Памяти Жан-Поля Бельмондо (9 апреля, 1933 -
6 сентября, 2021)
На последнем дыхании / À bout de souffle (1960)
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Джин Сиберг, Жан-Поль Бельмондо, Даниэль Буланже, Анри-Жак Юэ, Роже Анен, Ван Доуде, Жан-Пьер Мельвиль
Сценарий: Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль
Мишель Пуакар — настоящий прожигатель жизни, зарабатывающий на жизнь кражами дорогих машин. Он никогда не задумывается о последствиях своих криминальных выходок — просто живет, как хочет, ни на кого не рассчитывая, ни с кем не считаясь. Видимо, потому что молод и самонадеян.
Но однажды, по дороге в Париж, Мишель убивает полицейского: просто для того, чтобы избежать неприятных расспросов. Но с этой минуты в его жизни больше не будет ничего, кроме неприятностей.
* * *
Стукач / Le doulos (1962)
Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Серж Реджани, Жан Дезайи, Рене Лефевр, Марсель Кювелье
Франция, Италия
триллер, криминал
Два лучших друга Сильяна занимают полярные позиции в обществе – Морис – вор, Сальяри – полицейский комиссар. А потому ему приходится бороться с желанием сообщить всё, что он знает и тому и другому.
Но иногда он так и делает. Ведь он одновременно и преступник, и добровольный полицейский осведомитель. А за это рано или поздно может наступить расплата. И когда Морис после удачного ограбления убивает своего сообщника, а затем прячет пистолет и похищенные драгоценности, он предлагает Сальяри вступить в дело и поучаствовать в новом крупном дельце, наступает час выбора.
* * *
Сирена с «Миссисипи» / La sirène du Mississipi (1969)
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Катрин Денёв, Нелли Боржо
По мотивам романа Корнелла Вулрича "Соблазн" (Waltz Into Darkness, 1947).
В далёкую колонию Франции богатый плантатор Луи Маэ приглашает невесту, найденную по переписке. Через 4 месяца после заключения брака Жюли исчезает с большей частью состояния мужа. Луи нанимает частного сыщика, чтобы найти супругу.
Действие романа происходит в Новом Орлеане. Названием фильма Трюффо оставил «Сирена с „Миссисипи“», потому что так называется корабль, на котором приплыла главная героиня, и словно сирена очаровала плантатора.
* * *
Безумный Пьеро / Pierrot le fou (1965)
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Анна Карина, Грациэлла Гальвани
Франция, Италия
драма, мелодрама, криминал
Фердинанд и нанятая присматривать за его ребенком приходящая няня, Марианна, сбегают из дома и едут к морю на угнанном автомобиле, набитом крадеными деньгами… Он оставляет позади богатую жену, а она — неприятности, связанные с бандитами. Преследуемые полицией, они сжигают автомобиль, а вместе с ним и деньги мафии, и скрываются на безлюдном острове. Но что-то в их отношениях не складывается, и роман кончается.
* * *
Вне закона / Le marginal (1983)
Режиссер: Жак Дере
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Генри Сильва, Карлос Сотто Майор, Пьер Вернье, Морис Барье
Композитор: Эннио Морриконе
Страна: Франция
Жанр: боевик, триллер, драма, криминал
Бескомпромиссный комиссар полиции преследует крупного марсельского наркобарона. Преступный босс пытается купить комиссара, как и многих других до него, но главный герой отвергает сделку, продолжая сражаться в одиночку.
* * *
Женщина есть женщина / Une femme est une femme (1961)
Режиссер: Жан-Люк Годар
В ролях: Жан-Клод Бриали, Анна Карина, Жан-Поль Бельмондо, Анри Атталь, Керин Балм, Доротея Бланк, Мари Дюбуа, Эрнест Мензе, Жанна Моро
Франция, Италия
драма, мелодрама, комедия
Анжела во что бы то ни стало хочет ребенка, но ее муж Эмиль отказывается. В конце концов она делает вид, что попросила их друга Альфреда оказать ей честь, которая принимается. Эмиль, пойманный в ловушку, наконец удовлетворяет желание своей жены.
* * *
Раскаленный асфальт / Classe tous risques (1959)
Режиссер: Клод Соте
В ролях: Лино Вентура, Сандра Мило, Жан-Поль Бельмондо, Марсель Далио, Мишель Ардан, Симона Френс, Мишель Мериц, Стэн Крол, Эвелин Кер
Франция, Италия
триллер, драма, мелодрама, криминал
Матерый преступник Абель Давос, на счету которого многочисленные преступления, пытается бежать из страны. Бывшие подельщики, которым не нужна лишняя головная боль, с полицией пытаются избавиться от Абеля. Единственный, кто приходит ему на помощь — это вор Эрик Старк…
* * *
Письма послушницы / Lettere di una novizia (1960)
Режиссер: Альберто Латтуада
В ролях: Паскаль Пети, Жан-Поль Бельмондо, Массимо Джиротти, Лилла Бриньоне
Италия, Франция
драма
Молодые послушницы готовятся посвятить свои жизни служению Господу. К ним в обитель приезжает священник и, своей напутственной, эмоциональной речью, оживляет в Рите воспоминания двухлетней давности, связанные с её матерью и старшим сыном соседской семьи Жулиано.
