Количество постов 822
Частота постов 158 часов 48 минут
ER
210.25
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Микалентные копии памятников наскального искусства из Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова.
Работы известного чешского палеохудожника и книжного иллюстратора Зденека Буриана в русскоязычных изданиях.
В 1935 году Зденек Буриан познакомился с исследователем Йозефом Аугустой. Их последующая совместная работа оказалось крайне плодотворной. Профессор отметил высочайшее мастерство Буриана в изображении животных и людей и привлёк художника к работе над палеонтологическими реконструкциями, предложив написать шесть картин на первобытную тематику.
Позднее художник вспоминал: «Йозеф Аугуста пригласил меня домой и предложил мне «реконструировать» скелет диплодока, травоядного динозавра. Я нарисовал его за двадцать минут (…). Профессор остался доволен, и так началась наша совместная работа».
Спустя пять лет Зденек Буриан начал работу над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 пером, предназначавшихся для иллюстрации монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира». При этом к работе он подходил крайне ответственно и, чтобы не допускать малейших неточностей, постоянно консультировался с ведущими специалистами в различных областях.
Первая книга в сотрудничестве с Аугустой «Заснеженная жизнь» вышла в 1941 году – именно тогда Зденек Буриан и сделал свой первый шаг к мировой славе палеохудожника и реконструктора, затмившей все его предыдущие работы. В издании было 8 работ гуашью и более 40 рисунков тушью.
Вторая книга, вышедшая спустя год – энциклопедия «Чудеса первобытного мира» – получилась и вовсе удивительной. Сотрудничество Зденека Буриана и Йозефа Аугусты продолжалось многие годы, вплоть до смерти последнего в 1968 году.
В период с 1944 по 1977 год Буриан создавал цикл из 23 полотен маслом, большая часть их пришлась на первую половину 60-х годов. Сегодня большинство из этих картин находятся в частных коллекциях и относятся к двум малым незаконченным циклам – «Порабощению» и «Антивоенному циклу», незадолго до смерти художника переименованному в «Обвинение». Ключевой темой в них стал вопрос о жестокости и неразумности войн.
Зденек Буриан работал всю свою жизнь с утра до вечера. Исследователи его творчества подсчитали, что он выполнил порядка 14 000 иллюстраций в разных техниках для 460 различных книг. Художник-реконструктор скончался 1 июля 1981 года в Праге в день открытия персональной выставки.
Йозеф Аугуста, Зденек Буриан. По путям развития жизни. 1966
Зденек Буриан. Первобытное время. 1981
#виртуальныймузей@paleoeurasia
#литература@paleoeurasia
В 1935 году Зденек Буриан познакомился с исследователем Йозефом Аугустой. Их последующая совместная работа оказалось крайне плодотворной. Профессор отметил высочайшее мастерство Буриана в изображении животных и людей и привлёк художника к работе над палеонтологическими реконструкциями, предложив написать шесть картин на первобытную тематику.
Позднее художник вспоминал: «Йозеф Аугуста пригласил меня домой и предложил мне «реконструировать» скелет диплодока, травоядного динозавра. Я нарисовал его за двадцать минут (…). Профессор остался доволен, и так началась наша совместная работа».
Спустя пять лет Зденек Буриан начал работу над серией из 13 полотен маслом, 12 рисунков гуашью и 63 пером, предназначавшихся для иллюстрации монографии Аугусты «Чудеса первобытного мира». При этом к работе он подходил крайне ответственно и, чтобы не допускать малейших неточностей, постоянно консультировался с ведущими специалистами в различных областях.
Первая книга в сотрудничестве с Аугустой «Заснеженная жизнь» вышла в 1941 году – именно тогда Зденек Буриан и сделал свой первый шаг к мировой славе палеохудожника и реконструктора, затмившей все его предыдущие работы. В издании было 8 работ гуашью и более 40 рисунков тушью.
Вторая книга, вышедшая спустя год – энциклопедия «Чудеса первобытного мира» – получилась и вовсе удивительной. Сотрудничество Зденека Буриана и Йозефа Аугусты продолжалось многие годы, вплоть до смерти последнего в 1968 году.
