Статистика ВК сообщества "Αρχαία Ελλάδα // История Древней Греции"

0+

Графики роста подписчиков

Created with Highcharts 4.1.10Кол-во человекза 4 дняКол-во человек2024-12-312025-01-032025-01-142025-01-1515 15815 16015 16215 16415 16615 168
Created with Highcharts 4.1.10Кол-во человекза 24 месяцаКол-во человек2023-022023-032023-042023-052023-062023-072023-082023-092023-102023-112023-122024-012024-022024-032024-042024-052024-062024-072024-082024-092024-102024-112024-122025-0112k13k14k15k16k

Лучшие посты

ДРЕВНЯЯ ЗАПАДНАЯ АЗИЯ
ХЕТТСКАЯ ДЕРЖАВА

ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ О ХЕТТАХ
Объединение хеттских племен

Несколько племен на рубеже XVIII и XVII вв. до н. э. боролись между собой за гегемонию в стране хеттов. Центрами общественной жизни и управления у этих племен были хорошо укрепленные населенные пункты, которые уже можно было назвать городами. Наиболее важными из этих городов были Неса, Куссар и Цалпа. Очевидно, диалект области города Неса и лег в основу хеттского языка.

Эти города возглавлялись вождями, которые уже значительно выделились из массы передовых общинников, поэтому некоторые ученые и считают их царями. Анитте, правителю Куссара, сопутствовал успех в борьбе хеттских царьков за гегемонию. Анитта разрушил город Хаттуса, оплот протохеттских племен, подчинил Несу и сделал ее своей столицей.

Еще более удачливым завоевателем был один из преемников Анитты — Табарна, имя которого стало нарицательным в качестве титула главы Хеттского государства. Хеттские тексты начинают историю именно с его правления.

Опираясь на силу племенного союза, Табарна подчинил различные территории восточной части Малой Азии. Его сын Хаттусили продолжал завоевания и направил свои походы в Сирию против города Халпа. Но после его смерти, согласно позднейшему источнику, восходящему ко времени царя Телепину, «…рабы царевича восстали, они начали их дома разрушать, своих господ предавать и проливать их кровь…». Надо полагать, что речь здесь идет о восстании порабощенного населения покоренных областей, воспользовавшегося раздорами в среде знати хеттского племенного союза.

Следует отметить, что текст подчеркивает сплоченность племенного союза, имевшую место как при Табарне, так и при Хаттусили: «…тогда его сыновья, братья, его свойственники, его родственники и его воины были объединены». Поскольку источник отмечает восстание «рабов» против «царевичей», а не против «царя», то, по-видимому, речь идет о периоде после смерти Хаттусили, когда вопрос о его преемнике еще не был решен, что и привело к смутам среди хеттских племен.

Царская власть усиливалась пропорционально усилению опасности, вызванной восстанием в завоеванных областях. На царский престол вступил один из сыновей Хаттусили по имени Мурсили.

Вокруг нового царя, как отмечает источник, были собраны его сыновья, свойственники, родственники и воины. Надо думать, что восстание покоренных областей побудило хеттскую знать к большей сплоченности.

В Хаттусу, древний центр протохеттских племен, разрушенный в свое время Аниттой, Мурсили распорядился перевести столицу. Переводом столицы в Хаттусу Мурсили, очевидно, хотел подчеркнуть, что теперь завершилось объединение племен-носителей несийского языка и протохеттских племен, коренного населения страны.

Мурсили решил предпринять далекие походы в области, лежавшие за пределами Малой Азии — в Северную Сирию и вниз по Евфрату, в Вавилонию. Это полностью соответствовало интересам знати, жаждавшей грабежа и наживы.

В Передней Азии в это время еще существовало обширное, но внутренне непрочное объединение гиксосов, которые к середине XVIII века до н. э. подчинили себе северную часть Египта.

