Кто кого назначает в руководстве РФ: мнемоническое стихотворение
Многим сложно запомнить, как формируются высшие органы власти согласно российской Конституции. Про президента и Госдуму все обычно помнят, что их избирают голосованием, а вот с правительством, высшими судами, ЦБ и другими органами всё сложнее. Так что я сочинил стихотворение, чтобы всем было легче запомнить эту информацию.
Как-то начал один президент
Управленческий эксперимент:
Он эксперта по травоцелительству
Председателем сделал правительства,
И назначил стендап-юмористов
На посты федеральных министров,
А крутого боксёра
Сделал Генпрокурором.
Депутаты Госдумы,
Чуть немного подумав,
Назначили панка
Главой Центробанка,
И отправили беглого зека
Отвечать за права человека.
Тут очнулся Совет Федерации
И не стал в стороне оставаться.
Он назначил воров
В судьи высших судов,
А свихнувшегося психопата -
В председатели Счётной палаты.
(Расшифровка: президент назначает председателя правительства, федеральных министров и Генерального прокурора, Госдума - председателя Центрального Банка и Уполномоченного по правам человека, Совет Федерации - судей Конституционного и Верховного судов и председателя Счётной палаты)
#Органы_государственной_власти_РФ@society_uncensored
Количество постов 729
Частота постов 66 часов 43 минуты
ER
149.33
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Два мнемонических способа запоминания местных, региональных и федеральных налогов.
В курсе обществознания после изучении налогов ученик должен знать два способа их классификации: по способу взимания (прямые и косвенные) и по уровню установления (федеральные, региональные, местные). Если первая классификация довольно простая, то со второй возникают сложности. Ибо невозможно логически объяснить, почему налоги отнесены к той или иной категории.
Есть два простых способа выучить эту классификацию.
1) Первый способ - нужно представить две ситуации и запомнить их описание. Для местных налогов - "Беру свою лопату, копаю картошку на огороде, потом продаю её на рынке", для региональных - "Еду на служебной машине в казино"
Расшифровываю:
"Беру свою лопату (налог на имущество физических лиц), копаю картошку на огороде (земельный налог), потом продаю её на рынке (торговый сбор)" - это местные налоги.
"Еду на служебной (налог на имущество организаций) машине (транспортный налог) в казино (налог на игорный бизнес)" - это региональные налоги.
А все остальные налоги - федеральные.
2) Второй способ - нужно запомнить два высказывания: для местных налогов - "физик торгует землёй", для региональных - "юрик играет с машинкой". На сленге юристов "физик" и "юрик" - это, соответственно, физическое или юридическое лицо. По поводу остальных слов, думаю, всё понятно, но на всякий случай расшифрую: "торгует" - торговый сбор, "земля" - земельный налог, "играет" - налог на игорный бизнес, "машинка" - транспортный налог.
Ну и все остальные налоги опять же относятся к федеральным.
Внимание! Не путайте налог на ДОХОДЫ физических лиц и налог на ИМУЩЕСТВО физических лиц. Первый налог относится к федеральным, второй - к местным.
#Налоги@society_uncensored
В курсе обществознания после изучении налогов ученик должен знать два способа их классификации: по способу взимания (прямые и косвенные) и по уровню установления (федеральные, региональные, местные). Если первая классификация довольно простая, то со второй возникают сложности. Ибо невозможно логически объяснить, почему налоги отнесены к той или иной категории.
Есть два простых способа выучить эту классификацию.
1) Первый способ - нужно представить две ситуации и запомнить их описание. Для местных налогов - "Беру свою лопату, копаю картошку на огороде, потом продаю её на рынке", для региональных - "Еду на служебной машине в казино"
Расшифровываю:
"Беру свою лопату (налог на имущество физических лиц), копаю картошку на огороде (земельный налог), потом продаю её на рынке (торговый сбор)" - это местные налоги.
"Еду на служебной (налог на имущество организаций) машине (транспортный налог) в казино (налог на игорный бизнес)" - это региональные налоги.
А все остальные налоги - федеральные.
