НАМ НЕ "ВСЕ ДОЛЖНЫ"
Что делать, чтобы особых детей принимали
На исходе пятого года жизни нашей Маши с синдромом Дауна я четко поняла одну вещь. Нам, родителям таких детей и таким детям, не «все должны». Точнее, почувствовала и поняла я это гораздо раньше, но некоторые небольшие события расставили все окончательные точки над «и».
Елена Кучеренко
Мне самой, честно говоря, немного странно, что я это пишу. Меня дико раздражает, когда особых детей и взрослых людей кто-то не принимает или обижает просто за то, что они особые. Я готова всячески бороться за их права и вообще за все хорошее против всего плохого. Я хочу сделать так, чтобы моей дочери было комфортно и радостно жить в этом мире. И если для этого нужно будет его перестроить, хотя бы вокруг себя, я это сделаю. Попробую, по крайней мере.
Мне, как и всем родителям таких детей, больно, когда я слышу: «Зачем вообще рожать даунов?» И спасает меня только то, что каждый подобный инцидент я воспринимаю как сюжет для статьи или рассказа.
Я всеми руками за инклюзию и доступную среду. Но не за такую среду, где пандусы годны только для того, чтобы сломать на них шею. Не за туалеты, которые вечно заперты, и человек в инвалидной коляске должен гонять на своем неповоротливом транспорте по неприспособленной округе в поисках недосягаемого сотрудника с ключом. И когда, о чудо, сотрудник найден, оказывается, коляска не проходит в дверной проем. А еще веселее, когда к туалету для инвалидов ведет лестница.
Я не за такую среду, где зачем-то висит «инвалидный» значок и, собственно, все. Кроме значка для особых людей, ничего нет. И выделенного бюджета уже давно нет. Освоен и отрапортован в отчетах.
Я не за такую инклюзию, когда ребенка-инвалида со сложным поведением просто «кидают» в обычный класс обычной школы к совершенно неподготовленным к такому повороту событий учителям.
Они и рады бы, но ни программы, ни условий нет. И тьютора нет.
Я не за такую инклюзию, когда мама не может принять, что ее ребенок — не как все. Не оформляет инвалидность, потому что «будут смеяться», и надеется, что «перерастет» и «социализируется». И ей как-то удалось скрыть при зачислении в обычную школу его особенности. «Знатоки» посоветовали, как это сделать.
Дальше сорваны все уроки, покалечены одноклассники, учитель, вместо того чтобы учить всех, прикован к этому одному ребенку. А мама не слышит никаких доводов, что таким детям (им же самим!) лучше в коррекционных и ресурсных школах.
— Мой сын нормальный!
— Да никто и не говорит, что он не нормальный! Просто ему здесь тяжело. И всем тяжело. А там — специалисты. Или нужен тьютор!
Но «мой ребенок нормальный, какой тьютор»…
-— «Мы детей-инвалидов не катаем!»
Я всячески за то, чтобы люди пытались понять и войти в наше положение. Положение особых семей. Часто очень непростое. В рамках разумного, конечно же. А иногда случается просто какой-то бред.
Недавно вот мы с Машей и ее крестной оказались в Чехове. Заехали после Давидовой пустыни.
Покатались по городу, перекусили, осмотрели достопримечательности и увидели местный парк. Решили по нему прогуляться. И в итоге оказались у детской карусели.
Знаете, такие карусели для малышей, которые есть почти в каждом городе Подмосковья и в Москве тоже. Кареты, лошадки, какие-то другие зверушки. Все блестящее, красивое, с музыкой. И бесплатно. Подарок от властей.
Маша захотела на ней прокатиться. Но попросила, чтобы я ее сопровождала. Не проблема. Хоть я и терпеть не могу всякие аттракционы, чего не сделаешь ради ребенка. К тому же мне всегда разрешали, часто предлагали сами.
Подвожу дочь к приятному молодому человеку, который всем этим делом заведует, объясняю ситуацию.
— Я сам буду ее сопровождать, — отрезал он.
Дочка разревелась. «Мама» — и все!
— Разрешите мне, пожалуйста.
— У нас родителям категорически нельзя! Карусель не выдержит. Не больше троих взрослых!
— Но я же буду одна, правильно?
— Правильно! Но нельзя!
