Казахский Орфей из Батуми
Завтра исполнится 82 года великому казахстанскому певцу и музыкальному педагогу Лаки Кесоглу, которого называют «самый популярный грек Казахстана».
В 1939 году родился в Батуми, откуда их семью депортировали в далекий казахский аул, на территорию нынешней Туркестанской области. Лаки было тогда лишь 10 лет. Мальчик всегда тяготел к музыке, жадно внимал радио-концертам и с удовольствием участвовал в школьной самодеятельности. Окончил сначала Чимкентское музыкальное училище, потом поступил в Алма-Атинскую консерваторию, но спустя какое-то время перешёл оркестр Казахского радио и телевидения, навсегда уже посвятив себя именно эстрадному исполнению.
В его репертуаре были сотни композиций, песня «Бузуки» (название музыкального греческого инструмента) стала всесоюзным хитом и завоевала ему народную славу. Тираж его пластинок в государственной фирме «Мелодия» достиг 2 миллионов, что стало абсолютным рекордом для казахстанского исполнителя.
Обладатель множества престижных наград и государственных отличий, кумир миллионов людей, в начале нулевых годов он перешёл на педагогическую работу и стал профессором академии Жургенова. Его учениками были Нагима Ескалиева, Женис Искакова, Айжан Нурмагамбетова и Кайрат Нуртас.
Много лет назад он принял решение не уезжать в Грецию подобно многим казахстанским грекам, полагая что его настоящая Родина здесь.
«Здесь, в Казахстане, я занимаюсь любимым делом, здесь живут мои друзья и поклонники. Здесь меня ценят и уважают, и я тоже стараюсь приносить пользу», - сказал он в одном из интервью.
Желаем мэтру еще долгих лет жизни, творческих свершений и новых поколений успешных учеников.
Количество постов 1 574
Частота постов 75 часов 22 минуты
ER
0.73
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Казахстанский дуэт домбристов Temirlan & Yernat победил в номинации «Инструментальная музыка» на конкурсе Hollywood international contest.
Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент и визитная карточка нашей музыкальной культуры. Именно домбру называют душой и верной спутницей казаха.
Домбра – древний инструмент и, например, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тыс. лет назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. А в Алматинской области обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру.
Тем отраднее, что пройдя с нами через века, домбра нашла своё место и в современной казахстанской культуре. А такие исполнители, как дуэт домбристов Temirlan & Yernat популяризируют казахский народный инструмент в других странах мира. Последний успех ребят – победа на конкурсе Hollywood international contest в США.
Темирлан Олжабай и Ернат Наурыз создали свой дуэт в 2017 году во время учебы в Казахском национальном университете искусств. Темирлан родом из Павлодара, а Ернат - из Жезказгана, но уже долгое время талантливые ребята живут и работают в столице. Вскоре ребята громко заявили о себе, выступив совместно с Димашем Кудайбергеном на конкурсе I'm a Singer в Китае. А затем дуэт домбристов объездил с выступлениями почти всю Европу. Становился победителем международного конкурса Music Box International Contestв Испании и Golden Time Talent в Великобритании.
Принять участие в конкурсе в США уже известных среди любителей инструментальной музыки на западе Темирлана и Ерната специально пригласили организаторы конкурса. Проходил конкурс онлайн и свои музыкальные таланты демонстрировали артисты из 36 стран мира.
Первый тур Temirlan & Yernat прошли с произведением Никколо Паганини «Каприс № 24» в собственной авторской обработке. А в финале дуэт из Казахстана представил инструментальную версию песни Майкла Джексона They Don’t Care About Us.
Поздравляем ребят с победой и новых успехов в творчестве и популяризации нашего истинно народного инструмента!
Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент и визитная карточка нашей музыкальной культуры. Именно домбру называют душой и верной спутницей казаха.
Домбра – древний инструмент и, например, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тыс. лет назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. А в Алматинской области обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру.
Тем отраднее, что пройдя с нами через века, домбра нашла своё место и в современной казахстанской культуре. А такие исполнители, как дуэт домбристов Temirlan & Yernat популяризируют казахский народный инструмент в других странах мира. Последний успех ребят – победа на конкурсе Hollywood international contest в США.
Темирлан Олжабай и Ернат Наурыз создали свой дуэт в 2017 году во время учебы в Казахском национальном университете искусств. Темирлан родом из Павлодара, а Ернат - из Жезказгана, но уже долгое время талантливые ребята живут и работают в столице. Вскоре ребята громко заявили о себе, выступив совместно с Димашем Кудайбергеном на конкурсе I'm a Singer в Китае. А затем дуэт домбристов объездил с выступлениями почти всю Европу. Становился победителем международного конкурса Music Box International Contestв Испании и Golden Time Talent в Великобритании.
Принять участие в конкурсе в США уже известных среди любителей инструментальной музыки на западе Темирлана и Ерната специально пригласили организаторы конкурса. Проходил конкурс онлайн и свои музыкальные таланты демонстрировали артисты из 36 стран мира.
