1(5) ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НУЖНО УБРАТЬ ИЗ ВСЕХ ТЕКСТОВ
Есть много рекомендаций по тому, как писать/не писать тексты, как сделать их интереснее, живее, полезнее и так далее. А есть вещи, которые стоит изучить один раз, и запомнить навсегда - это как в детстве, когда вы сунули пальцы в розетку и вас дернуло током. Умные дети этот опыт запомнили, ну а про остальных ... чего уж говорить?)
Разделил эту инструкцию на пять частей - чтобы читалось быстрее, и было время на внедрение.
1. Не знаете, как пишется умное/сложное слово - сначала погуглите, или замените простым и понятным.
Если оно имеет отношение к вашей профессиональной работе, то однозначно погуглите. На эту тему есть одна небольшая история из моей практики. Когда-то мы с моим коллегой и партнером Дмитрием Богдановым выступали на психологическом фестивале "Тавале" в Харькове. И Дмитрий, читая рекламу коллег-тренеров, нашел четыре варианта написания фамилии автора популярного метода расстановок:
- ХеЛЛЕнгер
- ХеЛЛИнгер
- ХеЛЕнгер
- ХеЛИнгер
Еще раз уточню - это писали не абы кто, а сами расстановщики (или те, кто себя такими называл).
Конечно, неграмотность в русском языке еще не означает, что вы плохой специалист. Но когда вы демонстрируете ее в своей профессиональной сфере, то кидаете себе под ноги большую гранату.
Если вы допустите опечатки в тексте, до вас докопаются, в основном, только граммар-наци и просто зануды от филологии.
Если вы наделаете грубых грамматических ошибок, это зацепит уже многих.
А вот если вы ошибетесь в профессиональных терминах (как в случае с фамилией автора метода), это будет просто позорно.
Не позорьтесь по мелочам.
Понравился пост? Хотите прочитать продолжение?
Вы знаете, что делать) 🏻
А вы косячите порой в профессиональной терминологии? Я никому не расскажу)
#живыетексты
Статистика ВК сообщества "Живые Тексты"
Научу знающих людей писать по-человечески, и зарабатывать деньги на своих знаниях, делая это смело, интересно и долго
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
КАК Я В #ЖИВЫЕТЕКСТЫ ВЕРНУЛСЯ
Как-то забыл совсем за большими и маленькими делами, что проекту "Живые Тексты" пять лет. В июне 2017 года я придумал и запустил его, не имея в голове ни малейшего представления, что с ним делать дальше)
Просто захотел, просто начал, и оно как-то пошло. И пошло хорошо.
Это прямо как с сыном - вот еще совсем недавно на руках в роддоме держал, а сейчас уже в шахматы с ним играю и обсуждаю концепцию Метавселенной)
За эти годы было много всего - бесплатные воркшопы и благотворительные челленджи на тысячи участников, много потоков Взлетной Полосы и ПРО курса, и десятки тысяч текстов, написанных участниками. А еще Игры Авторов, Круг Авторов, битвы авторов на Арене, и ... даже сходу все не вспомнить.
5 лет - вроде немного, но для онлайн-проекта это уже немало.
И в любом проекте бывают свои взлеты и спады.
К примеру, вы могли заметить, что меня долго не было онлайн.
Одна из главных причин - мне важно было разобраться, как и куда дальше жить, что и как делать. А еще в том, что для меня действительно важно, а что можно спокойно с благодарностью оставить и пойти дальше.
Так вот, Живые Тексты я точно не оставляю. И хочу, чтобы он жил и развивался дальше. Он уже не будет таким же, как был - ведь за 5 лет изменился и я. Будут новые курсы (один вот уже у ворот стоит), новый подход к обучению и новые движухи.
Хотя, и из прежнего кое-что классное верну тоже (Игры Авторов, например).
Я особенно ясно понял, зачем мне Живые Тексты, когда консультировал на днях авторов будущих книг, помогая им выстроить план, вдохновиться дописать книгу, или понять, что с книгой делать дальше.
Мне очень нравятся люди, которые создают, творят - например, пишут. И очень нравится помогать им делать это.
Давать поддержку, добавлять смелости, помогать справиться с творческими кризисами, научиться доносить свои мысли яснее и ярче, не боятся отличаться от других, и просто писать так много, как хочется, и о том, о чем хочется.
Помогать творцам творить безумно интересно и очень радостно.
И особенно интересно помогать людям, которые много знают и умеют - психологам, дизайнерам, помогающим практикам, предпринимателям, и просто экспертам в своей области. Это делать не всегда просто, клиенты требовательны и порой ставят высокую планку, но очень интересно.
А еще это очень благодарная работа, даже когда мне не говорят "спасибо". Ведь я вижу тексты, написанные моими учениками, книги, опубликованные ими, и знаю, что как минимум повлиял на то, чтобы эти тексты появились, а книги были написаны. И хотя бы отчасти помог сделать их более качественными и живыми. И это дает новые силы двигаться дальше.
Так что, уважаемые авторы и авторки, и те, кто пока просто читает и сидит на заборе - движение продолжается!
Кто со мной дальше?
Как-то забыл совсем за большими и маленькими делами, что проекту "Живые Тексты" пять лет. В июне 2017 года я придумал и запустил его, не имея в голове ни малейшего представления, что с ним делать дальше)
Просто захотел, просто начал, и оно как-то пошло. И пошло хорошо.
Это прямо как с сыном - вот еще совсем недавно на руках в роддоме держал, а сейчас уже в шахматы с ним играю и обсуждаю концепцию Метавселенной)
За эти годы было много всего - бесплатные воркшопы и благотворительные челленджи на тысячи участников, много потоков Взлетной Полосы и ПРО курса, и десятки тысяч текстов, написанных участниками. А еще Игры Авторов, Круг Авторов, битвы авторов на Арене, и ... даже сходу все не вспомнить.
5 лет - вроде немного, но для онлайн-проекта это уже немало.
И в любом проекте бывают свои взлеты и спады.
К примеру, вы могли заметить, что меня долго не было онлайн.
Одна из главных причин - мне важно было разобраться, как и куда дальше жить, что и как делать. А еще в том, что для меня действительно важно, а что можно спокойно с благодарностью оставить и пойти дальше.
Так вот, Живые Тексты я точно не оставляю. И хочу, чтобы он жил и развивался дальше. Он уже не будет таким же, как был - ведь за 5 лет изменился и я. Будут новые курсы (один вот уже у ворот стоит), новый подход к обучению и новые движухи.
Хотя, и из прежнего кое-что классное верну тоже (Игры Авторов, например).
Я особенно ясно понял, зачем мне Живые Тексты, когда консультировал на днях авторов будущих книг, помогая им выстроить план, вдохновиться дописать книгу, или понять, что с книгой делать дальше.
Мне очень нравятся люди, которые создают, творят - например, пишут. И очень нравится помогать им делать это.
Давать поддержку, добавлять смелости, помогать справиться с творческими кризисами, научиться доносить свои мысли яснее и ярче, не боятся отличаться от других, и просто писать так много, как хочется, и о том, о чем хочется.
Помогать творцам творить безумно интересно и очень радостно.
И особенно интересно помогать людям, которые много знают и умеют - психологам, дизайнерам, помогающим практикам, предпринимателям, и просто экспертам в своей области. Это делать не всегда просто, клиенты требовательны и порой ставят высокую планку, но очень интересно.
А еще это очень благодарная работа, даже когда мне не говорят "спасибо". Ведь я вижу тексты, написанные моими учениками, книги, опубликованные ими, и знаю, что как минимум повлиял на то, чтобы эти тексты появились, а книги были написаны. И хотя бы отчасти помог сделать их более качественными и живыми. И это дает новые силы двигаться дальше.
Так что, уважаемые авторы и авторки, и те, кто пока просто читает и сидит на заборе - движение продолжается!
Кто со мной дальше?
КАК ПЕРЕЖИТЬ ЭТО?
Бытует мнение, что кризис среднего возраста - удел мужчин. Скажу вам по секрету: это чудное состояние не знает гендерных различий. Можно и попроще - кризис накрывает как мужчин, так и женщин. Перед ним все равны.
Отличается лишь временем, а точнее, обстоятельствами прихода, и способами выхода из него. Один впадёт в думы на пару месяцев, другая год прокрастинирует, прежде чем двигаться дальше. А есть отдельные выдающиеся личности, которых кризис выбивает из колеи на годы.
У меня, например, есть знакомый - он пребывает в этом состоянии лет 11 уже. Наблюдать за этим, как минимум, грустно, а временами страшно.
Пути выхода из кризиса среднего возраста у каждого свои. Да и кризис, по большому счету, у каждого свой. Об этом и рассказывает Ирина Дубс. На мой взгляд, отличное описание состояний. Мне точно отозвалось.
А вы как относитесь к кризису среднего возраста? Прожили и забыли? Живёте в этом сейчас? А, может, вообще не понимаете, о чём это?
Если "было" или "есть", как справляетесь? Поделитесь. Ваш опыт точно будет полезен тем, кто "в процессе".
_._._._._._._._
ПРО КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Был ли у меня кризис среднего возраста?
Ага.
Я и сейчас в нём.
Уже понятней и легче, но всё равно пока тревожно и не спокойно.
