Статистика ВК сообщества "Правое полушарие Интроверта"

0+
Видео-саммари, которые заменят годы в университете и сотни книг 🎓

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Как понять, что ваш партнер — абьюзер?

Начиная новые отношения, трудно сразу понять, какой ваш партнер на самом деле и будете ли вы счастливы с ним. Как определить, что между вами что-то пошло не так? Обратите внимание на тревожные звоночки, которые могут говорить об абьюзе.

#интроверт_психология #правоеполушариеинтроверта #абьюз

133 12 ER 0.6226
Розыгрыш билетов на VK Fest 2022!

В этом году мы стали участниками VK Fest 2022 и 23–24 июля будем в Парке 300-летия Санкт-Петербурга!

Мы поможем провести время на фестивале не только интересно, но и полезно.

У вас есть уникальный шанс присоединиться к нам и попасть на VK Fest совершенно бесплатно! Для этого нужно проявить всю свою креативность и победить в конкурсе 😎

Условия конкурса:
1. Сделать репост этого поста себе на страницу
2. Написать в комментариях, с каким персонажем кино или сериалов вы бы пошли на VK Fest и почему 😉
3. Дождаться 19.07, когда мы подведем итоги

Мы разыгрываем 2 билета на 1 день! Поэтому победителями станут авторы двух самых оригинальных комментариев.

56 96 ER 0.5788
Почему Библия — основа всех сюжетов европейской литературы?

Когда речь заходит о ключевых текстах, ставших основой европейской литературы, с одной стороны, называют античных авторов, с другой — Библию и многочисленные апокрифические тексты, так или иначе относящиеся к ней. Однако для многих читателей не так уж очевидно, как библейские сюжеты помогают понять литературные произведения. #АвторКириллСивков

Какую роль сыграла Библия в формировании европейской литературы, как именно художественный текст взаимодействует с евангельским и зачем читать книгу, написанную на заре формирования нашей цивилизации? В этом мы и попробуем сегодня разобраться.

📍С чего все начиналось?

У ученых нет единого мнения о том, кем и когда написана Библия. Ясно одно: она формировалась одновременно с другими религиозными и мифологическими текстами. Об этом говорят повторяющиеся, или бродячие, сюжеты, которые встречаются в разных культурах, несмотря на их территориальную оторванность друг от друга. Вспомните, например, популярный сюжет о Всемирном потопе.

Но когда именно появились первые литературные переработки Священного Писания? Наиболее ранний дошедший до нас случай зафиксирован во II в. до н. э. в драме «Исход» иудейского автора Иезекииля, и подобных адаптаций известно много.

Общественно-политический фактор стал главным в колоссальном влиянии Библии на культуру. Христианство пропагандировалось в Европе на протяжении нескольких столетий. Вся культура Средневековья была построена на толковании Библии. Обширная религиозная схоластика и догматы привели в итоге к Возрождению и Просвещению, в рамках которых взгляды на христианство были переосмыслены.

Со временем литература приобретала все более светский характер, но и до сих пор вопрос о том, как быть с авторами, которые вторгаются на территорию церкви и вольно интерпретируют сюжеты Библии, является одним из самых острых.

📍Светская и духовная литература

Всю литературу, которая так или иначе связана с Писанием, в современном мире разделяют на светскую и духовную. Вспомните, например, роман Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором московские главы переплетены с ершалаимскими. Многие до сих пор считают, что писатель изобразил Иешуа и Пилата неверно.

Но не стоит забывать, что это художественный текст, и он не обязан дословно следовать содержанию Евангелия. Автор имеет право на собственное прочтение, тем более что аллегорический текст Библии это допускает. Например, в привычном тексте «Фауста» Гете читатель с первых страниц встречает непривычный образ бога, скучающего в раю среди своих непорочных благостных ангелов. Когда приходит Мефистофель, бог искренне ему рад, так как тот способен развеять его скуку. В «Книге Иова» присутствует подобный эпизод, но он лишен той вольности, которая есть у Гете.

Духовная же литература, напротив, направлена на то, чтобы в рамках конфессии верно изложить содержание Библии. И здесь важно отметить, что даже в духовной и научной литературе бывают разночтения. Неслучайно в 1993 г. в Ватикане Папская библейская комиссия издает «Инструкцию по толкованию Библии в Церкви», в которой подтверждает право на свободу интерпретаций.

📍Свобода интерпретаций

Еще одна значимая черта Библии, которая делает ее настолько популярной в литературе, — универсальность ее сюжетов: например, изгнание Адама и Евы из рая, братоубийство в притче о Каине и Авеле, притча о блудном сыне и т. д. Каждый из этих сюжетов многократно и успешно цитировался и интерпретировался писателями разных стран и эпох. И это неудивительно, т. к. речь здесь идет о вечных конфликтах, актуальных во все времена.