Первый тур Temirlan & Yernat прошли с произведением Никколо Паганини «Каприс № 24» в собственной авторской обработке. А в финале дуэт из Казахстана представил инструментальную версию песни Майкла Джексона They Don’t Care About Us.
Поздравляем ребят с победой и новых успехов в творчестве и популяризации нашего истинно народного инструмента!
«Алтай - түркі халықтарының алтын бесігі» деген тиянаққа тоқтатқан Берел... Ежелгі заманның сиқырлы пантеоны... Қандысу мен Аршаты сынды қосыла аққан асау тау өзені бұл текшеге жетпеген...
⠀
ШҚО, Катонқарағай ауданында сақ дәуірінен сақталған Берел қорымы деген тарихи ескерткіш бар. Бұл қорғандағы мыңнан астам обаның бізге бірнеше жүзі ғана белгілі. Вильгельм Радлов, Сергей Сорокин, Зейнолла Самашев сынды ғалымдар қазба жұмысын жүргізген. 1998 жылы қорғанның «патшалық оба» кезеңін зерттеуде алтынмен апталған 13 жылқы мен сол кездің көсемі бекзада мен әйелдің сүйегі табылды.
⠀
Ең қызығы, бұл олжалар жақсы сақталыпты. Жердің ерімеген тоңы мен үстіне үйілген оба тастары табытқа ауа мен су кіргізбеген. Киім, ат әбзелі, ағаш бұйым, ер тоқым, тері мен киізден жасалған заттар шірімеген. Сақтар марқұмның Алтайдан асуына аттары көмектеседі деп түсінген екен. Содан болар, мұнда жылқының оншақты түрі бірге жерленген. Қылқұйрықтың дені кәрі, яғни 20-25 жасар.
⠀
Қорымнан сексеннен астам жылқының сүйегі табылған. Жеген шөбіне қарап, оның 13 табиғи белдеу өсімдігі екені анықталған. Ал түрлі аң үлгісіндегі әшекейлер сол кездің наным-сенімін, ырымын білдірсе керек. Самұрық, қошқар мүйіз ою, таутеке мүйізі мен қыранның қазір елдің мемлекеттік рәмізінде көрініс табуы бекер емес. Ең бастысы, Қазақстанның тарихи діңгегіне айналған қорған мемлекеттіліктің 2500 жылдан да бұрын басталғанына толық дәлел.
⠀
ШҚО, Катонқарағай ауданында сақ дәуірінен сақталған Берел қорымы деген тарихи ескерткіш бар. Бұл қорғандағы мыңнан астам обаның бізге бірнеше жүзі ғана белгілі. Вильгельм Радлов, Сергей Сорокин, Зейнолла Самашев сынды ғалымдар қазба жұмысын жүргізген. 1998 жылы қорғанның «патшалық оба» кезеңін зерттеуде алтынмен апталған 13 жылқы мен сол кездің көсемі бекзада мен әйелдің сүйегі табылды.
⠀
Ең қызығы, бұл олжалар жақсы сақталыпты. Жердің ерімеген тоңы мен үстіне үйілген оба тастары табытқа ауа мен су кіргізбеген. Киім, ат әбзелі, ағаш бұйым, ер тоқым, тері мен киізден жасалған заттар шірімеген. Сақтар марқұмның Алтайдан асуына аттары көмектеседі деп түсінген екен. Содан болар, мұнда жылқының оншақты түрі бірге жерленген. Қылқұйрықтың дені кәрі, яғни 20-25 жасар.
⠀
Қорымнан сексеннен астам жылқының сүйегі табылған. Жеген шөбіне қарап, оның 13 табиғи белдеу өсімдігі екені анықталған. Ал түрлі аң үлгісіндегі әшекейлер сол кездің наным-сенімін, ырымын білдірсе керек. Самұрық, қошқар мүйіз ою, таутеке мүйізі мен қыранның қазір елдің мемлекеттік рәмізінде көрініс табуы бекер емес. Ең бастысы, Қазақстанның тарихи діңгегіне айналған қорған мемлекеттіліктің 2500 жылдан да бұрын басталғанына толық дәлел.
«Сама природа безупречно чиста, а изъяны лишь от нас»
Недалеко от города Балхаш находится урочище Бектау-Ата, входящее в республиканскую карту сакральных объектов и в список девяти особо почитаемых памятников природного наследия. Особо же знаменито оно пещерой Аулие-Ата. В ее глубине находится источник с пресной водой, считающийся священным.
Плюс ко всему, на прилегающей территории сосредоточено огромное количество археологических памятников от бронзового и железного веков до первой половины XX века. Вместе они дают практически полную хронологию истории Сарыарки.
