Статистика ВК сообщества ""ВДОЛЬ ПО ЛИНIИ КАВКАЗА...""

0+
Исторический интернет-журнал

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

СРЕДИ НИХ ВЫДЕЛЯЛИСЬ БРАВЫЕ СТАРИКИ-ДОБРОВОЛЬЦЫ С ГЕОРГИЕВСКИМИ КРЕСТАМИ НА ГРУДИ, А К БАНДЕРОВЦАМ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ «КАК МАТРОСЫ К ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ»...

Широко известная 9-я Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды пластунская стрелковая дивизия ведет свою историю от 9-й горно-стрелковой дивизии РККА, принимавшей активное участие в Битве за Кавказ и освобождавшей город Краснодар в феврале 1943 года. Затем дивизия принимала участие в боях на «Голубой линии», но в начале сентября 1943 года ее вывели с фронта в резерв Ставки Верховного главнокомандования, пополнили коренными кубанцами и сформировали на ее основе пластунскую стрелковую дивизию. За участие в освобождении краевого центра она была названа Краснодарской, а в память о ее роли в установлении советской власти в Закавказье в годы Гражданской войны – «имени ЦИК Грузинской ССР».

Краснодарский край взял на себя ее снабжение продовольствием и обмундированием. Повсюду – и в краевом центре, и станицах срочно шили тысячи комплектов парадной «пластунской формы» – шапки-кубанки, черкески, бешметы и башлыки. Возглавляли создание этого казачьего соединения комиссар Иван Петрашин и полковник Петр Метальников (его именем ныне названа одна из крупных улиц и 89-я школа в Краснодаре).

Дважды приезжал посмотреть на результаты переформирования дивизии представитель Ставки маршал Ворошилов. Сопровождавший его генерал Штеменко писал в своих мемуарах: «Пластунская дивизия всем своим видом радовала глаз. Подразделения были полнокровными. Солдаты - молодец к молодцу. Среди них выделялись бравые старики-добровольцы с георгиевскими крестами на груди. Все были одеты с иголочки, в бешметы и кубанки».

До поры до времени дивизию держали в резерве и в бой не бросали, хотя она и стояла неподалеку от «Голубой линии» на Тамани. Лишь один сводный штурмовой отряд пластунов-добровольцев принял участие в сражениях на Таманском полуострове, а затем и в Крыму, при освобождении Керчи. По-настоящему воевать кубанские пластуны начали с весны 1944 года, когда дивизия была переброшена на Украину, в район Каменец-Подольска, с включением в состав 18-й армии (1-й Украинский фронт). Здесь перед ней поставили специфическую задачу – борьбу в тылу Красной армии с украинскими националистами. По воспоминаниям ветеранов 9-й пластунской, к бандеровским и ОУНовским идеям они относились «как матросы к Временному правительству», и давили врагов Советской власти без пощады...

103 53 ER 20.7104
ОБ ЭТОМ В ИНТЕРВЬЮ - НИ СЛОВА...

В годы Великой Отечественной войны, он, 1929 года рождения, был подростком и сыном начальника местной полиции. И это именно он, вместе с такими же «молодыми казаками», помог выследить и схватить Аню Свашенко - разведчицу и медсестру из местного партизанского отряда...

Произошло это так. 5 декабря 1942 года Аня Свашенко, вместе с группой товарищей, под покровом ночи, пробралась в станицу Лабинскую на связь с местной подпольной группой. На квартире у подпольщиков, Аня писала от руки листовки с сообщениями Советского Информбюро, полученными через радиопередатчик в партизанском отряде, а по утрам отправлялась на рынок и с помощью подруг распространяла их среди жителей станицы.

17 декабря, одевшись попроще, она пошла в соседнюю станицу Владимирскую, чтобы там установить связь с подпольщиками и повидаться со своими родными. Но местные полицаи схватили девушку и привели в станичную полицию. Как рассказывали местные жители, именно 13-летний Сашенька Певнев, вместе со своими сверстниками, выследили партизанку и сдали ее взрослым полицаям Толубаеву и Босенко... После жестокого допроса Аню Свашенко отправили в гестапо в станицу Лабинскую. Ежедневно, по нескольку раз в день, девушку вызывали на допрос и пытали, добиваясь сведений о местонахождении партизан. Но Аня молчала. 5 января 1943 года гестаповцы решили в последний раз допросить самоотверженную партизанку. Долго издевались палачи над мужественной девушкой. Ей изрезали лицо, грудь, выкололи глаза и, наконец, прокололи штыком. Но мужественная партизанка не предала своих товарищей. После освобождения станицы наступающими частями Красной Армии, тело Ани было найдено среди тел советских граждан, замученных и казненных в дни оккупации в Лабинской, и похоронено в братской могиле в станице Владимирской...

В 1943 году его отец, вместе со всей семьей, стараясь уйти от справедливой мести, ушел с немецкими частями на Запад, где им удалось избежать выдачи советским властям в австрийском Лиенце. Затем они, как и многие «немецкие казаки», оказались в Америке.

И, слава Богу, что никто и ничего не забыл. Именно из-за твердой позиции станичников, в 2011 году полностью провалилась попытка уже бывшего главы Лабинского района Александра Садчикова «подготовить предложения по присвоению А.Певневу звания Почетного гражданина Владимирского сельского поселения»...

129 23 ER 16.6610
НАМ ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОМНИТЬ ОБ ЭТОМ. И ВСЕ ПОНИМАТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС...

22 июня, в этот день, мы решили вспомнить о том, как эта чувствительная тема – Великая Отечественная война, преподается в школе. Главная, на наш взгляд, проблема, заключается в том, что, в духе либерального реформизма «эпохи святых 90-х», она до сих пор рассматривается, лишь как часть Второй мировой войны. События Великой Отечественной рассматриваются скупо, по сравнению с описаниями битв на других театрах Второй мировой. Ну, и САМОЕ ГЛАВНОЕ – ТАК НАЗЫВАЕМАЯ «НЕГАТИВНАЯ» РОЛЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ.

Сегодня мы видим, как в странах Восточной Европы открыто сносятся памятники и могилы советским воинам-освободителям, как героизируются нацистские пособники, в общественном пространстве стран Запада уже не поддается сомнению ТОЧКА ЗРЕНИЯ О РАВНОЙ ВИНЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА И СССР ЗА РАЗВЯЗЫВАНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. И если бы не гитлеровский Холокост евреев, то, в сегодняшних условиях, у меня в этом нет никаких сомнений, в Европе стояли бы памятники Адольфу Гитлеру, как «выдающемуся борцу с русским большевистским тоталитаризмом»! Начиная с 2005-2009 года страны Евросоюза открыто вступили на путь демонизации роли СССР во Второй мировой, открыто уравняв нацизм и советский коммунизм, заклеймив их как «человеконенавистнические идеологии».

Так что сегодня мы видим - только логический итог, процесса, который начался еще полвека назад. Тогда, в 1970-х гг. немецкий историк Нольтке, впервые начал формировать концепцию о том, что Вторая мировая - это «столкновение двух тиранических режимов Сталина и Гитлера», в то время как народам и странам Европы в этой концепции отводилась роль исключительно «жертв обстоятельств». За скобки выносились Мюнхенский сговор стран Запада, подталкивание Гитлера (в первую очередь Англией) на Восток, спонсирование гитлеровского режима, наличие близких по духу к нацизму полуфашистских режимов в странах Восточной Европы, о том, что немецкий нацизм и итальянский фашизм - суть прямое порождение европейской философской и политической мысли, общественного и экономического устройства западного мира начала прошлого века, преступных ошибок евро-американских политиков, желавших уничтожения Советской России любыми способами. Именно поэтому подвиг наших предков в Победе над нацизмом массово дискредитируется потомками освобожденных, и мы вынуждены уже бороться за сохранение памяти о Победе.