2) Второй способ - нужно запомнить два высказывания: для местных налогов - "физик торгует землёй", для региональных - "юрик играет с машинкой". На сленге юристов "физик" и "юрик" - это, соответственно, физическое или юридическое лицо. По поводу остальных слов, думаю, всё понятно, но на всякий случай расшифрую: "торгует" - торговый сбор, "земля" - земельный налог, "играет" - налог на игорный бизнес, "машинка" - транспортный налог.
Ну и все остальные налоги опять же относятся к федеральным.
Внимание! Не путайте налог на ДОХОДЫ физических лиц и налог на ИМУЩЕСТВО физических лиц. Первый налог относится к федеральным, второй - к местным.
#Налоги@society_uncensored
Как именно семья передала свои функции другим социальным институтам - этот вопрос из базы данных ФИПИ многих ставит в тупик. Между тем, ответ на него поможет дать отрывок из книги “Sapiens. Краткая история человечества” Юваля Ноа Харари.
Напомню, что в базе данных ФИПИ по обществознанию есть следующий вопрос: “В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени передаются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трёх функций семьи. (Сначала назовите функцию семьи, затем покажите на примере изменение её содержания во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтом(-ами)). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)”
Чтобы написать ответ, нужно представлять, чем нынешнее общество отличается от традиционного и какую роль раньше семья играла в жизни человека. Многие современные школьники слабо представляет себе всё это, поэтому ответить на подобный вопрос они не в состоянии. Однако в книжке “Sapiens” даётся хороший обзор того, как именно поменялась семья за последние два столетия и почему её функции стали выполнять другие социальные институты. Думаю, прочитав этот отрывок и вспомнив курс обществознания, большинство читателей без труда смогут придумать правильные примеры для ответа на вышеуказанное задание.
#Семья_и_брак@society_uncensored
“КОНЕЦ СЕМЬИ И ОБЩИНЫ
До промышленной революции повседневная жизнь большинства людей ограничивалась рамками трех издревле существующих групп: собственной семьи, семьи в широком смысле слова и соседской общины. Люди трудились в основном на семейных предприятиях — на своем участке земли или же в мастерской, а менее удачливые работали на соседей. Семья заменяла человеку почти все: социальные гарантии, систему здравоохранения и образования, профсоюз, строительных подрядчиков, пенсионный фонд, страховую компанию, радио, телевидение, газету, банк и даже полицию.
Если человек заболевал, о нем заботилась семья. За стариками тоже ухаживали родственники, дети служили их пенсионным фондом. В случае безвременной смерти родителей семья брала на свое попечение сирот. Если требовалось построить новый дом, собирались все вместе и строили. Если член семьи решался открыть собственное дело, родственники собирали деньги. И невесту или жениха подбирали (или как минимум одобряли) родственники. В случае конфликта с соседями семья заступалась за своего. А если болезнь оказывалась такой тяжелой, что родственники сами не справлялись с лечением, если на новое дело требовалась очень большая сумма, если соседская ссора перерастала в насилие, на помощь приходила община.
Община действовала на основании местных традиций и по принципам экономики взаимных услуг, а вовсе не по законам свободного рынка. В старой доброй средневековой общине, когда я, допустим, попал в беду, соседи построили мне дом и пасли моих овец, не ожидая никакого вознаграждения, потому что, случись у них беда, я им помог бы точно так же. Вместе с тем и местный феодал мог согнать нас всех на строительство замка — бесплатно. Зато и мы, вилланы, верили, что он защитит нас от варваров и разбойников. Рынки, конечно, существовали, но роль их была ограничена. Там можно было купить редкие пряности, ткани и инструменты, посоветоваться с врачами или законоведами. Но из всех имевшихся в обороте товаров и услуг едва ли десятая часть приобреталась на рынке. Почти все человеческие потребности обеспечивались семьей и общиной.
[...]
Жизнь в столь тесно сплоченном коллективе отнюдь не была идеальной. Семьи и общины угнетали своих членов так же, как угнетают человека современные государства и рынки, их внутренний уклад пронизывало напряжение и насилие, но выбора-то у людей не было. Если бы женщина даже в 1750 году лишилась поддержки семьи и общины, ей бы оставалось только умереть. У нее не было ни работы, ни образования, ни надежды на помощь в пору бедности или болезни. Ей бы никто не одолжил денег, не вступился, попади она в беду. Полиции в ту пору не существовало, как и социальных работников и всеобщего образования. Чтобы выжить, ей пришлось бы срочно искать себе другую семью или общину. Бежавшие из дома или оставшиеся сиротами подростки обычно устраивались слугами в чужой дом. На худой конец парня ждала армия, а девушку — бордель.
