Статистика ВК сообщества "Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой"

0+
Делюсь с педагогами и родителями уникальным опытом преподавания русского языка.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Друзья, большая просьба ставить лайки или комментировать, чтобы полезный материал увидело как можно больше людей. Спасибо.

128 5 ER 3.7084
Каждый год составляю списки книг, которые не взрослые детям рекомендуют, а сами дети - своим сверстникам. В этот раз попросила родителей указывать возраст ребёнка-читателя, и получились списки по возрастам. Конечно, всё индивидуально: кто-то одну и ту же книгу может в 10 лет прочесть, а кто-то в 13... Но всё равно - ориентир.

266 3 ER 4.7696
КАК ПИСАТЬ ОТЗЫВ О КНИГЕ
Отзывы о книгах дети пишут в школе, потому что задают, пишут на конкурсы и просто так, потому что любят читать. Кто-то ведёт читательский дневник, потому что велели в школе, а кто-то – потому что есть потребность. Недавно получила вопрос: мама ученика спрашивала, как я отношусь к читательским дневникам. Хорошо отношусь, если это не из-под палки и не обязаловка, если ребёнок пишет его с удовольствием. Такой дневник полезен, потому что помогает научиться
- фиксировать главную информацию (автор, название книги, год создания, герои, основное содержание);
- формулировать вопросы читателя к автору;
- кратко аргументировать, чем понравилась или не понравилась книга;
- выписывать цитаты, которые читателя задели и т.д.

Отзыв о книге – это несколько иной жанр, и у него свои особенности, своя структура. Она не жёсткая, и всё же есть то, что, на мой взгляд, в отзыве должно быть обязательно. Первое и главное – в отзыве должен быть виден ЧИТАТЕЛЬ: то, как он прочёл текст, как провёл свой диалог с автором, что понял и почувствовал, с чем согласен и с чем нет.

Примерная структура отзыва о книге, как я её вижу:
I. Вступление.
Книги в нашей семье. Моё отношение к книгам (почему люблю или не люблю читать, какие книги нравятся больше всего). Мой отзыв будет о книге… (автор, название). Как эта книга ко мне попала (выбрал сам или вместе с кем-то в книжном, подарили, взял в библиотеке или у кого-то, была в домашней библиотеке и др.).
II. Основная часть.
1. О чём эта книга (основная тема и краткое содержание).
2. Герои книги (кто они, кто особенно понравился и не понравился, почему; вижу ли я себя или своих друзей в этих героях; с кем из них хотел бы дружить и почему).
3. Самый запоминающийся эпизод (краткое содержание и почему именно этот эпизод особенно запомнился).
4. Что я узнал об авторе из его книги: его отношение к людям, к жизни; что больше всего ценит и что не принимает в людях; что любит и что нет; что самое главное хотел сказать автор читателю. Несколько цитат из книги, которые говорят об авторе. Вопрос, который я бы хотел задать автору.
III. Заключение.
Что помогла мне понять и почувствовать эта книга. Что нового я узнал о самом себе. Буду ли перечитывать эту книгу и почему. Кому я посоветовал бы её прочитать.

Отзыв о книге в виде памятки и много других полезных памяток и алгоритмов - в сборнике. Обложка и страничка - в приложении к посту.

©Екатерина Бунеева

303 2 ER 3.8636
Друзья, большая просьба: ставьте лайки, пожалуйста, чтобы публикацию увидели как можно больше людей, для которых она актуальна. Спасибо всем!

56 0 ER 2.0189
Продолжаю публикации из серии "Правила для всех". Большая просьба ставить лайки, если материал оказался полезным. Спасибо!

56 12 ER 2.0228
Впервые встретила в художественном тексте такое глубокое развитие темы нашего сообщества)) У Александра Чудакова (1938 – 2005) в романе «Ложится мгла на старые ступени», «последнем романе ушедшего века».