Кризис среднего возраста — это когда ты жила-жила, добра нажила, добивалась, хотела, делала, а потом вдруг обнаружила, что всё это тебе не нужно.
И начинаешь хлестать себя по щекам: ну как же так?
Как я могла быть такой глупой?
Почему я столько лет пёрлась не туда?
Зачем я этого хотела?
Где был мой мозг?
И грустный вывод: я — ничтожество, дура, неудачница, никто.
Вот что такое кризис среднего возраста.
12 лет назад я ушла с хорошей работы замуж.
Хотела домохозяйство и детей. Хотела строить дом.
Я так сильно хотела увеличить и уквадратить наше неправильной формы дачное владение, что сначала одна соседка продала нужный мне участок, через год - другая.
Чудо истинного желания.
Как у Булгакова: я не просила, пришли и сами дали.
Я рьяно прокладывала новые дорожки, сажала детям футбольное поле, закончила курсы по ландшафтному дизайну, истратила десятки тысяч на культурные растения, сделала и поставила деревянный забор и перекопала тонны земли.
Одновременно я поднимала из руин семейный бизнес, настояла на закрытии убыточного направления, отремонтировала и вывела в стабильную прибыль проблемный сезонный магазин.
С разницей в 11 месяцев родила двух сыновей.
Организовывала и руководила ремонтами у родственников.
Разумеется, выгорела. Депрессия.
Исцелилась.
Вернулась в белкино колесо.
Родила близнецов, посадила 12 кедров, выбирала проект дома.
И вдруг поняла, что ничего этого не хочу.
Ни этого дела, ни дачи, ни семьи.
Ничего. Не туда. Не я.
Представляете?
Уже всё добыто, а ничего не надо.
Не хочу. А чего хочу — не знаю.
Вот что такое кризис среднего возраста.
Это сложно, да.
И я вижу, как женщины переживают такой период.
Тратят кучу денег на красоту, стирают морщины, вдувают филлеры, худеют, красят волосы в синий цвет.
Бросают работу.
Ведутся на лозунги инфобизнесменов.
Берут кредит и летят на тренинг к Тони Робинсону.
Заводят молодого любовника и отжигают с ним в клубах....
Я понимаю.
Я тоже прошла десятки тренингов и обучений..
Погружалась в ведическую мудрость и современную психологию.
Планировала переезд на край света.
Искала себя в писательстве.
Завела блог. Бросила. Продолжила снова.
Открывала с подругой кафе.
Принимала глупые финансовые решения.
Чертила эскизы мебели, которую собиралась изготавливать под своим авторским брендом.
Расставалась с мужем. Ходила к семейному психологу.
У меня до сих пор натянутые отношения с мужем.
И я думаю, главное испытание для нашего брака наступит летом.
Ведь я впервые не хочу переезжать на дачу и заниматься семейным бизнесом.
Как бы - имею право.
Но с другой стороны, как бы - наглость и предательство.
Смотря какая точка зрения.
Вообще, если ты была хронически всем удобной, много на себе пёрла, закрывала собой серьёзные проблемы, то в личном кризисе редко встретишь поддержку окружения.
Зато осуждения, долженствования, непонимания и обесценивания — сколько угодно!
У всех своё правильное мнение про то, что ты должна чувствовать и как жить.
“С жиру бесишься” — очень частое экспертное мнение родственников.
Поэтому я на своей шкуре знаю, дорогие!
Единственное, что из своего опыта я могу сказать: то, что с вами происходит — нормально.
Это всё хотела та прежняя ты 10-15-20 лет назад.
Но пока ты к этому “счастью” шла, то изменилась.
Ты — другая.
И тебе другой это счастье категорически не нравится.
Не нужно обесценивать свой опыт и путь.
Ты не ошиблась.
Потому что нет единственно верного варианта, нет гарантированного счастья.
Жизнь вообще невозможно просчитать.
Поселиться навсегда в идеальном месте.
Выйти замуж за идеального мужчину.
Устроиться на идеальную работу...
Потому что ты сама - не идеальная.
Ты постоянно меняешься, мир - тоже.
И вот ты стоишь посередине жизни и чувствуешь, что всё это “счастье” тебе не подходит.
Я могу только обнять и сказать: то, что с тобой происходит - нормально!
И даже замечательно!
Если ты мечешься, ищешь — это чудесно!
Ты как будто знакомишься с новой собой - с женщиной, которая изменилась, выросла и хочет чего-то другого.
Просто хочет быть счастливой.
Хочет Жить, а не доживать. Хочет хотеть.
Понимаешь?
Оглянись вокруг — многие вообще ничего не ищут.
Они пришли в середину жизни, внутри - несчастье.
Но они не имеют силы духа, веры, храбрости с этим несчастьем разбираться.
А оно зудит, не проходит.
И люди начинают бухать, страдать, обвинять всех вокруг от Путина до свекрови, скандалить в магазинах, строчить нравоучительные комментарии в соцсетях, лезть в жизнь взрослых детей, требуя уважения и подчинения, писать кляузы на неверно припаркованные машины соседей...
Они бредут дорогой ненависти.
А твои поиски — это путь любви, это путь к себе.
Верный путь, хоть и нелёгкий.
В горку всегда сложнее лезть, чем катиться вниз.
© Ирина Дубс
Бытует мнение, что кризис среднего возраста - удел мужчин. Скажу вам по секрету: это чудное состояние не знает гендерных различий. Можно и попроще - кризис накрывает как мужчин, так и женщин. Перед ним все равны.
Отличается лишь временем, а точнее, обстоятельствами прихода, и способами выхода из него. Один впадёт в думы на пару месяцев, другая год прокрастинирует, прежде чем двигаться дальше. А есть отдельные выдающиеся личности, которых кризис выбивает из колеи на годы.
У меня, например, есть знакомый - он пребывает в этом состоянии лет 11 уже. Наблюдать за этим, как минимум, грустно, а временами страшно.
Пути выхода из кризиса среднего возраста у каждого свои. Да и кризис, по большому счету, у каждого свой. Об этом и рассказывает Ирина Дубс. На мой взгляд, отличное описание состояний. Мне точно отозвалось.
А вы как относитесь к кризису среднего возраста? Прожили и забыли? Живёте в этом сейчас? А, может, вообще не понимаете, о чём это?
Если "было" или "есть", как справляетесь? Поделитесь. Ваш опыт точно будет полезен тем, кто "в процессе".
_._._._._._._._
ПРО КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Был ли у меня кризис среднего возраста?
Ага.
Я и сейчас в нём.
Уже понятней и легче, но всё равно пока тревожно и не спокойно.
Кризис среднего возраста — это когда ты жила-жила, добра нажила, добивалась, хотела, делала, а потом вдруг обнаружила, что всё это тебе не нужно.
И начинаешь хлестать себя по щекам: ну как же так?
Как я могла быть такой глупой?
Почему я столько лет пёрлась не туда?
Зачем я этого хотела?
Где был мой мозг?
И грустный вывод: я — ничтожество, дура, неудачница, никто.
Вот что такое кризис среднего возраста.
12 лет назад я ушла с хорошей работы замуж.
Хотела домохозяйство и детей. Хотела строить дом.
Я так сильно хотела увеличить и уквадратить наше неправильной формы дачное владение, что сначала одна соседка продала нужный мне участок, через год - другая.
Чудо истинного желания.
Как у Булгакова: я не просила, пришли и сами дали.
Я рьяно прокладывала новые дорожки, сажала детям футбольное поле, закончила курсы по ландшафтному дизайну, истратила десятки тысяч на культурные растения, сделала и поставила деревянный забор и перекопала тонны земли.
Одновременно я поднимала из руин семейный бизнес, настояла на закрытии убыточного направления, отремонтировала и вывела в стабильную прибыль проблемный сезонный магазин.
С разницей в 11 месяцев родила двух сыновей.
Организовывала и руководила ремонтами у родственников.
Разумеется, выгорела. Депрессия.
Исцелилась.
Вернулась в белкино колесо.
Родила близнецов, посадила 12 кедров, выбирала проект дома.
И вдруг поняла, что ничего этого не хочу.
Ни этого дела, ни дачи, ни семьи.
Ничего. Не туда. Не я.
Представляете?
Уже всё добыто, а ничего не надо.
Не хочу. А чего хочу — не знаю.
Вот что такое кризис среднего возраста.
Это сложно, да.
И я вижу, как женщины переживают такой период.
Тратят кучу денег на красоту, стирают морщины, вдувают филлеры, худеют, красят волосы в синий цвет.
Бросают работу.
Ведутся на лозунги инфобизнесменов.
Берут кредит и летят на тренинг к Тони Робинсону.
Заводят молодого любовника и отжигают с ним в клубах....
Я понимаю.
Я тоже прошла десятки тренингов и обучений..
Погружалась в ведическую мудрость и современную психологию.
Планировала переезд на край света.
Искала себя в писательстве.
Завела блог. Бросила. Продолжила снова.
Открывала с подругой кафе.
Принимала глупые финансовые решения.
Чертила эскизы мебели, которую собиралась изготавливать под своим авторским брендом.
Расставалась с мужем. Ходила к семейному психологу.
У меня до сих пор натянутые отношения с мужем.
