Статистика ВК сообщества "Гусли. Мастерская гусельного искусства."

0+
Количество постов 3 450
Частота постов 34 часа 41 минута
ER 19.59
Нет на рекламных биржах

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Поздравляем всех с новым 2022 годом! Желаем новых творческих открытий и свершений в вашем творческом пути!

13 12 ER 2.4487
На канале "Россия" вышел репортаж о нашей работе - популяризации и развитии гусельного искусства на Южном Урале.

27 0 ER 2.0572
Пока парни струны настраивают, а девки юбки наглаживают. Готовимся к майским праздникам и делаем краткий анонс.

6 мая - в Егорьев день состоится концерт ансамбля Мастерской гусельного искусства в Москве.

8 мая - играем и гуляем на Егории Вешнем в Сергиевом Посаде (Семхоз).
В программе волочебные обряды, танцы, кадрили и вечёрка. Днем хороводная программа Красной горки.

9 мая - народное гуляние в честь дня Победы и Красной горки на Патриаршем мосту у храма Христа Спасителя.

15 мая - лекция и концерт на Куликовом поле. Тема лекции "Реконструкция древнерусских гуслей по браслетам-наручам Старой Рязани и Киева XII века."

Все подробности будут в отдельных постах.

52 5 ER 2.5286
Скорбное известие. Сегодня погиб в своей мастерской наш друг Юрий Беспалов. Ювелир, фольклорист, казак, человек с великим сердцем и трудолюбивыми руками. Тот, кто изготовил струны из золота, Святогор фольклорного движения. Помяните новопреставоенного Георгия.

6 30 ER 1.8927
Баба Шура - гармонист, долгожитель. На момент записи ей было 104 года. Играет очень профессионально, ровно и модерново. В её игре прослеживается современное развитие гармонной традиции. Если бы молодёжь в наши дни продолжила эту школу замершую где-то в 70х гг. 20 века, думаю мы сейчас имели бы несколько новых направлений в современной музыке. Потенциал в этой традиции огромный, но мало используемый. Обратите внимание на развернутую игру в басах, это логическое продолжение развития архаичной формы наигрыша. Иногда эта структура напоминает мне, по содержанию, то, что в 90х звучало из всех магнитофонов из любого окна в виде танцевальной музыки еврохаус и хип-хоп. Тот же наигрышевый тип игры с фрагментарными тембральными сменами проигрышей и вокального нарратива - куплет/припев, такие же контрастирующие чередующиеся вставки мы слышим в этой улошной, с применением техники полифонии правого (мелодического) грифа и левого (басово-гармонического). Многие скажут что это характерно для венок и русского строя, но тот же приём я неоднократно встречаю на территории России в игре на хромках и тальянках. Этот тип игры я называю "ансамблевым" - это как бы игра двух музыкантов на двух разных инструментах (балалайка/скрипка, гусли/свирель). Именно этот тип характерен и лежит в основе русской инструментальной музыки - диалог, в любой ситуации, даже если ты вынужден находишься один. Гармонь прекрасный инструмент для тех кто хочет пообщаться с собой наедине.
Д. Парамонов

24 0 ER 1.5283
Ансамбль Мастерской гусельного искусства в Рязани.

3 0 ER 1.2034
Давным давно я услышал песню, в которой пелось о гуслях и золотых струнах. "Метафора", - подумалось тогда. "Фразеологический оборот", - подсказали филологи. "Это образ красивой игры", - поддержали культурологи.

Однажды, читая статью В. И. Поветкина о находке золотой проволоки, которая возможно могла использоваться и для струн, тем более что неподалёку были найдены и пятиструнные гусли, я подумал, "а почему бы и нет"? Тем более что мой друг и коллега как-то уже высказывал эту мысль в своём романе о гусляре. И в завершении я встречаю упоминание о золотых струнах для псалтыря в статье о средневековых европейских инструментах.

