Статистика ВК сообщества "Этруски. История античных цивилизаций."

0+
Исторический справочник

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Этрусский погребальный склеп V века. до н.э., современная реконструкция.
#архитектура@historiofetruri

36 16 ER 4.6235
Мифология и боги этрусков.
#боги@historiofetruri

Богиня Туран.
Туран — этрусская богиня любви и женской красоты, материнства, покровительница влюблённых; первоначально богиня плодородия как такового. Входит в пласт непосредственно этрусских по происхождению божеств. Приблизительно соответствует древнегреческой Афродите и древнеримской Венере. Ее имя переводят как "хозяйка"или "дающая". В аллегорической скульптуре Туран иногда была представлена нагнувшейся над открывающимся коробом, что позволяет предполагать взаимосвязь Туран с древнегреческим сюжетом о ящике Пандоры.

Туран вместе с Уни и Менврой входила в тройку важнейших этрусских богин. Ее именем был назван июль (в латинской передаче traneus), в котором проводился главный праздник, посвященный богине. Вместе с этими богинями является одно из великих матерей этруссков. Несмотря на важную роль, которую играла Туран у этруссков, ее имя не встречается ни на печени, ни в каких-либо текстах о толковании молний. Витрувий также пишет, что в этрусских городах ее храм размещался за городом, "чтобы молодые люди и замужние женщины не приучались в городе к любовным соблазнам" (1.7.1)

Изображалась в виде молодой прекрасной девушки, нарядно одетой и богато украшенной, — либо обнаженной; также и в виде матроны. На архаичных изображениях Туран предстает в образе крылатой женщины в богатом облачении. Атрибут — ветка или цветок (символы роста и расцвета), священные птицы — лебедь (её лебедь носил имя Тусна, что означает "лебедь Туран") и голубь, спутник — юный бог любви Атунис. Туран сопровождали Лазы, богиня невест Малависх, олицетворение юности Тална, бог чистой любви Аминту и бог страсти Свутаф (соответствующие Эроту и Потосу в свите Афродиты).

Туран - одна из самых часто изображаемых фигур на бронзовых зеркалах. Ее легко узнать по надписям, богатой одежде замужней женщины или сосудам с благовониями и духами, которые она часто держит в руках. Начиная с 4 века до н.э. Туран часто изображается одной на зеркалах или в мифических сюжетах. Так в 4-3 веках до н.э. сюжет суда Париса, на котором Туран соревнуется в красоте с Менврой и Уни, стал невероятно популярным. В этом сюжете Туран предстает как богато наряженной и задрапированной в дорогие одежды, так и почти полностью обнаженной с дорогими украшениями.

Туран также изображалась обнаженной, выступая в роли покровительницы плодородия, размножения и любви. Часто ее окружают лазы, крылатые фигуры.

На бронзовых зеркалах также встречается изображение Туран в виде матери с ребенком на руках или в окружении нескольких ее детей. Например, на зеркале из Больсены Туран изображена в виде богато украшенной и нарядно одетой женщины в окружении Менвры, Ларана и других богов, а также троих детей, тянущих к Туран руки. Богато одетая и нарядная блистательная Туран с большой семьей как бы является божественным примером для владелицы этого зеркала. Туран также часто изображается на бронзовых зеркалах рядом с другим возлюбленным, Лараном, юным богом войны.

В Грависке были обнаружены ритуальные надписи в честь Туран, датированные серединой 6 века до н.э. В этом поселении совместно с Туран почитался также Атунис, юный сметрный возлюбленный богини, с которым ее разлучила смерть.

С Туран была связана Тесан, богиня рассвета, которая также любила молодого смертного и часто изображалась крылатой. Обе богини покровительствовали влюбленным и матерям. Обе богини перестали изображаться крылатыми с 4 века до н.э.

48 8 ER 3.7386
Доспех из Дендры.
#микены@historiofetruri
Время создания: 1450 - 1400 гг. до н. э.

