Статистика ВК сообщества "Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой"
Делюсь с педагогами и родителями уникальным опытом преподавания русского языка.
Количество постов 875
Частота постов 35 часов 11 минут
ER
51.40
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Друзья, большая просьба ставить лайки или комментировать, чтобы полезный материал увидело как можно больше людей. Спасибо.
Каждый год составляю списки книг, которые не взрослые детям рекомендуют, а сами дети - своим сверстникам. В этот раз попросила родителей указывать возраст ребёнка-читателя, и получились списки по возрастам. Конечно, всё индивидуально: кто-то одну и ту же книгу может в 10 лет прочесть, а кто-то в 13... Но всё равно - ориентир.
КАК ПИСАТЬ ОТЗЫВ О КНИГЕ
Отзывы о книгах дети пишут в школе, потому что задают, пишут на конкурсы и просто так, потому что любят читать. Кто-то ведёт читательский дневник, потому что велели в школе, а кто-то – потому что есть потребность. Недавно получила вопрос: мама ученика спрашивала, как я отношусь к читательским дневникам. Хорошо отношусь, если это не из-под палки и не обязаловка, если ребёнок пишет его с удовольствием. Такой дневник полезен, потому что помогает научиться
- фиксировать главную информацию (автор, название книги, год создания, герои, основное содержание);
- формулировать вопросы читателя к автору;
- кратко аргументировать, чем понравилась или не понравилась книга;
- выписывать цитаты, которые читателя задели и т.д.
Отзыв о книге – это несколько иной жанр, и у него свои особенности, своя структура. Она не жёсткая, и всё же есть то, что, на мой взгляд, в отзыве должно быть обязательно. Первое и главное – в отзыве должен быть виден ЧИТАТЕЛЬ: то, как он прочёл текст, как провёл свой диалог с автором, что понял и почувствовал, с чем согласен и с чем нет.
Примерная структура отзыва о книге, как я её вижу:
I. Вступление.
Книги в нашей семье. Моё отношение к книгам (почему люблю или не люблю читать, какие книги нравятся больше всего). Мой отзыв будет о книге… (автор, название). Как эта книга ко мне попала (выбрал сам или вместе с кем-то в книжном, подарили, взял в библиотеке или у кого-то, была в домашней библиотеке и др.).
II. Основная часть.
1. О чём эта книга (основная тема и краткое содержание).
2. Герои книги (кто они, кто особенно понравился и не понравился, почему; вижу ли я себя или своих друзей в этих героях; с кем из них хотел бы дружить и почему).
3. Самый запоминающийся эпизод (краткое содержание и почему именно этот эпизод особенно запомнился).
4. Что я узнал об авторе из его книги: его отношение к людям, к жизни; что больше всего ценит и что не принимает в людях; что любит и что нет; что самое главное хотел сказать автор читателю. Несколько цитат из книги, которые говорят об авторе. Вопрос, который я бы хотел задать автору.
III. Заключение.
Что помогла мне понять и почувствовать эта книга. Что нового я узнал о самом себе. Буду ли перечитывать эту книгу и почему. Кому я посоветовал бы её прочитать.
Отзыв о книге в виде памятки и много других полезных памяток и алгоритмов - в сборнике. Обложка и страничка - в приложении к посту.
©Екатерина Бунеева
Отзывы о книгах дети пишут в школе, потому что задают, пишут на конкурсы и просто так, потому что любят читать. Кто-то ведёт читательский дневник, потому что велели в школе, а кто-то – потому что есть потребность. Недавно получила вопрос: мама ученика спрашивала, как я отношусь к читательским дневникам. Хорошо отношусь, если это не из-под палки и не обязаловка, если ребёнок пишет его с удовольствием. Такой дневник полезен, потому что помогает научиться
- фиксировать главную информацию (автор, название книги, год создания, герои, основное содержание);
- формулировать вопросы читателя к автору;
- кратко аргументировать, чем понравилась или не понравилась книга;
- выписывать цитаты, которые читателя задели и т.д.
Отзыв о книге – это несколько иной жанр, и у него свои особенности, своя структура. Она не жёсткая, и всё же есть то, что, на мой взгляд, в отзыве должно быть обязательно. Первое и главное – в отзыве должен быть виден ЧИТАТЕЛЬ: то, как он прочёл текст, как провёл свой диалог с автором, что понял и почувствовал, с чем согласен и с чем нет.