#Бельмондо
Количество постов 11 453
Частота постов 6 часов 8 минут
ER
19.33
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Остров (2006)
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова
Россия
драма
Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство – расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить.
Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен...
#Лунгин #Мамонов #Сухоруков #Дюжев
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова
Россия
драма
Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство – расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить.
Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен...
#Лунгин #Мамонов #Сухоруков #Дюжев
Нежный возраст (2000)
Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Дмитрий Соловьев, Елена Камаева, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Борис Гребенщиков, Ирина Григорьева, Кирилл Лавров, Андрей Панин, Людмила Савельева
Россия
драма
История взросления одного конкретного человека в условиях новой рыночно-мафиозной общественной жизни. История его любви к однокласснице, которая становится известной парижской топ-моделью. Нежные и трогательные взаимоотношения с ней проходят через всю жизнь героя, от самого раннего детства до сегодняшних дней, спасают и формируют эту жизнь.
#Соловьев #Гафт #Гармаш #Гребенщиков
Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Дмитрий Соловьев, Елена Камаева, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Борис Гребенщиков, Ирина Григорьева, Кирилл Лавров, Андрей Панин, Людмила Савельева
Россия
драма
История взросления одного конкретного человека в условиях новой рыночно-мафиозной общественной жизни. История его любви к однокласснице, которая становится известной парижской топ-моделью. Нежные и трогательные взаимоотношения с ней проходят через всю жизнь героя, от самого раннего детства до сегодняшних дней, спасают и формируют эту жизнь.
#Соловьев #Гафт #Гармаш #Гребенщиков
Мне не больно (2006)
Режиссёр: Алексей Балабанов
В ролях: Рената Литвинова, Александр Яценко, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Валентин Кузнецов
Трое друзей стоят на пороге шикарного дома в центре большого города. Они молоды, полны сил и энергии, у них есть талант, сноровка, жажда жизни и... — в общем, у них есть все, кроме одного. Кроме денег. Впрочем, за этим они сюда и пришли — предложить услуги дизайнера хозяйке дома. Натэлла Антоновна тоже молода, но, кажется, жизнь ей уже успела наскучить.
По крайней мере, так было до встречи с Мишей. Он помог ей снова влюбиться в жизнь, а она нашла ему и его друзьям интересную работу. Богатые клиенты, дорогие обеды, огромные гонорары — друзья об этом и не мечтали. И самое главное — она любит его! Но при этом скрывает что‑то очень важное, что неизбежно повлияет на их будущее.
#Балабанов #Литвинова
Режиссёр: Алексей Балабанов
В ролях: Рената Литвинова, Александр Яценко, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Валентин Кузнецов
Трое друзей стоят на пороге шикарного дома в центре большого города. Они молоды, полны сил и энергии, у них есть талант, сноровка, жажда жизни и... — в общем, у них есть все, кроме одного. Кроме денег. Впрочем, за этим они сюда и пришли — предложить услуги дизайнера хозяйке дома. Натэлла Антоновна тоже молода, но, кажется, жизнь ей уже успела наскучить.
По крайней мере, так было до встречи с Мишей. Он помог ей снова влюбиться в жизнь, а она нашла ему и его друзьям интересную работу. Богатые клиенты, дорогие обеды, огромные гонорары — друзья об этом и не мечтали. И самое главное — она любит его! Но при этом скрывает что‑то очень важное, что неизбежно повлияет на их будущее.
#Балабанов #Литвинова
Думаю, как всё закончить / I'm Thinking of Ending Things (2020)
Режиссер: Чарли Кауфман
В ролях: Джесси Племонс, Джесси Бакли, Тони Коллетт, Дэвид Тьюлис
США
триллер, драма
Люси подумывает расстаться со своим бойфрендом Джейком, но вместо этого едет с ним в гости к его родителям на отдалённую ферму. В дороге молодые люди беседуют на самые разные темы, а когда прибывают на место, Люси замечает, что в доме родителей Джека происходит что-то странное. Да и сами потенциальные родственники ведут себя очень подозрительно.
Режиссер: Чарли Кауфман
В ролях: Джесси Племонс, Джесси Бакли, Тони Коллетт, Дэвид Тьюлис
США
триллер, драма
Люси подумывает расстаться со своим бойфрендом Джейком, но вместо этого едет с ним в гости к его родителям на отдалённую ферму. В дороге молодые люди беседуют на самые разные темы, а когда прибывают на место, Люси замечает, что в доме родителей Джека происходит что-то странное. Да и сами потенциальные родственники ведут себя очень подозрительно.
