Статистика ВК сообщества "НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Авторский проект"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Загадочная малоизвестная арка 1720-х годов в доме на 1-й линии, 4.
На старинной Первой линии Васильевского острова многие дома представляют собой надстроенные и перестроенные здания, возведенные еще в петровское и аннинское время.
Такой и дом № 4. Возведенный в 1720-е годы по образцовому проекту Ж.-Б. Леблона архитектором Д. Трезини двухэтажный каменный дом принадлежал в 1730-е годы У. Синявину (по имени этого домовладельца принято именовать дом). В 1840-е годы дом был надстроен и получил классицистический фасад. В 1879 году выдающийся зодчий В. Шретер перестроил старый дом, придав ему фасад в формах эклектики.
Если посмотреть на фотографию дома, то по центру мы видим вход в полуподвальное помещение. Таковых немало в старом Петербурге. Казалось бы, ничего особенного. Однако этот вход скрывает старинную арку во двор с сохранившимся каменным полом на уровне 1720-х годов.
На фото 2 и 3 мы видим старинные своды и стершиеся от времени, изрытые каменные плиты.
Лет пятнадцать назад арку закрыли - со стороны линии дверью, а со стороны двора решеткой. Никогда не угадаешь, можно ли туда свободно попасть. Но порой она бывает открыта.
Пусть арка пребывает не в лучшем состоянии и расписана местными подростками, но, оказываясь в ней, охватывает ощущение катакомб. Словно спускаешься в другое далекое время. Ведь это лишь кажется, что Петербург - молодой город. В нем время течет иначе, чем в древних городах. Когда-то, вероятнее всего, при перестройке 1800-х годов, арка потеряла свое транспортное значение; во двор стали заезжать со стороны Песочного переулка (ныне ул. Репина). Но арку, к счастью, сохранили для удобства связи двора и линии. Она существует и поныне - таинственная, замаскированная; и далеко не каждый петербуржец знает, что можно, спустившись немного вниз, ступить ногой на мостовую петровского Петербурга.

401 15 ER 10.9281
8-я Советская улица на фотографии 1934 года. Историко-архитектурный анализ сооружений.
Бывшие Рождественские улицы, формирующие градостроительную основу исторического района Пески и бывшей Рождественской части, нечасто попадают в кадры фотографов. Особенно когда речь идет о перспективах улиц. К сожалению, архивная фотосъемка Советских улиц столь плоха, что многочисленные фрагменты застройки вообще не представлены, не попали ни на одно, даже случайное фото.
На этой фотографии изображен участок 8-й Советской улицы от Дегтярной улицы в сторону увеличения номеров домов.
Фотография сделана с балкона третьего этажа доходного дома И. Зиновьева. Этот неоклассический дом был возведен в 1911-1912 годах архитектором П. Резвым. На фото мы в крупном формате видим базу ионической пилястры, которая тянется с третьего по пятый этажи, формируя ордер. Также виден балкон четвертого этажа с изящной и сохранившейся решеткой.
Напротив стоит пятиэтажный дом № 35. Это здание в стиле модернизированной неоклассики было построено в 1912-1913 годах по проекту А. Поликарпова. Ввиду качества фото, не разобрать изящный цветочный декор, украшающий фасад, маскароны сатиров и вакханок с прическами, увитыми плющом. Но хорошо виден нарочито лапидарный квадратный эркер и два отходящих от него балкона четвертого этажа, а также обширную террасу на эркере с чугунной решеткой. Можно признать, что этот дом дошел до нас в очень хорошей сохранности.
Поскольку Рождественская часть считалась до революции окраиной, то каменная застройка возникла там не сразу. даже в 1880-е годы каменная застройка была еще единична; более всего каменными домами была застроена Слоновая улица (Суворовский проспект). На Рождественских улицах сплошь стояли деревянные дома, часто одноэтажные - с воротами, разрывами в застройке, мезонинами, садиками и палисадами. Начиная с 1880-х годов, эти дома постепенно вытеснялись каменными доходными домами, но многие из них устояли до революции.
Дом № 37 деревянный, одноэтажный, с мезонином и непременным полукруглым окном во фронтоне. Фасад здания обшит доской под руст. Фасад не имеет никаких украшений. В облике дома чувствуется патриархальность, некоторая провинциальность. Судя по всему, дом довольно старый и построен в первой половине XIX века.