Из гл.8. «Гений орфографии Васька Восемьдесят Пять»:

«Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово «кирпич», он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: кердпич. Слово исчерчивалось красными чернилами, выводилось на доске. Васька всматривался, вытягивал шею, шевелил губами. А потом писал «керьпичь». Когда учительница поправляла: падежи не «костьвенные», а косвенные, Васька подозрительно хмурил брови, ибо твёрдо был уверен, что название это происходит от слова «кость». Написать правильно «чеснок» его нельзя было заставить никакими человеческими усилиями – другие, более мощные силы водили его пером и заставляли снова и снова догадливо вставлять лишнюю букву и предупредительно озвончать окончание: «честног». Все исключения, непроизносимые согласные, звонкие на месте произносимых глухих, безударные гласные – всё это бултыхалось в его голове, как вода в неполном бочонке, который везут по ухабам, и выплёскивалось с неожиданной силой.

В четвёртый класс измученная Клавдия Петровна перевела Ваську с переэкзаменовкой по русскому языку. (…) Надо было Ваську выручать. Мы стали писать с ним диктанты. Результат первого был ошеломляющим. В тексте из ста слов мой ученик сделал сто тридцать ошибок. Дед посоветовал, проработав их с Васькой, ту же диктовку повторить. Васька сделал сто сорок. Дед сказал, что за тридцать пять лет преподавания такого не видывал – даже в партшколе и на рабфаке. Мне тоже с тех пор приходилось читать разные тексты – заочников, слушателей ветеринарных курсов, китайцев, вьетнамцев, студентов с Берега Слоновой Кости, корейцев. Ничего похожего не было и близко. Думаю, и не будет. Васька был гений и как всякий гений был неповторим. Где, чья изощрённая фантазия додумалась бы до таких шедевров, как «пестмо», «педжаг», «зозтёжка»? Когда и кто ещё смог абрикос превратить в «аппрекоз»?

…Но прославился Василий не своей орфографией, с которою был знаком лишь узкий круг. Славу ему принесло художественное чтение стихов – его главная страсть. Он выступал на школьных олимпиадах и смотрах. На репетициях его поправляли, он соглашался. Но на сцене всё равно давал собственное творческое решение. Никто так гениально-бессмысленно не мог расчленить стихотворную строку. (…) Шедевром Васи было стихотворение «Смерть поэта»: «Погиб поэт-невольник! Честипал! Оклеветанный! – Вася, как Эрнст Тельман, выбрасывал вперёд кулак. – Молвой с свинцом!»

Дальнейшую интерпретацию текста за громовым хохотом и овацией разобрать было невозможно. Васька был гений звучащего стиха. Его пробовали исключать из списка участников очередной олимпиады. Но на совещании директоров школ-участниц завроно Крючков неизменно спрашивал директора нашей школы: «А этот, поэт-невольник, будет что-нибудь декламировать?» И Гагина срочно вписывали обратно».


Репродукция с картины: Иван Тихий «Экзамен», 1957 г.

74 6 ER 1.6702
Новая книжка уже на нашем сайте: «Трудные случаи школьной орфографии и пунктуации», 5 – 9 классы. Для детей и взрослых». Это сборник моих публикаций из рубрики «Правила для всех», которые вы оценили (спасибо!), он дополнен и совершенно новыми, ещё не опубликованными материалами. Знаю, что многие этот сборник ждут, так что вот он. Ссылка на купить и скачать будет в комментарии, а в приложении, кроме обложки, можно посмотреть содержание и одну из новых страничек. По ссылке в комментарии можно и другие страницы посмотреть, и почитать комментарии для педагогов и родителей.

Хотела напомнить, что купить это и другие мои пособия можно только официально на сайте онлайн-школы, а потом зайти в личный кабинет и там скачать. У нас нет «менеджера по продажам из Москвы», который пишет в личку и просит переводить деньги на карту, если вам вдруг кто-то написал с таким предложением, это мошенник, будьте внимательны, пожалуйста)).

118 8 ER 1.9731
Пожалуйста, поставьте лайк, чтобы публикацию увидели как можно больше людей!
Что мы делаем, когда читаем книгу? Мы разговариваем со своим собеседником – автором текста. И чем этот диалог глубже, тем лучше мы понимаем прочитанное. Вот хорошо бы детей сразу учить так читать – ещё когда они только слушают книжки, а читаем им мы, взрослые. Хотя и в любом возрасте можно, если есть желание. Я знаю, как это сделать, могу научить и взрослых, и детей.