Память / Memoria (2021)
Режиссер: Апитчатпон Вирасетакул
В ролях: Тильда Суинтон, Элькин Диас, Жанна Балибар
Джессика, специалист по выращиванию орхидей, приезжает в Колумбию, чтобы ухаживать за сестрой, находящейся в состоянии сна. Но и сама Джессика практически теряет покой — ее преследует странный звук, похожий то ли на взрыв, то ли на мощный удар, который тревожит и лишает сна. Пытаясь понять его происхождение, героиня все больше теряет связь с тем, что принято считать реальностью.
Режиссер: Апитчатпон Вирасетакул
В ролях: Тильда Суинтон, Элькин Диас, Жанна Балибар
Джессика, специалист по выращиванию орхидей, приезжает в Колумбию, чтобы ухаживать за сестрой, находящейся в состоянии сна. Но и сама Джессика практически теряет покой — ее преследует странный звук, похожий то ли на взрыв, то ли на мощный удар, который тревожит и лишает сна. Пытаясь понять его происхождение, героиня все больше теряет связь с тем, что принято считать реальностью.
14 июля 1918 года родился шведский режиссер Ингмар Бергман
Седьмая печать / Det sjunde inseglet (1957)
В середине XIV века рыцарь Антониус Блок и его оруженосец возвращаются после десяти лет крестовых походов в родную Швецию. Блок устал от жизни, и не видит вокруг себя ничего, ради чего стоило бы продолжать влачить свое существование. Но прежде он хочет убедиться в том, что Бог — есть…
_____________________________________________________________________________
Персона / Persona (1966)
Психологическая драма, в которой раскрывается одна из важнейших проблем современного мира, когда, несмотря на, казалось бы, нормальное течение профессиональной и личной жизни, человек вдруг ощущает одиночество и бессмысленность своего существования. Будучи знаменитой актрисой, госпожа Фоглер внезапно замолкает прямо во время спектакля и с тех пор перестает разговаривать со всеми.
Пребывание в больнице показывает, что психически она здорова. Медсестра Альма должна вывести ее из этого состояния, и они отправляются вдвоем к морю, где их ждут нелегкие дни общения.
___________________________________________________________________________
Земляничная поляна / Smultronstället (1957)
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
___________________________________________________________________________
Шепоты и крики / Viskningar och rop (1972)
Что происходит в семье, когда тяжелобольной человек умирает от рака? Как родственники способны помочь ему или как им самим надо помогать? А, может быть, помощь в данном случае взаимная?
___________________________________________________________________________
Молчание / Tystnaden (1963)
Две сестры, ощущающие в своих душах одиночество, пытаются скрасить свою жизнь сексуальными переживаниями. И все это происходит в молчании. Ведь оно «иногда бывает выразительнее всяких речей». А это как раз тот самый случай!
__________________________________________________________________________
Сквозь тёмное стекло / Såsom i en spegel (1961)
Только что вышедшая из психиатрической лечебницы девушка Карин отдыхает вместе со своим мужем Мартином врачом, отцом Дэвидом — известным писателем, и младшим братом Фредериком, по прозвищу Минус, на небольшом островке. Карин страдает галлюцинациями и истерическими припадками — ей кажется, что ее посещает Господь Бог…
__________________________________________________________________________
Причастие / Nattvardsgästerna (1962)
Этот фильм о протестантизме и о вере. Пастор Томас Эрикссон, терзаемый вечными вопросами: «А есть ли Бог? А если его нет, то скоро ли Он будет?» Но ведь проповедник — ничто без своей паствы.
___________________________________________________________________________
Девичий источник / Jungfrukällan (1960)
Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события… И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение.
___________________________________________________________________________
Час волка / Vargtimmen (1968)
Художник Йохан Борг с женой Альмой приезжает в маленький домик на краю земли. Йохан рисует, жена занимается домом, их жизнь тиха и однообразна, в ней много молчания, но они довольны. Но на острове, кроме них, живут загадочные аристократы, которые восхищаются творчеством Йохана и однажды приглашают чету Борг на вечеринку.
___________________________________________________________________________
Летняя игра / Sommarlek (1951)
Режиссер: Ингмар Бергман
Мари, своенравная «звезда» балета, находит дневник своего погибшего друга. Поддавшись воспоминаниям, она отправляется на остров в пригороде Стокгольма, где много лет назад повстречала своего первого возлюбленного и провела с ним самые счастливые дни. Но идиллия скандинавского лета, как и первая любовь, коротка и иллюзорна. Годы спустя, вспомнив и пережив всё заново, она пробуждается к новой жизни.