За последние два столетия все радикально изменилось. Промышленная революция облекла рынок неведомыми прежде полномочиями, предоставила государству новые средства коммуникации и транспорта, а также целую армию чиновников, учителей, полицейских и социальных работников. Когда рынок и государство начали опробовать свои новые возможности, они столкнулись с препятствием в виде традиционной семьи и общины, которые не очень-то обрадовались стороннему вмешательству. Государственные законы и интересы рынка с трудом проникали в повседневную жизнь сплоченной деревни или прочной семьи. Родители и старейшины не желали, чтобы молодежь училась в школе, служила в армии, пополняла ряды городского, оторванного от корней пролетариата.
Чтобы устранить это препятствие, государству и рынку требовалось ослабить традиционные узы семьи и общины. Государство направляло в общины полицейских, прекращало вендетты и заменяло их приговорами суда. Рынки тоже высылали своих коммивояжеров, которые разрушали вековые местные традиции, предлагая взамен переменчивую моду. Но этого было мало. Чтобы сломить власть семьи и общины, требовалась помощь пятой колонны.
И тогда государство и рынок сделали людям предложение, перед которым невозможно устоять. «Будьте собой, самостоятельными личностями, — призывали они. — Женитесь на ком хотите, не спрашивая разрешения родителей. Занимайтесь тем делом, которое вам нравится, и пусть себе брюзжат сельские старцы. Живите где хотите, даже если оттуда вы не попадаете на еженедельный семейный обед. Вы больше не зависите от семьи и общины. Мы, государство и рынок, сами позаботимся о вас. Обеспечим едой и крышей над головой, образованием, лечением, работой и пособием по безработице. Мы будем платить пенсии и страховки, мы защитим вас».
Романтическая литература часто изображает индивидуума как борца против государства и рынка, но это неправда. Государство и рынок — мать и отец индивидуума, он и существует-то только благодаря им. Рынок дает нам работу, страховку и пенсию. Если для получения профессии нужно учиться, к нашим услугам государственные колледжи и другие институты. Если надумаем открыть свое дело, банк выдаст кредит. Будем строить дом — найдется подрядчик, а банк оформит ипотеку, причем зачастую государство выступает гарантом или даже субсидирует строительство. От насилия нас оберегает полиция. При тяжелой болезни вступает в действие социальное страхование. Для инвалида на рынке можно найти сиделку — совершенно постороннего человека, возможно, из какой-то далекой страны, — которая будет заботиться о нем так преданно, как родные дети не станут. Люди со средствами проводят «золотой возраст» в комфортных домах престарелых. Налоговая инспекция воспринимает каждого человека как индивидуума и не взыскивает с нас соседские налоги. Суды тоже видят в каждом отдельную личность и не наказывают нас за проступки наших родичей.
Ныне личностями признаны не только мужчины, но и женщины, и дети. Большую часть истории женщины оставались собственностью семьи или общины. Современные государства, напротив, все больше видят в женщине самостоятельную личность, имеющую гражданские и экономические права вне какой-либо зависимости от семьи и общины. Женщина может иметь собственный счет в банке, выбирать себе мужа и даже разводиться или вообще не вступать в брак.
Но освобождение личности тоже не дается даром. Многие уже оплакивают утраченные семейные и соседские связи, чувствуя свое одиночество и уязвимость перед безликой мощью государства и рынка. Ведь этой нынешней власти, собранной с бору по сосенке, куда проще вторгаться в жизнь индивида, чем той прежней, состоявшей из сплоченных семей и общин. Если уж жители одного дома не в состоянии договориться об оплате консьержки, где им противостоять государству!”