Дом № 39 тоже деревянный. Он необычен своими размерами. Трехэтажные деревянные дома в застройке улиц Петербурга были немногочисленными. Судя по габаритам, дом смело можно отнести не к особнякам, а к доходным домам. Здание выстроено около 1850 года. Характерно, что первый этаж дома каменный. Здание обшито доской. Весьма оригинальны два больших балкона с чугунными решетками, развитый фронтон. Привлекает и глухой брандмауэр - оказывается, брандмауэры были не только каменными, но и деревянными. Причина этого, конечно, не защита от пожара - дело в том, что боковая стена стоит строго по границе участка, а по строительным правилам в таких стенах было запрещено делать окна.
Характерно, что оба деревянные дома имеют большие глухие заборы с воротами, ведущими во дворы. В каменной же застройке дома ставились вплотную друг к другу; отдельно стоящие ворота оказывались редкостью (к примеру, ворота на ул. Восстания, 14; Кирочной ул., 51 и др.).
По всей видимости, эти дома были разобраны на топливо в блокаду. Долгие годы здесь был пустырь, пока в 2001 году не начали строить новый жилой дом. Грузное здание откровенно бездарной казарменной архитектуры вторглось в панораму улицы, существенно испортив ее облик.
Далее застройка каменная.
Большим брандмауэром на нас смотрит дом № 41. Доходный дом Л. Горшкова построен опытным мастером П. Гилевым в 1906 году. Дом отличается консервативным фасадом в стиле поздней эклектики и дошел до нас без существенных изменений.
Дом № 43 на фото трехэтажный. Это угловой дом с Мытнинской улицей. Это одно из самых старых каменных зданий на улице. Оно было построено по проекту Н. Боброва в 1887 году в стиле классицистической эклектики. При капремонте были надстроены два этажа. Надстройка хорошо заметна, поскольку она беднее по декору, и был оставлен исторический карниз.
После перекрестка с Мытнинской улицей 8-я Советская улица делает небольшой излом вправо. Поэтому в ракурсе мы видим угол дома № 48 - выдающегося углового здания в стиле модерн, построенного в 1911-1912 годах по проекту М. Еремеева.
За перекрестком белеет часть огромного брандмауэра доходного дома Е. Сойкиной (№ 47), построенного в 1911 году по проекту В. Гейне. Если увеличить фото, то хорошо видна оригинальная мансарда этого высокого дома с щипцами в готическом стиле.
Не менее огромный дом № 49 - доходный дом Э. Арнгольда - построен выдающимся зодчим В. Шаубом в 1910-1911 годах. Выделяется белым цветом призматический сильно выступающий эркер.
Дом №и 51 практически не виден. Зато неплохо виден дом № 53. Этот трехэтажный угловой дом (с Кирилловской улицей) сохранился в первоначальном виде. Дом был построен по проекту И. Ропета в 1877 году.
На месте дома % 55 сейчас пустырь. На фото видно, что участок застроен небольшим деревянным зданием, но детали его уже не разобрать.
И опять мы видим брандмауэр - самый последний. Это дом № 57, построенный в 1911-1912 годах по проекту С. Труснова. Архитектор был совладельцем доходного дома, имеющего необычную планировку. Он выходит двумя фасадами на 8-ю Советскую и Старорусскую улицы.
Далее дома разобрать очень трудно. По четной стороне можно разглядеть фасады домов №№ 50, 50 б, 52. Еще не убран строительный забор от дома № 54, который в основном объеме как раз был возведен в 1934 году.
Перспективу замыкает прекрасный доходный дом М. Полежаева (Новгородская ул., 3; И. Яковлев, 1913-1915). На фото дом уже изображен расплывчато, но, если присмотреться, можно увидеть его выразительный силуэт.
Завершая историко-архитектурный обзор, отметим, что облик этого участка улицы серьезно преобразился в начале 1910-х годов. До того улица была застроена деревянными домами с фрагментами каменной застройки и имела вид улицы, скорее, в пригороде или на далекой окраине, нежели в центре. Большая ценность фотографии в том, что мы видим на ней последних из могикан - деревянные дома былых Рождественских улиц.

183 23 ER 6.4882
Улицы Петербурга, сохранившие память о переименованных городах и губерниях.
В Петербурге сохранились названия улиц, по которым можно изучать историю. Названий городов и губерний, по которым они названы, давно нет.
В основном, эти улицы сосредоточены в бывших Нарвской и Выборгской частях города.
В Нарвской части некоторые улицы в 1859 году были названы по городам прибалтийских губерний.
Пожалуй, самая известная - это Курляндская улица, названная в честь Курляндской губернии. Параллельно ей тянется Рижский проспект - крупнейший город бывшей губернии.
Екатерингофский сад рассекает пополам широкая Лифляндская улица, названная в честь Лифляндской губернии.
Когда-то Лифляндская улица перетекала в Эстляндскую улицу, но ее переименовали в улицу Степана Разина.