Крушение СССР, готовность российских элит к максимальному «вхождению постсоветской России в Европу», способствовало распространению таких взглядов и в нашем обществе, в том числе и в курсах преподавания истории Великой Отечественной. Тогда и неудивительно, что современные школьники зачастую не знают ни важнейших дат Великой Отечественной, ни имен маршалов-победителей, ключевых битв войны, даже количества жертв советского народа, не говоря уже о названия нацистских лагерей смерти и судьбах их узников. Более того, неудобной стала точка зрения, о том, что ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В ЕВРОПЕ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КАРДИНАЛЬНО ОТЛИЧАЮТСЯ, ПО СУТИ.

Германский нацизм не ставил своей целью массовое уничтожение народов большинства стран Европы по национальному и расовому признакам, за исключением евреев, цыган, части поляков и чехов. Большинство стран Европы не оказали Гитлеру серьезного сопротивления, а их население добросовестно в массе своей трудилось на Третий Рейх. Исключение могут составить разве что Сербия, Греция и отчасти Франция с Польшей. В остальных странах, сопротивление было практически безвредным для гитлеровцев или сводилось к спасению небольших групп евреев. Более того, уже с 1943 года гитлеровские бонзы провозгласили курс на строительство под своим главенством «Новой Европы», антикоммунистической и русофобской. ДАЖЕ ИДЕИ СОЗДАНИЯ ЕВРОСОЮЗА РОДИЛИСЬ В НЕДРАХ КАНЦЕЛЯРИИ ГИТЛЕРА. Обо всем этом в сегодняшнем западном мире говорить не принято.

В то же время, для народов Советского Союза, прежде всего для русских, украинцев, белорусов, Великая Отечественная стала борьбой за физическое выживание, ибо Гитлер планировал максимально возможное уничтожение большей части славянского населения, расчленения нашей страны и создания на ее месте «жизненного пространства» для немцев. Кроме того, массовое уничтожение евреев началось с 1942 года именно на территории Советского Союза. До этого, гитлеровцы предполагали выдавить из Европы евреев или использовать их как рабочую силу. Однако, быстро поняв, что страны Запада не заинтересованы в массовом спасении евреев Европы, Гитлер перешел к «окончательному решению еврейского вопроса». При этом, именно на территории СССР спаслась большая часть европейского еврейства.

Современный курс преподавания истории Великой Отечественной, на фоне разрыва семейных связей, ухода из жизни большего числа ветеранов, приводит к тому, что для заметного числа нашей молодежи тема Великой Отечественной - пустой звук. Да, в последнее время есть надежды, что процесс можно повернуть вспять. Пример тому, всероссийская акция «Бессмертный полк», рассекречивание архивов Минобороны, подтолкнувшие миллионы россиян на возвращение к истории своих предков, победителей нацизма. Но, и здесь есть проблемы. Анализ архивных документов позволяет задать вопрос: «Почему они не были рассекречены раньше?». Мы много слышим о случаях провокаций на шествиях «Бессмертного полка» с попытками выноса портретов нацистских преступников и коллаборационистов. Но, не стоит этому удивляться. Не так давно ликвидированное общество «Мемориал», имеет дочерний сайт «Бессмертный барак», на котором не редкость портреты и биографии не реабилитированных коллаборационистов.

Да и с самой реабилитацией не все так просто. По меткому выражению, как скопом репрессировали, так скопом и реабилитировали. В том числе и полицаев, и нацистских пособников. Причем процесс этот начался не вчера. Сегодня многие в шоке от разгула украинского неонацизма и бандеровщины, задаются вопросом, как проросли семена русофобской ненависти в бывшей Украинской Советской Социалистической Республике, где от рук нацистов погибли 8 млн. человек, в том числе 1,5 млн. евреев? Все довольно просто - упорная вооруженная борьба советской власти с бандеровцами на Украине с 1944 года обошлась в более чем 25 тыс. человек военных, милиционеров и мирных жителей, и к началу 1950-х сошла на нет. А в сентябре 1955 года, советский лидер Н.С. Хрущев, в духе своей концепции «мирного существования» с капиталистическими странами, официального примирения с ФРГ, а также необоснованными опасениями гражданского противостояния в СССР, подписал указ о массовой амнистии пособников нацистов из числа советских граждан.

Согласно указу, подавляющее их большинство было не просто амнистировано, но, по факту и реабилировано, со снятием судимости. Даже реальные преступники, приговоренные к 25-летним срокам заключения, получили возможность выйти на свободу уже к началу 1960-х годов! Таким образом, В СТРАНЕ ПОЯВИЛАСЬ ПРОСЛОЙКА ЛЮДЕЙ, ИСКРЕННЕ НЕНАВИДЕВШИХ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ, и воспитывавших в таком духе своих детей и внуков. Об этом прямо говорили в своих воспоминаниях те же украинские националисты первой волны, еще в начале 90-х годов. К чему это привело, мы наблюдаем сегодня воочию.

Нацизм, к сожалению, не был уничтожен в 1945 году. Он, стараниями тех же стран Запада, сохранился и дал сегодня бурные всходы. Чем современная «культура отмены» и демонизации всего русского - от спорта и музыки, до науки и экономики на Западе, отличается от шельмования евреев в конце 1930-х годов в гитлеровской Германии? На мой взгляд ничем. Более того, радикальные круги российской псевдолиберальной оппозиции, удравшей в Европу, уже открыто предлагают вводит на Западе удостоверения «хороших» и «плохих» русских. Что это как не сегрегация и коллективное поражение в правах по национальному и политическому признаку?

Было бы ошибкой считать, что процессы возрождения нацизма обошли стороной нашу страну. Увы, недостатки исторического просвещения, слабое противодействие правоохранительных органов, позволяют сегодня выпускать многочисленную псевдоисторическую литературу, обеляющую коллаборационизм, существовать сотням интернет-сообществ и изданий, открыто ведущих пронацистскую пропаганду. И наш регион - не исключение...

В определенных кругах казачества Юга России, доминирует взгляд на Велику Отечественную, как на «Вторую Гражданскую», в псевдоисторических сочинениях, в интернет-сообществах открыто героизируются такие нацистские пособники как атаманы Краснов, Науменко, Шкуро, немецкий генерал фон Паннвиц, такие предатели как генералы Власов, Кононов, Павлов и многие другие пособники нацистов чинами помельче. Что говорить, если в Подмосковье до сих пор открыто действует так называемый музей «Антибольшевистского сопротивления», между прочим «председателя комиссии по делам казачества партии ПАРНАС» Владимира Мелихова. На его же подворье в станице Еланской на Дону сооружен целый мемориальный комплекс, героизирующий пособников нацистов, и украшенный статуей генерала Краснова. И музей, и подворье в станице Еланской давно стали объектами поклонения российских неонацистов, не только из числа казаков.

Также вызывает обеспокоенность безнаказанное распространение идей реабилитации нацистского коллаборационизма и самого нацизма среди детей и молодежи. Так, что вопросы исторической политики в нашей стране, связанные с Великой Отечественной, ее трактовкой, далеко не разрешены. И это, в текущей геополитической обстановке не может не настораживать. Тем более, у нас перед глазами украинский 30-летний опыт «строительства нации», основанный на идеях оправдания и героизации нацизма и его пособников.