С тех пор мною овладела мысль изготовить струны из золота и не покидала меня несколько лет. Я стал изучать этот вопрос плотно, изучал все форумы музыкантов, шерстил ютуб и другие платформы в надежде отыскать эксперименты или попытки изготовить струны из золота. Но к сожалению натыкался лишь на скепсис и усмешки в стиле "Цыгане что ли?", "Тогда уж золотые зубы вставь", "А оно тебе надо?", "Ты чё, это же дорого!".

Одна из известных американских фирм изготовила струны с напылением золота в 20 карат. Но, как утверждают пользователи, на второй или третьей неделе золото осыпалось и получались обычные стальные струны.

В целом, на золотых струнах в старину играло не так много музыкантов, скорее всего это были зажиточные и богатые люди наподобие Садко или Добрыни Никитича с Соловьем Будимировичем.

В некоторых былинах и песнях упоминаются золотые и серебряные струны, но золотые чаще. Все же золото слабоокисляемый материал и меньше подвержен коррозии, чем серебро. Конечно же и металл относится к благородным, соответственно, и звук должен быть необычным, отличающимся от той же меди или стали.

Не выдержала душа поэта, собралась в дальний город Петербург к знатному мастеру ювелирных дел [id5730058|Юрию Беспалову]. Собрав весь накопленный багаж знаний и силу воли, я отправился в путь. Приехав рано утром, попив чаю и встретив солнце, мы принялись за дело. Чтобы узнать, что было дальше, предлагаю посмотреть документальное кино об изготовлении золотых струн.

30 42 ER 2.2125
-Дим, на вечёрку пойдёшь, бас гусли захвати с собой!
(Из вечёрочного фольклора)

6 9 ER 1.3217
Фрагмент звенигородских гуслей был обнаружен в середине 1980-х годов Львовськой археологической экспедицией под руководством археолога, профессора Игоря Свешникова во время раскопок пригорода Звенигорода, летописного города Галицко-Волынского княжества, расположенного в 40 км от Львова (рис. 1г). Условия археологической находки фрагмента инструмента, а также его изображение до начала ХХI века не были опубликованы. Сейчас он хранится в экспозиции Археологического музея Института археологии Национальной Академии наук Украины во Львове. На территории Украины это была первая сенсационная (и на сегодня единственная) археологическая находка лировидного хордофона эпохи Средневековья. Она дает возможность составить реальное представление о внешнем виде и конструкции украинских средневековых гуслей времен расцвета Киевской Руси и периода её феодальной раздробленности.

Сохранившийся фрагмент является верхней частью струнного инструмента,
на котором четко прослеживаются колковые отверстия, предназначением которых является фиксация верхних концов струн. Сохранился также фрагмент декоративного украшения в виде двух переплетённых косой линий. Методом дендрохронологического анализа, осуществленного под руководством профессора В.Г. Колишука, достаточно точно была определена дата изготовления гуслей – первая треть ХІІ в. Звенигородские гусли датируются периодом домонгольських завоевание древнерусских земель, то есть исторически они почти на 100 лет древнее гданьских.

Ирина Зинкив. Украинско-Польские средневековые лировидные инструменты: Попытка сравнительного анализа/Ars inter Culturas vol. 7. 2018 г.

20 5 ER 1.3836
Былины и баллады в инструментальном сопровождении на домре, шлемовидных гуслях, крыловидных гуслях, гудке, просвирелке и свирели-двойчатке.
Исполняют Андрей Котов, Дмитрий Парамонов, Марина Крюкова, Сергей Старостин.

1. Алёша Попович и Змей Тугарин (старина ст. Левокумская Ставропольского края)
2. Корольюшка (баллада д. Монино Нелидовского р-на Тверской области)
3. Князь Владимир (старина п. Усть-Цильма Республика Коми)
4. Выбор богатырей-сватов (старина с. Романовского Белозёрского р-на Курганской области)
5. Поездка богатырей-сватов к королю в Литву (старина с. Варзуга Терского р-на Мурманской области)
6. Пир у князя Владимира (старина д. Манзя Красноярского края) / Боже благослови! (свадебная Нелидовского р-на Тверской области)

Видео студии Pravmir.
Фестиваль "Путник" в ЦДХ, 2016 г.

25 0 ER 1.0917