Давно нет ни Курляндии, ни Лифляндии. В 1918 году на их территории возникли Латвия и Литва.
Между Курляндской улицей и Рижским проспектом находятся два коротких переулка. Один из них - Ревельский переулок, названный в честь главного города Эстляндской губернии. В наши дни многие уже не помнят, что Таллин назывался Ревелем.
Второй переулок более известен. Это Дерптский переулок, названный по городу Дерпту. Ныне это Тарту. Дерптский университет был старейшим в Российской империи.
Важное транспортное значение играет Двинская улица - главная магистраль Гутуевского острова. Сначала она была Динабургской. В 1916 году ее переименовали из патриотических соображений в Двинскую улицу, поскольку был переименован город. Давно нет ни Динабурга, ни Двинска: есть город Даугавпилс в Латвии.
В Порту есть и Виндавская улица, названная по городу Виндава. В начале ХХ века у всех на слуху было наименование "Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога" (дорога существует и сейчас; это линии Рыбинск - Сонково - Бологое - Дно - Вентспилс и Санкт-Петербург - Дно - Витебск). Этой частной корпорации принадлежал старейший в России Царскосельский вокзал и линия на Витебск. В 1917 году Виндава вошла в состав Латвии и стала Вентспилсом.
В устье Фонтанки есть небольшой Либавский переулок, названный по городу Либава. Ныне это Лиепая в Латвии.
В Московском районе есть Свеаборгская улица, названная в честь крепости Свеаборг. Финские власти переименовали "Шведсую крепость" в "Финскую крепость" (Суоменлинна). А вот наши власти оставили историческое название проезда.
В том же 1959 году некоторые улицы Выборгской части получили названия по городам Великого княжества Финляндского. Это было оправдано и тем, что традиционно в этой части города селилось много финнов и шведов.
До наших дней сохранилось название - Гельсингфорсская улица, соединяющая Выборгскую набережную и Большой Сампсониевский проспект. Гельсингфорс - столица бывшего княжества - с 1917 года - столица Финляндии. Сейчас это Хельсинки. Правда, название "Гельсингфорс" сохранило официальный статус второго названия города. На всех вокзалах и поездах (в том числе и на борту поезда "Аллегро") обязательно приводится шведское название города.
Есть и Нейшлотский переулок. Он сохранил название города Нейшлот. Такого названия давно нет. Теперь это город Савонлинна в Финляндии.
Весьма заметна и Сердобольская улица, сохранившая старинное название. Сердоболь, став частью Финляндии, стал Сортавалой, а войдя в состав России (республика Карелия), сохранил финское название. На Сердобольской улица расположены трамвайный парк и станция Ланская. Затем улица становится тихой и узкой. А ведь до 1930-х годов она была главной улицей района: по ней ходила конка, затем трамвай.
На Выборгской стороне и поныне уцелели небольшие проезды: Ловизский и Вазаский переулки. Эти шведские названия городов финские власти не переименовали. А вот крупную магистраль - Нюстадскую улицу со знаменитым домом Нобеля - переименовала уже советская власть - в Лесной проспект.
Пожалуй, все бывали в Лаппеэнранте. А ведь была Вильмандстрандская улица, названная по шведскому названию города. Ныне это Феодосийская улица в Полюстрово. На Черной речке была и Тавастгусская улица, названная по городу Тавассгуст. Ныне это Хамяэнлинна в Финляндии. А улица давно называется Графова.
Так что Петербург - настоящая энциклопедия несуществующих исторических названий.
На фото автора (2007): солодовня Калинкинского пивоваренного завода - выдающийся памятник промышленной архитектуры. Она расположена на углу Курляндской и бывшей Эстляндской улиц.

231 34 ER 6.7729
Жилой дом служащих станции Финляндская-товарная. Арсенальная ул., 72. Фото автора 2008 г.
В конце Арсенальной улицы, окруженный гаражами и производственными зданиями стоит выразительный двухэтажный дом с мансардой, построенный в 1913 году выдающимся финским архитектором Б. Гранхольмом. Дом предназначался под квартиры служащих крупной станции Финляндская-товарная, пути и склады которой начинались сразу за домом.
Поскольку здание стоит в буквальном смысле на отшибе, то оно крайне мало известно.
Тем не менее это яркий образец позднего модерна.
Фасады здания скромны. Стены оштукатурены и выкрашены в розовый цвет. Лишь краснокирпичные пилястры без капителей оживляют фасад, деля его на вертикальные сегменты.
По центру фасада мы видим небольшие окна кладовых. Напротив, на дворовом фасаде, располагаются крупные окна лестницы, перила которой строги и аскетичны.