Возвращаясь к проблемам преподавания истории в российских школах, отмечу, что познание прошлого ради самого познания интересно далеко не каждому. Но изучение истории необходимо человеку для понимания своего времени. Уже по тому, какие проблемы становятся актуальными в исторической науке в те или иные периоды, можно многое сказать о состоянии современного исследователям общества. Для России, в отличие от стран Запада, где доминирует радикальное понимание истории в том смысле, что прошлое - это прошлое, и оно никак не связано с настоящим, а тем более будущим, история имеет громадное значение. Это не просто констатация событий истории, но, их анализ, если хотите, изучение «уроков прошлого», воспитание чувства сопричастности с историей страны, с ее успехами, неудачами, победами и поражениями. История - это то, что соединяет нас с предками, с нашими корнями, народом, страной. Без этих знаний мы получаем не граждан стран, а всего лишь «потребителей услуг», для которых понятия «Родина», «честь», «отвага», «гордость» ничего не значат. ВОПРЕКИ РАСПРОСТРАНЕННОМУ МНЕНИЮ, ИСТОРИЯ НЕ УЧИТ, А ВСЕГО ЛИШЬ НАКАЗЫВАЕТ ЛЮДЕЙ, НАРОДЫ ЗА СВОИ НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ...

Автор - А. Данильченко

101 25 ER 12.7546
НА КРАЮ PAX ROMANA: ШЛЕМ РИМСКОГО ЛЕГИОНЕРА ИЗ ОКРЕСТНОСТЕЙ СОЧИ

В коллекции Государственного Исторического музея есть один весьма редкий экспонат - бронзовый шлем римского легионера, обнаруженный в окрестностях города Сочи. Он был найден случайно в 1977 году вместе с двумя мечами, фрагментами сосудов и другими предметами во время вспашки поля на территории третьего отделения совхоза «Мацестинский».

Время изготовления шлема, по особенностям его конструкции, определяется в пределах первой – третьей четвертей I века нашей эры. Произведен он был в римской провинции Галлия. В начале эпохи Принципата в различных частях Римской империи, по-видимому, были созданы оружейные мастерские. Несомненно, в провинции Галлия они тоже работали, о чем говорит явное галльское влияние в оформлении и технологии изготовления доспехов. Примером этого может служить рельефное изображение «усов» на передней части тульи представленного шлема. Другими характерными особенностями шлема являются козырек в передней части, защищающий лицо от рубящих ударов сверху, и широкий назатыльник.

Каким же образом этот шлем попал на территорию современного Сочинского района? С IV в. до н.э. по IV в. н.э. на территории современного Восточного Крыма и Таманского полуострова существовало одно из крупнейших античных государств – Боспорское царство. Со второй половины I в. до н.э. оно попадает под влияние Рима. Римские императоры контролировали эти территории и использовали их как своеобразный буфер между варварской степью и своими провинциями. Доходило до того, что правители Боспорского царства, «друзья и союзники римлян», утверждались в Риме, чеканя на своих монетах, кроме своего профиля, профиль римского правящего императора.

Из исторических хроник нам известно, что правивший на Боспоре в 40-х годах I в. царь – Митридат VIII решил проводить независимую политику от всемогущей Римской империи. При этом, Митридат не хотел ссориться с Римом и в качестве жеста покорности и доброй воли отправил туда послом своего младшего брата Котиса. Котис воспользовался этим для захвата боспорского престола. Для этого он обвинил Митридата VIII в подготовке войны против Рима. Римский император Клавдий в награду за измену передал Котису боспорский престол и послал войска из римской провинции Мезии под командованием Дидия Галла и Гая Юлия Аквилы против Митридата VIII. Так в 45/46 гг. н.э. началась римско-боспорская война. В результате военных действий Митридат был свергнут и на престоле оказался новый правитель – Котис I.

Видимо к этим событиям и относится наш шлем. Надо отметить, что находки предметов римского вооружения крайне редки на территории Северного Причерноморья. Это, в первую очередь, связано с тем, что оружие было весьма дорого, за ним следили и чинили. Вероятнее всего наш шлем являлся боевым трофеем, доставшимся воину боспорского войска, который, может быть, принадлежал к приморским племенам апсилов, ахеев, зихов и гениохов – далеких предков нынешних адыгов и абхазов. Но, к сожалению, из-за того, что находка его была случайной, мы не знаем, являлся ли он частью погребального инвентаря могилы или был спрятан с другими предметами вооружения в виде «клада» в чистом поле...

Автор текста - Георгий Ломтадзе #Археология_Северо_Западного_Кавказа

66 0 ER 11.8097
«МОЛОДЫЕ КАЗАКИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ» ИЛИ WHO IS МИСТЕР ИГОРЬ КОЧУБЕЕВ?

Советский период истории казачества – тема частая для нашего интернет-журнала. Почему? В первую очередь, из-за того, что эти годы – прямо-таки рекордсмены по историческим мифам и неправдам, массово тиражируемых в общественное сознание. И, что особенно печально, в головы нынешней молодежи, тем, кто учится в казачьих кадетских корпусах, в казачьих школах, в группах и классах казачьей направленности. Примеры тому? Пожалуйста, они у нас есть.

Каждый год, 24 января, казачья общественность России отмечает «День памяти жертв расказачивания» (в казачьих кулуарах – «День геноцида казачьего народа»). При этом каждый год в этот день в самых разных местах, устно и письменно, звучат слова о «МИЛЛИОНАХ УНИЧТОЖЕННЫХ КАЗАКОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ». Миллионах? Да, миллионах...

Но что может сказать историк-профессионал о том, сколько же на самом деле Советская власть (а в данном случае подразумевается именно она) уничтожила казаков после 1917 года? Во-первых, точную цифру установить крайне затруднительно, если вообще возможно. Но это совершенно точно не миллионы. Во-вторых, благодаря многолетним трудам главного в нашей стране специалиста по теме репрессий доктора исторических наук В. Н. Земскова сегодня мы знаем точную цифру казненных советской властью людей - в 1921-1953 гг., по политическим статьям в СССР было расстреляно 799 455 человек. Таким образом, ни о каких миллионах или о сотнях тысяч казненных советами казаков говорить невозможно. В-третьих, что же нам точно известно о казачьих потерях в этот (включим в него также годы Первой мировой и Гражданской войн) период? На 1 января 1912 года численность войскового населения всех 11 казачьих войск Российской империи составляла 4 053 694 человека. Покажем потери казаков на примере трех казачьих войск Юга России. На 1 января 1912 г. они насчитывали 2 841 647 человек: в Донском войске – 1 392 316 казаков, в Кубанском – 1 214 485, в Терском – 234 846. Согласно переписи населения СССР в 1926 году, в Северо-Кавказском крае насчитывалось 2,1 млн донских, кубанских и терских казаков. Итого: за 14 лет убыль казачьего населения Дона, Кубани и Терека составила всего 700 000 человек.

