Статистика ВК сообщества "ПРАВОСЛАВИЕ В МАРИЙ ЭЛ"

0+
Официальная группа Йошкар-Олинской епархии ВКонтакте

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Погибают ребята наши. Не знаю цифр. Но погибают. Иногда страшно, иногда под пытками. И ведь они умирают за нас. За меня и за тебя.

Мы отвыкли от жертвы – мы и временем-то не очень умеем теперь жертвовать ради другого, а тут – за нас, вот так, героически чаще всего – жизнь отдают.

И разве можно теперь нам самим жить по-прежнему? Мы вообще понимаем, что мы здесь, в тылу, с 24 февраля – все живем уже в долг, живем, потому что кто-то за нас умер? Мы это понимаем?
И, если за мою жизнь отдал жизнь кто-то другой, как мне теперь самому дальше жить?

Во-первых, всмотреться в эту жертву и ценить, помнить всегда, теперь уже до самой своей смерти. И жить в меру этой жертвы. Каждый сам поймет, как и ради чего жить, когда по-настоящему осознает, что прямо сейчас – ради этой нашей жизни кто-то отдал свою.

А еще есть слово «Прости». Слово, которое, может, хоть сейчас пора обратить к Богу. Потому что война – это всегда последнее слово Божье. Война попускается Богом тогда, когда остальные средства у Бога исчерпаны, и ко всем прежним Его словам ты остался глух.

Да, мы пошли на Украину с оружием Правды, пошли, чтобы остановить беззаконно льющуюся кровь невинных и беззащитных людей Донбасса и не только, но сами ведь мы живём с тем, что проливаем кровь нерождённых детей – миллионами!
Русская земля за последние десятилетия напиталась и захлебнулась этой кровью убитых в абортах детей — и этот грех кричит на Небо. Прости, Господи.

Прости за блуд, к которому мы так привыкли, который воспеваем нашими талантами, которому мы нашли тысячи оправданий, не замечая его горьких последствий – бума разводов, разрушенных душ, психик, личностей, измельчания мужества и ответственности, потери святости женщины и материнства. За порнографию, ставшую доступной любому одним прикосновением к телефону – и мы в силах вроде бы оградить нас самих от этого, но не делаем почему-то. Прости, Господи.

Прости за эгоизм, за то, что строю жизнь для себя и вокруг себя – тогда как за меня кто-то сейчас умирает.
Прости за праздное и скабрезное, за ложь о Церкви и священниках, которой верил и которой аргументировал сам себе: почему я не в храме, за анекдоты и глупую иронию о Тебе и о «попах», над которыми посмеивался в компаниях.

За неотвеченный звонок мамы, за несдержанное слово товарищу, за грубое и раздражительное мое… У каждого найдется за что сказать «Прости».

Удивительно, но, сказанное всерьез и из самой глубины, — это слово способно изменить не только тебя самого, но и весь мир. И ещё – это слово дарует победу оружию страны, которое умеет его искренне и смиренно говорить.

В лучшие времена крепкой веры наша Церковь в пору потрясений благословляла всенародное покаяние, покаянные посты и особые покаянные молитвы. Теперь не то – Церковь та же, а мы уже не те. Поэтому, если не всенародно то, хоть каждый, как может, по силам – пусть всмотрится сейчас в свою собственную жизнь. И будет за что сказать «Прости». Богу или человеку.

Слово это, если не родилось раньше, то может родиться, когда понимаешь, что за тебя кто-то прямо сейчас отдал и отдает жизнь.
И, поразительный духовный закон, сказанное и повторенное искренне нами здесь в тылу, это слово, способно помочь и тем, кто героически борется сейчас за нас на фронте.

Война закончится. Но смысл её не только в победе над очевидным и озверевшим злом нацизма и мирового западного дракона сатанизма – но и в победе над тем драконом (как по Шварцу), который внутри каждого из нас – уже поселился, устроился удобно и чувствует себя как дома. Его ещё надо убить. Так победим.

