Статистика ВК сообщества "Психолог в СПб | Санкт-Петербург"

0+
8-952-384-2264 skype: chernova.psypro

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Что мне помогает в работе?

Еще на предварительной встрече можно многое понять и почувствовать, как пойдёт работа с пациентом. Такая встреча для этого и нужна. Не только для того, чтобы пришедший человек рассказал о себе. Психоаналитик с первого контакта с потенциальным пациентом уже получает материал для понимания, что и как в психике у человека работает. Ещё на этапе переписки многое становится понятным. Ещё до встречи в кабинете (или видеосозвона) можно почувствовать, как дальше будут разворачиваться отношения. Почему так происходит? Бессознательное! Оно никогда не дремлет и даёт о себе знать вне зависимости того, хотим мы сами этого или нет. И бессознательное имеет вездесущий характер, поэтому психоаналитик просто подхватывает своим восприятием происходящее с анализантом и уже мотает на ус. Этим я не хочу сказать, что специалист уже заранее всё знает и потом просто из встречи во встречу дожидается, когда же пациент сам сможет допетрить и прийти к нужным выводам. Вовсе нет. Просто огромный пласт информации между людьми не сопровождён словами, витает «между строк». Аналитик может прочувствовать происходящее, а после постепенно передавать с помощью слов то, что ему самому удалось понять о человеке. И основная работа заключается в обёртывании чувств и неосознанных мыслей в слова, так двоим становится понятнее, что между ними происходит и что нуждается в изменениях. Но далеко не всегда ситуация в кабинете бывает столь идеальной. Часто на сессиях может твориться полное непонимание, бессилие и чувство тупика не только cо стороны пациента.
Мне помогают прочувствовать дальнейшую динамику в работе несколько моментов. Перечислю парочку из них, а то нам и целого дня не хватит, чтобы всё это обсудить. Периодически я будто задаю себе следующие вопросы и отвечаю на них исходя из того, что я чувствую.

1) Тяжело ли мне думать в кабинете при пациенте?

Наверное, не ведя практику с пациентами, будет сложно прочувствовать эту историю в полной мере. Но с некоторыми пациентами действительно сложно думать. Явно пониманию пациента может ничего не мешать. Пациент говорит, а психоаналитик пытается слушать и понимать смысл слов и поведение пациента. Но неявно, мыслительные способности аналитика могут сильно нарушаться из-за бессознательных намерений пациента. И происходит это по разным причинам. Анализант очень витиевато говорит, изъясняется крайне абстрактно. Не старается сделать себя понятным для слушателя. Или он говорит так быстро, будто читает скороговорку. Или неожиданно спрашивает в лоб: «Что думаете по этому поводу?! Как мне поступить?». Это может спутать аналитика и застать его врасплох. Чтобы думать о пациенте, психоаналитику необходимо расслабленное состояние, где он может уделить внимание не только собеседнику, но ещё и своим мыслям и чувствам относительно него. А для этого нужно слушать, видеть и немножко «витать в собственных фантазиях». Если же пациент бессознательно создаёт атмосферу экзамена или допроса, как тут порхать во всём происходящем? Тут бы выжить и сохранить своё ментальное благополучие! Уже это становится программой максимум  Такое взаимодействие осложнено столь непростым контактом и требуется большое количество времени и сил обоих участников процесса, чтобы вырулить из этого лабиринта. Не редки случаи, что терапия прерывается ещё до выхода их подобного состояния.

2) СновИдит ли пациент свой материал, или заготовил его заранее?

У итальянских аналитиков есть такой интересный термин. Вообще они любят исследовать тему сновидений. И сновидеть – это будто видеть «сон» наяву. То есть это состояние пациента, когда он лежит на кушетке или сидит напротив и говорит то, что приходит ему в голову. Это материал, который может быть основан на событийности, но не является им. Это не перечисление фактов, которые произошли с ним на неделе. Это больше рассказ, повествующий о происходящем на душе. И этот рассказ создаётся по мере говорения. Если я замечаю, что такого сновИдения нет, то я могу подумать, что пациент бессознательно контролирует меня своей заготовленной речью или даже скрывает то настоящее, что его занимает. И скорее выполняет роль «говорящего на приёме у психолога». Это не хорошо и не плохо, просто определённый процесс, который можно будет с ним обсудить при удобном случае. Иногда такая манера повествования оберегает его от тяжёлых мыслей и чувств. Это также важно понимать аналитику и не бежать вперёд паровоза.