Но литераторов интересуют в Библии не только сюжеты и мотивы, но и герои. Можно заметить, что у них практически нет портретных характеристик. Так на уровне создания образа персонажа для писателя тоже открывается простор для фантазии. К примеру, мы практически ничего не знаем о внешности Понтия Пилата или Иуды. Для евангелистов это неважно, а в художественном тексте становится значимым средством выражения. Например, в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» главный герой описывается достаточно подробно, и портрет дополняет и раскрывает его образ.

Еще одной причиной универсальности Библии становится тот язык, которым она написана. Это поэтический, ритмизованный текст; основой его являются притчи, которые нельзя трактовать однозначно. Именно поэтому библейские сюжеты рождают столько противоречий и художественных интерпретаций.

Например, в стихотворении Гюго «Совесть» мы можем увидеть развитие библейской притчи о Каине и Авеле. У Гюго этот сюжет драматически заострен. Где бы ни оказался герой стихотворения, наказанный за убийство брата, он везде чувствует карающий неусыпный взгляд бога.

📍Новый Завет

Центральным в культуре становится библейский сюжет о Христе. Это неудивительно: его образ предельно человечен и трагичен. Явление Христа — это благая весть об искуплении грехов. Если ветхозаветный бог карает людей за прегрешения и представляет собой некую иррациональную, жестокую и непостижимую силу, то Новый Завет говорит о том, что каждый может быть прощен.

Однако образ Христа ассоциируют не только со всепрощением. В XX веке в литературе становится значимой тема равнодушного и злого рока, когда человек изначально виноват, но не знает в чем и перед кем. Человек оставлен, и именно мотив покинутости воплощается в фигуре Иисуса. Очень ярко эти мотивы чувствуются в романе «Процесс» Кафки, где непонятно, за что казнят главного героя.

📍Новейшие заветы

В современной культуре появляются все новые и новые «заветы». В них переосмысляется сама концепция религии: мироустройство и высшие силы представляются не такими, как мы привыкли. Так, в «Догме» Кевина Смита бог оказывается женщиной, в «Новейшем завете» Жако Ван Дормаля — злым гением, ненавидящим людей, а в сериале «Люцифер» по мотивам серии комиксов Нила Геймана и Сэма Кейта главным героем и вовсе становится падший ангел. В первом сезоне сериала «Чудотворцы» бог тщеславен, ленив и не очень способен, а Земля, которую он сотворил, видится странной: она замерзла снизу и сверху, а небо меняет цвет. Людям приходится спасать этот мир самим, ведь на бога надеяться нельзя. В современных интерпретациях Библии в центре оказывается человек и его земная, а не загробная жизнь.

Таким образом, библейский текст даже сегодня не перестает оставаться актуальным. Правда, если раньше авторы старались осмыслить его модернистски, то есть найти новые способы постижения поступков и мотивов библейских персонажей, то сегодняшний взгляд на Библию можно в полной мере назвать постмодернистским: сюжеты начинают причудливо переплетаться, а разные религиозные доктрины внедряются друг в друга.

💬 А как вы относитесь к современным интерпретациям Библии? В каких еще фильмах или книгах встречали отсылки к ней?

✨✨✨
Мы подготовили для вас чек-лист по самым популярным сюжетам из Библии. Чтобы получить чек-лист, пишите кодовое слово БИБЛИЯ в сообщения сообщества 👉🏻 vk.me/artforintrovert

#интроверт_литература #правоеполушариеинтроверта #библия

48 5 ER 0.3991
Трансляция лекции «Почему мы понимаем экзистенциализм неправильно?» в библиотеке Маяковского

30 15 ER 0.3546
Дарим подборку книг о Петербурге и две авторские прогулки от нас!

Совместно с издательством [club28648244|«Бомбора»] разыгрываем три книги о городе:

— «За фасадом: 25 писем о Петербурге и его жителях»: 25 пять увлекательных историй о питерских домах и их обитателях от интернет-издания «Бумага»;
— «Прогулки по неизвестному Петербургу»: нестандартный путеводитель с атмосферными фотографиями, интересными фактами и картами с подсказками.
— «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями»
Героями книги стали 25 петербургских зданий и люди, чьи имена с этими домами связаны. Журналист Юлия Галкина, блогер Максим Косьмин и фотограф Антон Акимов вместе прошлись по родному городу, собирая воспоминания жителей, старые фотографии и документы.