Генеральный директор телеканала "Спас", тележурналист Борис Корчевников

224 34 ER 32.6702
21 МАЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА ИОАННА И АРХИМАНДРИТА ИОАННА

21 мая Православная Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этот день свое тезоименитство отмечают митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн и духовник Йошкар-Олинской епархии архимандрит Иоанн (Барсуков).

Иоанн Богослов – возлюбленный ученик Господа. Он единственный из апостолов стоял при Кресте, на котором был распят Христос. И именно ему, умирая, Господь поручил Свою Пречистую Матерь, сказав: «Се Матерь твоя». А словами «Жено, се сын Твой» Спаситель в лице Иоанна Богослова усыновил Пресвятой Богородице всё человечество.

Главная черта духовного облика апостола Иоанна раскрывается через его учение о любви, за которое его и называют «Апостолом любви». Действительно, любовью пронизаны все его творения, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь. Апостол особо подчеркивает неизреченную любовь Бога к миру и человеку, постоянно увещевает учеников к взаимной любви, без которой нет спасения. Служению Любви посвятил всю жизнь и сам апостол Иоанн Богослов.

Символично, что именно этот святой является небесным покровителем как нашего владыки Иоанна, так и любимого всеми батюшки – архимандрита Иоанна. Подражая своему святому заступнику и молитвеннику, они усердно возносят молитвы ко Господу за паству земли Марийской.

От всей души поздравляем митрополита Иоанна и архимандрита Иоанна с днем Ангела, желаем здравия и долгоденствия, крепости духовных и телесных сил, благодатной помощи Божией в служении на ниве Господней. Многая и благая лета!

Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии

#ПравМари_Новости

74 27 ER 17.2037
20 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МИТРОПОЛИТА ЙОШКАР-ОЛИНСКОГО И МАРИЙСКОГО ИОАННА

20 января митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн отмечает день рождения.

Владыка Иоанн (Тимофеев Иван Иванович) родился 20 января 1958 года в г. Казани в многодетной православной семье. После окончания средней школы он уехал в Псково-Печерский монастырь и стал послушником. В 1978 году поступил в Московскую духовную семинарию, а после ее окончания — в Московскую духовную академию.

Во время учебы получил степень кандидата богословия, и по окончании академии направлен в Казанскую епархию. 23 апреля 1989 года пострижен в монашество, вскоре рукоположен во иеромонаха и назначен секретарем Казанского епархиального управления. В 1991 года возведен в сан игумена, а в июне 1993 года — в сан архимандрита.

25 июля 1993 года, когда на территории Республики Марий Эл была образована самостоятельная епархия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рукоположил архимандрита Иоанна во епископа Йошкар-Олинского и Марийского. Это событие открыло новую страницу в истории Православия на Марийской земле. 29 февраля 2004 года Владыка Иоанн возведен в сан архиепископа.

6 октября 2017 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 76) было решено образовать в пределах Республики Марий Эл Марийскую митрополию, включающую Йошкар-Олинскую и Волжскую епархии. Главой Марийской митрополии был назначен архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.

4 ноября 2017 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля возвел архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна в сан митрополита.

В настоящее время в митрополии насчитывается более 100 приходов, 2 монастыря, более 100 храмов, в клире более ста сорока священнослужителей: как опытные священники, так и молодежь – выпускники семинарий и академий.

За годы служения митрополит Иоанн удостоен высоких церковных наград: ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, ордена преподобного Серафима Саровского II степени, ордена «За заслуги перед Марий Эл» II степени, ордена святителя Иннокентия II степени.

В свой день рождения митрополит Иоанн совершит Божественную литургию в Мироносицком женском монастыре села Ежово.

Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии

#ПравМари_Анонсы

73 46 ER 14.8486
АРХИМАНДРИТУ ИОАННУ (БАРСУКОВУ) ИСПОЛНЯЕТСЯ 93 ГОДА

В Крещенский сочельник, 18 января, духовнику нашей епархии, настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы села Сумки архимандриту Иоанну (Барсукову) исполняется 93 года.