3) Он меня использует или эксплуатирует?

У психоаналитика Д.В. Винникотта есть шикарная статья «Использование объекта». И там он разводит два понятия – эксплуатацию и использование. Эксплуатация – это когда из психоаналитика делают того, кем он не является. Эмоциональный унитаз, обслуживающий персонал, или он становится частью мозга пациента, который должен генерировать идеи за пациента и т.д. Убивают в нём личность до функций. А использовать аналитика, это как бы брать его в оборот, в хорошем смысле слова. То есть с уважением ценить то, что может аналитик от себя предоставить – время и пространство, сочувствие и понимание, совместное размышление и креативные идеи, его способность видеть под другим углом. Если пациент пока не способен использовать то, что ему предоставляется, а только эксплуатирует это – терапевтический процесс будет затруднён, заторможен. Потому что «убийство» всегда несёт за собой страх наказания и сильную вину. А признаться в этом очень тяжело, поэтому возникает нужда извратить процесс и не видеть в аналитике человека.

4) Хороший ли у пациента аппетит и усваивание?

Это метафора, конечно же. Речь не про еду, а про то, как анализант способен воспринимать то, что ему говорит психоаналитик. Этот вопрос помогает мне понять, насколько ценны мои слова и мысли для анализанта. Будет странным, если я скажу Вам о том, что человек нуждающийся в помощи приходит за ней… И не берёт её, а даже наоборот, всем видом показывает что она ему не нужна! И что это вообще не помощь, а хрень какая-то! Шок, но это правда. Психоаналитическая терапия – это всегда конфликт между аналитиком и пациентом. Просто он протекает в явной или скрытой форме. Если он спрятан от глаз пары, то интерпретации психоаналитика могут не приниматься, а опровергаться или искажаться пациентом до неузнаваемости. Такое происходит, это не редкость. Если бы пришедший в кабинет с охотой и доверием брал то, что ему дают – в самой психотерапии уже отсутствовала бы надобность! Это как в старой шутке со времён Фрейда. Идеальный пациент для психоанализа это тот, кто вовремя приходит и уходит, всегда платит и свободно ассоциирует. Только таким людям психоанализ не нужен))
Если у анализанта затруднена способность брать то хорошее, что аналитик ему говорит, то несварение материала на сессиях не позволит продвигаться психотерапии. Это будет дополнительной историей, которую нужно преодолевать и интерпретировать на сессиях.

2 0 ER 0.1844
Психоаналитические отношения

Отношения между психоаналитиком и анализантом крайне специфические. Более того, они парадоксальны.

На заре практики ко мне пришла девушка лет 25-ти с проблемами в отношениях. А когда я проронила фразу, про наши с ней будущие отношения в терапии, у неё чуть глаза не выкатились от ужаса! Она была шокирована услышанным, что между нами может возникнуть какая-то связь. Плюс ко всему она восприняла мои слова буквально, абсолютно не понимая как такое возможно.

А так и есть, это же психотерапия. Для того чтобы возник психотерапевтический эффект, нужно привыкнуть и довериться аналитику. А для достижения этих чувств нужна уйма времени и совместного опыта, чтобы получить новый опыт и смочь его совместно пережить. В процессе этих отношений психоаналитическая пара обрастает множеством связей, благодаря которым эти двое становятся близки друг другу.

Но не всё так просто. И здесь на арену выходят парадоксы этой связи. Как сказала моя замечательная подруга о наблюдениях в собственной терапии - психотерапевтические отношения самые близкие и самые дистантные одновременно. И это очень меткая формулировка. Потому что это отношения «КАК ЕСЛИ БЫ».

Как если бы мы с анализантом были близки «на самом деле». Как если бы нас многое объединяло. Как если бы мы знали друг о друге всё-всё-всё. Всегда с поддержкой, пониманием и думанием друг о друге. И это правда, но отчасти.

