Статистика ВК сообщества "Пандориум"

0+
О жизни прошлой, текущем моменте и грёзы о будущем.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Сравнительно недавно, в 1970 г., археологи нашли в погребении одного из ярославских курганов не глиняный или бронзовый амулет, а остатки настоящей медвежьей лапы, на палец которой был надет серебряный перстень с сердоликовой вставкой. В могиле были погребены две женщины, рядом с одной из них - девочкой 11-13 лет - и обнаружена эта уникальная находка. Исследователи предположили, что перед нами - древнейшее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода.

Мордовская песня рассказывает о девушке, которая пошла по грибы, заблудилась и была унесена медведями в их дом. Там она рожает от медведя детей, печет nироги, занимается хозяйством. Наконец, она решается навестить родителей и берет с собой «мужа». Сама она заходит в избу, а медведя оставляет на дворе: тут братья лесной жены и убивают зверя. Сестра nроклинает их - ведь они оставили ее без мужа и кормильца.

От браков со священными животными рождались богатыри-первопредки (таков Кудым-ош у коми). Интересно, что и в русском фольклоре Верхнего Поволжья сохранились пережитки этого мотива: ряженые медведями на свадьбах валили на пол девушек, мазали их сажей, а сама «молодая» - невеста - именовалась медведицей. У мордвы одна из родственниц молодых встречала их обряженной в вывернутую наизнанку шубу - изображала медведицу. У карел же медвежьи лапы повсеместно использовались в качестве свадебных оберегов.

Нужно добавить, что девочка не случайно была обручена с медведем после смерти: умершие до замужества, не избывшие свой жизненный срок, считались особенно опасными после смерти, так как становились злыми духами. Чтобы нейтрализовать опасность - возвращение умершей в мир живых, девочке подобрали подходящего лесного «жениха».

Мифы финно-угров.
В. Я. Петрухин

#пандориум_медведи
#пандориум_фино_угры

158 19 ER 8.6934
Архетип лабиринта, как встроенная программа психики, действует на всех уровнях нашего бытия. Один интересный факт — Чарльз Форт, американский писатель собирал информацию о людях, путешественниках, заблудившихся в девственных лесах и пустынях. Он рисовал маршруты их передвижений. Все рисунки напоминают лабиринты. Форт утверждал, что пространство есть лабиринт и человек в своем движении воссоздает его узор.

Тут снова вспоминается мифология и культ Диониса. Ариадна, дочь критского царя танцевала в экстатическом состоянии на празднике Диониса. Танец был как откровение и Дедал построил лабиринт в соответствии с рисунком этого танца. Поиску выхода из лабиринта сопутствует экзистенциальный страх, поэтому не каждый отважится спуститься в Туннели Сета, а у тех, кто отважится, должно хватить чувств следовать в верном направлении.

В заключении хочу привести цитату Тома Мура:
«Утверждать дионисийство — значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни, до смерти, от боли до экстаза, включая травмический опыт...»

Вальтер Ф. Отто
Дионис. Миф и культ

#пандориум_символизм

138 11 ER 5.9064
Важно отметить, что само слово «смерть» египтяне избегали употреблять, использовали его крайне редко – преимущественно, по отношению к очень плохим людям, своим врагам. В большинстве случаев заменяли какими-то другими формулировками. И одной из наиболее распространённых формулировок такого рода было выражение «уйти к своему ка». Об умершем говорили, что он ушёл к своему ка, соединился со своим ка.

Вспомним, что такое «ка»? Ка – это идея, по которой создан конкретный человек, суть этого человека. То есть когда о человеке говорят, что он возвратился к своему ка – это означает, что он оказался адекватен замыслу Бога о нём. Что умерший, прожив свою жизнь, в которой могло быть много всякого - и хорошего, и плохого – в конце концов, всё же достиг соответствия замысла о нем Творца.

Древнеегипетская космогония.
А. Зубов

#пандориум_египет

74 13 ER 2.8579
И, наконец, третье, очень интересное общесемитское наименование солнца Ра словом Тем или Атум. Атум происходит от слова «полнота». Но не просто полнота, а полнота, выходящая за пределы этого мира. В Древней Месопотамии слово "тэм" означало "становиться несуществующим" (отсюда месопотамская богиня Тиамат — "та, что лежит по ту сторону существования", олицетворяющая Изначальную Бездну). Это начало бытия, находящееся за пределами самого бытия — то есть, не-бытие или инобытие. Тэм-Тиамат и Атум имеют один тот же корень tm.

"Небытийность", то есть "сверхсущностность", от глагола tm в негативной форме — "не существовать".

