Почему я против антипрививочной идеологии? Я священник Русской Православной Церкви и прививаться ли каждому конкретному человеку или нет - вне сферы моей компетенции. Тут нужно слушать врачей, абсолютное большинство которых советуют прививаться! Я же в свою очередь могу засвидетельствовать огромное число смертей от этой новой заразы. Я каждый день отпеваю по 3-4 человека скончавшихся от covid19. Это я, один из двух сотен приходских священников огромного мегаполиса. Мне пришлось пойти, видимо на некоторое нарушение пастырской этики, я начал спрашивать у родственников покойного - был ли привит? Ни одного привитого. Можно, конечно, предположить, что все поголовно якобы привитые и умершие являются убежденными атеистами и их родственники не приглашают священника на отпевание... Но, что-то в такое не верится.
Ковид-диссиденты распространяют информацию о том, что якобы люди массово мрут от прививок... Повторюсь, я ни разу я не отпел за это время ни одного человека, который бы умер от вакцины или будучи вакцинированным заразился короной и умер. Среди моих коллег, знакомых, друзей привились порядка сотни человек... 60% из них вообще ничего не почувствовали, никаких "побочных эффектов"... порядка 30% испытывали легкую головную боль, сонливость и у 10% на пару дней поднималась температура до 38 (а не до 40), был, естественно, постельный режим... Но никто не умер. А от короновируса скончалась скончалось порядка 25 собратьев и знакомых. А уж просто людей о которых я слышал.... Очень много. Где же скончавшиеся от прививки? Если, согласно, ковид-диссидентам, от прививки люди массово умирают, то где умершие среди наших знакомых? Мне рассказывали случаи о том, как вакцинированные заражались, но течение болезни проходило намного легче, чем у невакцинированных.
Повтроюсь... я лично знаю порядка сотни человек поставивших вакцину и никто из них не заболел. Тем более ни одного реального факты, чтобы кто-нибудь скончался в результате вакцинации. Может они и есть. Но уж точно речь не идет о каком-то массовом явлении. Мне приходилось вести с знакомыми докторами весьма приватные беседы, в которых они могли сказать мне тет-а-тет, мол "да, да, конечно, куча народа от вакцины мрет". Не говорили. Хотя и вскользь замечали, что, действительно, официальная статистика умерших от covid19 сильно занижена, если covid-инфицированный человек умирает от какого-то сопутствующего заболевания (инфаркта или инсульта, вызванных ковидом), то он не попадает в число "умерших от коронавируса"... хотя хоронят его в закрытом гробу. Вообще, мои знакомые медики в приватной беседа говорили многое такое, что... скажем так... не для широких ушей... и бардака в нашей медицине очень много и деньги воруют и... с препаратами строгой учености тоже мухлеж... А вот предположение о том, что от вакцины ежедневно умирают по 15 человек вызывало у них мягко говоря недоумение, которое выражалось в определенных движениях указательного пальцев около виска.
Уже достаточно давно ковид-диссиденты распространяют информацию о том, что де... "история с коронавирусом" слишком раздута, опасность самой болезни сильно преувеличена и в подтверждение этому приводят некую якобы статистическую таблицу о том, что якобы ежедневно от туберкулеза, ВИЧ, эпидемической свинки умирает гораздо больше людей, чем от коронавируса. Не знаю на основании каких данных создается подобная статистика, но я могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день ни от какого туберкулеза или ВИЧ мы не отпеваем столько людей сколько приходится отпевать умерших в результате коронавирусной инфекции.
Мои слова могут подтвердить врачи, работники моргов... Иной раз тела умерших (в результате разных причин) выдают через 4-5 суток после поступления, т. к. патологоанатомы не успевают вскрывать... хотя всех повязывали из отпусков. Сотрудники похоронных агентств говорят: "только их (ковидных) и хороним", сами агентства берут в транспортных компаниях микроавтобусы в прокат, т. к. катафалков не хватает.
Приходя в Собор я слышу от своих собратьев сослужителей новости - там человек от ковида скончался, здесь совсем молодой от короны умер, тут то беременная женщина отошла... И каждый день, как сводки с фронта получаю... И по смертности от короны Россия вышла на одно из первых мест в мире. Что же касается экспериментальной вакцины... так они все экспериментальные... И чтобы данная вакцина утвердилась по всем, так сказать, канонам медицинской практики нужны не то что годы, а десятилетия. А люди умирают, мор настоящий. В медицине вообще очень много экспериментального. И 100% медицина никогда не знала. В любой медицинской процедуре, манипуляции, операции всегда есть риск. Но заболеть коронавирусом - это риск многократно превосходящий любые побочные эффекты вакцинации. И всегда, во время любых эпидемий, как на войне начинали использовать экспериментальную сыворотку. И будучи экспериментальной та или иная вакцина все же спасали жизни сотням и сотням тысяч людей.
А теперь немножко цифр. Сейчас в России 22% вакцинированных... Ежедневно заболевают порядка 25 000 человек, умирают ежедневно порядка 800. А вот Испания... Вакцинировано 62%. Ежедневно заболевают порядка 30 000 человек. Умирает... в среднем 13... (я нолики не забыл поставить). Нидерланды... Привиты 68%, заболевают 11 000, умирает... 2. Португалия. Привиты 63%, заболевают 3 500 человек, умирает.... 7. В Великобритании вакцинировано 68%, заболевают 54 000, умирает 40; в Израиле 66%, заболевают порядка 800, умирает ...1.... Есть разница, не правда ли?.. Между 800 умершими и 13?.. Вот Вам и результат.
Количество постов 696
Частота постов 62 часа 28 минут
ER
30.11
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Ответ Познеру: почему Богу не стыдно и являются ли стихийные бедствия проявлением любви Божией?
Несколько лет назад известный журналист, телеведущий, первый президент Академии российского телевидения Владимир Познер в ходе общения со студентами ответил на вопрос о его религиозных взглядах: «У меня спрашивали, что бы я спросил у Бога, если бы встретился с ним? Я бы спросил: "Как Вам не стыдно?" Землетрясения, где гибнут 20 тысяч человек, среди которых невинные дети, младенцы, по Божьей воле происходят? Почему столько несчастий? Почему дети пухнут от голода, рождаются уродами? Если так устроила природа, я могу понять. Но если так угодно Богу - то как ему не стыдно?». Напомним, что подобный вопрос «о злом боге» сам Познер задает всем гостям своей одноименной авторской телепрограммы и декларирует принадлежность оного вопроса так называемому опроснику Марселя Пруста, хотя в оригинале опросника данный вопрос отсутствует Возможно, господин телеведущий таким «творческим» бонусом пытается оправдать свой вполне махровый атеизм?