Всю свою жизнь батюшка посвятил служению Богу и людям. Уже больше полувека отец Иоанн трудится на ниве Христовой в Марийском крае. За эти годы он полюбился православным людям. Многие едут к нему за духовным утешением и советом из всех уголков нашей республики и других регионов. Несмотря на преклонный возраст, он ежедневно служит Божественную литургию и по мере сил принимает паломников, беседует с ними, помогает разрешить сложные вопросы.

Родился и вырос будущий батюшка в Ульяновской области в семье церковных певчих. В 1963-м году он начал служить в храме псаломщиком, а спустя два года, в 1965 году его направили в Казанскую епархию. В этом же году его рукоположили в священника и направили служить в Сумки, тогда еще в большое цветущее село в Горномарийском районе Марий Эл. Здесь он служит до сих пор.

По стопам отца пошли и оба его сына – стали священниками, дочь поет в храме на клиросе.

Когда была организована Йошкар-Олинская и Марийская епархия, и встал вопрос: кто сможет взять на себя бремя епархиального духовничества, мнение оказалось единым – протоиерей Иоанн Барсуков.

В конце 2008 года к тому времени овдовевший протоиерей Иоанн Барсуков принял монашеский постриг. Совершил его в епархиальном домовом храме иконы Божией Матери «Троеручица» правящий архиерей – епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.

Помимо искренней людской любви и почитания, за многолетнее пастырское служение архимандрит Иоанн Барсуков имеет множество церковных наград. В 2019 году указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла он удостоен права ношения второго наперсного креста с украшениями.

Желаем любимому батюшке здравия, долгоденствия и помощи Божией в служении на благо Русской Православной Церкви! Многая и благая лета!

Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии

#ПравМари_Новости

69 43 ER 13.5913
«СЛОВО ДУХОВНИКА ЕПАРХИИ»

Посмотрим на себя - как мы живём? А как посмотреть?
Как преподобный Серафим Саровский говорит: «Взгляни ты в себя, где я? Где моя душа находится? Где мои мысли? Где мои желания?»

Многие копаются в этой жизни, и только для этой жизни.
Как бы больше взять, как бы лучше одеть, обуть и научить своих детей, как бы получше и поудобнее устроиться в этой жизни.

А кто о Боге думает? Кто выполняет заповеди Божии? Кто думает о том, что эта временная жизнь дана нам всем для подготовки к вечной жизни?

Вот, или одно или другое. Как мы живём? Пройдёт день. Что мы в день этот сделали для души своей?
Мы много согрешаем, братия и сестры. Очень ловкие на грех.
Грех, братия и сестры, требует борьбу с ним, чтобы не согрешить. Вот, есть возможность очень легко согрешить, и есть у тебя возможность обойти этот грех, не согрешить.
Вот, миленькие мои, Господь дал разум, закон и свободную волю и назначил нам суд.
Вы знаете, братия и сестры, какой суд нас ожидает после смерти? Частный суд называется.

Как только душа отходит от тела, тут же все дела от семилетнего возраста откроются. Как святитель Василий Великий говорит: «Как на белом полотне обрисуется вся наша жизнь».
Вот тогда мы увидим, что такое мы делали, как мы жили. Вот стыд будет какой, когда увидим мы все свои дела. А какая будет радость, если человек в грехах сумел покаяться, очиститься, увидел свои добрые дела, за которые он уже тут же получает награду. Уже бесовская сила не может действовать, но ангелы принимают человека с радостью и ведут его мимо мытарства, на поклонение Господу.

Вот это ждёт нас, братия и сестры.

Думаем ли мы об этом? Или мы думаем только об этой жизни?

Хотя бы несколько минут в день надо для этого отделить. Чтобы подумать, как я буду умирать?

Вот я вспоминаю, у нас в общине был такой, можно сказать, святой старец. С ним как заговоришь о всех сущих делах, он говорит: «Я чужие грехи не осуждаю». Сразу вразумит. И постоянно повторял: «Ох, ох, тело во гроб кладут, а душу на суд ведут». Вот вразумление какое.