За нас начали просить другие родители:
— Парень! Ну ты же видишь, это особый ребенок, ну пусти маму. Это же никак на карусель не повлияет. Можно три, она будет одна.
— Нельзя! Три — это сотрудники! Пусть их нет, но родителям нельзя! И вообще! Мы таких детей — инвалидов — не катаем!
Ну, мы под Машин рев и ушли. И мне, честно, не очень понятно, почему нельзя было в такой ситуации пойти навстречу. Если бы на карусели было уже трое взрослых сотрудников, конечно, я бы даже просить не стала. Но ведь не было.
Это история не о том, что мне все должны. Это просто о человечности или ее отсутствии. И тупых правилах. Ведь на месте дочки мог оказаться совершенно обычный малыш, но который тоже хочет с мамой. Их тоже прогнать?
«Мы имеем право!»
Но при всем этом я не считаю, что нам все должны!
Наблюдала недавно ситуацию у нас на подворье. Пришла мама с сыном, у которого явно было какое-то заболевание. Мальчик очень громко кричал, и, наверное, это был его способ общения. Ничего страшного, у нас среди прихожан есть такая девочка. Мы давно привыкли.
Но мама с мальчиком сели на лавочке у крестильного храма. Там, собственно, и проходят у нас все крещения.
Была суббота, желающих пройти это таинство было очень много. Общие крещения, индивидуальные. Дети в рюшах, нарядные родители, волнующиеся ответственные крестные, приглашенные с цветами и подарками, камеры и фотоаппараты… И мальчик этот кричал прямо под дверью. Без перерыва. Громко.
Заплакал чей-то ребенок в коляске, кто-то выглядывал из крестильного храма, вздрагивали люди, Их, в принципе, можно понять. Если ты не подготовлен и не сталкивался с подобными детьми, это непривычно.
Те, кто в теме, аккуратно объясняли: «Ничего страшного. Это особый ребенок».
В итоге одна наша сотрудница попросила маму с сыном переместиться на другую лавочку. Чуть поодаль от этого места, чтобы шум не очень мешал всем тем людям.
— Почему вы меня прогоняете?! Мой сын делает что-то плохое? — возмутилась женщина.
— Нет, конечно! Он не делает ничего плохого. И я вас не прогоняю. Мы всем рады у нас на подворье. И на службах тоже. Просто там внутри хорошая слышимость. И это немного мешает.
— Мы имеем такие же права, как и все, быть там, где хотим!
…И вот я теперь думаю. Да, мальчик, видимо, так всегда и кричит и иначе просто не может. Это не повод их как-то дискриминировать, гнать и так далее. Но ведь у людей, которые пришли на крещение — большой праздник. Раз в жизни. Они хотели, чтобы все было торжественно, красиво, готовились. И они тоже имеют право, чтобы все было без неожиданных криков.
Что маме особого мальчика стоило пересесть с ним на другую скамейку? Да ничего. Их же не попросили уйти с причастия, например.
Вообще, любую маму даже с обычным кричащим ребенком попросили бы в тот момент и в том месте не шуметь. Это нормально.
Почему из-за этого крика кто-то должен страдать, когда можно не страдать?
Но нет! «Мы имеем право быть там, где хотим!» И брала всех измором. А люди боялись сказать даже слово. Ведь у нас теперь все — дискриминация.
«У него аутизм!»
Или на детской площадке… Был выходной, гуляло много семей с детьми. Мамы с грудными в колясках и старшими — в песочнице. И пришел отец с сыном. Мальчик все время бегал, без остановки, сшибая других малышей, и громко кричал, как тот пацанчик на подворье.
— У него РАС! — проинформировал меня папа после того, как была повалена на землю моя Маша.
РАС так РАС. Я объяснила дочке, что нужно смотреть, чтобы мальчик случайно ее не толкнул, и не пугаться криков:
— Ты так разговариваешь, а он — так.
Но возникла проблема. Не у меня. У одной мамочки, чья дочка играла в песочнице, а второй ребенок спал в коляске.
Поняв, что крики могут разбудить малыша, она откатила коляску чуть дальше. Но мальчик с РАС добежал и туда и там тоже кричал. Она увезла в другую сторону. Та же история… Села с коляской вообще метрах в ста. Мальчик настиг и там… Женщина попыталась увести дочь из песочницы и вообще уйти с площадки. Но девочка разрыдалась. Тогда она попросила папу как-то контролировать крики сына.