В микенской гробнице Дендры №12 нашли полный доспех воина, состоявший из бронзовых деталей, толщиной до 1,5 мм. Все части доспеха имеют ряд небольших отверстий по краям с диаметром 2 мм, используемых для крепления подкладки к внутренней части панциря. Подкладка была кожаной, ее остатки были найдены внутри пластин. Были найдены тонкие нити из козьей шерсти. Большие отверстия, примерно 4 мм, на краях всех элементов использовались, чтобы соединять различные пластины друг с другом при помощи кожаных шнурков. Шлем кожанный, конической формы, с подшитыми бивнями кабана.

Доспехи были реконструированы, и выяснилось, что, несмотря на свою форму и немалый вес, они были достаточно гибкими и не сковывали движение. Интересная особенность доспеха заключается в разнице в ширине проймы: для правой руки пройма больше, чем обеспечивается большая свобода правой руки в бою. Эта конструктивная деталь подтверждает, что доспех ориентирован на пеший бой, а не на применение бойцами колесницы.

32 33 ER 4.0230
Вулка, единственный чьё имя сохранила история.
#история@milhistory
Вулка — этрусский скульптор из города Вейи. Его руке принадлежат терракотовые скульптуры рубежа VI—V в. до н. э. В работах присутствует явное греческое влияние, но в отличие от скульптур греческой архаики, в них заметно движение.

Стоит отметить, что на протяжении всей своей истории этруски создавали скульптуры, отличавшиеся от греческой некой живостью. В отличии от холодного монументального греческого творчества, этруски творили более живые произведения искусства. Это прослеживается не только в скульпторе, но и фресках, бронзе.

Работы скульптора - терракотовые украшения для храма Юпитера Капитолийского в Риме. Многофигурная композиция, украшающая храм Аполлона в Вейях, изображающая спор Геракла с Аполлоном.

На фото голова Гермеса из Вей.
V век до н.э.

22 5 ER 3.0642
Гипнос и Танатос* несут тело погибшего Сарпедона.
#материальнаякультура@historiofetruri
Бронзовая группа на крышке этрусской цисты.
Время создания: 400–380 годов до н.э.

Гипнос* был изначальным божеством в греческой мифологии, являясь олицетворением сна. Он жил в пещере рядом со своим братом-близнецом Танатосом, в подземном мире, где не было света ни от солнца, ни от Луны. Он был сыном Никс (ночи) и Эреба (тьмы), в то время как его жена, Пасифея, была одной из самых молодых граций. У Гипноса и Пасифеи было несколько сыновей, называемых Онейрои (сновидения), которых, согласно некоторым источникам, было три: Морфей, Фобетор и Фантас.

Танатос* (др.-греч. Θάνατος, «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна и сновидений Гипноса. Живёт на краю света. Также был обманут Сизифом (тот приковал его к скале, но позже Танатоса освободил Арес).
Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке или мечом, которым бог срезал прядь волос, высвобождая душу из тела.

38 6 ER 3.0910
Этрусское бронзовое навершие секиры ликтора.
#материальнаякультура@historiofetruri
Время создания: третий век до н.э.

10 0 ER 2.2510
Можно заметить, что сегодня в рамках offtop была введена новая тема - шумеры, в нее будут входить как и предметы материальной культуры так и короткие посты о истории этого удивительного народы. Так же чтобы поднять тему о троянской войне - смотрите хештеги в меню группы, мы поговорим о мирмидонянах, легендарном племени с острова Эгина. И заодно введем новую тему посвященную мифам античного мира.

Мирмидоняне.
#мифология@historiofetruri
#троя@historiofetruri
Или как любовные похождения Зевса народы порождали.

Мирмидоняне, так называли народ, созданный, по преданию из муравьев на острове Эгина во время правления Эака, деда Ахиллеса. Эак, к слову, был сыном нимфы Эгины и Зевса. Идея создать народ из этих трудолюбивых насекомых пришла Эаку не просто так. Гера была в ярости из-за любви Зевса к нимфе Эгине и решила уничтожить всех жителей острова на котором жила нимфа.