Он совсем неграмотный был. Жил так: посмотрит - солнце садится, становится перед иконами, читает своё правило. Совершенно неграмотный человек, а молитвы читает!
Пост в среду и пятницу почитает. Вот в это время был человек такой – святой угодник Божий.

Я уже тогда приехал сюда, потом услышал, что он уже старый стал, взяла его одна женщина, успокоить его, в старости схоронить. А у этой женщины был мальчик, которому это все не нравилось. Говорит: «Зачем, мама, мы будем его держать? Давай, мы его сдадим в дом престарелых».

Мать сперва не соглашалась, а потом подумала, что можно и сдать. И этой же ночью она очутилась с ним вместе в овраге. Крутые берега, не вылезешь, и туда конца нет, и сюда конца нет - в этом овраге с ним вместе...
Как только подумала она его сдать в дом престарелых.

Она думает, как теперь я выберусь отсюда. Он хлопнул её по плечу: «Пойдем со мной». Раз-раз-раз, и вышли из этого оврага.
Проснулись, мать говорит сыну: «Сынок, его нельзя отдавать туда».

Вот такое было!

Вот и он всё стоял и напоминал о смерти: «Тело его в гроб кладут, а душу на суд ведут».

Это уже лучшее самое напоминание о смерти. Это, братия и сестры, очень душеполезно.

Святитель Дмитрий Ростовский выражается об этом так: «Если кто о смерти не думает, того мука не минует».

Такое дело, миленькие мои!

Вот поэтому надо более всего обращать внимание на свою жизнь: как мы живём, какие у нас грехи, какие у нас недостатки.

Как преподобный Иоанн выразился: «Загляни в своё сердце, там увидишь стоглавого змия». Вот как, миленькие мои.
Очень плохо, когда мы не следим за собой, не знаем, что в нас, какие у нас недостатки...

Вот поэтому святые люди, угодники Божии постоянно старались о смерти думать. Некоторые подвижники, чтобы постоянно о смерти думать, череп человеческий на столе у себя держали специально.
Другие святые угодники Божии своим послушникам наказывали, что каждый день вот в такое-то время приходите и напоминайте мне: «Отче, благослови доделать гроб, ибо не знаем, когда смерть придёт».

Вот как они старались, братия и сестры, как заботились о спасении души.

— О чём это говорит?

— О том, что они, прежде всего, ставили себе цель - как спасти душу.

Так всё это душеполезно!

Святые мученики всё вытерпели, выстрадали, с Божией помощью. Они все теперь у престола Божия.

Поздравляю вас с праздником!

Архимандрит Иоанн (Барсуков)

#ПравМари_СловоДуховникаЕпархии

150 7 ER 12.9449
«СЛОВО ДУХОВНИКА ЕПАРХИИ»

Сегодня прославляем святых Жен Мироносиц. Они ходили за Иисусом Христом, помогали в чем была нужда. Но главным образом у них была любовь к Нему. Однажды они послужили Господу.
Мария Магдалина первая пришла искать Иисуса Христа рано утром, когда было ещё темно. Потому что любила Его.

Эта любовь – есть выполнение самой первой главной заповеди Божией. Господь сказал нам: «Возлюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею, а ближнего твоего, как самого себя».
Братия, заповедь Божия нам говорит, прежде всего – любить Бога и ближнего, людей любить, это самое главное.
Но мы, братия, ежели какие страсти у нас, привычки, их любим больше Бога.

Ежели кто приучил себя к курению табака, к пьянству и другим порокам, они так привыкли, что не могут оторваться, зная, что это грех, всё это повторяют и повторяют. Это нарушается любовь к Богу.
Кто приучил себя к пьянству, он и праздники нарушает, и своё здоровье не жалеет.