И, конечно, от себя мы подарим два билета на любую прогулку. Узнать тайны парадных, пройтись по местам Достоевского, исследовать Васильевский остров или разобраться в жизни богемы накануне революции. Какой выбрать маршрут — решать вам!

Что нужно сделать:

— Быть подписанным на [club156352321|нас] и [club28648244|«Бомбору»];
— Отметить в комментариях друга, с которым хотели бы отправиться на нашу прогулку;
— Дождаться подведения итогов через неделю, 9 августа.

Одного победителя выберем рандомно, итоги объявим в комментариях к посту. Удачи!

23 75 ER 0.5471
«Не служил – не мужик». Почему это вредный стереотип?

Мужчины постоянно сталкиваются с дискриминацией по принципу «не служил – не мужик», а служба в армии становится «знаком качества» и воспринимается как «школа жизни». Но так ли это? #АвторСофияМордвинкина

Давайте сегодня разберемся, почему убеждение, что мужчина обязательно должен служить в армии – это вредный стереотип, от которого нужно избавляться.

📍Откуда возник этот стереотип?
Со времен СССР существует установка, что служба в армии делает из парня «настоящего мужчину». В то время армия выполняла функцию социального лифта, т.к. те, кто прошли военную службу, получали привилегии при карьерном росте. Считалось, что служба воспитывает дисциплину и ответственность, которые необходимы взрослому мужчине. В армию не брали только тех, кто имел серьезные проблемы со здоровьем. В результате сложился стереотип, что если тебя не взяли в армию, то с тобой «что-то не так».

Убеждение, что мужчина должен соответствовать неким стандартам маскулинности, сохраняется и в наше время. Хотя в XXI в. армия не является обязательным условием для достижения успехов в карьере, существует множество сторонников позиции «каждый парень должен пройти армию» (понятно, что сейчас это принудительная обязанность, нас больше интересуют общественные установки).

📍Почему это неправильно?
Военная служба есть во многих странах, но каждое государство реализует ее по-своему. У нас используются директивные методы, направленные на перевоспитание и закалку характера. Но эта система основана на подавлении индивидуальных особенностей: желаний, воли и эмоций, что негативно сказывается на формировании личности (не будем забывать, что в армию призывают вчерашних школьников).

Не для всех парней пребывание в армии заканчивается благополучно. Многие не справляются с моральными и физическими нагрузками, замыкаются в себе и др. (не будем даже говорить про попытки самоубийства). После завершения службы таким людям требуется помощь психолога и время, чтобы прийти в себя. А большой процент отслуживших либо становятся склонны к алкоголизму, либо переносят агрессивные отношения, которые усвоили на службе, в семейную жизнь.

📍Влияние на личность
Процесс формирования личности – один из самых сложных и важных для каждого из нас. Считается, что формирование мужской идентичности происходит именно в армии, однако это не так. Индивидуальность формируется под влиянием многих внешних факторов, начиная с самого детства.

Безусловно, год, проведенный вдали от привычной среды и под строгим контролем, сказывается на каждом. Но одни возмужают и станут дисциплинированными, а других армия только сломает. Почему так происходит и от чего это зависит?

📍Врожденные особенности психики
Каждый человек рождается с определенным типом нервной системы – слабым или сильным. Первые, вне зависимости от пола, будут стрессоустойчивыми, импульсивными и высокоактивными как физически, так и психически. Такие люди с легкостью адаптируются к новым условиям жизни и легко справляются с армейскими условиями.

Вторые имеют противоположные качества характера: высокую утомляемость, тревожность, ранимость, склонность к неторопливой и монотонной деятельности. Как правило, такие люди очень привязаны к своим близким и дому, поэтому принудительная разлука с привычным миром будет для них мучительной. А строгие методы «перевоспитания» лишь деструктивно скажутся на личности. Такие люди не «возмужают», а лишь заработают психологические травмы. Тип нервной системы изменить невозможно, поэтому после армии у них может развиться ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессия или тревожное расстройство.

📍Личностные особенности
Наш характер – сочетание врожденных особенностей нервной системы, черт личности, а также паттернов поведения, жизненных сценариев и др. Поэтому индивидуальные качества молодого человека могут как соответствовать общим представлениям о мужественности,  так и идти с ними вразрез.

Людям, которые стремятся к дисциплине, иерархии и любят во всем порядок, армейские условия подойдут (например, это представители эпилептоидного типа личности). Военная служба предполагает, что все сферы жизни находятся под постоянным контролем. Многих подобная ситуация полностью устраивает.