В полноценных отношениях в жизни происходит узнавание всех участников процесса. А в терапии только анализант говорит о себе. В жизни мы можем постараться встретиться в любой удобный момент, а в терапии кроме конкретных часов по графику такой возможности нет. В жизни мы можем быть родственниками, а ещё хорошими друзьями и партнерами по бизнесу или общему делу. А в терапии мы только аналитик и анализант, даже вне кабинета. В жизни можно сделать подарочек, поухаживать друг за другом и вообще кучу действий исполнять в строну другого. В анализе есть только слова и только словесное обсуждение любых действий. В жизни можно познакомиться и влюбиться, начать жить вместе. В терапии можно влюбиться и говорить о своих чувствах, но нет возможности начать встречаться.

В психотерапевтическом процессе только один работает с психической болью другого. А второй платит деньги за возможность в безопасном пространстве исследовать себя.

И это уже не сильно романтический момент, правда? Что для одного это работа, где он меняет часы своей жизни и высокую квалификацию на деньги. Учитывая этот факт можно скатиться в историю о меркантильности и бездушного отношения психоаналитика к анализанту.

Но именно поэтому я сначала перечислила все другие моменты, которые к денежному вопросу не относятся :) Здесь тоже есть парадокс - деньги одновременно неважны абсолютно и имеют большое значение. Давайте не будем игнорировать реальность, она такова. Для того чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. И по секрету Вам скажу, то что стоит денег - Вы получаете за малую цену. Там где есть возможность заплатить, хорошая сделка. Можно сэкономить своё время, можно не гробить своё здоровье, можно делать дела за десятерых… Это я отвлеклась, возвращаемся))

Некоторые пациенты в шоке, когда видят меня на улице, а потом на очередной сессии в кабинете признаются мне, что не ожидали увидеть меня вне кабинета в принципе. Или когда я по видеосвязи встаю с кресла, чтобы сходить за наушниками и возвращаюсь, мне говорят «ничего себе, Вы перемещаетесь!»

Психотерапия очень интересный формат взаимоотношений. Мы вроде знаем, что являемся людьми, но только со временем получаем полноценное чувство того, что аналитик тоже личность.

Когда анализант признался мне, что все три года воспринимал меня как табуретку. А теперь в шоке от того, что я человек. Он всегда чувствовал, что я объект, которому можно выложить всё что есть в голове, но не понимал, что и у меня есть личная история. В этот момент я убедилась, что важный рубеж в терапии преодолён.

Много рамок и ограничений в психоаналитической работе, без них никуда. Только так можно убедиться в наличии бессознательного и отследить его работу, отпуская своих демонов.

1 0 ER 0.1336
Безоценочная позиция в психотерапии

Разговаривая с анализантами на сессиях, можно и для себя подчерпнуть много нового и интересного. Как сегодня, в беседе мне поведали про психиатра, к которому анализант параллельно ходит. И этот психиатр неоднократно высказывал фразу: «я не скован рамками безоценочного суждения, как в психотерапии, поэтому скажу что…». И анализант у меня поинтересовался, что это значит? У него было предположение до этого, что разница в психиатрии и психотерапии в том, что первые могут выписывать лекарства, а у вторых и медицинского образования нет. А тут ещё затесалось безоценочная позиция какая-то.

И правда, психоаналитик/психотерапевт должны обладать безоценочным восприятием анализанта. Они учатся этому много лет, с начала в своей личной терапии, потом уже на практике, в работе с анализантами. Это навык, который можно приобрести. И его нужно добыть. Потому что слушание и отношение к человеку без оценки не является имением внутри себя состояния «да пофиг, пусть что хочет то и делает(думает)». Это состояние, где психоаналитик вопреки своему первому эмоциональному порыву отнестись к услышанному так или эдак сразу же сдерживает внутри себя этот импульс. Не выпускает его наружу ни в коем случае. А держит его в своих мыслях и думает о нём. Как ловец бабочек в поле, махнул сачком, опустился на корточки и бережно вглядывается... Что же там за бабочка, аккуратно перебирая пальцами сеточку, чтобы крылья бабочки остались целы. Этот процесс лучше помогает аналитику рассмотреть Личность в человеке, который на кушетке у него лежит. И это лучше помогает ему различать, что это за оценка – его собственная, вызванная словами анализанта или спровоцированная анализантом для разыгрывания между ними чего-то такого, что аналитик и не хотел почувствовать, сказать или сделать?

Безоценочное восприятие включает в себя ещё и уважение к анализанту. Это значит, что аналитику не пофиг, но он и прекрасно понимает, что перед ним совсем отдельная от него личность. А значит, этот человек может чувствовать и думать что угодно, обращаться со своей жизнью как он хочет, ведь кроме него никто не властен над ней.