Вот что заповедь Божия говорит: «Не сотвори себе кумира». Кумир – это есть ложный бог. Кто привык к какой-то недоброй привычке, выполняя её, тем самым нарушает заповедь Божию, любит ее больше, чем Бога.
И не замечают этого люди, а это так и есть. Но беда в том, что ежели суд будет самый строгий, братия, такие незначительные помыслы, незлобные, греховные, любовь к этим страстям – всё это обнаружится. Что мы здесь не замечаем, там всё выявится.

Святитель Василий Великий говорит: «Как только душа отойдёт от тела, как на белом полотне обрисуется вся наша жизнь, от начала до конца – всё перед нами будет». Будут все грехи наши, что мы делали от семилетнего возраста.
Ежели покаялся человек, Господь простил его, то не будет там грехов.
Вот эта вся жизнь наша обрисуется, всякий помысел: добрый или плохой, всякое дело: доброе или плохое – всё зачитывается. Добрые дела ждут человека – это всегда будет выручать. А за плохие дела, за грехи придется там отвечать. Поэтому надо обратить внимание строгое на покаяние.

Покаяние заставляет нас следить за собой, за своей жизнью, где мы что согрешили, где мы как согрешаем, где мы плохо себя ведем, к чему плохому приучили себя, вот это всё есть труд. А ежели жить, как попало: «А, что будет? Что всем, то и мне будет!» – это беда.
Поэтому требуется за собой следить, за своей жизнью и о грехах постоянно надо приносить покаяние, очищение совести. Какие недобрые привычки в себе имеем, здесь надо отучить себя от них, здесь надо оставить их, не перенести с собой туда. Ежели какая недобрая привычка здесь не побеждена, она перейдет туда.

Надо об этом помнить и знать, что мало-помалу идём мы к концу, а конец мы не знаем когда будет. Ждём, когда семьдесят, восемьдесят лет будет, а доживём ли мы до этого? Грехи нужно очищать постоянно покаянием, и как можно больше делать добрых дел.
Добрые дела наши будут покрывать грехи на мытарствах. Вот, где то я читал так — одну душу вели по мытарствам, покрывали грехи добрыми делами, дошли до какого-то мытарства, добрых дел больше нет, а грехи то ещё есть. За них и отвечать пришлось.

Вот это помнить надо! Ежели мы не думаем, не помним, и живём как попало, и не каемся в этом, это делаем себе на вред.
Итак, поздравляю вас с праздником, братия.

Архимандрит Иоанн (Барсуков)

#ПравМари_СловоДуховникаЕпархии

72 8 ER 11.3330
О ВСТРЕЧЕ С МИТРОПОЛИТОМ ИОАННОМ РАССКАЗАЛА ВИЦЕ-СПИКЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФС РФ АННА КУЗНЕЦОВА

Встреча с владыкой Иоанном закончилась откровением… Он встретил нас в храме Вознесения Господня в историческом центре Йошкар-Олы, сразу повёл в храм, где по куполу написана история иконы Богородицы «Троеручица». Владыка рассказывал про святыни в храме, обмолвился про благотворительные проекты. И вдруг я стала понимать, что именно с владыки Иоанна началось волонтёрство в моей жизни!

Как, спросите, когда я первый раз в жизни в Марий Эл? Рассказываю. Мы с подругой учились в лицее, потом поступили в один ВУЗ, потом мы обе вышли замуж, и наши мужья стали священниками. Подруга с мужем уехала в Марий Эл. И началось: она стала рассказывать, как владыка Иоанн организовал помощь детям-отказникам, как сёстры милосердия ухаживают за малышами. Эти разговоры рвали мне душу. С Машей на руках и Дашей в животе что я могла? Но мы начали с помощи отказникам, потом семьям, чтобы детей не забирали, потом приют…

Я поняла, что предо мной именно тот человек, который был для меня недосягаемой высотой деятельной помощи людям, детям!

Автор: [id40689491|Вице-спикер Государственной Думы ФС РФ Анна Кузнецова]

#ПравМари_Новости

33 5 ER 9.9574
«СЛОВО ДУХОВНИКА ЕПАРХИИ»

Для нашей немощи, для поддержания наших немощных сил в деле спасения нашего, дал нам Господь причащение. После достойного причащения враг не только приблизиться, даже смотреть не хочет, не может на такого человека. Ибо достойный причастник во свете находится, и он приблизиться не может, и смотреть не может на этого человека.