Но для свободолюбивого, творческого и чувствительного человека условия жесткой дисциплины будут невыносимыми. Кроме того, полученные психотравмы окажут влияние не только на самого человека, но и на его окружение. Он может перенять доминирующую модель поведения, которая свойственна военным, и перенести ее в личную и семейную жизнь.

📍Гендерная социализация
«Мальчик должен быть сильным», «ты будущий защитник», «мальчики не плачут» – это лишь малая часть установок, которые мы впитываем с детства. Запрет на эмоции и проявления слабости сильно влияет на мировоззрение.

Неудивительно, что мужчины живут меньше женщин, ведь забота о своем здоровье, умение справляться со стрессом, анализ своих чувств и эмоций – все это «под запретом» в традиционной системе мужских ценностей.

В мужской социализации армия является местом, где мужчина доказывает свою маскулинность и усваивает ряд шаблонов поведения, которые воспринимаются как мужские.

Но стереотип об обязательной маскулинности мужчин и феминности женщин в современном мире уже давно признан деструктивным. Мужчина не обязан быть защитником и добытчиком, а женщина – хранительницей очага. Сейчас мы понимаем, что у социальных ролей и эмоций нет гендера. Каждый человек может быть кем захочет и вести себя как захочет. Главное – помнить, что подавление эмоций и желаний, а также стремление соответствовать чужим ожиданиям не сделает никого счастливыми.

💬А как вы считаете, нужна ли в нашей стране обязательная воинская повинность?

____________

Как мы показали, армия подходит далеко не всем типам личности. Однако есть те, кто чувствуют себя там довольно комфортно: например, люди с эпилептоидным типом. Хотите научиться разбираться в этом?

👉🏼София рекомендует курс Екатерины Оксанен «Клиническая психология».

#интроверт_психология #правоеполушариеинтроверта #лекциипопсихологии #лекцииспб #лекциионлайн

28 42 ER 0.4581
Почему буддизм сейчас так популярен на Западе?

Сейчас на Западе невероятно популярны всевозможные восточные практики: многие едут за просветлением в Индию, начинают заниматься йогой, учатся медитировать. Часть этого тренда – увлечение буддизмом, одной из древнейших восточных религий.

Складывается ощущение, что европейцы загнали себя в тупик, и теперь мы отчаянно пытаемся научиться относиться к миру и к себе по-новому, и буддизм, так не похожий на привычное нам христианство, помогает обрести другой взгляд на мир.

В чем причина его популярности? Почему именно в нем многие находят ответы на свои вопросы? Давайте разберем ключевые особенности буддизма и сопоставим их с европейским мировоззрением.

🎈 Сущность или процесс?

Буддизм в корне отличается от всего того, что мы знаем с детства, и позволяет по-другому взглянуть на мир. Его ключевая идея – преходящий характер всех явлений и состояний. В мире нет ничего постоянного, абсолютного, вневременного, кроме самого закона уничтожения и возрождения: множество миров, населяющих Сансару, появляются и умирают, и это постоянный процесс. #АвторНикитаДобряков

Сансара —  это мир страданий, в котором находятся все существа. В свою очередь он делится на миры, в каждом из которых обитают свои формы жизни. Человек тоже находится в бесконечном цикле перерождений, как и любое другое существо Сансары.

Эту внутреннюю интуицию буддизма мы видим и в традиционных формах религиозного искусства: оно предполагает собственную смерть. У буддистских монахов даже есть целый обряд для уничтожения прекрасного: сначала они создают большой структурированный узор из мелкого толченого камня, затем выносят его на улицу и ждут, пока ветер развеет рисунок. Это закон перерождения.

А европейское мышление всегда ищет что-то постоянное, будь то Душа, Мир или Бог.

🎈 Бог – творец или часть мира?
Буддизм — единственная из религий, в которой Бог не является создателем мира. У буддистов в принципе другое отношение к миру и богам.

Мир не является вечным, он появляется и уничтожается.
Бог — такая же часть Сансары, как человек. Боги в буддизме тоже страдают, умирают и рождаются.

И важное уточнение: Будда не Бог. Он просветленный, который ушел в паринирвану – окончательную нирвану. Подобных ему неисчислимое множество, он не является единственным. Интересно, что к Будде нельзя обратиться, как к христианскому богу, или поведать ему о своих просьбах, ведь он ушел из мира страдания, и доступа к нему у нас нет.

🎈 Избавиться от страданий или следовать им?
Самое важное для буддистов —  освобождение от страданий. Это нужно, чтобы выйти из Сансары в Нирвану. И это прямо противоположно тому, чего хочет европейское сознание.