Однако, время показало, что далеко не все посетители этих мест прониклись их сакральностью. Пару лет назад в казахстанском сегменте социальных сетей появились фотографии входа в пещеру и скал, расположенных рядом. Все они были буквально испещрены «граффити» из серии – «здесь был…». При этом, по словам местных жителей, первые надписи появились еще в 30-х годах прошлого века. А за прошедшие с тех пор годы природный артефакт стал выглядеть как подземный переход в неблагополучном районе заштатного городка.
Именно поэтому, педагоги, сотрудники и технический персонал опорной школы на базе комплекса яслей-сада поселка Шашубай и приняли решение привести священную пещеру в первозданный вид.
«Практическое очищение пещеры Аулие-Ата заняло пять месяцев: август, сентябрь, октябрь 2020 года и апрель, май 2021 года. По выходным и праздничным дням по велению души и сердца наши мужчины ездили в урочище Бектау-Ата и очищали пещеру. Практически один подъем в пещеру – это 100 одноразовых и два бытовых кислородных баллона, мини-автономная генераторная электростанция на дизельном топливе, электрощётки и резаки, пожарные лестницы, туристическое снаряжение и верёвки, предметы личной безопасности в работе с огнём, строительный инвентарь, плюс у каждого рюкзак за плечами. И так в течение пяти месяцев», – подчеркнула инициатор проекта – депутат областного маслихата Айман Тукбаева
Акция, осуществленная в рамках программы «Рухани жаңғыру» была завершена 6 августа. По окончании работ была установлена памятная доска с надписью: «Табиғат мінсіз таза, мін бізде ғана» («Сама природа безупречно чиста, а изъяны лишь от нас»).
Недалеко от города Балхаш находится урочище Бектау-Ата, входящее в республиканскую карту сакральных объектов и в список девяти особо почитаемых памятников природного наследия. Особо же знаменито оно пещерой Аулие-Ата. В ее глубине находится источник с пресной водой, считающийся священным.
Плюс ко всему, на прилегающей территории сосредоточено огромное количество археологических памятников от бронзового и железного веков до первой половины XX века. Вместе они дают практически полную хронологию истории Сарыарки.
Однако, время показало, что далеко не все посетители этих мест прониклись их сакральностью. Пару лет назад в казахстанском сегменте социальных сетей появились фотографии входа в пещеру и скал, расположенных рядом. Все они были буквально испещрены «граффити» из серии – «здесь был…». При этом, по словам местных жителей, первые надписи появились еще в 30-х годах прошлого века. А за прошедшие с тех пор годы природный артефакт стал выглядеть как подземный переход в неблагополучном районе заштатного городка.
Именно поэтому, педагоги, сотрудники и технический персонал опорной школы на базе комплекса яслей-сада поселка Шашубай и приняли решение привести священную пещеру в первозданный вид.
«Практическое очищение пещеры Аулие-Ата заняло пять месяцев: август, сентябрь, октябрь 2020 года и апрель, май 2021 года. По выходным и праздничным дням по велению души и сердца наши мужчины ездили в урочище Бектау-Ата и очищали пещеру. Практически один подъем в пещеру – это 100 одноразовых и два бытовых кислородных баллона, мини-автономная генераторная электростанция на дизельном топливе, электрощётки и резаки, пожарные лестницы, туристическое снаряжение и верёвки, предметы личной безопасности в работе с огнём, строительный инвентарь, плюс у каждого рюкзак за плечами. И так в течение пяти месяцев», – подчеркнула инициатор проекта – депутат областного маслихата Айман Тукбаева
Акция, осуществленная в рамках программы «Рухани жаңғыру» была завершена 6 августа. По окончании работ была установлена памятная доска с надписью: «Табиғат мінсіз таза, мін бізде ғана» («Сама природа безупречно чиста, а изъяны лишь от нас»).
Ботай қонысы – өркениеттің бастауы
Солтүстік Қазақстан облысының аумағында «Қазақстанның киелі жерлерінің географиясы» картасына енген 25 нысан бар. Сегізі республикалық маңызға ие. Соның бірі жылқы малы қолға үйретілген «Ботай» мемлекеттік тарихи-мәдени қорық-музейі. Қазақстанның ғана емес, әлемнің археологиясын дүр сілкіндіріп, тарихқа жаңа деректер әкелген жерде 5-6 мың жыл бұрынғы адамдардың тұрмыс-тіршілігін зерттеудегі тың жәдігерлер табылды.
15 мың шаршы шақырым аумақта қазба жұмыстарын жүргізген ғалымдар 200 мыңнан астам жәдігер тапқан. Дені жылқының сүйектері. Құнды жәдігердің арасында адамның бас сүйегін ерекше атауға болады. 11 жастағы баланың басына ота жасалып, одан кейін оның 15 жылдай өмір сүрген екен. Тас ғасырының өзінде мұндай отаның қалай жасалғаны белгісіз. Бір қызығы, марқұм жерленгенде басы кесіліп алынып, жанына қойылыпты.