Один старец имел беседу с бесом. Мы, говорит бес, радуемся, что сами люди за собой слабо смотрят. Когда причастится человек, он находится во свете. Мы не можем видеть его, не только приблизиться. Но мы благодарим людей, говорит, что они быстро теряют эту благодать, и мы опять приближаемся к ним.

Вот в чем дело, миленькие мои. Во-первых, надо видеть свою немощь, свою слабость, считать, что это наша человеческая слабость. Без Божией помощи ничего не можем. Поэтому хранить себя нужно, чтобы была благодать с нами. Не прогневлять, не отгонять от себя благодать Божию. С благодатью все идет правильно, а как только согрешишь, чувствуешь что нет благодати.
Как преподобный Серафим Саровский говорит: сразу исследуй себя. Почему, по какой причине изволила благодать оставить нас? И исправляй себя.

Вот такая, братья, духовная жизнь должна у каждого быть. Это нелегко: обязательно нужна внимательность к себе, а у нас вокруг рассеянность. Сколько у нас всего: и глаза, и чувства, и все у нас ведет к слабости духовной. Вот видите как?

Поэтому Господь сказал, что Царствие Божие нудится, то есть принуждается, и нужницы восхищают его. Надо себя принуждать к доброй благочестивой жизни. Всегда задача должна быть перед нами: идти и получить, если можно, Царствие Божие. Но смиряй себя: без Божией помощи это не могу.

Вот так, такая духовная жизнь, братья и сестры, ведет в Царствие Божие, которое необходимо каждому получить. Не дай Бог кому отшатнуться от Царствия Божия. Не попадешь в Царствие Божие - не дай Бог быть рабом сатаны.

Всем я желаю вам, братья, великой милости Божией. Дай вам Бог всего доброго.

Архимандрит Иоанн (Барсуков)

#ПравМари_СловоДуховникаЕпархии

99 20 ER 10.9182
«СЛОВО ДУХОВНИКА ЕПАРХИИ»

Если человек имеет какие-либо грехи, он не может думать, что их нет.

Например, есть две женщины. Одна из них сделала два аборта, три аборта, а другая — ни одного аборта не делала. Вторая женщина не может даже подумать, что она убила, у нее совесть чиста в этом отношении.

А та, которая делала один, два, три аборта, она не может думать, что она этого не делала. У нее всегда в мыслях, что она великий грех совершила — лишила жизни нерожденного человека. Эти мысли её всё время мучают.

Убийство — это, братья и сестры, великий грех. За него нужно всю жизнь каяться, то есть держать покаянный дух. А чтобы держать покаянный дух, всегда надо помнить свои грехи: вот я такие-то грехи имею, вот как теперь это меня беспокоит.

Это обязательно, братья и сестры, должно так каяться о своих грехах, особенно о смертных: убийство, аборты.

Но только, братья и сестры, нельзя отчаиваться. Милость Божия, Его любовь к нам велика. Она больше наших грехов, больше наших преступлений. Он всегда готов всё и всем прощать. Только бы обратились с покаянием, перестали бы грешить.

Вот это помните, братья и сестры — Богу угодно, когда грешник кается и прекращает грешить.

Архимандрит Иоанн (Барсуков)

#ПравМари_СловоДуховникаЕпархии

42 13 ER 9.6051
«СЛОВО ДУХОВНИКА ЕПАРХИИ»

Господь дал нам десять заповедей, установил таинство Покаяния - исповедь. Надо иметь осознание своей греховности, раскаяться и признать свои ошибки на исповеди – Бог прощает их. Грехов у нас много, сколько их не перечисляй, все собрать никогда не получится. Господь сказал: «Не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Будем как дети, ведь они безгрешны: просты и смиренны сердцем. Так надо вести себя.