Давайте разберемся, что значит «избавление от страданий»? Это исчезновение любой связи с миром: чувственной, умозрительной, интеллектуальной. Ведь страдание – это вовлеченность в мир Сансары, которая выражается в том, что мы чувственно находимся не только в этом мире, но и в работе нашего сознания. Ведь когда мы думаем о мире, то уже связаны с ним. Отсюда берут начало буддистские практики медитации и очищения сознания. Их цель —  уничтожить все связи с миром, то есть избавиться от страданий.

🎈 Почему нам так сложно понять буддизм?
Европейский дух —  это дух ищущий и познающий. Давайте вспомним главных героев нашей культуры: это Одиссей, Фауст, Данте. Европейцы всегда стремятся к познанию и пониманию мира, без этого они не видят смысла жизни. Буддизм же стремится полностью избавиться от этого мира. Ему с ним уже все понятно, и ничего никогда не изменится. Это ключевое различие двух культур.

Можем, поэтому нам так интересен буддизм? Потому что он дает новый, противоположный взгляд на привычное устройство мира.

🎈Почему буддизм так популярен?

а) Альтернатива христианству
Историю Европы невозможно представить вне христианства. За тысячелетия эта религия прошла путь от гонений римских центурионов и расцвета во время Высокого Средневековья до постепенного заката в XIX—XX вв.

Европейский человек устал от христианства и его символов, которые стали частью массовой культуры и утратили сакральное значение. Буддизм же все еще обладает магией нового знания, его истины не успели надоесть, поэтому они продолжают будоражить наши умы.

б) Акцент на самопознание
Буддизм выделяется среди других религий системой техник, направленных на решение психологических проблем. Многие люди ищут равновесия и покоя, отвлечения от наболевших проблем и неприятностей. В последнее время можно наблюдать значительное усиление интереса к буддизму именно как к системе, которая дает практические плоды уже в этой жизни, «здесь и сейчас».

Поэтому буддизм позволяет снять высокую степень психологического напряжения, от которого страдает западный человек.

в) Близость к науке
У буддистов особый, близкий к науке тип восприятия мира, при котором ничто не отдается на откуп «вере» и который требует доказательств с помощью личных практик. Такая категория, как «вера», отсутствует среди духовных совершенств и восьми ступеней буддийского Пути.

г) Высокая степень толерантности
Классические европейские религии возникали в ожесточенной борьбе с другими конфессиями. Буддизм с самого начала отличался высокой толерантностью по отношению к другим верованиям. Это делает его невероятно актуальным в современном мире.

Миролюбие буддизма стало особенно актуальным в век, когда общество старается искоренить хотя бы часть своих принципиальных конфликтов на расовой, национальной и гендерной почве.

Лучше всего это сформулировал Далай-лама XIV: «Все многообразие религий мира нужно для того, чтобы обогатить человеческий опыт и мировую цивилизацию. Ум человеческий, многообразный по своей широте и склонностям, требует и разных подходов к миру и счастью... Человечеству нужны все религии мира, отвечающие образу жизни, различным духовным потребностям и унаследованным национальным традициям отдельных людей».

Отсутствие претензии на исключительность, открытость к диалогу, ненавязчивость собственного учения, практическая польза в решении насущных проблем — вот ключевые особенности буддизма, которые позволили ему стать актуальным в XX–XXI вв.

Буддизм отвечает на запросы современного человека и предлагает путь самопостижения, альтернативный христианству, чем и привлекает миллионы людей.

💬А как вам кажется, почему сейчас так популярны восточные практики? Изучали ли вы какие-либо из них?)

👇🏻👇🏻👇🏻
Изучение разных религий позволяет лучше понять другие культуры: так, без понимания христианства нельзя изучать европейское искусство, а без представления о синтоизме – творчество Миядзаки.

Научитесь разбираться в основах ключевых религий на курсе «История религий: от язычества до христианства»:

– 12 часов лекций
– Онлайн в любое время
– Доступ навсегда
– Диплом по окончании курса

Подробнее о курсе: vk.cc/c4pkCW

25 6 ER 0.2811
Алан, Лиза и Катя вспомнили, что им не нравилось в школьной программе по литературе, и обсудили, что бы они в ней изменили.

16 6 ER 0.1822
Почему не стоит ходить на мультимедийные выставки?

Мультимедийные выставки по типу «Ожившие полотна Ван Гога, Сальвадора Дали, Иеронима Босха и др.» всегда пользуются популярностью. На них постоянно много посетителей, которые хотят увидеть запоминающееся зрелище. #АвторАленаРепина

Увеличенные во множество раз произведения искусства, двигающиеся под музыку благодаря компьютерной графике, производят на зрителей более сильное впечатление, чем статичные картины в музеях. Но можно ли оценить творчество художника, не видя оригиналов? Несут ли они образовательную функцию? И нужно ли ходить на выставки таких «репродукций»? Об этом мы и поговорим сегодня.

