Статистика ВК сообщества "МАКСИХОД"

0+
Лесопарковая 36 WhatsApp\Viber 89009740011
Количество постов 1 296
Частота постов 21 час 33 минуты
ER 73.70
Нет на рекламных биржах

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

‼Внимание‼
РОЗЫГРЫШ, посвященный Дню России🇷🇺

Победителя определит Random 13 июня 2022 года💫


🎁 ПОДАРОК:

ЗАПЛЕЧНЫЙ КОРОБ, ОБЪЁМОМ 20 ЛИТРОВ 🔥


❗ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:❗

1. Сделать репост данной записи до 12 июня 2022 года включительно
☝Запись должна быть не ниже 3 поста (можно закрепить)
2. Оставить комментарий под постом "ХОЧУ ПОДАРОК»


⭐Обязательное условие:
✅ Ваша страница должна быть открытой, чтобы убедиться, что Вы выполнили все условия 😉

Розыгрыш состоится 13 июня 2022 года.

💫 УДАЧИ И ВЕЗЕНИЯ! 💫

217 231 ER 11.0057
❗ВНИМАНИЕ НОВОГОДНИЙ РОЗЫГРЫШ ❗

Победителя определит Random 24 ДЕКАБРЯ 2021 года.
43,48% проголосовали за Лодку🤩

🎁 ПОДАРОК:

ЛОДКА ФРЕГАТ 330Е 🔥


❗ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:❗

1. Сделать репост данной записи до 23 декабря 2021 года включительно
☝Запись должна быть не ниже 3 поста (можно закрепить)
2. Оставить комментарий под постом "ХОЧУ ПОДАРОК»


⭐Обязательное условие:
✅ Ваша страница должна быть открытой, чтобы убедиться, что Вы выполнили все условия 😉

Розыгрыш состоится 24 декабря 2021 года.

💫 УДАЧИ И ВЕЗЕНИЯ! 💫

224 209 ER 13.4130
Новая лодка готова к отправке
Вездеход 11. 89009740011.

25 16 ER 4.5048
Новая лодочка. Под мотор до 10 л. с. Вес 80 кг. Длина 3.6 м. Цена 100000 ₽.

36 27 ER 3.4915
Вы просили- мы сделали!
Заплечный короб на 30л🔥

ВЕЗДЕХОД 11
WhatsApp 89009740011
Viber 89009740011

29 32 ER 3.8070
Компания Вездеход 11 благодарит автора, Николая Витальевича Пыстина, за помощь и активное участие в создании и реализации проекта нашей лодки УРАЛКА.
Автор текста Пыстин.Н.В.
Лучшему МАСТЕРУ по строительству коми лодок
Мартюшеву Ивану Гавриловичу (Габэ Вань) 1903 года
рождения, моему деду посвящается.