Грехи против первой заповеди: сомнение в истине православной веры, неверие в промысел Божий, безбожие, ересь и раскольничество. Наша православная вера самая правильная и спасительная. А вот если кто так не думает: раскольники, еретики искажают веру православную – вот это уже беда. Стоит только подумать, что наша вера не та, а у баптистов лучше – сразу благодать оставляет, братия. Пока не смирится человек, благодать не вернется. И пока не вернется благодать, он не может осознать, что ошибся – так и будет думать, что баптисты лучше. Не заботились о своем спасении, ходили к гадалкам, ворожеям, цыганкам. Ленились молиться Богу. Тварь любим больше, чем Творца. На людей надеялись больше, чем на Бога.

Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира». Кумир – это ложный Бог, которому, мы кланяемся, когда грешим. Грехи против этой заповеди: любостяжание и сребролюбие – за них отдают душу. Сребролюбие – чем больше человек копит, тем больше охота обогащаться. Один священник пришел исповедовать умирающего человека. Заходит, а он жует деньги: у него в руках пачка денег и во рту. Вот до какой степени страсть может развиться. Надо понять нашу общечеловеческую слабость. Мы можем только с Божией помощью все делать, а как только откажемся от благодати, то уже бесовская сила нами будет командовать. Другой пример такой же был. Жили два брата. Один умирает, он копил себе алмазы, дорогие камни, деньги. И когда брат пришел к нему, он говорит: «Иди-ка вон туда, там у меня есть сундучок маленький, принеси-ка его сюда». Брат подумал, что может он для спасения души что-нибудь кому-то как милостыню подаст. А он взял этот сундучок, открыл и давай эти алмазы есть и глотать. Брат вырывать стал этот сундучок, а тот кусать ему руки. Миленькие мои, так может нарасти всякая страсть. Вот, братия, чему мы подвержены, и только с Божией помощью можем охранять себя. Чревоугодие, сластолюбие и пьянство. Смотрите, как они действуют. Кто страдает пьянством, пусть не думает, что без особой помощи Божией может вырваться из этой страсти – только благодать Божия может избавить. Гордость, лицемерие. Когда мы за своими иконами плохо смотрим, небрежно относимся к ним. Занимаем главные углы дома, к примеру, телевизором – это есть пренебрежение к святым иконам.

Третья заповедь: «Не произноси имени Господа Бога всуе». Не носили на себе крестик, стыдились изображать на себе крестное знамение и неправильно изображали его. Богохульство, кощунство. Насмехались над священниками, осмеивали их. Невнимательно молились. Ложно клялись, нарушали клятву, давали обещание Богу и нарушали его. О Боге говорили в шутках, со смехом, без надобности, без благоговения, принуждали кого к этому.

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, праздничный. Шесть дней делай все дела твои, а седьмой день – Господу Богу, да святится этот день». Много у нас работы и дел – шесть дней выполняй. В праздничный день человек от занятий воздерживается, придет в церковь, молится и получает благодать Божию, Его благословение. И как преподобный Серафим Саровский говорит, что эта благодать основывается и на роде: потомству, покойникам и всем сродникам. И наоборот, кто не идет в церковь, на покаяние – он лишает и себя, и своих детей благодати Божией. Кайтесь, что не ходили в праздники в церковь. Грешно, если в церкви плохо вели себя, уклонялись всячески от богослужения, не благотворили по мере своих сил храму Божию на нужды. Ленились трудиться в будничные дни, безделье осуждается Богом, Он сказал: «Делай, работай». Посты нарушали, не обращали на них внимания ни в среду, ни в пятницу.

Пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Грехи непочитания родителей: не слушались их, оскорбляли дерзкими словами, осмеивали, обманывали, не молились за них Богу. Ненавидели своих начальников, наставников, духовных отцов, осуждали их. Не почитали старших, грубо обращались со своими подчиненными. Небрежно исполняли свои обязанности.