Көпшіліктің таңдайын қақтырған тағы бір дүние – тастан жасалған моншақ. Ұзындығы үш жарым, диаметрі 4 мм бұйымның екі жағы тесік те, ортасы қуыс. Ғалымдар мұны ботайлықтардың қалай жасағанын біле алмай дал. Бұл керемет зергер, суретші, шебер, емшілердің болғанына дәлел. Ал түрлі кескіштер, қару-жарақ, тастан жасалған тұрмыс құралдары бұл қонысты мекендеген жандардың кез-келген дүниені ұтымды пайдалана білгенін аңғартады.
Шетел ғалымдары табылған адам мен жылқының сүйектерін, қымыз ішетін ыдыстарды зерттеп, адамдар бұл өлкеде 5300 жыл бұрын өмір сүрген деген тұжырымға келген. Сүйегі ірі тарланбозды жіті зерттеген мамандар Ботай жылқысына қазақтың жабысы жақын деп санайды. Жылқыны алғаш қолға үйретуімен қатар, ботайлықтардың үйлері де қызығушылық тудырып отыр. Киіз үйдің аумағындай жерді қазып, төбесін шатырлап, мекендеген көрінеді.
Солтүстік Қазақстан облысының аумағында «Қазақстанның киелі жерлерінің географиясы» картасына енген 25 нысан бар. Сегізі республикалық маңызға ие. Соның бірі жылқы малы қолға үйретілген «Ботай» мемлекеттік тарихи-мәдени қорық-музейі. Қазақстанның ғана емес, әлемнің археологиясын дүр сілкіндіріп, тарихқа жаңа деректер әкелген жерде 5-6 мың жыл бұрынғы адамдардың тұрмыс-тіршілігін зерттеудегі тың жәдігерлер табылды.
15 мың шаршы шақырым аумақта қазба жұмыстарын жүргізген ғалымдар 200 мыңнан астам жәдігер тапқан. Дені жылқының сүйектері. Құнды жәдігердің арасында адамның бас сүйегін ерекше атауға болады. 11 жастағы баланың басына ота жасалып, одан кейін оның 15 жылдай өмір сүрген екен. Тас ғасырының өзінде мұндай отаның қалай жасалғаны белгісіз. Бір қызығы, марқұм жерленгенде басы кесіліп алынып, жанына қойылыпты.
Көпшіліктің таңдайын қақтырған тағы бір дүние – тастан жасалған моншақ. Ұзындығы үш жарым, диаметрі 4 мм бұйымның екі жағы тесік те, ортасы қуыс. Ғалымдар мұны ботайлықтардың қалай жасағанын біле алмай дал. Бұл керемет зергер, суретші, шебер, емшілердің болғанына дәлел. Ал түрлі кескіштер, қару-жарақ, тастан жасалған тұрмыс құралдары бұл қонысты мекендеген жандардың кез-келген дүниені ұтымды пайдалана білгенін аңғартады.
Шетел ғалымдары табылған адам мен жылқының сүйектерін, қымыз ішетін ыдыстарды зерттеп, адамдар бұл өлкеде 5300 жыл бұрын өмір сүрген деген тұжырымға келген. Сүйегі ірі тарланбозды жіті зерттеген мамандар Ботай жылқысына қазақтың жабысы жақын деп санайды. Жылқыны алғаш қолға үйретуімен қатар, ботайлықтардың үйлері де қызығушылық тудырып отыр. Киіз үйдің аумағындай жерді қазып, төбесін шатырлап, мекендеген көрінеді.
Великий борец, поднимавший верблюда
⠀
В этом году Казахстан отмечает 150-летний юбилей легендарного борца, первого казаха, завоевавшего известность в международных чемпионатах, а также циркового артиста Кажымукана Мунайтпасова.
⠀
Кажымукан Мунайтпасов родился 7 апреля 1871 в поселке Караоткель Акмолинской области. Говорят, что и его отец, и дед обладали недюжинной физической силой, за что их и прозвали «балуанами». О самом Кажымукане, как о сильном борце, имевшем на своём счету немало побед, начали говорить в степи ещё до его 17 лет. А в 18 лет Кажымукан получил приглашение на работу в цирк, где его обучили цирковой борьбе.
⠀
Под звуки восточной музыки казахский силач выезжал на арену в шёлковом халате и тюбетейке, сидя на верблюде. Посреди арены он спрыгивал на землю, приказывал верблюду лечь, после чего взваливал «корабля пустыни» себе на плечи.
⠀
В 1908 году в Кельне Кажымукан Мунайтпасов впервые завоевал звание чемпиона мира, в 1909 году в Риге подтвердил его, а в 1910 году завоевал малую золотую медаль на международном чемпионате в Варшаве. Он боролся с такими известными балуанами, как Иван Поддубный, Иван Шемякин, Алекс Аберг, Иван Заикин, Георг Лурих, Поль Понс. За более чем 50 лет своей спортивной и сценической карьеры Мунайтпасов завоевал 48 золотых и серебряных медалей.