Да, и это мы знаем, что соотношение казачьих потерь (казаки – люди военные) с общими потерями всего населения нашей страны показывает чрезвычайно высокий процент потерь именно среди казаков. Так, убыль населения всей России за 1914–1926 гг. составила около 3 млн человек (со 150 млн в 1914 году [без учёта Финляндии, Польши, Бессарабской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Холмской, Эстляндской губерний] до 147 млн в году 1926-м. Но чем же была вызвана показанная убыль казачьего населения? Во-первых, потери казаков следует объяснять теми же причинами, что и всероссийские: Первой мировой и Гражданской войнами, в том числе белым, красным, зелёным террором, эпидемиями тифа и гриппа-испанки, а также неизбежными следствиями всего этого - голодом и общим значительным ухудшением качества жизни. Во-вторых, необходимо помнить, что именно казачьи регионы бывшей империи стали одной из основных арен братоубийственной Гражданской войны, что казаки являлись активнейшими ее участниками. В-третьих, нельзя забывать также об эмиграции противников советской власти (по одной из оценок – более 100 тыс. казаков) и, наконец, отмене сословности – какое-то число участников переписи 1926 года, наверняка, попросту не пожелало сообщать о своей «бывшей сословной принадлежности» к казачеству.

Отдельных слов заслуживает белый террор в отношении казаков, поддержавших советскую власть. Например, из документов ГАКК (Государственного архива Краснодарского края) известно о немалом количестве кубанских казаков, повешенных и зарубленных белыми. Имена этих жертв белого террора ждут своего опубликования. В Донской области по указанию атамана П. Краснова преследованию подверглось до 30 тыс. казачьих семей, главы которых перешли на сторону советской власти. В связи с этим неизбежен вопрос: подразумевает ли процесс возрождения казачества установление ДНЕЙ ПАМЯТИ УНИЧТОЖЕННЫХ БЕЛОГВАРДЕЙЦАМИ КРАСНЫХ КАЗАКОВ, которых насчитывались многие тысячи?

Итак, порядок казачьих потерь до 1926 года и их, этих потерь, причины показаны. Что происходило в последующие годы? Показательна информация, которую приводит доктор исторических наук А. П. Скорик: «сравнение данных за 1930 год со сведениями "Списка населенных мест Северо-Кавказского края" за 1925 год по конкретным сельсоветам (хуторским и станичным) демонстрирует в подавляющем числе населенных пунктов прирост количества жителей именно в поселениях со значительной долей казачества, где оно традиционно проживало... Практически везде здесь фиксируется существенный прирост жителей».

Общесоюзная кампания по раскулачиванию, а также трагедия голода начала 1930-х гг., которая, безусловно, была вызвана преступными решениями об установке завышенного плана хлебозаготовок в зерновых регионах страны, коснулась всего сельского населения Северо-Кавказского края и НЕ ИМЕЛА НИКАКОЙ АНТИКАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Советская власть даже специально инструктировала свои органы по этому поводу: «С особой тщательностью нужно добиться полной очистки... районов от кулацко-белогвардейского элемента из так называемого иногороднего населения, что особенно важно в связи с наличием попыток со стороны классово-враждебных элементов истолковать лозунг партии о ликвидации кулачества, как "ликвидации казачества", и мероприятия по выселению кулачества, как меру расказачивания». Таким образом, никаких миллионов казаков, расстрелянных или как-то иначе умерщвленных советской властью, никогда не существовало.

Да, вне всякого сомнения, советская власть ответственна за гибель десятков тысяч казаков – противников советской власти в годы Гражданской войны и последующие два десятилетия. Но при этом НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИКАКОЙ РЕЧИ О ТОМ, ЧТО РАССТРЕЛЫ И ДРУГИЕ РЕПРЕССИИ ПРИМЕНЯЛИСЬ К КАЗАКАМ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ОНИ КАЗАКИ. А как могло быть иначе – если существовали многие тысячи красных казаков, отдававших свои жизни за установление советской власти. Если во ВЦИК – главном органе управления советским государством – действовал Казачий отдел, «в составе которого преобладали выходцы из трудовых слоёв казачества», а функции власти на местах до 1936 года исполнялись СОВЕТАМИ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ, КАЗАЧЬИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ. Если в конце февраля 1920 года в советском государстве состоялся I Всероссийский съезд трудового казачества. Если известно о проводившейся государством в середине 1920-х гг. политике «Лицом к казачеству», а также об официальной политике репатриации казаков-эмигрантов, осуществлявшейся в том же десятилетии. Если в 1920-е и 1930-е гг. казаки целенаправленно привлекались в местные органы власти – например, постановлением бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) от 11 апреля 1930 года предлагалось в казачьих округах края довести удельный вес представительства казаков в составе колхозного руководства не менее чем до 50%. Если в СССР создавались территориальные воинские части (кавалерийские дивизии, бригады и т.д.) с массовым привлечением в их ряды (до 70% личного состава) казачества. Если 17 марта 1936 года в Ростове-на-Дону имел место грандиозный казачий парад, участие в котором приняли кубанские, донские, терские казаки. Если в рамках кампании «За советское казачество», проводившейся во второй половине 1930-х, «органы власти считали своей задачей содействовать пропаганде казачьей культуры, казачьего фольклора» и даже осуществляли «оказачивание» неказачьей (бывшей иногородней) части населения казачьих регионов...

Итак, ПРЕСЛЕДОВАНИЯМ В ТЕ ГОДЫ ПОДВЕРГАЛИСЬ ПРОТИВНИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ – В ТОМ ЧИСЛЕ, ИЗ КАЗАКОВ, – А НЕ КАЗАКИ ВООБЩЕ. И, к сожалению, нельзя не констатировать, что для сокрытия или искажения этого очевидного факта сегодня, в рамках процесса возрождения казачества, используются самые разные, иногда откровенно нечистоплотные методы.

Стоит привести один из примеров такого искажения. В 2021 году в «День памяти жертв расказачивания» в одном из казачьих интернет-сообществ, ЗА АВТОРСТВОМ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА «КАЗАЧЬЕ ЕДИНСТВО», ПОМОЩНИКА АТАМАНА ТЕРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ ИГОРЯ КОЧУБЕЕВА, был размещен «разоблачительный» материал с «геноцидными антиказачьими цитатами» из изданных советской властью документов:

• «провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам…»
Сравним это с подлинным документом:
• «провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью».

• «Конфисковать хлеб … и все сельскохозяйственные продукты... расстреливая каждого…»
Подлинник:
• «Конфисковать хлеб... Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи».

• «Все казаки должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое-либо отношение к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы… Нет жалости… Всем частям приказывается пройти огнем и мечом местность…»
Подлинник:
• «Все казаки, поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое-либо отношение к восстанию и к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы, поднявшие оружие против нас в тылу. Нет жалости к предателям. Всем частям, действующим против восставших, приказывается пройти огнем и мечом местность, объятую мятежом».

И, в этом случае, нам приходится констатировать тот факт, что, к сожалению, в условиях современного информационного общества при практически полном отсутствии ответственности за размещение в сетевом пространстве недостоверного и нечистоплотного материала, подобная информация, которая ЯВЛЯЕТСЯ ОТКРОВЕННЫМ ПОДЛОГОМ, копируется и широко распространяется...

