Статистика ВК сообщества "ВСЕМИРНАЯ ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ"

0+
VAE VICTIS

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

#война_в_фотографиях

Советский снайпер Т. Г. Бондаренко.
Великая Отечественная война. 1944 год.

36 32 ER 14.5603
#цитата

"Бесстрашен и самоотвержен наш солдат. Глядишь, ранен, а из последних сил ползет с гранатами к фашистскому дзоту".

Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский.

44 39 ER 16.4918
Они прошли всю Европу практически парадным маршем... Они ворвались в мирную жизнь моей Родины пользуясь темнотой, как бандиты... Нет, им были нужны не только наши земля и ресурсы, они жаждали крови... Нашей крови! Они и их европейские сателлиты и прихлебатели, пришли к нам жечь, грабить и насиловать, они пришли к нам убивать! Они несли с собой петлю, кнут надсмотрщика, огонь и автомат! Они несли смерть! Эти двуногие существа в своих хвастливых докладах отвели на захват моей Родины месяцы! В своих нелепых фантазиях, они мечтали промаршировать под своими грязными тряпками по улицам нашей столицы, нашей Москвы!

Но моя Родина ощетинилась отточенной сталью граненых русских штыков!
Моя Родина встала на пути у чудовища гранитом Брестской крепости и пограничных застав!
Моя Родина встретила в небе этих стервятников меткой пулей и тараном!
Моя Родина встала скалой Одессы и Севастополя!
Моя Родина ответила беспримерным в истории мужеством и стойкостью несломленного Ленинграда!
Моя Родина ответила огнём и сталью Москвы и Сталинграда!
Моя Родина ответила меткими пулями партизан и пущенными под откос гитлеровскими эшелонами!
Моя Родина без устали, не отходя от станков, день и ночь ковала оружие в тылу и отдавала для фронта все!
Моя Родина сломала хребет кровожадному гитлеровскому монстру на Курской дуге и погнала это отродье в его грязное логово!
Моя Родина добила гитлеровскую гадину в её же берлоге и швырнула её грязные стяги к подножию Мавзолея!
Моя Родина заплатив огромную, страшную цену принесла всему человечеству Победу!

Наша память и наша земля, обильно политая нашей кровью священны! И нет в мире земли краше и лучше, чем наша! Я горд, что мне выпала в жизни величайшая честь называть нашу землю своей Родиной!

Вечная память и слава советскому солдату-освободителю! Вечная память и слава советским партизанам и подпольщикам! Вечная память и слава советским труженникам тыла! Вечная память и слава всем, кто сражался за нашу Родину!

От всей души поздравляю вас, друзья, с нашим самым главным праздником, с главным днем в нашей истории - с торжеством добра над первобытным злом - с Днём Победы! Ура!!!

56 12 ER 14.5085
#флотоводцы

Николай Герасимович Кузнецов.

Николай Герасимович родился 24 июля 1904 года в деревне Медведки в семье казённого крестьянина Герасима Фёдоровича Кузнецова . С 1917 года — рассыльный Архангельского порта. В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов вступил в Северо-Двинскую военную речную флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым.
В 1921—1922 годах — строевой Архангельского флотского экипажа. С 1922 года служил в Петрограде, в 1923—1926 годах учился в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе, которое окончил с отличием 5 октября 1926 года.

Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина». Это был первый из построенных в СССР крейсеров. Служил командиром батареи, командиром роты, старшим вахтенным начальником. В 1929—1932 годах — слушатель Военно-морской академии, которую также окончил с отличием.
В 1932—1933 годах — старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ». С ноября 1933 по август 1936 года командовал крейсером «Червона Украина», где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля.
В августе 1936 года отправлен на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства. Принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании. Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За службу в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

С августа 1937 года — заместитель командующего, с января 1938 по март 1939 года — командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.
В марте 1939 года Кузнецов назначен заместителем Наркома ВМФ СССР.
29 апреля 1939 года 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. Он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Ранее наркомами были армейский комиссар 1-го ранга П. А. Смирнов и командарм 1-го ранга М. П. Фриновский. Оба они были активными организаторами репрессий на флоте, причём во всех случаях смена руководства сопровождалась физической ликвидацией предыдущего.