В. В. Познер в одной из своих передача продекларировал свое личное знакомство с Марселем Прустом... Видимо Владимир Владимирович не знает, что его литературный кумир скончался еще в 1922 году, когда нынешний телеведущий еще не родился. Можно, конечно же, представить, что Пруст и Познер «знакомы» в рамках потустороннего мира, где нет ни времени, ни пространства... Хотя, стоп! Познер не верит в потусторонний мир, а посему подобная (объясняющая «кое-что») теория является, увы, безосновательной. До наших дней дошли две анкеты, заполненные Марселем Прустом. Первая — датируемая 1886 годом, была заполнена писателем в 13 или 14 лет, вторая — датируемая 1891 или 1892 годом, в 19 или 20 лет. Ни в первой, ни во второй вопроса о Боге, который задает Познер, не присутствует. Также Познер «дополняет» анкеты Пруста и еще одним своим «авторским» вопросом – «Если б Вы могли пообщаться с любым из когда-либо живших людей, это был бы кто?»
Однако, в данном случае мы не являемся заложниками некоей необходимости в очередной раз показать - какой Познер нехороший, как он не любит Бога, Церковь и Россию. Дело в том, что подобные вопросы (конечно не в столь резкой форме и злобной интонации как у Познера), однако же, возникают в сознании очень многих искренних людей, которые ищут истину. Конечно, мы не можем прямо ответить на этот вопрос за Того, Кому он, собственно, адресован и в свое время все мы и Владимир Познер, в частности, все узнаем - зачем и почему! Тем ни менее и на сегодняшний день не будет излишним порассуждать на эту тему, привлекая к осмыслению данного вопроса весь арсенал христианского богословия, и наметить те направления мысли, которые с помощью Божией помогут нам стать ближе к подлинному пониманию сути вещей.
Итак, христианское вероучение впервые открыло миру совершенно уникальное (в истории религиозного и религиозно-философского сознания) понимание Бога - «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8). С библейской точки зрения Бог «не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ.23:19) и согласно словам свт. Иоанна Златоуста: «Существо бессмертное и неизменяемое» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 3, 4 // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 9. Кн. 2. М., 2003. С. 515) и при этом Бог «вневременно подвигнутый любовью (κινηθεὶς ἀχρόνως καὶἀγαπητικῶς - Дионисий Ареопагит, сщмч. О Божественных именах. Гл. 10, 2 // Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. С. 58-59. Гл. 2, 5). Другими словами - Бог есть всегда и везде Любовь, и все действия Божии в отношении мира есть действия Божественной Любви. Соответственно те действия, которые ограниченное человеческое сознание воспринимает, как субъективное зло, как трагедию, как наказание Божие неверно рассматривать с догматической точки зрения, как некую месть Бога людям за их грехи и преступления.
Одновременно с этим Бог не является просто неким законом, некой высшей формой детерминации (как закон тяготения), некоей безличностной гармонией, Бог есть Личность, разумная и свободная и Он всегда имеет непосредственно личностное отношение к каждому человеку и характер этого отношения (как уже было сказано выше) - Любовь! Но эта Божественная Любовь к человеку осуществляется лишь в той мере, в которой личная человеческая свобода позволяет ей осуществляться.
Христианская вера открыла миру совершенно беспрецедентное понимание человеческой свободы, как качества человеческой личности и силы человеческой воли способной действовать вопреки тотальному закону детерминации, коим всеобъемлюще «связан» весь органический и неорганический мир. Человеческая свобода и творческий потенциал (как проявление свободной личности - образа Божия) конгениальны Божественной свободе и Божественному творчеству, а соответственно, человек пролагает «новые пути» в смысле строит свою уникальную жизненную «колею», в которой несет персональную ответственность за все свои действия и поступки. Когда маленький ребенок на морозе (несмотря на категорический запрет родителей) языком касается металлического предмета (дверной ручки или конструкции качели), то, безусловно, происходит «великое несчастье», однако подлинным виновником оного по-сути является сам ребенок, его неосторожное любопытство, как интенция его творческой энергии.
Но если такое несчастье в жизни ребенка можно «списать» на глупость малыша и недосмотр родителей, то в мире взрослых людей - многие масштабные несчастья и трагедии (такие как войны, катастрофы) являются прямым и непосредственным проявлением свободы человека, безнравственности и безответственности или прямого корыстного умысла. Более того, сам акт грехопадения (следствием которого является страдательная, смертная природа каждого из потомков Адама и Евы) является так же «продуктом» человеческой свободы, а точнее неправильного употребления оной. И нельзя Бога обвинять в том, что «мол, недосмотрел».
Возмущаясь якобы несправедливостью и жесотким равнодушием Бога господин Познер восклицает: «Ведь у святого Марка сказано, что ни один волос не упадет с твоей головы без Его ведома». Однако проблема страданий и смерти в рамках христианского мировоззрения, увы, не исчерпывается (как полагает В. Познер) словами: «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18) с учетом того, что известный телеведущий грубо игнорирует контекст данной фразы - Господь готовит Своих учеников как раз-таки к страданиям. И в пространстве жизни христианина (цель которой – исцеление от греха и вечная радость пребывания с Господом) временные земные страдания не могут считаться каким-то абсолютным злом, а лучше сказать абсолютной бедой или трагедией, равно как и временное благополучие земной жизни не считается неким абсолютным благом и спасением. Поэтому в молитве полунощницы субботней есть такие слова: «страдания эти - в радость нам» и, с другой стороны, в Евангелии читаем: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6: 25).