Если кто еще не понял, наша цель – не оправдание действий «красных» в те годы, а ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА. Мы не хотим обелить содержание подлинных советских директив, процитированные выше (в том числе печально известная директива Оргбюро ЦК ВКП(б) от 24 января 1919 года), здесь мы можем лишь указать на то, что их появление было: 1. Полностью продиктовано ужасной логикой братоубийственной бойни (на событиях которой сейчас пытаются строить молодежную казачью политику) 2. Соответствовало логике таких же действий со стороны белых, которые таким же образом, поголовно и беспощадно, уничтожали красных казаков и их сторонников, зачастую безо всяких письменных директив и приказов. Один их таких примеров - инструкция от 28 января 1919 года за № 228 к приказу по Всевеликому Войску Донскому. Цитируем дословно: «Предаются военно-полевому суду на месте лица «интеллигентных профессий», КАЗАКИ, ДОБРОВОЛЬНО ВСТУПИВШИЕ В РЯДЫ КРАСНЫХ, комиссары, агитаторы, матросы, командиры частей, лица, совершившие уголовные преступления, иногородцы (евреи, латыши и прочие), т.е. расстрелу».

В заключении нам стоит процитировать слова одного православного иерарха XIX века: «КТО ВЫДАЕТ ЗА ИСТИНУ ТО, ЧЕГО ДОСТОВЕРНО НЕ ЗНАЕТ, ЯВНО УПОДОБЛЯЕТСЯ ОТЦУ ЛЖИ – ДИАВОЛУ...». В этих словах мы видим совершенно справедливую оценку, в частности, тех казаков, кто выдает за истину информацию о «миллионах расстрелянных советской властью казаков». А раз нынешние казаки, в первую очередь, это «рыцари и защитники православия», то такие слова лучше дойдут до тех, кто на бюджетные деньги и миллионные гранты занимается откровенным подлогом и историческими фальсификациями...

Редакция интернет-журнала «Вдоль по Линии Кавказа...»

P.S. О широкой поддержке И.Кочубеева военной операции ВС РФ на Украине, о его патриотичной позиции и гуманитарной деятельности мы знаем. За это ему спасибо. Но, как говорится, «одно событие не оправдывает другого»...

158 79 ER 13.1477
«КАЗАЧЬЯ МОЛОДЕЖЬ ПОМНИТ...» ИЛИ «ГЕНОЦИДНАЯ» ШИЗОФРЕНИЯ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ

Наконец-то свершилось. Долгое время, скромничавший казачий реестр, таки решился «перехватить повестку» у радикальных антигосударственных и сепаратистских «этнических казачьих организаций» на предмет фальсификации истории России. Речь прежде всего идет о столбовом мифе «истинно-казачьей» пропаганды - так называемом «геноциде» так называемого «казачьего народа», который был проведен «согласно циркулярному письму Свердлова от 24 января 1919 года». Для «перехвата повестки» не было придумано ничего нового, как слепо скопировать риторику и символику «Дня геноцида казаков» у казакийских радикалов и передать их... существующему под эгидой государства Всероссийскому Союзу казачьей молодежи, председателем которого является Василий Эдуардович Кошмар, родившийся в 1991 году в граде Челябинске.

24 и 26 января сего года в официальном паблике Всероссийского Союза Казачьей молодежи в соцсети «ВКонтакте» были размещены два провокационных, и самое главное – антинаучных информационных поста, в которых речь идет об акции «Казачья молодёжь помнит!», приуроченной к годовщине так называемого «геноцида казачьего народа»: - Одна из трагических страниц отечественной истории посвящена ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ ИСТРЕБЛЕНИЮ КАЗАЧЕСТВА после революции. Одним из первых документов, ставящий конкретные цели по «борьбе с казачеством», стало распространенное 24 января 1919 года циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б), которое нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. Несмотря на его формальную отмену через 3 месяца, в регионах движение борьбы с казачеством не ослабевало. Подхватившие это распоряжение руководители были готовы идти еще дальше - через «отмену лампас» и упразднение станиц, вплоть до самых крайних мер. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России. По некоторым оценкам историков, от 500 тысяч до 2 миллионов казаков погибли, до 500 тысяч - вынуждены были эмигрировать, - говорится, в частности, в обращении к членам Всероссийского Союза казачьей молодежи. А спустя сутки, в паблике Всероссийского Союза, появились фото- и видеоотчеты об участии «казачьей молодежи» в весьма сомнительной с точки зрения нынешней российской идеологии, ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКЦИИ. С некоторыми из них вы можете ознакомиться ниже.

Что тут скажешь? Видимо то, что у адекватных людей вопросов к нашему государству, в лице научного сообщества, к правоохранителям, к самому реестровому казачеству стало еще больше. Например, какими органами государственной власти РФ, научными организациями признано существование в нашей стране так называемого «казачьего народа»? Тем более, что в реестровых казачьих организациях состоят представители самых разных этносов нашей страны? Каким органом государственной власти РФ, судом или другой организацией, события 1919-1920 гг. на Дону и на Урале (которые теперь распространяются на территории всех казачьих войск России), юридически признаны «геноцидом»?

Какие цели преследует официальный Всероссийский Союз казачьей молодежи России - государственная организация, которая втягивает детей (начиная от детсадовцев!) и подростков в мероприятия сомнительного идеологического свойства? Какие ценности будут привиты детям и подросткам, которым внушается в ходе таких акций, что Российское государство, которое, как неоднократно заявлял Президент Российской Федерации и Верховный Главнокомандующий Владимир Владимирович Путин, СОХРАНЯЕТ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ С СОВЕТСКИМ ПЕРИОДОМ, является «виновником» так называемого «геноцида» так называемого «казачьего народа»?

Каким образом в таком случае трактуется детям и казачьей молодежи история Советской России (СССР), в том числе и Победа советского многонационального народа в Великой Отечественной войне? Видимо так, как это делал «этнический казак» Н.Еремичев, повествуя об участии кубанских казаков в Битве за Москву? «Массовая мобилизация казаков в конницу отражала концепцию советского руководства в начальный период войны, которое стремилось противостоять тактическому превосходству немцев, выбрасывая на пути германских танковых клиньев, массы пехоты и конницы, вооруженные одним стрелковым оружием. Советская власть никогда не любила казаков, жалеть не до конца уничтоженные, сосланные в шахты и на лесоповалы, не гниющие в ГУЛАГе остатки казачьего народа не собиралась. Десятки тысяч казаков, как и представителей других народов СССР, сгинули в бездумных, неподготовленных атаках 1941 года...».

Не кажется ли, что «проклиная» советский режим за его поступки, совершенные в 1919 и 1920 годах, невозможно одновременно прославлять подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны? Или что может формировать в головах детей и подростков предвзятый и однобокий взгляд на советский период истории, когда на фоне сплошного исторического негатива - гонения на казаков и духовенство, «красный террор», расказачивание, голодомор, «черные доски», отсутствуют сведения о красных казаках-сторонниках Советской власти, о политических кампаниях «Лицом к казачеству» (1925 г.) и «За советское казачество» (1936 г.), о службе казаков в территориальных кавалерийских частях гораздо раньше «снятия запрета на службу казаков в 1936 году», о 6-й Кубано-Терской казачьей Краснознаменной дивизии имени Буденного, о молодежном движении «Ворошиловских всадников» в станицах, о советском «казачьем кино» и многом другом?

Тем более что мы уже знаем к чему это может привести – уже сейчас наша будущая смена, дети, подрастающее поколение, ученики казачьих школ и классов, могут подробно рассказать, повторяя услышанные от казаков-наставников, кровавые подробности реальных и выдуманных историй о «невинно убиенных казаках» и «красных комиссарах», но при этом они мало что знают о том, как кубанские казаки храбро воевали с первых дней войны на Западной границе, как защищали Москву, обороняли Крым, освобождали Краснодар, Донбасс, Одессу и страны Восточной Европы...