Внёс большой вклад в укрепление обезглавленного чистками флота перед войной; провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). Также его приказом в 1939 году была сохранена старая Петербургская инженерная научно-педагогическая школа, был возвращён обратно в Ленинград Морской инженерный факультет, и под именем ВИТУ восстановлена Николаевская инженерная научно-педагогическая школа. При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ. 24 июля 1939 года по его инициативе введён День Военно-Морского Флота. При введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала. Его приказом в 1941 году было создано первое водолазное специальное подразделение РОН (Рота особого назначения).

К началу Великой Отечественной войны адмирал Кузнецов внёс существенный вклад в усиление боевой мощи, в повышение боеготовности сил и средств ВМФ. Накануне нападения Германии на СССР принял действенные меры по повышению боеготовности флотов, а в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении их в полную боевую готовность, что позволило избежать потерь кораблей и морской авиации.
Во время войны Кузнецов был членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. Большую роль в противодействии противнику сыграли морская авиация и подводный флот. ВМФ оказывал помощь союзникам, а кроме того, сопровождал корабли, идущие по ленд-лизу. Значительная роль уделялась морскому образованию и учёту опыта войны. Со 2 февраля 1945 года Н. Г. Кузнецов — член Государственного комитета обороны (ГКО).

В 1945 году участвовал в составе советской делегации в работе Крымской и Потсдамской конференций руководителей трёх союзных держав.
31 мая 1944 года Кузнецову присвоено воинское звание адмирал флота. 25 мая 1945 года это звание приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа. 14 сентября 1945 года Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза.

25 февраля 1946 года самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и Военно-морской флот был включён в состав объединённого Наркомата Вооружённых сил СССР. Кузнецов был назначен главнокомандующим ВМС — заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых сил СССР. В январе 1947 года в результате разногласий со Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ был снят с поста Главкома и в феврале 1947 года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений.
12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов (Л. М. Галлером, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым) был предан Суду чести Министерства Вооружённых сил СССР под председательством Маршала Советского Союза Говорова.
Обвинение состояло в том, что в 1942—1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Суд чести признал их виновными и постановил ходатайствовать перед Советом Министров СССР о предании виновных суду Военной коллегии Верховного суда СССР.

2 — 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о снижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала. Остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.

С июня 1948 года Кузнецов — заместитель Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам.
С февраля 1950 — командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В январе 1951 года Кузнецову было присвоено «очередное» воинское звание — вице-адмирал.
20 июля 1951 года Кузнецов вновь возглавил флот как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953 года), но звание адмирала флота было возвращено только 13 мая 1953 года — после смерти Сталина и снятия судимости.

В 1953 - 1955 годы Кузнецов — первый заместитель Министра обороны СССР — Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года в советской системе воинских званий его звание адмирал флота заменено на более высокое «Адмирал Флота Советского Союза» (которому полагалась и Маршальская звезда). В тот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев.
Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым, с которым они не вполне ладили ещё во время войны. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».

Писал и публиковал воспоминания. Автор «официальной» книги «Курсом к победе» и мемуаров о войне, о репрессиях, о Сталине, которые были изданы лишь посмертно; в них он резко критикует партийное вмешательство в дела армии и утверждает: «государством должен править закон». В отличие от многих других «маршальских» воспоминаний, записки написаны Кузнецовым лично и отличаются хорошим стилем. В официальной истории войны его роль из-за опалы часто затушёвывалась.

После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо символических, и материальные преимущества). Тем не менее, все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, С. Г. Горшкова.
После выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в год 20-летия победы, в котором Н. Г. Кузнецов был назван среди выдающихся военачальников, он стал постепенно входить в общественную жизнь.

Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 года безымянной подводной горе в Тихом океане было присвоено наименование гора Адмирала Кузнецова.
Также именем Кузнецова назван крупнейший корабль российского флота (Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»), ему воздвигнуты памятники, его именем названы флотские училища, площади и улицы во многих городах России.
В Архангельске, где началась военно-морская карьера Николая Герасимовича, его именем названа улица, а в 2010 году установлен памятник. В 2004 году на флоте широко отмечалось столетие со дня его рождения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 25 от 27 января 2003 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации «Адмирал Кузнецов».

53 36 ER 12.4864
#война_в_фотографиях

Советские тяжёлые танки ИС-2 на улицах Берлина.
Великая Отечественная война.

18 60 ER 7.6492
#корабли

Ледокол «Ермак» спасает севший на камни у острова Гогланд броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». 1900 год.

20 26 ER 5.8208
#корабли

Повреждения русского броненосного крейсера "Россия" после боя в Корейском проливе.
Русско-японская война.

29 17 ER 6.5562
#война_в_фотографиях

Российский военный летчик Петр Крисанов.
Первая мировая война. Зима. 1915 год.

17 4 ER 3.5020
22 июня 1941 года для нашей страны наступил самый страшный день в ее истории... День, который разделил нашу историю на "до" и "после"...

В 4 часа утра фашистские полчища вторглись на нашу землю!!! Сыпались бомбы на дома, в которых мирно спали наши граждане, погребая последних под собой... Сыпались снаряды на Брестскую крепость и пограничные заставы... Фашист шел на нашу землю с кнутом, петлей, автоматом, отравляющим газом и нечеловеческими зверствами концлагерей... Он шел жечь, грабить, насиловать и упиваться кровью!!!

Представляя этот страшный для всех нас день, я вижу сотни тысяч людских глаз прикованных к уличным репродукторам!!!

Я вижу наших летчиков, с зажатым в кулаке фото любимой, таранящих немецкие самолеты!!!

Я вижу бойцов-пограничников, которые до последнего обороняли свои заставы, а расстреляв все патроны идущих в штыки!!!

Я вижу огневые позиции и распростертые на них тела наших артиллеристов, которые стояли на них насмерть!!!

Я вижу пехотинцев, в покоробившихся от крови и пота гимнастерках, рвущих гранатами себя и немецкие танки!!!

Я вижу сотни тысяч дорогих и родных лиц...

Эти люди не задумываясь не секунды, просто взяли и отдали свои жизни, чтобы дать нам такую мелочь - как просто родиться, родиться свободными, родиться и жить на родной земле!!!

Вечная память и слава советским солдатам 1941 года!!! Вечная память и слава всем, кто сражался за нашу Родину!!!

22 7 ER 3.6039
#корабли

Русский броненосный крейсер «Рюрик».

В годы, предшествующие Первой мировой войне, вряд ли мог найтись на Балтике более притягивавший взгляды тяжёлый корабль, чем броненосный крейсер «Рюрик». Его грациозный и вместе с тем мощный силуэт, в отличие от уходящих в прошлое форм -«Цесаревича» и «Славы», архаичных силуэтов «России» и «Громобоя», тяжеловесных «Андрея Первозванного» и «Императора Павла І» каждый раз приковывал взоры сотен людей - когда маленькая балтийская эскадра под руководством неутомимого адмирала Н.О. Эссена, неизменно державшего свой флаг на «Рюрике», выходила в море на манёвры или учебные стрельбы.