И я думаю, главное испытание для нашего брака наступит летом.
Ведь я впервые не хочу переезжать на дачу и заниматься семейным бизнесом.
Как бы - имею право.
Но с другой стороны, как бы - наглость и предательство.
Смотря какая точка зрения.
Вообще, если ты была хронически всем удобной, много на себе пёрла, закрывала собой серьёзные проблемы, то в личном кризисе редко встретишь поддержку окружения.
Зато осуждения, долженствования, непонимания и обесценивания — сколько угодно!
У всех своё правильное мнение про то, что ты должна чувствовать и как жить.
“С жиру бесишься” — очень частое экспертное мнение родственников.
Поэтому я на своей шкуре знаю, дорогие!
Единственное, что из своего опыта я могу сказать: то, что с вами происходит — нормально.
Это всё хотела та прежняя ты 10-15-20 лет назад.
Но пока ты к этому “счастью” шла, то изменилась.
Ты — другая.
И тебе другой это счастье категорически не нравится.
Не нужно обесценивать свой опыт и путь.
Ты не ошиблась.
Потому что нет единственно верного варианта, нет гарантированного счастья.
Жизнь вообще невозможно просчитать.
Поселиться навсегда в идеальном месте.
Выйти замуж за идеального мужчину.
Устроиться на идеальную работу...
Потому что ты сама - не идеальная.
Ты постоянно меняешься, мир - тоже.
И вот ты стоишь посередине жизни и чувствуешь, что всё это “счастье” тебе не подходит.
Я могу только обнять и сказать: то, что с тобой происходит - нормально!
И даже замечательно!
Если ты мечешься, ищешь — это чудесно!
Ты как будто знакомишься с новой собой - с женщиной, которая изменилась, выросла и хочет чего-то другого.
Просто хочет быть счастливой.
Хочет Жить, а не доживать. Хочет хотеть.
Понимаешь?
Оглянись вокруг — многие вообще ничего не ищут.
Они пришли в середину жизни, внутри - несчастье.
Но они не имеют силы духа, веры, храбрости с этим несчастьем разбираться.
А оно зудит, не проходит.
И люди начинают бухать, страдать, обвинять всех вокруг от Путина до свекрови, скандалить в магазинах, строчить нравоучительные комментарии в соцсетях, лезть в жизнь взрослых детей, требуя уважения и подчинения, писать кляузы на неверно припаркованные машины соседей...
Они бредут дорогой ненависти.
А твои поиски — это путь любви, это путь к себе.
Верный путь, хоть и нелёгкий.
В горку всегда сложнее лезть, чем катиться вниз.
© Ирина Дубс
5(5) ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НУЖНО УБРАТЬ ИЗ ВСЕХ ТЕКСТОВ
Последняя (хотя, возможно, и не совсем последняя) часть инструкции. Предыдущие части на стене, одна за другой, можно читать в любом порядке.
5. Избавьтесь от "Капитана Очевидность" в своих текстах.
Если сформулировать по другому, то уберите банальности из своих текстов. Легко сказать, сложно сделать, правда?)
Есть несколько уровней банальности, но в этой части инструкции ограничимся только банальностями глобальными.
"Все мы знаем, что ...". Не суть важно, что вы там напишете дальше, ведь если и правда все это знают, то зачем это писать?
"Мужчина и женщина разные". Спасибо, Кэп, а мы и не знали.
"В жизни разное случается". И не говорите, а я то думал, что каждый день одно и то же у всех.
"Все мы родом из детства". Не может быть, товарищ психолог, я точно знаю, что в меня вселился инопланетянин, причем, взрослый. Так что я не из вашего детства, я из туманности XB634.
"Ни для кого не секрет". Во-первых, вы уверены, что вот прямо "ни для кого"? А если реально ни для кого, то зачем мне то, что я и так давно знаю?
Глобальная банальность настолько очевидна, что не понимать это могут только разве что люди с тяжелым поражением умственной деятельности. Если ваши читатели не из них, то можно смело убрать их из текстов.
Зачем от них избавляться?
Они занимают место в тексте, раздражают часть читателей, а другую часть просто отвлекают от той сути, которую вы в текст вложили.
Они могут превратить весь ваш текст в "ну да текст" - это когда прочли по диагонали, сказали "ну да", и тут же забыли. И пост, и ваш паблик, и вас самих.
Совсем плохо, когда с них текст начинается. Кстати, чаще всего такие банальности помещают в первый абзац.
"Все мы родом из детства" - пишет психолог. "Нуу, понятно, дальше можно не читать, там дальше общие слова одни наверняка" - думает читатель, и пролистывает пост, даже не открывая.
"Мужчина и женщина разные" - "Еще один пост с водой про отношения". Листаем ленту дальше.
Зачем их пишут?
Есть две основных причины.
1. Автору толком нечего сказать по теме поста, ведь в голове одни шаблоны, банальности и притчи из интернета.
Но написать хочется, вот и пишет, что может.
2. Автору точно есть что сказать по теме поста, но он боится.
Боится начать прямо с сути, и как бы подстилает соломку, начинает издалека, играет на флейте долгую (унылую) увертюру к своей (великолепной) опере. Вот только к концу увертюры часть зрителей уже разбежались, а часть спит глубоким сном прямо в зрительном зале, и просыпаться не собирается.
Простой совет, как избавиться от банальностей в текстах, если вы их туда вставляете.
"Ближе к сути".
Говорите себе эту фразу каждый раз, когда в очередной раз напишете что-нибудь вроде "Все мы родом из детства".
"Я что вообще сказать то хотел? Про что рассказать? Технику дать полезную? Историей своего детства поделиться? Ну так, может, прямо к сути тогда, без увертюр?")
(?) А вы грешите чем-то таким, только честно? Или грешили?
(!) Хотите научиться писать #живыетексты? Приходите учиться.
КСТАТИ, продолжать то будем?
Пять пунктов из пяти, конечно, написаны. Но вы же понимаете, что этих самых пунктов точно больше пяти, да?
Продолжать? 🏻
Последняя (хотя, возможно, и не совсем последняя) часть инструкции. Предыдущие части на стене, одна за другой, можно читать в любом порядке.
5. Избавьтесь от "Капитана Очевидность" в своих текстах.
Если сформулировать по другому, то уберите банальности из своих текстов. Легко сказать, сложно сделать, правда?)
Есть несколько уровней банальности, но в этой части инструкции ограничимся только банальностями глобальными.
"Все мы знаем, что ...". Не суть важно, что вы там напишете дальше, ведь если и правда все это знают, то зачем это писать?
"Мужчина и женщина разные". Спасибо, Кэп, а мы и не знали.
"В жизни разное случается". И не говорите, а я то думал, что каждый день одно и то же у всех.
"Все мы родом из детства". Не может быть, товарищ психолог, я точно знаю, что в меня вселился инопланетянин, причем, взрослый. Так что я не из вашего детства, я из туманности XB634.
"Ни для кого не секрет". Во-первых, вы уверены, что вот прямо "ни для кого"? А если реально ни для кого, то зачем мне то, что я и так давно знаю?
Глобальная банальность настолько очевидна, что не понимать это могут только разве что люди с тяжелым поражением умственной деятельности. Если ваши читатели не из них, то можно смело убрать их из текстов.
Зачем от них избавляться?
Они занимают место в тексте, раздражают часть читателей, а другую часть просто отвлекают от той сути, которую вы в текст вложили.
Они могут превратить весь ваш текст в "ну да текст" - это когда прочли по диагонали, сказали "ну да", и тут же забыли. И пост, и ваш паблик, и вас самих.
Совсем плохо, когда с них текст начинается. Кстати, чаще всего такие банальности помещают в первый абзац.
"Все мы родом из детства" - пишет психолог. "Нуу, понятно, дальше можно не читать, там дальше общие слова одни наверняка" - думает читатель, и пролистывает пост, даже не открывая.
"Мужчина и женщина разные" - "Еще один пост с водой про отношения". Листаем ленту дальше.
Зачем их пишут?
Есть две основных причины.
1. Автору толком нечего сказать по теме поста, ведь в голове одни шаблоны, банальности и притчи из интернета.
Но написать хочется, вот и пишет, что может.
2. Автору точно есть что сказать по теме поста, но он боится.
Боится начать прямо с сути, и как бы подстилает соломку, начинает издалека, играет на флейте долгую (унылую) увертюру к своей (великолепной) опере. Вот только к концу увертюры часть зрителей уже разбежались, а часть спит глубоким сном прямо в зрительном зале, и просыпаться не собирается.
Простой совет, как избавиться от банальностей в текстах, если вы их туда вставляете.
"Ближе к сути".
Говорите себе эту фразу каждый раз, когда в очередной раз напишете что-нибудь вроде "Все мы родом из детства".
"Я что вообще сказать то хотел? Про что рассказать? Технику дать полезную? Историей своего детства поделиться? Ну так, может, прямо к сути тогда, без увертюр?")
(?) А вы грешите чем-то таким, только честно? Или грешили?
(!) Хотите научиться писать #живыетексты? Приходите учиться.
КСТАТИ, продолжать то будем?
Пять пунктов из пяти, конечно, написаны. Но вы же понимаете, что этих самых пунктов точно больше пяти, да?