А отсюда нам становится понятным, что любые неприятности в жизни человека, любые скорби, болезни и печали имеют совсем не случайный характер. Чрезвычайно важно – под каким углом или с какой точки зрения смотрит человек на свою жизнь и на те события (как положительные, так и дурные), которые происходят с ним. Христианство указывает этот «угол» или «точку зрения» - sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности). Атеистическое мировоззрение (а Познер относит себя именно к атеистам) не имеет этой «точки» или «угла» зрения, согласно оному мировоззрению «все само собой происходит», «так мать-природа устроила».
С одной стороны подобная позиция, как кажется, может легко приниматься нравственным сознанием, поскольку «мать-природа» является неперсоналистичной, безличностной субстанцией. И в отличие от Бога-Личности, Бога-Любви, Бога-Разума (надмирным Началом нравственных принципов в мире людей) такая «мать и мачеха» не в ответе за тех, кого «приручила», и Владимир Познер ничего не сможет столь ретиво предъявить этой холодной «даме». Но с другой стороны подобная концепция делает абсолютно бессмысленными сами страдания невинных детей, младенцев и так далее. Если нет Бога (а это прямо декларирует атеистическое мировоззрение), то нет и вечности, нет и жизни в качественно ином пространстве бытия, а это значит, что любые страдания, скорби и невзгоды (которые столь часто становятся почти постоянными спутниками нашей жизни) являются напрасными, абсолютно бессмысленными и бесплодными. И вся жизнь человека в рамках атеистического мировоззрения видится какой-то злой игрой, чредой случайных перипетий, злым роком.
Христианское мировоззрение в отличие от подобной точки зрения утверждает, что любые невзгоды, происходящие с человеком, имеют самый прямой и непосредственный смысл для его жизни, для его бытия, для его будущего, которое простирается за рамки земной жизни. С точки зрения вечности (sub specie aeternitatis) абсолютную ценность имеют не те или иные события, происходящие с человеком в пространстве земного времени, равно как и не те или иные достижения в «земной» жизни, (ибо все они имеют исключительно временный характер), а тот итог, который становится достоянием человека в рамках вечности. А итог этот может быть разным – или вечное блаженство или вечные мучения. А, соответственно и способы достижения «положительного результата» (то есть вечного блаженства) могут быть не до конца понятны нам здесь на земле. А потому Божий промысл попускает произойти тем событиям, которые выглядят ужасающими в рамках материалистического популизма, но которые могут быть спасительным и исцеляющими в рамках вечного бытия.
Смысл жизни в христианстве вынесен за пределы земного существования человека. Христианин живет в этом мире, однако, его взгляд обращен туда, где «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Поэтому для христианина нет ничего случайного, ничего бессмысленного, любое несчастье и даже трагедия в земной жизни человека играет самую непосредственную роль в аспекте его вечного бытия. И только сам человек, свободная личность способна максимально примитизировать окружающую реальность, лишать ее смысла, а значит обесценивать то, что неминуемо для каждого человека – смерть. Если же человек наделяют некую реальность своей жизни неким высшим смыслом, то, сам смысл всегда становится значимее и выше той реальности, к которой он прилагается. И таким образом вечное благое бытие для христианина становится выше и значимее, как самой земной жизни, так и смерти, в том числе и трагической гибели.
Христианское мировоззрение утверждает, что Господь попускает тому или иному человеку умереть тот в момент жизни, который наиболее благоприятствует безболезненному переходу оного человека к блаженному вечному бытию. Свт. Василий Великий говорит: «Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном Суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас» (Василий Великий, свт. Творения. Ч. 4. С. 146). Николаос Василиадис пишет: «Только Бог издали предвидит и заранее знает Своим всеведением точный час отшествия каждого создания из нынешней жизни. Это Он Своей премудростью предопределяет пределы жизни человека, и всегда для блага нашей души» (Василиадис Н. Таинство смерти). Касательно же погибших детей свт. Василий Великий отмечает: «велико горе... но велики и награды Господа», а также утверждает, что таковы (погибшие дети) сподобятся «части мучеников» (Василий Великий, свт. К Нектариевой супруге. Письмо 6 / Творения. Т. 6. С. 22).
Свт. Григорий Нисский пишет: «Почему жизнь одних столь продолжительна, что они достигают глубокой старости, другие же живут совсем мало и, едва родившись и начав дышать, тотчас заканчивают жизнь?.. Если ничто в мире не происходит без Божественного участия и все зависит от воли Божьей, а все божественное – мудро и промыслительно, значит, и для этого события обязательно есть какая-то причина – причина, дающая нам подтверждение мудрости Бога и его заботы о нас. Ибо то, что происходит напрасно и беспричинно, не может быть от Бога и, как говорится в Священном Писании, особое свидетельство о Боге – в том, что все устроено мудро» (Григорий Нисский, свт. О младенцах... / PG. 46. 168 А). Также и свт. Василий Великий свидетельствует, «что хотя и сокрыты от нас причины Божьих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть нам приятно. Ибо знает Он, как уделить каждому, что ему полезно, и почему нужно положить нам неодинаковые пределы жизни; и есть непостижимая для людей причина, по которой одни преставляются отсюда скорее, а другие оставляются далее бедствовать в многоболезненной этой жизни» (Василий Великий, свт. К Нектарию. Письмо 5 / Творения св. отцов. Т. 10. С. 20).
Он же в другом месте пишет: «Бог каждой душе дал особенный путь в этой жизни и для каждого положил свои пределы исшествия. По неизреченным законам Своей премудрости одному предуставил более пребывать в сотовариществе плоти, а другому повелел скорее разрешиться от телесных уз» (Василий Великий, свт. На память муч. Иулитты / Творения св. отцов. Т. 8. С. 72–73). Интересную мысль, полную великого утешения касательно умерших младенцев высказывает свт. Афанасий Великий: «Может быть, Бог призвал их к Себе раньше, чтобы уберечь от будущей грешной жизни» (Афанасий Великий, свт. К Антиоху властителю / ВЕПЕΣ. 35, 117 (35–41) – 118 (1–7). Свт. Иоанн Златоуст высказывает очень интересную мысль, дающую надежду: «Бог имеет великое попечение, великое промышление и о смерти праведников. Они умирают не просто и не случайно, а тогда, когда Он попускает по Своему устроению» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. Псалом 115. Ст. 4–5 / ПСТ. Т. 5. Кн. 1. С. 351).