Крейсеру выпала редкая судьба. Задуманный в России и исполненный в Англии, «Рюрик» в части конструкции воплощал целую серию передовых идей, учитывавших свежий опыт русско-японской войны. Первенец среди русских тяжёлых кораблей послевоенного поколения, он долгие годы оставался флагманским кораблём Морских сил Балтийского моря, пользуясь особым расположением царя Николая ІІ, регулярно посещавшего крейсер. Корабль постоянно участвовал в боевых стрельбах и учебных плаваниях
Во время мировой войны «Рюрик» был неизменным участником всех крейсерских операций флота, многих дальних минно-заградительных операций и действий по обеспечению лёгких сил. Дважды ему случалось получать весьма чувствительные повреждения и быть на краю гибели. Однако переменчивое военное счастье берегло крейсер - последним из тяжёлых кораблей Балтийского флота в марте-апреле 1918 г. закончил он Ледовую эпопею, встав на прикол в Кронштадте, чтобы никогда уже не выйти в море. С него сняли орудия и впоследствии еще достаточно современный, молодой и мощный корабль был продан на металл.

17 ноября 1905 г. МТК, утвердил спецификации и рабочие чертежи нового крейсера. Спустя почти два месяца, 10 января 1906 г., состоялось подписание официального контракта на постройку броненосного крейсера за оговоренную ранее сумму в 1,5 млн. фунтов стерлингов. Примечательно, что строительство «Рюрика» ко дню подписания контракта продолжалось уже почти ровно пять месяцев - первые листы корпуса будущего крейсера легли на кильблоки верфи «Виккерс» в Барроу 9 августа 1905 г.

Постройка «Рюрика» началась задолго до начала подписания официального контракта - настолько острой была потребность в новых тяжёлых кораблях для обескровленного Цусимой русского флота. К моменту его подписания в январе 1906 г. общий вес выставленных корпусных конструкций достигал внушительной цифры 2600 т. Уже к этому времени проект оброс множеством усовершенствований. Поэтому в появившейся в начале 1906 г. спецификации крейсера оговаривалось, что «все старания будут приложены для приведения судна к нормальному водоизмещению в 15000 т». Этим условием Морское министерство стремилось всячески избежать перегрузки корабля, однако уже к моменту появления спецификации перегрузка достигла 200 т, которые складывались следующим образом: бронирование котельных кожухов (52,5 т); разделительные переборки батареи и траверзы (увеличены до 25 мм) (47,0 т); мелкокалиберная артиллерия с боезапасом (30,25 т); вспомогательный руль с приводами и литыми частями (27,5 т); доведение толщины кормовой боевой рубки до 203 мм, её трубы до 127 мм (1З,0 т); увеличение толщины крыши башен 10" орудий на 12,5 мм (11,0 т); увеличение веса корпуса вследствие вышеописанного (18,75 т).

5 мая 1906 г. на крейсер прибыл постоянный командир, капитан 1 ранга Н.О. Эссен, герой обороны Порт-Артура, боевой офицер и бывалый моряк. Его приезд не добавил спокойствия англичанам - Эссен сразу выдвинул целый ряд конструктивных новаций. Самой первой и зримой его инициативой стал отказ от бронированных рубок бортовых дальномерных постов, предусмотренных побортно на полубаке подле второй и третьей дымовых труб. Сначала по инициативе Н.0. Эссена и К.А. Теннисона МТК поставил перед «Викерс» вопрос отказа от кормовой (толщина стенок 76 мм, крыши 38мм), а затем и от носовой (127 и 38 мм)пары этих рубок. Дальномеры же перенесли в боевые рубки, расширив их до размеров, допускающих размещение инструментов. Были добавлены также новые помещения для экипажа - кубрики для команды и каюты для кондукторов, прачечная, сушильня, хлебопекарня.