Продолжать? 🏻
ВЫ (ПОЧТИ) НИКОМУ НЕ НУЖНЫ
Прочел тут в комментариях вчера фразу "Странно писать о себе". Спросил, почему, и в ответ получил "Да кому это надо?".
Отличный ответ. И во многом правдивый.
Вы и правда мало кому, или даже вообще никому не нужны.
Не нужны ваша личная история, ваши взгляды и ценности, фотографии вас и ваших детей, истории из вашей жизни и вообще все, что вас касается.
Людям нужно только то, что принесет ценность ИМ.
Им нужны их эмоции, их впечатления, ответы на их вопросы, и знания, которые помогут им прожить жизнь лучше и качественнее.
Даже если для примера мы возьмем какую-то знаменитость с миллионами подписчиков, мы с вами увидим, что за ними следят, их читают и смотрят просто потому, что они вызывают интересные эмоции и впечатления.
Посмотрел на прыгающую под простейший бит девочку в пушистом кигуруми в ТикТок - получил порцию детской радости, и пошел дальше жить. Глянул видео экстримала на Youtube - впрыск адреналина в кровь, получил плюс 10 к внутреннему героизму и пошел геройствовать в своей жизни. Ну и так далее.
Истории жизни знаменитых людей интересны потому, Что они знаменитые. Возьмем, например, Хемингуэя с его подходом "писать до обеда, бухать после обеда", и уберем его знаменитые книги. Что в остатке? Рыбак-бухарик с помятым лицом. Ну и кому это интересно?
Так кому же тогда нужно рассказывать о себе в мир, если людям этого не надо?
ЛИЧНО ВАМ.
Вы хотите найти друзей, обрести "свою стаю", мужчину/женщину своей мечты, или создать семью? Вы транслируете в соцсеть себя, свои идеи и ценности, пишете о том, что для вас важно и ... находите этих людей.
Вы мечтаете о том, чтобы ваше творчество было оценено по достоинству? Вы показываете себя миру, а не только ваше творчество, и это помогает читателям опять же запомнить вас как автора, и тем самым, повышает шансы на то, что они прочтут ваши творения.
Вы хотите найти клиентов для своих услуг или продуктов?
Вы рассказываете о себе, помогаете людям запомнить вас, показываете свою уникальность - ведь именно люди уникальны, а не товары или услуги.
А вот когда вы сидите "в кустах", боясь оттуда вылезти, говоря себе "да кому я нужен", и при этом вам хочется клиентов и денег, вы в тупике, куда вы сами себя поместили.
Это создает внутренний конфликт,поедающий ваши силы и веру в себя подобно стае гусениц, напавших на большое красное яблоко.
Есть два пути из этого тупика - добровольно отказаться от внешних целей (признание, клиенты, деньги, читатели), либо вылезать из "кустов" и заявлять о себе, даже если ЭТО НИКОМУ НЕ НУЖНО, КРОМЕ ВАС.
В рамках проекта #живыетексты могу помочь со вторым - вылезти из кустов и предъявить себя миру, сделав это с умом и смело.
Например, через два дня на Рейсе (ссылка в первом комментарии), где мы будем это делать 21 день подряд.
Откликается пост? Если да, то чем?
Поделитесь?
Прочел тут в комментариях вчера фразу "Странно писать о себе". Спросил, почему, и в ответ получил "Да кому это надо?".
Отличный ответ. И во многом правдивый.
Вы и правда мало кому, или даже вообще никому не нужны.
Не нужны ваша личная история, ваши взгляды и ценности, фотографии вас и ваших детей, истории из вашей жизни и вообще все, что вас касается.
Людям нужно только то, что принесет ценность ИМ.
Им нужны их эмоции, их впечатления, ответы на их вопросы, и знания, которые помогут им прожить жизнь лучше и качественнее.
Даже если для примера мы возьмем какую-то знаменитость с миллионами подписчиков, мы с вами увидим, что за ними следят, их читают и смотрят просто потому, что они вызывают интересные эмоции и впечатления.
Посмотрел на прыгающую под простейший бит девочку в пушистом кигуруми в ТикТок - получил порцию детской радости, и пошел дальше жить. Глянул видео экстримала на Youtube - впрыск адреналина в кровь, получил плюс 10 к внутреннему героизму и пошел геройствовать в своей жизни. Ну и так далее.
Истории жизни знаменитых людей интересны потому, Что они знаменитые. Возьмем, например, Хемингуэя с его подходом "писать до обеда, бухать после обеда", и уберем его знаменитые книги. Что в остатке? Рыбак-бухарик с помятым лицом. Ну и кому это интересно?
Так кому же тогда нужно рассказывать о себе в мир, если людям этого не надо?
ЛИЧНО ВАМ.
Вы хотите найти друзей, обрести "свою стаю", мужчину/женщину своей мечты, или создать семью? Вы транслируете в соцсеть себя, свои идеи и ценности, пишете о том, что для вас важно и ... находите этих людей.
Вы мечтаете о том, чтобы ваше творчество было оценено по достоинству? Вы показываете себя миру, а не только ваше творчество, и это помогает читателям опять же запомнить вас как автора, и тем самым, повышает шансы на то, что они прочтут ваши творения.
Вы хотите найти клиентов для своих услуг или продуктов?
Вы рассказываете о себе, помогаете людям запомнить вас, показываете свою уникальность - ведь именно люди уникальны, а не товары или услуги.
А вот когда вы сидите "в кустах", боясь оттуда вылезти, говоря себе "да кому я нужен", и при этом вам хочется клиентов и денег, вы в тупике, куда вы сами себя поместили.
Это создает внутренний конфликт,поедающий ваши силы и веру в себя подобно стае гусениц, напавших на большое красное яблоко.
Есть два пути из этого тупика - добровольно отказаться от внешних целей (признание, клиенты, деньги, читатели), либо вылезать из "кустов" и заявлять о себе, даже если ЭТО НИКОМУ НЕ НУЖНО, КРОМЕ ВАС.
В рамках проекта #живыетексты могу помочь со вторым - вылезти из кустов и предъявить себя миру, сделав это с умом и смело.
Например, через два дня на Рейсе (ссылка в первом комментарии), где мы будем это делать 21 день подряд.
Откликается пост? Если да, то чем?
Поделитесь?
3(5) ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НУЖНО УБРАТЬ ИЗ ВСЕХ ТЕКСТОВ
Третья часть инструкции на внедрение. Первые две части в этом же паблике в предыдущих постах.
3. Запретите себе постить красивые мотивационно-"духовные" цитаты.
Знаете самый простой способ заподозрить невысокий уровень личностного и умственного развития человека?
По количеству "умных" и красивых цитат на него странице.
Чем их больше, тем он ... ну вы поняли.
Почему так?
Люди заваливают свою страницу чужими красивыми цитатами по нескольким основным причинам:
- страх писать от своего имени - засмеют, затопчут, хейтеры набегут, "да и кто я такой, чтобы свои мысли на своей странице писать?"
- слабое умение формулировать свои собственные мысли, или его полное отсутствие, что говорит о низких когнитивных способностях (или, на простом языке, указывает на слабый интеллект, или, если еще проще, подсказывают, что автор туповат)
- мнение , что так они будут выглядеть умнее, за которым опять же либо страхи либо тупость. Мнение, кстати, ошибочное - ведь умным в этом случае вас сочтут только реально недалекие люди, то есть, что глупее вас.
А что в итоге подумают читатели, во многом зависит от того, кто именно постит эти цитаты.
Запустила красивая девушка в Инстаграм полуобнаженную фотку с красивой мотивационно-духовной цитатой - боюсь, без шансов, только про "тупость" подумают.
Делает это человек за 50? "Одноклассники-style" и "умственная пенсия", если выразиться несколько метафорично.
Пишет такое специалист в своем деле? Возникают серьезные сомнения, а специалист ли он - ведь для того, чтобы достигнуть статуса "специалист", интеллект точно нужен. А если есть интеллект, то тексты где, и почему вся страница хламом завалена?
А в чем, собственно, проблема с самими цитатами?
Подробнее покажу (именно покажу, а не расскажу) в следующем посте, но если кратко, то:
- ими завалены соцсети до крыши
- они везде одинаковые (к слову, есть реально крутые и интересные цитаты, но в соцсетях чаще публикуют ширпотреб)
- на большую часть людей они все равно толком не действуют
Что делать?
Варианта основных три.
1. Если вы не тупой, а просто боитесь, но писать свои тексты хотите - проработайте свои страхи с психологом, а потом ко мне - учиться #живыетексты писать. Или сразу ко мне - у моих учеников страхи часто отлетают прямо во время обучения - скажем, после десятого написанного и опубликованного поста.
2. Если страх сильнее всего остального, то не пишите совсем ничего. Всегда можно пойти написать свое мнение "в гости", правда же? А свою страницу оставить девственно чистой. Или сохранить ее для чего-то реально важного - например, для рецептов, или репостов про розыгрыш айфона.
3. Если вы и правда не особо большого ума, но у вас хватает внутренней честности это признать, то у меня для вас хорошая новость - британские ученые установили, что уровень когнитивных способностей можно повысить, если правильно их тренировать. Стоп, сейчас проще вам объясню - Вы Можете Стать Умнее, Если Будете Тренироваться!