Для иллюстрации – одно небольшое сравнение. Мы все в детстве читали рассказ Льва Толстого «Косточка» - про маленького Ваню, который без спросу съел сливу. Помню, наша учительница говорила: этот рассказ про то, как нехорошо, как стыдно брать без спроса. На видео я читаю этот рассказ вслух, используя технологию продуктивного чтения, веду диалог и с автором текста, и с читателями-слушателями. Предлагаю сравнить впечатления.

Для тех, кто захочет сам или вместе с ребёнком прийти на мой онлайн-курс по чтению, вся информация и ссылки в комментарии, а до конца марта ещё акция у нас.

23 1 ER 1.2789
Пришёл вот такой вопрос от Ольги: «Как находить в слове суффикс? Не получается доступно объяснить ребёнку».

Сначала два слова про то, зачем вообще его находить.

Разбор слова по составу - очень полезное упражнение, потому что 1) развивает чувство языка (внимание к словообразованию и словоизменению), 2) обогащает словарный запас (не знаешь, что обозначает слово, но, выделив корень, можешь соотнести его смысл со значением знакомых однокоренных слов и догадаться, а ещё можешь образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок) и 3) писать без ошибок (подавляющее число орфограмм из школьного курса – в словах, то есть в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях. Не видишь части слова – не найдёшь орфограммы.)

Теперь о том, как искать суффикс в слове.

1.Смотрим, к какой части речи относится слово. Почему важно начинать именно с этого? Потому что есть изменяемые части речи (у них есть окончания) и неизменяемые (у них нет окончаний, а суффиксы есть) и у каждой части речи свои суффиксы.
Например: Узорная (имя прилагательное) решётка (имя существительное)

2.Находим в слове окончание. Для этого изменяем слово (существительные и прилагательные – по падежам или числам, глаголы – по лицам и пр.). Выделяем окончание и основу слова (всё слово без окончания – это основа).
Узорная, узорной, узорные – окончание –ая, основа узорн
Решётка, решётки, решёткой – окончание а, основа решётк

3. Суффикс, если он есть в слове, находится между корнем и окончанием (запоминаем исключение: возвратный суффикс глаголов –ся стоит после окончания). Поэтому сначала выделяем корень. Как его найти? Устно подобрать или записать 2 - 3 однокоренных слова и посмотреть, какая у всех у них общая часть.
Узорная, узор, узорчатый – корень узор
Решётка – решето, решётчатый – корень решёт

4. Между корнем и окончанием находим суффикс.
Узорная – суффикс н
Решётка – суффикс к

Если вам кажется, что суффиксов два, проверяем так: если после первого суффикса можно поставить окончание и получится слово – это точно суффикс. Например, глагол «рассказываю». Вы сомневаетесь: суффикс ыва или их два: ы и ва. Проверяем: рассказы… ю, ешь… нельзя добавить окончание, чтобы получилось слово. Значит, суффикс ыва.

Полезно обращать внимание ребенка, что у каждой части речи свои суффиксы, их удобно именно так анализировать и запоминать – когда изучаем части речи. Например, у существительных есть уменьшительно-ласкательные (оньк, еньк, очк и др.: кисонька, Оленька, цветочки) и увеличительные (ищ – глазищи, ручищи, ножищи), есть суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей животных (онок, ёнок, ат, ят: котёнок, котята; волчонок, волчата) и мн. др., а у глаголов в неопределённой форме будет один из суффиксов: а, е, о, у, и + ть или ти, а в прошедшем времени всегда будет суффикс л: читал, рисовала, играли).

©Екатерина Бунеева

104 14 ER 2.1943
Друзья, очень бы хотелось понять, насколько интересна, полезна и востребована информация нашей рубрики "Правила для всех". Большая просьба ко всем, кто считает её таковой, поставить лайки))

33 10 ER 1.3694