В дальнейшим в ходе строительства вносились ещё много изменений, но они уже были незначительны. Спуск корабля состоялся 4 ноября 1906 г., событие это прошло гладко и без особого шума. Зимой 1906/1907 гг. шла достройка корабля на плаву. Весной эти работы были завершены и по инициативе компании приступили к ходовым испытаниям крейсера. 6 июля 1907 г. крейсер вывели в море и у Глазго сделали несколько пробегов на разных скоростях. Вибрации не наблюдалось. Из 14 пробегов, в ходе которых скорость корабля постепенно увеличивали с 9,9 уз. до наибольшей, четыре последних были на полный ход. Он составил в среднем 21,4 уз. при зафиксированной мощности машин 20591 л.с. и 143 оборотах. Водоизмещение крейсера в начале испытаний составляло 15133 т (средняя осадка 7,96 м), в конце - 15040 т (7,91 м).
В конце августа 1908 г. крейсер (с годичным опозданием против контракта из-за проблем с орудийными башнями, условно принятый по ходатайству «Виккерс», совершенно уверенной в благополучном исходе повторных испытаний стрельбой в Балтийском море, поднял Андреевский флаг и вышел на Родину, где уже русскими инженерами были исправлены все недочеты английской фирмы.

Главная конструктивная особенность «Рюрика» заключалась в том, что он определённо не относился ни к довоенной разновидности тяжёлого артиллерийского корабля, ни к его постцусимскому типу, начало которому в русском флоте было положено лишь «Севастополем». Как и пара линкоров «Андрей Первозванный» - «Император Павел І», в компанию которых предполагалось его вхождение в качестве эскадренного крейсера, он являлся переходным кораблем от додредноутов к дредноутам, дань чему отдали во флотах всех крупных морских держав. В конструкции «Рюрика» причудливо сочетались новые длинные орудия с прежними лёгкими снарядами, полный пояс по ватерлинии и бронированная трюмная переборка - с принятым ранее характером расположения поясных плит, совершенная система непотопляемости - с поршневыми машинами, протяжённый таран - с современной системой контроля огня. Задуманный в соответствии с довоенными воззрениями, он ещё не мог всецело воплощать опыт морских сражений русско-японской войны.

Основной продольной конструктивной связью набора был вертикальный плоский киль толщиной 16 мм на протяжении половины длины корпуса посередине и 12 мм в оконечностях. Высота киля составляла 1020 мм по всей длине судна. В плоскости днища он подкреплялся двумя горизонтальными листами - внутренним 16мм толщины (в оконечностях 12 мм) и наружным в 25 мм (в оконечностях 16 мм). Верхняя кромка киля с обеих сторон усиливалась непрерывным угольником 89 х 89 мм. Продольный набор корпуса состоял из пяти стрингеров с каждого борта. Первый и второй были непрерывными, не водонепроницаемыми и имели толщину 12 мм. Высота их составляла 1020 мм; в оконечностях они выступали поверх поперечного набора и изготавливались из 2-образного профиля высотой 254 мм. Третий, четвёртый и пятый стрингера выполнялись интеркостельными между шпангоутами и изготавливались из листов толщиной 10 мм. Поперечный набор (шпангоуты) на протяжении от 8 до 222 шп. имел шпацию равную 1219 мм (4 фута), а в оконечностях 914 мм (3 фута)

Крейсер имел три непрерывных палубы - верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя состояла из листов толщиной 15 (в середине) - 10 (в оконечностях) мм, средняя (броневая) 38 мм и нижняя (также броневая) 25 мм. В качестве меры для уменьшения бортовой качки «Рюрик» был оснащён двумя боковыми килями длиной по 60 м высотой 0,76 м. Они состояли из стальных листов толщиной 11 мм, между которыми находилась еловая заделка, и присоединялись к обшивке угольниками 76 х 89 х 5 мм. Помимо этих килей крейсер имел также два тиковых доковых киля длиной 28 м, подбитых внизу стальной полосой толщиной 6 мм. Штевни «Рюрика» изготавливались из литой стали. Форштевень по высоте простирался до уровня средней палубы, выше которой носовая часть корабля образовывалась «соответственно изогнутым›› листом в 18 мм, а ахтерштевень под кормовым подзором в месте прохода головы руля был сделан уширенным, причём в точке пересечения его с баллером руля предусматривались «сальники из пушечного металла». Сам руль имел балансирную форму, общая площадь его составляла 26,5 мг. Конструктивно он состоял из стальной литой рамы (единая отливка), заполненной деревом, поверх которого шла обшивка из листов толщиной 10 мм.