📌С чего всё началось?

Мультимедийные технологии европейские и американские музеи начали использовать еще в 90-х гг., однако споры вокруг них не утихают до сих пор: может ли мультимедийная выставка передать замысел художника, или же она служит любопытным развлечением, не несущим никакой ценности?

Первой мультимедийной выставкой в России стала экспозиция «Ван Гог. Ожившие полотна», которая открылась в 2014 г. в московском центре дизайна ARTPLAY. Важно отметить, что это не оригинальный проект: российский бизнесмен Олег Маринин купил эту выставку у австралийской компании Grand Exhibition. Однако сам формат был придуман не австралийцами, а во Франции, где с 2012 г. работает проект Carrières de Lumières, где показывают «ожившие полотна». Олег Маринин не был уверен в успехе мероприятия, но решил рискнуть, и результат превзошел все ожидания.

Сразу же после открытия эта выставка стала настоящим хитом и побила все рекорды посещаемости. В Москве ее посетили 200 тыс. человек, а в Санкт-Петербурге – 150 тыс. Конечно, после такого успеха новые проекты были только вопросом времени, и одна за другой стали открываться аналогичные экспозиции. Сальвадор Дали, Иероним Босх, Питер Брейгель и другие известные живописцы были оцифрованы и драматично показаны с многократным увеличением и под музыку в сопровождении закадрового голоса.

Я была на первой выставке в ARTPLAY и помню, что, выйдя с выставки, осталась в недоумении. Безусловно, в такой ситуации есть возможность рассмотреть мельчайшие детали работ (ведь они увеличены более чем в 100 раз) и преодолеть границы рамы, которая обычно отделяет нас от мира, скрытого в полотне. Тем не менее у меня сложилось впечатление, что такие выставки точно не помогут составить мнение о творчестве художника.

📌Проблема таких выставок

Когда вы приходите на мультимедийные выставки, то получаете совершенно неверное впечатление о произведениях художника. Вам непонятен размер, настоящий цвет и композиция картины. Представление, внутри которого вы оказываетесь, производит большое впечатление из-за яркости красок, музыки и иллюзии погружения, но вряд ли после такой выставки вы направитесь в Эрмитаж или Пушкинский музей, чтобы познакомиться с оригиналами. А даже если направитесь, то увиденное там вряд ли вас впечатлит. Оригинал будет уже не важен, ведь мультимедиа и современные технологии действуют на зрителя наподобие голливудского блокбастера: вызывают яркие эмоции, захватывают динамикой и зрелищностью.

Техническая воспроизводимость является одним из главных вопросов искусства ХХ века. Еще в 1936 г. Вальтер Беньямин опубликовал знаменитое эссе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости», где обозначил проблему влияния развития технологий на восприятие искусства. В эссе он пишет о своеобразной «ауре» оригинала, которая полностью теряется, если судить о работе по репродукции.

Несмотря на то что репродукции часто превосходят подлинники по зрелищности, вы теряете важные впечатления от картины, не можете оценить размер, цвет, расположение на экспозиции, мазок и пр. Замечали, что выставки классического искусства всегда привлекают намного меньше людей? Дело в том, что мы уже привыкли смотреть на мир через экран смартфона, фотографии и ленту новостей в Instagram, и статичные двухмерные изображения больше не вызывают сильных переживаний.

📌Реклама и маркетинг

В рамках т.н. «ситуативного маркетинга» в 2016 г. вышла песня «Экспонат» группы «Ленинград». Помните строчки, которые все напевали? «Водил меня Серёга на выставку Ван Гога, на выставке Ван Гога я главный экспонат». Обратите внимание, что в этой песне речь идёт именно о мультимедийной экспозиции. Других выставок художника в это время в России не было, и сложно представить, что пара из песни ходила смотреть оригиналы в Пушкинский музей или Главный Штаб (где их не очень-то много). Как только произошла эта «коллаборация», ее сразу стали использовать в рекламных целях. Выставку можно было посетить ночью и насладиться коктейлями, просматривая цифровое представление, которое тут же продлили.

Посещаемость подобных экспозиций до сих пор остаётся на уровне 2014 г. Например, на схожей экспозиции «Босх. Профессор кошмаров», которая проходила в начале 2021 г., также не было отбоя от посетителей. Но в случае с Босхом, который не представлен в российских музеях, это обоснованно, т.к.это фактически единственная возможность рассмотреть полотна живописца, не приезжая в Голландию или Испанию.

