Количество постов 5 227
Частота постов 42 часа 21 минута
ER
55.88
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Евангелист Билли Грэм произносит проповедь для 1,1 млн корейцев в Сеуле, 3 июня 1973 года.
Александр Патлис и его жена Татьяна попали в больницу с covid19. У обоих поражены легкие на 35%. Поддержите семью в молитве 🏻
Фронтмен Skillet: пришло наше время бороться с либеральной теологией
Фронтмен мультиплатиновой христианской рок-группы Skillet рассказал о том, почему он выступает против крайне левой идеологии, несмотря на негативную реакцию.
В недавнем интервью фронтмен и басист номинированной на премию «Грэмми» рок-группы Skillet Джон Купер объяснил, что начал говорить об острых вопросах, таких как сексуальная этика, постмодернизм, аборты с библейской точки зрения, так как многие его коллеги-христиане ушли в прогрессивное богословие и больше руководствуются своими чувствами, чем Писанием.
В начале своей карьеры в середине 90-х, как объяснил Купер, он был уверен, что все верующие разделяют фундаментальные христианские убеждения. Примерно в 2012 году он начал осознавать, что многие его коллеги ушли в прогрессивное богословие, стали руководствоваться своими чувствами, а не Писанием. Сегодня Купер регулярно использует свои социальные сети для поднятия острых вопросов, таких как сексуальная этика, постмодернизм, аборты с библейской точки зрения, несмотря на критику.
Купер отметил, что за это время он прочитал бесчисленное количество книг по истории, теологии, философии, социальным наукам и критической теории, чтобы попытаться понять, как его коллеги-музыканты погрузились в либеральную теологию.
«Я понял, что все это та же самая либеральная теология, с которой мы имели дело 100 лет назад, тот же вид анти-доминионизма, с которым боролся Сперджен. Это возвращается, и теперь пришло наше время бороться с этим», — сказал он.
По мнению музыканта, верующие сегодня находятся на перекрестке, когда нам придется выбирать, как будет выглядеть Евангелие для детей, как христианство будет определяться, какими будут принципы веры.
Купер рассказал, что такие открытые высказывания вызвали критику в его сторону. Когда он искал издателя для своей новой книги «Проснись и живи в истине: в поисках истины в хаосе релятивистского мира», издательства боялись к ней прикасаться.
«Я в группе Skillet, у нас пять миллионов друзей на Facebook, три миллиона подписчиков на YouTube, миллион подписчиков в Instagram. И я написал книгу, которую не опубликовало бы ни одно крупное христианское издательство, — сказал он. — Не потому, что я говорил что-то слишком сумасшедшее; это потому, что я говорил слишком ортодоксальные вещи. Так что те же издатели будут издавать кого-то гораздо менее известного, чем я, продавать меньше книг, меньше зарабатывать и печатать ересь. В то же время они не напечатают книгу, в которой просто говорится о ключевых христианских учениях, о первородном грехе, почему Иисус умер, почему вы не можете доверять своим эмоциям, о Слове Божьем, как об авторитете Писания, о божественности Писания. Это не спорные вопросы, но не сейчас».
Певец сказал, что, по его мнению, в христианской музыке происходят перемены не только среди артистов, но и среди тех, кто стоит за лейблами и радиостанциями. Основываясь на десятилетиях в музыкальной индустрии, Купер сказал, что автор гимнов Кит Гетти был прав, когда сказал, что многие христианские песни «написаны людьми, которым вы бы не доверили быть учителями воскресной школы ваших детей».
«Тревожно, что это происходит в индустрии, с музыкантами. Я не могу поверить в то, что я читаю от пасторов и известных людей, которые говорят на публичных христианских платформах, которые я раньше читал и которым доверял. Я не могу поверить в то, что они говорят, особенно после того, как я глубоко погрузился в теологию и социальные науки… это просто гуманизм. Я не могу поверить, что они пишут то, что просто не соответствует историческому христианству», — заявил Купер.
Купер назвал Писание авторитетным источником и применимым ко всем аспектам жизни, от образования и воспитания до предписаний относительно COVID-19. Тем не менее, по его словам, библейская неграмотность среди исповедующих христианство привела многих к тому, что большинство не верит в авторитетность Писания.