Уважение к анализанту включает в себя ясное понимание, что человек способен на глупость, но это не делает его тупым. Способен на грубость, но это не делает его садистом. Он может превозносить и боготворить, сильно желать зависеть и отдать себя во власть другого человека – но и это не делает его неспособным выработать в себе автономность и чувство собственного достоинства. Я часто сталкиваюсь с тем, как анализант боится что-то произнести, а то я посчитаю его дурачком. Но разница между нами не в качестве образования или багажа жизненного опыта. Или в том, что я никогда не говорю глупостей. Я просто молчу больше него на сессиях, поэтому сморозить глупость у меня меньше шансов в разы :)

И это ещё один важный момент, что включает в себя безоценочное восприятие. И чем отличается способ общения психиатра от психотерапевтического. Я за психиатрию говорить не берусь, это всё-таки не мой профиль.

Психоаналитик должен работать очень специфическим способом. Так, что бы психическая активность анализанта преобладала в кабинете. То есть мысли и фантазии у него должны течь рекой и аналитику не нужно их разделять на плохие\хорошие, умные\глупые. Иначе он своими руками начнёт лепить совсем другое, не то, что собирался создать анализант.
В психотерапевтическом процессе очень большой акцент ставится на волю анализанта. Нет цели его поправлять и указывать. Не стоит задачи, разобраться что ему делать и как решать проблему. Важно отследить, КАК он думает, какие узоры его психика создаёт. Через них психоаналитическая пара будет способна понять особенность восприятия анализанта и предоставить ему это понимание.
А если я буду активно думать над решением проблемы анализанта, предоставлять ему различные варианты и техники для решения, с чьей психикой мы больше работаем – с моей или его?

И вот сейчас я подумала, а не задал бы анализант свой «глупый» вопрос, смогла бы я подумать всё это без него? Эти мысли не озарение для меня, но так подробно и именно такими словами я не думала об этом никогда.

2 0 ER 0.1334
Крик помощи! 🆘Услышьте мольбу матери, которая борется за жизнь ребёнка. Никто не застрахован от такой ситуации

🆘❗Ребёнку нужна помощь❗🆘🙏🏻
Это не просто связка слов... За этим предложением скрывается столько БОЛИ и СЛЁЗ, что трудно измерить словами... Очень тяжело просить о помощи, очень больно осознавать, что только от доброты других людей зависит какая будет жизнь у твоего ребенка... Каждая копеечка вселяет в сердце матери надежду, что её кроха будет ЗДОРОВА.

В дом нашей знакомой семьи   пришла беда! На днях, в её жизни произошла ТРОГИЧЕСКАЯ жизненная ситуация! Помощи как такого ждать оказалось не от куда. Поэтому, всеми силами, мы пытаемся помочь распространить этот пост, в надеждах, мы молимся и надеемся, что нас услышат и поддержат добрые сердца!

30 июля у Лены сгорел дом ( на момент возникновения пожара в доме находилось два человека ( Лена и её маленькая дочь) Случилось это ночью, по всей видимости от замыкания проводки
Они получили ожоги, когда спасались от огня, охватившего их дом.
У малышке 68% ожогов
врачи борятся за её жизнь!
Сама Лена, так же находится под наблюдением врачей, тоже с не малым колличеством ожогов. Но состояние её ни как не улучшается из за всего случившегося, её несколько раз приводили в чувства. Естественно находясь в страхе, за жизнь своего маленького 2- x летнего ребёнка! К которому даже не пускают врачи.
ДРУЗЬЯ, будьте милосердны! Помогите!
НУЖНА дорогостоящая операция малышке! Пересадка кожи, НЕКРОТОМИЯ. А также дорогостоящие средства для обработки ран!
С этим злосчастным пожаром, в считанные секунды человек потерял все!
Для тех кто готов поддержать горе матери, и спасти её единственную дочь. Мы указали её карту сбербанка, для оказания помощи:
5228 6005 5850 2128
НА имя : Елена Александровна Л.

Большое Спасибо всем, кто не прошел мимо чужой беды! Спасибо каждому доброму сердечку за помощь и поддержку храни вас Бог!!!🙏🏻🙏🏻

0 0 ER 0.0101