⠀
Согласно сведениям учёного Ауелбека Коныратбаева, Кажымукан Мунайтпасов был действительно богатырского телосложения: вес – 174 кг, рост – 195 см, обхват груди – 146 см, обхват икр – 49 см, обхват шеи – 56 см, размер головы – 65 см, длина среднего пальца – 14 см, толщина среднего пальца – 10 см, размер обуви – 54.
⠀
Имя Мунайтпасова в Казахстане носят улицы и школы, ему установлены памятники, а в Туркестанской области их сразу семь. О великом борце сняты документальные и художественные фильмы. А сейчас, в год его 150-летнего юбилея в стране проходит видеочеллендж – его участники должны проплыть и пробежать 150 метров и отжаться 150 раз.
⠀
В этом году Казахстан отмечает 150-летний юбилей легендарного борца, первого казаха, завоевавшего известность в международных чемпионатах, а также циркового артиста Кажымукана Мунайтпасова.
⠀
Кажымукан Мунайтпасов родился 7 апреля 1871 в поселке Караоткель Акмолинской области. Говорят, что и его отец, и дед обладали недюжинной физической силой, за что их и прозвали «балуанами». О самом Кажымукане, как о сильном борце, имевшем на своём счету немало побед, начали говорить в степи ещё до его 17 лет. А в 18 лет Кажымукан получил приглашение на работу в цирк, где его обучили цирковой борьбе.
⠀
Под звуки восточной музыки казахский силач выезжал на арену в шёлковом халате и тюбетейке, сидя на верблюде. Посреди арены он спрыгивал на землю, приказывал верблюду лечь, после чего взваливал «корабля пустыни» себе на плечи.
⠀
В 1908 году в Кельне Кажымукан Мунайтпасов впервые завоевал звание чемпиона мира, в 1909 году в Риге подтвердил его, а в 1910 году завоевал малую золотую медаль на международном чемпионате в Варшаве. Он боролся с такими известными балуанами, как Иван Поддубный, Иван Шемякин, Алекс Аберг, Иван Заикин, Георг Лурих, Поль Понс. За более чем 50 лет своей спортивной и сценической карьеры Мунайтпасов завоевал 48 золотых и серебряных медалей.
⠀
Согласно сведениям учёного Ауелбека Коныратбаева, Кажымукан Мунайтпасов был действительно богатырского телосложения: вес – 174 кг, рост – 195 см, обхват груди – 146 см, обхват икр – 49 см, обхват шеи – 56 см, размер головы – 65 см, длина среднего пальца – 14 см, толщина среднего пальца – 10 см, размер обуви – 54.
⠀
Имя Мунайтпасова в Казахстане носят улицы и школы, ему установлены памятники, а в Туркестанской области их сразу семь. О великом борце сняты документальные и художественные фильмы. А сейчас, в год его 150-летнего юбилея в стране проходит видеочеллендж – его участники должны проплыть и пробежать 150 метров и отжаться 150 раз.
С давних времён жители Талдыкорганского региона чтут трёх здешних великих батыров, духовных отцов и наставников, которые в страшные годы джунгарских набегов были одними из самых авторитетных людей в Семиречье. Они не только пламенными речами поднимали боевой дух народа в борьбе с захватчиками, но и сами становились во главе народного ополчения.
Бии Балпык и Ескелды вместе со знаменитым акыном Кабылис-жырау организовали народное сопротивление. А позднее, когда враг был разгромлен, вместе с батыром Ораком помогли людям рода Жалайыр, которые из-за страшных набегов джунгар бежали из родных краёв и скитались по пустыням вдоль рек Сырдарьи и Шу, вернуться обратно на освобождённые жетысуские земли.
Прославился Балпык би не только своим патриотизмом и воинской доблестью. Это был не только смелый и бесстрашный воин, но и удивительно добрый и позитивный человек, обладавший редким даром убеждения. Он помогал разрешать междоусобные споры, которые часто случались между родами Жалайыр и Жаныс, призывал не ссориться и вместе оптимально использовать пастбища. Своим мудрым словом бий предотвращал склоки между казахскими родами, кочевавшими по землям Семиречья, объединяя и сплачивая их для борьбы с врагом.
В честь Ескелды би, Балпык би и Кабылиса-жырау в 2006 году в центре Талдыкоргана был воздвигнут монумент «Үш ата». Композиция изображает вместе трёх биев, живших на рубеже XVII-XVIII веков и внёсших значительный вклад в разгром джунгарских захватчиков.
Поистине фантастическая история произошла в ХХ веке с мазаром Балпык би, прямо через который, согласно проекту, должна была проходить строящаяся линия Турксиба. Как рассказывают старики, дух великого предка в 1920-х годах продемонстрировал удивительную силу.