«Либо Христос — Господь всего, либо вы говорите, что есть сферы, над которыми Он не властен; это просто нейтральная территория», — сказал он.
#инвиктори
Фронтмен мультиплатиновой христианской рок-группы Skillet рассказал о том, почему он выступает против крайне левой идеологии, несмотря на негативную реакцию.
В недавнем интервью фронтмен и басист номинированной на премию «Грэмми» рок-группы Skillet Джон Купер объяснил, что начал говорить об острых вопросах, таких как сексуальная этика, постмодернизм, аборты с библейской точки зрения, так как многие его коллеги-христиане ушли в прогрессивное богословие и больше руководствуются своими чувствами, чем Писанием.
В начале своей карьеры в середине 90-х, как объяснил Купер, он был уверен, что все верующие разделяют фундаментальные христианские убеждения. Примерно в 2012 году он начал осознавать, что многие его коллеги ушли в прогрессивное богословие, стали руководствоваться своими чувствами, а не Писанием. Сегодня Купер регулярно использует свои социальные сети для поднятия острых вопросов, таких как сексуальная этика, постмодернизм, аборты с библейской точки зрения, несмотря на критику.
Купер отметил, что за это время он прочитал бесчисленное количество книг по истории, теологии, философии, социальным наукам и критической теории, чтобы попытаться понять, как его коллеги-музыканты погрузились в либеральную теологию.
«Я понял, что все это та же самая либеральная теология, с которой мы имели дело 100 лет назад, тот же вид анти-доминионизма, с которым боролся Сперджен. Это возвращается, и теперь пришло наше время бороться с этим», — сказал он.
По мнению музыканта, верующие сегодня находятся на перекрестке, когда нам придется выбирать, как будет выглядеть Евангелие для детей, как христианство будет определяться, какими будут принципы веры.
Купер рассказал, что такие открытые высказывания вызвали критику в его сторону. Когда он искал издателя для своей новой книги «Проснись и живи в истине: в поисках истины в хаосе релятивистского мира», издательства боялись к ней прикасаться.
«Я в группе Skillet, у нас пять миллионов друзей на Facebook, три миллиона подписчиков на YouTube, миллион подписчиков в Instagram. И я написал книгу, которую не опубликовало бы ни одно крупное христианское издательство, — сказал он. — Не потому, что я говорил что-то слишком сумасшедшее; это потому, что я говорил слишком ортодоксальные вещи. Так что те же издатели будут издавать кого-то гораздо менее известного, чем я, продавать меньше книг, меньше зарабатывать и печатать ересь. В то же время они не напечатают книгу, в которой просто говорится о ключевых христианских учениях, о первородном грехе, почему Иисус умер, почему вы не можете доверять своим эмоциям, о Слове Божьем, как об авторитете Писания, о божественности Писания. Это не спорные вопросы, но не сейчас».
Певец сказал, что, по его мнению, в христианской музыке происходят перемены не только среди артистов, но и среди тех, кто стоит за лейблами и радиостанциями. Основываясь на десятилетиях в музыкальной индустрии, Купер сказал, что автор гимнов Кит Гетти был прав, когда сказал, что многие христианские песни «написаны людьми, которым вы бы не доверили быть учителями воскресной школы ваших детей».
«Тревожно, что это происходит в индустрии, с музыкантами. Я не могу поверить в то, что я читаю от пасторов и известных людей, которые говорят на публичных христианских платформах, которые я раньше читал и которым доверял. Я не могу поверить в то, что они говорят, особенно после того, как я глубоко погрузился в теологию и социальные науки… это просто гуманизм. Я не могу поверить, что они пишут то, что просто не соответствует историческому христианству», — заявил Купер.
Купер назвал Писание авторитетным источником и применимым ко всем аспектам жизни, от образования и воспитания до предписаний относительно COVID-19. Тем не менее, по его словам, библейская неграмотность среди исповедующих христианство привела многих к тому, что большинство не верит в авторитетность Писания.
«Либо Христос — Господь всего, либо вы говорите, что есть сферы, над которыми Он не властен; это просто нейтральная территория», — сказал он.