Однако Южный Египет достиг значительных успехов в борьбе с гиксосами еще в конце XVII века до н. э. По-видимому, под влиянием именно этих успехов египетского оружия, Хаттусили, а затем и его сын Мурсили получили возможность направить свои походы в область города Халпы. Предполагается, что он являлся опорным пунктом гиксосов на севере. Надо думать, что фараонам Египта XVII–XVIII династий походы хеттских царей на Халпу были на руку, так как значительно облегчали окончательное изгнание гиксосов из долины Нила.

О походе Мурсили на названный город хеттский источник повествует следующими краткими словами: «Он, то есть Мурсили, пошел на Халпу и разрушил Халпу, привел пленных из Халпы и их имущество в Хаттусу». Взятие Халпы принято датировать примерно 1600 годом до нашей эры. Непрочное военное объединение распалось вскоре после этого похода.

Победы хеттского царя и победы египетского фараона Яхмеса I дали свой результат. Сразу после окончания удачной военной кампании в Северной Сирии хетты предприняли поход против Вавилонского государства, которое в это время уже не могло оказать серьезного сопротивления, будучи ослабленным внутренними смутами и непрерывными внешними войнами.

Хеттский царь заручился союзом с хурритским государством Митанни, завладевшим, по-видимому, еще в конце VIII в. до н. э. Северной Месопотамией. Благодаря помощи своего союзника, Муре или смог беспрепятственно достигнуть Вавилона. Разграбив знаменитый город, он вернулся с богатой добычей обратно в Хаттусу.

Позднее Мурсили стал жертвой дворцовых заговоров. Вероятно, они были вызваны спорами о престолонаследии. Так или иначе, но после убийства Мурсили в течение ряда лет хеттское общество потрясают смуты и восстания.

Источник: А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. авторы "История Древнего мира. Древний Восток", Минск, Харвест, 1999, с. 463-466.

#статья@apxaia_ellada
#Древний_Восток@apxaia_ellada
#Бадак_Войнич_Восток@apxaia_ellada

12 2 ER 0.9201
Изложение 8—11-й апорий

Итак, о том, что начала [у преходящего и вечного] не могут быть одни и те же, достаточно сказанного. Если же эти начала разные, то возникает один трудный вопрос: должны ли они сами быть непреходящими или преходящими? Если они преходящи, то ясно, что и они необходимо должны состоять из чего то (ведь все преходящее превращается в то, из чего оно состоит); так что получается, что этим началам предшествуют другие начала, а это невозможно и в том случае, если ряд прекращается, и в том, если он идет в бесконечность. А затем: как сможет существовать преходящее, если начала его будут разрушены? Если же начала непреходящи, то почему из одних непреходящих начал получается преходящее, а из других – непреходящее? Это ведь не правдоподобно, а или невозможно, или требует обстоятельного обоснования. Впрочем, никто и не попытался указать разные начала, а указывают одни и те же для всего. Вопрос же, поставленный нами первым, обходят, словно его считают каким то пустяком (Комментарий: См. выше 1000а 7—8).

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1. Ред. В.Ф. Асмус. Москва, «Мысль», 1976. с. 112-113, 462.
Аристотель, "Метафизика", книга третья (B), глава 4.

#философия@apxaia_ellada
#Аристотель@apxaia_ellada
#Аристотель_Метафизика@apxaia_ellada

6 1 ER 0.6442
ДРЕВНЯЯ ЗАПАДНАЯ АЗИЯ
ХЕТТСКАЯ ДЕРЖАВА

ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ О ХЕТТАХ
История открытия хеттов