В доме располагались 6 квартир, которые имели трехстороннюю планировку.
Связанный условиями экономии, Гранхольм, тем не менее, нашел оригинальное решение, перенеся весь декоративный эффект на мансарду. Когда-то она была зеленого цвета, а не светлая, оцинкованная. Трапецивидный щипец с острыми контурами выложен из камня. Его охватывает железный мансардный этаж, с практически перпендикулярными профилем стен. Правда, поверхность слегка вогнута, что воздает пластический эффект. Над основной мансардой устроена еще одна, чердачная, с плоским контуром кровли и квадратными окнами.
Здание гармонирует с другими станционными постройками Гранхольма, возведенными на станциях Ланская, Удельная, Левашово и др. В частности, профиль мансарды Гранхольм повторил в здании жилого дома для служащих станции Удельная.
По своей оригинальности здание вполне достойно того, чтобы считаться памятником, ярким образцом небольшого жилого дома в стиле позднего модерна. К сожалению, КГИОП признал незаурядное здание "невыразительным" и "утилитарным". Мы же считаем совершенно иначе.
В гладких фасадах жилого дома зарождаются протоконструктивистские мотивы, тенденция функционализма, минимализма в отношении декоративных средств, акцента на строгости формы и силуэта, подчеркнутой связи экстерьера с функциональным назначением здания.

60 14 ER 3.6007
Вид Среднего проспекта на картине Н.П. Штейнмиллер "Вечерние огни" (1958). Анализ сюжета картины.
Надежда Павловна Штейнмиллер (1915-1991), уроженка нашего города, почти всю жизнь проработала в Ленинграде как театральный художник и преподаватель училища Мухиной (Академия барона Штиглица). В своем творчестве художница не раз обращалась к теме городского пейзажа. Работая в технике масляной и темперной живописи, художница избегала четких линий и контуров, что порой делает ее сюжеты топографически трудно узнаваемыми. Тем более представленную картину художница назвала абстрактно, не привязав к топографии города.
Художница явно делала пленэрный эскиз. Точка обзора расположена под домом № 8 (здесь и далее все дома по Среднему проспекту), практически на углу с Тучковым переулком.
На первом плане мы видим сохранившийся и поныне бульвар от набережной Макарова до Кадетской линии. До 1931 года такой бульвар тянулся по проспекту гораздо дальше (вероятно, до 8 линии), а трамваи ходили вдоль бульвара.
С левой стороны на первом плане мы видим угловой дом с Кадетской линией (№ 10). От ракурса он кажется высоким, хотя на самом деле трехэтажный. Некоторое время, при проектировании строительства второго выхода "Спортивной" дом хотели снести, но, к счастью, этого не сделали. Этот доходный дом не менял своего фасада в 1833 года. Некоторое время в доме жил П. Чайковский.
Очень эффектно изображен угловой с Первой линией дом № 12. Этот старинный доходный дом построен в стиле классицизма около 1800 года и не изменил своего фасада. Угловая часть имеет плавное скругление; ярко горят желтые окна. Это небольшой вымысел ради яркого акцента; дом всегда был жилым, а в квартирах окна обычно занавешены, и свет из них приглушенный.
Перспективу левой части замыкает брандмауэр дома № 14. Это оригинальное здание, угловое с улицей Репина, было построено в 1904 году по проекту Ф. Корзухина. К сожалению, дом утратил прекрасный майоликовый фриз мастерской Ваулина.
Правая сторона представлена большим количеством домов.
На углу с Первой линией стоит дом № 7. На самом деле на участке исторически стояло два дома. Угловой дом восходит к XVIII веку. В 1848 году Л. Тиблен возводит левую часть и перестраивает угловую часть в стиле эклектики. Тем не менее всё равно это было два дома - с перепадом на один этаж, с неравномерными линиями окон и небольшим брандмауэром. Всё это изобразила художница; только без деталировки. Левая высокая часть, к примеру, имела оригинальные изогнутые (лучковые) сандрики над окнами, что придавало фасаду что-то барочное. Около 1970 года дом был расселен и полностью перестроен. Вместо старинных домов на свет явилось безобразное четырехэтажное здание с совершенно гладким фасадом, от которого остались только стены.
Огромным брандмауэром смотрит на нас дом № 9. Это собственный доходный дом И. Володихина, построенный в 1904-1905 годах. Художница акцентирует внимание на эркере второго этажа с ярким боковым окном. На самом деле это надстроенный старинный дом, который после перестройки полностью изменил свой вид. Вглубь двора уходит флигель с мансардным этажом. Он сливается с небом в правом верхнем углу картины.