Впрочем, есть и четвертый вариант - пишите что попало, и забейте на все и на всех. Будьте собой, даже если вас совсем немного. И пусть весь мир ... отойдет)
(?) А вы что думаете?
Продолжаем инструкцию? 🏻
Третья часть инструкции на внедрение. Первые две части в этом же паблике в предыдущих постах.
3. Запретите себе постить красивые мотивационно-"духовные" цитаты.
Знаете самый простой способ заподозрить невысокий уровень личностного и умственного развития человека?
По количеству "умных" и красивых цитат на него странице.
Чем их больше, тем он ... ну вы поняли.
Почему так?
Люди заваливают свою страницу чужими красивыми цитатами по нескольким основным причинам:
- страх писать от своего имени - засмеют, затопчут, хейтеры набегут, "да и кто я такой, чтобы свои мысли на своей странице писать?"
- слабое умение формулировать свои собственные мысли, или его полное отсутствие, что говорит о низких когнитивных способностях (или, на простом языке, указывает на слабый интеллект, или, если еще проще, подсказывают, что автор туповат)
- мнение , что так они будут выглядеть умнее, за которым опять же либо страхи либо тупость. Мнение, кстати, ошибочное - ведь умным в этом случае вас сочтут только реально недалекие люди, то есть, что глупее вас.
А что в итоге подумают читатели, во многом зависит от того, кто именно постит эти цитаты.
Запустила красивая девушка в Инстаграм полуобнаженную фотку с красивой мотивационно-духовной цитатой - боюсь, без шансов, только про "тупость" подумают.
Делает это человек за 50? "Одноклассники-style" и "умственная пенсия", если выразиться несколько метафорично.
Пишет такое специалист в своем деле? Возникают серьезные сомнения, а специалист ли он - ведь для того, чтобы достигнуть статуса "специалист", интеллект точно нужен. А если есть интеллект, то тексты где, и почему вся страница хламом завалена?
А в чем, собственно, проблема с самими цитатами?
Подробнее покажу (именно покажу, а не расскажу) в следующем посте, но если кратко, то:
- ими завалены соцсети до крыши
- они везде одинаковые (к слову, есть реально крутые и интересные цитаты, но в соцсетях чаще публикуют ширпотреб)
- на большую часть людей они все равно толком не действуют
Что делать?
Варианта основных три.
1. Если вы не тупой, а просто боитесь, но писать свои тексты хотите - проработайте свои страхи с психологом, а потом ко мне - учиться #живыетексты писать. Или сразу ко мне - у моих учеников страхи часто отлетают прямо во время обучения - скажем, после десятого написанного и опубликованного поста.
2. Если страх сильнее всего остального, то не пишите совсем ничего. Всегда можно пойти написать свое мнение "в гости", правда же? А свою страницу оставить девственно чистой. Или сохранить ее для чего-то реально важного - например, для рецептов, или репостов про розыгрыш айфона.
3. Если вы и правда не особо большого ума, но у вас хватает внутренней честности это признать, то у меня для вас хорошая новость - британские ученые установили, что уровень когнитивных способностей можно повысить, если правильно их тренировать. Стоп, сейчас проще вам объясню - Вы Можете Стать Умнее, Если Будете Тренироваться!
Впрочем, есть и четвертый вариант - пишите что попало, и забейте на все и на всех. Будьте собой, даже если вас совсем немного. И пусть весь мир ... отойдет)
(?) А вы что думаете?
Продолжаем инструкцию? 🏻
4 ВИДА КРИТИКИ... ВЫБЕРИТЕ СВОЮ?
Для начала скажу искреннее Спасибо тем, кто комментирует мои посты - вы подаете идеи для новых материалов, а порой, и для целых курсов. И этим помогаете тем, кто придет читать #живыетексты, а потом учиться их писать.
Написали мне вот тут в комментариях "Вы пишете посты хорошо и грамотно, но критикуете других чаще чем поддерживаете, и этим "подрезаете крылья", а не вдохновляете."
"Хм" - подумал я, "а что-то в этом есть". Немного подумал, и скачал "в потоке" вот эту классификацию критики.
Забирайте, пользуйтесь.
1. Критика Уничтожающая: Слышать не Хочется, и она Не Нужна.
Это удар под дых ногой с разворота.
"Ваш текст-говно, и вы как автор - говно. Ни таланта, ни перспектив. Или, как сказали бы в недавнем прошлом, "аффтар, выпей йаду/ убейся об стену".
Уничтожающая критика, бьющая не только по тексту, но по самой личности, обесценивающая и уничтожающая даже робкие попытки что-то попробовать.
Ее часто приписывают родителям и демоническим школьным учителям, но выдать ее может и "лучшая подруга", просто сделав это в более завуалированном виде.
Слышать это точно никому не хочется, ибо жестко и жестоко и больно слышать.
И говорить это, на мой взгляд, не нужно, даже если это чистая правда, и автор полностью бесталанный и бесперспективный.
Почему?
Потому, что даже если человек пишет леденящие душу и ум тексты, он имеет на это полное право. Этим он не ущемляет свободу других людей. Не нравится читать это - просто отойди в сторонку. Тошнит от прочитанного - сделай это в туалете, а не в комментариях, а потом забудь про то страшное место, где ты прочел этот текст.
За время моей работы с текстами я прочел тысячи постов и статей, и среди них регулярно попадались те, что вызывали внутри только одну мысль "Что за х...ю я сейчас прочел, и как мне это развидеть?".
Но если это текст участника моей программы, я, в худшем случае, скажу ему "удали этот текст и забудь о нем, и напиши с нуля" и дам ориентиры, как это можно сделать. И точно не буду переходить на личности и советовать "забыть навсегда про тексты" или что-то подобное.
Я же тренер, консультант и писатель, как никак, а не какой нибудь дементор Азкабана. И без меня вокруг дементоров полно, зачем добавлять еще одного?
2. Розовая Критика: Слышать Хочется, но она не Нужна
Полная противоположность первому варианту, ибо это розовые ... хм ... пусть будут благовония.
Это когда "ничего плохого, острого, жесткого и злого", а лишь "мягкое, теплое и влажное". Этой лицемерной тошнотинки я вдоволь наелся в своей тренерской alma mater, а потом многократно видел у моих возвышенно-позитивных коллег - когда все женщины "богини", и "всех люблю" и аллилуйя с утра до вечера, и полный аминь.
В теме текстов это будет что-то вроде "замечательно все написала, но можно сделать еще божественнее".
Родители, вам проще это представить - это когда к вам маленький сын/дочка бежит с какими-то дикими каляками-маляками на мокром от краски листочке, и пока невысохшая краска капает на дорогой паркет, вам нужно быстро изобразить на лице невообразимое умиление и восторг от этого шедевра, а то ребенок расстроится и расплачется. Даже с детьми эта тема неоднозначная, а уж со взрослыми ...
Я понимаю, что когда человеку плохо, самооценка убита, а уверенности в себе ноль, ему порой нужна метафизическая мама, которая обнимет, погладит по голове, даст вкусную конфету, подарит свою любовь и безусловное принятие, и вообще сделает хорошо. Но я 45-летний лысый мужчина, и плохо подхожу на роль такой мамы - это раз. И в обучении конкретному навыку (писать тексты, например) такой подход может завести человека в страну иллюзий, из которой его очень жестко выведет пара комментариев от не столь позитивных читателей - это два. Или ... 45-летний взрослый мужчина)
Писать терапевтические тексты (неважно какого качества) для того, чтобы лучше понять и прочусвтвовать себя, и вывести себя на чистую воду - отличная тема, сам организую такое, когда веду сказкотерапевтические процессы.
Но лить розовые ... хм ... благовония на голову человека, когда он пришел учиться писать ЛУЧШЕ, чем он пишет сейчас - не ко мне. И считаю эту тему сомнительной и даже вредной.
Эта критика вдохновение, каззалось бы, подпитывает, но одновременно может оказаться медвежьей услугой - ведь когда обласканный и приятно пахнущий человек выйдет в большой мир, и получит серию реальных комментариев от людей, чьей целью не было его обласкать, все его взрощенное вдохновение сдохнет в страшных мучениях, а самооценка может упасть еще ниже, чем она была до того, как его полили чем-то розовым и приятным.
3. Критика Поднимающая: Слышать Хочется, и она Нужна.
Это когда объективно в тексте автора есть сильные и удачные моменты - крутой пример или история, сильные аргументы, необычное и цепляющее начало, оригинальная интонация текста, или классная картинка к посту.
Говорить об этом нужно обязательно, и чем лучше это получилось, тем больше можно размахивать руками и ставить восклицательные знаки, а потом бежать показывать другим людям с криком "посмотрите, какой о..енный текст!".
С удовольствием это делаю всегда, когда вижу, за что объективно (в рамках моей субъективности, конечно) это можно сказать.
Порой громко крикнуть это не получается, но можно сказать тихонечко и шепотом, но это все равно будет честно. Например, когда человек написал свой первый авторский пост, и вышел он комом, но он сделал для себя смелый и важный шаг. И это хорошо для него.
Но это еще не повод организовывать фейерверк на 100 выстрелов - надо просто двигаться дальше, и писать еще, и продолжать учиться.