Представим себе такую ситуацию. Некая группа альпинистов отправляется в горы, в поход и среди них находится женщина и ребенок. И данная группа скалолазов попадает в опасную расщелину из которой выбраться не так-то просто. И вот эти люди находятся в столь чрезвычайно критической ситуации, балансируют на грани жизни и смерти. И вдруг откуда-то прилетает вертолёт, который способен забрать с собой (и, соответственно спасти из этой расщелины) только двух человек. Кого посадят альпинисты в этот вертолет? Конечно, женщину и ребенка. Это очевидно для нравственного сознания… Живя в достаточно комфортных условиях мы забываем о том, что с духовной точки зрения, с позиции вечности каждый из нас в пространстве этой жизни находится в той самой «расщелине», в критической ситуации, на грани жизни и смерти. И находимся мы там ежедневно, ежеминутно, ежесекундно. Выберемся ли мы из этого оврага – неизвестно. Но кто-то уже спасен, за кем-то уже прилетел «вертолет» и в вечности ему уготована неописуемая радость… Быть может вышеописанная аналогия покажется кому-то грубой, но до известной степени она способна объяснить действие Божией любви даже в тех ситуациях, которые с точки зрения времени, нашей земной логики кажутся ужасающими и в высшей степени несправедливыми.
Итак, Господь не подавляет богоподобной свободы человека (ибо в противном случае это будет уже не человека, а марионетка), но Своим промыслом создает условия, при которых человек наиболее отчетливо способен изучить себя, а соответственно увидеть свои немощи, страсти и смириться. Подобное состояние, когда человек объективно видит, наблюдает, чувствует все свое глобальное несовершенство, все свои страсти, духовные немощи и грехи именуется в христианской аскетике смирением. И через это смирение с помощью Божией человек наделяется способностью противостоять страстям, достигая тем самым нравственного совершенства. В этом отношении величайший смысл человеческой жизни видится в том, чтобы он, как существо разумное и одновременно эмоциональное (т. е. чувствующее в себе действие нравственного закона) свободно и добровольно избрал себе цель жизни: добро и соответствующий ему путь.
Несколько лет назад известный журналист, телеведущий, первый президент Академии российского телевидения Владимир Познер в ходе общения со студентами ответил на вопрос о его религиозных взглядах: «У меня спрашивали, что бы я спросил у Бога, если бы встретился с ним? Я бы спросил: "Как Вам не стыдно?" Землетрясения, где гибнут 20 тысяч человек, среди которых невинные дети, младенцы, по Божьей воле происходят? Почему столько несчастий? Почему дети пухнут от голода, рождаются уродами? Если так устроила природа, я могу понять. Но если так угодно Богу - то как ему не стыдно?». Напомним, что подобный вопрос «о злом боге» сам Познер задает всем гостям своей одноименной авторской телепрограммы и декларирует принадлежность оного вопроса так называемому опроснику Марселя Пруста, хотя в оригинале опросника данный вопрос отсутствует Возможно, господин телеведущий таким «творческим» бонусом пытается оправдать свой вполне махровый атеизм?
В. В. Познер в одной из своих передача продекларировал свое личное знакомство с Марселем Прустом... Видимо Владимир Владимирович не знает, что его литературный кумир скончался еще в 1922 году, когда нынешний телеведущий еще не родился. Можно, конечно же, представить, что Пруст и Познер «знакомы» в рамках потустороннего мира, где нет ни времени, ни пространства... Хотя, стоп! Познер не верит в потусторонний мир, а посему подобная (объясняющая «кое-что») теория является, увы, безосновательной. До наших дней дошли две анкеты, заполненные Марселем Прустом. Первая — датируемая 1886 годом, была заполнена писателем в 13 или 14 лет, вторая — датируемая 1891 или 1892 годом, в 19 или 20 лет. Ни в первой, ни во второй вопроса о Боге, который задает Познер, не присутствует. Также Познер «дополняет» анкеты Пруста и еще одним своим «авторским» вопросом – «Если б Вы могли пообщаться с любым из когда-либо живших людей, это был бы кто?»
Однако, в данном случае мы не являемся заложниками некоей необходимости в очередной раз показать - какой Познер нехороший, как он не любит Бога, Церковь и Россию. Дело в том, что подобные вопросы (конечно не в столь резкой форме и злобной интонации как у Познера), однако же, возникают в сознании очень многих искренних людей, которые ищут истину. Конечно, мы не можем прямо ответить на этот вопрос за Того, Кому он, собственно, адресован и в свое время все мы и Владимир Познер, в частности, все узнаем - зачем и почему! Тем ни менее и на сегодняшний день не будет излишним порассуждать на эту тему, привлекая к осмыслению данного вопроса весь арсенал христианского богословия, и наметить те направления мысли, которые с помощью Божией помогут нам стать ближе к подлинному пониманию сути вещей.
Итак, христианское вероучение впервые открыло миру совершенно уникальное (в истории религиозного и религиозно-философского сознания) понимание Бога - «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:8). С библейской точки зрения Бог «не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ.23:19) и согласно словам свт. Иоанна Златоуста: «Существо бессмертное и неизменяемое» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 3, 4 // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 9. Кн. 2. М., 2003. С. 515) и при этом Бог «вневременно подвигнутый любовью (κινηθεὶς ἀχρόνως καὶἀγαπητικῶς - Дионисий Ареопагит, сщмч. О Божественных именах. Гл. 10, 2 // Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. С. 58-59. Гл. 2, 5). Другими словами - Бог есть всегда и везде Любовь, и все действия Божии в отношении мира есть действия Божественной Любви. Соответственно те действия, которые ограниченное человеческое сознание воспринимает, как субъективное зло, как трагедию, как наказание Божие неверно рассматривать с догматической точки зрения, как некую месть Бога людям за их грехи и преступления.
Одновременно с этим Бог не является просто неким законом, некой высшей формой детерминации (как закон тяготения), некоей безличностной гармонией, Бог есть Личность, разумная и свободная и Он всегда имеет непосредственно личностное отношение к каждому человеку и характер этого отношения (как уже было сказано выше) - Любовь! Но эта Божественная Любовь к человеку осуществляется лишь в той мере, в которой личная человеческая свобода позволяет ей осуществляться.