Примерная структура отзыва о книге, как я её вижу:
I. Вступление.
Книги в нашей семье. Моё отношение к книгам (почему люблю или не люблю читать, какие книги нравятся больше всего). Мой отзыв будет о книге… (автор, название). Как эта книга ко мне попала (выбрал сам или вместе с кем-то в книжном, подарили, взял в библиотеке или у кого-то, была в домашней библиотеке и др.).
II. Основная часть.
1. О чём эта книга (основная тема и краткое содержание).
2. Герои книги (кто они, кто особенно понравился и не понравился, почему; вижу ли я себя или своих друзей в этих героях; с кем из них хотел бы дружить и почему).
3. Самый запоминающийся эпизод (краткое содержание и почему именно этот эпизод особенно запомнился).
4. Что я узнал об авторе из его книги: его отношение к людям, к жизни; что больше всего ценит и что не принимает в людях; что любит и что нет; что самое главное хотел сказать автор читателю. Несколько цитат из книги, которые говорят об авторе. Вопрос, который я бы хотел задать автору.
III. Заключение.
Что помогла мне понять и почувствовать эта книга. Что нового я узнал о самом себе. Буду ли перечитывать эту книгу и почему. Кому я посоветовал бы её прочитать.
Отзыв о книге в виде памятки и много других полезных памяток и алгоритмов - в сборнике. Обложка и страничка - в приложении к посту.
©Екатерина Бунеева
Друзья, большая просьба: ставьте лайки, пожалуйста, чтобы публикацию увидели как можно больше людей, для которых она актуальна. Спасибо всем!
Продолжаю публикации из серии "Правила для всех". Большая просьба ставить лайки, если материал оказался полезным. Спасибо!
Впервые встретила в художественном тексте такое глубокое развитие темы нашего сообщества)) У Александра Чудакова (1938 – 2005) в романе «Ложится мгла на старые ступени», «последнем романе ушедшего века».
Из гл.8. «Гений орфографии Васька Восемьдесят Пять»:
«Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово «кирпич», он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: кердпич. Слово исчерчивалось красными чернилами, выводилось на доске. Васька всматривался, вытягивал шею, шевелил губами. А потом писал «керьпичь». Когда учительница поправляла: падежи не «костьвенные», а косвенные, Васька подозрительно хмурил брови, ибо твёрдо был уверен, что название это происходит от слова «кость». Написать правильно «чеснок» его нельзя было заставить никакими человеческими усилиями – другие, более мощные силы водили его пером и заставляли снова и снова догадливо вставлять лишнюю букву и предупредительно озвончать окончание: «честног». Все исключения, непроизносимые согласные, звонкие на месте произносимых глухих, безударные гласные – всё это бултыхалось в его голове, как вода в неполном бочонке, который везут по ухабам, и выплёскивалось с неожиданной силой.
В четвёртый класс измученная Клавдия Петровна перевела Ваську с переэкзаменовкой по русскому языку. (…) Надо было Ваську выручать. Мы стали писать с ним диктанты. Результат первого был ошеломляющим. В тексте из ста слов мой ученик сделал сто тридцать ошибок. Дед посоветовал, проработав их с Васькой, ту же диктовку повторить. Васька сделал сто сорок. Дед сказал, что за тридцать пять лет преподавания такого не видывал – даже в партшколе и на рабфаке. Мне тоже с тех пор приходилось читать разные тексты – заочников, слушателей ветеринарных курсов, китайцев, вьетнамцев, студентов с Берега Слоновой Кости, корейцев. Ничего похожего не было и близко. Думаю, и не будет. Васька был гений и как всякий гений был неповторим. Где, чья изощрённая фантазия додумалась бы до таких шедевров, как «пестмо», «педжаг», «зозтёжка»? Когда и кто ещё смог абрикос превратить в «аппрекоз»?
…Но прославился Василий не своей орфографией, с которою был знаком лишь узкий круг. Славу ему принесло художественное чтение стихов – его главная страсть. Он выступал на школьных олимпиадах и смотрах. На репетициях его поправляли, он соглашался. Но на сцене всё равно давал собственное творческое решение. Никто так гениально-бессмысленно не мог расчленить стихотворную строку. (…) Шедевром Васи было стихотворение «Смерть поэта»: «Погиб поэт-невольник! Честипал! Оклеветанный! – Вася, как Эрнст Тельман, выбрасывал вперёд кулак. – Молвой с свинцом!»