«Одно из племен, живущих в Палестине, с которым израильтяне, согласно Ветхому завету, встретились, вступив на землю обетованную, называется хетты. В книге Бытия среди таких племен, как аморреи, рефаимы, кенеи, хананеи, гергесеи упоминется также племя хеттеев. Это же племя упоминается также в книге Иисуса Навина. В другом месте Ветхого завета мы читаем, что Иерусалим это незаконный отпрыск аморрея и хеттеянки. В одном месте уточняется район Палестины, населенный хеттами: „Амалик живет на южной части земли. Хеттеи, иевусеи и аморреи живут на горе. Хананеи же живут в приморье и на берегу Иордана“, — так английский историк О. Герни начинает свой труд „Хетты“ (перевод на русский язык осуществлен изд-вом „Наука“, М., 1987). Сведения, которые английскому востоковеду удалось собрать воедино и переосмыслить — уникальны. Несмотря на то, что история хеттов до этой поры всегда была предметом ожесточенных споров ученых, О. Герни смог выстроить доступные историку нашего времени факты в практически безупречный с точки зрения логики ряд. Несомненно, в этой отрасли знания, как и во всех других, имеется несколько исследовательских концепций, и издание, предпринятое нами, является своего рода их „суммой“». В главе, посвященной хеттской державе, мы позволим себе воспользоваться как результатами исследований советских ученых, так и упомянутого нами О. Герни (главным образом это касается таких глав, как «Брак и семья в хеттском государстве», «Особенности хеттской монархии», «Хеттское войско» и нескольких других).

Итак, легендарный народ Малой Азии — хетты — до середины прошлого столетия был известен только по данным Библии. Лишь только благодаря успешной дешифровке клинописных и иероглифических памятников подтвердилось их реальное существование.

Когда были расшифрованы исторические хроники Египта, оказалось, что цари XVIII династии имели сношения со страной, называвшейся Хета. Начиная с тех лет, когда Тутмос III проник на север Сирии, перешел Евфрат в XV веке до н. э., народ хетты со своими многочисленными союзниками сражался против Рамсеса II в битве при Кадеше на реке Оронт. Эта битва с большими подробностями была описана египетским поэтом Пентауром.

Тот же царь в более поздний период своего царствования заключил с хеттами договор, текст которого был высечен на стене великого храма в Карнаке. Было очевидно, что народ Хеты в египетских текстах и хетты в Ветхом завете представляли собой одно и то же. Этот факт, казалось, получил подтверждение, когда началась дешифровка клинописных ассирийских надписей, и обнаружилось, что со времени Тиглатпаласара I Сирия была известна ассирийцам как страна «Хатти» со столицей в Каркемише.

В 1876 году доктор А. Г. Сейс в своем докладе, прочитанном Обществу библейской археологии, предложил приписать хеттам найденные в Хаме и Алеппо базальтовые блоки, покрытые странными письменами. Один из хам адских камней был обнаружен еще в 1812 году путешественником Буркхардтом, который в книге «Путешествия по Сирии» сообщал, что в одном из домов на базарной площади у стены находится «камень со множеством фигурок и знаков, напоминающих иероглифы, хотя и непохожих на египетские».

В 1870 году двум американским путешественникам Джонсону и Джессопу удалось найти еще пять подобных камней в стенах домов Хама. Эти пять камней были выломаны из стен домов и посланы в Константинопольский музей. Предварительно были сделаны слепки с надписей. На камень из Алеппо, встроенный в стену мечети, впервые обратили внимание в 1871 году. Камень обладает способностью исцелять воспаление глаз — так считали местные жители. Целые поколения страждущих этим недугом терли глаза о его поверхность, сглаживая ее. На какое-то время камень исчез. Позже оказалось, что он был спрятан местными жителями и спустя несколько лет водворен на место.

В большом наскальном изображении над рекой Ивриз в горах Тавра были найдены подобные письмена. Сочетание письма и рельефа позволило установить некую общность ряда сходных памятников, сообщения о которых поступали из отдаленных частей Малой Азии в течение нескольких лет. Среди них на первом месте были остатки строений около Богазкея и около деревни Аладжа-Хююк в излучине реки Галис.