— У него аутизм, — повторил он и уткнулся в телефон.
В итоге малыш был разбужен, и к нашей общей прогулке добавились еще и вопли младенца.
— Мы имеем право гулять там же, где и все! — заявил папа, когда та мама сказала, что вообще-то так не делается.
Но разве даже обычных детей не просят не орать в коляски с грудными младенцами? Тем более, коляску эту отвезли подальше, чтобы другие дети могли спокойно играть. Это совершенно нормально. Но папа посчитал, что права на нормальную прогулку есть только у него.
Шаг навстречу миру
Знаете, после этих двух случаев я никак не могу успокоиться. Ведь такое совершенно дикое поведение особых родителей бросает тень на всех нас — таких людей, такие семьи, таких детей.
Почему вы считаете, что раз у вас (у нас) родился такой ребенок, нам теперь все должны? Почему люди и мир должны все бросать и принимать все, что мы делаем? Мы сами иногда не можем принять такого нашего особого ребенка, почему все вокруг вдруг стали должны это делать? Стали должны нам…
Нет, принятие, толерантность, отсутствие дискриминации, любовь и человечность — это хорошо и правильно. Так должно быть. Но ведь это процесс обоюдный, встречный.
Недискриминация инвалидов не должна означать дискриминацию обычных людей. В конце концов, инклюзия — это когда хорошо всем.
А не хорошо больным, а здоровым — принципиально плохо.
А еще я четко поняла одну вещь. Да, мир — для всех. Но так получилось, что в нем больше людей без инвалидности. И эти здоровые люди не все сталкивались с особыми. Это данность. Я сама впервые близко увидела младенца с синдромом Дауна, только когда у меня родилась Маша.
Так вот, мир должен нас принимать. Но для этого нам, особым, нужно ПЕРВЫМИ сделать шаг навстречу миру. Другого пути просто нет. Объяснить, показать, что мы не враги, подружиться, попросить о помощи и понимании.
Но и самим понять, самим принять этот мир, которому, если по чесноку, лучше без криков, чем с криками, лучше без побоев, чем с побоями. Раз уж мы такие разные, нужно просто жалеть, ценить и любить ДРУГ ДРУГА. И стараться делать так, чтобы всем было максимально комфортно. Нам всем. И тогда этот мир обязательно сделает шаг нам навстречу. Я в этом уверена!
А вот это: «Мне все должны, и гори все синим пламенем», — это путь в никуда.
Елена Кучеренко
2 ИЮЛЯ, 2022
Статистика ВК сообщества "Реацентр - Пансионат (Алексеевка)"
Самарская обл. пгт Алексеевка, ул. Комсомольска 1. т. 8 (846) 211-21-72 , 8 (846) 211-21-73.
Количество постов 6 883
Частота постов 10 часов 25 минут
ER
58.44
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
27 ИЮЛЯ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРАЗДНОВАЛ НАШ ВИКТОР!
Здоровья тебе, успехов во всем! Ты большой умничка и пример для многих!
Здоровья тебе, успехов во всем! Ты большой умничка и пример для многих!
Мир глазами ребенка с аутизмом
Необычный подросток Сёма показывает, как видит мир человек с аутизмом. Мозг аутиста работает на другой частоте: такие люди иначе видят предметы, людей, воспринимают звуки и запахи. Ролик — полное погружение в иное сознание.
Диагноз «аутизм» ставили многим выдающимся личностям: Биллу Гейтсу, Исааку Ньютону, Альберту Эйнштейну, Стэнли Кубрику, Энтони Хопкинсу. Они преуспели в разных областях, но их объединяли общие черты, которые им и мешали, и помогали.
Необычный подросток Сёма показывает, как видит мир человек с аутизмом. Мозг аутиста работает на другой частоте: такие люди иначе видят предметы, людей, воспринимают звуки и запахи. Ролик — полное погружение в иное сознание.
Диагноз «аутизм» ставили многим выдающимся личностям: Биллу Гейтсу, Исааку Ньютону, Альберту Эйнштейну, Стэнли Кубрику, Энтони Хопкинсу. Они преуспели в разных областях, но их объединяли общие черты, которые им и мешали, и помогали.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА!