Эта критика вдохновение подпитывает и подкрепляет, причем мощно и ощутимо, так как основана на конкретных достижениях и успехах, а не на общем "ты молодец просто потому , что хоть что-то написал".
4. Критика Конструктивная: Слышать не всегда Хочется, но она Нужна.
Самый важный вид критики - если есть желание написать лучше, и вообще научиться это делать круто и мощно, а не просто получить приятное разовое поглаживание.
Это когда, например, я говорю про текст "тезисы размыты, и вообще их минимум два, и текст получается с двумя позвоночниками. Аргументов нет, а пример непонятный. Лишние тезисы выбросить, оставить только один, добавить пару конкретных аргументов, почему этот тезис правдив, и рассказать простую историю из жизни для иллюстрации". Это очень сокращенный вариант, обычно я говорю больше слов намного.
Слышать это автору, возможно, рожавшему этот текст в трехчасовых муках, может быть неприятно - ведь он так ждал одобрения, и признания его вклада. Но читателям ваших текстов на .... плевать с высокой колокольни на ваш вклад и на ваши муки, им либо текст зашел и показался интересным, либо они пошли дальше.
Нежелание слушать такую критику понять вполне можно, но в этом случае автору/авторке будет безопаснее писать тексты без возможности их комментировать, или вообще в закрытом профиле писать, и точно не приходить учиться делать это лучше.
Ну, еще можно найти тренера, который даст "критику" третьего типа, полив голову розовыми ... хм ... благовониями и назвав "богиней". Таких целый вагон вокруг, даже искать особо не нужно.
Но комментарии к постам все равно лучше не включать - ведь не все читатели благовония вам принесут в дар.
Эта критика и правда может "убить вдохновение", если это самое вдохновение было построено на иррациональной уверенности маленького ребенка, что он нарисовал нечто чудесное, а не на более объективной взрослой самооценке своего творения. Но такое "вдохновение" в любом случае не жилец в соцсетях - его обязательно кто-то "убьет", вопрос во времени, и в том, насколько жестоким будет это убийство.
Чем взрослее внутри человек, тем легче ему эту критику пережить, и продолжить учиться. И продолжать писать тексты.
====================
Полезно было? Что для себя взяли, где отозвалось, что про вас?
Поделитесь в комментариях.
Лайк = спасибо за пост.
От меня заранее пожалуйста.
P.S. Если вам близко мой подход к критике и вообще к процессу обучения, приходите учиться. Точно научу писать лучше, чем вы это делаете сейчас.
Для начала скажу искреннее Спасибо тем, кто комментирует мои посты - вы подаете идеи для новых материалов, а порой, и для целых курсов. И этим помогаете тем, кто придет читать #живыетексты, а потом учиться их писать.
Написали мне вот тут в комментариях "Вы пишете посты хорошо и грамотно, но критикуете других чаще чем поддерживаете, и этим "подрезаете крылья", а не вдохновляете."
"Хм" - подумал я, "а что-то в этом есть". Немного подумал, и скачал "в потоке" вот эту классификацию критики.
Забирайте, пользуйтесь.
1. Критика Уничтожающая: Слышать не Хочется, и она Не Нужна.
Это удар под дых ногой с разворота.
"Ваш текст-говно, и вы как автор - говно. Ни таланта, ни перспектив. Или, как сказали бы в недавнем прошлом, "аффтар, выпей йаду/ убейся об стену".
Уничтожающая критика, бьющая не только по тексту, но по самой личности, обесценивающая и уничтожающая даже робкие попытки что-то попробовать.
Ее часто приписывают родителям и демоническим школьным учителям, но выдать ее может и "лучшая подруга", просто сделав это в более завуалированном виде.
Слышать это точно никому не хочется, ибо жестко и жестоко и больно слышать.
И говорить это, на мой взгляд, не нужно, даже если это чистая правда, и автор полностью бесталанный и бесперспективный.
Почему?
Потому, что даже если человек пишет леденящие душу и ум тексты, он имеет на это полное право. Этим он не ущемляет свободу других людей. Не нравится читать это - просто отойди в сторонку. Тошнит от прочитанного - сделай это в туалете, а не в комментариях, а потом забудь про то страшное место, где ты прочел этот текст.
За время моей работы с текстами я прочел тысячи постов и статей, и среди них регулярно попадались те, что вызывали внутри только одну мысль "Что за х...ю я сейчас прочел, и как мне это развидеть?".
Но если это текст участника моей программы, я, в худшем случае, скажу ему "удали этот текст и забудь о нем, и напиши с нуля" и дам ориентиры, как это можно сделать. И точно не буду переходить на личности и советовать "забыть навсегда про тексты" или что-то подобное.
Я же тренер, консультант и писатель, как никак, а не какой нибудь дементор Азкабана. И без меня вокруг дементоров полно, зачем добавлять еще одного?
2. Розовая Критика: Слышать Хочется, но она не Нужна
Полная противоположность первому варианту, ибо это розовые ... хм ... пусть будут благовония.
Это когда "ничего плохого, острого, жесткого и злого", а лишь "мягкое, теплое и влажное". Этой лицемерной тошнотинки я вдоволь наелся в своей тренерской alma mater, а потом многократно видел у моих возвышенно-позитивных коллег - когда все женщины "богини", и "всех люблю" и аллилуйя с утра до вечера, и полный аминь.
В теме текстов это будет что-то вроде "замечательно все написала, но можно сделать еще божественнее".
Родители, вам проще это представить - это когда к вам маленький сын/дочка бежит с какими-то дикими каляками-маляками на мокром от краски листочке, и пока невысохшая краска капает на дорогой паркет, вам нужно быстро изобразить на лице невообразимое умиление и восторг от этого шедевра, а то ребенок расстроится и расплачется. Даже с детьми эта тема неоднозначная, а уж со взрослыми ...
Я понимаю, что когда человеку плохо, самооценка убита, а уверенности в себе ноль, ему порой нужна метафизическая мама, которая обнимет, погладит по голове, даст вкусную конфету, подарит свою любовь и безусловное принятие, и вообще сделает хорошо. Но я 45-летний лысый мужчина, и плохо подхожу на роль такой мамы - это раз. И в обучении конкретному навыку (писать тексты, например) такой подход может завести человека в страну иллюзий, из которой его очень жестко выведет пара комментариев от не столь позитивных читателей - это два. Или ... 45-летний взрослый мужчина)
Писать терапевтические тексты (неважно какого качества) для того, чтобы лучше понять и прочусвтвовать себя, и вывести себя на чистую воду - отличная тема, сам организую такое, когда веду сказкотерапевтические процессы.
Но лить розовые ... хм ... благовония на голову человека, когда он пришел учиться писать ЛУЧШЕ, чем он пишет сейчас - не ко мне. И считаю эту тему сомнительной и даже вредной.
Эта критика вдохновение, каззалось бы, подпитывает, но одновременно может оказаться медвежьей услугой - ведь когда обласканный и приятно пахнущий человек выйдет в большой мир, и получит серию реальных комментариев от людей, чьей целью не было его обласкать, все его взрощенное вдохновение сдохнет в страшных мучениях, а самооценка может упасть еще ниже, чем она была до того, как его полили чем-то розовым и приятным.
3. Критика Поднимающая: Слышать Хочется, и она Нужна.
Это когда объективно в тексте автора есть сильные и удачные моменты - крутой пример или история, сильные аргументы, необычное и цепляющее начало, оригинальная интонация текста, или классная картинка к посту.
Говорить об этом нужно обязательно, и чем лучше это получилось, тем больше можно размахивать руками и ставить восклицательные знаки, а потом бежать показывать другим людям с криком "посмотрите, какой о..енный текст!".
С удовольствием это делаю всегда, когда вижу, за что объективно (в рамках моей субъективности, конечно) это можно сказать.
Порой громко крикнуть это не получается, но можно сказать тихонечко и шепотом, но это все равно будет честно. Например, когда человек написал свой первый авторский пост, и вышел он комом, но он сделал для себя смелый и важный шаг. И это хорошо для него.
Но это еще не повод организовывать фейерверк на 100 выстрелов - надо просто двигаться дальше, и писать еще, и продолжать учиться.
Эта критика вдохновение подпитывает и подкрепляет, причем мощно и ощутимо, так как основана на конкретных достижениях и успехах, а не на общем "ты молодец просто потому , что хоть что-то написал".
4. Критика Конструктивная: Слышать не всегда Хочется, но она Нужна.
Самый важный вид критики - если есть желание написать лучше, и вообще научиться это делать круто и мощно, а не просто получить приятное разовое поглаживание.
Это когда, например, я говорю про текст "тезисы размыты, и вообще их минимум два, и текст получается с двумя позвоночниками. Аргументов нет, а пример непонятный. Лишние тезисы выбросить, оставить только один, добавить пару конкретных аргументов, почему этот тезис правдив, и рассказать простую историю из жизни для иллюстрации". Это очень сокращенный вариант, обычно я говорю больше слов намного.
Слышать это автору, возможно, рожавшему этот текст в трехчасовых муках, может быть неприятно - ведь он так ждал одобрения, и признания его вклада. Но читателям ваших текстов на .... плевать с высокой колокольни на ваш вклад и на ваши муки, им либо текст зашел и показался интересным, либо они пошли дальше.