Маломерное судно для движения по мелководным рекам, в том числе горным, проекта
УРАЛКА.
Проект маломерного судна, далее МС, разработан на основе лодок, широко распространённых на севере Республики Коми, Архангельской области, Западной и Восточной Сибири и практически в том или ином виде имеющих распространение на всех горных и мелководных реках России.
Но родиной этого типа судов правильнее считать территорию верхних притоков Камы, верхнюю и среднюю Печору, поскольку именно с применением лодок такого типа началось освоение Севера и Сибири в навигационный период.
Лодки, имея небольшой вес, легко транспортировались по плотному снежному покрову или насту гужевой тягой, или оленьей упряжкой, лодки перетаскивались по перевалам через Урал и оказали огромное значение в освоении Обских просторов, а затем перешли на Енисей и Лену. Коми лодки (коми пыж) получили широкое распространение в 17-19 веке, в зависимости от реки имели различные габариты и грузоподъемность, но обводы корпуса сохранились до наших времён практически без изменения. Габэ Вань родился на реке Подчерье в месте впадения в неё притока Большой Емель. В этом месте его отец основал поселение Емель Устье. Держали хозяйство, занимались охотой и рыбной ловлей. От отца Габе Вань перенял мастерство строительства лодок, многие инструменты, которыми работал дед, достались ему по наследству от его отца. Основным транспортным средством в то время были именно коми лодки, на которых осуществлялся лов рыбы, перевозка её к месту реализации и завоз продуктов и материалов для долгой жизни в изоляции от внешнего мира.
По воде лодка перемещалась при помощи вёсел, устанавливаемых в уключины, при помощи шеста (по коми пелысь), прекрасно шла на бечеве, как кораблик, гужевой или человеческой тягой. Широко применялось движение под парусом, поскольку в летний период роза ветров на северо-востоке Коми преимущественно север, а магистральные реки текут по большей части с юга на север, то лодки имели специальное приспособление для крепления парусной оснастки. Она включала в себя: непосредственно парус, он был как правило треугольный, шест по длине паруса, по коми –пелысь. На первой трети лодки устанавливалась сидушка, изготовленная из изогнутого в верх корневища. В центре этой доски-сидушки имелось отверстие, в которое вставлялся пелысь (шест) и фиксировался в усиленном шпангоуте (упруг) под сидением, в котором так же было отверстие. Непосредственно к пелысю крепился парус, который можно было перекидывать с борта на борт, тем самым направляя лодку на нужный галс. В качестве рулевого устройства использовалось весло, которое особым образом крепилось на корме. В детстве мне самому удавалось оборудовать лодки такой оснасткой и лихо маневрировать среди густо плывущих бревен (пыжа по коми) Взрослые никоим образом не препятствовали таким забавам десяти-двенадцатилетних пацанов, а зачастую консультировали в основах управления лодкой. Ругали только за пропажу картофельных мешков, которые за отсутствием алого атласа, успешно шли на пошив парусов.
Основным занятием коми зырян и коми пермяков, которых разделили только с территориальным делением одного народа на Коми автономную область, впоследствии Коми АССР, и Коми Пермяцкий округ в составе Пермского края, было рыболовство и охотничий промысел по пушному зверю и боровой птице, эпизодически удавалось добывать и зверя: медведя, лося или оленя. Сельское хозяйство и животноводство было развито только в крупных селениях и имело поддерживающее значение в хозяйстве жителей прибрежных деревень. Климат редко позволял заготавливать гарантированное для благоприятной зимовки количество кормов, поэтому животноводство было в основном овцеводство, и через двор корова. Лошади были в большинстве дворовых хозяйств, а вот лодка была в каждом хозяйстве, поскольку наличие её гарантировало стабильное пропитание и доход. Реализация добытой рыбы и икры производилась несколькими путями. Купцы неохотно, от слова совсем, брали сёмгу, пойманную выше устья реки Ижма, поскольку она, пройдя 800 км от устья Печоры, теряла большую часть жира и, соответственно, вкусовую и энергетическую ценность. По этой причине основная добыча сёмги на реализацию в центральные области Руси производилась от устья Печоры и до села Усть Цильма. Географически объяснимо, что основной поток этой продукции шёл на Нижний Новгород, меньше на Чердынь. Зато драгоценной икры, которая вызревала только по приходу рыбы к местам нерестилищ, вывозилось с Печоры до 25000 пудов, шла она в основном на Чердынь и через Усть Кулом на Вологду и дальше. Поэтому в сезон добычи до октября месяца лодки были самым востребованным транспортным средством. Использовались лодки как для ловли сёмги, которая легче добывалась в верховьях горных рек, так и для транспортировки добычи до места продажи.