В период с 1944 по 1977 год Буриан создавал цикл из 23 полотен маслом, большая часть их пришлась на первую половину 60-х годов. Сегодня большинство из этих картин находятся в частных коллекциях и относятся к двум малым незаконченным циклам – «Порабощению» и «Антивоенному циклу», незадолго до смерти художника переименованному в «Обвинение». Ключевой темой в них стал вопрос о жестокости и неразумности войн.
Зденек Буриан работал всю свою жизнь с утра до вечера. Исследователи его творчества подсчитали, что он выполнил порядка 14 000 иллюстраций в разных техниках для 460 различных книг. Художник-реконструктор скончался 1 июля 1981 года в Праге в день открытия персональной выставки.
Йозеф Аугуста, Зденек Буриан. По путям развития жизни. 1966
Зденек Буриан. Первобытное время. 1981
#виртуальныймузей@paleoeurasia
#литература@paleoeurasia
С днём археолога, дорогие друзья!
Желаем надеяться и не сдаваться, искать и найти, стучать и открыть, а также уметь доказать, растолковать и приоткрыть нашу таинственную и увлекательную историю человеческого существования!
Желаем надеяться и не сдаваться, искать и найти, стучать и открыть, а также уметь доказать, растолковать и приоткрыть нашу таинственную и увлекательную историю человеческого существования!
#литература@paleoeurasia
Материалы по окуневской археологической культуре
Южносибирская археологическая культура бронзового века (по старой датировке, XVIII — XII вв. до н. э., по новой, радиоуглеродной калиброванной, вторая половина III – начало II тыс., (XXV – XIX вв. до н. э.)). Распространена в минусинских степях на Енисее.
Названа по урочищу Окунев улус на юге Хакассии, где в 1928 году С. А. Теплоухов раскопал могильник этой культуры. Но Теплоухов тогда выделил три культуры бронзового века Южной Сибири – афанасьевскую, андроновскую и карасукскую – периодизация, ставшая классической. Окуневской в этой периодизации не было. Памятники этого типа долго рассматривались как местный компонент пришлой афанасьевской культуры, связанный с монголоидным населением (афанасьевцы – европеоиды).
В 1960-е годы в особую культуру памятники этого типа выделил ученик М. П. Грязнова Г. А. Максименков. Теперь в схеме периодизации стало 4 этапа.
Окуневская культура является одной из самых ярких культур эпохи бронзы во всей Северной Евразии благодаря своему искусству – петроглифам и антропоморфным каменным изваяниям высотой до 4 м.
_________________
Основные монографии:
• Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А.Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980. 150 с.
Книга посвящена окуневской культуре - историческому периоду эпохи неолита, открытому в результате археологических раскопок в зоне Красноярского моря. Основным памятником, позволившим выделить культуру и охарактеризовать ее основные черты, является могильник Черновая VIII. Он дал все виды окуневского инвентаря, а также большое количество произведений искусства. Материалы могильника позволили установить культурную принадлежность давно известных каменных стел, наскальных изображений и изваяний минусинских степей.
• Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. 236 с.
Книга посвящена уникальным памятникам изобразительного искусства Южной Сибири, имеющим мировую известность, — каменным изваяниям и стелам, связанным с окуневской археологической культурой конца III — середины II тыс. до н.э. Рассматриваются проблемы их датировки, методов анализа и интерпретации, социальной функции, семантики основных изображений. Важной частью издания является каталог, включающий описание и рисунки 300 памятников
__________________________
Современные статьи:
• Лазаретов И. П. Хронология и периодизация окуневской культуры: современное состояние и перспективы (рус.) // Теория и практика археологических исследований. — 2019. — Т. 2, № 4. — С. 15-50.
• Поляков А. В. Проблема сложения окуневской культуры в свете современных научных данных // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2020. № 1 (25). С. 3-6.
Материалы по окуневской археологической культуре
Южносибирская археологическая культура бронзового века (по старой датировке, XVIII — XII вв. до н. э., по новой, радиоуглеродной калиброванной, вторая половина III – начало II тыс., (XXV – XIX вв. до н. э.)). Распространена в минусинских степях на Енисее.
Названа по урочищу Окунев улус на юге Хакассии, где в 1928 году С. А. Теплоухов раскопал могильник этой культуры. Но Теплоухов тогда выделил три культуры бронзового века Южной Сибири – афанасьевскую, андроновскую и карасукскую – периодизация, ставшая классической. Окуневской в этой периодизации не было. Памятники этого типа долго рассматривались как местный компонент пришлой афанасьевской культуры, связанный с монголоидным населением (афанасьевцы – европеоиды).