Напомню, что в базе данных ФИПИ по обществознанию есть следующий вопрос: “В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени передаются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трёх функций семьи. (Сначала назовите функцию семьи, затем покажите на примере изменение её содержания во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтом(-ами)). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)”
Чтобы написать ответ, нужно представлять, чем нынешнее общество отличается от традиционного и какую роль раньше семья играла в жизни человека. Многие современные школьники слабо представляет себе всё это, поэтому ответить на подобный вопрос они не в состоянии. Однако в книжке “Sapiens” даётся хороший обзор того, как именно поменялась семья за последние два столетия и почему её функции стали выполнять другие социальные институты. Думаю, прочитав этот отрывок и вспомнив курс обществознания, большинство читателей без труда смогут придумать правильные примеры для ответа на вышеуказанное задание.
#Семья_и_брак@society_uncensored
“КОНЕЦ СЕМЬИ И ОБЩИНЫ
До промышленной революции повседневная жизнь большинства людей ограничивалась рамками трех издревле существующих групп: собственной семьи, семьи в широком смысле слова и соседской общины. Люди трудились в основном на семейных предприятиях — на своем участке земли или же в мастерской, а менее удачливые работали на соседей. Семья заменяла человеку почти все: социальные гарантии, систему здравоохранения и образования, профсоюз, строительных подрядчиков, пенсионный фонд, страховую компанию, радио, телевидение, газету, банк и даже полицию.
Если человек заболевал, о нем заботилась семья. За стариками тоже ухаживали родственники, дети служили их пенсионным фондом. В случае безвременной смерти родителей семья брала на свое попечение сирот. Если требовалось построить новый дом, собирались все вместе и строили. Если член семьи решался открыть собственное дело, родственники собирали деньги. И невесту или жениха подбирали (или как минимум одобряли) родственники. В случае конфликта с соседями семья заступалась за своего. А если болезнь оказывалась такой тяжелой, что родственники сами не справлялись с лечением, если на новое дело требовалась очень большая сумма, если соседская ссора перерастала в насилие, на помощь приходила община.
Община действовала на основании местных традиций и по принципам экономики взаимных услуг, а вовсе не по законам свободного рынка. В старой доброй средневековой общине, когда я, допустим, попал в беду, соседи построили мне дом и пасли моих овец, не ожидая никакого вознаграждения, потому что, случись у них беда, я им помог бы точно так же. Вместе с тем и местный феодал мог согнать нас всех на строительство замка — бесплатно. Зато и мы, вилланы, верили, что он защитит нас от варваров и разбойников. Рынки, конечно, существовали, но роль их была ограничена. Там можно было купить редкие пряности, ткани и инструменты, посоветоваться с врачами или законоведами. Но из всех имевшихся в обороте товаров и услуг едва ли десятая часть приобреталась на рынке. Почти все человеческие потребности обеспечивались семьей и общиной.
[...]
Жизнь в столь тесно сплоченном коллективе отнюдь не была идеальной. Семьи и общины угнетали своих членов так же, как угнетают человека современные государства и рынки, их внутренний уклад пронизывало напряжение и насилие, но выбора-то у людей не было. Если бы женщина даже в 1750 году лишилась поддержки семьи и общины, ей бы оставалось только умереть. У нее не было ни работы, ни образования, ни надежды на помощь в пору бедности или болезни. Ей бы никто не одолжил денег, не вступился, попади она в беду. Полиции в ту пору не существовало, как и социальных работников и всеобщего образования. Чтобы выжить, ей пришлось бы срочно искать себе другую семью или общину. Бежавшие из дома или оставшиеся сиротами подростки обычно устраивались слугами в чужой дом. На худой конец парня ждала армия, а девушку — бордель.
За последние два столетия все радикально изменилось. Промышленная революция облекла рынок неведомыми прежде полномочиями, предоставила государству новые средства коммуникации и транспорта, а также целую армию чиновников, учителей, полицейских и социальных работников. Когда рынок и государство начали опробовать свои новые возможности, они столкнулись с препятствием в виде традиционной семьи и общины, которые не очень-то обрадовались стороннему вмешательству. Государственные законы и интересы рынка с трудом проникали в повседневную жизнь сплоченной деревни или прочной семьи. Родители и старейшины не желали, чтобы молодежь училась в школе, служила в армии, пополняла ряды городского, оторванного от корней пролетариата.
Чтобы устранить это препятствие, государству и рынку требовалось ослабить традиционные узы семьи и общины. Государство направляло в общины полицейских, прекращало вендетты и заменяло их приговорами суда. Рынки тоже высылали своих коммивояжеров, которые разрушали вековые местные традиции, предлагая взамен переменчивую моду. Но этого было мало. Чтобы сломить власть семьи и общины, требовалась помощь пятой колонны.