📌Зачем ходить на такие выставки?

При всей привлекательности и яркости «оживших полотен» их недостатки абсолютно очевидны. Не стоит воспринимать мультимедийные выставки как шанс прикоснуться к искусству. Они могут дать вам возможность рассмотреть детали, особенно если к оригиналу обычно выстраивается очередь, но настоящего «контакта с оригиналом» и с творчеством художника здесь не случится.

В отрыве от оригиналов подобные выставки – это только развлечение. Одно в них хорошо: они популяризируют искусство, и кто знает, может, некоторых посетителей это сподвигнет лучше изучить художника и захотеть увидеть оригинал? К тому же они отлично воспринимаются детьми, которые зевают в обычных музеях.

🗯А вы посещаете мультимедийные выставки? Что бы вы выбрали: посмотреть оригиналы или репродукции, которые можно разглядеть во всех подробностях?

👇🏻👇🏻👇🏻
Новые технологии в искусстве – довольно привычное явление. Но некоторые художники используют их в качестве художественного приема и добиваются невероятного эффекта. Так, сейчас в Москве проходит выставка классика видеоарта Билла Виолы. Как это все понимать?

Научим на курсе «Современное искусство: от Пикассо до Бэнкси»!

#интроверт_искусство #правоеполушариеинтроверта #лекциипоискусству #лекциионлайн

23 8 ER 0.2960
Чак Паланик: провокация или настоящая литература?

Когда заходит речь о Чаке Паланике, то люди делятся на две категории: одни пребывают в восторге, у других же его произведения вызывают отторжение. Как бы то ни было, но проигнорировать этого автора при рассмотрении современного литературного процесса совершенно невозможно. #АвторКириллСивков

У большинства читателей интерес к Паланику возник после просмотра экранизации его романа «Бойцовский клуб» от Дэвида Финчера. Несмотря на звездный состав, фильм провалился в прокате, однако он стал культовым после того, как вышел на DVD. После этого популярность пришла и к Чаку Паланику, чьи первые книги, хоть и получали положительные отзывы, не пользовались большим успехом.

Качество текстов Чака Паланика до сих пор остается спорной темой. Давайте попробуем разобраться в феномене его популярности, а точнее в том, что же представляет собой творчество Паланика: провокацию или настоящую литературу?

📍Жизненный опыт как основа для книг
Основными героями Паланика являются люди, отчужденные от общества по массе причин: наркомания, алкоголизм, сексоголизм, насилие, смертельное заболевание. Читателю может показаться, что автор специально повышает градус жестокости мира, однако у этого подхода к описанию действительности есть некоторые основания. Это жизнь самого Паланика.

Еще до начала своей карьеры писатель был волонтером в приюте для бездомных, работал в хосписе, но есть еще один интересный факт: его отец был убит и сожжен вместе с любовницей. А совершил этот чудовищный поступок ее бывший муж, отсидевший в тюрьме за домашнее насилие. Это событие глубоко травмировало Паланика и стало основой для его романа «Колыбельная». Однако это не единственная страшная страница в истории семьи писателя: его дед по отцовской линии застрелил жену, а затем себя.

Таким образом, мы понимаем, что, несмотря на кажущуюся надуманность происходящих событий, они имеют биографическую основу. Однако нужно сразу оговориться, что художественное произведение – это вымысел, и Паланик не стесняется сдабривать свои книги самыми грязными подробностями. Парадоксально, что при этом главные темы, которые мы находим в его текстах, – это добро, самосовершенствование и любовь.

📍История успеха и стиль
Паланик начал писать довольно поздно – в 35 лет. Первая книга, которую он собрался опубликовать, разочаровала его самого. Вторая, которая носит название «Невидимки», не понравилась издателю, посчитавшему ее слишком возмутительной (однако она все-таки будет опубликована позднее). А вот третья – «Бойцовский клуб» – была принята к печати и стала знаменита на весь мир после экранизации Дэвида Финчера.

Стиль Паланика – это результат скрупулезной работы над текстом. Может показаться, что написать текст, который не изобилует образностью, метафоричностью, сложными философскими размышлениями, – это простая задача, но на самом деле это не так. Все тексты Паланика – это произведения, детально проработанные на композиционном, сюжетном и языковом уровнях.