Для продвижения по горным рекам изготавливались лодки шириной от 90 до 115 см и длиной от 5 до 8 метров на верхней Печоре, реке Илыч, реке Щугор и Уса, лодки делались шириной до 150 см и длиной до 11 метров. Грузоподъемность лодок составляла от 400 до 1500 кг, или, по словам Габэ Ваня,от 25 до 100 пудов. Разнообразие условий эксплуатации позволило мастерам-лодочникам подобрать оптимальные углы обводов корпуса, что позволило сочетать грузоподъемность и мореходные качества с управляемостью и остойчивостью. С появлением лодочных моторов требования к корпусу судов поменялись, но выбранная схема строительства и обводы практически без изменения подошли для установки всех типов лодочных моторов мощностью до 50 лошадиных сил. Потребовалась защита винта, для этого в продолжении корпуса по килю лодки установили так называемую лыжину, что позволило ходить по самым каменистым и бурным порогам, остановка на которых грозила разворотом и опрокидыванием лодки. Но и при наличии самого надёжного движителя надо иметь хорошие навыки, а еще лучше крепкого и опытного напарника, хорошо знающего реку.
Ниже приведены несколько рисунков и фотографий 19 и начала 20 века, на которых есть изображения коми лодок. На первом рисунке, который в 1903 году выполнил известный учёный П.П. Тян Шанский по эскизам А.В. Журавского, изображена типичная коми лодка на фоне Нижних Ворот реки Щугор. Учитывая скрупулёзность и фотографическую точность, с которой изображены скалы, можно не сомневаться, что и лодка выглядит как на фотографии. На рис.2 фотография, которая зафиксировала перевозку лодок через Чердынский волок между рекой Вишера, приток Камы и Печорой в районе речки Волосницы. Фотография сделана в 1888 году. На Рис. 3 и 5 изображения географической экспедиции по рекам Урала в 1913 году. Это был один из способов заработка владельцев лодок - перевозка научных экспедиций, которых немало прошло до революции и после неё по уральским рекам от Карского моря и до южных границ Северного Урала. На Рис. 4 фотография одного из исследователей Печоры, на которой без труда узнаётся коми пыж. На фотографии 1914 года, Рис 6, сделанной во время экспедиции Р. П. Якобсона по изучению бассейна реки Печора запечатлена коми лодка, которая дошла до наших времён без изменений.
Изготовление и конструкция коми лодок, применяемые материалы.
Традиционным и наиболее доступным материалом для изготовления лодок было дерево. В основном применялась ель, поскольку по своим свойствам подходила для судостроения. Еловая доска легче сосновой, крепче пихтовой, обрабатывается проще, чем кедр. До развития лесопиления доска изготавливалась раскалыванием целого ствола ели толщиной до 35 см в верхнем сечении и вытёсыванием из полученных заготовок доски. Она так и называлась - тёс. Надо отметить, что коми мастера делали это очень искусно, поскольку все жилые и хозяйственные постройки были крыты таким материалом, а так же все балки и полы были сделаны только при помощи топора, клина и чистовой обработки рубанком. Процесс начинался, как правило, осенью с выбора подходящих стволов. Ствол выбирался по звуку удара обухом топора о ствол, и если отзыв был чистым и звонким, то делался отщеп. Если волокно отходило параллельно отвесу, то на ствол ставилось клеймо. Заготовка древесины производилась в середине декабря. Заготовленные брёвна вывозились гужём во двор и весной при помощи клиньев раскалывались, а в дальнейшем обтёсывались до нужной толщины. Работа эта очень трудоёмкая и сложная, ведь доска должна быть без малого на 80 см длиннее лодки, а толщина не более 2 см. С развитием лесопиления процесс намного облегчился, но процесс заготовки леса на нужды судостроения не поменялся. В самых верховьях Печоры, в Якше, Усть Унье для изготовления киля (кокоры) применяется ствол кедра. Ширина киля достигает более 50 см, поэтому в окрестностях этих сёл тяжело найти хороший кедр. Шпангоуты (упруги) заготавливались поздней осенью, предварительно обтёсывались и вместе с доской сушились в тени не менее одного года.
Конструкция корпуса коми лодки представляет собой силовой набор, который состоит из киля (кокоры), шпангоутов (упругов), транца, форштевня и жёстко закреплённых сидушек, которые обеспечивают поперечную жёсткость корпуса. Обшивка корпуса осуществлялась досками встык или внахлёст толщиной от 16 до 22 миллиметров. Привальная доска наряду с килем несёт продольную нагрузку.
Киль (кокора) изготавливался из целого ствола ели, имеющей здоровый боковой корень, из которого формировался нос лодки. Длина киля определяла длину будущей лодки. Изготовление киля была самая трудоёмкая и ответственная работа, выполнялась исключительно вручную топором. Значительное облегчение в этот труд внесло появление бензопил. Чтобы я понял, каков был труд по изготовлению лодок, дед взял меня на заготовку леса для лодок и заставил валить ели толщиной более полуметра топором. Самое тяжёлое - это заготовка кокоры. У ели более десятка прочных корней, которые надо отделить от ствола, оставить только один, из которого будет сформирован нос. Но самым сложным в этом процессе было ожидание, а вдруг упавшее дерево окажется с гнилью! Всё обошлось! Дед преподал мне науку из серии « семь раз отмерь…».