#Бергман #Швеция #США #Германия
Седьмая печать / Det sjunde inseglet (1957)
В середине XIV века рыцарь Антониус Блок и его оруженосец возвращаются после десяти лет крестовых походов в родную Швецию. Блок устал от жизни, и не видит вокруг себя ничего, ради чего стоило бы продолжать влачить свое существование. Но прежде он хочет убедиться в том, что Бог — есть…
_____________________________________________________________________________
Персона / Persona (1966)
Психологическая драма, в которой раскрывается одна из важнейших проблем современного мира, когда, несмотря на, казалось бы, нормальное течение профессиональной и личной жизни, человек вдруг ощущает одиночество и бессмысленность своего существования. Будучи знаменитой актрисой, госпожа Фоглер внезапно замолкает прямо во время спектакля и с тех пор перестает разговаривать со всеми.
Пребывание в больнице показывает, что психически она здорова. Медсестра Альма должна вывести ее из этого состояния, и они отправляются вдвоем к морю, где их ждут нелегкие дни общения.
___________________________________________________________________________
Земляничная поляна / Smultronstället (1957)
78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.
___________________________________________________________________________
Шепоты и крики / Viskningar och rop (1972)
Что происходит в семье, когда тяжелобольной человек умирает от рака? Как родственники способны помочь ему или как им самим надо помогать? А, может быть, помощь в данном случае взаимная?
___________________________________________________________________________
Молчание / Tystnaden (1963)
Две сестры, ощущающие в своих душах одиночество, пытаются скрасить свою жизнь сексуальными переживаниями. И все это происходит в молчании. Ведь оно «иногда бывает выразительнее всяких речей». А это как раз тот самый случай!
__________________________________________________________________________
Сквозь тёмное стекло / Såsom i en spegel (1961)
Только что вышедшая из психиатрической лечебницы девушка Карин отдыхает вместе со своим мужем Мартином врачом, отцом Дэвидом — известным писателем, и младшим братом Фредериком, по прозвищу Минус, на небольшом островке. Карин страдает галлюцинациями и истерическими припадками — ей кажется, что ее посещает Господь Бог…
__________________________________________________________________________
Причастие / Nattvardsgästerna (1962)
Этот фильм о протестантизме и о вере. Пастор Томас Эрикссон, терзаемый вечными вопросами: «А есть ли Бог? А если его нет, то скоро ли Он будет?» Но ведь проповедник — ничто без своей паствы.
___________________________________________________________________________
Девичий источник / Jungfrukällan (1960)
Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события… И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение.
___________________________________________________________________________
Час волка / Vargtimmen (1968)
Художник Йохан Борг с женой Альмой приезжает в маленький домик на краю земли. Йохан рисует, жена занимается домом, их жизнь тиха и однообразна, в ней много молчания, но они довольны. Но на острове, кроме них, живут загадочные аристократы, которые восхищаются творчеством Йохана и однажды приглашают чету Борг на вечеринку.
___________________________________________________________________________
Летняя игра / Sommarlek (1951)
Режиссер: Ингмар Бергман
Мари, своенравная «звезда» балета, находит дневник своего погибшего друга. Поддавшись воспоминаниям, она отправляется на остров в пригороде Стокгольма, где много лет назад повстречала своего первого возлюбленного и провела с ним самые счастливые дни. Но идиллия скандинавского лета, как и первая любовь, коротка и иллюзорна. Годы спустя, вспомнив и пережив всё заново, она пробуждается к новой жизни.
#Бергман #Швеция #США #Германия
Сталкер (1979)
Режиссер: Андрей Тарковский
По мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине»
В ролях: Алиса Фрейндлих, Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Наташа Абрамова, Файме Юрно
В некой запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры.
* * *
Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
Рабочее название сценария — «Машина желаний».
В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
Актер Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощен, и фильм все-таки закончили.
В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
Из-за конфликта с режиссёром Андреем Тарковским имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
Работа над фильмом была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством проблем и заняла около трёх лет.
Картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками, а сценарий продолжали переписывать прямо по ходу съёмок. В результате, бюджет был значительно перерасходован из-за постоянных переделок.
15 февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена фильма — дом Сталкера. Натурные съёмки в Эстонии проходили в мае-августе. Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии «Мосфильма». Финальные сцены, а также виды индустриального пейзажа из открытой двери бара снимали в Москве, в районе Загородного шоссе. На заднем плане видны трубы ТЭЦ-20.
9 августа 1977 года несколько тысяч метров отснятого материала при проявке плёнки безвозвратно погибли в лабораториях «Мосфильма». Высказывались разные версии: от подмены плёнки недоброжелателями до тактического хода Тарковского, который таким образом хотел полностью переделать неустраивавший его фильм. Съёмочная команда предполагала, что картину могут закрыть, но ещё в июле режиссер смог получить разрешение Госкино на увеличение бюджета.
В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и приступил к работе заново уже с третьей по счёту командой.