И тогда государство и рынок сделали людям предложение, перед которым невозможно устоять. «Будьте собой, самостоятельными личностями, — призывали они. — Женитесь на ком хотите, не спрашивая разрешения родителей. Занимайтесь тем делом, которое вам нравится, и пусть себе брюзжат сельские старцы. Живите где хотите, даже если оттуда вы не попадаете на еженедельный семейный обед. Вы больше не зависите от семьи и общины. Мы, государство и рынок, сами позаботимся о вас. Обеспечим едой и крышей над головой, образованием, лечением, работой и пособием по безработице. Мы будем платить пенсии и страховки, мы защитим вас».
Романтическая литература часто изображает индивидуума как борца против государства и рынка, но это неправда. Государство и рынок — мать и отец индивидуума, он и существует-то только благодаря им. Рынок дает нам работу, страховку и пенсию. Если для получения профессии нужно учиться, к нашим услугам государственные колледжи и другие институты. Если надумаем открыть свое дело, банк выдаст кредит. Будем строить дом — найдется подрядчик, а банк оформит ипотеку, причем зачастую государство выступает гарантом или даже субсидирует строительство. От насилия нас оберегает полиция. При тяжелой болезни вступает в действие социальное страхование. Для инвалида на рынке можно найти сиделку — совершенно постороннего человека, возможно, из какой-то далекой страны, — которая будет заботиться о нем так преданно, как родные дети не станут. Люди со средствами проводят «золотой возраст» в комфортных домах престарелых. Налоговая инспекция воспринимает каждого человека как индивидуума и не взыскивает с нас соседские налоги. Суды тоже видят в каждом отдельную личность и не наказывают нас за проступки наших родичей.
Ныне личностями признаны не только мужчины, но и женщины, и дети. Большую часть истории женщины оставались собственностью семьи или общины. Современные государства, напротив, все больше видят в женщине самостоятельную личность, имеющую гражданские и экономические права вне какой-либо зависимости от семьи и общины. Женщина может иметь собственный счет в банке, выбирать себе мужа и даже разводиться или вообще не вступать в брак.
Но освобождение личности тоже не дается даром. Многие уже оплакивают утраченные семейные и соседские связи, чувствуя свое одиночество и уязвимость перед безликой мощью государства и рынка. Ведь этой нынешней власти, собранной с бору по сосенке, куда проще вторгаться в жизнь индивида, чем той прежней, состоявшей из сплоченных семей и общин. Если уж жители одного дома не в состоянии договориться об оплате консьержки, где им противостоять государству!”
Три основных политических режима - тоталитаризм, авторитаризм и демократия - на канале "Обществознание без цензуры". Гитлер и Трамп, "Игра престолов" и "Зверополис", Путин и Навальный, "Каста" и Oxxxymiron и многие другие рассказывают о сущности и признаках этих политических режимов.
#Типология_политических_режимов@society_uncensored
#Демократия_её_основные_ценности_и_признаки@society_uncensored
#Типология_политических_режимов@society_uncensored
#Демократия_её_основные_ценности_и_признаки@society_uncensored
[id16725198|Дмитрий Кокориков] собрал актуальные отрывки из всех нормативных правовых актов, которые используются в ЕГЭ по обществознанию. Если при подготовке к экзамену у вас возникнут сомнения в каком-то юридическом вопросе, лучше использовать этот справочник, а не учебники (в них сведения могут быть устаревшими).
Выпускникам 2021 г. - если вы ещё не определились, куда поступать, посмотрите серию интервью на моём канале под рубрикой "Профориентация". Я побеседовал с представителями тех специальностей, на которые можно поступить, сдав ЕГЭ по обществознанию. У меня были социолог, юрист, педагог, философ, экономист и политолог. Все они рассказывают, почему выбрали свою профессию, какие предметы изучали в вузе и чем занимались после его окончания.