И здесь сразу хочется вспомнить слова из книги Дао Дэ Цзин из Китая: "Великая полнота подобна пустоте". Слова другие, а суть одна. В стеле царя Антефа [Metropolitan museum N 13.182.3] (около 2100 года до Р.Х.) Атум-Ра именуется ("ими-мешеруф ") — тот, кто светит светом вечерним.

«Категория Бога в Древнем Египте»
А. Зубов

Художник Рене Магритт

#пандориум_египет
#пандориум_лингво

104 24 ER 3.3733
Во время проводимых мною исследований мне посчастливилось найти интересную ссылку об обнаружении каменных фаллических фигур, которые были спрятаны в алтарной части ряда английских соборов, построенных до середины XIV столетия.

Приведу цитату из книги Майкла Харрисона "The Roots of Witchcraft" ("Корни колдовства"): "Сразу после окончания Второй мировой войны я смог получить ясный, исчерпывающий и недвусмысленный ответ на этот вопрос (о том, чему поклонялись верующие в Средние века, приходя в церковь на молитву), и дал мне его ныне покойный профессор Джеффри Уэбб, служивший в своё время профессором изящных искусств в Кембридже, а впоследствии секретарём Королевской комиссии по памятникам истории и культуры..... [Ему] вскоре после окончания войны было поручено провести изучение и оценить масштаб ущерба, причинённого за время войны английским церквям воздушными и иными

бомбардировками... И вот в одном из соборов он обнаружил сдвинутую взрывом авиабомбы крышку алтаря, мощную мраморную плиту, под которой его глазам явилось содержимое алтаря – впервые с XI или XII века. Внутри алтаря оказался божок – или, скорее, Бог с большой буквы. Именно на него, на самом деле, намекали и указывали все двусмысленные, "неправильные" резные орнаменты, расположенные на выступах и карнизах под потолком, на церковных хорах и обшивке дверей, которые наводили на определённые мысли…

Даже если бы эта находка была единственной в своём роде, она была бы грандиозным событием. Но, будучи далеко не единственной, она подвигла профессора Уэбба на то, чтобы продолжить свои поиски (и небезуспешные!) тайных предметов культа в других английских соборах. Профессор установил, что 90% всех изученных церквей с датой постройки до 1348 г. (начало "чёрной смерти", эпидемии чумы в Англии) имели в недрах своего алтаря спрятанные фигурки Бога. И в каком же виде был изображён этот древний "Даритель Жизни"? Да в том виде, в каком он хорошо знаком всякому, кто посетил любой индуистский храм – в форме лингама, мужского фаллоса из камня; символа древнего, всемирного культа плодородия: универсальный Фаллос, начало всего в мире.

Билл Деникин
«Фаллические символы в христианском соборе»

#пандориум_мистерии

203 23 ER 4.7007
В древней Греции экстатическому культу Диониса противостоял культ Аполлона — воплощение упорядоченной рациональности. Это как свет и темнота, скрывающиеся в каждом человеке. Аполлон — это день, сознание, разум. Дионис — это ночь, подсознание, безумие.

Аполлоном представлено полное доверие к принципу индивидуальности и возвышенного самоограничения, рождающего объекта и субъекта. В Дионисе отображено опьянение бытием. Либо под влиянием наркотического напитка, о котором говорят в своих гимнах все первобытные люди и народы, либо при могучем, радостно проникающем всю природу приближении весны просыпаются те дионисийские чувствования, в подъеме коих субъективное исчезает до полного самозабвения. Человек вновь соединяется с Природой, которая как сорвавшийся с цепи зверь устремляется в неистовый танец, соединяя жестокость и удовольствие, превращаясь в эликсир трансформации, о котором Ницше говорил как о «напитке ведьм».

Дионис определенным образом связан с богом подземного мира умерших, Гадесом. Герой спускается в Аид и выводит оттуда свою мать, подарив Гадесу веточку мирта. Тут мы переходим к сизигии эрос-танатос. Гадес в переводе с древнегреческого означает «бог того, что не видимо», он непосредственно связан со словом aidoion — «срамной член». Интересно, что этому органу имеется еще два названия: фаллос — может трактоваться как страх, воплощение экстаза, околдовывание, связан с принципом сердца. Пенис — (происходит от pcnetrabel), проникновение, пронзание, связан с аспектом оплодотворения. Дионисийские мистерии носили откровенно фаллический характер. Женщины привязывали к телу искусственный член, дергали его за веревочку вверх, восклицая: «Бог воскрес!», потом дергали вниз: «Бог умер!»

Баньши Дану
ДИОНИСИЙСКОЕ БЕЗУМИЕ

#пандориум_мифология
#пандориум_боги
#пандориум_лингво

185 21 ER 4.8628
Известно, что изваяния птицы-фаллоса сооружались во время празднества продолжения рода на Делосе, а вокруг нее клали недавно появившихся на свет девочек.