В 1960-е годы в особую культуру памятники этого типа выделил ученик М. П. Грязнова Г. А. Максименков. Теперь в схеме периодизации стало 4 этапа.
Окуневская культура является одной из самых ярких культур эпохи бронзы во всей Северной Евразии благодаря своему искусству – петроглифам и антропоморфным каменным изваяниям высотой до 4 м.
_________________
Основные монографии:
• Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А.Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980. 150 с.
Книга посвящена окуневской культуре - историческому периоду эпохи неолита, открытому в результате археологических раскопок в зоне Красноярского моря. Основным памятником, позволившим выделить культуру и охарактеризовать ее основные черты, является могильник Черновая VIII. Он дал все виды окуневского инвентаря, а также большое количество произведений искусства. Материалы могильника позволили установить культурную принадлежность давно известных каменных стел, наскальных изображений и изваяний минусинских степей.
• Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. 236 с.
Книга посвящена уникальным памятникам изобразительного искусства Южной Сибири, имеющим мировую известность, — каменным изваяниям и стелам, связанным с окуневской археологической культурой конца III — середины II тыс. до н.э. Рассматриваются проблемы их датировки, методов анализа и интерпретации, социальной функции, семантики основных изображений. Важной частью издания является каталог, включающий описание и рисунки 300 памятников
__________________________
Современные статьи:
• Лазаретов И. П. Хронология и периодизация окуневской культуры: современное состояние и перспективы (рус.) // Теория и практика археологических исследований. — 2019. — Т. 2, № 4. — С. 15-50.
• Поляков А. В. Проблема сложения окуневской культуры в свете современных научных данных // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2020. № 1 (25). С. 3-6.
#виртуальныймузей@paleoeurasia
Головченко, Н.Н. Предметный комплекс одежды населения Верхнеобского бассейна эпохи раннего железа : монография / Н.Н. Головченко. – Барнаул : АлтГПУ, 2022. – 374 с. : ил.
Книга посвящена анализу и обобщению предметного комплекса одежды населения Верхнеобского бассейна эпохи раннего железа (VI–V – III–II вв. до н. э.).
Территория Верхнего Приобья представляет собой периферийный по отношению к степному поясу Евразии регион, ландшафтные условия которого формировали характер контактов местного населения с сопредельными кочевыми культурами эпохи раннего железа.
Маркером данных коммуникативных связей является предметный комплекс одежды, сохранившийся в курганных и грунтовых погребениях большереченской культурно-исторической общности, приобретающий особое значение как исторический источник, когда изучается материальная культура бесписьменных народов.
Информативность предметного комплекса одежды основана на его материальных и семантических свойствах, определяющих утилитарные и символические функции элементов одежды.
Для исследователя изучение практических функций предметного комплекса одежды сопряжено с получением информации об экономической организации общества, деятельности по производству одежды и обуви.
Головченко, Н.Н. Предметный комплекс одежды населения Верхнеобского бассейна эпохи раннего железа : монография / Н.Н. Головченко. – Барнаул : АлтГПУ, 2022. – 374 с. : ил.
Книга посвящена анализу и обобщению предметного комплекса одежды населения Верхнеобского бассейна эпохи раннего железа (VI–V – III–II вв. до н. э.).
Территория Верхнего Приобья представляет собой периферийный по отношению к степному поясу Евразии регион, ландшафтные условия которого формировали характер контактов местного населения с сопредельными кочевыми культурами эпохи раннего железа.
Маркером данных коммуникативных связей является предметный комплекс одежды, сохранившийся в курганных и грунтовых погребениях большереченской культурно-исторической общности, приобретающий особое значение как исторический источник, когда изучается материальная культура бесписьменных народов.
Информативность предметного комплекса одежды основана на его материальных и семантических свойствах, определяющих утилитарные и символические функции элементов одежды.
Для исследователя изучение практических функций предметного комплекса одежды сопряжено с получением информации об экономической организации общества, деятельности по производству одежды и обуви.