Машинно-котельная установка «Рюрика» была выполнена полностью в соответствии о тогдашними предпочтениями МТК -в её состав входило два комплекта вертикальных четырёхцилиндровых паровых поршневых машин тройного расширения и 28 водотрубных котлов системы Бельвиля. Наибольшая развитая кораблём во время ходовых испытаний скорость равнялась 21.43 уз. при 143 об/мин и мощности 20591 л.с., что почти на 900 л.с. превысило контрактную (19700 л.с.). В дальнейшем в ходе всей службы крейсера его механическая установка никогда не давала повода для нареканий со стороны машинной команды. Нормальный запас топлива равнялся 1200 т, полная вместимость угольных ям составляла 2000 т. Для погрузки угля применялись лебёдки грузоподъёмностью 1 т. Нефть хранилась в междудонном пространстве на протяжении 100 - 130 шп., питательная вода для котлов также в междудонье на протяжении 132 - 170 шп. Дальность плавания крейсера составляла - 21-узловым ходом 2568 и 1490 миль при запасе угля соответственно в 2000 и 1200 т и 10-узловым - соответственно 4290 и 2490 миль.

По проекту экипаж крейсера состоял из 20 офицеров и классных чиновников, 16 кондукторов и 875 нижних чинов. Однако в итоге полный штат экипажа на «Рюрике» составлял 964 человека (28 офицеров и классных чинов, и 936 кондукторов, унтер-офицеров и матросов). Размещение его было традиционным для тяжёлых артиллерийских кораблей начала ХХ столетия - команда в кубриках в носу, офицеры в каютах в корме. Помещения нижних чинов занимали всё пространство под полубаком, включая казематы 120-мм артиллерии (здесь матросы подвешивали на ночь свои койки). Помимо этого, в самом носу находились командные гальюны, а перед носовой 10" башней - большой лазарет. Все остальные помещения личного состава полностью занимали пространство на средней палубе за исключением лишь шахт подачи 10" и 8” артиллерии, а также дымоходов и воздуховодов машинно-котельных отделений.

Основу броневой защиты корпуса «Рюрика» составлял пояс по ватерлинии. В пределах цитадели корабля (между наружными краями 10" башен) он состоял фактически из двух самостоятельных поясов один поверх другого. Верхний, перекрывавший участок борта между верхней и средней палубами, имел толщину 76 мм, нижний, нисходящий от уровня средней палубы до отметки 1,5 м ниже конструктивной ватерлинии (чему соответствовала осадка 7,93 м), состоял из плит толщиной 152 мм, а у нижней кромки толщина его уменьшалась до 102 мм. Толщина рубашки борта за обоими поясами в пределах цитадели составляла 22 мм, а оба они подкреплялись по всей высоте вертикальными Z-образными стойками 203x89x75 мм, расположенными через 610 мм (2 фута). Общая высота бортового бронирования цитадели равнялась 3200 мм.

Башни 10" орудий имели лобовую и бортовую броню в 203 мм, 152 мм тыльные плиты, 64-мм крышу и 76-мм подшивку свеса. Барбеты 10" башен были толщиной 184 мм в открытой части (над полубаком и средней палубой для носовой и кормовой башен соответственно), 108 мм у носовой башни далее вниз до средней палубы, и, наконец, 51 мм у обоих башен между средней и нижней палубами. Плиты барбетов на всю высоту от уровня башенного погона и выше соединялись между собой стальными шпонками, все низлежащие плиты скреплялись друг с другом пазовыми планками 380x25 мм.
Особенностью конструктивной подводной защиты «Рюрика» была трюмная подводная переборка, простиравшаяся по всей длине цитадели крейсера. Толщина ее составляла 38 мм, выполнялась она из стали повышенного сопротивления. Переборка подкреплялась вертикальными стойками из бульбовой стали 203x88 мм через шпацию (1219 м); верхние и нижние концы стоек крепились к бимсам нижней броневой палубы и к обшивке днища соответственно.