В наши дни, проезжая на поезде по этим местам, можно заметить, что недалеко от Уш-Тобе железнодорожная линия проходит буквально в десяти-пянадцати метрах от мавзолея Балпык би. С давних времён машинисты сбавляют здесь ход, такова негласная традиция – дань уважения и памяти великому предку. Местные аксакалы рассказывают, что, когда в 1929 году строился Турксиб, линия магистрали согласно плану должна была пройти точно через мазар Балпык би. Комиссары-безбожники тогда не слушали местных аксакалов: они говорили, что древние могилы никому не нужны, и можно их стереть с лица земли ради великой стройки и светлого коммунистического будущего. Под дулами винтовок рабочих заставляли выводить путь точно на могилу. Но каждую ночь, несмотря на вооружённую охрану, только что отстроенное полотно разрушала из-под земли неведомая сила. Приходилось начинать сооружать участок заново.
Многие охранники-красноармейцы, которые ночью наблюдали всё это, за считанные часы становились седыми. После чего солдаты были готовы на всё, лишь бы вновь не заступить на ночную вахту.
В конце концов, как рассказывают старики, один из командующих строительством комиссаров вспылил. Не веря «байкам» солдат и подозревая шпионскую диверсию, он решил самолично переночевать возле только что построенного пути и понаблюдать за якобы происходящими ночью аномалиями.
С первыми лучами солнца этот комиссар, сам не свой от ужаса, с белым лицом, дрожащим голосом велел строителям прислушаться к голосу аксакалов – отступить от проекта и проложить путь в обход могилы. Как только это было сделано, рельсы перестали мистическим образом разрушаться по ночам. В результате склеп святого Балпык-бия остался целым. Теперь он гордо стоит неподалёку от железнодорожной насыпи.
Уже после обретения независимости Казахстана, в 1994 году, жители близлежащих сёл Оян и Кальпе обустроили мавзолей Балпык би. Это место, как и мавзолей Ескельды би недалеко от Уштобе, считается в регионе священным. Сотни людей приезжают сюда, чтобы почтить память батыра-объединителя и вознести молитвы Всевышнему о добре и мире на нашей земле.
Бии Балпык и Ескелды вместе со знаменитым акыном Кабылис-жырау организовали народное сопротивление. А позднее, когда враг был разгромлен, вместе с батыром Ораком помогли людям рода Жалайыр, которые из-за страшных набегов джунгар бежали из родных краёв и скитались по пустыням вдоль рек Сырдарьи и Шу, вернуться обратно на освобождённые жетысуские земли.
Прославился Балпык би не только своим патриотизмом и воинской доблестью. Это был не только смелый и бесстрашный воин, но и удивительно добрый и позитивный человек, обладавший редким даром убеждения. Он помогал разрешать междоусобные споры, которые часто случались между родами Жалайыр и Жаныс, призывал не ссориться и вместе оптимально использовать пастбища. Своим мудрым словом бий предотвращал склоки между казахскими родами, кочевавшими по землям Семиречья, объединяя и сплачивая их для борьбы с врагом.
В честь Ескелды би, Балпык би и Кабылиса-жырау в 2006 году в центре Талдыкоргана был воздвигнут монумент «Үш ата». Композиция изображает вместе трёх биев, живших на рубеже XVII-XVIII веков и внёсших значительный вклад в разгром джунгарских захватчиков.
Поистине фантастическая история произошла в ХХ веке с мазаром Балпык би, прямо через который, согласно проекту, должна была проходить строящаяся линия Турксиба. Как рассказывают старики, дух великого предка в 1920-х годах продемонстрировал удивительную силу.
В наши дни, проезжая на поезде по этим местам, можно заметить, что недалеко от Уш-Тобе железнодорожная линия проходит буквально в десяти-пянадцати метрах от мавзолея Балпык би. С давних времён машинисты сбавляют здесь ход, такова негласная традиция – дань уважения и памяти великому предку. Местные аксакалы рассказывают, что, когда в 1929 году строился Турксиб, линия магистрали согласно плану должна была пройти точно через мазар Балпык би. Комиссары-безбожники тогда не слушали местных аксакалов: они говорили, что древние могилы никому не нужны, и можно их стереть с лица земли ради великой стройки и светлого коммунистического будущего. Под дулами винтовок рабочих заставляли выводить путь точно на могилу. Но каждую ночь, несмотря на вооружённую охрану, только что отстроенное полотно разрушала из-под земли неведомая сила. Приходилось начинать сооружать участок заново.
Многие охранники-красноармейцы, которые ночью наблюдали всё это, за считанные часы становились седыми. После чего солдаты были готовы на всё, лишь бы вновь не заступить на ночную вахту.
В конце концов, как рассказывают старики, один из командующих строительством комиссаров вспылил. Не веря «байкам» солдат и подозревая шпионскую диверсию, он решил самолично переночевать возле только что построенного пути и понаблюдать за якобы происходящими ночью аномалиями.