Художница почти никак не выделила огромный доходный дом П. Гулина (№ 11). Он практически одной высоты с домом № 9 и построен по проекту А. и С. Гулиных (сыновей домовладельца) в 1902 году. Оба архитектора не имели опыта строительства доходных домов. Зато на эту купеческую семью много работал выдающийся мастер Б. Гиршович. Поэтому неофициально, учитывая явные художественные достоинства фасадов, планировки и интерьеров, автором проекта считается Гиршович.
Дом № 13, угловой со Второй линией, пониже (четыре этажа) и выполнен в абстрактной манере. Этот доходный дом в стиле эклектике хорошо сохранил свой фасад, который придал ему архитектор Л. Шперер в 1871 году.
Белой шапкой снега на кровле выделяется дом № 15, угловой с Третьей линией. Это очень старое здание, восходящее еще к аннинскому времени. После перестройки в 1800-е годы здание приобрело старинный благородный облик в стиле классицизма. Художница обратила внимание на высокую кровлю трехэтажного дома, свойственную очень старым домам, сделала на ней особый акцент.
Последний явственно видный дом № 17 - дом Брюлловых имеет четыре этажа; поэтому возник небольшой брандмауэр. В этом доме провели детство братья Брюлловы (художник Карл и архитектор Александр). Свой окончательный вид здание приобрело в 1873 году после перестройки по проекту Н. Брюллова (Брюлло).
Далее дома сливаются в клубах морозного вечернего тумана.
Интересны некоторые бытовые детали: скамейки, киоски. По Первой линии проезжает грузовик ГАЗ. Уличное движение небольшое; на ближней к нам части Среднего проспекта вообще лежит белый снег. Ярким светом горит витрина в доме № 7. По центру картины стоит будка стрелочницы. Художница почему-то не поместила в сюжет трамваи, а их ходило через перекресток много. Учитывая то, что старые модели еще не имели функции дистанционного перевода стрелок, то, для ускорения траффика, на оживленных перекрестках дежурили стрелочницы. Задолго до подхода трамвая, по особым сигнальным огням, они знали, куда пойдет вагон и при необходимости переводили стрелку. При этом использовался ломик. Такой, кстати, есть на борту даже самых современных трамваев; ведь стрелки порой заедают.
Вот, пожалуй, такой сюжет картины с уголком Васильевского острова.

61 6 ER 3.2246
Поздравляю с наступающим Новым Годом! Пусть он будет радостным и хорошим, и сбудутся все мечты!❄🍷

12 5 ER 2.6240
Что изображено на картине великой княгини Ольги Александровны (1910-е)?
На днях дружественная группа "Питер. Genius loci" опубликовала картину, хранящуюся в Городском музее истории Санкт-Петербурга.
Картина написана из окон особняка Барятинских на ул. Чайковского, 46-48, который в 1896 году перешел супружеской чете принца П.А. Ольденбургского и великой княгини Ольги Александровны.
Старинный особняк был возведен в 1837 году по проекту Е.И. Диммерта. Сейчас трудно поверить, но в то время на Сергиевской улице практически не было каменных домов. В 1858 году выдающийся зодчий Г. Боссе приступил к перестройке особняка. Именно он создал импозантный фасад в стиле французского ренессанса. Замысел Боссе завершил И. Мерц, расширив особняк в 1874 году; при нем фасад принял современный вид. После 1896 года особняк реставрировал С. Кричинский, в будущем глава коллектива строителей мечети и Федоровского городка, автор совершенного по красоте дома эмира Бухарского.
Обратимся к пейзажу на картине.
Справа в ракурсе изображена левая часть особняка. Из плоскости стены выступают полуколонны. Виден большой каменный балкон, который ныне, увы, утрачен. Балюстрада балкона выполнена в виде классических каменных балясин. По углам балкона установлены каменные вазы с цветами. Подобные вазы чуть большего размера были установлены и на аттике здания; там же была декоративная каменная балюстрада. Ныне эти элементы фасада утрачены.
Под домом стоит оригинальный фонарь. Он представлял собой торшер на чугунном столбе с тремя лампами. Столб и консоли были украшены изящными завитками и цветочным декором.
Сергиевская улица еще не имеет привычных нам рядов лип на газонах; поэтому кажется очень широкой. Мы видим три типа покрытия: выложенные каменными плитами тротуары, две полосы торцовой мостовой (из деревянных шестиугольных шашек) и булыжная мостовая в центре для ломовых подвод. При последнем ремонте проезжей части улицы Чайковского булыжная мостовая, в основном сохранилась; она просто покрыта слоем асфальта.