Христианская вера открыла миру совершенно беспрецедентное понимание человеческой свободы, как качества человеческой личности и силы человеческой воли способной действовать вопреки тотальному закону детерминации, коим всеобъемлюще «связан» весь органический и неорганический мир. Человеческая свобода и творческий потенциал (как проявление свободной личности - образа Божия) конгениальны Божественной свободе и Божественному творчеству, а соответственно, человек пролагает «новые пути» в смысле строит свою уникальную жизненную «колею», в которой несет персональную ответственность за все свои действия и поступки. Когда маленький ребенок на морозе (несмотря на категорический запрет родителей) языком касается металлического предмета (дверной ручки или конструкции качели), то, безусловно, происходит «великое несчастье», однако подлинным виновником оного по-сути является сам ребенок, его неосторожное любопытство, как интенция его творческой энергии.
Но если такое несчастье в жизни ребенка можно «списать» на глупость малыша и недосмотр родителей, то в мире взрослых людей - многие масштабные несчастья и трагедии (такие как войны, катастрофы) являются прямым и непосредственным проявлением свободы человека, безнравственности и безответственности или прямого корыстного умысла. Более того, сам акт грехопадения (следствием которого является страдательная, смертная природа каждого из потомков Адама и Евы) является так же «продуктом» человеческой свободы, а точнее неправильного употребления оной. И нельзя Бога обвинять в том, что «мол, недосмотрел».
Возмущаясь якобы несправедливостью и жесотким равнодушием Бога господин Познер восклицает: «Ведь у святого Марка сказано, что ни один волос не упадет с твоей головы без Его ведома». Однако проблема страданий и смерти в рамках христианского мировоззрения, увы, не исчерпывается (как полагает В. Познер) словами: «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18) с учетом того, что известный телеведущий грубо игнорирует контекст данной фразы - Господь готовит Своих учеников как раз-таки к страданиям. И в пространстве жизни христианина (цель которой – исцеление от греха и вечная радость пребывания с Господом) временные земные страдания не могут считаться каким-то абсолютным злом, а лучше сказать абсолютной бедой или трагедией, равно как и временное благополучие земной жизни не считается неким абсолютным благом и спасением. Поэтому в молитве полунощницы субботней есть такие слова: «страдания эти - в радость нам» и, с другой стороны, в Евангелии читаем: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6: 25).
А отсюда нам становится понятным, что любые неприятности в жизни человека, любые скорби, болезни и печали имеют совсем не случайный характер. Чрезвычайно важно – под каким углом или с какой точки зрения смотрит человек на свою жизнь и на те события (как положительные, так и дурные), которые происходят с ним. Христианство указывает этот «угол» или «точку зрения» - sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности). Атеистическое мировоззрение (а Познер относит себя именно к атеистам) не имеет этой «точки» или «угла» зрения, согласно оному мировоззрению «все само собой происходит», «так мать-природа устроила».
С одной стороны подобная позиция, как кажется, может легко приниматься нравственным сознанием, поскольку «мать-природа» является неперсоналистичной, безличностной субстанцией. И в отличие от Бога-Личности, Бога-Любви, Бога-Разума (надмирным Началом нравственных принципов в мире людей) такая «мать и мачеха» не в ответе за тех, кого «приручила», и Владимир Познер ничего не сможет столь ретиво предъявить этой холодной «даме». Но с другой стороны подобная концепция делает абсолютно бессмысленными сами страдания невинных детей, младенцев и так далее. Если нет Бога (а это прямо декларирует атеистическое мировоззрение), то нет и вечности, нет и жизни в качественно ином пространстве бытия, а это значит, что любые страдания, скорби и невзгоды (которые столь часто становятся почти постоянными спутниками нашей жизни) являются напрасными, абсолютно бессмысленными и бесплодными. И вся жизнь человека в рамках атеистического мировоззрения видится какой-то злой игрой, чредой случайных перипетий, злым роком.
Христианское мировоззрение в отличие от подобной точки зрения утверждает, что любые невзгоды, происходящие с человеком, имеют самый прямой и непосредственный смысл для его жизни, для его бытия, для его будущего, которое простирается за рамки земной жизни. С точки зрения вечности (sub specie aeternitatis) абсолютную ценность имеют не те или иные события, происходящие с человеком в пространстве земного времени, равно как и не те или иные достижения в «земной» жизни, (ибо все они имеют исключительно временный характер), а тот итог, который становится достоянием человека в рамках вечности. А итог этот может быть разным – или вечное блаженство или вечные мучения. А, соответственно и способы достижения «положительного результата» (то есть вечного блаженства) могут быть не до конца понятны нам здесь на земле. А потому Божий промысл попускает произойти тем событиям, которые выглядят ужасающими в рамках материалистического популизма, но которые могут быть спасительным и исцеляющими в рамках вечного бытия.
Смысл жизни в христианстве вынесен за пределы земного существования человека. Христианин живет в этом мире, однако, его взгляд обращен туда, где «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Поэтому для христианина нет ничего случайного, ничего бессмысленного, любое несчастье и даже трагедия в земной жизни человека играет самую непосредственную роль в аспекте его вечного бытия. И только сам человек, свободная личность способна максимально примитизировать окружающую реальность, лишать ее смысла, а значит обесценивать то, что неминуемо для каждого человека – смерть. Если же человек наделяют некую реальность своей жизни неким высшим смыслом, то, сам смысл всегда становится значимее и выше той реальности, к которой он прилагается. И таким образом вечное благое бытие для христианина становится выше и значимее, как самой земной жизни, так и смерти, в том числе и трагической гибели.
Христианское мировоззрение утверждает, что Господь попускает тому или иному человеку умереть тот в момент жизни, который наиболее благоприятствует безболезненному переходу оного человека к блаженному вечному бытию. Свт. Василий Великий говорит: «Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном Суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас» (Василий Великий, свт. Творения. Ч. 4. С. 146). Николаос Василиадис пишет: «Только Бог издали предвидит и заранее знает Своим всеведением точный час отшествия каждого создания из нынешней жизни. Это Он Своей премудростью предопределяет пределы жизни человека, и всегда для блага нашей души» (Василиадис Н. Таинство смерти). Касательно же погибших детей свт. Василий Великий отмечает: «велико горе... но велики и награды Господа», а также утверждает, что таковы (погибшие дети) сподобятся «части мучеников» (Василий Великий, свт. К Нектариевой супруге. Письмо 6 / Творения. Т. 6. С. 22).