Хотя в титрах Тарковский не значился как сценарист, он считался одним из трёх соавторов, и роль его заключалась в основном в выбраковывании материала. Борис Стругацкий вспоминал, что по сравнению со сценарием фильма никакое другое произведение не отняло у них столько сил, и назвал ту работу бесконечно изматывающей. Из-за «Сталкера» откладывалось написание повести «Жук в муравейнике». Председатель Госкино СССР Ермаш предупреждал Тарковского перед окончательным одобрением, что братья имеют репутацию «неэкранизируемых», особенно после неудачи предыдущей попытки экранизации по мотивам «Парня из преисподней». Однако Тарковский твёрдо стоял на своём.
Придирчивость режиссёра утомляла команду. Над одной только постановкой сцены, длящейся на экране несколько секунд, художники картины работали несколько дней. Тарковский добивался, чтобы на лужайке, которая попадёт в кадр, был только зелёный цвет. Вся трава неправильного оттенка скрупулёзно удалялась по одной травинке.
Награды:
Премия имени Лукино Висконти в конкурсе «Давид „Донателло“ в Италии в 1980 году; приз ФИПРЕССИ на МКФ в Триесте в 1981 году; особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту в 1983 году.
Каннский кинофестиваль, 1980 год
- Приз экуменического (христианского) жюри
#Тарковский #СССР #Сталкер #Стругацкие
Режиссер: Андрей Тарковский
По мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине»
В ролях: Алиса Фрейндлих, Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Наташа Абрамова, Файме Юрно
В некой запретной Зоне, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры.
* * *
Сталкер снимали в окрестностях Таллина (Эстония) в 1977-1978 гг.
Рабочее название сценария — «Машина желаний».
В феврале 1976 года Тарковский официально получил «добро» на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша.
Сам Тарковский, его жена Лариса (второй режиссер фильма) и исполнитель главной роли Анатолий Солоницын умерли от одной и той же болезни — рак бронхов.
Актер Александр Кайдановский, известный своим горячим нравом, подрался на съемках «Сталкера» с Тарковским, но был прощен, и фильм все-таки закончили.
В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря — «28 декабря». Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
Долгое нахождение в экологически загрязненном районе съемок отрицательно сказалось на здоровье всех участников съемочной группы, в том числе и на самом Андрее Тарковском. Фактически избежал болезней и осложнений только один человек — композитор Эдуард Артемьев, так как ни разу не был в местах съемок, работая над музыкой к фильму в Москве.
Из-за конфликта с режиссёром Андреем Тарковским имя главного оператора Георгия Рерберга не было внесено в титры фильма.
Работа над фильмом была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством проблем и заняла около трёх лет.
Картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками, а сценарий продолжали переписывать прямо по ходу съёмок. В результате, бюджет был значительно перерасходован из-за постоянных переделок.
15 февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена фильма — дом Сталкера. Натурные съёмки в Эстонии проходили в мае-августе. Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии «Мосфильма». Финальные сцены, а также виды индустриального пейзажа из открытой двери бара снимали в Москве, в районе Загородного шоссе. На заднем плане видны трубы ТЭЦ-20.
9 августа 1977 года несколько тысяч метров отснятого материала при проявке плёнки безвозвратно погибли в лабораториях «Мосфильма». Высказывались разные версии: от подмены плёнки недоброжелателями до тактического хода Тарковского, который таким образом хотел полностью переделать неустраивавший его фильм. Съёмочная команда предполагала, что картину могут закрыть, но ещё в июле режиссер смог получить разрешение Госкино на увеличение бюджета.
В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и приступил к работе заново уже с третьей по счёту командой.
Хотя в титрах Тарковский не значился как сценарист, он считался одним из трёх соавторов, и роль его заключалась в основном в выбраковывании материала. Борис Стругацкий вспоминал, что по сравнению со сценарием фильма никакое другое произведение не отняло у них столько сил, и назвал ту работу бесконечно изматывающей. Из-за «Сталкера» откладывалось написание повести «Жук в муравейнике». Председатель Госкино СССР Ермаш предупреждал Тарковского перед окончательным одобрением, что братья имеют репутацию «неэкранизируемых», особенно после неудачи предыдущей попытки экранизации по мотивам «Парня из преисподней». Однако Тарковский твёрдо стоял на своём.
Придирчивость режиссёра утомляла команду. Над одной только постановкой сцены, длящейся на экране несколько секунд, художники картины работали несколько дней. Тарковский добивался, чтобы на лужайке, которая попадёт в кадр, был только зелёный цвет. Вся трава неправильного оттенка скрупулёзно удалялась по одной травинке.
Награды:
Премия имени Лукино Висконти в конкурсе «Давид „Донателло“ в Италии в 1980 году; приз ФИПРЕССИ на МКФ в Триесте в 1981 году; особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту в 1983 году.