Дальнейшую интерпретацию текста за громовым хохотом и овацией разобрать было невозможно. Васька был гений звучащего стиха. Его пробовали исключать из списка участников очередной олимпиады. Но на совещании директоров школ-участниц завроно Крючков неизменно спрашивал директора нашей школы: «А этот, поэт-невольник, будет что-нибудь декламировать?» И Гагина срочно вписывали обратно».
Репродукция с картины: Иван Тихий «Экзамен», 1957 г.
Из гл.8. «Гений орфографии Васька Восемьдесят Пять»:
«Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово «кирпич», он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: кердпич. Слово исчерчивалось красными чернилами, выводилось на доске. Васька всматривался, вытягивал шею, шевелил губами. А потом писал «керьпичь». Когда учительница поправляла: падежи не «костьвенные», а косвенные, Васька подозрительно хмурил брови, ибо твёрдо был уверен, что название это происходит от слова «кость». Написать правильно «чеснок» его нельзя было заставить никакими человеческими усилиями – другие, более мощные силы водили его пером и заставляли снова и снова догадливо вставлять лишнюю букву и предупредительно озвончать окончание: «честног». Все исключения, непроизносимые согласные, звонкие на месте произносимых глухих, безударные гласные – всё это бултыхалось в его голове, как вода в неполном бочонке, который везут по ухабам, и выплёскивалось с неожиданной силой.
В четвёртый класс измученная Клавдия Петровна перевела Ваську с переэкзаменовкой по русскому языку. (…) Надо было Ваську выручать. Мы стали писать с ним диктанты. Результат первого был ошеломляющим. В тексте из ста слов мой ученик сделал сто тридцать ошибок. Дед посоветовал, проработав их с Васькой, ту же диктовку повторить. Васька сделал сто сорок. Дед сказал, что за тридцать пять лет преподавания такого не видывал – даже в партшколе и на рабфаке. Мне тоже с тех пор приходилось читать разные тексты – заочников, слушателей ветеринарных курсов, китайцев, вьетнамцев, студентов с Берега Слоновой Кости, корейцев. Ничего похожего не было и близко. Думаю, и не будет. Васька был гений и как всякий гений был неповторим. Где, чья изощрённая фантазия додумалась бы до таких шедевров, как «пестмо», «педжаг», «зозтёжка»? Когда и кто ещё смог абрикос превратить в «аппрекоз»?
…Но прославился Василий не своей орфографией, с которою был знаком лишь узкий круг. Славу ему принесло художественное чтение стихов – его главная страсть. Он выступал на школьных олимпиадах и смотрах. На репетициях его поправляли, он соглашался. Но на сцене всё равно давал собственное творческое решение. Никто так гениально-бессмысленно не мог расчленить стихотворную строку. (…) Шедевром Васи было стихотворение «Смерть поэта»: «Погиб поэт-невольник! Честипал! Оклеветанный! – Вася, как Эрнст Тельман, выбрасывал вперёд кулак. – Молвой с свинцом!»
Дальнейшую интерпретацию текста за громовым хохотом и овацией разобрать было невозможно. Васька был гений звучащего стиха. Его пробовали исключать из списка участников очередной олимпиады. Но на совещании директоров школ-участниц завроно Крючков неизменно спрашивал директора нашей школы: «А этот, поэт-невольник, будет что-нибудь декламировать?» И Гагина срочно вписывали обратно».
Репродукция с картины: Иван Тихий «Экзамен», 1957 г.
Новая книжка уже на нашем сайте: «Трудные случаи школьной орфографии и пунктуации», 5 – 9 классы. Для детей и взрослых». Это сборник моих публикаций из рубрики «Правила для всех», которые вы оценили (спасибо!), он дополнен и совершенно новыми, ещё не опубликованными материалами. Знаю, что многие этот сборник ждут, так что вот он. Ссылка на купить и скачать будет в комментарии, а в приложении, кроме обложки, можно посмотреть содержание и одну из новых страничек. По ссылке в комментарии можно и другие страницы посмотреть, и почитать комментарии для педагогов и родителей.