Нежелание слушать такую критику понять вполне можно, но в этом случае автору/авторке будет безопаснее писать тексты без возможности их комментировать, или вообще в закрытом профиле писать, и точно не приходить учиться делать это лучше.
Ну, еще можно найти тренера, который даст "критику" третьего типа, полив голову розовыми ... хм ... благовониями и назвав "богиней". Таких целый вагон вокруг, даже искать особо не нужно.
Но комментарии к постам все равно лучше не включать - ведь не все читатели благовония вам принесут в дар.
Эта критика и правда может "убить вдохновение", если это самое вдохновение было построено на иррациональной уверенности маленького ребенка, что он нарисовал нечто чудесное, а не на более объективной взрослой самооценке своего творения. Но такое "вдохновение" в любом случае не жилец в соцсетях - его обязательно кто-то "убьет", вопрос во времени, и в том, насколько жестоким будет это убийство.
Чем взрослее внутри человек, тем легче ему эту критику пережить, и продолжить учиться. И продолжать писать тексты.
====================
Полезно было? Что для себя взяли, где отозвалось, что про вас?
Поделитесь в комментариях.
Лайк = спасибо за пост.
От меня заранее пожалуйста.
P.S. Если вам близко мой подход к критике и вообще к процессу обучения, приходите учиться. Точно научу писать лучше, чем вы это делаете сейчас.
ГЕНЕРАТОР МОТИВАЦИОННО-ДУХОВНЫХ ЦИТАТ
В прошлом посте рассказал, почему не стоит постить мотивационно-"духовные" цитаты и фразы на стене, а в этом покажу это на примере. Ведь именно сейчас мы с вами будем генерировать такие цитаты пачками, и вам останется лишь добавить к ним имя какого-нибудь известного человека и опубликовать - все равно никто проверять не будет.
Ключевые слова для создания мотивационной цитаты
Жизнь
Движение
Человек
Энергия
Действие
Успех
Победа
Желание
Преодоление
Препятствие
Развитие
Для типа духовных цитат можно взять эти же слова, но я бы добавил еще несколько:
Вселенная
Любовь
Тишина
Дух
Ум
Можно продолжить, но и этого в целом хватит, особенно, если использовать не только сами существительные, но и образованные от них прилагательные и тд.
ПРОСТОЙ лайфхак по созданию мотивирующе-духовной цитаты.
Возьмите слово "жизнь" и соедините его с любым другим словом.
Вот прямо любое можно взять.
Скажем .... пробка.
Жизнь похожа на пробку - может быть автомобильной, а может, и от дорогого шампанского. А какой она станет, только в ваших руках.
Или ...кокос.
Жизнь подобна кокосу - может упасть и больно ударить по голове, а может напоить страждущего и напоить жаждущего. И только вы выбираете, какой она для вас станет.
А ДАВАЙТЕ попрактикуемся в создании таких цитат?
Как все будет?
Любой из вас может написать в комментарии два любых слова - волт прямо любых, что пришли в голову, или, например, описывают предметы, лежащие прямо сейчас перед глазами. А остальные придумывают мотивационно-духовные цитаты с обязательным использованием этих двух слов.
И обязательно поддерживайте авторов самых удачных, на ваш взгляд, цитат. Мы потом победителей выберем)
Поехали!
#живыетексты
В прошлом посте рассказал, почему не стоит постить мотивационно-"духовные" цитаты и фразы на стене, а в этом покажу это на примере. Ведь именно сейчас мы с вами будем генерировать такие цитаты пачками, и вам останется лишь добавить к ним имя какого-нибудь известного человека и опубликовать - все равно никто проверять не будет.
Ключевые слова для создания мотивационной цитаты
Жизнь
Движение
Человек
Энергия
Действие
Успех
Победа
Желание
Преодоление
Препятствие
Развитие
Для типа духовных цитат можно взять эти же слова, но я бы добавил еще несколько:
Вселенная
Любовь
Тишина
Дух
Ум
Можно продолжить, но и этого в целом хватит, особенно, если использовать не только сами существительные, но и образованные от них прилагательные и тд.
ПРОСТОЙ лайфхак по созданию мотивирующе-духовной цитаты.
Возьмите слово "жизнь" и соедините его с любым другим словом.
Вот прямо любое можно взять.
Скажем .... пробка.
Жизнь похожа на пробку - может быть автомобильной, а может, и от дорогого шампанского. А какой она станет, только в ваших руках.
Или ...кокос.
Жизнь подобна кокосу - может упасть и больно ударить по голове, а может напоить страждущего и напоить жаждущего. И только вы выбираете, какой она для вас станет.
А ДАВАЙТЕ попрактикуемся в создании таких цитат?
Как все будет?
Любой из вас может написать в комментарии два любых слова - волт прямо любых, что пришли в голову, или, например, описывают предметы, лежащие прямо сейчас перед глазами. А остальные придумывают мотивационно-духовные цитаты с обязательным использованием этих двух слов.
И обязательно поддерживайте авторов самых удачных, на ваш взгляд, цитат. Мы потом победителей выберем)
Поехали!
#живыетексты
ДРУГИЕ ПОСТЫ
Иногда я читаю чей-нибудь новый пост, а потом внутри возникает немного неприятное чувство, что зря потратила время. Вроде бы автор написал историю из жизни, наверное старался. А я почему-то думаю: «И что? Зачем я это прочла?» Случалось с вами такое?
Как будто захожу в гости к человеку и вижу на столе листок с записями. Любопытно ведь, да? Заглядываю, а там непонятно что. Какой-то обрывок дневника из разряда: «Утром я поела омлет, потом погуляла с собакой. Хорошо, что в магазине есть молоко! Вот и фоточка меня с молоком.» Эээ, я рада.
А иногда я встречаю другие посты. Как, например, пост Евгении Рейнбах. Она как будто болтает со мной, и непринужденно рассказывает свою историю. Авторка делает это так, что я вижу целую картинку, как в кино.
Образы, описания, ощущения. Переживания и мысли Евгении. Они помогают мне примерить на себя её опыт, сравнить и поразмышлять: «А в моей жизни так было? Согласна ли я с ней?»
Выбирайте)
***
История про Лену, лужу и неоправданные ожидания
Было мне лет двадцать с хвостиком, работала я в то время менеджером по продажам и приходилось мне довольно часто общаться с девушкой Леной. Лена была закупщиком у клиента, примерно моего возраста. И так хорошо у нас складывалось общение, и пошутим, и по работе все быстро и четко, и живая она такая, веселая. Контакты и общение тогда завязывались проще чем сейчас, и договорились мы с Леной как-то после работы пойти прогуляться. Лето было, погода отличная, да и жили мы, как выяснилось, недалеко друг от друга.
Встретились, видели друг друга первый раз, до этого только по телефону общались. Лена оказалась невысокой плотной брюнеткой, примерно так я ее себе и представляла. Лена сходу заметила, что неплохо бы купить по бутылочке пива и можно идти. Как-то так получилось, что бутылочки купила я, Лена задумчиво рассматривала прохожих и, поблагодарив, забрала свою. Я не очень как-то пью пиво на ходу на улице, и тогда и сейчас, но заостряться на этом моменте не стала. И мы двинули гулять.
Лена заливалась соловьем, истории шли одна за другой, но какие-то стремные. Я и близко в такие не попадала. Не знаю, правдивые или нет, но я казалась себе трепетной ромашкой, не видевшей жизни. Речь Лены была щедро пересыпана матом, а иначе сложно было передать весь драматизм событий из этих историй. Ей не хватало только беломорины в уголке рта, тогда образ был бы закончен и безупречен.
Рррраз! И пустая бутылка из-под пива полетела в придорожные кусты, хабарик (правда, не от беломорины) отправился следом. Лена заметила, что надо бы ещё одну. Мне захотелось смыться как с неудачного свидания. Как и подобает трепетной ромашке, тогда я не знала о существовании кота, которого (вот досада!) забыла покормить, поэтому мучилась и искала предлог слинять.
Я шла домой и не понимала, как могла так ошибиться. Ничего, совсем ничего не предвещало, разве так бывает? Не верилось. Мне казалось, что мы так похожи, можем подружиться. В первый раз меня накрыло такое суровое расхождение ожидания и реальности. Это сейчас я знаю, что бывает совершенно по-разному, что люди могут удивлять да ещё как, причём в обе стороны. Но тогда искренне не понимала.
С Леной мы все так же общались по рабочим вопросам, она была такой же милой и веселой. Себя я ловила на том, что стала разговаривать с ней как-то осторожнее. Как разговаривала бы наверно с тигром в клетке, если бы тигры умели говорить.
Ждёшь вот так от человека, что он щас каааак оправдает все твои ожидания. А он и не думает этого делать, твои ожидания - твои трудности, се ля ви. А вот грязная лужа, от неё ничего не ждёшь, пройти бы, не обляпаться. Присмотришься, а лужа-то как зеркало, и не грязная вовсе, и в ней так художественно мой «спальник» отражается. Красиво же? Красиво.
Нет ожиданий - нет разочарований. Не всегда получается, да и не всегда так нужно. Но зато есть все шансы приятно удивиться.
