голые ножки ребёнка ничем не прикрыты.
Что с ними будет? Почему они не пошли в ночлежку?
Да потому что туда очень трудно попасть. Очередь из детей и стариков. Это мы видим на картине Люка Филдса «Претенденты на место в ночлежке» (1874).
И приходится девушке с младенцем идти сквозь стужу в надежде найти кров. Дороги не видно. Скорее всего, никуда они не дойдут.
Последние часы или даже минуты до гибели мы видим на картине Фредерика Уокера «Потерянный путь» (1863).
Эти художники первыми показали уязвимость женщины. К ней относились, как к наивному и бесправному существу. Заботились, конечно. Но держа в голове: фальшивая монета.
И только до тех пор, пока она соответствовала существующей морали. Шаг влево-шаг вправо: и жизнь превращалась в ад.
Спасибо художникам, что первыми показывали такие моменты! И не боялись «говорить» об этом.
Какая картина Вас особенно тронула?
НЕУЖЕЛИ ПЕРОВ НАПИСАЛ ПРАВДУ?
Я всегда думала: ну неужели все так было запущено? Что, вот прям в пасхальную ночь в таком состоянии и священник, и прихожане?
Ведь как она проходит. Ближе к полуночи служители церкви (впереди) и прихожане (позади) выходят из Церкви и обходят ее против часовой стрелки. Это символизировало шествие навстречу Христу.
Но на картине Василия Перова «Крестный ход на Пасхе» (1861) мы сразу замечаем, что люди идут ПО часовой стрелке, а не ПРОТИВ!
Ну неужели все так запущено, что даже и это перепутали? Накатывает невольно чувство неловкости за этих людей.
Может так оно и было, но зачем уж Перов выставляет это откровенно напоказ?
Честно, начинаешь понимать тех, кто запрещал картину к показу в течение 40 лет. Хотя я вообще против цензуры в искусстве. Но представить чувства цензоров могу.
Но когда начинаешь присматриваться к деталям, то чувствуешь облегчение. Фух, не все так однозначно).
Если приглядеться, то выходят они не из церкви!
Церковь мы видим вдалеке (см. деталь картины в комментариях). А в селе вряд ли могло быть две церкви.
Ещё обратите внимание на скворечник. Едва ли его могли прикрепить к церкви.
Также чуть дальше от дверного проема мы различаем женские фигуры, которые смотрят вслед уходящим. Если бы это был Крестный ход на ПасхУ, то вышли бы все. А они стоят, как жители дома, которые смотрят вслед гостям.
Смотрите эти детали на фрагменте картины также в комментариях.
Тогда что это?
Если посмотреть на название картины, то мы увидим: «Крестный ход на ПасхЕ».
То есть не на ПасхУ, а с «Е» на конце.
Перов запечатлел происходящее не в саму пасхальную ночь. А уже в один из дней на неделе, идущей после этой ночи. Поэтому и называется это «на Пасхе».
А что же происходило на этой неделе?
Священник, певчий хор и прочие служители церкви ходили по домам села. Священник благословлял. А хозяева дома дарили подарки. И… угощали.
Но ходили не просто так, а брали те же хоругви с собой, крест, иконы. Чтобы было празднично. И даже называли это крестным ходом. Но, конечно, это не тот крестный ход в свящённую ночь. Это уже N-день праздничных хождений по домам сельчан.
Вполне возможно, что это уже 10-й дом за один день! Более того, Перов мог изобразить дом с подпольным кабачком. Ведь недаром местный валяется под крыльцом. Он может и вовсе с этим крестным ходом и не связан. Пришёл ещё до них, принял на грудь слишком много. Вот и уснул.
Конечно, диакона это не очень оправдывает. Но все же. Представьте. 10-й дом. В каждом угощают. А это и вовсе кабачок. Тут уж точно было чем угостить. Вот и результат. Икона перевёрнута. Дьякону приходится держаться за перила, чтобы не оказаться также под крыльцом.
Возможно, дом-то и вовсе последний. И шествие идёт уже к церкви, чтобы вернуть на место хоругви и иконы. Недаром она виднеется уже впереди.
Я всегда думала: ну неужели все так было запущено? Что, вот прям в пасхальную ночь в таком состоянии и священник, и прихожане?
Ведь как она проходит. Ближе к полуночи служители церкви (впереди) и прихожане (позади) выходят из Церкви и обходят ее против часовой стрелки. Это символизировало шествие навстречу Христу.
Но на картине Василия Перова «Крестный ход на Пасхе» (1861) мы сразу замечаем, что люди идут ПО часовой стрелке, а не ПРОТИВ!
Ну неужели все так запущено, что даже и это перепутали? Накатывает невольно чувство неловкости за этих людей.
Может так оно и было, но зачем уж Перов выставляет это откровенно напоказ?
Честно, начинаешь понимать тех, кто запрещал картину к показу в течение 40 лет. Хотя я вообще против цензуры в искусстве. Но представить чувства цензоров могу.
Но когда начинаешь присматриваться к деталям, то чувствуешь облегчение. Фух, не все так однозначно).
Если приглядеться, то выходят они не из церкви!
Церковь мы видим вдалеке (см. деталь картины в комментариях). А в селе вряд ли могло быть две церкви.
Ещё обратите внимание на скворечник. Едва ли его могли прикрепить к церкви.
Также чуть дальше от дверного проема мы различаем женские фигуры, которые смотрят вслед уходящим. Если бы это был Крестный ход на ПасхУ, то вышли бы все. А они стоят, как жители дома, которые смотрят вслед гостям.
Смотрите эти детали на фрагменте картины также в комментариях.
Тогда что это?
Если посмотреть на название картины, то мы увидим: «Крестный ход на ПасхЕ».
То есть не на ПасхУ, а с «Е» на конце.
Перов запечатлел происходящее не в саму пасхальную ночь. А уже в один из дней на неделе, идущей после этой ночи. Поэтому и называется это «на Пасхе».
А что же происходило на этой неделе?
Священник, певчий хор и прочие служители церкви ходили по домам села. Священник благословлял. А хозяева дома дарили подарки. И… угощали.
Но ходили не просто так, а брали те же хоругви с собой, крест, иконы. Чтобы было празднично. И даже называли это крестным ходом. Но, конечно, это не тот крестный ход в свящённую ночь. Это уже N-день праздничных хождений по домам сельчан.
Вполне возможно, что это уже 10-й дом за один день! Более того, Перов мог изобразить дом с подпольным кабачком. Ведь недаром местный валяется под крыльцом. Он может и вовсе с этим крестным ходом и не связан. Пришёл ещё до них, принял на грудь слишком много. Вот и уснул.
Конечно, диакона это не очень оправдывает. Но все же. Представьте. 10-й дом. В каждом угощают. А это и вовсе кабачок. Тут уж точно было чем угостить. Вот и результат. Икона перевёрнута. Дьякону приходится держаться за перила, чтобы не оказаться также под крыльцом.
Возможно, дом-то и вовсе последний. И шествие идёт уже к церкви, чтобы вернуть на место хоругви и иконы. Недаром она виднеется уже впереди.