Шпангоуты (упруги) заготавливали только из корней ели в позднеосенний период и предварительно обтёсывались под нужные углы и просушивались. Транец изготавливался из крепкого корня, нужной толщины и устанавливался к килю шип в паз и крепился нагелями на клин.
Процесс строительства лодки начинался с установки и закрепления киля на стапель, который состоял из 3-4 козел, обеспечивающих горизонтальную плоскость.
На закреплённый киль устанавливались шпангоуты, которые крепились деревянными нагелями, по два на каждый. Шпангоут, в данном случае до установки вертикальной стойки, флора, задавал угол килеватости корпуса. Классические обводы коми лодок- 15-25-35 градусов по носу и корме. Доска обшивки пришивалась к поперечному набору специальными гвоздями с широкими шляпками, на старых лодках это были самокованые гвозди, они крепче держались в древесине. Доски тщательно подгонялись друг к другу, а к носу и кормовой доске крепились в специальный паз. На средней Печоре днище лодки формировалось из двух досок шириной до 25 см каждая, и при ширине киля 20-25 см достигалась необходимая ширина лодки от 90 до 125 см при длине до 8 метров. Привальная доска определяла высоту борта, которая определялась необходимой достаточностью мореходных качеств лодки. Средняя высота борта для коми лодок 0,45-0,55, что обеспечивает допустимую волну до 0,6 метра. На верхней Печоре днище формируют из широкого киля до 50 см и двух досок шириной до 30 см, борта редко выше 40 см, поэтому мореходность у них допустима до высоты волны не более 0,5 метра.
После завершения строительства корпус лодки тщательно конопатился каболкой и с обоих сторон пропитывался смолой живицей. В процессе эксплуатации эту процедуру необходимо производить ежегодно и соответствующим образом содержать лодку, не давать ей рассыхаться и в то же время не давать набирать в обшивку избыток влаги. При соответствующем содержании такая лодка служит до 10 и более лет.
Непотопляемость деревянных лодок обеспечивалась применяемым материалом. С 70-х годов 20 века для обшивки днища лодки начали применять доступный оцинкованный металл. Возросла технологичность изготовления корпуса лодки и облегчалась подгонка деталей корпуса. Но оцинкованный металл при повреждении покрытия, а оно повреждалось после первой поездки, начинает интенсивно ржаветь и срок службы лодки редко превышает 5 лет, плавучесть лодок с жестяной обшивкой без дополнительных баков редко положительная, поскольку намокшая деревянная часть лодки имеет плотность более 0,8.
Данный проект МС предусматривает изготовление корпуса лодки из первичного ПНД (полиэтилен низкого давления). Этот материал уже довольно давно используется в построении маломерных судов во многих регионах России и прекрасно зарекомендовал себя в различных конструкциях судов. Его отличительные свойства - это ударопрочность, износостойкость, малый коэффициент трения, морозостойкость, стойкость к любым агрессивным средам, пластичность и ремонтопригодность в полевых условиях. Этот материал легко обрабатывается современными инструментами и, самое главное, имеется возможность при помощи специального инструмента экструдера сваривать отдельные детали конструкции судна в цельную конструкцию. При тщательном соблюдении технологии сварные швы достигают 100 % прочности исходного материала. Это позволяет реализовать самые смелые задумки конструктора и без опаски использовать материал для нужд малого судостроения. Из ПНД изготовлены и достойно прошли испытания МС различной конструкции и назначения, от малых лодок типа озёрка, до аэро и водомётных маломерных судов.
Поэтому логично было изготовить лодку из ПНД типа коми пыж. За основу был взят зарекомендовавший себя с лучшей стороны корпус коми лодки, построенной по лучшим традициям, живущим ныне замечательным мастером Мезенцевым Иосифом Васильевичем, жителем села Подчерье. Он учился у лучших мастеров села, в том числе Габе Ваня и сумел сохранить тонкости мастерства и передать его ученикам.
Конструктивно МС «Уралка» в точности повторяет обводы корпуса коми лодки, но на этом сходство заканчивается. Вобрав в себя лучшие качества коми лодки, Уралка превзошла её по эксплуатационным возможностям и безопасности эксплуатации.

17 5 ER 2.0539
Такие красивые фотографии наших лодок мелькают в ленте VK😊🤗

ВЕЗДЕХОД11/МАКСИХОД
89009740011

4 6 ER 1.8195
Наша новая лодка теперь в наличии на Колхозной 40а, можно приехать и посмотреть её в живую😉

[club157925918|Вездеход11.]
WhatsApp 89009740011
Viber 89009740011

35 38 ER 2.8644
Сегодня к нам приезжал наш земляк [id245272109|Генрих Немчинов], обсуждали с ним наши дальнейшие проекты🤩🤝

ВЕЗДЕХОД 11/МАКСИХОД
89009740011

3 1 ER 1.4207
Дорогие друзья, коллектив Вездеход11 от всей души поздравляет Вас с Новым 2022 годом 🎄
Счастья, здоровья, успехов, любви, крепких вездеходов, санок и лодок💚
Благодарим, что выбираете нас🤗

1 1 ER 1.6396