#инвиктори
Джастин Бибер выступил с обличением пасторов, которые возводят себя на пьедестал, что позже приводит к тому, что церковь начинает смотреть на пасторов вместо того, чтобы сосредоточиться на Христе как центре церкви. В интервью журналу GQ Magazine Бибер заявил:
«Я думаю, очень многие из пасторов возводят себя на этот пьедестал. И получается так, что все в церкви смотрят на этого одного человека, как бы говоря себе: «Этот парень имеет такие классные отношения с Богом, какие мы все хотим иметь, но не можем, и не сможем просто потому, что мы – не этот парень». Но реальность-то совсем не такая. Реальность в том, что каждый человек имеет равный доступ к Богу».
Бибер далее напомнил своим фэнам: «христианство – это не религия самопомощи, а наоборот, это обращение к Богу за помощью, чтобы Он вел тебя и менял тебя по Своей воле», – сообщает The Christian Post.
«Я думаю, очень многие из пасторов возводят себя на этот пьедестал. И получается так, что все в церкви смотрят на этого одного человека, как бы говоря себе: «Этот парень имеет такие классные отношения с Богом, какие мы все хотим иметь, но не можем, и не сможем просто потому, что мы – не этот парень». Но реальность-то совсем не такая. Реальность в том, что каждый человек имеет равный доступ к Богу».
Бибер далее напомнил своим фэнам: «христианство – это не религия самопомощи, а наоборот, это обращение к Богу за помощью, чтобы Он вел тебя и менял тебя по Своей воле», – сообщает The Christian Post.
Кеннет Коупленд, которого обвиняли в том, что он нерационально использовал церковный самолет, катаясь на нем тудым-сюдым по собственным хотелкам, при участии лидеров Kenneth Copeland Ministries начал вывоз беженцев из Афганистана. На 29е августа ими было вывезено более 5000 человек, несмотря на сопротивление Госдепартамента США. Это следует из заявления для канала Victory TV от Джорджа Персонса - пастора и зятя Кеннета Копеланда☝🏻
АННА ВЯХИРЕВА ТАЩИТ СБОРНУЮ РОССИИ НА ОЛИМПИАДЕ В ТОКИО. ЕЕ НАЗЫВАЮТ ГАНДБОЛЬНЫМ МЕССИ☝🏻
Для своего суперзвездного статуса Вяхирева – весьма закрытый человек. Это отмечают даже в ее клубе. Анна редко дает интервью, почти не ведет соцсети, а о ее замужестве публика узнала постфактум. Возможно, ее закрытость и трудолюбие объясняется религией. Анна – баптистка, называет Библию своей любимой книгой. На Играх-2016 в Рио ее источником вдохновения стала цитата из Третьей книги Царств: «Все золото, которое вы соберете, будет для Бога. Возьмите овнов и принесите их в жертву».
Для своего суперзвездного статуса Вяхирева – весьма закрытый человек. Это отмечают даже в ее клубе. Анна редко дает интервью, почти не ведет соцсети, а о ее замужестве публика узнала постфактум. Возможно, ее закрытость и трудолюбие объясняется религией. Анна – баптистка, называет Библию своей любимой книгой. На Играх-2016 в Рио ее источником вдохновения стала цитата из Третьей книги Царств: «Все золото, которое вы соберете, будет для Бога. Возьмите овнов и принесите их в жертву».
Взлет и падение «первой волны» евангельской музыки постсоветского пространства.
После распада СССР, общее обнищание страны, некогда отправившей в космос Гагарина и щедро поддерживавшей все тоталитарные режимы Африки и Азии, компенсировалось небывалой доселе свободой, заложенной еще в перестроечный период Горбачёвым. Вернувшиеся ни с чем из Афганистана некоторые молодые ветераны и их одногодки – бывшие блюстители дворового порядка «люберы», начали сколачивать ОПГ, подмявшие под себя всю торговлю и бизнес столиц и регионов. А новоиспеченные бабушки, которые в период Хрущевской оттепели застали свои лучшие годы, читая самиздатовские книги запрещенных авторов-диссидентов, вдруг начали заряжать трёхлитровые банки, сидя у экранов ламповых телевизоров, откуда аморфно вещала голова экстрасенса Алана Чумака. Ну а люди, не получавшие зарплаты месяцами, вдруг решили, что математик Мавроди поможет их копеечным вкладам вырасти в его «МММ» в миллионные накопления, но из-за инфляции в новообразованной России миллионерами в скором времени стали все.