Шестая заповедь: «Не убей». Всякого рода убийства, аборты. Пока мы живем, мы можем, братия, держать себя всегда в покаянном настроении: «Господи, прости меня, убийцу». Идешь куда, повторяй про себя и имей покаянное чувство, а не так: накрасятся, напудрятся, идут с гордо поднятой головой, а два-три аборта сделали. Терпеть всякие скорби, благодаря Бога. Вот этот путь и до гроба, и Господь простит. Соблазнили кого на грех своими словами, действиями. Не оказывали милосердие к ближним, не помогали в нужде, не утешали скорбящих. Думали о самоубийстве, не дай Бог. А сколько мы ругаемся, братия, ненавидим, смеемся друг над другом? Злословили кого, враждовали с кем-либо, зло помнили, клеветали на ближнего. Укоряли друг друга, радовались несчастью ближних, проклинали кого, смеялись над калеками, нищими, не прощали грехи ближним. Жестоко обращались с домашними животными. Убивали свое здоровье непосильными телесными трудами или наоборот пребывали в неге, пьянстве, роскоши – Господи, прости нас.

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй». Грехи прелюбодеяния: нарушение супружеской верности, нечистые желания и помышления. Скверные привычки, блудные песни, разговоры, нескромные шутки, прикосновения, смехотворство, наряды, нескромные зрелища. Эти зрелища в каждом доме теперь – вот, пожалуйста, только смотри – только успей включить телевизор, и все там увидишь и услышишь. Рукоблудие, разжигание страстными осязаниями, содомские грехи.

Восьмая заповедь: «Не укради». Присвоили чужую собственность обманом, тайным хищением, грабительство, взяточничеством, лихоимством. Лихоимство – желание, чтобы у нас все деньги были, ничего не тратить, а наоборот только прибавлять. Или, например, кто-то взял у вас взаймы, а вы: «Вот я тебе полгода буду держать, уже больше плати». Эта страсть прощается не сразу, потому особая. Вот блудная страсть или другая – человек согрешил, покаялся и все. А в этой страсти: у многих занял, многих обидел – в грехах покается, но вернуть нельзя. Надо вернуть обязательно, вот в чем дело. Если человек осознал этот свой грех, но он обеднел так, что ему совершенно нечем платить теперь – несмотря на то, уплатил или нет, Господь прощает. Хищение казенных денег, вещей, употребление их на свои нужды. Траты собственных денег на модную роскошь, пьянство и на грех себе.

Девятая заповедь: «Ложь». Неправду говорили, ложные свидетельства, клеветали на кого на суде. Осуждали, особенно видели чужие грехи, разглашали чужие пороки. Поэтому Великим постом: «Господи, дай мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». На великопостных богослужениях больше десяти раз повторяется эта молитва. Это очень важно, потому что мы очень слабы – вот себя мы не укоряем, а чужие грехи и недостатки видим. Поэтому нельзя каяться, пока ты не осознаешь свои грехи. А как осознать, когда в голове всегда мотаются чужие грехи? Не успеешь куда взглянуть, сразу грех видишь, и потом, хотя и глаза закроешь, напомнится тебе и то, и другое, и третье. Поэтому молимся много раз: «Господи, дай мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Распоряжение ввели: подсматривать, подслушивать, наушничать. Любили слушать наговоры и по ним осуждать людей, переносили вести из дома в дом. Любили ссорить людей, наговаривать, надсмехаться над ними, толковать худую сторону. Всякое празднословие и смехотворство.

И последнее, страшное: «Зависть», горькая зависть. Радовались несчастью других людей, желали кому-нибудь плохого, болезни, смерти. Досадовали, видя другого в счастье. Презирали ближних, а себя считали лучше всех.

Словом или делом, помышлением, ведением, всеми своими чувствами согрешали – кайтесь, братия и сестры, пока есть время. Как только
душа выйдет из тела, все это нельзя будет исправить. «А с чем застану, – Господь сказал, – с тем и судить буду».

Архимандрит Иоанн (Барсуков)

#ПравМари_СловоДуховникаЕпархии

167 14 ER 12.6827