Выпускникам 2022 г. - если вы ещё не определились, куда поступать, посмотрите серию интервью на моём канале под рубрикой "Профориентация". Я побеседовал с представителями тех специальностей, на которые можно поступить, сдав ЕГЭ по обществознанию. У меня были социолог, юрист, педагог, философ, экономист и политолог. Все они рассказывают, почему выбрали свою профессию, какие предметы изучали в вузе и чем занимались после его окончания.
ТРИ СОВЕТА БУДУЩИМ СТУДЕНТАМ
Традиционный летний пост для нового поколения студентов-первокурсников. Предупреждаю всех, кто поступил этим летом в вуз: редкий университет делает обучение интересным и увлекательным. Более того - у многих из вас начало занятий может вызвать отвращение и к учёбе, и к будущей профессии. Чтобы этого не произошло, дам вам три совета на основе своего опыта. Лично мне такие советы очень пригодились бы в своё время. Надеюсь, что они пригодятся кому-то ещё.
1) Не полагайтесь на преподавателей и учебники. Многие преподы не умеют просто и доступно рассказывать о своём предмете. А некоторые даже знают его не очень хорошо. Что касается учебников, то редкий российский автор умеет писать понятным языком, соотносить теорию с реальностью, выделять главные моменты и приводить наглядные примеры.
Но в XXI веке отсутствие хороших учебников и преподавателей не должно вам мешать. В интернете вы найдёте массу книг, статей, видеороликов и фильмов, которые дополнят или заменят лекции и университетские учебники. Также ничто не мешает взять другой учебник, более понятный и полезный. Спрашивайте студентов других вузов, гуглите, изучайте YouTube и книжные магазины.
2) Не полагайтесь на знание русского языка. Наука, бизнес, работа и учёба становятся всё более интернациональными. Если хотите добиться успеха, в любой сфере вам нужно будет взаимодействовать с коллегами и клиентами из других стран, читать зарубежные исследования, ездить за границу. И тут не обойтись без английского языка. Если у вас с ним проблемы, лучшее время для его изучения - университетские годы. Опять же будет повод почитать иностранные учебники и посмотреть образовательные ролики. Скажем, на сайте Coursera и YouTube-канале Crash Course есть англоязычные курсы по социологии, экономике, праву и т. д. Просмотр таких роликов - отличный способ совместить полезное с полезным.
3) Не полагайтесь на теоретические знания. Работайте по своей или смежной специальности ещё во время учёбы. Ищите любую возможность применить свои знания на практике. Современный рынок труда - особенно в больших городах - становится всё более гибким, и вы найдёте много вариантов, которые не мешают учёбе. Можно стажироваться или работать несколько часов в день или на выходных, во время каникул, удалённо, за небольшие деньги или даже бесплатно. Любая работа лучше, чем её отсутствие. Выпускник вуза с красным дипломом, не работавший ни дня, - это намного хуже, чем выпускник со средними оценками, но имеющий опыт работы.
Кстати, не думайте, что я считаю российское высшее образование совершенно бесполезным. Да, конечно, сегодня человек может самостоятельно обучиться почти любой профессии и без университета. Однако для этого нужны системный подход и железная воля, которых у большинства людей нет. И вуз помогает тем, что даёт две важных вещи: структуру и дисциплину.
а) Структура - в смысле он задаёт направление: когда и что нужно учить. Т.е. вуз формирует в голове систему знаний и источников. И даже если вы потом забудете конкретные сведения, то всё равно будете представлять, что это за информация и где её найти.
б) Дисциплина - раз в полгода в вузе происходит сессия (экзамены и зачёты по нескольким предметам). И у вас будет ограниченный срок, за который нужно разобраться и выучить все эти предметы. Вы не сможете отложить их до прилива вдохновения, - нужно всё учить здесь и сейчас. И такое ограничение даёт хорошую мотивацию.
Помните - именно вы отвечаете за то, чтобы ваша учёба была интересной и полезной. Если университет сделает её такой - честь ему и хвала, но если не сделает - это не должно вам мешать. С таким настроем нет разницы, где вы учитесь - в Высшей школе экономики или третьесортном вузе с низкими рейтингами. Если вы возьмёте на себя ответственность за своё обучение, то из любого вуза выйдете образованным человеком и ценным специалистом.