Впервые свободу получили и евангельские христиане, которые за проведение собраний и вовлечение в евангельские общины получали тюремные сроки даже в закатные для коммунизма 1980е. Но вдруг долгожданная свобода для Евангелия пришла в развалившуюся на республики страну, и общины, наконец, смогли себя проявлять без страха получить очередные угрозы, штрафы или тюремные сроки. Вместе со свободой на смену выстоявшим в период гонений пятидесятникам и баптистам, пришли горячие, инициативные, но еще мало опытные в своих порывах харизматы, взращавшие свою безмерную пылкость на VHS-проповедях Лестера Самралла, Алексея Ледяева и Ульфа Экмана. Тогда же поползло по городам и весям пророчество о том, что в России скоро начнется такое великое духовное пробуждение, какого свет не видывал. И не мудрено, ведь в Москве в 1992 всего лишь за три дня евангелизации тот же Билли Грэмм смог собрать на своих проповедях 155 000 человек, чуть не порвавших по швам «Олимпийский», а Киев тут же ответил гигантским служением Рейнхарда Бонке. Церкви открывались буквально каждый день, а на проспектах больших городов, между рядами с сувенирами для иностранцев и пляшущими не по погоде одетыми в оранжевые рубахи кришнаитами, всегда можно было случайно встретить молодых евангельских христиан, которые вопреки окружающей серости и общему унынию, с улыбкой на лице приглашали посетить церковь, адрес которой был написан ручкой на обратной стороне брошюры, щедро вручаемой каждому встречному на их пути.
Тогда же появилась идея, что можно сделать всё свое – христианское. Ведь это работало в США, там уже была своя крепкая музыкальная индустрия, свои СМИ, свое телевидение и мал-помалу начинала набирать обороты евангельская киноиндустрия – самый дорогой вид из всех видов искусств. Эксцентричные пастыри сами предлагали своим группам прославления сколачивать коллективы с громкими христианскими названиями и записывать боговдохновенные песни, неся затем евангельскую весть до всех краев земли.
В те годы на постсовках в церковь начали приходить не только рядовые граждане – рабочие, инженеры и номенклатура, но и профессиональные творческие люди от музыки. Музыка еще занимала важную часть жизнедеятельности граждан, а для кого-то музыка оставалась единственной отдушиной в мрачной действительности и служила саундтреком к скрашиванию повседневности и быта. Помимо кустарных лабарей, в евангельских кругах начали появляться люди из профессиональных творческих сфер. В Беларуси Сергей Брикса пришел в церковь, имея за плечами опыт работы с белорусским ВИА «Верасы», а также проектами с экс-участником «Песняров» Дмитрием Явтуховичем. В России же к Богу обратились набиравшие творческие обороты в городе на Неве «Дружки», записавшие свой дебют «Картинки» в предпокаянный период с сами Андреем Тропилло, ответственным за всю классику русского рока, включая «Машину времени», «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алису» и «Ноль». А в Украине на зов Христа откликнулись участники подававшей большие надежды ню-вэйв-команды «Республика», уже выступавшей на одной сцене с известными украинскими коллективами того времени вроде «Иванов Даун» и Ivan Samshit. Правда из всех «республиканцев» с Богом остался лишь один участник квартета – Константин Косячков. По старым знакомствам и связям он имел возможность записывать свои евангельские работы под надзором важных людей украинского шоу-бизнеса, а над дебютной пластинкой его недолговечного трио «Масада» даже работал продюсер, причастный к самому известному украинскому рок-альбому тех лет «Вопли Видоплясова» - Музіка, с которого вышел один из титульных хитов украинского рока «Весна». Мало того, структурно сложный дебют «Масады», совершенно не понятый христианскими массами, впечатлил главного «видопляса» Олега Скрипку. А тем временем в Твери выпускники художественного колледжа имени Венецианова сколотили коллектив «Корни», ничего общего не имеющий с картавым проектом «фабрики звезд». «Корни» исполняли взрослую рок-музыку, конкуренцию которой в России из христиан могли составить разве что «Дружки» со своим великолепным «Октябрем 10».