С первыми лучами солнца этот комиссар, сам не свой от ужаса, с белым лицом, дрожащим голосом велел строителям прислушаться к голосу аксакалов – отступить от проекта и проложить путь в обход могилы. Как только это было сделано, рельсы перестали мистическим образом разрушаться по ночам. В результате склеп святого Балпык-бия остался целым. Теперь он гордо стоит неподалёку от железнодорожной насыпи.
Уже после обретения независимости Казахстана, в 1994 году, жители близлежащих сёл Оян и Кальпе обустроили мавзолей Балпык би. Это место, как и мавзолей Ескельды би недалеко от Уштобе, считается в регионе священным. Сотни людей приезжают сюда, чтобы почтить память батыра-объединителя и вознести молитвы Всевышнему о добре и мире на нашей земле.
«Боралдай сақ қорғандары» - Алматы аумағында ерте темір ғасырынан сақталған жалғыз ескерткіш. Аумағы 430 гектар жерді алып жатқан археологиялық саябақта 200-ден астам үйсін обасы мен 47 сақ қорғаны бар. Ең ірі қорғанның биіктігі 10-14 метр болса, ал диаметрі 80-150 метрге жетеді. Көне жәдігерге толы бұл кешен Алматы қаласының солтүстік-батыс аймағында, әуежайға жақын жерде орналасқан.
⠀
Бұл Алматы қаласы бойынша жалпыұлттық қасиетті нысандар тізіміне енген 6 ескерткіштің бірі. Алайда бірегей тарихи ескерткіш ұзақ жыл бойы беймәлім болып келген. Тек 2006 жылы 3D картаны модельдеу үшін аэротүсірілім кезінде анықталды. Мұнда 2,5 мың жылдық тарихы бар қорымдар көп. Тіпті, кейбірі б.д.д. VI ғасырмен сәйкес келеді. Көне дәуірдің куәсіндей болған Ұлы дала елінің ескерткіштері елдік сананы жаңғыртады.
⠀
Қазіргі таңда «Ашық аспан астындағы «Боралдай сақ қорғандары» археологиялық кешені республикалық маңызы бар нысандар қатарында. Әрі ЮНЕСКО-ның тарихи мұралар тізіміне енген. Ең қызығы, қорымдар мен обалар сол дәуірдегі қалпын сақтаған. Мұнда туристер үшін жасалған екі басты нысан – ортасынан бөлінген қорған мен ежелгі сақ тұрғын үйінің макетін көруге болады.
⠀
Бұл Алматы қаласы бойынша жалпыұлттық қасиетті нысандар тізіміне енген 6 ескерткіштің бірі. Алайда бірегей тарихи ескерткіш ұзақ жыл бойы беймәлім болып келген. Тек 2006 жылы 3D картаны модельдеу үшін аэротүсірілім кезінде анықталды. Мұнда 2,5 мың жылдық тарихы бар қорымдар көп. Тіпті, кейбірі б.д.д. VI ғасырмен сәйкес келеді. Көне дәуірдің куәсіндей болған Ұлы дала елінің ескерткіштері елдік сананы жаңғыртады.
⠀
Қазіргі таңда «Ашық аспан астындағы «Боралдай сақ қорғандары» археологиялық кешені республикалық маңызы бар нысандар қатарында. Әрі ЮНЕСКО-ның тарихи мұралар тізіміне енген. Ең қызығы, қорымдар мен обалар сол дәуірдегі қалпын сақтаған. Мұнда туристер үшін жасалған екі басты нысан – ортасынан бөлінген қорған мен ежелгі сақ тұрғын үйінің макетін көруге болады.
Талгат Бегельдинов — советский летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза, участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, генерал-майор авиации Казахстана. Он родился в ауле Майбалык Акмолинской области в крестьянской семье. Его родители отдали сына на воспитание родственникам, у которых не было детей, поэтому он рос в семье своего дяди. А детские и юношеские годы провел в городе Фрунзе.
Многие мальчишки того времени мечтали о небе и славных подвигах, но Талгат не просто мечтал, но и действовал и уже с 16 лет начал заниматься в аэроклубе. В 1942 году он окончил Чкаловское военное авиационное училище. Война с фашисткой Германией была в самом разгаре, и молодой казахстанский лётчик проявил на ней храбрость и доблесть. После военного учебного заведения несколько месяцев служил в запасном авиаполку Ижевска, а потом воевал на Калининском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве, в Берлинской и Пражской и многих других военных операциях.
Талгат Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника. В воздушных боях он сбил лично 5 самолётов противника, а в составе группы – ещё два. На земле уничтожил большое количество сил врага и техники. Он начинал боевой путь рядовым пилотом, а закончил ее командиром эскадрильи гвардейского авиаполка.
После войны Талгат Бегельдинов продолжил военную карьеру, но в 35 лет по состоянию здоровья вышел на пенсию и вернулся в Казахстан, где сумел немало сделать на пользу Родине. Он тринадцать лет работал в гражданской авиации, был замом председателя управления Гражданской авиации Казахстана, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР и возглавлял Международный фонд помощи инвалидам войны.