Аполлинария – красавица с необычным именем и дополнительной хромосомой – поёт, играет на флейте, танцует, занимается театром и хочет быть клоуном. А ещё она – чемпион конного спорта!
Это результат долгого планомерного труда родителей и педагогов. Нужно море терпения, чтобы малыми шажками двигаться вперёд. Пример Полины показывает, что такие дети – равные среди равных, красивые внешне и внутренне.
Мама Поли Татьяна Журина рассказала: «Когда она родилась, 14-летний сын заявил, чтоб мы и не думали отказываться от дочки: «Паспорт у меня есть, если что, я сам её воспитаю!» Началось всё с профессионального массажа и гимнастики, помог фонд «Даунсайд Ап». Были поведенческие проблемы, боязнь громких звуков. Я не думала, что Полина потянет даже коррекционную школу. С 2 лет занималась верховой ездой, училась держать равновесие, с 5 лет – музыкой и русскими народными танцами, стала выступать, участвовать в показах дизайнера Марины Маро «Baby Teen». Как только Поля попадала на сцену, она словно становилась другим человеком и бесстрашно отрабатывала номер.
В 7 лет наш окружной департамент предложил поступить в «Класс-Центр» Сергея Казарновского. Школа общеобразовательная и театрально-музыкальная. Полина быстро включилась в коллектив, сразу появилась подружка, которая её опекала. Школьных проблем было много, но учителя, тьютор и товарищи всегда поддерживали. Я преклоняюсь перед педагогами: им удалось развить таланты и целеустремлённость Поли! На её пути встречается много хороших людей, всех она помнит по именам отчествам, память у неё феноменальная. Кем она станет, не загадываю, пусть пробует любую, даже несложную работу – вытирать столы в кафе или сажать цветы.
Хочу сказать родителям: вас должна вести любовь. Видеть не диагноз, а полноценного человека. Я верю в наш народ. Во всех странах мира хорошая жизнь для особых детей не пришла сама собой. Мы, родители, должны помочь своим детям верой в их силы и активной поддержкой!»
Поистине родительская любовь может творить чудеса! Согласны? Поделитесь в комментариях своими мыслями.
Аполлинария – красавица с необычным именем и дополнительной хромосомой – поёт, играет на флейте, танцует, занимается театром и хочет быть клоуном. А ещё она – чемпион конного спорта!
Это результат долгого планомерного труда родителей и педагогов. Нужно море терпения, чтобы малыми шажками двигаться вперёд. Пример Полины показывает, что такие дети – равные среди равных, красивые внешне и внутренне.
Мама Поли Татьяна Журина рассказала: «Когда она родилась, 14-летний сын заявил, чтоб мы и не думали отказываться от дочки: «Паспорт у меня есть, если что, я сам её воспитаю!» Началось всё с профессионального массажа и гимнастики, помог фонд «Даунсайд Ап». Были поведенческие проблемы, боязнь громких звуков. Я не думала, что Полина потянет даже коррекционную школу. С 2 лет занималась верховой ездой, училась держать равновесие, с 5 лет – музыкой и русскими народными танцами, стала выступать, участвовать в показах дизайнера Марины Маро «Baby Teen». Как только Поля попадала на сцену, она словно становилась другим человеком и бесстрашно отрабатывала номер.
В 7 лет наш окружной департамент предложил поступить в «Класс-Центр» Сергея Казарновского. Школа общеобразовательная и театрально-музыкальная. Полина быстро включилась в коллектив, сразу появилась подружка, которая её опекала. Школьных проблем было много, но учителя, тьютор и товарищи всегда поддерживали. Я преклоняюсь перед педагогами: им удалось развить таланты и целеустремлённость Поли! На её пути встречается много хороших людей, всех она помнит по именам отчествам, память у неё феноменальная. Кем она станет, не загадываю, пусть пробует любую, даже несложную работу – вытирать столы в кафе или сажать цветы.
Хочу сказать родителям: вас должна вести любовь. Видеть не диагноз, а полноценного человека. Я верю в наш народ. Во всех странах мира хорошая жизнь для особых детей не пришла сама собой. Мы, родители, должны помочь своим детям верой в их силы и активной поддержкой!»