Хотела напомнить, что купить это и другие мои пособия можно только официально на сайте онлайн-школы, а потом зайти в личный кабинет и там скачать. У нас нет «менеджера по продажам из Москвы», который пишет в личку и просит переводить деньги на карту, если вам вдруг кто-то написал с таким предложением, это мошенник, будьте внимательны, пожалуйста)).
Хотела напомнить, что купить это и другие мои пособия можно только официально на сайте онлайн-школы, а потом зайти в личный кабинет и там скачать. У нас нет «менеджера по продажам из Москвы», который пишет в личку и просит переводить деньги на карту, если вам вдруг кто-то написал с таким предложением, это мошенник, будьте внимательны, пожалуйста)).
Пожалуйста, поставьте лайк, чтобы публикацию увидели как можно больше людей!
Что мы делаем, когда читаем книгу? Мы разговариваем со своим собеседником – автором текста. И чем этот диалог глубже, тем лучше мы понимаем прочитанное. Вот хорошо бы детей сразу учить так читать – ещё когда они только слушают книжки, а читаем им мы, взрослые. Хотя и в любом возрасте можно, если есть желание. Я знаю, как это сделать, могу научить и взрослых, и детей.
Для иллюстрации – одно небольшое сравнение. Мы все в детстве читали рассказ Льва Толстого «Косточка» - про маленького Ваню, который без спросу съел сливу. Помню, наша учительница говорила: этот рассказ про то, как нехорошо, как стыдно брать без спроса. На видео я читаю этот рассказ вслух, используя технологию продуктивного чтения, веду диалог и с автором текста, и с читателями-слушателями. Предлагаю сравнить впечатления.
Для тех, кто захочет сам или вместе с ребёнком прийти на мой онлайн-курс по чтению, вся информация и ссылки в комментарии, а до конца марта ещё акция у нас.
Что мы делаем, когда читаем книгу? Мы разговариваем со своим собеседником – автором текста. И чем этот диалог глубже, тем лучше мы понимаем прочитанное. Вот хорошо бы детей сразу учить так читать – ещё когда они только слушают книжки, а читаем им мы, взрослые. Хотя и в любом возрасте можно, если есть желание. Я знаю, как это сделать, могу научить и взрослых, и детей.
Для иллюстрации – одно небольшое сравнение. Мы все в детстве читали рассказ Льва Толстого «Косточка» - про маленького Ваню, который без спросу съел сливу. Помню, наша учительница говорила: этот рассказ про то, как нехорошо, как стыдно брать без спроса. На видео я читаю этот рассказ вслух, используя технологию продуктивного чтения, веду диалог и с автором текста, и с читателями-слушателями. Предлагаю сравнить впечатления.
Для тех, кто захочет сам или вместе с ребёнком прийти на мой онлайн-курс по чтению, вся информация и ссылки в комментарии, а до конца марта ещё акция у нас.
Пришёл вот такой вопрос от Ольги: «Как находить в слове суффикс? Не получается доступно объяснить ребёнку».
Сначала два слова про то, зачем вообще его находить.
Разбор слова по составу - очень полезное упражнение, потому что 1) развивает чувство языка (внимание к словообразованию и словоизменению), 2) обогащает словарный запас (не знаешь, что обозначает слово, но, выделив корень, можешь соотнести его смысл со значением знакомых однокоренных слов и догадаться, а ещё можешь образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок) и 3) писать без ошибок (подавляющее число орфограмм из школьного курса – в словах, то есть в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях. Не видишь части слова – не найдёшь орфограммы.)
Теперь о том, как искать суффикс в слове.
1.Смотрим, к какой части речи относится слово. Почему важно начинать именно с этого? Потому что есть изменяемые части речи (у них есть окончания) и неизменяемые (у них нет окончаний, а суффиксы есть) и у каждой части речи свои суффиксы.
Например: Узорная (имя прилагательное) решётка (имя существительное)
2.Находим в слове окончание. Для этого изменяем слово (существительные и прилагательные – по падежам или числам, глаголы – по лицам и пр.). Выделяем окончание и основу слова (всё слово без окончания – это основа).
Узорная, узорной, узорные – окончание –ая, основа узорн
Решётка, решётки, решёткой – окончание а, основа решётк
3. Суффикс, если он есть в слове, находится между корнем и окончанием (запоминаем исключение: возвратный суффикс глаголов –ся стоит после окончания). Поэтому сначала выделяем корень. Как его найти? Устно подобрать или записать 2 - 3 однокоренных слова и посмотреть, какая у всех у них общая часть.