Умер Талгат Бегельдинов в 2014 году и похоронен на кладбище «Кенсай-1» в Алматы. В прошлом году в канун Дня Победы в Нур-Султане по проспекту Сарыарка на пересечении с улицей Талгата Бигельдинова легендарному летчику открыли памятник.
Многие мальчишки того времени мечтали о небе и славных подвигах, но Талгат не просто мечтал, но и действовал и уже с 16 лет начал заниматься в аэроклубе. В 1942 году он окончил Чкаловское военное авиационное училище. Война с фашисткой Германией была в самом разгаре, и молодой казахстанский лётчик проявил на ней храбрость и доблесть. После военного учебного заведения несколько месяцев служил в запасном авиаполку Ижевска, а потом воевал на Калининском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве, в Берлинской и Пражской и многих других военных операциях.
Талгат Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника. В воздушных боях он сбил лично 5 самолётов противника, а в составе группы – ещё два. На земле уничтожил большое количество сил врага и техники. Он начинал боевой путь рядовым пилотом, а закончил ее командиром эскадрильи гвардейского авиаполка.
После войны Талгат Бегельдинов продолжил военную карьеру, но в 35 лет по состоянию здоровья вышел на пенсию и вернулся в Казахстан, где сумел немало сделать на пользу Родине. Он тринадцать лет работал в гражданской авиации, был замом председателя управления Гражданской авиации Казахстана, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР и возглавлял Международный фонд помощи инвалидам войны.
Умер Талгат Бегельдинов в 2014 году и похоронен на кладбище «Кенсай-1» в Алматы. В прошлом году в канун Дня Победы в Нур-Султане по проспекту Сарыарка на пересечении с улицей Талгата Бигельдинова легендарному летчику открыли памятник.
Национальные бренды должны стать визитной карточкой страны
⠀
Вице-премьер Ералы Тугжанов провел с руководителями центральных и местных исполнительных органов онлайн-совещание по вопросам развития национальных брендов.
⠀
«Казахстан должен развивать свои национальные проекты и бренды, популяризовать их, чтобы они стали визитной карточкой страны. Это поможет объединить казахстанцев в возрождении национальных традиций, которые поднимают дух и определяют казахстанскую идентичность», — отметил он.
⠀
При этом в ходе мероприятия было сказано, что «в настоящее время реализуется дорожная карта по переходу программы «Рухани жаңғыру» на период национального возрождения. Историко-культурное наследие Казахстана способно стать действенным рычагом формирования и развития интеллектуального и высоконравственного общества с богатой исторической памятью».
⠀
И в этой связи было подчеркнуто, что старт массовому развитию қазақ күресі был дан десять лет назад с запуска инициативы «Қазақстан барысы». Сегодня же этот проект стал подлинным олицетворением возрождения народного искусства и пропаганды национальных игр. Каждый год турнир посещают более 9 тысяч болельщиков и смотрят более 2 миллионов зрителей.
⠀
Также на совещании были обсуждены вопросы восстановления и сохранения казахской породы лошадей қазанат. На сегодняшний день для этого разработана специальная дорожная карта. Кроме того, проводятся работы по занесению в Государственный список памятников истории и культуры здания «Царской конюшни» в Костанайской области и внедрения системы испытаний племенных лошадей.
⠀
Вице-премьер Ералы Тугжанов провел с руководителями центральных и местных исполнительных органов онлайн-совещание по вопросам развития национальных брендов.
⠀
«Казахстан должен развивать свои национальные проекты и бренды, популяризовать их, чтобы они стали визитной карточкой страны. Это поможет объединить казахстанцев в возрождении национальных традиций, которые поднимают дух и определяют казахстанскую идентичность», — отметил он.
⠀
При этом в ходе мероприятия было сказано, что «в настоящее время реализуется дорожная карта по переходу программы «Рухани жаңғыру» на период национального возрождения. Историко-культурное наследие Казахстана способно стать действенным рычагом формирования и развития интеллектуального и высоконравственного общества с богатой исторической памятью».
⠀
И в этой связи было подчеркнуто, что старт массовому развитию қазақ күресі был дан десять лет назад с запуска инициативы «Қазақстан барысы». Сегодня же этот проект стал подлинным олицетворением возрождения народного искусства и пропаганды национальных игр. Каждый год турнир посещают более 9 тысяч болельщиков и смотрят более 2 миллионов зрителей.
⠀
Также на совещании были обсуждены вопросы восстановления и сохранения казахской породы лошадей қазанат. На сегодняшний день для этого разработана специальная дорожная карта. Кроме того, проводятся работы по занесению в Государственный список памятников истории и культуры здания «Царской конюшни» в Костанайской области и внедрения системы испытаний племенных лошадей.