Дома противоположной стороны улицы, в целом, сохранили свой облик. Великая княгиня изобразила в деталях только шесть зданий. Дальше, по направлению к Литейному, дома и особняки сливаются в сплошной ряд, образуя тонко подмеченную Андреем Белым бесконечность петербургского проспекта.
Первым мы видим высокий дом № 61. Доходный дом Гулиных был построен выдающимся мастером Б. Гиршовичем в 1901 году. Крупное шестиэтажное здание имеет черты поздней эклектики с элементами зарождающегося модерна. Фасад здания сохранился с некоторыми утратами. Можно обратить внимание на оригинальный кованый козырек, подвешенный на декоративных цепях. Ныне он утрачен.
Очень интересно угловое здание в два и три этажа (№ 59). Это один из домов Артиллерийского управления. Дом был построен архитектором Р. Генрихсеном в 1870 году. Фасады отделаны рустом и плоскостным декором в стиле зрелой эклектики. В наши дни помещения обветшавшего дома частично занимают театр и хлебозавод; дом с конца 1970-х годов стоит расселенным и постепенно вызывает большие опасения. В центре фасада виден ныне утраченный металлический "зонтик" - навес на чугунных столбах. Такие навесы были на многих зданиях в городе, и лишь единицы сохранились до наших дней (например, ул. Чайковского, 7 и 23).
Другой желтый угловой дом № 57 - один из старейших на улице. Угловая часть была построена еще в 1800-е годы. В 1848 году В. Морган перестроил дом для графа Я. Эссен-Стенбок-Фермора. После войны дом надстроили четвертым этажом, но исторический фасад в стиле классицизма сохранился. Видны ныне существующие угловые балконы на изящных гнутых металлических консолях.
Дальше за перекрестком дома еще видны, но уже нечетко. Два здания (№№ 55 и 53) были построены по проекту академика архитектуры А. Кольмана в 1859-1861 годах. Это доходный дом и особняк, принадлежащие архитектору. Сооружения выдержаны в стилистике неоренессанса, с огромными арочными окнами второго этажа.
Высокий дом № 51 и поныне имеет открытый брандмауэр. Узкое здание в стиле модерн построено Л. Харламовым в 1904 году для А. Копанова. В этом оригинальном здании в лицевом корпусе всего 4 квартиры: по одной на каждом этаже, а также отреставрированные витражи.
В глубине двора виднеется каланча съезжего дома Литейной части (№ 49), которая была построена М. Лаговским в 1870 году. В низеньком доме, построенном еще в 1830-е годы, и поныне размещается пожарная часть.
Весьма интересен и стаффаж: костюмы прохожих, разнообразные экипажи. На Воскресенском проспекте (пр. Чернышевского) идет конка; конки, а затем трамваи тут существовали до 1950-х годов.
Картина Ольги Александровны - ценный исторический документ. На ней запечатлены как сохранившиеся, так и утраченные элементы домов на перекрестке улицы Чайковского и проспекта Чернышевского.

71 2 ER 3.3163
Университетская набережная на гравюре 1894 года.
На гравюре из журнала "Нива" мы видим, казалось бы, привычный пейзаж. Однако за долгие годы произошли некоторые любопытные изменения.
Здание Двенадцати коллегий, конечно, внешне, не изменилось. Однако гравюра не передает его бордовый, однотонный окрас - здание стало красно-белым лишь в 1909 году после рекомендаций по перекраске со стороны комиссии, куда входили П. Сюзор, А. Бенуа, М. Добужинский и др.
По-прежнему со стороны Невы просматривается галерея второго этажа, пристроенная академиком архитектуры А. Щедриным в 1840 году, когда здание перестраивалось под нужды университета.
В ходе ремонтов на кровле значительно уменьшилось количество дымовых труб, хотя и сейчас их немало.
Ректорский флигель тоже ощетинился дымовыми трубами. Они тонкие, с металлическими завершениями. Щедрин столь удачно стилизовал фасад здания, что даже коренные петербуржцы воспринимают его как постройку петровского времени, тогда как здание перестроено в 1840-1842 годах.
На самом деле, вросший в землю цокольный этаж сохранил сводчатые потолки бывшего трактира. Когда-то мы обязательно опубликуем эти старинные своды.
Ректор университета, первый хозяин флигеля П. Плетнев, друг Пушкина и многих выдающихся литераторов, вспоминает, что он мог даже лежать на софе в комнате и видеть Неву, возводимый Исаакий...
Многие помнят огромный тополь перед зданием. До революции дерева не было. Нет его и сейчас.
Видна половина фасада так называемого Дворца Петра II. В те времена здание уже использовалось под нужды университета; была в нем и Филологическая гимназия.