Над холмами, что возвышались над Богазкеем, можно было видеть массивные стены и остатки разрушенного города-крепости. В двух милях отсюда выступала отвесная скала, известная под названием Язылыкая («исписанная» скала). На ее уступе был высечен выпуклый рельеф, изображавший две встречные процессии фигур, сходящихся о середине задней стены. В центральной части развалин города около Богазкея стоял сильно выветрившийся камень с хеттской иероглифической надписью. Иероглифические надписи также имелись по сторонам фигур на Язылыкая. Ворота с огромными сфинксами по сторонам стояли в Аладжа-Хююке. За воротами находилось множество обломков, покрывавших остатки бывшего древнего города или обширного строения.

Многое в истории хеттов прояснилось после открытия в. 1887 году телльамарцских писем, глиняных табличек с клинописью, большей частью на аккадском языке, содержащих дипломатическую и административную переписку царя Эхнатона и его отца Аменхетепа III в период приблизительно с 1370 по 1348 гг. до н. э. В письмах от палестинских и сирийских вассалов содержались частые упоминания о царе Хатти и движение его войск. Среди писем одно было даже от самого Суппилулиумы, царя Хатти, поздравлявшего Эхнатона с его восшествием на престол.

Тогда многим ученым стало ясно, что раскопки в Богазкее обещают принести богатые результаты. В 1906 году под руководством доктора Гуго Винклера работа была начата. Было открыто более 10 тысяч клинописных табличек и стало сразу ясно, что археологи нашли царский архив. Оказалось, что большинство этих табличек было написано на неизвестном языке и не поддавались прочтению. Но некоторые из них были на хорошо известном аккадском языке Вавилонии и предварительное их изучение показало, что столица страны Хатти была именно здесь.

В первый же сезон раскопок был найден документ, который оказался хеттским вариантом уже упомянутого договора между Рамсесом II и царем Хатти. Египетский вариант этого договора был датирован 25-м годом царствования фараона. Значит, здесь, а не в Сирии была столица этой «великой Хеты», которая платила дань Тутмосу III, а затем сражалась и заключила мир с Рамсесом II.

В предварительном сообщении Винклера об этих табличках приводился список царей Хатти от Суппилулиумы в первой половине XIV столетия до Арнуванды в конце XIII, после чего записи резко обрывались. Очевидно, что в течение этих двухсот лет каппадокийское Хеттское царство главенствовало над другими государствами великой хеттской конфедерации и было опустошено около 1200 года до н. э. народом мушки, и что другие хеттские государства затем попросту восстановили свою независимость под гегемонией Каркемиша.

В 1915 году член немецкого восточного общества чех Б. Грозный опубликовал свой первый набросок хеттской грамматики.

Источник: А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. авторы "История Древнего мира. Древний Восток", Минск, Харвест, 1999, с. 456-459.

#статья@apxaia_ellada
#Древний_Восток@apxaia_ellada
#Бадак_Войнич_Восток@apxaia_ellada

13 1 ER 0.8058
Рек он — и с криком ужасным понесся стремительно полем.
Словно как девять иль десять бы тысяч воскликнули разом
Сильных мужей на войне, зачинающих ярую битву, —
150 Гласом из персей таким колебатель земли Посидаон
Грянул меж воинств, и каждому в сердце ахейцу вдохнул он
Бурную силу, без устали вновь воевать и сражаться.

Источник: "Гомер. Илиада. Одиссея". пер. с др.-греч. Н. Гнедича, В. Жуковского. - СПб.: Азбука-классика, 2005. с. 285.
Гомер. Илиада. Песнь четырнадцатая. "Обольщение Зевса". Стихи 135-146.

#Гомер@apxaia_ellada
#Илиада@apxaia_ellada

5 20 ER 0.7524
ДРЕВНЯЯ ЗАПАДНАЯ АЗИЯ
АССИРИЯ В ДРЕВНОСТИ

ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА АССИРИИ
Искусство и архитектура

Ассирийские зодчие достигли небывалых успехов в области архитектуры. На высоких кирпичных платформах возводились наиболее важные строения. Для строительства всевозможных сооружений использовался сырцовый кирпич (обожженный кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, а во многих случаях только для облицовки).