Каннский кинофестиваль, 1980 год
- Приз экуменического (христианского) жюри
#Тарковский #СССР #Сталкер #Стругацкие
Слёзы капали (1982) Реж. Георгий Данелия
Легенда гласит, что когда-то, давным-давно злой волшебник Тролль смастерил зеркало, в котором всё хорошее исчезало, а всё плохое, напротив, бросалось в
глаза и выглядело еще отвратительнее. Но зеркало выпало из рук его учеников, упало на землю и разбилось. Зеркало разлетелось на бесчисленное множество осколков, осколки разлетелись по всему белу свету. Тот, кому осколок зеркала попадал в глаз, начинал видеть во всём лишь дурное, и жить ему становилось тошно. Эта история началась в обычный осенний день, когда Павел Иванович
Васин возвращался с работы домой и почувствовал, как что-то попало в глаз.
Это был осколок волшебного зеркала. В одночасье мир для товарища Васина переворачивается. Любящий муж, отец и дедушка, отзывчивый сослуживец и вообще добряк-человек превращается в злого, сварливого брюзгача – теперь
всё вокруг ему кажется мерзким, отвратительным, пошлым. Пришел домой и
со всеми переругался, выгнал детей. Пришел на работу – поругался со всеми, уволил молодую сотрудницу. Обидел друзей. И до того довел себя, что решил покончить с собой. Васин начинает сражаться с тенями, погружаясь в пучину паранойи, оскорбляя действительно хороших людей. А ведь такое могло бы случиться с каждым. Кто не приходил домой и не срывался на близких из-за
личных неудач? Иногда, чтобы стало легче, нужно выплакаться, излить свою
боль и горечь. Но случится ли это с нашим героем и сможет ли он прозреть?
«Слезы капали» Георгия Данелии – едва ли не самый лучший фильм режиссера. «Грустная сказка» (так фильм обозначен в титрах) Георгия Данелии — это очень тяжелая и депрессивная картина, при этом совершенно удивительная по своей глубине и воплощению. Кроме того, роль товарища Васина в фильме, пожалуй, самая лучшая роль Леонова в его актерской карьере. «Слезы капали» Данелии продолжают оставаться актуальными и в наши дни. Фильм нередко называют «забытым шедевром» и бриллиантом кинематографа. Сам Федерико Феллини называл «Слезы капали» самой любимой среди кинокартин Георгия Данелии. Фильм был запрещён к показу за границей, полгода пролежал на полке и был выпущен в ограниченный прокат (можно показывать только в периферийных кинотеатрах и только на утренних сеансах). Увы, удел многих фильмов в СССР.
Легенда гласит, что когда-то, давным-давно злой волшебник Тролль смастерил зеркало, в котором всё хорошее исчезало, а всё плохое, напротив, бросалось в
глаза и выглядело еще отвратительнее. Но зеркало выпало из рук его учеников, упало на землю и разбилось. Зеркало разлетелось на бесчисленное множество осколков, осколки разлетелись по всему белу свету. Тот, кому осколок зеркала попадал в глаз, начинал видеть во всём лишь дурное, и жить ему становилось тошно. Эта история началась в обычный осенний день, когда Павел Иванович
Васин возвращался с работы домой и почувствовал, как что-то попало в глаз.
Это был осколок волшебного зеркала. В одночасье мир для товарища Васина переворачивается. Любящий муж, отец и дедушка, отзывчивый сослуживец и вообще добряк-человек превращается в злого, сварливого брюзгача – теперь
всё вокруг ему кажется мерзким, отвратительным, пошлым. Пришел домой и
со всеми переругался, выгнал детей. Пришел на работу – поругался со всеми, уволил молодую сотрудницу. Обидел друзей. И до того довел себя, что решил покончить с собой. Васин начинает сражаться с тенями, погружаясь в пучину паранойи, оскорбляя действительно хороших людей. А ведь такое могло бы случиться с каждым. Кто не приходил домой и не срывался на близких из-за
личных неудач? Иногда, чтобы стало легче, нужно выплакаться, излить свою
боль и горечь. Но случится ли это с нашим героем и сможет ли он прозреть?
«Слезы капали» Георгия Данелии – едва ли не самый лучший фильм режиссера. «Грустная сказка» (так фильм обозначен в титрах) Георгия Данелии — это очень тяжелая и депрессивная картина, при этом совершенно удивительная по своей глубине и воплощению. Кроме того, роль товарища Васина в фильме, пожалуй, самая лучшая роль Леонова в его актерской карьере. «Слезы капали» Данелии продолжают оставаться актуальными и в наши дни. Фильм нередко называют «забытым шедевром» и бриллиантом кинематографа. Сам Федерико Феллини называл «Слезы капали» самой любимой среди кинокартин Георгия Данелии. Фильм был запрещён к показу за границей, полгода пролежал на полке и был выпущен в ограниченный прокат (можно показывать только в периферийных кинотеатрах и только на утренних сеансах). Увы, удел многих фильмов в СССР.