За зданием гимназии высится огромное здание Же-де-пом, зала для игры в мяч. Университету здание передали в 1867 году, а в 1871-1872 году И. Горностаев перестроил здание. На кровле была возведена кирпичная круглая башня со вращающимся деревянным павильоном для астрономических наблюдений. Надстройка хорошо видна на гравюре. Но после революции она была разобрана, и теперь мы видим только кирпичное основание.
Интригует здание на дальнем плане между Ректорским флигелем и "зданием филфака". Это двухэтажное здание кондитерской фабрики П. Журкина, перестроенное в 1876 году. В комплекс зданий университета вклинивался участок с фабричной застройкой. В 1924 году Л. Бенуа возвел великолепный кирпичный фасад Оптического института, но за ним и поныне стоит краснокирпичное фабричное здание смотрящее на Ботанический сад университета.
Для стаффажа на глади Невы плывут два ялика. Забавно, что гребец одного из них стоит в позе венецианского гондольера. В Северной Венеции возможно все.
Гравюра любопытна; она нечасто воспроизводится и позволяет увидеть некоторые детали былого.

78 2 ER 2.9330
К вопросу о симметричности фасадов доходных домов петербургского модерна. Немного теоретических размышлений.
Все фото - автора. На них представлены доходные дома бывшей Петербургской части.
Появившийся в самом конце XIX века стиль модерн вызвал серьезное изменение городской среды Петербурга. Пожалуй, не существует ни одной улицы, на которой в 1900-е годы не было возведено сооружения в этом стиле.
Эстетика модерна провозгласила коренное обновление подходов к оформлению фасадов и интерьеров зданий.
Одной из характерных черт стиля модерн, как отмечают теоретики архитектуры, является отказ от классической симметрии фасада.
Однако в Петербурге это принцип был воплощен преимущественно в отношении особняков. Доходные дома с ассиметричными фасадами присутствуют, но они являются редкостью (к примеру дома: Стремянная ул., 11; Б. Монетная ул., 29; Кронверкский пр., 23; наб. Карповки, 25; Большой пр. В.О., 50; Прядильный пер., 5 и др.).
И все-таки 9 из 10 зданий в стилистике модерна имеют фасады с ярко выраженной симметрией.
Посмотрите на представленные фото. Симметрия подчеркивается, как правило, теми осями, на которых помещены эркеры, балконы и фронтоны зданий. Это могут быть две эркерные оси, помещенные по краям (к примеру, фото 1), или эркер, помещенный по центру (к примеру, многострадальный утраченный дом на ул. Мира, 36; фото 10).
На наш взгляд, существует несколько причин симметрии фасадов доходных домов в стиле модерн:
1. Здания в стиле модерн возникают в уже сложившейся архитектурной среде "Старого Петербурга", которая сформировалась под влиянием классицизма и классицистических направлений эклектики. Симметричность фасада - это явный "классический" подход, пусть и выраженный языком модерна.
2. Как следствие из пункта 1, дома в стиле модерн соседствуют со зданиями прошлых стилей, часто оказываясь включенными в "классические" ансамбли улиц и площадей. Поэтому зодчие, работая в модерне, тем не менее, учитывают общий контекст застройки улицы (площади, набережной). Получается, что, выделяясь по манере отделки фасадов, новыми материалами, витиеватым декором, петербургские здания модерна композиционно классичны, строги, уравновешенны по своим массам.
3. Перейдя на художественный язык модерна, ведущие мастера не порывают с классическими принципами. Сохраняя преемственность с эклектикой, они активно разрабатывают средневековые, барочные, русские архитектурные формы. Такие зодчие, как Сюзор, Шауб, Лидваль, Шмидт, Крыжановский, Гиршович, Зазерский, Лишневский, Претро и др., практикуют художественный синтез "нового стиля" с классическими принципами архитектуры. Результатом такого синтеза является присущая петербургскому модерну сдержанность, лаконичность. Словно накладывается узда на смелый полет фантазии. Лучшие доходные дома Петербурга в стиле модерн отличаются фасадами, в которых присутствует господство "больших линий" ярусов, нарочитая суховатость, отточенность в декоре, обобщенность архитектурных масс.
4. За редким исключением, мастера Петербургского модерна не отрицали в своем творчестве классические стили. Самые видные мастера органично вышли из недр эклектики и так же плавно обратились к неоклассицизму. Показательным примером является отказ зодчего Б. Гиршовича и заказчика Ю. Бака от воплощения проектных фасадов в стиле модерн и "обратная", явно консервативная, но зато учитывающая общую специфику застройки Петербурга переработка фасадов в стилистике эклектического необарокко (Кирочная ул., 24; Б. Гиршович, 1904-1905).