«Культурная история фаллических чудовищ»
С. Зотов

#пандориум_всякое

279 31 ER 5.8276
Патриархальный мир стремится отрицать свои корни в изначальном мире и делает всё возможное, чтобы сокрыть своё родство с Тёмной Матерью и одновременно по праву и без, считает необходимым изготовить "высшую генеалогию", уходящую к богу небес и сияющему аспекту. Но почти все древние свидетельства возводят происхождение мира к темноте, к богине.

Для всех источников жизни, будь то, как в бесчисленных мифах, изначальный океан, будь то земля или небеса, есть нечто общее: тьма. Та изначальная тьма, которая рождает свет как луну, звезды и солнце, и почти везде эти светила рассматриваются как отпрыски Ночной Матери.

Именно этот общий фактор, тьма изначальной ночи как символ бессознательного, объясняет сущность ночного неба, земли, подземного мира и первобытной воды, предшествующих свету. Ибо бессознательное – мать всех вещей, а все вещи, находящиеся в свете сознания, дети по отношению к тьме, как и само сознание, которое также является ребёнком этих первобытных глубин.

Эрих Нойманн
«Великая Мать»

#пандориум_мифология
#пандориум_символизм

77 57 ER 3.0282
Одно из испытаний в инициации шаманизма требует способности переносить экстремальный холод и жар горящих углей. Например, у маньчжуров будущий шаман должен пройти следующее испытание: зимой во льду проделывается девять отверстий: испытуемый должен нырнуть в одно из них, проплыть подо льдом и вынырнуть в следующем, и так далее до девятого отверстия.

В индо-тибетской инициации имеются испытания, когда успехи ученика в обучении проверяются по его способности высушить обнаженное тело и мокрые простыни в течение зимней ночи подпадающим снегом. Это «психическое тепло» по-тибетски называется gtum-mo (произносится тумо). «Простыни окунаются в ледяную воду, каждый ученик заворачивается в одну из них и должен высушить ее на своем теле. Как только простыня высохнет, ее опять окунают в воду, затем помещают на тело ученика. И так продолжается до рассвета.

Gtum-mo является упражнением тантрической йоги, хорошо известным в индусской аскетической традиции. Как будет показано далее, пробуждение кундалини сопровождается ощущением сильного тепла. Это открытие не следует приписывать тантрической йоге, еще в Ригведе считалось, что полное аскетическое воздержание тапас производит «тепло». Здесь перед нами очень древнее мистическое переживание: целый ряд примитивных традиций представляет маги-ко-религиозную силу как «горение».

«Магическое тепло» близко связано с другой техникой, которую можно назвать «владением огня» и которая делает тех, кто ею обладает, нечувствительными к жару горящих углей. Почти со всего шаманского мира мы имеем сообщения о таких подвигах, напоминающих нам представления факиров. В подготовке к трансу шаман может брать в руки горящие угли, глотать их, дотрагиваться до раскаленного докрасна железа и тому подобное. Во время празднеств «посвящения» арауканского шамана учителя и ученики, не обжигаясь, ходят босыми ногами по горящим углям, их одежда при этом также не воспламеняется, Во всей Северной Азии шаманы наносят себе глубокие раны, могут глотать горящие угли или дотрагиваться до раскаленного докрасна или даже добела железа. Такие же подвиги характерны и для шаманов Северной Америки. У зуни, например, шаманы проделывают с огнем разнообразные трюки: они могут глотать горящие угли, ходить по ним, дотрагиваться до раскаленного докрасна железа и тому подобное. Матильда Стивенсон рассказывает о своих собственных наблюдениях: шаман держал у себя во рту горящие угли в продолжение шестидесяти секунд. Вабене из оджибве рассказывают о «тех, которые берут руками огонь»: они безо всякого вреда для себя жонглируют горящими углями. Такие действия иногда проводятся коллективно. Так, в Китае sai-kong ведут за собой колонну через костер; такая церемония называется «хождение по дороге огня» и проводится перед храмом; sai-kong первым ступает на горящие угли, за ним следуют его младшие коллеги и даже зрители (См. Le Chamanisme, p.400). Наиболее ярким и лучше всего описанным примером коллективного хождения по раскаленным добела камням является хорошо известная церемония на Фиджи. Некоторые семьи обладают этой «способностью» и передают ее своим потомкам. Во время церемонии большое число непосвященных и даже посторонних людей также проходят по раскаленным углям без вреда для себя; но следует отметить, что для этого необходима определенная степень «веры» и уважения к символизму данного ритуала. Подобные церемонии происходят время от времени в Индии. В Мадрасе йоги сделали такое прохождение через огонь возможным для значительного числа зрителей, которые не только не были подготовлены к нему, но некоторые из них были даже откровенно скептически настроены, среди них — епископ Мадраса и его сопровождающие.