В качестве основного крупнокалиберного орудия «Рюрик» получил новейшую 10" артиллерийскую систему в 50 калибров длиной, до этого в русском флоте не применявшуюся. Это орудие во многом наследовало 10"/45 орудию, спроектированному в 1892 г. А.Ф. Бринком для броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Сенявин» и «броненосцев-крейсеров» типа «Пересвет». Конструктивно орудие следовало традиционному для русской морской артиллерии типу и, как и 10-дюймовая модель 1892 г., состояло из внутренней трубы, скреплённой двумя рядами длинных цилиндров (первый шёл до дула, второй на 1/З длины до него не доходил), поверх которых надевался кожух. Нарезка, как и у 10"/45 прототипа, была постоянной крутизны, с углом наклона в 6°, ход нарезов равнялся 30 калибрам. Нарезная часть длиной 10249 мм имела 60 нарезов (у 10"/45 орудия - 68). Общая масса ствола с 620-кг поршневым затвором составляла 27846 кг (у 10"/45 0РУдия _ 22735 кг).

Второй главный калибр крейсера был представлен четырьмя 8" двухорудийными башенными установками, также конструкции «Виккерс››. Стволы 8”/50 орудий весом 14380 кг (с затвором) состояли из внутренней трубы, скрепленной двумя рядами цилиндров, кожуха и казенника, в который ввинчивался поршневой затвор (вес последнего 256,8 кг). Длина нарезной части составляла 8167 мм, нарезка постоянной крутизны имела ход 30 калибров, глубина нарезов равнялась 1,52 мм.

Противоминная артиллерия «Рюрика›› состояла из 20 120-мм/50 орудий и была сосредоточена в двух группах - средней и кормовой. Основная группа (16 орудий) располагалась в середине корпуса на верхней палубе, ещё четыре орудия в корме находилась палубой ниже; все они были установлены в отдельных казематах. Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной по всей длине тремя цилиндрами (в один слой), поверх которых надевался кожух. Нарезная часть ствола длиной 5042 мм имела 28 нарезов постоянной крутизны (ход 30 калибров) глубиной 0,96 мм. Общий вес ствола с затвором равнялся 3150 кг.

Наряду с артиллерией главного и противоминного калибра на крейсере имелось четыре 47-мм/43 пушки Гочкиса, как указывалось в спецификации, «с установкой на шлюпки››. Здесь же оговаривалось, что эти орудия будут «все последнего английского образца, приспособленные под русские патроны». На корабле эти орудия должны были устанавливаться вдоль обоих бортов на полубаке в середине корпуса и выполнять роль салютных, однако позд- нее их было решено установить по одной на крыше 8" башен, чтобы совместить обе функции - и салютных, и практических орудий. Общее количество боезапаса составляло 636 выстрелов (унитарный патрон), размещённых в носовом и кормовом погребах. Вес снаряда составлял 1,5 кг, вес его разрывного заряда 20 г, вес бездымного пороха в патроне 310 - 350 г.

Подобно всем тяжёлым артиллерийским кораблям крейсер был оснащён и торпедным вооружением - два траверзных подводных аппарата калибра 450 мм находились в большом отсеке у основания носовой 10” башни. Их оси располагались под прямым углом к диаметральной плоскости, причём оба были установлены несколько со смещением по отношению друг к другу, так что они могли перезаряжаться одновременно. Боезапас каждого аппарата состоял из трёх торпед.
В ходе войны на крейсере появились зенитное вооружение.

Для управления артиллерийской стрельбой на крейсере была установлена система контроля огня, разработанная и изготовленная фирмой-строителем. Она состояла из дающих и принимающих приборов прицела, целика и линий электрической синхронной передачи. При этом все принимающие приборы левого и правого бортов объединялись соответственно в две независимые цепи. Дальномерное оборудование крейсера совершенствовалось в течение всего его периода службы.

7 0 ER 0.5518