Узорная, узор, узорчатый – корень узор
Решётка – решето, решётчатый – корень решёт
4. Между корнем и окончанием находим суффикс.
Узорная – суффикс н
Решётка – суффикс к
Если вам кажется, что суффиксов два, проверяем так: если после первого суффикса можно поставить окончание и получится слово – это точно суффикс. Например, глагол «рассказываю». Вы сомневаетесь: суффикс ыва или их два: ы и ва. Проверяем: рассказы… ю, ешь… нельзя добавить окончание, чтобы получилось слово. Значит, суффикс ыва.
Полезно обращать внимание ребенка, что у каждой части речи свои суффиксы, их удобно именно так анализировать и запоминать – когда изучаем части речи. Например, у существительных есть уменьшительно-ласкательные (оньк, еньк, очк и др.: кисонька, Оленька, цветочки) и увеличительные (ищ – глазищи, ручищи, ножищи), есть суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей животных (онок, ёнок, ат, ят: котёнок, котята; волчонок, волчата) и мн. др., а у глаголов в неопределённой форме будет один из суффиксов: а, е, о, у, и + ть или ти, а в прошедшем времени всегда будет суффикс л: читал, рисовала, играли).
©Екатерина Бунеева
Сначала два слова про то, зачем вообще его находить.
Разбор слова по составу - очень полезное упражнение, потому что 1) развивает чувство языка (внимание к словообразованию и словоизменению), 2) обогащает словарный запас (не знаешь, что обозначает слово, но, выделив корень, можешь соотнести его смысл со значением знакомых однокоренных слов и догадаться, а ещё можешь образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок) и 3) писать без ошибок (подавляющее число орфограмм из школьного курса – в словах, то есть в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях. Не видишь части слова – не найдёшь орфограммы.)
Теперь о том, как искать суффикс в слове.
1.Смотрим, к какой части речи относится слово. Почему важно начинать именно с этого? Потому что есть изменяемые части речи (у них есть окончания) и неизменяемые (у них нет окончаний, а суффиксы есть) и у каждой части речи свои суффиксы.
Например: Узорная (имя прилагательное) решётка (имя существительное)
2.Находим в слове окончание. Для этого изменяем слово (существительные и прилагательные – по падежам или числам, глаголы – по лицам и пр.). Выделяем окончание и основу слова (всё слово без окончания – это основа).
Узорная, узорной, узорные – окончание –ая, основа узорн
Решётка, решётки, решёткой – окончание а, основа решётк
3. Суффикс, если он есть в слове, находится между корнем и окончанием (запоминаем исключение: возвратный суффикс глаголов –ся стоит после окончания). Поэтому сначала выделяем корень. Как его найти? Устно подобрать или записать 2 - 3 однокоренных слова и посмотреть, какая у всех у них общая часть.
Узорная, узор, узорчатый – корень узор
Решётка – решето, решётчатый – корень решёт
4. Между корнем и окончанием находим суффикс.
Узорная – суффикс н
Решётка – суффикс к
Если вам кажется, что суффиксов два, проверяем так: если после первого суффикса можно поставить окончание и получится слово – это точно суффикс. Например, глагол «рассказываю». Вы сомневаетесь: суффикс ыва или их два: ы и ва. Проверяем: рассказы… ю, ешь… нельзя добавить окончание, чтобы получилось слово. Значит, суффикс ыва.
Полезно обращать внимание ребенка, что у каждой части речи свои суффиксы, их удобно именно так анализировать и запоминать – когда изучаем части речи. Например, у существительных есть уменьшительно-ласкательные (оньк, еньк, очк и др.: кисонька, Оленька, цветочки) и увеличительные (ищ – глазищи, ручищи, ножищи), есть суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей животных (онок, ёнок, ат, ят: котёнок, котята; волчонок, волчата) и мн. др., а у глаголов в неопределённой форме будет один из суффиксов: а, е, о, у, и + ть или ти, а в прошедшем времени всегда будет суффикс л: читал, рисовала, играли).
©Екатерина Бунеева
Друзья, очень бы хотелось понять, насколько интересна, полезна и востребована информация нашей рубрики "Правила для всех". Большая просьба ко всем, кто считает её таковой, поставить лайки))