Свт. Григорий Нисский пишет: «Почему жизнь одних столь продолжительна, что они достигают глубокой старости, другие же живут совсем мало и, едва родившись и начав дышать, тотчас заканчивают жизнь?.. Если ничто в мире не происходит без Божественного участия и все зависит от воли Божьей, а все божественное – мудро и промыслительно, значит, и для этого события обязательно есть какая-то причина – причина, дающая нам подтверждение мудрости Бога и его заботы о нас. Ибо то, что происходит напрасно и беспричинно, не может быть от Бога и, как говорится в Священном Писании, особое свидетельство о Боге – в том, что все устроено мудро» (Григорий Нисский, свт. О младенцах... / PG. 46. 168 А). Также и свт. Василий Великий свидетельствует, «что хотя и сокрыты от нас причины Божьих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть нам приятно. Ибо знает Он, как уделить каждому, что ему полезно, и почему нужно положить нам неодинаковые пределы жизни; и есть непостижимая для людей причина, по которой одни преставляются отсюда скорее, а другие оставляются далее бедствовать в многоболезненной этой жизни» (Василий Великий, свт. К Нектарию. Письмо 5 / Творения св. отцов. Т. 10. С. 20).
Он же в другом месте пишет: «Бог каждой душе дал особенный путь в этой жизни и для каждого положил свои пределы исшествия. По неизреченным законам Своей премудрости одному предуставил более пребывать в сотовариществе плоти, а другому повелел скорее разрешиться от телесных уз» (Василий Великий, свт. На память муч. Иулитты / Творения св. отцов. Т. 8. С. 72–73). Интересную мысль, полную великого утешения касательно умерших младенцев высказывает свт. Афанасий Великий: «Может быть, Бог призвал их к Себе раньше, чтобы уберечь от будущей грешной жизни» (Афанасий Великий, свт. К Антиоху властителю / ВЕПЕΣ. 35, 117 (35–41) – 118 (1–7). Свт. Иоанн Златоуст высказывает очень интересную мысль, дающую надежду: «Бог имеет великое попечение, великое промышление и о смерти праведников. Они умирают не просто и не случайно, а тогда, когда Он попускает по Своему устроению» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. Псалом 115. Ст. 4–5 / ПСТ. Т. 5. Кн. 1. С. 351).
Представим себе такую ситуацию. Некая группа альпинистов отправляется в горы, в поход и среди них находится женщина и ребенок. И данная группа скалолазов попадает в опасную расщелину из которой выбраться не так-то просто. И вот эти люди находятся в столь чрезвычайно критической ситуации, балансируют на грани жизни и смерти. И вдруг откуда-то прилетает вертолёт, который способен забрать с собой (и, соответственно спасти из этой расщелины) только двух человек. Кого посадят альпинисты в этот вертолет? Конечно, женщину и ребенка. Это очевидно для нравственного сознания… Живя в достаточно комфортных условиях мы забываем о том, что с духовной точки зрения, с позиции вечности каждый из нас в пространстве этой жизни находится в той самой «расщелине», в критической ситуации, на грани жизни и смерти. И находимся мы там ежедневно, ежеминутно, ежесекундно. Выберемся ли мы из этого оврага – неизвестно. Но кто-то уже спасен, за кем-то уже прилетел «вертолет» и в вечности ему уготована неописуемая радость… Быть может вышеописанная аналогия покажется кому-то грубой, но до известной степени она способна объяснить действие Божией любви даже в тех ситуациях, которые с точки зрения времени, нашей земной логики кажутся ужасающими и в высшей степени несправедливыми.
Итак, Господь не подавляет богоподобной свободы человека (ибо в противном случае это будет уже не человека, а марионетка), но Своим промыслом создает условия, при которых человек наиболее отчетливо способен изучить себя, а соответственно увидеть свои немощи, страсти и смириться. Подобное состояние, когда человек объективно видит, наблюдает, чувствует все свое глобальное несовершенство, все свои страсти, духовные немощи и грехи именуется в христианской аскетике смирением. И через это смирение с помощью Божией человек наделяется способностью противостоять страстям, достигая тем самым нравственного совершенства. В этом отношении величайший смысл человеческой жизни видится в том, чтобы он, как существо разумное и одновременно эмоциональное (т. е. чувствующее в себе действие нравственного закона) свободно и добровольно избрал себе цель жизни: добро и соответствующий ему путь.
Дорогие братья и сестры и в особенности жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области! Будьте духовно бдительны! Под видом паломнических поездок сектовидная группа под названием "Собор православных мирян" видимо осуществляет вербовку в свои ряды! Да, именно сектовидная группа! Так определяется данное сообщество ("собор православных мирян") в научном труде "Параправославные СЕКТЫ в современной России" российского религиоведа, историка религий, доктора исторических наук, профессор кафедры мировой культуры (с 2015), кафедры теологии (с 2016) и заведующего (с 2019) лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического университета Романа Анатольевича Силантьева и нашего коллеги Юрий Геннадьевича Рагозина. Т. н. Собор православных мирян в этой книге (сс. 109 - 112) определяется, как "сектовидная конспирологическая группа, без выраженного лидера... Группа крайне неоднородна, и противоречива по составу. В нее входят, как откровенные еретики-царебожники (Александр Порожняков - руководитель движения "Царский крест"), раскольники (бывший доцент МГИМО Ольга Четверикова и бывший подполковник ГРУ Владимир Квачков) и псевдосвященнослужители (лжедиакон Илья Маслов), так и атеисты (медик Игорь Гундаров). Заметна там и фракция называющая себя "верными чадами православной Церкви" (Владимир Семенко - редактор главного портала Amin.su, Анатолий Артюх - руководитель санкт-петербургского отделения "Народного собора", политолог Игорь Друзь, психолог Вячеслав Боровских и др.)... На момент написания книги прошло уже 4 таких "съезда" в разных городах России. Ни в одном случае "православные соборяне" не получили благословения правящего архиерея ни одной из епархий, на территории которых проводили свои собрания. По этому факту можно сказать, что мы наблюдаем не церковное мероприятие православных мирян, а самочинное сборище, парасинагогу с претензиями на захват власти в Церкви". Также в книге написано, что подобная деятельность "собора" есть "попытка реформации протестантского образца". Далее: "Есть у "Собора православных мирян" деятельность и вне созыва собраний: "авторские паломнические туры по святым местам с участием известных интересных личностей" (более подробно смотрите: Силантьев Р. А., Рагозин Ю. Г. "Параправославные СЕКТЫ в современной России" Снежный ком М. Москва 2021).