Во второй половине 1990х «русский рок» во многих его ипостасях все еще оставался главной музыкой постсоветского пространства, а рокеры в какой-то момент даже подмяли под себя главные новогодние эфиры. Тогда же Балабанов выпустил своего «Брата», до отказа нашпигованного песнями «Наутилуса». Противовесом жанру была разве что европейская электронная музыка во главе с гримасничавшими «Продиджами». Тогда же в период с 1997 по 1998 вышли сразу пять важных альбомов христианского рока – упомянутый «Октябрь 10» Дружков, «Доброе имя» Масады, Корни «Рыба» и, пожалуй, самый признанный массами христианский рок-альбом тех лет – «Ну, что ты думаешь об этом?», записанный «Новым Иерусалимом» в США под впечатлением от dcTalk – Jesus Freak. Пятым же важным релизом стала размашистая рок-опера ледяевского «Нового Поколения» – «Исход».
Примечательно то, что песни ряда исполнителей тех лет становились внеконфессиональными церковными гимнами. В церквях по всему постсовку можно было услышать песни «Я пойду за Тобой» Косячкова, «Дай мне руку» Нового Иерусалима, «Я буду славить Господа Христа» Бриксы и «Небеса» от «Нового Поколения». Хотя по церквам еще можно было услышать учения о том, что «барабаны – инструмент дьявола», причем закреплялось это обязательным упоминанием «пророчества», когда-то где-то полученного одной сестрой из одной церкви. Та же «мифическая сестра», видимо, получила «пророчества» о «недопустимости ношения джинсов» и о том, что «кто не в косынках, тот идет в ад». Короче, всякого навидалось евангельское христианство постсоветского мира.
Хоть и редко, но христианское творчество, порой, признавали и светские фестивали и конкурсы. «Новый Иерусалим» за «Я знаю любовь» получили «песню года» на белорусской церемонии награждения «Рок-коронация» в 1997 году. Таким образом у Беларуси была уже вторая отмеченная светским жюри христианская песня со времен «Вифлеемской Звезды», за которую автор и исполнитель Сергей Брикса по итогам теле-конкурса «Фавориты года» получил в подарок «афтамабиль!». Через годы евангельские успехи на белорусской сцене закрепят «Спасение» со своим радио-хитом «Плачет небо», но произойдет это уже в середине 2000х. Перманентные белорусские политические качели не останавливались, и многие артисты были вынуждены уезжать за пределы страны, поэтому у евангельских исполнителей очень часто не оставалось серьезных конкурентов. Да и можете ли вы себе представить «Дружков», которые в России на полном серьезе конкурировали бы со всей когортой русских рокеров? Сколь бы ни был хорош при этом их «Октябрь 10».
Кроме всех упомянутых, в 1998 вышел многими тогда незамеченный украиноязычный альбом Вiн Знае – «Мiй Бог», который в их родном Тернополе взял все самые важные номинации в конкурсе, объявленном местной радиостанцией. Другой важный исполнитель Украины тех лет – Влад Канашин – выпустил свой ламповый релиз «Смолкнет голос бурь» с очень и очень ярким хитом «Чайка». Ну, а где-то рядом со своим «Неопознанным объектом» уже подавал большие надежды коллектив Алексея Осипова «Drozdy», но эта история разовьется и продолжится уже в 2000х, со «второй волной» христианского рока – еще более скоротечной.
Жирный восклицательный знак на всем евангельском творчестве заката первого десятилетия свободы поставит тольяттинский коллектив «Открытое небо», созданный покаявшимся эстрадником Анатолием Бугаем – экс-участником пародийной поп-рок-группы «Ласковый Бык». Несмотря на некую «ларёчность» и «ресторанность» музыкальной формы «Открытого неба», альбомы команды имели колоссальный по меркам отечественной евангельской музыки спрос и ушли общим тиражом почти в 50 000 копий.