#живыетексты
Иногда я читаю чей-нибудь новый пост, а потом внутри возникает немного неприятное чувство, что зря потратила время. Вроде бы автор написал историю из жизни, наверное старался. А я почему-то думаю: «И что? Зачем я это прочла?» Случалось с вами такое?
Как будто захожу в гости к человеку и вижу на столе листок с записями. Любопытно ведь, да? Заглядываю, а там непонятно что. Какой-то обрывок дневника из разряда: «Утром я поела омлет, потом погуляла с собакой. Хорошо, что в магазине есть молоко! Вот и фоточка меня с молоком.» Эээ, я рада.
А иногда я встречаю другие посты. Как, например, пост Евгении Рейнбах. Она как будто болтает со мной, и непринужденно рассказывает свою историю. Авторка делает это так, что я вижу целую картинку, как в кино.
Образы, описания, ощущения. Переживания и мысли Евгении. Они помогают мне примерить на себя её опыт, сравнить и поразмышлять: «А в моей жизни так было? Согласна ли я с ней?»
Выбирайте)
***
История про Лену, лужу и неоправданные ожидания
Было мне лет двадцать с хвостиком, работала я в то время менеджером по продажам и приходилось мне довольно часто общаться с девушкой Леной. Лена была закупщиком у клиента, примерно моего возраста. И так хорошо у нас складывалось общение, и пошутим, и по работе все быстро и четко, и живая она такая, веселая. Контакты и общение тогда завязывались проще чем сейчас, и договорились мы с Леной как-то после работы пойти прогуляться. Лето было, погода отличная, да и жили мы, как выяснилось, недалеко друг от друга.
Встретились, видели друг друга первый раз, до этого только по телефону общались. Лена оказалась невысокой плотной брюнеткой, примерно так я ее себе и представляла. Лена сходу заметила, что неплохо бы купить по бутылочке пива и можно идти. Как-то так получилось, что бутылочки купила я, Лена задумчиво рассматривала прохожих и, поблагодарив, забрала свою. Я не очень как-то пью пиво на ходу на улице, и тогда и сейчас, но заостряться на этом моменте не стала. И мы двинули гулять.
Лена заливалась соловьем, истории шли одна за другой, но какие-то стремные. Я и близко в такие не попадала. Не знаю, правдивые или нет, но я казалась себе трепетной ромашкой, не видевшей жизни. Речь Лены была щедро пересыпана матом, а иначе сложно было передать весь драматизм событий из этих историй. Ей не хватало только беломорины в уголке рта, тогда образ был бы закончен и безупречен.
Рррраз! И пустая бутылка из-под пива полетела в придорожные кусты, хабарик (правда, не от беломорины) отправился следом. Лена заметила, что надо бы ещё одну. Мне захотелось смыться как с неудачного свидания. Как и подобает трепетной ромашке, тогда я не знала о существовании кота, которого (вот досада!) забыла покормить, поэтому мучилась и искала предлог слинять.
Я шла домой и не понимала, как могла так ошибиться. Ничего, совсем ничего не предвещало, разве так бывает? Не верилось. Мне казалось, что мы так похожи, можем подружиться. В первый раз меня накрыло такое суровое расхождение ожидания и реальности. Это сейчас я знаю, что бывает совершенно по-разному, что люди могут удивлять да ещё как, причём в обе стороны. Но тогда искренне не понимала.
С Леной мы все так же общались по рабочим вопросам, она была такой же милой и веселой. Себя я ловила на том, что стала разговаривать с ней как-то осторожнее. Как разговаривала бы наверно с тигром в клетке, если бы тигры умели говорить.
Ждёшь вот так от человека, что он щас каааак оправдает все твои ожидания. А он и не думает этого делать, твои ожидания - твои трудности, се ля ви. А вот грязная лужа, от неё ничего не ждёшь, пройти бы, не обляпаться. Присмотришься, а лужа-то как зеркало, и не грязная вовсе, и в ней так художественно мой «спальник» отражается. Красиво же? Красиво.
Нет ожиданий - нет разочарований. Не всегда получается, да и не всегда так нужно. Но зато есть все шансы приятно удивиться.
#живыетексты
СТРУКТУРА ТЕКСТА
Возможно, после такого заголовка кто-то заскучает и скуксится со словами: ну, к чему эти рамки. Зачем мне оковы искусственных ограничений? Творчество — это поток. Текст должен жить, дышать, струиться.
И вот уже летит читательская лодочка по бурной реке публикации. Волны эмоций угрожающе захлестывают борта и обдают ледяными брызгами лицо. Судёнышко лавирует между порогами, образованными россыпью мыслей, понятий, аргументов. И вот, в финале, наш гость, чудом избежавший кораблекрушения, выбирается из стремнины на берег. Отфыркивается, вытряхивает воду из ушей, отжимает одежду и пытается сообразить: что это сейчас с ним произошло? Что конкретно хотел сказать автор?
А кто-то и пытаться не будет, запутавшись в нагромождении смыслов. Не каждый подписчик “долетит” и до середины поста. И если речь идёт о нехудожественных текстах, то стоит только добавить структуру, как течение истории становится более логичным и понятным.
Предлагаю пройтись по основным моментам, которые помогают простраивать публикацию.
1. Идея (тезис).
Мысль, которую нужно донести до народа. Один текст — одна мысль.
Если тема обширная, желательно разбить её на части.
Например: я хочу поведать о своих соседях по подъезду. О том, что вот Николай Петрович — иностранный шпион. Лариска с пятого этажа изменяет мужу со студентом, снимающим квартиру на втором. Клавдия Семёновна завела уже седьмого кота. А Санёк с девятого взломал замок на чердак и водит на крышу экскурсии.
И если я свалю всю информацию в кучу, то легко запутаться кто здесь изменяет мужу, а кто Родине.
2. Аргументы (обоснования).
Утверждаешь — обоснуй.
Почему я решила, что Николай Петрович — иностранный шпион? Он ходит в котелке и темных очках? Общается с подозрительными личностями на английском? Раскатывает на такси в булочную?
3. Примеры.
Собственно, они и превращают текст в историю.
И здесь я могу рассказать, как следила за подозрительным соседом и чуть не спалилась. Так как рандеву у него было с таким красавчиком, что я еле усидела в засаде — чуть не побежала знакомиться. Теперь вот раздумываю: может, пусть и меня завербуют. Вдруг, это судьба?
А если всё-таки свободолюбивая муза не хочет творить “по правилам”, то текст, написанный в потоке, можно просто проверить по этому мини-списку. Не потерялась ли какая-то запчасть?
А вы структурируете свои тексты? Или они и так хороши и понятны?
Авторка проекта Алена Торчилова
#живыетексты
Возможно, после такого заголовка кто-то заскучает и скуксится со словами: ну, к чему эти рамки. Зачем мне оковы искусственных ограничений? Творчество — это поток. Текст должен жить, дышать, струиться.
И вот уже летит читательская лодочка по бурной реке публикации. Волны эмоций угрожающе захлестывают борта и обдают ледяными брызгами лицо. Судёнышко лавирует между порогами, образованными россыпью мыслей, понятий, аргументов. И вот, в финале, наш гость, чудом избежавший кораблекрушения, выбирается из стремнины на берег. Отфыркивается, вытряхивает воду из ушей, отжимает одежду и пытается сообразить: что это сейчас с ним произошло? Что конкретно хотел сказать автор?
А кто-то и пытаться не будет, запутавшись в нагромождении смыслов. Не каждый подписчик “долетит” и до середины поста. И если речь идёт о нехудожественных текстах, то стоит только добавить структуру, как течение истории становится более логичным и понятным.
Предлагаю пройтись по основным моментам, которые помогают простраивать публикацию.
1. Идея (тезис).
Мысль, которую нужно донести до народа. Один текст — одна мысль.
Если тема обширная, желательно разбить её на части.
Например: я хочу поведать о своих соседях по подъезду. О том, что вот Николай Петрович — иностранный шпион. Лариска с пятого этажа изменяет мужу со студентом, снимающим квартиру на втором. Клавдия Семёновна завела уже седьмого кота. А Санёк с девятого взломал замок на чердак и водит на крышу экскурсии.
И если я свалю всю информацию в кучу, то легко запутаться кто здесь изменяет мужу, а кто Родине.
2. Аргументы (обоснования).
Утверждаешь — обоснуй.
Почему я решила, что Николай Петрович — иностранный шпион? Он ходит в котелке и темных очках? Общается с подозрительными личностями на английском? Раскатывает на такси в булочную?
3. Примеры.
Собственно, они и превращают текст в историю.
И здесь я могу рассказать, как следила за подозрительным соседом и чуть не спалилась. Так как рандеву у него было с таким красавчиком, что я еле усидела в засаде — чуть не побежала знакомиться. Теперь вот раздумываю: может, пусть и меня завербуют. Вдруг, это судьба?
А если всё-таки свободолюбивая муза не хочет творить “по правилам”, то текст, написанный в потоке, можно просто проверить по этому мини-списку. Не потерялась ли какая-то запчасть?
А вы структурируете свои тексты? Или они и так хороши и понятны?
Авторка проекта Алена Торчилова
#живыетексты