Поистине родительская любовь может творить чудеса! Согласны? Поделитесь в комментариях своими мыслями.
⚽8 игр для развития речи малыша.
Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка - это Задержка Речевого Развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь - это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).
Этот пост для бдительных родителей или, хотя бы, интуитивно чувствующих "что-то не так с ребёнком".
Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь – РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано. И когда вы ведёте малыша к логопеду, вспомните, когда вы в последний раз играли со своим ребёнком в подвижные игры? Не в пирамидки и Лего, а в прыжки, догонялки, толкалки и обнималки?
Пока вы вспоминаете, я хочу предложить вам несколько упражнений и игр, которые будут особенно полезны детям с речевыми задержками (впрочем, как и всем остальным).
* ИГРЫ С МЯЧОМ:
- кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень);
- ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире...);
- перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами "бах", "бум", "лови", "кидай"...);
- сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект;
- для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами "толкай", "кати"...;
- отталкивать руками (и ногами) фитбол;
- футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени);
- для более старших подбрасывать мячик вверх и ловить его;
- кидать об стену и ловить;
- кидать об пол и ловить ручками.
*ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ.
Выполняет много функций (развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует биологически активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов). Тут уж нет предела вашей фантазии. Использовать всё, что угодно. Вот краткий список средств для создания полосы препятствий: канат, ортоковрики, канатная верёвка, скрученные полотенца, утяжелённое одеяло, швабра, кочки, балансир, воздушная подушка, обычные подушки разных размеров, морские камушки, фасоль и разные крупы, песок, мягкие и пластиковые игрушки, стулья большие и малые, скамейка узкая, мешок-капля, утяжелённые мешочки, туннели, мягкие модули, пластиковые бутылки с водой и крупой, дощечка, мотки пряжи...).
Это упражнение можно сопровождать весёлой музыкой. А если использовать одну и ту же мелодию, то скоро у ребёнка выработается схема "стимул-реакция" и уже при первых звуках мелодии малыш будет бежать к старту. Это особенно актуально у детей с нарушением понимания речи и грубой несформированностью произвольности, когда нужно сформировать хоть какие-то произвольные действия.
* БАЛАНСИР. Ставьте малыша на балансировочную доску, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попу, покружить и покачать. Чтобы ребёнку было легче устоять на доске - оденьте ему сандалии или чешки . На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самому поймать равновесие. Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает эффективность работы мозга, т.к. оказывает мощное активирующее воздействие на подкорковые структуры .
Чтобы ребёнку было интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции, хорошо использовать счёт или потешку . Пока вы считаете или поёте малыш должен удержаться на доске. Пример потешки: "Лодочка плывёт по речке, Оставляя нам колечки, Кач-кач, Кач-кач , Мама купит нам калач". Если ребёнок научился хорошо держаться пока вы поёте, тогда можно удлинить потешку "Калачи-то хороши, Посмеёмся от души". Особенно важно для гиперактивных детей.
* ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. У деток с ЗРР пальчики очень неуклюжие, им с трудом даются разные позы из пальцев (например, коза). Хотя доказано, что стимулирование мелкой моторики будет улучшать только произношение, а не слоговую структуру слова, но всё равно пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами речи.
*ИГРЫ С ДЫХАНИЕМ. Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности. Вот список таких игр:
- дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумажки в ворота);
-дуть на пёрышко;
-надувать мыльные пузыри;
-сдувать пену с ладошки;
-дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену;
-дудочки и флейты;
-дуть на кораблики, плавающие на воде;
-задувать свечки, в том числе и плавающие;
- сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.
*ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ (с 2х лет), прыжки двумя ногами по коврикам ("зайчик"). Коврики можно размещать как на прямой линии (постепенно увеличивая расстояние между ними), так и в шахматном порядке. ХОДИТЬ ПО ОДНОЙ ЛИНИИ (удержание равновесия, ощущение средней линии тела). В качестве линии можно использовать канат, верёвку, скрученные в жгут полотенца, прыгали, ремешки ...