Грот шамана из долины Хондергей
В августе-сентябре 2021 года, совместной археологической экспедицией ТАЭ и [club61124374|Красноярской Геоархеологии], производились спасательные археологические раскопки в долине реки Хондергей, Дзун-Хемчиеского района республики Тыва, вдоль федеральной автомобильной дороги Р257 (М54) Красноярск-Хандагайты.
Параллельно с раскопками, сотрудники экспедиции проводили пешие разведки долины реки Хондергей, в процессе которых были выявлены новые памятники по левому склону долины, продолжающие группу могильников Хондергей.
По правой стороне долины, в значительной степени поросшей лесом, предварительная разведка не выявила каких-либо курганных могильников, однако был обнаружен объект представляющий интерес для археологов и этнографов. Речь о небольшом гроте, находящемся на выходе известняковых скал, на одном из отрогов горы Круглая, разделяющей долины рек Улуг Хондергей и Аныяк Хондергей.
Грот находится над склоном лога, представляющем собой задернованную и поросшую кустарником осыпь из крупных обломков породы, у подножия скального выхода высотой порядка 20 м. Грот имеет небольшую площадку перед входом шириной не более 2 м и длиной около 10 м. Внутреннее пространство грота имеет форму неправильной трапеции примерно 6х4 м, на некотором удалении от входа имеется скальная ступень, под наклоном уходящая вверх и образующая угол, где пол смыкается с потолком грота.
На этом возвышении был обнаружен шаманский бубен, лежащий мембраной вниз. Мембрана изготовленная из выделанной шкуры мелкого копытного порвана или прорезана намеренно, кожа несколько покоробилась, но деревянные детали бубна - не успевшие потемнеть и растрескаться - позволяют предположить, что возраст изделия не превышает 10 лет.
На вершине скального выхода, в котором находится грот расположено небольшое оваа - груда камней вокруг деревянного шеста - небольшой жертвенник, какие обычно можно увидеть на перевалах и вершинах, господствующих над долинами, где расположены скотоводческие угодья. Данное оваа необычно наличием «пугала», напоминающего фигуру женщины - из пары жердей и современной одежды - куртки с поднятым капюшоном и какой-то ткани, имитирующей юбку.
Помещение столь важного в шаманской практике атрибута как бубен в пещеру соответствует традиционным представлениям о пещерах и гротах, как о сакральных местах, где обитают духи-хозяева гор (даг-ээзи тув.) и наиболее вероятен контакт с потусторонним. Подобные гроты и скальные навесы, содержащие те или иные следы культа духов Гор известны почти во всех районах Тувы. Близкой аналогией является грот на р. Куйлуг-Хем где также хранились предметы шаманской практики, использовавшиеся в современной действительности (Семёнов, Вестник СПбГУ 2010).
Опрос местных жителей показал, что бубен в гроте принадлежал женщине-шаманке, которая скончалась несколько лет назад. Вероятно что ей же принадлежала и одежда, использованная для «пугала» хотя это и не факт. В целом, захоронения шаманов в традиционной культуре тувинцев довольно сложны (Вайнштейн, Дьяконова) и в частности, вариант с отдельным «погребением» бубна в пещере или на оваа вполне возможен.
С другой стороны сооружение некоего антропоморфного «пугала» на оваа ни разу не зафиксировано в данных по этнографии тувинцев, не соответствует оно и описанной практике шаманских погребений. Данный элемент является неким современным измышлением на тему шаманского погребения, может быть с целью создать более таинственный ореол вокруг грота, где хранится бубен. Маловероятно, чтобы данная фигура была фактическим пугалом от волков - т.н. хоютку (тув.), так как снизу, из долины, оваа на вершине скалы не видно.
Зато с площадки перед входом в грот открывается хороший вид на долину Хондергея . И площадка и внутреннее пространство грота имеют скромные размеры, но здесь вполне можно развести костёр, укрыться от дождя и ветра. 3-5 человек разместятся здесь без труда. Конечно же, такое место, несмотря на удалённость от источников воды (р. Хондергей протекает где-то в 1,5 км), могло представлять интерес для древних охотников и собирателей, и следовательно может скрывать стоянку каменного века. К таким размышлениям подталкивает и обнаруженный на осыпи под гротом кремнёвый отщеп, найденный одним из сотрудников экспедиции.