Известно ли организаторам подобных «геноцидных акций», что антинаучные теории «казачьего народа» и его «геноцида» являются основой идеологической работы различных антироссийских и откровенно антигосударственных, сепаратистских казачьих организаций на Дону, Урале, Кубани и в других регионах? А также о том, что эти теории восходят к «вольно-казачьим» трудам деятелей казачьей эмиграции 1920-1930-х гг, который действовали под плотной опекой польской, британской разведок, а потом активно использовались германским абвером в пропаганде казачьего коллаборационизма и сепаратизма в годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях СССР? Известно ли активистами Всероссийского союза казачьей молодежи, что подобные теории использовались активной поддержкой спецслужб стран НАТО и США в антисоветской деятельности эмигрантских казачьих организаций в деле развала не только советского строя, но, и нашего государства?

И почему в вопросах взаимоотношений российского казачества и Советской власти в период Революции и Гражданской войны выхватывается отдельный, хотя и трагический эпизод? Почему детям и подросткам не разъясняются истинные истоки и причины революции 1917 года, которая началась вовсе не с Октябрьского переворота, а с предательства верховной власти страны в феврале 1917 года представителями прозападной либеральной буржуазии, высшего генералитета Императорской армии, в том числе и казачьих войск? Почему детям и подросткам не рассказывают об истоках гражданского противостояния в казачьих областях России, которое не сводится только к понятиям «красные» - «белые», о том, что существовало «красное казачество», а также о том, что так называемое «белое казачество» было неоднородным по своему составу и взглядам, о том что на Кубани, Дону и Тереке, белоказачье движение зачастую было откровенно националистическим и сепаратистским по своей идеологии, и боролось не столько с Советской властью, сколько с Российским государством вообще?

Известны ли активистам Всероссийского союза казачьей молодежи хотя бы приблизительные оценки жертв «белого террора» в казачьих областях в 1918-1920 годах, которая велась под предлогом «борьбы с большевизмом»? На Ваш взгляд, заслуживают ли эти жертвы памяти и поминовения? Или эти многие тысячи мирных русских жителей (не казаков, в первую очередь, но также и «красных казаков») «заслужили» свою участь? Может быть вам следует ввести в календарь своих мероприятий дату 21 сентября 1918 года - печально знаменитую «Майкопскую резню», день «геноцида русского народа», который был осуществлен кубанскими казаками в городе Майкопе?

Не получается ли так, что официальная государственная молодежная казачья организация, занимается де-факто фальсификацией истории Российского государства, политизирует, неясно в каких целях, отдельные ее трагические страницы, фактически спекулируя на болезненной до сих пор в нашем обществе теме Гражданской войны, тем самым возбуждая в молодежной казачьей среде крайний антисоветизм и антигосударственные настроения?

Не выходит ли что, полностью копируя идеологические и политизированные оценки событий 1919 года со стороны крайне радикальных антироссийских, антигосударственных, сепаратистских и экстремистских неформальных казачьих организаций, Всероссийский Союз казачьей молодежи России фактически соединяется с ними, в открыто-подрывной деятельности против Российского государства? Патриоты какой страны вырастут из детей и молодежи, которым, не объясняя истинных причин и истоков трагедии Революции и Гражданской войны 1917-1923 годов (здесь приведены даты в отношении этих событий Кубани), накачивают во время таких сомнительных «акций», посвященных отдельным эпизодам истории страны, банальной ненавистью к самой этой истории, а значит и к самому Российскому государству?

И конечно, хотелось бы спросить у атамана Всероссийского союза казачьей молодежи Василия Кошмара и его старших кураторов: «Вы вообще понимаете, что делаете, и на чью мельницу, в итоге льете воду, своей сомнительной идеологической работой?» Вдобавок еще один вопрос повисает в воздухе: «До какой поры наше государство будет само себе создавать проблемы, закрывая глаза и уши на откровенно-глупую идеологическую политику в стране?»

Редакция интернет-журнала «Вдоль по Линии Кавказа»

183 305 ER 17.0269
О «ЕДИНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА»: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ

«Советская власть долгие годы последовательно уничтожала казачество!» - такое утверждение можно услышать практически от каждого современного казака, и реестрового, и этнического. Почему так происходит? От незнания, точнее от малого объема знаний, которые имеют эти люди об истории взаимоотношений Советской власти и казаков. Хотя нет, вернее будет сказать так - этих людей долгие годы, специально и последовательно, кормили «идеологическим супчиком», который был густо замешан на «хрусте французской булки», «рыцарях Белого движения», «геноциде казачьего народа», «Второй гражданской войне» и «Хоть с чертом, но лишь бы против большевиков!»

Что мы имеем в итоге? Возьмем, к примеру, методические программки и пособия, которые из года в год выпускает реестровое Кубанское казачье войско. Там, на фоне сплошного исторического негатива - гонения на казаков и духовенство, красный террор, расказачивание, голодомор, «черные доски», практически полностью отсутствуют сведения о политических кампаниях «Лицом к казачеству» (1925 г.) и «За советское казачество» (1936 г.), о службе кубанских казаков в территориальных кавалерийских частях в 1920-1930-х годах (то есть гораздо раньше пресловутого «снятия запрета на службу казаков в 1936 году»), о 6-й Кубано-Терской казачьей Краснознаменной дивизии имени Семена Буденного, о молодежном движении «Ворошиловских всадников» в станицах и многом другом...

К чему это приводит? Наша будущая смена, дети, подрастающее поколение, ученики казачьих школ и классов, могут рассказать, повторяя услышанные от казаков-наставников, кровавые подробности реальных и выдуманных историй о «невинно убиенных казаках» и «красных комиссарах». Но, вот незадача, при этом они мало что знают о том, как кубанские казаки храбро воевали с первых дней войны на Западной границе, как они защищали Москву, обороняли Крым, освобождали Краснодар, Донбасс, Одессу и страны Восточной Европы.

В лучшем случае в их голове есть так называемые Кущевские поминовения, которые, на самом деле (!), являются самыми отдаленными событиями от понятий «православие», «казачий народ» и «антикоммунизм» - трех китов нынешней казачьей идеологии. Дело в том, что личный состав советского 17-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, где хватало командного состава из русских, украинцев и белорусов, формировался за счет донских и кубанских казаков-«красных партизан», то есть ветеранов Гражданской войны со стороны Советской власти (!), а также представителей неказачьего населения - кубанских «иногородних» и адыгов.
Последние, к примеру, служили в 8-м Адыгейском добровольческом кавалерийском полку. С начала 1942 года он получил название 29-й Кубанский казачий кавалерийский полк, который закончил Великую Отечественную как 40-й Гвардейский казачий кавалерийский полк в составе 4-го Гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. И еще - за все время проведения Кущевских поминовений, на них НИ РАЗУ НЕ БЫЛИ ПРИГЛАШЕНЫ гости из Республики Адыгея, потомки тех адыгов, кто прошел всю войну в составе 4-го Гвардейского кавкорпуса...

Из личных наблюдений добавим, что при этом мало кто из нынешних казаков задумывается над следующим вопросом: «Но если Советская власть была для казаков злой мачехой, то почему они, добровольно и массово пошли на службу в ряды РККА и героически защищали свою Родину?» Ведь между советскими казаками и казаками-коллаборационистами (нынешними «героями казачьего народа», которые «имели на это право»), на самом деле, огромная количественная разница! Несколько сотен тысяч казаков в Красной Армии и несколько десятков тысяч - в рядах немецкой...