Писатель и сам понимает, что работа над текстом – дело нелегкое, поэтому регулярно дает мастер-классы и публикует статьи. Для Паланика значим его опыт работы журналистом. Он признается, что регулярно пользуется техниками журналистов, потому что это беспроигрышный способ завладеть мыслями читателя. Паланик говорит, что необходимо писать кратко и информативно, показывать, что происходит, а не высказывать свои суждения по поводу происходящего.

Такой способ повествования воздействует на читателей так же, как сериал. Именно этого эффекта и хочет добиться автор, который заявляет, что цель современной литературы – это массовость. По его мнению, среди всего бесконечного потока информации человек должен выбирать именно литературу.

Еще одним способом воздействия является реалистичность описываемых событий. Когда начинаешь читать Паланика, то буквально физически ощущаешь происходящее. Например, открыв книгу «Бойцовский клуб», можно сразу почувствовать ее колорит: «Я ощупываю языком отверстия в глушителе пистолета. Эти отверстия мы просверлили сами. Шум выстрела производят, во-первых, пороховые газы, а во-вторых – пуля, когда пересекает звуковой барьер».

Физиологичность описаний может вызывать чувство, близкое к тошноте, однако, даже несмотря на это, Паланика хочется читать. Все дело в том, что он обладает удивительным чувством меры: знает, когда стоит остановиться и когда трагические интонации нужно сдобрить иронией. Это создает необходимый баланс.

Еще одним приемом является сгущение красок (гиперболизация действительности). Благодаря этому приему персонажи и события становятся более выпуклыми. Возьмем, к примеру роман  «Удушье». Только представьте: главный герой – сексоголик, работающий «историческим персонажем» в тематическом парке, который в свободное время имитирует приступы удушья, чтобы получать деньги и письма от своих «спасителей» и оплачивать пребывание матери в лечебнице для душевнобольных. И это только часть того, что создает ощущение тотального абсурда жизни, которое пронизывает всю книгу.

Еще один постоянный прием Паланика – это рефрены (т.е. повторы). Во-первых, это помогает вызвать у читателя сопереживание. Во-вторых, этот прием позволяет изобразить движение жизни, ее изменчивость или статичность. В качестве примера приведем фрагмент из романа «Невидимки», в котором показана жизнь модели (согласитесь, исчерпывающе):

👇🏻
– Покажи мне страсть, детка! – кричит фотограф. Вспышка. Покажи мне злобу! Вспышка. Покажи мне отрешённость, внутреннее опустошение экзистенциалиста. Вспышка.
👆🏻

Паланик действительно ничего не делает зря. Все его слова взвешенны, а композиция продуманна. Он точно знает, какого эффекта хочет добиться и какую реакцию должен вызвать его текст. Но при всей кажущейся манипулятивности подобного письма автор оставляет читателя наедине с самим собой, т.к. не дает ему никаких ответов. Нам самим предстоит догадаться, в чем состоит основной конфликт и что примерно испытывает персонаж. Поэтому догадки могут быть совершенно полярными.

Более того, он часто использует прием ненадежного рассказчика, который вводит читателя в заблуждение. Наиболее ярко это прослеживается в «Бойцовском клубе», что, собственно, и позволяет создать шокирующий поворот сюжета.

Из-за всего вышеперечисленного произведения Паланика зачастую трактуются неправильно. Люди видят в них только непристойные подробности и насилие. Любование болью. На самом деле во всех своих книгах писатель говорит о том, что у человека, как бы низко он ни пал, всегда есть возможность подняться и найти, пускай и не великие, но значимые смыслы жить.

Через удушающее одиночество героев Паланика всегда проступает надежда, но эта надежда не всегда оправдывает себя. Впрочем, в жизни мы видим то же самое.

Таким образом, мы имеем дело с профессиональным писателем, который пытается отразить современность и показать жизнь человека с разных сторон, пусть даже самых неприглядных.

Но никто же не будет отрицать, что если попытаться честно взглянуть на реальность, на все ее противоречия и ужасы (болезни, смерти, зависимости), то перед нами предстанет не очень воодушевляющая картина мира. Не каждый человек решится облечь ее в слова. Чак Паланик сделал это за всех нас. И сделал виртуозно.

💬А что вы думаете о Паланике: он провокатор или все-таки важный писатель современности?

📚📚📚
В этом тексте мы рассказали, как работают произведения Чака Паланика. А чтобы разбираться в особенностях стиля важнейших европейских писателей, рекомендуем видеокурс «Европейская литература».

После этого курса вы поймете, почему байронический герой не мог появиться до XIX века, как в литературу проник реализм и какими средствами авторы создают абсурдную атмосферу происходящего.

#интроверт_литература #правоеполушариеинтроверта #лекциионлайн #чакпаланик

17 0 ER 0.2443