МИРЧА ЭЛИАДЕ
МИФЫ СНОВИДЕНИЯ. МИСТЕРИИ

#пандориум_элиаде
#пандориум_этнография

111 12 ER 3.4664
Если обратиться к греческой мифологии, то мы узнаем, что Дионис был последним, рожденным богами. Его мать умерла от удара молнии в момент появления Зевса, таким образом, младенец Дионис появился на свет шестимесячным, Зевс донашивал его, зашив в бедро. После второго рождения он передал Диониса Гермесу, спасая его от гнева своей жены Геры. Гермес спрятал малыша у нимф. Дионис обладал способностью менять пол и превращаться в животных. Гера не оставила своих попыток уничтожить мальчика, она подослала титанов, чтобы они убили Диониса. Зная о том, что его взгляд обращает в безумие, титаны подарили ему зеркало. Глядя в зеркало, Дионис был поражен безумием, которое выражалось в серии метаморфоз, называемых «синдесмос»..., он превращался то в женщину, то в козла, то в быка. В образе быка его постигла смерть. Титаны разорвали его на части, зажарили и съели. Лишь сердце удалось спасти, благодаря чему Зевс смог воскресить сына. Гнев бога испепелил титанов и из их праха (по одной из версий) появились люди.

Смерть Диониса является символом раздробленности человеческого сознания.

В древней Греции экстатическому культу Диониса противостоял культ Аполлона — воплощение упорядоченной рациональности. Это как свет и темнота, скрывающиеся в каждом человеке. Аполлон — это день, сознание, разум. Дионис — это ночь, подсознание, безумие. Аполлоном представлено полное доверие к принципу индивидуальности и возвышенного самоограничения, рождающего объекта и субъекта.

В Дионисе отображено опьянение бытием. «Либо под влиянием наркотического напитка, о котором говорят в своих гимнах все первобытные люди и народы, либо при могучем, радостно проникающем всю природу приближении весны просыпаются те дионисийские чувствования, в подъеме коих субъективное исчезает до полного самозабвения». Человек вновь соединяется с Природой, которая как сорвавшийся с цепи зверь устремляется в неистовый танец, соединяя жестокость и удовольствие, превращаясь в эликсир трансформации, о котором Ницше говорил как о «напитке ведьм».

Дионис определенным образом связан с богом подземного мира умерших, Гадесом. Герой спускается в Аид и выводит оттуда свою мать, подарив Гадесу веточку мирта. Тут мы переходим к сизигии эрос- танатос. Гадес в переводе с древнегреческого означает «бог того, что не видимо», он непосредственно связан со словом aidoion — «срамной член». Интересно, что этому органу имеется еще два названия: фаллос — может трактоваться как страх, воплощение экстаза, околдовывание, связан с принципом сердца. Пенис — (происходит от pcnetrabel), проникновение, пронзание, связан с аспектом оплодотворения. Дионисийские мистерии носили откровенно фаллический характер. Женщины привязывали к телу искусственный член, дергали его за веревочку вверх, восклицая: «Бог воскрес!», потом дергали вниз: «Бог умер!»

Состояние дионисийского безумия наступало после возлияний вина и экстатических танцев. «Вино — аигит potabile, питьевое золото». Однако, опьянение виноградным вином было прерогативой жрецов, требующей особого посвящения. Вот что писал об этом Валерий Флакк: «Вакх погружает в пенистый сок увитый плющом и змеиной травой офианой тирс. Когда менады натираются этой травой, клитор вырастает фаллосом.

Оргия: старики превращаются в детей, женщины в мужчин, мужчины в женщин, те и другие в пантер, змей, хищных птиц— рев, стоны, кровь, пение. Ритуал заканчивается, бог исчезает, на пустой земле валяются несчастные страдальцы. Но менады и вакханы, забыв о прежней жизни, днями и ночами рыщут по лесам и полям в поисках неистового бога сублимаций.» (Дионисии)

На Крите во время дионисийского ритуала люди зубами разрывали на куски живого быка. Юнг описывал процесс перехода на теневую сторону:
...двери открываются и срываются ветром с тысячекратным хохотом». Жрицы Диониса, менады, девять дней придерживались воздержания, чтобы в момент мистерии через ритуальный секс войти в состояние теолепсии (общение с богом). В древне-германских мистериях siethr, благодаря экстазу безумия, человек входил в измененные состояния сознания дабы обрести своего двойника в образе сверхъестественного существа, называемого fyligya или fetch (призрак)... (fyligya иногда является магу в анималистических образах, близких к тотемным животным сибирских шаманских традиций и визионерских ритуалов североамериканских индейцев.)

Дионис. Миф и культ
Вальтер Отто Ф.

Художник Daniel Ludwig

#пандориум_боги
#пандориум_символизм

92 2 ER 2.4760