Правда, у современных «казарлаков» по поводу участия казачества в событиях Великой Отечественной, иногда рождаются весьма «искрометные мысли». Одна из них, которую породил господин Н.Ерёмичев, звучит следующим образом: «Концепция советского руководства в начальный период войны», это, в ответ на «тактическое превосходство немцев», «выбрасывание на пути германских танковых клиньев вооруженных одним стрелковым оружием масс пехоты и конницы». То есть вся наша тактика - это, всего лишь, «сталинская людская мясорубка» из книжек Солженицына. Вдобавок к нему, видимо, перечитал дяденька и немецких мемуаров, вроде «Утерянных побед» Э.Манштейна и «Марша на Кавказ» В.Тике.
А что там казаки? Тут все проще простого: «Советская власть никогда не любила казаков. Жалеть пока не уничтоженные, не сосланные в шахты и на лесоповалы, не гниющие в ГУЛАГе остатки казачьего народа она не собиралась. Десятки тысяч казаков сгинули в бездумных, неподготовленных атаках 1941 года. Использовать преимущества кавалерии и национальные особенности казачьего характера умели далеко не все командиры...».

Ну и, вполне естественно, что в таком идеологическом ключе Н.Ерёмичев подал и подвиг воинов 4-го эскадрона 37-го Армавирского кавалерийского полка 50-й кавалерийской дивизии, которые, занимая оборону в Подмосковье рядом со знаменитой дивизией генерала Панфилова, повторили подвиг героев-панфиловцев. Они тоже не пустили на своем участке обороны немецкие танки и мотопехоту... Но если в изложении господина Ерёмичева эти воины, естественно, все как один - представители «казачьего народа» (в том числе и с фамилией Сафарьян), полегли в этом бою до единого, вооруженные только шашками, карабинами, гранатами и бутылками с горючей смесью, то НА САМОМ ДЕЛЕ это был вполне удачный бой, когда немцев удалось остановить и отогнать. Но при этом людские потери были малые, большинство казаков в этом бою не погибло! Да и с чего им погибать, если их поддерживала огнем артиллерия и два тяжелых танка «КВ» из состава приданной кавалеристам танковой бригады? Короче подвиг был, но описывать его как «подвиг казачьего народа», да еще и на фоне «кровавого сталинского режима, не жалевшего казаков», по крайней мере, хм... не очень красиво! Хотя о чем это мы, что может выйти хорошего из рук авантюристов и политиканов, нынешних «казакийцев» и «казарлаков»?

P.S. 29 апреля 2021 года. В Минобрнауки России состоялось заседание рабочей группы по разработке «Проекта единой концепции преподавания истории российского казачества в образовательных организациях». Ее участники «рассмотрели вопросы, связанные с проведением экспертизы содержания учебной и научной литературы по истории казачества, для выработки единого подхода к истории российского казачества». Видимо на полках казачьей истории уже давно пора навести порядок. Получится? Не знаем, наша история - штука удивительная и малопредсказуемая...

104 31 ER 13.2462
ГЕРОИ УХОДЯТ В НЕБЕСА...

Спустя 80 лет уроженец Дагестана, лакец Нурмагомед Гаджимагомедов повторил на Украине подвиг адыга Хусена Андрухаева.

Сегодня в Ново-Огареве, на заседании Совбеза России, глава Российского государства Владимир Путин, особо подчеркнул мужество и героизм воинов Российской армии и ополченцев Донбасса в ходе спецоперации по ликвидации очага, теперь уже международного терроризма и украинского неонацизма.

Говоря о героизме российских солдат и офицеров, Владимир Путин объявил о решение присвоить старшему лейтенанту 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка ВДВ Нурмагомеду Энгельсовичу Гаджимагомедову звание Героя Российской Федерации, к сожалению, посмертно.

Уроженец села Куни Кулинского района Республики Дагестан, Нурмагомед Гаджимагомедов в составе группы гвардейцев был заброшен вертолётами в тыл противника и попал в засаду украинских неонацистов. Он принял неравный бой, победа в котором была невозможна. В момент, когда вражеские солдаты окружили его и стало понятно, что плена не избежать, боец подорвал себя последней гранатой вместе с ними. Нурмагомед предпочёл погибнуть и забрать как можно больше жизней врагов, но не сдаться украинским националистам, о чьих зверствах по отношению к пленным россиянам известно давно. Нурмагомед не мог допустить, чтобы его смерть использовали для деморализации товарищей по оружию, не мог умереть на коленях. Дома у него остались жена и маленькая дочь, но он знал: о них позаботятся...

Нурмагомед Гаджимагомедов, спустя 80 лет повторил подвиг адыга, писателя и поэта, политрука роты 733-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии 18-й армии Южного фронта, уроженца аула Хакуринохабль Шовгеновского района Адыгеи Хусена Борежевича Андрухаева (2 марта 1920 - 8 ноября 1941). 8 ноября 1941 года в ожесточённом бою на окраине села Дьяково Антрацитовского района Ворошиловградской области Хусен Борежевич, после гибели командира возглавил отпор врагу. Но противник, во много раз превосходивший атакующих, окружал красноармейцев, стремясь прежде всего взять в плен Андрухаева. Когда закончились патроны и немцы его окружили, он взял в обе руки противотанковые гранаты, подпустив противника на 4 метра, с криком «Возьмите, гады!» подорвал себя и подступивших вражеских солдат. По другим сведениям, мужественный адыг встретил врагов криком: "Русские, не сдаются!"

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года Хусен Андрухаев был удостоен посмертно звания Герой Советского Союза. Он стал первым советским писателем удостоенным этого высокого звания. Похоронен в братской могиле в селе Дьяково в теперешней ЛНР. На месте гибели героя, на "Андрухаевской высоте" установлен памятный знак в виде адыгской коновязи. Во время боев в Донбассе летом 2014 года, Андрухаевская высота у села Дьяково стала местом сражений казаков из Луганского ополчения с украинскими неонацистами.

45 27 ER 8.2162
НЕ ЛЕЗЬТЕ! ТЕ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ СЮДА, ОНИ ДОЛГО НЕ БУДУТ. ДРУЖИЛИ С РУССКИМ НАРОДОМ, ТАК И ДРУЖИТЕ!

В 2020 году, на территории Красногвардейского, Шовгеновского, Кошехабльского районов Республики Адыгея, а также Успенского района Краснодарского края, был реализован «социально значимый проект «Земляки и соседи: изучение и поляризация добрососедских отношений народов Кубани и Адыгеи». Проще говоря, специалистами из города Краснодара - историками и этнографами, была проведена масштабная серия исследований, посвященных современному состоянию межэтнических отношений в тех районах Кубани и Адыгеи, где русские, черкесы, греки, чехи и другие народы веками жили рядом, вместе и в добрососедстве.

В ходе своих полевых исследований, участники экспедиции выявили интересные сведения, связанные с двумя вещами - темой Великой Отечественной войны и белоэмигрантом, генералом Клыч Султан-Гирем. Тексты с подобным мотивом были услышаны и записаны ими как в черкесских аулах (Уляп, Хакуринохабль, Джерокай, Кабехабль, Хатукай, Коноковский и другие), так и в соседних русских населенных пунктах (село Штурбино, хутора Дукмасов, Чернышёв и другие).