В своей книге "Современный Петербург" Г. Лукомский отмечает, что "современные постройки-модерн всегда будут резко выделяться в Петербурге, напоминая собою потомкам о нашей безвкусной эпохе" (Лукомский Г.К. Современный Петербург. СПб., 2002. С. 34). Время постепенно сгладило столь резкие оценки критиков. Мы восхищаемся модерном; практически все сооружения этого стиля - памятники, незаурядные сооружения.
Однако никогда не следует забывать, что "радикальные" версии "нового стиля" не идут строгому классическому Петербургу. Мы должны быть признательны петербургским мастерам за их чувство вкуса и меры.
Доходные дома в стиле модерн Петербурга имеют свою именно петербургскую индивидуальность. Это дома с утонченным, но сдержанным декором. Это, по своей сути, "классицистический" стиль-модерн. И, конечно, это здания со строго симметричными, уравновешенными и гармоничными фасадами.
Еще раз взгляните на фасады домов Петроградской стороны. Адреса подписаны...

61 1 ER 3.0671
Улицы Петербурга, названные по фамилиям землевладельцев, в четырех частях города.
В старину существовала традиция называть улицы по фамилиям землевладельцев. Причины были просты: это либо было первое здание при застройке улицы, либо самое крупное здание (каменное, угловое), либо здание, в котором располагался известный на всю округу трактир. В основном, такие улицы существовали на окраинах старого Петербурга; в центральных частях улицы носили имена и фамилии знатных землевладельцев.
Несмотря на переименования советского времени и укрупнение кварталов при послевоенной застройке, многие улицы сохранили наименования по землевладельцам.
Сначала мы отправимся в самый близкий к центру район - в бывшую Петербургскую часть (фото 1). Если идти по Большому проспекту от Каменноостровского, то по правую руку будут улицы бывшего Второго полицейского участка.
Первой интересующей нас улицей идет Бармалеева, существующая с 1798 года. Прогуливаясь в этих местах, Корней Чуковский придумал образ разбойника Бармалея, а его спутник художник Добужинский нарисовал его протрет.
От Большого проспекта отходят улицы: Плуталова, Подрезова, Полозова, Шамшева. Плуталов и Шамшев были военными, Подрезов купцом, а Полозов - владельцем питейного дома. Курьезно, что рядом с улицей в честь кабатчика идет улица Подковырова, названная в честь героя революции (бывшая Покровская). Была и Теряева улица (ныне ул. Всеволода Вишневского); Теряев тоже содержал питейный дом.
На Большой Охте тоже много улиц, названных в честь домовладельцев (фото 2). Из сохранившихся отметим следующие: Тарасова, Гусева, Панфилова и Миронова. Есть и бывшая Алексеева - теперь она Малыгина. Старый домик во дворе долгое время сохранял табличку с названием упраздненной Гурдиной улицы. А лет двадцать назад снесли единственный дом по Абросимовой улице, и название было упразднено.
Тарасов возглавлял плотницкую артель. Панфилов был старостой плотничьей слободы. О Гусеве и Миронове известно мало - скорее всего, они владели самым большими домами на улицах или трактирами.
В Гавани, которая исторически сложилась как предместье Петербурга, тоже уцелели подобные улицы (фото 3). До нашего времени осталось лишь три: Опочинина, Карташихина и Канареечная улицы. Опочинина была вдовой флотского капитана. Карташихина улица названа тоже в честь женщины "Карташихи" - домовладелицы Карташевой. Канареечная улица названа от фамилии Канареева, шкипера. Лишь аборигены Гавани знают, что безымянный проезд от Малого проспекта у пожарной части - Остоумова улица. Советским властям было не до малозаметных улиц Гавани: лишь Симанскую улицу они переименовали в улицу Шевченко. Симанов тоже был домовладельцем.
Две улицы сохранили названия по землевладельцам и в Новой Деревне (фото 4). До наших дней сохранился Шишмаревский переулок, названный в честь штабс-капитана Шишмарева, потомка знаменитого А.Ф. Шишмарева, деревянный дом которого стоит до сих пор. В честь богатого землевладельца, генерал-майора И.И. Сабира названы Сабировская и Полевая Сабировская улицы. Правда, после перепланировки района, они теперь за линией железной дороги.
На карте Петербурга есть скромные герои - домовладельцы. Они не были знатными персонами или революционерами, не совершали подвигов, не были выдающимися писателями или учеными, а были просто известными частными лицами и застраивали улицы, где поселились. В их именах тоже застыла история нашего Города.
На фото 5 (автора) - дом по упраздненной Гурдиной улице.

113 5 ER 3.1798