Так как сырцовый кирпич — материал, который не допускал сложных архитектурных форм, то ассирийские зодчие могли пользоваться несколько ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам — так называемые «хеттские бит-хилани».

Здания имели глухие стены, комнаты, аналогично, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Уже известен был арочный свод, но в основном, как правило, перекрытия были балочные, накатом. Через небольшие отверстия, сделанные прямо в потолке, либо в стенах под потолком, проходил в комнату свет.

В Ассирии при храмах главных божеств возводились ступенчатые башни (зиккураты) характерной конструкции, которая имела ряд отличий, от Вавилонских.

Крупный ассирийский город, как правило, имел главное сооружение, каким являлся царский дворец, который располагался на значительной части его площади. Такой дворец являл собой крепостное сооружение, находящееся на высокой платформе.

Надежные стены были сложены преимущественно из сырцового кирпича. Они были с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами. Входы были арочные, украшенные каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими птицами — божеств-хранителей дворца. Такими были наружные украшения у зданий, о других мы не располагаем необходимыми данными.

Что касается внутренних помещений, то они, главным образом, оформлялись художественно и с присущим ассирийским мастерам тонким вкусом. Особенно красиво оформлялись узкие и длинные парадные залы дворцов, где применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно знамениты ассирийские рельефы, которые высекались на больших по размеру каменных плитах. Этими плитами облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов.

Способ изготовления рельефных плит ассирийские мастера позаимствовали из Митанни или же от хеттов. Следует также отметить, что в изобразительном искусстве Ассирийского государства насчитывается большое количество разных элементов, которые восходили к хурритскому и хеттскому искусству.

Большей связанностью фигур, отсутствием динамичности отличаются рельефы более раннего периода (включительно по IX в. до н. э.). Также имеется и еще одна особенность, это то, что в них преувеличенно подчеркнута физическая сила. Однако, уже начиная с VIII в. до н. э. Ассирийские художники приблизились к более правдивому изображению действительности, а также в это время появляется пейзаж. В этой связи особенно примечательны изображения животных и сцен охоты, которые относятся ко времени Ашшурбанапала.

Все перечисленное, однако, было весьма ограниченным достижением ассирийского искусства.

Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. В случае охотничьих сцен художнику удается их умело сочетать, добиваясь при этом жизненности изображения.

Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами. Относительно идейного содержания можно сказать буквально следующее: оно сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска, а также к посрамлению врагов Ассирии.

У ассирийских художников пока отсутствовал интерес к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Таким образом, достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были сравнительно невелики, но, несмотря на это, оно в значительной степени повлияло на официальное искусство более позднего государства того же типа — Персидской державы, чье развитие пошло по тем же путям, которые проложили ассирийские художники. При этом были только усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

Источник: А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. авторы "История Древнего мира. Древний Восток", Минск, Харвест, 1999, с. 451-453.

#статья@apxaia_ellada
#Древний_Восток@apxaia_ellada
#Бадак_Войнич_Восток@apxaia_ellada

17 2 ER 0.8481
Изложение 6-7-й апорий

Далее, у тех вещей, которые имеют нечто предшествующее и нечто последующее, сказываемое о них не может быть чем либо помимо них самих (Комментарий: Речь идет о числах и геометрических фигурах, которые могут предшествовать друг другу, или следовать друг за другом, как, например, двойка предшествует всем остальным числам; каждое число и каждая фигура существует только в своей видовой конкретности и отдельно от себя по может иметь никакого предиката); например, если первое из чисел – двойка, то не может быть числа помимо видов чисел; и подобным же образом не будет Фигуры помимо видов фигур. А если у них роды не существуют помимо видов, то тем более у других: ведь кажется, что больше всего у них существуют роды (Комментарий: С точки зрения платоников). Что же касается единичных вещей, то не бывает одна из них первее другой. Далее, там, где одно лучше, другое хуже, лучшее всегда первое. Поэтому и для таких вещей нет никакого рода [помимо видов].