*ПРОСЛЕЖИВАНИЕ ГЛАЗАМИ. Интегрирует два полушария. Следить за любимой игрушкой, конфеткой или за любым мотивирующим предметом. Начинать из положения лёжа, после освоения переходить на сидячее положение и завершать в положении стоя. Всё это не в пределах одной игры, разумеется.
* ПОЛЗАНИЕ. Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше Ползать (по-пластунски, на четвереньках). Вот некоторые варианты:
- создать туннель из стульев, а ребёнок должен под ними проползти;
- проползти через "живой" туннель из взрослых;
- кататься "брёвнышком". Следить, чтобы ручки и ножки были прямые. Самых маленьких перекрывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами;
- бегать на четвереньках на перегонки;
- катать игрушку на спине.
Вот такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.
P. S. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу, как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет - не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает, и предложите ему игру. Помните, что "заразить можно только тем, чем болеешь".
Успехов вам и вашим малышам!
Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка - это Задержка Речевого Развития. Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи, то и нужно прицельно развивать речь. Дело в том, что речь - это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной системе (или их отсутствии).
Этот пост для бдительных родителей или, хотя бы, интуитивно чувствующих "что-то не так с ребёнком".
Если вы хотите помочь малышу заговорить, то поймите одну простую вещь – РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано. И когда вы ведёте малыша к логопеду, вспомните, когда вы в последний раз играли со своим ребёнком в подвижные игры? Не в пирамидки и Лего, а в прыжки, догонялки, толкалки и обнималки?
Пока вы вспоминаете, я хочу предложить вам несколько упражнений и игр, которые будут особенно полезны детям с речевыми задержками (впрочем, как и всем остальным).
* ИГРЫ С МЯЧОМ:
- кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень);
- ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире...);
- перекидывать мяч с партнёром (при этом эмоционально сопровождать броски словами "бах", "бум", "лови", "кидай"...);
- сбивать мишень мячом (как вариант-кегли). Мишень можно ставить как ниже уровня глаз, так и выше. Это работа разных групп мышц и оказывает разный эффект;
- для самых маленьких ещё подойдёт катать мяч по полу с партнёром (научить малыша рукой отталкивать мяч). Сопровождать словами "толкай", "кати"...;
- отталкивать руками (и ногами) фитбол;
- футбол (забивать мяч ногами в ворота, бить по мишени);
- для более старших подбрасывать мячик вверх и ловить его;
- кидать об стену и ловить;
- кидать об пол и ловить ручками.
*ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ.
Выполняет много функций (развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует биологически активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов). Тут уж нет предела вашей фантазии. Использовать всё, что угодно. Вот краткий список средств для создания полосы препятствий: канат, ортоковрики, канатная верёвка, скрученные полотенца, утяжелённое одеяло, швабра, кочки, балансир, воздушная подушка, обычные подушки разных размеров, морские камушки, фасоль и разные крупы, песок, мягкие и пластиковые игрушки, стулья большие и малые, скамейка узкая, мешок-капля, утяжелённые мешочки, туннели, мягкие модули, пластиковые бутылки с водой и крупой, дощечка, мотки пряжи...).
Это упражнение можно сопровождать весёлой музыкой. А если использовать одну и ту же мелодию, то скоро у ребёнка выработается схема "стимул-реакция" и уже при первых звуках мелодии малыш будет бежать к старту. Это особенно актуально у детей с нарушением понимания речи и грубой несформированностью произвольности, когда нужно сформировать хоть какие-то произвольные действия.
* БАЛАНСИР. Ставьте малыша на балансировочную доску, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попу, покружить и покачать. Чтобы ребёнку было легче устоять на доске - оденьте ему сандалии или чешки . На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самому поймать равновесие. Доказано, что ежедневное стояние на балансире значительно повышает эффективность работы мозга, т.к. оказывает мощное активирующее воздействие на подкорковые структуры .
Чтобы ребёнку было интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции, хорошо использовать счёт или потешку . Пока вы считаете или поёте малыш должен удержаться на доске. Пример потешки: "Лодочка плывёт по речке, Оставляя нам колечки, Кач-кач, Кач-кач , Мама купит нам калач". Если ребёнок научился хорошо держаться пока вы поёте, тогда можно удлинить потешку "Калачи-то хороши, Посмеёмся от души". Особенно важно для гиперактивных детей.
* ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. У деток с ЗРР пальчики очень неуклюжие, им с трудом даются разные позы из пальцев (например, коза). Хотя доказано, что стимулирование мелкой моторики будет улучшать только произношение, а не слоговую структуру слова, но всё равно пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами речи.
*ИГРЫ С ДЫХАНИЕМ. Выполняют две важные функции: способствуют развитию речевого выдоха, а также повышают тонус мозговой деятельности. Вот список таких игр:
- дутибол (задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек бумажки в ворота);
-дуть на пёрышко;
-надувать мыльные пузыри;
-сдувать пену с ладошки;
-дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену;
-дудочки и флейты;
-дуть на кораблики, плавающие на воде;
-задувать свечки, в том числе и плавающие;
- сдувать с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты.
*ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ (с 2х лет), прыжки двумя ногами по коврикам ("зайчик"). Коврики можно размещать как на прямой линии (постепенно увеличивая расстояние между ними), так и в шахматном порядке. ХОДИТЬ ПО ОДНОЙ ЛИНИИ (удержание равновесия, ощущение средней линии тела). В качестве линии можно использовать канат, верёвку, скрученные в жгут полотенца, прыгали, ремешки ...
*ПРОСЛЕЖИВАНИЕ ГЛАЗАМИ. Интегрирует два полушария. Следить за любимой игрушкой, конфеткой или за любым мотивирующим предметом. Начинать из положения лёжа, после освоения переходить на сидячее положение и завершать в положении стоя. Всё это не в пределах одной игры, разумеется.
* ПОЛЗАНИЕ. Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Стимулируйте ребёнка больше Ползать (по-пластунски, на четвереньках). Вот некоторые варианты:
- создать туннель из стульев, а ребёнок должен под ними проползти;
- проползти через "живой" туннель из взрослых;
- кататься "брёвнышком". Следить, чтобы ручки и ножки были прямые. Самых маленьких перекрывают взрослые, дети ближе к 3 годам уже могут перекатываться сами;
- бегать на четвереньках на перегонки;
- катать игрушку на спине.
Вот такие нехитрые игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсо-моторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.
P. S. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите малышу, как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет - не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает, и предложите ему игру. Помните, что "заразить можно только тем, чем болеешь".
Успехов вам и вашим малышам!
ВЫ СПРАШИВАЕТЕ, МЫ РАССКАЗЫВАЕМ
ДЛЯ ВАС В НАШЕМ ПАНСИОНАТЕ!
Вы спросите: «Чего же такого лечебного может быть в верховой езде?»
Сейчас мы подробно расскажем все секреты.
В процессе прохождения реабилитации при помощи Иппотерапии ребенок или взрослый не просто общается с лошадью, но и выполняет комплекс упражнений верхом на коне.
Рядом обязательно находится инструктор, который следит за поведением животного и помогает пациенту правильно выполнять необходимые движения. В результате сеанса иппотерапии ребенок получает очень интенсивную тренировку и массу положительных впечатлений.
С точки зрения медицины верховая езда оказывает разогревающее, массажное, стимулирующее действие на мышцы малого таза и нижние конечности:
Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 градуса. Это оказывает мягкое разогревающее действие на органы малого таза и ноги. Улучшает обменные процессы и кровообращение.
Движения мышц лошади передают всаднику двигательные импульсы, похожие на движение мышц человека при ходьбе. Это стимулирует работу мышц ног.
Колебательные движения корпуса лошади оказывают массажный эффект на нижнюю половину тела всадника.
Для сохранения равновесия и координации движений человек включает в работу мышцы, которые в его обычной жизни не задействованы. Здесь уже работают не только мышцы ног, но и спины, и пресса, и рук.
Верховая езда стимулирует развитие усидчивости и мелкой моторики.
Общение с лошадью оказывает успокаивающее действие на психику человека.
Лечение верховой ездой хорошо воспринимается людьми с:
неврологическими заболеваниями (ДЦП, задержкой умственного и физического развития, при инсульте, параличах, парезах и др.)
заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиоз 1-2 ст., нарушение осанки, остеохондроз и др.)