22 января свой 69-й день рождения отмечает Джим Джармуш
Вне закона / Down by Law (1986)
Новый Орлеан. Диджей Зак, переживающий полосу неудач, соглашается перегнать ворованный автомобиль, чтобы быстро заработать немного денег. К сожалению, его останавливает полиция, а в багажнике находят труп. Зак попадает в тюрьму.
Сутенер Джек, подставленный своим врагом, тоже попадает в руки закона и оказывается в одной камере с Заком. Вскоре в их маленькой камере появляется Роберто, приятный, смешной итальянец, знающий всего несколько фраз по-английски и обожающий американские фильмы.
Таинственный поезд / Mystery Train (1989)
Действие трёх историй происходит в отеле «Аркадия», Мемфис, штат Теннеси.
Ночь на земле / Night on earth (1991)
Пять таксистских историй, случившихся за одну ночь в пяти мегаполисах мира: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме и Хельсинки.
Более странно, чем в раю / Stranger Than Paradise (1984)
Скучающие молодые люди Вилли и Эдди - бездельники и игроки. Их жизнь - такая же затхлая помойка, как и квартал Манхеттена, в котором они обитают. Однако в один прекрасный день к Вилли приезжает юная кузина Ева из Венгрии, и постепенно друзья решаются на перемены...
Мертвец / Dead Man (1995)
После смерти родителей молодой счетовод Уильям Блэйк в надежде найти работу приезжает на Дикий Запад, где по злой воле случая за его голову назначается награда в 500 долларов. Раненого в грудь возле сердца, его выхаживает индеец, которого много лет возили по городам Америки и Англии в качестве живого экспоната. Он принял этого юношу в очках за поэта Уильяма Блэйка, чьи стихи запали в сердце «дикаря», и стал его ангелом-хранителем. А опекаемый, лишившись очков, сам вдруг стал стрелять без промаха, увеличивая стоимость своей головы, оставляя за собой след из трупов лиц, охочих до награды, и приближаясь к тому «месту, откуда приходят и куда возвращаются все духи».
Кофе и сигареты / Coffee and Cigarettes (2003)
Одиннадцать новелл с участием актеров, шоуменов, музыкантов. Попивая кофе и покуривая сигареты, герои фильма спорят, подшучивают друг над другом, делают глубокомысленные выводы и травят нелепые байки.
Сломанные цветы / Broken Flowers (2005)
Утро для престарелого «Дон Жуана» Дона Джонстона начинается с того, что от него уходит очередная подружка Шерри, потеряв веру в то, что с этим человеком можно создать семью. Оставшись в одиночестве, разбирая почту, Дон обнаруживает розовый конверт. В письме неизвестная сообщает, что двадцать лет назад, расставшись с Доном, обнаружила, что беременна. Не обращаясь за помощью к Дону, вырастила сына, которому уже 19 лет. И мальчик, которому мама не сообщила, кто его отец, решил самостоятельно увидеть папу и ушёл из дома. Дама писала, что ничего не хочет от Дона, просто предупреждает, что встреча отца с сыном вполне возможна. Показав письмо другу Уинстону - любителю детективов - Дон получил от того совет: вспомнить всех своих подружек, которые у него были 20 лет назад и посетить их, выяснив, какая из них родила ему сына...
Пределы контроля / The Limits of Control (2009)
Чужак в чужом краю, он живет вне закона и никому не доверяет. Его единственная цель — выполнение миссии, окончательный смысл которой остается туманным. Его путь по Испании напоминает сон, хотя пролегает по конкретному маршруту. Во время путешествия ему предстоит пересечь незнакомую страну и погрузиться в глубь собственного сознания.
Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive (2013)
История древних вампиров Адама и Евы, которые видели ещё татаро-монгольское иго и инквизицию. Адам — рокер из Детройта, играющий андеграунд-музыку. Он уже очень старый, он хочет тишины, покоя, и тихо ненавидит «зомби» (так вампиры зовут людей). Ева же — напротив, весьма жизнерадостная вампирелла постарше, общающаяся с поэтом времён Шекспира, Кристофером Марло, и живущая в Танжере. Она приезжает вытаскивать своего любовника из пучины депрессии. Но идиллию нарушает внезапно заявляющаяся младшая сестра Евы — Ава. Исход ситуации предсказать не в силах никто — выживут только любовники?
Патерсон / Paterson (2016)
Жизнь Патерсона – сплошная романтика: он работает водителем автобуса в городе Патерсон, штат Нью-Джерси, а в свободное время пишет стихи для любимой жены Лоры. Патерсон облачает красоту повседневности в стихи и встречает поэтов повсюду – такова магия города - родины поэтов Аллена Гинзберга и Уильяма Карлоса Уильямса. Патерсон пишет в стол и даже не мечтает публиковаться, однако одно маленькое событие меняет его планы.