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1. Ред. В.Ф. Асмус. Москва, «Мысль», 1976. с. 108, 462.
Аристотель, "Метафизика", книга третья (B), глава 3.

#философия@apxaia_ellada
#Аристотель@apxaia_ellada
#Аристотель_Метафизика@apxaia_ellada

11 0 ER 0.7089
640 Рек — и, оружия с тела, дымящиесь кровью, сорвавши,
Отдал клевретам своим Менелай, предводитель народов;
Сам же, назад обратяся, с передними стал на сраженье.
Там на него налетел Гарпалион, царя Пилемена
Доблестный сын: за отцом он любезным последовал к брани,
645 В Трою Приама, но в отческий дом не пришел, несчастливец!
Он Менелаю царю по средине щита, налетевши,
Пику вонзил, но насквозь не успел оружия выгнать;
И обратно к друзьям, чтоб от смерти спастись, побежал он,
Вкруг озираясь, да тела враждебная медь не постигнет.
650 Но Мерион на бегущего медной стрелою ударил;
В правую сторону зада вонзилась стрела и далеко,
Острая, в самый пузырь, под лобковою костью, проникла.
Там же он скорчась присел и, в объятиях другов любезных
Дух испуская, упал и, как червь, по земле протянулся;
655 Черная кровь выливалась и землю под ним увлажала.
Окрест его пафлагоняне верные засуетились;
Тело, подняв в колесницу, они в Илион провожали,
Грустные: шел между них и отец, проливающий слезы;
Ибо не мог он врагам отомстить за убитого сына.

Источник: "Гомер. Илиада. Одиссея". пер. с др.-греч. Н. Гнедича, В. Жуковского. - СПб.: Азбука-классика, 2005. с. 274.
Гомер. Илиада. Песнь тринадцатая. "Битва при кораблях". Стихи 640-659.

#Гомер@apxaia_ellada
#Илиада@apxaia_ellada

8 2 ER 0.7621
Воины мифов - Хранители легенд: Тесей и Минотавр.

Телесериал основан на бестселлере Л.Геринджер "Герои мифов" и являет собой переосмысление известных (и не очень) древнегреческих мифов.

#фильм@apxaia_ellada
#мультфильм@apxaia_ellada

17 0 ER 0.7081
540 Но другие сражалися; вопль раздавался ужасный.
Бурный Эней, налетев, Афарея, Калетора сына,
Дротом в гортань, на него нападавшего, острым ударил:
Набок глава преклонилася; падшего сверху натиснул
Щит и шелом; и над ним душеснедная смерть распростерлась.

Источник: "Гомер. Илиада. Одиссея". пер. с др.-греч. Н. Гнедича, В. Жуковского. - СПб.: Азбука-классика, 2005. с. 271.
Гомер. Илиада. Песнь тринадцатая. "Битва при кораблях". Стихи 540-544.

#Гомер@apxaia_ellada
#Илиада@apxaia_ellada

5 4 ER 0.7342
ДРЕВНЯЯ ЗАПАДНАЯ АЗИЯ
ХЕТТСКАЯ ДЕРЖАВА

ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ О ХЕТТАХ
Брак и семья в хеттском государстве

Как утверждает английский ученый О. Герни в своем исследовании «Хетты», организация хеттской семьи носила ярко выраженный патриархальный характер. Власть мужчины над своими детьми в своде законов регистрируется следующим положением: «Если он убил ребенка, то должен отдать за него своего сына».

Сюда же О. Герни относит и то обстоятельство, что отец был вправе «отдать» свою дочь жениху. Его практически неограниченную власть над женой английский исследователь выводит из всей фразеологии, связанной с браком. Жених «берет» себе жену и затем «владеет ею». Если она застигнута в прелюбодеянии, он вправе распорядиться ее судьбой (далее в этой главе мы наиболее полно представим концепцию О. Герни).