Взлетев на какое-то время, многие представители христианской музыки 1990х с горечью для себя обнаружили, что развития в рамках евангельской сцены у них нет, а спрос на их творчество постепенно падает. О чем красноречиво свидетельствуют отсыревшие на книжном складе копии биографической книги Сергея Ахунова о группе «Дружки», а также скорый распад всех христианских групп второго эшелона, не успевших себе заработать хоть сколько-нибудь узнаваемое имя, которое можно было бы монетизировать хотя бы в жетоны на метро в одну-две стороны. Кроме того, отечественная христианская музыка не могла представить того разнообразия, которым могли похвастаться подопечные клуба «Tamtam» или сборники «Нашествие» от «Нашего радио». Но, как сказал мой один знакомый: «нас и без того мало, чтобы еще разбрасываться тем, что имеем».
Спустя время участники тех или иных евангельских команд 1990х начнут искать себя в других отраслях. Группа «Корни» запустит светский проект Mezzamo. Юра Мозиль из "Вiн Знае" присоединится к успешной в Украине команде "Скай" и успеет отыграть на одной сцене с ДДТ, Океан Ельзи и Бумбоксом. Сергей Ахунов из «Дружков» перекочует на проект «Фабрика Звезд», а затем начнет писать песни «Согдиане», «Заре» и даже Филиппу Киркорову. Леха еще некоторое время помучается в своих «Дроздах», а затем станет звукарем у Меладзе и «ВИА-Гры», ну а кто-то так и останется нести своим евангельским творчеством доброе, светло, вечное.
По больше части отечественная христианская музыка стала уделом энтузиастов, твёрдо верящих в лучшее для своих коллективов и проектов. Но в 2000х, что удивительно, невзирая на достаточно печальный опыт предшественников, новых евангельских коллективов появится еще больше, но об этом в другой раз…
После распада СССР, общее обнищание страны, некогда отправившей в космос Гагарина и щедро поддерживавшей все тоталитарные режимы Африки и Азии, компенсировалось небывалой доселе свободой, заложенной еще в перестроечный период Горбачёвым. Вернувшиеся ни с чем из Афганистана некоторые молодые ветераны и их одногодки – бывшие блюстители дворового порядка «люберы», начали сколачивать ОПГ, подмявшие под себя всю торговлю и бизнес столиц и регионов. А новоиспеченные бабушки, которые в период Хрущевской оттепели застали свои лучшие годы, читая самиздатовские книги запрещенных авторов-диссидентов, вдруг начали заряжать трёхлитровые банки, сидя у экранов ламповых телевизоров, откуда аморфно вещала голова экстрасенса Алана Чумака. Ну а люди, не получавшие зарплаты месяцами, вдруг решили, что математик Мавроди поможет их копеечным вкладам вырасти в его «МММ» в миллионные накопления, но из-за инфляции в новообразованной России миллионерами в скором времени стали все.
Впервые свободу получили и евангельские христиане, которые за проведение собраний и вовлечение в евангельские общины получали тюремные сроки даже в закатные для коммунизма 1980е. Но вдруг долгожданная свобода для Евангелия пришла в развалившуюся на республики страну, и общины, наконец, смогли себя проявлять без страха получить очередные угрозы, штрафы или тюремные сроки. Вместе со свободой на смену выстоявшим в период гонений пятидесятникам и баптистам, пришли горячие, инициативные, но еще мало опытные в своих порывах харизматы, взращавшие свою безмерную пылкость на VHS-проповедях Лестера Самралла, Алексея Ледяева и Ульфа Экмана. Тогда же поползло по городам и весям пророчество о том, что в России скоро начнется такое великое духовное пробуждение, какого свет не видывал. И не мудрено, ведь в Москве в 1992 всего лишь за три дня евангелизации тот же Билли Грэмм смог собрать на своих проповедях 155 000 человек, чуть не порвавших по швам «Олимпийский», а Киев тут же ответил гигантским служением Рейнхарда Бонке. Церкви открывались буквально каждый день, а на проспектах больших городов, между рядами с сувенирами для иностранцев и пляшущими не по погоде одетыми в оранжевые рубахи кришнаитами, всегда можно было случайно встретить молодых евангельских христиан, которые вопреки окружающей серости и общему унынию, с улыбкой на лице приглашали посетить церковь, адрес которой был написан ручкой на обратной стороне брошюры, щедро вручаемой каждому встречному на их пути.