Для спасения своего народа царь был вынужден просить помощи Зевса, так как Гера наслала на остров моровое поветрие, косившее людей тысячами. Видя это Эак взобрался на гору к храму Зевса и вознес своему отцу молитвы. Взывая к отцовским чувствам Громовержца, Эак напомнил ему, что был рожден той кого Зевс любил. Видя что молитвы остались без ответа, Эак окинул взглядом храм и увидел муравьев ползающих у него под ногами. В отчаянии царь вскричал, моля Зевса создать из этих трудолюбивых насекомых народ, что заполнит опустевшие города и деревни. В ответ небо наполнилось раскатами грома, покинув храм Эаку приснилось, что муравьи в том храме выросли в людей.

На рассвете царя разбудил один из его сыновей - Теламон. Он сообщил, что мор закончился, а к опустевшему городу движется полчище людей. Подойдя к стенам города, люди объявили Эаку, который выдвинулся им на встречу, что они его верноподданные. Так остров Эгина был заново заселен, а народ получил свое название - мирмидоняне, от слова "мирмекс" - муравей. Часть мирмидонян в дальнейшем, согласно легенде, ведомые Пелеем (отец Ахиллеса), заселили Фессалию. Также они участвовали в Троянской войне, как личный отряд их царя - Ахиллеса.

*****
По другой легенде мирмидоняне это мифическое ахейское племя, жившее в Фессалии. Произошло по сказанию от Мирмидона, сына Зевса и Эвримедузы. Мирмидона Зевс зачал в облике муравья. Женой Мирмидона стала Писидика, дочь Эола. От него произошли мирмидоняне.

21 4 ER 2.7874
Шумерские щитоносцы, изображённые на так называемой Стеле коршунов.
#шумеры@historiofetruri
Время создания: около 2470 - 2450 гг. до н. э.
Материал: известняк.
Стела коршунов (Стела царя Эанатума) — условное название победной стелы из известняка с рельефными изображениями в несколько ярусов и надписью. Является одним из древнейших произведений шумеров. Воздвигнута при Эаннатуме в XXV в. до н. э. после разгрома им Зузу — царя Описа, и Уша — правителя г. Уммы. Стела получила своё название от одной из сцен, которая изображает головы и конечности вражеских солдат, уносимые голодными коршунами.

13 8 ER 2.1489
Военное дело этрусков.
#история@historiofetruri
Вооружение - щиты и этрусское влияние на Рим.
Фрагмент ситулы из Чертозы (датируется 5 веком до н.э.) с изображением этрусских воинов, вооружённых копьями и щитами. У четверых из них щиты представляют собой италийский скутум, а пятый несёт гоплитский круглый щит.

В VIII–VII веках до н.э. этруски использовали большие круглые щиты диаметром от 0,6 до 1 м. Их хорошо можно представить по дошедшим до нас десяткам бронзовых церемониальных щитов, найденных в составе заупокойного инвентаря погребений знати. Реальные щиты этого времени изготавливались из дерева и снаружи могли покрываться листом бронзы. Его украшали чеканным орнаментом из концентрических кругов. Воин держал такой щит за единственную рукоять, располагавшуюся в центральной части щитового поля. В VII–VI веках до н.э. этруски переняли у греков их форму гоплитского щита, а также научились у них сражаться, выстроившись на поле боя фалангой. В дальнейшем это стало характерной чертой военного дела самих этрусков, элементы которого у них заимствовали другие народы Италии, в том числе и римляне.

Введя у себя в середине VI века до н.э. гоплитскую фалангу, римляне позаимствовали у этрусков также и характерную форму щита, которая получила латинское название clypeus.


18 2 ER 1.9207
Бронзовая статуэтка этрусского воина.
#материальнаякультура@historiofetruri
Время создания: 450-400 гг. до н.э.

14 5 ER 2.0710