Клыч Султан-Гирей, побывавший в этих местах во время немецкой оккупации, предстает участником следующих схем:
1. Адыги, или русские хуторяне, приходят на встречу с Клыч Султан-Гиреем, надеясь под предводительством князя взять реванш за завоевание Кавказа (в русском варианте раскулаченные хозяева хотят вернуть свое отобранное добро и истребить советских активистов).
2. Клыч Султан-Гирей выступает перед сельчанами, призывая их не служить немцам, примириться с существованием советской власти, «которая обязательно вернется».

Аслан Мухтарович Тлюняев (1946 года рождения) из аула Уляп рассказал об этом так: «Он приехал в сорок третьем году сюда... а адыги: «О, хан приехал!» - он же хан. Просили его: «Давай сделаем, мы за тобой пойдем!» Он собрал людей, целый митинг был в ауле. Сказал он так: «Не лезьте! Те, которые пришли сюда, они долго не будут. Дружили с русским народом, так и дружите!»... Это со слов моего отца... Хан сказал им: «Смотрите, не дурачьтесь, не нужно. Те, кто прибыли, это временные люди, держитесь за свои семьи...».

В версиях русских информаторов, Клыч Султан-Гирей предотвращает попытки раскулаченных хозяев вернуть с помощью немцев свое положение и тем вызвать новый социальный конфликт. Со слов Виктора Даниловича Борисенко (1946 года рождения) из хутора Тихонова события выглядели следующим образом: «Султан-Гирей приезжал в Дукмасов, когда война началась... И некоторые жаловались на советскую власть, на армию советскую... В Дукмасове он проводил сход граждан, и некоторые говорили: «Султан, дайте нам, разрешите, мы порежем тут этих коммунистов!» Он говорит: «Вы не режьте никого, война еще идет, и в какую сторону она закончится, неизвестно. А вы живите в мире и согласии». Вот это он умно сказал. Это мне еще мама рассказывала...».

Итак, устная народная память сохранила в себе довольно-таки противоречивый образ царского генерала и белого эмигранта Клыч Султан-Гирея, который, с одной стороны, был привезен немцами на Кавказ для создания черкесских «восточных батальонов», а с другой - всячески отговаривал местных жителей от каких-либо антисоветских действий. Как же все было на самом деле? Попробуем разобраться.

Для этого мы приведем несколько фрагментов из «Докладной записки УНКГБ по Краснодарскому краю в Четвертое управление НКГБ СССР о пребывании на оккупированной противником территории Адыгейской автономной области белоэмигранта генерала Султан-Гирея Клыча», которая была датирована 21 сентября 1943 года: «Имеющимися агентурно-следственными материалами устанавливается, что немцы, оккупировав территорию Адыгейской автономной области, строили свою политику с учетом национальных особенностей и исторического прошлого адыгейского народа.
Опираясь на буржуазно-националистические элементы Адыгеи, антисоветски настроенную часть местной интеллигенции, стариков-авторитетов, а также играя на национальных и религиозных чувствах населения, оккупанты стремились укрепить свое господство и поднять адыгейский народ против Советской власти. В этих целях немцы привезли с собой белоэмигранта, бывшего генерала Белой армии, командира «Дикой дивизии» князя Султан-Гирея Клыча, уроженца аула Уляп Шовгеновского района Адыгейской автономной области, постоянная резиденция которого была в г. Ставрополе...

В конце декабря 1942 года и в начале января 1943 года Султан-Гирей Клыч... посетил г. Майкоп и ряд аулов и хуторов Шовгеновского и Кошехабльского районов Адыгейской автономной области. Посещая аулы, Султан Клыч-Гирей при встрече с населением строго соблюдал национальные мусульманско-религиозные обряды (посещение кладбищ и др.), а затем выступал на собраниях, призывая адыгейцев активно помогать немцам в борьбе против Советской власти... Но, наряду с этим, агентурно-следственными материалами устанавливается, что в отличие от своих резко антисоветских выступлений на собраниях, в беседах, проводимых в более узком кругу приближенных лиц, Султан Клыч-Гирей недвусмысленно подчеркивал непрочность немецких завоеваний на Кавказе, в связи с чем он не рекомендовал заниматься репрессиями коммунистов, «дабы впоследствии не пострадать самим от большевиков».

В книге Мурата Беджанова «Генерал Султан-Гирей Клыч» этот факт был подан так: «В 1942 г. Султан-Гирей Клыч, имевший задание от вермахта сформировать добровольческий полк из черкесов для борьбы с СССР и для этого специально приехавший в Адыгею, говорил аульчанам: «Я объехал весь мир. Но страны лучше России я нигде не встречал. Русские, и только они, могут сплачивать, помогать другим народам. В русском человеке, в его характере заложены эти удивительные качества. Вам надо жить только с Россией, с русским народом. Это ваша Родина. Не изменяйте ей. Не дайте немцам обмануть вас. Не слушайте их. Не доносите друг на друга. Оберегайте друг друга. В этом ваше спасение». Да, может здесь и присутствует лишний пафос, но, похоже, это так – белый генерал реально отговаривал адыгов от необдуманных действий и поступков...

Почему он это делал? Видимо потому, что генерал Султан Клыч-Гирей смог сам, лично убедиться в том, что кубанские адыги не поднимутся на войну против Советской власти, точнее против России...
Согласно статистическим данным, кубанские адыги в годы Великой Отечественной дали ОЧЕНЬ МАЛЫЙ ПРОЦЕНТ коллаборационистов, тех, кто пошел служить немцам. Причем даже на фоне своих единоплеменников-кабардинцев. И уж тем более - на фоне других народов Кавказа, которые были за это наказаны, подчас неправомерно жестоко, в 1944 году.

Как так получилось и кто в этом виноват? Вопрос хороший, но до сих пор толком не исследованный. Можно лишь предположить, что чем проще прошла коллективизация и «слом старого быта», чем выше был уровень советизации каждого конкретного народа Кавказа - тем больший процент Героев Советского Союза он дал в годы Великой Отечественной. В Адыгейской автономной области, практически все ее Герои и орденоносцы - Хусен Андрухаев, Айдамир Ачмизов, Кимчерий Бжигаков, Даут Нехай, Яхья Азашиков, Леля Богузокова - выпускники Адыгейского педагогического училища. Такое совпадение вряд ли случайно...

P.S. В конце войны, Султан Клыч-Гирей добровольно сдался союзникам, надеясь получить у них политическое убежище. Однако те передали его советским властям, «как военного преступника». В 1947 году, состоялся суд над лидерами «белогвардейцев», которые добровольно перешли на сторону врага. Среди них был и Султан Клыч-Гирей. Свою жизнь он закончил в одном из тюремных двориков Лефортово, оказавшись в петле... 25 декабря 1997 года Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации признала Султана Клыч-Гирея не подлежащими реабилитации. #адыги #черкесы

60 71 ER 10.7673
Однажды на Малой Земле майора Цезаря Куникова поймал фотокорреспондент – его, основателя плацдарма, легендарного уже при жизни лидера и кумира своих людей. Снимок получился – осунувшееся, бесконечно усталое лицо человека. «Цезарь Львович, вы же сам газетчик, вы же понимаете, я не могу представить в газету такое фото…». Куников слабо улыбнулся и ушел в землянку. Через несколько минут вышел другой человек: "уши" ушанки подняты и аккуратно завязаны, вокруг ватника затянут ремень, на ремне слева кинжал, справа пистолет, на груди автомат, лицо сосредоточенное и спокойное, взгляд целеустремлен. Это было последнее прижизненное фото майора Цезаря Львовича Куникова...

38 6 ER 5.5095