Тогда же появилась идея, что можно сделать всё свое – христианское. Ведь это работало в США, там уже была своя крепкая музыкальная индустрия, свои СМИ, свое телевидение и мал-помалу начинала набирать обороты евангельская киноиндустрия – самый дорогой вид из всех видов искусств. Эксцентричные пастыри сами предлагали своим группам прославления сколачивать коллективы с громкими христианскими названиями и записывать боговдохновенные песни, неся затем евангельскую весть до всех краев земли.
В те годы на постсовках в церковь начали приходить не только рядовые граждане – рабочие, инженеры и номенклатура, но и профессиональные творческие люди от музыки. Музыка еще занимала важную часть жизнедеятельности граждан, а для кого-то музыка оставалась единственной отдушиной в мрачной действительности и служила саундтреком к скрашиванию повседневности и быта. Помимо кустарных лабарей, в евангельских кругах начали появляться люди из профессиональных творческих сфер. В Беларуси Сергей Брикса пришел в церковь, имея за плечами опыт работы с белорусским ВИА «Верасы», а также проектами с экс-участником «Песняров» Дмитрием Явтуховичем. В России же к Богу обратились набиравшие творческие обороты в городе на Неве «Дружки», записавшие свой дебют «Картинки» в предпокаянный период с сами Андреем Тропилло, ответственным за всю классику русского рока, включая «Машину времени», «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алису» и «Ноль». А в Украине на зов Христа откликнулись участники подававшей большие надежды ню-вэйв-команды «Республика», уже выступавшей на одной сцене с известными украинскими коллективами того времени вроде «Иванов Даун» и Ivan Samshit. Правда из всех «республиканцев» с Богом остался лишь один участник квартета – Константин Косячков. По старым знакомствам и связям он имел возможность записывать свои евангельские работы под надзором важных людей украинского шоу-бизнеса, а над дебютной пластинкой его недолговечного трио «Масада» даже работал продюсер, причастный к самому известному украинскому рок-альбому тех лет «Вопли Видоплясова» - Музіка, с которого вышел один из титульных хитов украинского рока «Весна». Мало того, структурно сложный дебют «Масады», совершенно не понятый христианскими массами, впечатлил главного «видопляса» Олега Скрипку. А тем временем в Твери выпускники художественного колледжа имени Венецианова сколотили коллектив «Корни», ничего общего не имеющий с картавым проектом «фабрики звезд». «Корни» исполняли взрослую рок-музыку, конкуренцию которой в России из христиан могли составить разве что «Дружки» со своим великолепным «Октябрем 10».
Во второй половине 1990х «русский рок» во многих его ипостасях все еще оставался главной музыкой постсоветского пространства, а рокеры в какой-то момент даже подмяли под себя главные новогодние эфиры. Тогда же Балабанов выпустил своего «Брата», до отказа нашпигованного песнями «Наутилуса». Противовесом жанру была разве что европейская электронная музыка во главе с гримасничавшими «Продиджами». Тогда же в период с 1997 по 1998 вышли сразу пять важных альбомов христианского рока – упомянутый «Октябрь 10» Дружков, «Доброе имя» Масады, Корни «Рыба» и, пожалуй, самый признанный массами христианский рок-альбом тех лет – «Ну, что ты думаешь об этом?», записанный «Новым Иерусалимом» в США под впечатлением от dcTalk – Jesus Freak. Пятым же важным релизом стала размашистая рок-опера ледяевского «Нового Поколения» – «Исход».
Примечательно то, что песни ряда исполнителей тех лет становились внеконфессиональными церковными гимнами. В церквях по всему постсовку можно было услышать песни «Я пойду за Тобой» Косячкова, «Дай мне руку» Нового Иерусалима, «Я буду славить Господа Христа» Бриксы и «Небеса» от «Нового Поколения». Хотя по церквам еще можно было услышать учения о том, что «барабаны – инструмент дьявола», причем закреплялось это обязательным упоминанием «пророчества», когда-то где-то полученного одной сестрой из одной церкви. Та же «мифическая сестра», видимо, получила «пророчества» о «недопустимости ношения джинсов» и о том, что «кто не в косынках, тот идет в ад». Короче, всякого навидалось евангельское христианство постсоветского мира.