Традиционный летний пост для нового поколения студентов-первокурсников. Предупреждаю всех, кто поступил этим летом в вуз: редкий университет делает обучение интересным и увлекательным. Более того - у многих из вас начало занятий может вызвать отвращение и к учёбе, и к будущей профессии. Чтобы этого не произошло, дам вам три совета на основе своего опыта. Лично мне такие советы очень пригодились бы в своё время. Надеюсь, что они пригодятся кому-то ещё.
1) Не полагайтесь на преподавателей и учебники. Многие преподы не умеют просто и доступно рассказывать о своём предмете. А некоторые даже знают его не очень хорошо. Что касается учебников, то редкий российский автор умеет писать понятным языком, соотносить теорию с реальностью, выделять главные моменты и приводить наглядные примеры.
Но в XXI веке отсутствие хороших учебников и преподавателей не должно вам мешать. В интернете вы найдёте массу книг, статей, видеороликов и фильмов, которые дополнят или заменят лекции и университетские учебники. Также ничто не мешает взять другой учебник, более понятный и полезный. Спрашивайте студентов других вузов, гуглите, изучайте YouTube и книжные магазины.
2) Не полагайтесь на знание русского языка. Наука, бизнес, работа и учёба становятся всё более интернациональными. Если хотите добиться успеха, в любой сфере вам нужно будет взаимодействовать с коллегами и клиентами из других стран, читать зарубежные исследования, ездить за границу. И тут не обойтись без английского языка. Если у вас с ним проблемы, лучшее время для его изучения - университетские годы. Опять же будет повод почитать иностранные учебники и посмотреть образовательные ролики. Скажем, на сайте Coursera и YouTube-канале Crash Course есть англоязычные курсы по социологии, экономике, праву и т. д. Просмотр таких роликов - отличный способ совместить полезное с полезным.
3) Не полагайтесь на теоретические знания. Работайте по своей или смежной специальности ещё во время учёбы. Ищите любую возможность применить свои знания на практике. Современный рынок труда - особенно в больших городах - становится всё более гибким, и вы найдёте много вариантов, которые не мешают учёбе. Можно стажироваться или работать несколько часов в день или на выходных, во время каникул, удалённо, за небольшие деньги или даже бесплатно. Любая работа лучше, чем её отсутствие. Выпускник вуза с красным дипломом, не работавший ни дня, - это намного хуже, чем выпускник со средними оценками, но имеющий опыт работы.
Кстати, не думайте, что я считаю российское высшее образование совершенно бесполезным. Да, конечно, сегодня человек может самостоятельно обучиться почти любой профессии и без университета. Однако для этого нужны системный подход и железная воля, которых у большинства людей нет. И вуз помогает тем, что даёт две важных вещи: структуру и дисциплину.
а) Структура - в смысле он задаёт направление: когда и что нужно учить. Т.е. вуз формирует в голове систему знаний и источников. И даже если вы потом забудете конкретные сведения, то всё равно будете представлять, что это за информация и где её найти.
б) Дисциплина - раз в полгода в вузе происходит сессия (экзамены и зачёты по нескольким предметам). И у вас будет ограниченный срок, за который нужно разобраться и выучить все эти предметы. Вы не сможете отложить их до прилива вдохновения, - нужно всё учить здесь и сейчас. И такое ограничение даёт хорошую мотивацию.
Помните - именно вы отвечаете за то, чтобы ваша учёба была интересной и полезной. Если университет сделает её такой - честь ему и хвала, но если не сделает - это не должно вам мешать. С таким настроем нет разницы, где вы учитесь - в Высшей школе экономики или третьесортном вузе с низкими рейтингами. Если вы возьмёте на себя ответственность за своё обучение, то из любого вуза выйдете образованным человеком и ценным специалистом.
Дискуссия о социальной мобильности в советском фильме "Курьер" (1986 г.). В этом отрывке герои фильма спорят о том, как достичь успеха в жизни - или, если рассуждать в социологических терминах, о вертикальной восходящей социальной мобильности и заодно о роли брака как социального лифта (канала социальной мобильности). Также отрывок позволяет увидеть те особенности молодёжи, которые упоминаются в курсе обществознания: критическое отношение к старшему поколению, переходность положения и стремление выделиться.
#Социальная_стратификация_и_мобильность@society_uncensored
#Социальная_стратификация_и_мобильность@society_uncensored