Дорогие братья и сестры, принимая участие в подобных поездах с раскольниками и самочинцами Вы сами себя отрываете от благодати Божией, от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви! Будьте осторожны!
Дорогие братья и сестры, принимая участие в подобных поездах с раскольниками и самочинцами Вы сами себя отрываете от благодати Божией, от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви! Будьте осторожны!
Антиваксеры вообще без совести, похоже. - Иван Б. — КОНТ
Валерия Гаркалина еще отпеть не успели, как они повесили его на свои флаги и принялись им размахивать, как примером того, что Спутник не работает. Его же три раза аж вакцинировали.
Вот только они всегда умалчивают, что три раза Гаркалин привили именно потому, что у него не выработались антитела после первой прививки. Его иммунная система оказалась "сломана". Вероятно из-за серьезных хронических заболеваний актера - у него было два инфаркта.
Врач-пульмонолог Сергей Пурясев пояснил что произошло: алкоголь, проблемы с сердцем и стрессы подорвали иммунную систему Гаркалина. Это привело к развитию иммунодепрессии, неспособности организма вырабатывать антитела.
«Нарушаются метаболические процессы, организм не может бороться и дать адекватный ответ на прививку», - заявил врач-пульмонолог Сергей Пурясев.
По его словам, в итоге формируется неправильная реакция иммунитета. Однако, это очень редкий случай, который говорит о крайне серьезном износе организма: антитела не появляются в 0,01% или даже 0,001% случаев.
И то что так произошло, что антител нет, было известно сразу. Так бывает, никто не скрывает что вакцина (любая вообще) не имеет 100% эффективности. Есть те, на кого она не действует. Гаркалин оказался среди них.
Случай Гаркалин говорит как раз о необходимости прививаться! Дело в том, что если все вокруг будут привиты, то даже те на кого вакцина не подействовала также будут защищены. Но антиваксерам плевать на других.
Валерия Гаркалина еще отпеть не успели, как они повесили его на свои флаги и принялись им размахивать, как примером того, что Спутник не работает. Его же три раза аж вакцинировали.
Вот только они всегда умалчивают, что три раза Гаркалин привили именно потому, что у него не выработались антитела после первой прививки. Его иммунная система оказалась "сломана". Вероятно из-за серьезных хронических заболеваний актера - у него было два инфаркта.
Врач-пульмонолог Сергей Пурясев пояснил что произошло: алкоголь, проблемы с сердцем и стрессы подорвали иммунную систему Гаркалина. Это привело к развитию иммунодепрессии, неспособности организма вырабатывать антитела.
«Нарушаются метаболические процессы, организм не может бороться и дать адекватный ответ на прививку», - заявил врач-пульмонолог Сергей Пурясев.
По его словам, в итоге формируется неправильная реакция иммунитета. Однако, это очень редкий случай, который говорит о крайне серьезном износе организма: антитела не появляются в 0,01% или даже 0,001% случаев.
И то что так произошло, что антител нет, было известно сразу. Так бывает, никто не скрывает что вакцина (любая вообще) не имеет 100% эффективности. Есть те, на кого она не действует. Гаркалин оказался среди них.
Случай Гаркалин говорит как раз о необходимости прививаться! Дело в том, что если все вокруг будут привиты, то даже те на кого вакцина не подействовала также будут защищены. Но антиваксерам плевать на других.
И, действительно, трагедия представителей так называемого «обрядового православия» заключается в том, что все христианство ими сводится к исполнению вышеозначенных вспомогательных средств, которые Церковь дает ради того, чтобы помочь христианину соблюдать заповеди. А заповеди Евангелия называют блаженными не тех, кто как можно строже соблюдает посты и вычитывает по сотни «акафистов по соглашению» на дню, а «нищих духом», «плачущих», «кротких», «алчущих и жаждущих правды», «милостивых», «чистых сердцем», «миротворцев», «изгнанных за правду», за Христа (см. Мф. 5: 3 – 12). Псалмопевец Давид видит цель своей религиозной жизни в «чистом сердце» и «духе праведном» (см. Пс. 50), а дьявол прямо свидетельсвует прп. Макарию Великому: «Ты постишься, ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня... Смирение твое... вот почему я и не могу бороться с тобою» .
Следует отметить, что такого рода искажение, такая профанация или лучше даже сказать редуцирование религиозной жизни к примитивному обрядоверию, характерна не только для христианства, но и для других религий. Конфликты высоты нравственного чувства и нонконформистского обрядоверия были в истории, как буддизма, так иудаизма и ислама. Но в рамках именно христианства обрядоверие приобретает особо острый характер, иной раз, являясь «локомотивом» религиозных смут и расколов... Так споры о том, как правильно совершать крестное знамение двоеперстием или троеперстием, а так же касательно того – в каком направлении должен идти Крестный ход (против солнца или посолонь) породили в Русской церкви в XVI веке так называемый старообрядческий раскол. То есть люди (в данном случае последователи протопопа Аввакума) ушли из Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (безусловно, справедливости ради следует отметить, что данных трагичный исход имел своей причиной, в том числе и неразумно резкий характер проведение реформа Патриархом Никоном).
А ведь в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в одинаковой степени принадлежали и достигли духовных высот, как прп. Сергий Радонежский, совершавший крестное знамение двумя перстами, так и прп. Серафим Саровский, крестившийся троеперстием... А как именно крестился апостол Иоанн Богослов, священномученик Иустин Философ, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии и даже прп. Антоний Великий остается доподлинно неизвестно. В истории христианства существовали традиции, когда крестились одним указательным пальцем и двумя пальцами и тремя и пятью (данная традиция была распространена на Западе и по сию пору римо-католики совершают крестное знамение всей пятерней). И для любой конфигурации находился свой смысл – Триипостасность Божества в единой природе или две природы в единой Ипостаси Бога Слов.