Хоть и редко, но христианское творчество, порой, признавали и светские фестивали и конкурсы. «Новый Иерусалим» за «Я знаю любовь» получили «песню года» на белорусской церемонии награждения «Рок-коронация» в 1997 году. Таким образом у Беларуси была уже вторая отмеченная светским жюри христианская песня со времен «Вифлеемской Звезды», за которую автор и исполнитель Сергей Брикса по итогам теле-конкурса «Фавориты года» получил в подарок «афтамабиль!». Через годы евангельские успехи на белорусской сцене закрепят «Спасение» со своим радио-хитом «Плачет небо», но произойдет это уже в середине 2000х. Перманентные белорусские политические качели не останавливались, и многие артисты были вынуждены уезжать за пределы страны, поэтому у евангельских исполнителей очень часто не оставалось серьезных конкурентов. Да и можете ли вы себе представить «Дружков», которые в России на полном серьезе конкурировали бы со всей когортой русских рокеров? Сколь бы ни был хорош при этом их «Октябрь 10».
Кроме всех упомянутых, в 1998 вышел многими тогда незамеченный украиноязычный альбом Вiн Знае – «Мiй Бог», который в их родном Тернополе взял все самые важные номинации в конкурсе, объявленном местной радиостанцией. Другой важный исполнитель Украины тех лет – Влад Канашин – выпустил свой ламповый релиз «Смолкнет голос бурь» с очень и очень ярким хитом «Чайка». Ну, а где-то рядом со своим «Неопознанным объектом» уже подавал большие надежды коллектив Алексея Осипова «Drozdy», но эта история разовьется и продолжится уже в 2000х, со «второй волной» христианского рока – еще более скоротечной.
Жирный восклицательный знак на всем евангельском творчестве заката первого десятилетия свободы поставит тольяттинский коллектив «Открытое небо», созданный покаявшимся эстрадником Анатолием Бугаем – экс-участником пародийной поп-рок-группы «Ласковый Бык». Несмотря на некую «ларёчность» и «ресторанность» музыкальной формы «Открытого неба», альбомы команды имели колоссальный по меркам отечественной евангельской музыки спрос и ушли общим тиражом почти в 50 000 копий.
Взлетев на какое-то время, многие представители христианской музыки 1990х с горечью для себя обнаружили, что развития в рамках евангельской сцены у них нет, а спрос на их творчество постепенно падает. О чем красноречиво свидетельствуют отсыревшие на книжном складе копии биографической книги Сергея Ахунова о группе «Дружки», а также скорый распад всех христианских групп второго эшелона, не успевших себе заработать хоть сколько-нибудь узнаваемое имя, которое можно было бы монетизировать хотя бы в жетоны на метро в одну-две стороны. Кроме того, отечественная христианская музыка не могла представить того разнообразия, которым могли похвастаться подопечные клуба «Tamtam» или сборники «Нашествие» от «Нашего радио». Но, как сказал мой один знакомый: «нас и без того мало, чтобы еще разбрасываться тем, что имеем».
Спустя время участники тех или иных евангельских команд 1990х начнут искать себя в других отраслях. Группа «Корни» запустит светский проект Mezzamo. Юра Мозиль из "Вiн Знае" присоединится к успешной в Украине команде "Скай" и успеет отыграть на одной сцене с ДДТ, Океан Ельзи и Бумбоксом. Сергей Ахунов из «Дружков» перекочует на проект «Фабрика Звезд», а затем начнет писать песни «Согдиане», «Заре» и даже Филиппу Киркорову. Леха еще некоторое время помучается в своих «Дроздах», а затем станет звукарем у Меладзе и «ВИА-Гры», ну а кто-то так и останется нести своим евангельским творчеством доброе, светло, вечное.
По больше части отечественная христианская музыка стала уделом энтузиастов, твёрдо верящих в лучшее для своих коллективов и проектов. Но в 2000х, что удивительно, невзирая на достаточно печальный опыт предшественников, новых евангельских коллективов появится еще больше, но об этом в другой раз…
Капеллан британской армии молится за умирающего немецкого врача недалеко от Эпеи, Франция, 18 сентября 1918 года.