Вне закона / Down by Law (1986)
Новый Орлеан. Диджей Зак, переживающий полосу неудач, соглашается перегнать ворованный автомобиль, чтобы быстро заработать немного денег. К сожалению, его останавливает полиция, а в багажнике находят труп. Зак попадает в тюрьму.
Сутенер Джек, подставленный своим врагом, тоже попадает в руки закона и оказывается в одной камере с Заком. Вскоре в их маленькой камере появляется Роберто, приятный, смешной итальянец, знающий всего несколько фраз по-английски и обожающий американские фильмы.
Таинственный поезд / Mystery Train (1989)
Действие трёх историй происходит в отеле «Аркадия», Мемфис, штат Теннеси.
Ночь на земле / Night on earth (1991)
Пять таксистских историй, случившихся за одну ночь в пяти мегаполисах мира: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме и Хельсинки.
Более странно, чем в раю / Stranger Than Paradise (1984)
Скучающие молодые люди Вилли и Эдди - бездельники и игроки. Их жизнь - такая же затхлая помойка, как и квартал Манхеттена, в котором они обитают. Однако в один прекрасный день к Вилли приезжает юная кузина Ева из Венгрии, и постепенно друзья решаются на перемены...
Мертвец / Dead Man (1995)
После смерти родителей молодой счетовод Уильям Блэйк в надежде найти работу приезжает на Дикий Запад, где по злой воле случая за его голову назначается награда в 500 долларов. Раненого в грудь возле сердца, его выхаживает индеец, которого много лет возили по городам Америки и Англии в качестве живого экспоната. Он принял этого юношу в очках за поэта Уильяма Блэйка, чьи стихи запали в сердце «дикаря», и стал его ангелом-хранителем. А опекаемый, лишившись очков, сам вдруг стал стрелять без промаха, увеличивая стоимость своей головы, оставляя за собой след из трупов лиц, охочих до награды, и приближаясь к тому «месту, откуда приходят и куда возвращаются все духи».
Кофе и сигареты / Coffee and Cigarettes (2003)
Одиннадцать новелл с участием актеров, шоуменов, музыкантов. Попивая кофе и покуривая сигареты, герои фильма спорят, подшучивают друг над другом, делают глубокомысленные выводы и травят нелепые байки.
Сломанные цветы / Broken Flowers (2005)
Утро для престарелого «Дон Жуана» Дона Джонстона начинается с того, что от него уходит очередная подружка Шерри, потеряв веру в то, что с этим человеком можно создать семью. Оставшись в одиночестве, разбирая почту, Дон обнаруживает розовый конверт. В письме неизвестная сообщает, что двадцать лет назад, расставшись с Доном, обнаружила, что беременна. Не обращаясь за помощью к Дону, вырастила сына, которому уже 19 лет. И мальчик, которому мама не сообщила, кто его отец, решил самостоятельно увидеть папу и ушёл из дома. Дама писала, что ничего не хочет от Дона, просто предупреждает, что встреча отца с сыном вполне возможна. Показав письмо другу Уинстону - любителю детективов - Дон получил от того совет: вспомнить всех своих подружек, которые у него были 20 лет назад и посетить их, выяснив, какая из них родила ему сына...
Пределы контроля / The Limits of Control (2009)
Чужак в чужом краю, он живет вне закона и никому не доверяет. Его единственная цель — выполнение миссии, окончательный смысл которой остается туманным. Его путь по Испании напоминает сон, хотя пролегает по конкретному маршруту. Во время путешествия ему предстоит пересечь незнакомую страну и погрузиться в глубь собственного сознания.
Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive (2013)
История древних вампиров Адама и Евы, которые видели ещё татаро-монгольское иго и инквизицию. Адам — рокер из Детройта, играющий андеграунд-музыку. Он уже очень старый, он хочет тишины, покоя, и тихо ненавидит «зомби» (так вампиры зовут людей). Ева же — напротив, весьма жизнерадостная вампирелла постарше, общающаяся с поэтом времён Шекспира, Кристофером Марло, и живущая в Танжере. Она приезжает вытаскивать своего любовника из пучины депрессии. Но идиллию нарушает внезапно заявляющаяся младшая сестра Евы — Ава. Исход ситуации предсказать не в силах никто — выживут только любовники?
Патерсон / Paterson (2016)
Жизнь Патерсона – сплошная романтика: он работает водителем автобуса в городе Патерсон, штат Нью-Джерси, а в свободное время пишет стихи для любимой жены Лоры. Патерсон облачает красоту повседневности в стихи и встречает поэтов повсюду – такова магия города - родины поэтов Аллена Гинзберга и Уильяма Карлоса Уильямса. Патерсон пишет в стол и даже не мечтает публиковаться, однако одно маленькое событие меняет его планы.