нарушения слуха, зрения, речи
Как и любой другой метод лечения, Иппотерапия имеет противопоказания:
Детский возраст до 3-х лет
Воспалительные заболевания
Заболевания тазобедренных суставов
Заболевания позвоночника (выше 3-степени)
Любые заболевания в стадии обострения
Злокачественные новообразования.
Иппотерапия - очень эффективный и очень приятный метод реабилитации. Я не знаю других методов, которые доставляли бы и детям и взрослым столько удовольствия.
Очень важно понять, что лечение верховой ездой это именно метод реабилитации.
Как любая реабилитация этот метод требует курсов и определенное количество повторений для закрепления результата.
Для разных пациентов курсы могут иметь различную продолжительность – от 15 до 25 сеансов с максимальным перерывом между сеансами в 1-2 дня.
Для получения стойкого результата курсы должны повторяться с перерывом не более 2-3 недель между ними.
Для прохождения такой реабилитации нужно запастись терпением, упорством и настойчивостью.
И еще один важный момент:
так как этот метод имеет свои показания и противопоказания к использованию, перед тем, как записаться на подобную реабилитацию, нужно получить назначение врача.
А вы уже пробовали лечение верховой ездой? Расскажите о ваших впечатлениях.
#иппотерапия #реабилитациядетей #дцпнеприговор
ДЛЯ ВАС В НАШЕМ ПАНСИОНАТЕ!
Вы спросите: «Чего же такого лечебного может быть в верховой езде?»
Сейчас мы подробно расскажем все секреты.
В процессе прохождения реабилитации при помощи Иппотерапии ребенок или взрослый не просто общается с лошадью, но и выполняет комплекс упражнений верхом на коне.
Рядом обязательно находится инструктор, который следит за поведением животного и помогает пациенту правильно выполнять необходимые движения. В результате сеанса иппотерапии ребенок получает очень интенсивную тренировку и массу положительных впечатлений.
С точки зрения медицины верховая езда оказывает разогревающее, массажное, стимулирующее действие на мышцы малого таза и нижние конечности:
Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 градуса. Это оказывает мягкое разогревающее действие на органы малого таза и ноги. Улучшает обменные процессы и кровообращение.
Движения мышц лошади передают всаднику двигательные импульсы, похожие на движение мышц человека при ходьбе. Это стимулирует работу мышц ног.
Колебательные движения корпуса лошади оказывают массажный эффект на нижнюю половину тела всадника.
Для сохранения равновесия и координации движений человек включает в работу мышцы, которые в его обычной жизни не задействованы. Здесь уже работают не только мышцы ног, но и спины, и пресса, и рук.
Верховая езда стимулирует развитие усидчивости и мелкой моторики.
Общение с лошадью оказывает успокаивающее действие на психику человека.
Лечение верховой ездой хорошо воспринимается людьми с:
неврологическими заболеваниями (ДЦП, задержкой умственного и физического развития, при инсульте, параличах, парезах и др.)
заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиоз 1-2 ст., нарушение осанки, остеохондроз и др.)
нарушения слуха, зрения, речи
Как и любой другой метод лечения, Иппотерапия имеет противопоказания:
Детский возраст до 3-х лет
Воспалительные заболевания
Заболевания тазобедренных суставов
Заболевания позвоночника (выше 3-степени)
Любые заболевания в стадии обострения
Злокачественные новообразования.
Иппотерапия - очень эффективный и очень приятный метод реабилитации. Я не знаю других методов, которые доставляли бы и детям и взрослым столько удовольствия.
Очень важно понять, что лечение верховой ездой это именно метод реабилитации.
Как любая реабилитация этот метод требует курсов и определенное количество повторений для закрепления результата.
Для разных пациентов курсы могут иметь различную продолжительность – от 15 до 25 сеансов с максимальным перерывом между сеансами в 1-2 дня.
Для получения стойкого результата курсы должны повторяться с перерывом не более 2-3 недель между ними.
Для прохождения такой реабилитации нужно запастись терпением, упорством и настойчивостью.
И еще один важный момент:
так как этот метод имеет свои показания и противопоказания к использованию, перед тем, как записаться на подобную реабилитацию, нужно получить назначение врача.
А вы уже пробовали лечение верховой ездой? Расскажите о ваших впечатлениях.
#иппотерапия #реабилитациядетей #дцпнеприговор