Возможно, что некоторые привилегии, которыми пользовались женщины у хеттов, отражают следы более ранней системы. Например, один закон предусматривает некоторые условия, при которых мать может отречься от своего сына, а по другому закону она решает вопрос о замужестве дочери совместно с отцом. Возможно также, что весьма независимое положение хеттской царицы имеет сходное происхождение.

Первым этапом бракосочетания была помолвка. Она сопровождалась подарком от жениха. Однако помолвка не налагала строгого обязательства, ибо девица была вольна выйти замуж за другого человека с согласия родителей или без оного, лишь бы первоначальному жениху в возмещение ущерба был возвращен его подарок.

Сама женитьба обычно сопровождалась символическим подарком (по-хеттски «кусата») от жениха семье невесты. Это в точности повторяет вавилонский обряд вручения «терхата». В силу различных причин, вероятно, было бы ошибочно рассматривать этот подарок как «плату за невесту», и как доказательство того, что хеттская и вавилонская женитьбы первоначально относились к типу так называемого «покупного брака». Со своей стороны невеста получала приданое (по-хеттски «ивару») от своего отца. Если после этого жених или семья невесты отказывались от совершения брака, это было равносильно невыполнению договора. Соглашение аннулировалось, и виновная сторона наказывалась. Жених лишался своего кусата, а семья невесты выплачивала жениху двух- или трехкратную компенсацию.

Обычно молодожены устраивались жить своим домом, но считалось правомерным и то, что жена оставалась в доме своего отца — обычай, который мы находим также у ассирийцев.

После смерти жены ее приданое становилось собственностью мужа, если жена жила в его доме. Но если она жила в доме отца, дело обстояло иначе. И хотя такая ситуация конкретно в дошедших до нас текстах не комментируется, вероятно, что приданое переходило детям.

Браки между близкими родственниками были запрещены, и закон содержал на этот счет подробные правила. Мужчине запрещалось иметь половые сношения со своей матерью, сестрой или дочерью жены (от прежнего брака) или с женой своего отца или брата, пока отец и брат живы. Однако примечательно, что в действительности сам царь Арнуванда I был женат на своей сестре.

Среди этих правил мы находим одну статью, в которой устанавливается, что если мужчина умирает, то его вдова должна выходить замуж за его брата, а если тот умер, за его отца, а затем, в случае смерти отца, за его племянника. В данном контексте это имеет вид лишь исключения из ряда запретов и потому в одной из копий текстов добавлены слова: «это ненаказуемо».

Однако закон исключительно похож на еврейский закон о левиратном браке, согласно которому, если мужчина умирает бездетным, то обязанность его брата (а если он умер, его отца или ближайшего остающегося в живых родственника) — жениться на вдове. Родившийся от этого брака ребенок получает имя и наследство умершего. Этот обычай иллюстрируется историями Иуды и Ира; Руфи и Вооза. Целью этого обычая, очевидно, было продолжение рода умершего «чтобы имя его не изгладилось…».

Вавилоняне и ассирийцы достигали этой цели иными средствами и не нуждались в левирате. Однако вышеприведенная статья доказывает существование этого обычая у хеттов, хотя она и приводится в законах с другой целью и явно не содержит исчерпывающего изложения закона. Сходным образом другая статья гласит, что половое сношение с мачехой после смерти отца не наказуемо, однако, это опять-таки, вероятно, указывает на существование обычая, широко распространенного среди древних народов, по которому сыновья наследуют жен своих отцов (за исключением собственных матерей).

Источник: А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. авторы "История Древнего мира. Древний Восток", Минск, Харвест, 1999, с. 485-487.

#статья@apxaia_ellada
#Древний_Восток@apxaia_ellada
#Бадак_Войнич_Восток@apxaia_ellada

13 0 ER 0.5735