Следует отметить, что такого рода искажение, такая профанация или лучше даже сказать редуцирование религиозной жизни к примитивному обрядоверию, характерна не только для христианства, но и для других религий. Конфликты высоты нравственного чувства и нонконформистского обрядоверия были в истории, как буддизма, так иудаизма и ислама. Но в рамках именно христианства обрядоверие приобретает особо острый характер, иной раз, являясь «локомотивом» религиозных смут и расколов... Так споры о том, как правильно совершать крестное знамение двоеперстием или троеперстием, а так же касательно того – в каком направлении должен идти Крестный ход (против солнца или посолонь) породили в Русской церкви в XVI веке так называемый старообрядческий раскол. То есть люди (в данном случае последователи протопопа Аввакума) ушли из Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (безусловно, справедливости ради следует отметить, что данных трагичный исход имел своей причиной, в том числе и неразумно резкий характер проведение реформа Патриархом Никоном).
А ведь в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в одинаковой степени принадлежали и достигли духовных высот, как прп. Сергий Радонежский, совершавший крестное знамение двумя перстами, так и прп. Серафим Саровский, крестившийся троеперстием... А как именно крестился апостол Иоанн Богослов, священномученик Иустин Философ, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии и даже прп. Антоний Великий остается доподлинно неизвестно. В истории христианства существовали традиции, когда крестились одним указательным пальцем и двумя пальцами и тремя и пятью (данная традиция была распространена на Западе и по сию пору римо-католики совершают крестное знамение всей пятерней). И для любой конфигурации находился свой смысл – Триипостасность Божества в единой природе или две природы в единой Ипостаси Бога Слов.
Безусловно, мы не рассчитываем данными немногословными размышлениями в чем-то переубедить господина Познера, так как этот человек давно и уверенно знает ответы «на все вопросы» нашей жизни и его (вполне тоталитарное) поведение в эфире его же авторской программы вполне четко показывает его позицию. Увы, но вряд ли подлинная христианская любовь и сострадательность знакома В. В. Познеру, иначе бы он, несомненно, прославлял бы подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской - многих невинно убиенных православных христиан отстоявших и сохранивших веру, духовную культуру и все отечественные тысячелетние традиции. Христианская любовь подвигла бы телеведущего выступить против совершения абортов в нашей стране (которые были разрешены в столь презираемую им советскую эпоху и до сих пор уносят жизни миллионов младенцев). Движимый христианской любовью господин Познер обязательно бы обличал деятельность тоталитарных сект, участники которых обманным путем уводят многих молодых и доверчивых людей по ложному пути. Конечно же, известный телеведущий, постоянно говорил бы о таких проблемах, как наркомания, алкоголизм и прочих ужасных явлениях современности уносящих жизни миллионов людей по всему миру. Но, увы, В. В. Познер всем этим насущным, актуальным и высшей степени важным темам не посвятил не одной своей программы. Максимум на что хватает «жалости» безбожника Познера - так только на то, чтобы вспомнить о землетрясениях и голоде и то исключительно ради того, чтобы в очередной раз оправдать свое безбожие и с высоты своей гордыни «обличить» Бога в Которого сам не верит.
Врачи 11 больниц РФ предложили противникам вакцинации лично посетить ковидные отделения
Интересные слова были в свое время произнесены Игорем Тальковым : «Первый вопрос, который я себе задал… Это было очень давно, лет в тринадцать – кто я, почему я родился на этой земле, что такое смерть? Почему, если мы умираем навсегда, и никогда больше не будем жить к чему тогда эта жизнь? Почему нас учат добру и делать только добро, когда все равно мы превращаемся в прах и то, что нам пишут в книгах что «человек продолжает жить в своих детях, человек продолжает жить в своих красивых делах» - все это блеф, человек в это не может поверить, потому что он так устроен. Он хочет жить. Мне бы хотелось остаться не только в песнях» . Конечно, «память о человеке» может несколько согреть «уходящего в никуда» атеиста, однако, что эта память даст самой личности, которой не будет… Да и что такое память? В веках остаются единицы из миллиардов, большинству же уготована память максимум двух-трех поколений, а далее человек исчезает даже с «жесткого диска» памяти потомков.
Безусловно, мировоззрение покойного Игоря Талькова сложно назвать по-настоящему православным, скорее его можно отнести оккультному, которое было во многом внешне обрамлено православной символикой. Тем ни менее, полагаем, данное высказывание музыканта вполне уместно привести здесь, ввиду его актуальности.
Безусловно, мировоззрение покойного Игоря Талькова сложно назвать по-настоящему православным, скорее его можно отнести оккультному, которое было во многом внешне обрамлено православной символикой. Тем ни менее, полагаем, данное высказывание музыканта вполне уместно привести здесь, ввиду его актуальности.
Само Священное Писание свидетельствует нам о том, что духовное и нравственное состояние того или иного народа напрямую влияет и на факторы его внешнего благополучия и даже существования - «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего... и повелел... чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих... И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3: 5-10). «Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Мф. 13: 2-5).
В наши дни мы можем наблюдать такую достаточно широкую тенденцию, когда Православная вера сводится к строгому соблюдению определенной совокупности канонических, богослужебных и обрядовых установлений и требований. В чем же суть этого искажения? Выше, в главе «Самое главное в христианстве» мы говорили, что сама суть христианства в том, чтобы посредством борьбы со страстями человек нравственно и духовно преображался (то есть изменялся) и таким образом достигал состояния обожения, соединялся с Источником Жизни. Этот процесс чрезвычайно сложный, ибо такие страсти, как зависть, тщеславие, чревоугодие, нелюбовь к родным и близким, изживаются очень долго и тяжело. Даже с таким «грешком» как курение некоторые люди ведут борьбу целые десятилетия. У немецкого поэта Ф. Логау есть такие удивительно точные слова:
Да, бой с самим собой –
Есть самый трудный бой.
Победа из побед –
Победа над собой.
Да, бой с самим собой –
Есть самый трудный бой.
Победа из побед –
Победа над собой.