Текст: [id150781255|Анатолий Семенов]
В августе-сентябре 2021 года, совместной археологической экспедицией ТАЭ и [club61124374|Красноярской Геоархеологии], производились спасательные археологические раскопки в долине реки Хондергей, Дзун-Хемчиеского района республики Тыва, вдоль федеральной автомобильной дороги Р257 (М54) Красноярск-Хандагайты.
Параллельно с раскопками, сотрудники экспедиции проводили пешие разведки долины реки Хондергей, в процессе которых были выявлены новые памятники по левому склону долины, продолжающие группу могильников Хондергей.
По правой стороне долины, в значительной степени поросшей лесом, предварительная разведка не выявила каких-либо курганных могильников, однако был обнаружен объект представляющий интерес для археологов и этнографов. Речь о небольшом гроте, находящемся на выходе известняковых скал, на одном из отрогов горы Круглая, разделяющей долины рек Улуг Хондергей и Аныяк Хондергей.
Грот находится над склоном лога, представляющем собой задернованную и поросшую кустарником осыпь из крупных обломков породы, у подножия скального выхода высотой порядка 20 м. Грот имеет небольшую площадку перед входом шириной не более 2 м и длиной около 10 м. Внутреннее пространство грота имеет форму неправильной трапеции примерно 6х4 м, на некотором удалении от входа имеется скальная ступень, под наклоном уходящая вверх и образующая угол, где пол смыкается с потолком грота.
На этом возвышении был обнаружен шаманский бубен, лежащий мембраной вниз. Мембрана изготовленная из выделанной шкуры мелкого копытного порвана или прорезана намеренно, кожа несколько покоробилась, но деревянные детали бубна - не успевшие потемнеть и растрескаться - позволяют предположить, что возраст изделия не превышает 10 лет.
На вершине скального выхода, в котором находится грот расположено небольшое оваа - груда камней вокруг деревянного шеста - небольшой жертвенник, какие обычно можно увидеть на перевалах и вершинах, господствующих над долинами, где расположены скотоводческие угодья. Данное оваа необычно наличием «пугала», напоминающего фигуру женщины - из пары жердей и современной одежды - куртки с поднятым капюшоном и какой-то ткани, имитирующей юбку.
Помещение столь важного в шаманской практике атрибута как бубен в пещеру соответствует традиционным представлениям о пещерах и гротах, как о сакральных местах, где обитают духи-хозяева гор (даг-ээзи тув.) и наиболее вероятен контакт с потусторонним. Подобные гроты и скальные навесы, содержащие те или иные следы культа духов Гор известны почти во всех районах Тувы. Близкой аналогией является грот на р. Куйлуг-Хем где также хранились предметы шаманской практики, использовавшиеся в современной действительности (Семёнов, Вестник СПбГУ 2010).
Опрос местных жителей показал, что бубен в гроте принадлежал женщине-шаманке, которая скончалась несколько лет назад. Вероятно что ей же принадлежала и одежда, использованная для «пугала» хотя это и не факт. В целом, захоронения шаманов в традиционной культуре тувинцев довольно сложны (Вайнштейн, Дьяконова) и в частности, вариант с отдельным «погребением» бубна в пещере или на оваа вполне возможен.
С другой стороны сооружение некоего антропоморфного «пугала» на оваа ни разу не зафиксировано в данных по этнографии тувинцев, не соответствует оно и описанной практике шаманских погребений. Данный элемент является неким современным измышлением на тему шаманского погребения, может быть с целью создать более таинственный ореол вокруг грота, где хранится бубен. Маловероятно, чтобы данная фигура была фактическим пугалом от волков - т.н. хоютку (тув.), так как снизу, из долины, оваа на вершине скалы не видно.
Зато с площадки перед входом в грот открывается хороший вид на долину Хондергея . И площадка и внутреннее пространство грота имеют скромные размеры, но здесь вполне можно развести костёр, укрыться от дождя и ветра. 3-5 человек разместятся здесь без труда. Конечно же, такое место, несмотря на удалённость от источников воды (р. Хондергей протекает где-то в 1,5 км), могло представлять интерес для древних охотников и собирателей, и следовательно может скрывать стоянку каменного века. К таким размышлениям подталкивает и обнаруженный на осыпи под гротом кремнёвый отщеп, найденный одним из сотрудников экспедиции.
Текст: [id150781255|Анатолий Семенов]